Научная статья на тему 'Проблемы развития малых инновационных предприятий'

Проблемы развития малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СПРОС НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE ECONOMY / ECONOMY INFORMATION / VIRTUAL SECTOR OF ECONOMY / REMOTE EMPLOYMENT / DEMAND FOR RESULTS OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амельченко Е. Н., Кошелева Т. Н.

Рассматривается процесс формирования инновационной экономики на основе развития малого предпринимательства, условия реализации государственной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. Освещены проблемы в развитии российского предпринимательства и предложены направления их решения, пути и особенности становления инновационной экономики. Обосновано появление новых форм занятости и организации труда в процессе становления инновационной экономики, появление информационного сектора услуг и его расширение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

In the article the author considers process of formation of the innovative housekeeper on the basis of development of small business. Are considered conditions realisations the state politicians in to sphere of support and development of small business. The author considers problems in development of the Russian business and offers directions of their decision, a way and feature of formation of innovative economy. The author justifies occurrence of new forms of employment and the organisation of work in the course of formation of innovative economy and justifies occurrence of information sector of services and its expansion. Generalises the basic differences and characteristic lines the formed of the innovative economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малых инновационных предприятий»

ЭКОНОМИКА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.Н. Амельченко, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Т.Н. Кошелева, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Рассматривается процесс формирования инновационной экономики на основе развития малого предпринимательства, условия реализации государственной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. Освещены проблемы в развитии российского предпринимательства и предложены направления их решения, пути и особенности становления инновационной экономики. Обосновано появление новых форм занятости и организации труда в процессе становления инновационной экономики, появление информационного сектора услуг и его расширение.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационная экономика, информатизация экономики, виртуальный сектор экономики, дистанционная занятость, спрос на результаты инновационной деятельности

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

E.N. Amelchenko. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. T.N. Kosheleva. Saint-Petersburg university of management and economics

In the article the author considers process of formation of the innovative housekeeper on the basis of development of small business. Are considered conditions realisations the state politicians in to sphere of support and development of small business. The author considers problems in development of the Russian business and offers directions of their decision, a way and feature of formation of innovative economy. The author justifies occurrence of new forms of employment and the organisation of work in the course of formation of innovative economy and justifies occurrence of information sector of services and its expansion. Generalises the basic differences and characteristic lines the formed of the innovative economy.

Key words: small business, innovative economy, economy information, virtual sector of economy, remote employment, demand for results of innovative activity

В целях стимулирования проявления факторов, определяющих процесс формирования инновационной экономики необходимо, эффективное развитие малого

предпринимательства. Для стратегического развития малых инновационных предприятий необходима активная и эффективная государственная политика по его поддержке на всех уровнях власти. В настоящее время такая политика в России разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Опыт большинства зарубежных стран показывает, что это важное самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства, которое строится на принципе наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект регионам и стране в целом.

Реализация государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства, требует создания правовой, финансовой и институциональной среды, эффективное функционирование которой предполагает, во-первых, постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций и, во-вторых, ориентацию, как на общие цели социально-экономической политики государства в процессе формирования инновационной экономики, так и на интересы субъектов малого предпринимательства.

В нашей стране недостаточно предпринимателей, которые знают и умеют организовывать свое небольшое дело, а научиться этому можно только на практическом опыте, которого из-за небольшого исторического опыта развития российского предпринимательства как раз и не хватает. Есть огромный потенциал среди тех, кто хотел бы заняться малым предпринимательством, но боится, в том числе и из-за не уверенности в своих силах. Многие хотели бы купить готовое малое предприятие, и есть предложения по его продаже, а среди тех, кто уже создал свое дело много таких, кто потерял интерес к предпринимательству в определенной сфере деятельности и хотели бы заниматься чем-то новым, может быть даже в другом регионе. Решить эти проблемы поможет создание информационной базы малых предприятий и, так называемого, рынка малого предпринимательства и малых предприятий на уровне региона и всей страны в целом. В этом деле главное - создание банка информационных данных, доступность к этому банку потенциальных предпринимателей; возможность проведения оценки конкурентоспособности малых предприятий, достоверность и объективность этой оценки, проведенной независимыми экспертами [1].

Формирование рынка малого предпринимательства и его роль в становлении инновационной экономики - один из важнейших факторов экономического роста. Однако именно этот процесс на практике определяет и будет определять в дальнейшем направление стратегического развития малых предприятий и в целом малого предпринимательства, в том числе и становление и развитие инновационных стратегий.

Встречаются различные терминологические определения экономических этапов развития общества, используемые исследователями разных школ и направлений, к которым относятся характеристики индустриального и постиндустриального развития, информационной экономики, виртуальной и сетевой экономики, экономики знаний и др. Общим в этих определениях является то, что за исходную основу все школы принимают развитие техники и основанный на инноватике технический прогресс, который выражается в новых технических и технологических конфигурациях изготовления новых изделий, более рациональному использованию природных ресурсов, и в конечном итоге, росте благосостояния населения. Многие исследователи считают основным условием экономического развития общества появление новой техники и нового знания и т.д. Но, по мнению некоторых исследователей и на взгляд авторов, он несколько односторонен, поскольку его сторонники не учитывают социальные и экологические факторы и их определяющее значение.

Многие исследователи подтверждают, что предпосылкой и фундаментальной основой процесса формирования модели новой экономической системы является качественно новый тип технологического и хозяйственного укладов, что находит выражение в создании

государственных или государственно-частных корпораций, которые при правильной их организации должны отличаться высокой степенью инновационного производства. Потребность в повышении степени инновационности производства и переходе от фактически сырьевой экономики к глубокой переработке исходного сырья обусловили создание госкорпораций, которые на сегодняшний день не удовлетворяют потребностям инновационного развития экономики и, в некоторой степени, ограничивают и сдерживают это развитие.

С учетом наметившихся симптомов выхода российской экономики из всеобщего экономического кризиса, учитывая факторы технического прогресса и следующего за ними экономического роста, правомерно вести речь о формировании инновационной экономики на основе учета новых, после кризисных условий, в том числе и нестабильности в стабильных, экономически устойчивых странах восточной Азии и северной Африки, что определяет качественные изменения не только условий и факторов производства, но и условий деятельности всего мирового сообщества. Инновационная экономика должна основываться на формировании инновационной системы, которая является динамичной, развивающейся частью всей социально-экономической системы и должна выступать как совокупность определенных взаимосвязанных элементов и процессов, обеспечивающих быструю и адекватную реакцию на изменение внешних условий, в первую очередь изменений требований рынка.

Становление инновационной экономики происходит эволюционным путем, хотя эта эволюция в некоторых случаях предполагает кардинальное изменение устоявшихся категорий. Так, экономика, основанная на интеллектуальном знании, совершила переход к новому типу экономического равновесия в национальном хозяйстве, подчинив его требованиям национального финансового рынка, что привело к усилению в финансовом плане одних хозяйств и к ослаблению других. Сегодня происходит переход от управления исключительно материальными активами к увеличению доли в управлении нематериальными активами, многие предприятия начинают получать достаточно значительную по отношению к объемам вложенного капитала сверхприбыль, источником которой выступает преобразование нематериальных активов в нематериальный капитал посредством капитализации фондовым рынком стоимости сверхприбыли предприятия [2]. Авторы считают, что именно такая экономика, основанная на интеллектуальном знании, преобразованном в нематериальный (интеллектуальный) капитал и капитализированном предприятиями в дополнительную прибыль и должна стать одним из побудительных мотивов формирования инновационной экономики.

В новой инновационной экономике нематериальный капитал может принимать и принимает различные формы: интеллектуальной собственности; преобразования системы деловых связей производителей (поставщиков, клиентов) во взаимосвязанную систему сетей, способствующих повышению ценности и снижению расходов на взаимодействия их участников между собой и с конечными потребителями; репутации брэнда изготовителя.

В условиях формирующейся инновационной экономики должна измениться и природа собственности, поскольку прогресс знаний нарушает ее целостность и условия функционирования свободного рынка. Нередко новому инновационному предприятию не нужны значительные по объему производственные фонды в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными активами, в то время как текущие активы могут вытесняться информацией [3].

Информатизация экономики ведет к появлению нового вида издержек -информационных. Их доля, по отношению к материальным затратам достаточно значительна и должна постоянно возрастать. В США доля затрат на поиск информации, обмен ею с партнерами, мониторинг действий конкурентов и т.д. в общих издержках составляет в среднем в добывающей промышленности 30-40 %, а у финансовых институтов - до 60 % [2].

Особенность инновационной экономики связана с формированием и динамичным развитием виртуального сектора экономики. Между этими различными секторами

экономики - реальным, монетарным и виртуальным - возникают противоречия. В России сегодня превалирует монетарный сектор экономики, а виртуальный сектор только формируется. Неизбежный отток ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в виртуальный сектор экономики, недостаточное развитие инфраструктуры может привести к нарушению макроэкономического равновесия, дефициту ресурсов в других сферах экономического развития, и в первую очередь - к дефициту высококвалифицированных кадров в материальном производстве. В отличие от реального, виртуальный сектор с присущей ему долей открытости предоставляет фактически одинаково равную информацию для покупателей, продавцов и производителей, поскольку все участники информационной сети имеют равный доступ к виртуальному сектору. В этих условиях основной проблемой становится выбор информации, ее защита, анализ и принятие хозяйственного решения, решить которую под силу небольшим творческим коллективам - малым предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, благодаря относительно небольшому потоку информационных ресурсов.

Новая инновационная экономика должна стимулировать и порождать новые формы занятости, в том числе удаленной или дистанционной работы, спрос на которые уже сегодня актуален. В США применение системы дистанционной работы обеспечивает прирост производительности труда в среднем на 15 %, а по отдельным отраслям - до 40 % [2]. Классическая офисная схема организации труда практически исчерпала свой потенциал и уже сегодня не способна обеспечить устойчивый рост производительности труда, который не поспевает за новыми растущими технологиями. Европейский союз финансирует исследования и программы в сфере дистанционной занятости, исходя из того, что ее распространение должно способствовать выравниванию уровней экономического развития в разных регионах. Преимущества дистанционной деятельности заключаются в использовании гибкого режима труда, привлечении необходимого высококвалифицированного персонала при одновременном сокращении денежных затрат работодателя и затрат времени работника (на переезд, на адаптацию на новом месте работы и т.д.).

Для российских компаний, к сожалению, сегодня преимущественно применяется работа сотрудников в офисе, дистанционная занятость практически не используется, так как предполагает внедрение и использование относительно дорогих постоянно совершенствующихся информационных технологий. Но, кроме развития дистанционных видов занятости, по мнению авторов, несомненным является то, что преобладающим видом деятельности в инновационной экономике должна стать интеллектуальная и творческая деятельность, которые как раз не требуют необходимости присутствия сотрудников на рабочем месте, а чисто физические виды работ должны будут выполняться механизмами и автоматами.

Экономический рост современного общества основывается на доминирующем влиянии, которое оказывает на промышленность и сельское хозяйство третий сектор экономики - сектор услуг. Нематериальное производство становится преобладающим направлением экономического и социального развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства и уровень развития стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как уровень развития техники и технологий в сфере услуг, образование и квалификация сотрудников, степень владения новейшими управленческими технологиями и уровень их внедрения, развитие рыночной инфраструктуры, формирование бизнес-сетей и степень их распространения, организационная культура предприятий и их сотрудников.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному и формирование инновационной экономики предполагает создание интеллектуального фактора как самостоятельного и важнейшего элемента хозяйственного развития. Поэтому постиндустриальную экономику называют информационной экономикой, экономикой знаний, новой инновационной экономикой, в которой экономическое принуждение заменяется самопринуждением наряду с созданием стимулов к социальному творчеству, а на смену экономическому человеку приходит социальный человек [4]. Меняется и социальная

структура общества: к числу людей новой инновационной экономики будут относиться ученые, экономисты и разработчики интеллектуальных технологий, занятые на малых предприятиях, в том числе на малых инновационных предприятиях или в малом предпринимательстве. Наиболее дефицитным фактором развития, определяющим конкурентоспособность, будут знания и информация. Сами знания, превратятся в стратегические ресурсы, которые должны включать в себя интеллектуальные способности человека, концентрацию теоретических знаний, обработку информации, квалификацию и переквалификацию, профессионализм и т.д.

В информационной экономической системе производство информационного продукта должно иметь приоритетный характер, в ней будет доминировать четвертый сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг - это информация, как основа создания так называемого «информационного общества» и особых экономических зон, в том числе в процессе формирования инновационной экономики.

Итак, к основным отличиям и характерным чертам новой инновационной экономики авторы предлагают относить [2, 3]:

- преобладание сферы услуг;

- межличностная коммуникация;

- усиление роли научных исследований и роли теоретических знаний;

- ведущая роль образования;

- изменения профессиональной структуры общества и преобладание творческих и интеллектуальных видов деятельности, осуществляемых в малом предпринимательстве;

- определенная доля независимости от старых видов ресурсов и их постепенная замена на новые, с проведением исследований, доработкой и их внедрением на малых предприятиях;

- повышение степени безопасности новых знаний и технологий, проведение исследований, доработка и внедрение которых также должны осуществляться малыми инновационными предприятиями и т. д.

Важнейшей предпосылкой формирования и функционирования инновационной экономики является взаимодействие участников инновационной деятельности -университетов, исследовательских институтов, лабораторий, промышленных предприятий, организаций разработчиков и малых инновационных предприятий.

На данном этапе развития в России не существует целевого комплексного подхода к построению инновационной экономики и национальной инновационной системы, решению кадровых проблем, интеграции науки, производства и образования. Хотя надо заметить, что имеются некоторые концептуальные подходы к решению проблемы: формирование исследовательских университетов, создание технопарков и особых экономических зон, формирование новых кластеров и наукоградов, создание крупных инновационных корпораций, реформа науки и российской системы образования и т.д.

Концепция перехода к инновационному типу развития должна стать основой создания самой политики инновационного развития, которая будет определять направления инновационного развития, под которую должна создаваться структура инновационной системы, включая всех ее участников, начиная с государственного бюджета и заканчивая государственным заказом на разработку и создание инноваций, одним из ведущих исполнителей которой, и выступает малое предпринимательство.

В силу этого стратегия инновационного развития определяется государством и его федеральными и региональными органами, а разрабатываться она должна для всех участников инновационного процесса, в том числе и для основных ее участников - для малых предпринимателей, малых предприятий. Такая стратегия должна включать: формирование кластеров, особых экономических зон, а также инфраструктурных элементов инновационного развития в виде создания технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д. Но любое из перечисленных направлений развития малого предпринимательства подразумевает, для начала, накопление инновационного потенциала, который и должен дать толчок для

дальнейшего инновационного развития и формирования новых направлений и форм инновационного предпринимательства. Одним из направлений развития малого предпринимательства с целью накопления инновационного ресурса выступает направление увеличения доли именно малых предприятий, по сравнению с крупными предприятиями, с точки зрения усиления диверсификации российской экономики, решения социальных задач, реализации творческих способностей и предпринимательского потенциала населения, создания благоприятного инновационного климата и формирования инновационной инфраструктуры в процессе формирования инновационной экономки. Крупное предприятие заинтересовано в своих кадровых инженерах, которые призваны решать поставленную задачу. В общем, крупное предприятие скорее будет обходиться натуральным хозяйством, то есть генерировать инновации внутри себя, а если и внедрять чужие инновации, то только надежные и апробированные, что с натяжкой можно охарактеризовать как инновационная деятельность. Что касается так называемых сырьевых корпораций (корпораций, ориентированных и работающих, в основном, в сырьевом секторе экономики), то для их основной деятельности и повышения их конкурентоспособности, в принципе, не требуется так уж много инновационных разработок, полагает Н. Иванова, первый заместитель директора Института международной экономики и международных отношений РАН [5].

Какие могут быть у крупных предприятий инновации, когда риски инновационной деятельности настолько велики, норма прибыли от будущей инновации - под вопросом, а те же самые деньги с гарантированным успехом можно заработать и без осуществления инновационной деятельности - отметил И. Пономарев, член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В России изначально подошли к строительству инновационной экономики и созданию предпосылок для формирования благоприятной инновационно ориентированной инновационной инфраструктуры несколько односторонне. Государство занимается развитием инновационного предложения, но не уделяет должного внимания развитию инновационного спроса. Сегодня в России существует несоответствие спроса на инновации и предложения готовых инноваций: спрос на инновации существует в тех областях знания, где в России их пока очень мало, а предложение инноваций присутствует в невостребованных рынком областях знания. Пока не будет выявлен спрос на результаты инновационной деятельности (на сами инновации), не определятся потенциальные покупатели, то есть пока не станет понятно, кто собирается покупать производимые в стране инновации, в том числе и технологические, будет достаточно проблематично накопить инновационный потенциал для стратегического развития малого предпринимательства, определить рациональные или нерациональные направления развития малого предпринимательства используются сегодня и, тем более определить их эффективность и осуществить их выбор и, в конечном счете, сформировать предпосылки для создания инновационной экономики [5].

У государства есть возможности влиять и стимулировать желание предпринимателей заниматься инновационной деятельностью - с помощью ужесточения требований к предприятиям по части энергоэффективности, экологии и т.д. И государство начинает ими все активнее пользоваться. Но эти рычаги воздействия могут стимулировать только незначительный рост инновационной активности предпринимательства, небольшое увеличение доли новых технологий, что все равно не сможет принести долгосрочного экономического эффекта. Инновационный голод у предпринимательства может возникнуть при одном условии - наличии реальной конкуренции между крупными игроками в каждом отдельно взятом секторе экономики. Многолетняя российская государственная политика по созданию крупных компаний, так называемых «национальных чемпионов», привела к тому, что в большинстве отраслей с потенциально высокой наукоемкостью в России царит конкурентное спокойствие, которое никак не может стимулировать инновационную активность предпринимательства в целом и малого предпринимательства, в частности.

Для формирования предпосылок создания малых инновационных предприятий необходимо, чтобы экономика стала конкурентоспособной. Для этого требуется

сформировать конкурентные преимущества в ряде отраслей, такие как наличие ресурсов, инновационного и технологического потенциала, численности трудовых ресурсов, которые должны сформировать предпосылки для повышения конкурентоспособности и трансформирования экономики в инновационную с активным включением в этот процесс малых инновационных предприятий.

Литература

1. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства: монография. СПб.: ГУАП, 2009. С. 185.

2. Журавлева Г.П., Добрынин А.И. Инновации - основной фактор формирования модели новой экономики // Экономика и управление. 2007. № 6 (32). С. 30-33.

3. Кошелева Т.Н. Малое предпринимательство: ограничения, факторы инновационного роста и направления развития: монография. СПб: СПбАУ, 2011. С. 202.

4. Елисеева И.И. Экономика знаний: условия и факторы развития // Экономика и управление. 2007. № 6 (32). С.23-24.

5. Денисов Д. Несварение инноваций // Санкт-Петербургский Бизнес-журнал. 2009. № 11 (108). С. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.