Секция «Финансы и кредит»
Библиографические ссылки
1. Журавлева Г.П. Экономика. М. : Юрист, 2009. Гл. 19.
2. Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина. Киров, 2010.
3. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица : учебник. М. : Изд-во МГУ, 2009.
4. Экономика : учебник / под ред. А. С. Булатова. М. : Юрист, 2009. Гл. 28.
5. Экономическая теория / под ред. В. И. Видяпи-на, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. М. : Инфра-М, 2010. Гл. 28.
6. Экономическая теория : учебник для вузов / под ред. В. Д. Камаева. М. : Владос, 2010. Гл. 10.
© Метелькова Ю. В., 2013
УДК 629.73
К. С. Молотилова Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ
Рассматривается понятие малой авиации, развитие авиационной промышленности, а также существующие проблемы малой авиации в России и пути их решения.
Развитие отечественной авиационной промышленности и гражданской авиации России является одной из приоритетных комплексных задач структурной политики государства.
Малая авиация - социально значимый и необходимый для эффективного развития, производства и функционирования транспортной системы страны сегмент рынка авиаперевозок [1].
Условия разработки, производства и эксплуатации парка малой авиации имеют значительные региональные и функциональные отличия. Сложившееся в настоящее время положение в малой авиации характеризуется следующими негативными параметрами:
- отсутствие современного самолета на 15-19 пассажиров;
- аппаратов менее 8 мест достаточно много, но сертифицированных практически нет;
- по отдельным аппаратам (например «Автожир») даже нет требований по их сертификации;
- отсутствие проектов новых вертолетов вместимостью менее 7 мест [2].
Особенностью легкой авиации является большая доля стоимости двигателя и авионики в цене легких воздушных судов, в основном из-за использования зарубежных комплектующих.
На сегодняшний день главной проблемой малой авиации является то, что Россия - единственная страна мира, в которой эта сфера не регулируется ни одним законом и ни одним специализированным государственным органом [3].
Существующие проблемы малой авиации - регулирование вопросов приобретения, регистрации и сертификации малых воздушных судов, использования аэродромов для нужд малой авиации. То есть проблемы чисто законодательного характера. Значительной проблемой в развитии малой авиации является и тот факт, что отечественный авиапром практически не выпускает небольшие легкие лайнеры и вертолеты для гражданских нужд. А те воздушные суда, которые есть у частников, - это в основном иномарки.
И запчасти, соответственно, тоже нужно покупать за границей.
Еще одной большой проблемой является проблема регистрации малых самолетов. Из-за то, что малый авиапарк состоит в основном из зарубежных самолетов, госорганы не очень скоро и быстро, а порою и просто неохотно регистрируют новинки малой авиации. На сегодняшний день данный вопрос более ли менее урегулирован.
Ввиду того, что производство конкурентоспособных воздушных судов находится в стадии развертывания, российские авиакомпании в целях удовлетворения спроса вынуждены, к сожалению, приобретать воздушные суда зарубежного производства. Но получая их, они из-за высоких таможенных пошлин и НДС автоматически увеличивают их цену более чем на 40 %, сразу же становясь неконкурентными с западными компаниями. Обострившаяся же ситуация с ростом цен на авиатопливо «выбила» около 80 % отечественных воздушных судов из области эффективной эксплуатации. В результате авиакомпании попали в безысходную ситуацию. С одной стороны, отечественный авиапром не может предоставить необходимое количество самолетов, с другой, когда они вынуждены брать в лизинг западные самолеты, на них накладывается доплата более 40 %.
В целом по стране состояние инфраструктуры гражданских аэропортов уже не обеспечивает в полной мере даже безопасности полетов. Из общего количества российских аэропортов лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Причем многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта [4].
В связи с перечисленными проблемами государственным органам, регулирующим деятельность гражданской авиации, предложены конкретные действия решения проблемы «малой авиации». Для этого на государственном уровне необходимо предпринять ряд комплексных мер:
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
- создать уполномоченный орган в области малой авиации и его структурные подразделения и территориальные органы в субъектах Российской Федерации;
- переработать законодательную базу авиации;
- создать учреждения подготовки авиационного персонала малой авиации;
- создать органы сертификации авиационного персонала и авиационной техники малой авиации;
- ввести уведомительный порядок полетов в «свободном пространстве»;
- усовершенствовать информационное обеспечение авиации, в том числе малой авиации;
- внести ясные и понятные для всех участников процесса изменения в законодательную базу, Федеральные авиационные правила;
- на период становления «на крыло» отечественного авиастроения, установить нулевые ввозные таможенные ставки и пошлины, а также НДС на воздушные суда и комплектующие к ним всех типов воздушных судов иностранного производства. По мере налаживания серийного производства отечественных воздушных судов, можно будет легко вернуться к заградительным пошлинам. Временное обнуление пошлин даст возможность сохранить отечественную гражданскую авиацию как транспортную отрасль и удовлетворять растущие потребности населения в воздушном транспорте;
- государству провести комплекс необходимых мероприятий по созданию рыночной среды на всех этапах сектора нефтедобычи, производства и обеспечения авиационным топливом [5].
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой ФС РФ 19 февраля 1997 года // Правовая база данных «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.12.2008).
2. О государственном регулировании развития авиации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ принят Государственной Думой ФС РФ 10 декабря 1997 года //Правовая база данных «Консультант-Плюс» (дата обращения: 29.04.2008).
3. О городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 гг. [Электронный ресурс]: Закон г. Москвы от 13.12.2006 № 63 // Правовая база данных «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.04.2008).
4. О развитии малой авиации : Проект Федерального закона [Электронный ресурс] // Авиационный форум. 2008. URL: http://www/forumavia.ru/forum/4/2/ 736559063905050254612019810412_l.shtml?topiccount =50.
5. Росавиация подготовит программу по развитию малой авиации в России [Электронный ресурс] // Риа-новости. 2006. URL: http://www.rian.ru/society/ 20061208/56641074.html.
© Молотилова К. С., 2013
УДК 336.77
А. М. Паранина Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изучены основные методы расчета кредитоспособности заемщиков; сформулированы основные проблемы оценки кредитоспособности; рассмотрены методы расчета кредитоспособности на примере ОАО «Росбанк».
Выдавая кредит, любой банк сталкивается с риском невозврата заёмщиком суммы основного долга и неуплаты процентов. Для того чтобы это предотвратить, необходим тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков, главным средством которого является анализ кредитоспособности клиента.
Перед кредитором постоянно стоит задача выбора показателей для определения способности заемщика выполнить свои обязательства по своевременному и полному возврату кредита. Сегодня эта проблема приобрела особую остроту: экономические трудности серьезным образом отразились на деятельности коммерческих банков. Общеэкономическая функция банков по трансформации рисков существенно ослабла. Просроченная задолженность по ссудам продолжает расти высокими темпами [1].
Кредитная деятельность коммерческих банков осложняется отсутствием у многих из них отработанной
методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов. Большинство средних и мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата и не поддерживает связь со специальными информационными, аналитическими и консалтинговыми службами, сведения которых позволяют получить более точную оценку кредитоспособности заемщиков. А ведь именно оценка кредитоспособности заёмщиков является одной из наиболее сложных и ответственных задач в деятельности коммерческого банка. Эффективная организация процесса оценки кредитоспособности позволяет, снизить уровень кредитных рисков банка, создать необходимые условия для качественного обслуживания клиентов банка, предъявляющих спрос на кредитные продукты.
На сегодняшний день нет строгого методаоценки кредитоспособности, по которому работал бы той или