УДК 330.356
В. И. Петрище
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рассматриваются этапы эволюции предпринимательства во взаимосвязи со сменой ключевого ресурса экономики и процессами его интеллектуализации. Интеллектуальное обеспечение инновационного развития предпринимательства предусматривает организацию и самоорганизацию непрерывных встречных информа-ционно-знаниевых потоков в системе «образование - наука - предпринимательство - государство».
Ключевые слова: интеллектуальное предпринимательство, интеллектуальное обеспечение инновационного развития предпринимательства.
Пришедшая на смену индустриальной постиндустриальная фаза развития экономики - экономика знаний в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный капитал.
Важной характеристикой новой экономики являются растущая неопределенность и, как следствие, риски принятия решений. Недетерминированность рыночных процессов в экономике знаний обусловливает принятие другой методологии управления: целенаправленное управление объектом (кибернетический подход) дополняется механизмами регулирования среды его существования для стимулирования процессов самоорганизации системы (синергетический подход). Благоприятная среда создает условия, в которых развиваются именно те формы социально-экономической деятельности, которые необходимы для сохранения устойчивости всей экономической системы.
Отличительной чертой экономики знаний является переход конкуренции, с одной стороны, в над-систему (на глобальный уровень), а с другой - в подсистему - на уровень отдельной личности (наноуровень). Конкуренция становится многоуровневой, проникая, в том числе, и во внутреннюю среду предприятия, а предприятие должно быть конкурентоспособным на каждом уровне как внешней, так и внутренней среды. Во внешней среде возрастает роль взаимодействия предприятия со своими партнерами в рамках сетей, которые становятся важнейшими экономическими субъектами новой экономики (в отличие от корпораций в индустриальной экономике). Во внутренней среде все более важное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывают ее сотрудники, а также механизмы реализации обмена знаниями между ними и выработки коллективных решений.
Экономика знаний принципиально меняет все традиционные принципы, подходы и модели развития конкурентоспособного предпринимательст-
ва. Предпринимательство в экономике знаний все больше ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес начинают занимать нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские и т. п.), которые являются следствием эффектного использования интеллектуального капитала предприятия.
Для эффективного функционирования в экономике знаний необходимо изменение принципов и моделей успешной предпринимательской деятельности. Такой трансформации мешает инерционность мышления и в целом представлений о предпринимательстве, сформировавшихся в период индустриального развития. Отсюда, основная проблема современного предпринимательства - недостаток нового инновационно-креативного мышления, новых концепций, теорий, методов, механизмов перехода к инновационному (знаниевому) развитию [1, с. 23].
Все это обусловливает необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся не только в том, что основным экономическим продуктом предпринимательской деятельности все чаще выступает интеллектуальный продукт (ноу-хау, программное обеспечение, методика, технология и т. п.) и высокотехнологичный продукт (доля затрат на НИОКР в продукте более 3.5 %), но и в том, что сами предприниматели становятся интеллектуалами (или, скорее, интеллектуалы предпринимателями), знаменуя развитие нового типа предпринимательства - интеллектуального.
Интеллектуальное предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательства, осуществляемый интеллектуалами (людьми с высшим образованием и развитым интеллектом), создающими социально ориентированные сложные инновационные интеллектуальные продукты, цели деятельности которых определяются в большей степени целями самореализации и духовно-нравственными ориентирами, чем экономическими выгодами.
Интеллектуальными предпринимателями являются прежде всего исследователи и ученые, преподаватели и другие высококомпетентные специалисты, занимающиеся коммерциализацией собствен-
ных идей и разработок. Следует выделить следующие виды интеллектуального предпринимательства:
- предпринимательство в научно-технической сфере: в сфере НИОКР, инжиниринга, разработки ПО или высокотехнологичное предпринимательство;
- предпринимательство в креативной сфере: сочинительство (писатели, композиторы), рисование, шоу-бизнес и другие виды искусства, реклама, дизайн;
- предпринимательство в сфере управления (консалтинг): управленческие и маркетинговые услуги, подбор персонала, аудит, финансовые услуги и т. п.;
- предпринимательство в сфере образования и подготовки кадров;
- предпринимательство в сфере предоставления информационных услуг в виде отчетов, обзоров, БД, аналитики, рейтинговые агентства и т. п.
Интеллектуализация предпринимательства выражается в росте роли нематериальных ресурсов, особенно интеллектуальных, в формировании кон-
курентоспособности предпринимательских структур; изменении продукта труда: от материального к интеллектуальному; смене типа предпринимательства - от трудового к интеллектуальному, характеризующемуся ростом уровня образованности, духовности и социальной ориентации предпринимательской деятельности. Данные процессы отображены на рис. 1.
Интеллектуализация предпринимательства создает условия для возрастания роли образования как основы формирования и развития интеллектуальных ресурсов, создания и трансфера новых знаний в экономику. Система образования неизбежно становится ближе к предпринимательству, интегрируется с ним, что способствует более эффективному обмену знаниями, внедрению более совершенных научных методов производства, росту образованности и духовности предпринимательства, заставляющей его служить интересам общества, а не только личной выгоде.
Для эффективной реализации этой задачи должны измениться отношения между системами обра-
Роль / Объем нематериальных ресурсов
Ключевые факторы производства
- интеллект. ресурсы;
- немат. актав^^^
- квалиф. наемный труд;
- капитал;
- немат. активы
квалиф. наемный труд;
капитал;
технологии
■ квалиф. ручн. и машинный труд;
■ оборудование / технологии
Неквалифицированный ручной труд
капитализм -до нач. XX в.
Ранний Развивающийся Индустриальное Сервисная Постиндустр.
экономика (экономика знаний) - с 90-х гг. по наст. вр.
капитализм - общество - 50- экономика -до 30-х гг. XX в. 70-е гг. XX в. по 80-е гг. ХХ в.
наст. вр. - по наст. вр.
Доминирующий
тип
предприн-ва
Мелкое и среднее фабричное предприн-во
Роль / Объем нематериальных ресурсов Крупное Транснац. Сервисное Интеллект.
промышл. промышленное предприн-во предпринин-во
предприн-ва предприн-во
Рис . 1. Эволюция предпринимательства во взаимосвязи со сменой ключевого ресурса экономики
зования и предпринимательства, которые на данный момент разобщены и развиваются независимо, автономно, что сдерживает процессы интеллектуализации и инноватизации предпринимательства.
Одним из способов сближения образования и предпринимательства может стать развитие интеллектуального предпринимательства в вузах. Развитие интеллектуального предпринимательства в вузах создает предпосылки для разработки и апробации новых моделей взаимодействия вузов и бизнеса, адекватных региональным условиям. В качестве такой модели выступают малые предприятия, организованные при вузах [2, с. 17].
Поскольку доля стоимости знаний в общей стоимости выпускаемой продукции непрерывно растет и уже, по некоторым оценкам, превышает 50 %, это обусловливает необходимость разработки моделей и механизмов интеллектуального обеспечения инновационного развития субъектов экономики. В свою очередь в условиях развития инновационной экономики и становления знаний как основного экономического ресурса интеллектуальное обеспечение инновационного развития предпринимательства становится важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны и роста благосостояния ее населения. В связи с этим встает необходимость определения структуры системы интеллектуального обеспечения, направлений, моделей и механизмов ее развития для поддержания и активизации инновационного роста предпринимательства.
Эволюционный переход предпринимательства от стадии выживания (90-е годы) к инновационному развитию требует изменения методологического подхода к исследованию и регулированию этого процесса: от линейно-равновесного подхода, рассматривающего предпринимателя как зависимого от окружающей среды (замкнутый контур управления) к синергетическому, обеспечивающему интерактивное взаимодействие предпринимателя и среды (открытый контур, нелинейное, неравновесное развитие). Синергетический подход к регулированию инновационного развития предпринимательства позволяет интегрировать целенаправленные государственные усилия по поддержке и регулированию предпринимательства с созданием условий для его самоорганизации и саморазвития в соответствии с им же формируемыми векторами на основе кооперативного поведения, стратегического видения перспектив и межсубъектного взаимодействия, включающего кооперацию не только между предпринимательскими структурами, но и государственными институтами, структурами системы образования и науки, институтами гражданского общества.
Интеграция предпринимательских структур на базе различных форм кооперации - ключевая тенденция развития конкурентоспособности совре-
менных компаний. Кооперация протекает в нескольких основных формах - слиянии и/или поглощении, развитии сетей и кластеров.
Для инновационного развития предпринимательства наиболее перспективными организационными формами кооперации являются кластеры. Для них обостряется необходимость предвидения и управления будущим развитием, что требует обязательного наличия внутри них образовательных или научных структур, обеспечивающих эффективную реализацию этой функции за счет интеллектуального обеспечения процесса. Помимо этого, научно-образовательные структуры могут осуществлять исследования и разработки методов и механизмов управления в сетевых и кластерных структурах, поиск форм сетевого и виртуального регулирования, адекватных текущим и будущим социально-экономическим условиям страны.
Под интеллектуальным обеспечением инновационного развития предпринимательства (ИО-ИРП) понимается непрерывный процесс воспроизводства интеллектуальных ресурсов страны, а также генерирования, обмена и распределения знаний, структурированных в теоретико-методологическом, институционально-структурном и техно-лого-практическом аспектах, между субъектами системы ИОИРП, находящимися на разных ее уровнях (макро, мезо, микро и нано), обеспечивающий базу для развития знаниевой конкурентоспособности предпринимательских структур.
Интеллектуальное обеспечение инновационного развития предпринимательства предусматривает организацию и самоорганизацию непрерывных встречных информационно-знаниевых потоков в системе «образование - наука - предпринимательство - государство», что способствует развитию компетенций и «знаниевой» конкурентоспособности всех участников процесса инновационного развития на всех уровнях взаимодействия.
Концепция ИОИРП состоит в необходимости создания государством условий для эффективного взаимодействия системы образования и науки с системой предпринимательства для активизации встречных информационно-знаниевых потоков за счет:
- эффективного регулирования сложноорганизованной среды и «запуска» процессов самоорганизации субъектов ИОИРП;
- активизации процессов, способствующих развитию интеллектуального предпринимательства при вузах (развития законодательно-правовой базы вузовского предпринимательства);
- развития знаниевой инфраструктуры и среды.
Система ИОИРП является сложной, открытой,
нелинейной самоорганизующейся системой средо-вого типа, управление которой может осуществляться с позиций методологии синергетики.
На рис. 2 представлена структура системы ИО-ИРП, которая формируется благодаря усилиям трех ключевых субъектов национальной инновационной системы (НИС) - государства, предпринимательства и системы образования и науки.
В качестве основных участников ИОИРП определены субъекты системы образования и науки (вузы, научные структуры), система предпринимательства (крупный, средний и малый бизнес), государство и его институты. Интеллектуальное предпринимательство рассматривается как результат интеграции науки и предпринимательства и канал трансфера знаний между ними.
Каждый из них активно влияет на состояние и развитие всех элементов ИОИРП, а эффективность их взаимодействия определяет эффективность воспроизводства интеллектуальных ресурсов, а также обмена и распространения знаний в обществе (стране), что обеспечивает развитие «знаниевой» конкурентоспособности экономических субъектов на всех уровнях социально-экономической системы.
Основным субъектом, запускающим процессы самоорганизации в системе ИОИРП благодаря изменению параметров среды, является государство. Процессы изменения параметров среды фактически представляют собой процессы регулирования системы ИОИРП, которые и запускают целенаправленную самоорганизацию субъектов.
Исходя из принципов синергетики воздействие на систему ИОИРП (ее среду) может быть малым,
ЗНАНИЕВАЯ СРЕДА:
- инновационная культура и инновационное поведение;
- защита авторских прав и интеллектуальной собственности;
- доступность знаниевой инфраструктуры;
- экономические стимулы для создания и внедрения инноваций и т. п.
Рис . 2 . Структура интеллектуального обеспечения инновационного развития предпринимательства
что соответствует принципу «резонансного воздействия». Воздействие будет резонансным, если оно согласовано с внутренними качествами и свойствами системы. Только в этом случае субъекты ИОИРП изберут наиболее благоприятные для регулирующего субъекта (государства) пути развития системы.
Другими словами, государственное регулирование должно соответствовать насущным потребностям субъектов системы ИОИРП, что требует их тщательного изучения, коллективного обсуждения. Поэтому, осуществляя регулирующее воздействие на среду, государство должно проводить консультации с представителями других субъектов системы ИОИРП - предпринимательства и системы образования и науки.
Только за счет тесного взаимодействия со всеми субъектами ИОИРП можно оптимизировать расходы на регулирующие воздействия и реализовать резонансное управление (малые воздействия, приносящие необходимые результаты). По нашему мнению, это может быть реализовано через использование механизмов сетевой координации. Так, на макроуровне, например, за счет создания координационных советов при президенте РФ, общественных советов при министерствах с равным представительством в них всех заинтересованных субъектов регулируемой системы.
Фактически координационные советы работают на принципах управляющих подсистем стратегических сетей. Они вырабатывают стратегические ориентиры, определяющие общие цели и стратегии их достижения, определяют общие «правила игры» (институты), которые помогают координировать совместную деятельность всех субъектов.
Важную роль в структуре ИОИРП играет зна-ниевая инфраструктура, представляющая собой совокупность вспомогательных сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для генерирования, накопления и обмена знаниями, создания возможностей оперативного и непрерывного доступа к ним, что обеспечит воспроизводство, развитие и эффективное использование интеллектуальных ресурсов страны.
Согласно международным исследованиям, индекс уровня образования в странах мира (комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование), дает возможность оценить состояние образования в большинстве стран мира. В соответствии с данными, максимальный показатель в 2009 г. составил 0.989 (Норвегия). Среди других наиболее развитых стан следует отметить Финляндия - 0.99з ед., США - 0.968, Япония -
0.949. Данный показатель для России составил -
0.933 ед. [3, с. 1].
Анализ уровня развития интеллектуальных ресурсов РФ показал их высокий потенциал и низкую эффективность использования. Так, в 2010 г. 28.2 % населения РФ имели высшее образование. К 2015 г. доля таких людей должна возрасти до 30 %. В целом начиная с 2000 г. доля населения с высшим образованием должна возрасти на 8.3 %, с 21.7 до 30 %. За тот же период доля населения со средним и начальным профессиональным образованием должна возрасти с 39.6 до 53.5 % [4, с. 9]. Отсюда следует, что уровень развития интеллектуальных ресурсов РФ достаточно высок. Однако эффективность их использования в экономике низкая.
Образование в России вносит в ВВП меньший вклад, чем в среднем по странам мира. Так, доля образования в ВВП США составляет около 10 %, в то время как в России - менее 3 % [5, с. 47]. Это также доказывает, что эффективность использования потенциала системы образования в экономике России низкая.
Неэффективность использования интеллектуальных ресурсов РФ демонстрируют также данные отрицательной динамики числа исследователей при наличии противоположной тенденции в мире. Так, общая численность работников, выполнявших научные исследования в России за период 20002010 гг., сократилась на 10 % при наличии тенденции роста общего числа исследователей в мире на 35 % в период 1999-2006 годов [6, с. 83].
Россия до сих пор теряет интеллектуальные ресурсы в связи с миграцией ученых и исследователей за границу. Так, Россию ежегодно покидает 200-250 тыс. высококвалифицированных научных работников.
По числу патентных заявок на 1 млн человек Россия уступает всем развитым странам (195.86 заявок на 1 млн человек, что в среднем в 1.5-3 раза меньше, чем в США, Японии, Франции, Германии и Великобритании), однако пока обгоняет Китай и Индию.
Низкая патентная активность показывает не только неэффективное использование интеллектуальных ресурсов, но и неразвитость инновационного сектора экономики, отсутствие мотивации у бизнеса следовать инновационному пути развития, что является следствием отсутствия благоприятной институциональной среды, стимулирующей развитие инноваций.
Согласно оценке Мирового банка, по индексу экономики знаний Россия занимает 60-е место в мире из-за абсолютно неэффективного режима экономического благоприятствования развитию экономики знаний (рейтинг 1.76 по сравнению с 9.27 по первым 10 странам), низкого уровня развития инноваций и информационно-коммуникатив-
ных технологий [7, с. 3]. Наиболее высокий рейтинг получила система образования РФ (7.19 по сравнению с 9.10 по первым 10 странам), что позволяет рассматривать ее как наиболее устойчивый элемент национального хозяйства, обеспечивающий воспроизводство интеллектуальных ресурсов даже в условиях неблагоприятной среды. Констатируя общее отставание России в области развития экономики знаний, следует отметить важность поиска эффективных моделей, механизмов и инструментов интеллектуального обеспечения инновационного развития страны и ее рыночных субъектов, включая предпринимательство.
Для развития интеллектуальных ресурсов в стране необходимо прежде всего выработать четкие приоритеты долгосрочной государственной экономической и промышленной политики на основе тщательного форсайта НТП. Далее следует выработать соответствующую государственной политике стратегию развития системы образования. Система образования должна стать ключевым интегратором интеллектуального и инновационного обеспечения экономических субъектов.
Обзор требований экономики знаний к обществу и анализ современного уровня развития России и ее интеллектуальной сферы позволил выделить следующие проблемы:
- отсутствие взаимодействия между системой науки и образования и системой предпринимательства для осуществления встречного технологического трансфера;
- неэффективное использование интеллектуальных ресурсов страны: несоответствие структуры экономики страны квалификационной структуре трудовых ресурсов, неразвитость интеллектуального предпринимательства;
- неразвитая инфраструктура экономики знаний, особенно ее информационно-коммуникационный сектор;
- неразвитая институциональная среда экономики знаний - отсутствие эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности, экономических стимулов для развития интеллектуальных продуктов (инноваций), государственной поддержки инновационного предпринимательства, предпринимательской культуры.
Преодоление выявленных проблем, по нашему мнению, возможно только при реализации комплексной государственной политики, направленной на развитие условий, способствующих воспроизводству и эффективному использованию интеллектуальных ресурсов.
Что касается системы ИОИРП, то взаимодействия между ее субъектами фактически создают сеть, регулирующей структурой которой является координационный орган (рис. 3).
Рис . 3 . Средовое регулирование системы ИОИРП: синергетический подход
Следует выделить принципы, обеспечивающие эффективное функционирование и регулирование (целенаправленную самоорганизацию) системы ИОИРП: целенаправленной самоорганизации, резонансного воздействия, использования сетевого механизма координации деятельности субъектов, перехода от традиционного стратегического планирования развития системы к разработке стратегического видения состояния системы в будущем, проактивного и адаптивного управления [8, с. 70].
Для перехода на инновационный путь развития в стране должны быть созданы средовые условия, включая развитие институциональной среды, инновационной и знаниевой инфраструктуры, каналов интеллектуального обеспечения предпринимательства, а также эффективно функционировать новые формы организации инновационного предпринимательства - сети и кластеры, которые активно распространяются за рубежом и способствуют иннова-тизации экономики.
Механизм реализации модели предполагает создание разного рода партнерств, некоммерческих организаций и т. п. с представительством субъектов системы ИОИРП, нацеленных на решение задач развития интеллектуальных ресурсов, знание-вой инфраструктуры и среды, эффективный трансфер знаний, что будет способствовать росту активности и масштабов инновационного предпринимательства, формированию инновационной культуры на всех уровнях системы.
Список литературы
1. Ахтямов М . К . Концепции и модели систем интеллектуально-инвестиционной поддержки инновационной деятельности конкурентоспособного предпринимательства: моногр . СПб . : Изд-во СПбГПУ, 2008. 290 с .
2 . Веснина Л . В . Институциональные аспекты формирования кадрового потенциала для развития инновационной экономики региона //
Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып . 10 (100) . С . 15-19 .
3 . Данные Программы развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] . 2009 . URL: http://gtmarket. ru/ratings/education-
index/education-index-info (дата обращения 14 .11. 2010) .
4 . Данные Министерства образования [Электронный ресурс] . 2010 . URL: http://mon . gov. ru/files/materials/6511/doklad . pdf (дата обращения
15.02 .2011) .
5 . Россия и страны мира . 2010: стат . сборник / Росстат . М ., 2010 .
6 . Аткинсон Р .Д ., Анд С .М .Атлантический век: бенчмаркинг инновационной деятельности и конкурентоспособности ЕС и США.Специаль-
ный отчет . 25 февраля [Электронный ресурс] . 2009 . URL: http://www. itif. org/index . php?id=226 - статистика предоставлена OECD (19992005), UNESCO (2000-2006) (дата обращения 17 . 12 .2010) .
7 . Данные Мирового банка [Электронный ресурс] . 2009 . URL: http://info .worldbank. org/etools/kam2/KAM_page5 . asp (дата обращения
14 .11.2010) .
8 . Сизов В . В . Инновационная экономическая политика: вопросы формирования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical
University Bulletin) . 2007 . Вып . 9 (72) . С . 68-72 .
Петрище В. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры.
Орловская региональная академия государственной службы.
Бул. Победы, 5 а, Орёл, Россия, 302028.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.04.2011.
V I. Petrishche
INTELLECTUAL SUPPORT FOR INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP
The article deals with the stages of the evolution of business in conjunction with the change of a key resource of the economy and the process of intellectualization. Intellectual support of innovative business development provides for the organization and self-organization of continuous counter-information and a knowledge flows in the system of “education - science - business - government”.
Key words: intellectual entrepreneurship, intellectual support innovative entrepreneurship.
Oryol Regional Academy of State Service.
Bul. Pobedy, 5 a, Orel, Russia, 302028.
E-mail: [email protected]