Научная статья на тему 'Проблемы развития малого предпринимательства в сельских территориях'

Проблемы развития малого предпринимательства в сельских территориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / SUPPORT / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрельцов Антон Евгеньевич

Проведен анализ развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае. Согласно итогам 2014 г. в крае действует свыше 102 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам 2014 г. численность занятых в малом предпринимательстве Алтайского края составляет более 400 тыс. чел., или 42% от общей численности занятых в экономике. Проанализированы численность малых предприятий и их динамика за последние 5 лет, количество работников, занятых в малом предпринимательстве. Большая доля предприятий малого бизнеса занята в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, доля таких предприятий в общем объеме малых предприятий составляет 44%. На втором месте малые предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, доля таких предприятий составляет 17%. За ними следуют предприятия, занятые в обрабатывающей промышленности, их доля около 10%. Представлены изменения численности и структуры малых предприятий в связи с изменяющимися макроэкономическими условиями. Обозначены основные проблемы, препятствующие развитию малых предприятий. Важнейшая проблема малого бизнеса доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Одной из важнейших проблем малого бизнеса является развитие предпринимательства на селе. Аграрный сектор важнейший стратегический ресурс Алтайского края, тем не менее малый бизнес получил достаточно широкое развитие в промышленных центрах, а на селе развит недостаточно. Обозначены основные направления развития и улучшения деятельности малых предприятий. Важнейшая проблема это законодательная база, на которую сейчас может и должно опираться малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность заключается в том, что не отработаны организационные и правовые основы регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; имеющиеся разрозненные уставы и постановления претворяются в жизнь далеко не полностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN RURAL AREAS

The development of small and medium-sized businesses in the Altai Region was analyzed. There were more than 102 thousand small and medium enterprises in the Region in 2014. By the end of 2014 the number of employed in small businesses of the Altai Region was more than 400 thousand people, or 42% of total employment in the economy. The number of small businesses and their dynamics over the past 5 years and the number of employees in small businesses was studied. A large percentage of small businesses are engaged in wholesale and retail trade, repair of motor vehicles, motorcycles, household goods and personal items; the share of such enterprises in the total number of small enterprises makes 44%. Small enterprises engaged in real estate, renting and business services make 17%. They are followed by the businesses engaged in the processing sector; their percentage is about 10%. The changes in the number and structure of small businesses due to the changing macroeconomic conditions are discussed. The main problems hampering the development of small enterprises are outlined. The most important problem of small businesses is the availability of loans, financing, business risk minimization, loan repayment and deposit return. One of the major problems of small business is the development of entrepreneurship in rural areas. The agricultural sector is the most important strategic resource of the Altai Region, however small business is underdeveloped in rural areas. The main directions of the development and improvement of small business are identified. The most important problem is the legal framework which small business may and should rely on.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого предпринимательства в сельских территориях»

6. Shevchenko I.V., Boshtek A.A. Obosno-vannye riski predpriyatii sanatorno-kurortnogo kompleksa // Ekonomika: teoriya i praktika. — 2012. - № 1 (25). - S. 46-52.

7. Zikirova Sh.S. Sovershenstvovanie fi-nansovogo planirovaniya v khode restrukturi-zatsii predpriyatii sanatorno-kurortnogo kom-

pleksa // Servis v Rossii i za rubezhom. -2011. - № 3. - S. 12-19.

8. Statisticheskii sbornik. Kollektivnye sredstva razmeshcheniya Permskogo kraya v 2007-2011 gg. - Perm': Perm'stat, 2008-2012. - 44 s.

+ + +

УДК 339.13(571.15)

А.Е. Стрельцов A.Ye. Streltsov ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

THE PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN RURAL AREAS

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый и средний бизнес, инвестиции, инвестиционная деятельность, поддержка, предприятия.

Проведен анализ развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае. Согласно итогам 2014 г. в крае действует свыше 102 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам 2014 г. численность занятых в малом предпринимательстве Алтайского края составляет более 400 тыс. чел., или 42% от общей численности занятых в экономике. Проанализированы численность малых предприятий и их динамика за последние 5 лет, количество работников, занятых в малом предпринимательстве. Большая доля предприятий малого бизнеса занята в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, доля таких предприятий в общем объеме малых предприятий составляет 44%. На втором месте малые предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, доля таких предприятий составляет 17%. За ними следуют предприятия, занятые в обрабатывающей промышленности, их доля около 10%. Представлены изменения численности и структуры малых предприятий в связи с изменяющимися макроэкономическими условиями. Обозначены основные проблемы, препятствующие развитию малых предприятий. Важнейшая проблема малого бизнеса — доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Одной из важнейших проблем малого бизнеса является развитие предпринимательства на селе. Аграрный сектор — важнейший стратегический ресурс Алтайского края, тем не менее малый бизнес получил достаточно широкое развитие в промышленных центрах, а на селе развит недостаточно. Обозначены основные направления развития и улучшения деятельности малых предприятий. Важнейшая проблема — это законодательная база, на которую сейчас может и должно опираться малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое пред-

принимательство, но трудность заключается в том, что не отработаны организационные и правовые основы регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; имеющиеся разрозненные уставы и постановления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Keywords: small and medium businesses, investment, support, enterprise.

The development of small and medium-sized businesses in the Altai Region was analyzed. There were more than 102 thousand small and medium enterprises in the Region in 2014. By the end of 2014 the number of employed in small businesses of the Altai Region was more than 400 thousand people, or 42% of total employment in the economy. The number of small businesses and their dynamics over the past 5 years and the number of employees in small businesses was studied. A large percentage of small businesses are engaged in wholesale and retail trade, repair of motor vehicles, motorcycles, household goods and personal items; the share of such enterprises in the total number of small enterprises makes 44%. Small enterprises engaged in real estate, renting and business services make 17%. They are followed by the businesses engaged in the processing sector; their percentage is about 10%. The changes in the number and structure of small businesses due to the changing macroeconomic conditions are discussed. The main problems hampering the development of small enterprises are outlined. The most important problem of small businesses is the availability of loans, financing, business risk minimization, loan repayment and deposit return. One of the major problems of small business is the development of entrepreneurship in rural areas. The agricultural sector is the most important strategic resource of the Altai Region, however small business is underdeveloped in rural areas. The main directions of the development and improvement of small business are identified. The most important problem is the legal framework which small business may and should rely on.

Стрельцов Антон Евгеньевич, к.э.н., ст. преп., каф. планирования и прогнозирования бизнес-процессов, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: TV_Strelsova@mail.ru.

Streltsov Anton Yevgenyevich, Cand. Econ. Sci., Asst. Prof., Chair of Business Process Planning and Forecasting, Altai State Agricultural University. E-mail: TV Strelsova@mail.ru.

Введение

В сложившихся экономических условиях, а также в условиях функционирования Российской экономики под влиянием санкционной политики Запада и принятых контрсанкциях ключевая роль социально-экономического развития районов и регионов отводится малому предпринимательству, что подтверждается опытом зарубежных стран, а также заявлениями Президента Российской Федерации в марте-апреле 2015 г. Малые предприятия являются неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Согласно итогам 2014 г. в крае действует свыше 102 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом прирост количества малых и средних предприятий к уровню 2013 г. составил около 10%, а за последние 5 лет их количество увеличилось на 58%. По количеству малых предприятий, включая микропредприятия, Алтайский край занимает третье место среди регионов Сибири и 16-е место — среди субъектов России.

По итогам 2014 г. численность занятых в малом предпринимательстве Алтайского края составляет более 400 тыс. чел., или 42% от общей численности занятых в экономике. Средняя заработная плата одного работника, занятого на малом предприятии края, составила 12950 руб., превышая аналогичные показатели прошлого года на 10,8%.

Основная часть

Число предприятий, занятых в сегменте малого бизнеса, увеличилось с 2010 по 2014 гг. на 94%.

Увеличиваются обороты предприятий, занятых в малом бизнесе, за рассматриваемый период на 45%, что в реальном выражении составляет 80 млрд руб. [1].

Что касается структуры предприятий малого бизнеса в алтайском крае, то большая доля предприятий малого бизнеса занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, доля таких предприятий в общем объеме малых предприятий составляет 44%. На втором месте малые предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, доля таких предприятий составляет 17%. За ними идут предприятия, занятые в обрабаты-

вающей промышленности, их доля около 10% (рис. 1).

В 2015 г. в связи со складывающимися макроэкономическими условиями наметилась тенденция снижения количества малых и средних предприятий, сокращения инвестиций в основной капитал субъектов предпринимательства. Так, в первом квартале 2015 г. количество малых предприятий численностью от 15 до 100 чел. составило 2487 ед., что на 1042 предприятия меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В связи с этим среднесписочная численность работников малых предприятий увеличилась незначительно — на 3,5 тыс. чел. и составила 86,3 тыс. чел. Темп роста оборота малых предприятий за указанный период достиг 110,4%.

Малые предприятия активно привлекают дополнительные финансовые ресурсы на развитие бизнес-проектов. Темп роста инвестиций в основной капитал малых предприятий за январь-март 2014 г. составил 132,5%. Наибольший темп роста инвестиций в 1,5 раза и более отмечен на малых предприятий обрабатывающих производств, сельском хозяйстве, предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (рис. 2).

Дополнительное финансирование из средств краевого бюджета позволило привлечь 318,4 млн руб. из федерального бюджета по итогам участия края в конкурсах Минэкономразвития России. В целом объем средств по различным целевым программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в текущем году, составит 419 млн руб. Край входит в число регионов-лидеров в России по объемам привлеченных федеральных ресурсов.

Объем инвестиций в основной капитала также растет, за рассматриваемый период прирост составил 216%, что в абсолютном выражении 8,9 млрд руб.

Инвестиции, привлеченные предприятиями малого бизнеса за январь-сентябрь 2014 г., составили 5,4 млрд руб. Это в полтора раза выше показателя прошлого года за аналогичный период времени, а за период с 2010 по 2014 гг. рост инвестиций достиг более 10%. Наибольший темп роста отмечен на малых предприятиях, работающих в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле. По объему инвестиций в расчете на 1 малое предприятие Алтайский край опережает Новосибирскую, Томскую, Иркутскую области, Республику Хакасию и ряд других регионов Сибирского федерального округа [2].

Рис. 1. Оборот малых предприятий Алтайского края

Рис. 2. Структура малых предприятий Алтайского края

Субъекты предпринимательства вносят весомый вклад в обеспечение населения Алтайского края необходимыми товарами и услугами, в развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Только малыми предприятиями края за 2014 г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами на сумму более 45 млрд руб., что на 24% превышает показатели 2013 г.

Поступления в консолидированный региональный бюджет от уплаты налогов по специальным налоговым режимам, которые в основном применяются субъектами малого и среднего предпринимательства, также стабильно увеличиваются. Объем поступлений в 2014 г. составляет около 3,2 млрд руб. Рост в сравнении с 2013 г. — 19,7%, а по отношению к показателям 2010 г. — более 58%.

Результаты исследований

Важнейшая проблема малого бизнеса — доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Развитие предпринимательства сдерживается нерешенностью вопросов доступа хозяйствующих субъектов к недорогим финансовым ресурсам, предоставляемым на длительный срок. Дефицит ресурсов, вызванный ужесточением денежной политики и оттоком капитала, ведёт к реальному росту процентных ставок на рынке [3].

Высокие банковские процентные ставки по кредитам вместе со сложным оформлением кредитов по залоговым обязательствам и низкой оценкой ликвидности залогового имущества приводят к «вымыванию» оборотных средств. Банки сегодня выдают кредиты в лучшем случае под 20%, а в основном — 25%. Если честь, что кредитный портфель для малого бизнеса края огромный (более 75 млрд руб.), то только за 2014 г. по банковским процентам исчезло более 15 млрд руб. оборотных средств.

Выводы

Решить проблему можно путём создания кредитных комитетов, в которые входили бы представители банков, центров по развитию бизнеса и местных органов власти. Неплохой результат в развитии малого бизнеса может дать венчурное, то есть рискованное, финансирование, дающее высокую доходность за счёт небольшого числа успешных высокодоходных проектов.

В последнее время в крае отмечается рост издержек бизнеса, главным образом за счёт инфляции, растущих тарифов, роста цен на энергоносители, роста процентных ставок (стоимость денег). Если краткосрочные интересы наших монополистов и приоритеты сте-рилизационной финансовой политики будут по-прежнему первичными, это крайне негативно повлияет на развитие инновационного бизнеса. Необходим разумный компромисс в пользу общенациональных интересов, который в дальнейшем позволит развивать региональную экономику намного эффективней [4].

Проблемы налогообложения, пожалуй, самые острые. На скромные бюджеты предпринимателей накладывается увеличение в 2,5 раза страховых взносов с фонда оплаты труда, в несколько раз возросшие налоги на землю. Единый социальный налог с 01.01.2011 г. увеличился с 26 до 34,2%.

Резкое повышение стоимости земли в связи с ее кадастровой переоценкой в крае привело к необъективному завышению стоимости отдельных земельных участков. В текущей экономической ситуации главное бремя реформы ложится на провинцию, на малый и средний бизнес [5]. Такая политика толкает

предпринимателей в тень к «серым» зарплатам, значительному росту себестоимости продукции, снижению налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Уход малого предпринимательства в теневой бизнес влечет за собой крайне негативные социальные последствия. Снижается уровень социальной защищенности работников малых предприятий, причем не только в текущем режиме, но и в перспективе.

Значительный ущерб малому бизнесу (и предпринимательству вообще) приносит административный пресс, являющийся экономической основой для коррупции. Наиболее корректный выход из проблемы — мотивировать госаппарат на развитие экономики, легализовать высокий уровень доходов чиновников, но поставить его в жёсткую зависимость от вклада в реальное развитие экономики.

Слабая коммерциализация НИОКР. Инновационные подходы невозможны без тесного взаимодействия науки с производством. Нужна современная законодательная база по всем вопросам инновационной деятельности, причём в большей мере на федеральном уровне, в т.ч. по вопросам интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, секрет производства (ноу-хау) и пр.).

Малый бизнес является двигателем инновационного развития, и подлинная проблема настоящего высокотехнологичного малого бизнеса заключается в доступе к заказам и гарантированием долгосрочности этих заказов (по результатам конкурса сроком на 3-5 лет, а не на полгода или год, как сейчас).

Одной из важнейших проблем малого бизнеса является развитие предпринимательства на селе. Аграрный сектор — важнейший стратегический ресурс Алтайского края, тем не менее малый бизнес получил достаточно широкое развитие в промышленных центрах, а на селе развит недостаточно. Причин много. Дестабилизирован зерновой рынок, снижена его ёмкость. Отмена обязательных закупок зерна привела к существенному снижению объёма продаж заготовительным организациям.

Вместе с тем цены на ресурсы растут, а на продукцию сельского хозяйства снижаются. Сохраняется диспаритет цен на закупаемую промышленную продукцию и продукцию, реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Сельскохозяйственные товаропроизводители используют зерно для расчётов с поставщиками нефтепродуктов, электроэнергии, удобрений, семян, и, кроме того, для расчётов со своими работниками и служащими. Система государственного регулирования цен на зерно практически не оказывает влияния на зерновой рынок. Ограниченность собственного капитала вынуждает сельскохозяйственных

товаропроизводителей прибегать к обменным операциям, что препятствует формированию рыночных цен. Отсутствие необходимой государственной поддержки, монополизм перерабатывающих предприятий, которые диктуют низкие цены на зерно, привели к тому, что зерно продаётся на уровне себестоимости и даже ниже. Рынок сельскохозяйственной продукции единственный, где цены устанавливает не производитель, а потребитель. Стабилизации рынка продукции сельского хозяйства, в том числе зернового рынка, могли бы способствовать контрактная система закупок, развитие кооперации с перерабатывающими предприятиями, в перспективе — развитие сырьевой товарной биржи, создание заготовительной сети. К проблемам предпринимателей добавляются ещё проблемы социально-культурного быта села [6].

Важнейшая проблема — это законодательная база, на которую сейчас может и должно опираться малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность заключается в том, что не отработаны организационные и правовые основы регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; имеющиеся разрозненные уставы и постановления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является то, что законодательные акты не являются актами прямого действия. Для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

К числу значимых проблем относится усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Часто программы поддержки малого предпринимательства оказываются не результативными, так как не содержат идеи «автоматического» подкрепления программ необходимым минимумом стартового капитала, возможностью получения лизинговых услуг, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр. [7].

Решение обозначенных проблем требует совершенствования существующих механизмов поддержки малых предприятий, в том числе инновационно активных.

Библиографический список

1. Агропромышленный комплекс Алтайского края. 2009-2014 гг.: ст. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.

- Барнаул, 2015. - 56 с.

2. Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Алтайского края. 2010-2014 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. - Барнаул, 2015. - 64 с.

3. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. - М.: Гриф и К, 2009. - 288 с.

4. Российский статистический ежегодник: ст. сб. / Госкомстат России. - М., 2014. -554 с.

5. Structure and Finances of U.S. Business: 2013 Family business Report / EIB-12. May 2014.

6. Андреева И., Павлов К. О критериях выделения малого и среднего бизнеса // Общество и экономика. - 2014. - № 7. -С. 12-15.

7. Завьялов Д.Ю. Методология распределения финансовой помощи на субрегиональном уровне // Финансы. - 2014. - № 10. -С. 16-19.

References

1. Agropromyshlennyi kompleks Altaiskogo kraya. 2009-2014: Stat. sb. / Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statis-tiki po Altaiskomu krayu. - Barnaul, 2015. -56 s.

2. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti sub"ektov malogo predprinimatel'stva Altais-kogo kraya. 2010-2014: Stat. sb. / Territori-al'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Altaiskomu krayu. - Barnaul, 2015.

- 64 s.

3. Paptsov A.G. Ekonomika agrarnogo sektora razvitykh stran v usloviyakh mirovogo prodovol'stvennogo krizisa. - M.: Grif i K, 2009. - 288 s.

4. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik: Statis-ticheskii sbornik / Goskomstat Rossii. - M., 2014. - 554 s.

5. Structure and Finances of U.S. Business: 2013 Family Business Report / EIB-12. May 2014.

6. Andreeva I., Pavlov K. O kriteriyakh vydeleniya malogo i srednego biznesa // Ob-shchestvo i ekonomika. - 2014. - № 7. -S. 12-15.

7. Zav'yalov D.Yu. Metodologiya raspre-deleniya finansovoi pomoshchi na subregion-al'nom urovne / Finansy. - 2014. - № 10. -

S. 16-19. +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.