Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / конкуренция / законодательство / поддержка бизнеса / инфраструктура / entrepreneurship / competition / legislation / business support / infrastructure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прусс Элина Игоревна

Автор определяет роль поддержки со стороны государства, которая заключается в предоставлении равного доступа для всех субъектов, желающих воспользоваться правом на предпринимательскую деятельность и стать полноценным участником малого и среднего предпринимательства. В статье анализируются виды государственной поддержки, такие как имущественная, финансовая, информационная и другие. Определены основные задачи, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO SOLVE THEM IN MODERN CONDITIONS

The author defines the role of state support, which is to provide equal access for all entities wishing to exercise the right to entrepreneurial activity and become a full-fledged participant in small and medium-sized businesses. The article analyzes the types of state support, such as property, financial, information, and others. The main tasks aimed at the development of small and medium-sized businesses are identified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 346.543 ББК 67.404

Элина Игоревна Прусс

студентка

Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

elina.pruss@mail.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Автор определяет роль поддержки со стороны государства, которая заключается в

предоставлении равного доступа для всех субъектов, желающих воспользоваться правом на предпринимательскую деятельность и стать полноценным участником малого и среднего

предпринимательства. В статье анализируются виды государственной поддержки, такие как имущественная, финансовая, информационная и другие. Определены основные задачи, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова:

предпринимательство, конкуренция, законодательство, поддержка бизнеса, инфраструктура.

Научный руководитель:

Оксана Николаевна Васильева

доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент

alenaprizhen@mail.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

E.I. PRUSS, Student of the Law Faculty Financial University under the Government of the Russian Federation

elina.pruss@mail.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

SCIENTIFIC DIRECTOR O.N. VASILYEVA,

Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic activity,

Faculty of Law

Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

O.N. Vasileva@fa.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO SOLVE THEM IN MODERN CONDITIONS

Annotation. The author defines the role of state support, which is to provide equal access for all entities wishing to exercise the right to entrepreneurial activity and become a full-fledged participant in small and medium-sized businesses. The article analyzes the types of state support, such as property, financial, information, and others. The main tasks aimed at the development of small and medium-sized businesses are identified.

Key words: entrepreneurship, competition, legislation, business support, infrastructure.

В условиях повышенной конкуренции, публично-правовой аппарат должен быть заинтересован в улучшении старых и создании новых механизмов, которые способствовали бы повышению прибыли и нормальному ведению хозяйственной деятельности в стране. На развитие бизнеса оказывают влияние политические, экономические и социальные факторы, положение страны на международной арене в целом. Для того, чтобы добиться «идеальной» бизнес-среды необходимо создать крепкую, организованную, продуманную и целесообразную платформу, направленную на становление, развитие и осуществление предпринимательской деятельности.

Действующим гражданским законодательством закрепляется легальное определение предпринимательской деятельности, под которым понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, пользования

имуществом, выполнения работ и оказания услуг1. Исходя из сформулированного законодателем определения можно выделить главенствующие признаки предпринимательства: самостоятельность; осуществление деятельности «на свой риск», т.е. субъект несёт ответственность за все принимаемые решения и действия; основная цель - получение прибыли; систематичность в получении прибыли; содержание деятельности. Только при наличии всех перечисленных признаков деятельность будет считаться предпринимательской.

Помимо легального определения существуют доктринальные подходы, которые позволяют наиболее полно раскрыть содержание данной дефиниции. Так, И.Н. Плотникова под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную деятельность субъекта с целью получения дохода, осуществляемую на свой риск и под свою ответственность [4].

О.М. Олейник же, в свою очередь, предлагает дополнить легальное определение и иными признаками, которые присущи предпринимательской деятельности, а именно профессиональное управление используемыми ресурсами и создание дополнительных рабочих мест [3].

Роль поддержки со стороны государства заключается в предоставлении равного доступа для всех субъектов, желающих воспользоваться правом на предпринимательскую деятельность и стать полноценным участником малого и среднего предпринимательства, а также обеспечить необходимую основу для дальнейшего развития. Государство обеспечивает защиту от недобросовестных поставщиков и продавцов, доступ к необходимой инфраструктуре, защищает конкуренцию. Малое и среднее предпринимательство является наиболее гибким к изменяющейся экономике страны, что проявляется через способность наиболее быстрого приспособления к вновь возникающим условиям, адаптироваться под изменяющуюся законодательную базу, чем и позволяет обеспечить внутри страны социальную стабильность, сформировать свободный и здоровый рынок товаров и услуг.

Из представленной информации (См. Рисунок 1) видно, что самая востребованная форма поддержки является финансовая. На втором месте идёт консультационная, и только на третьем месте расположилась образовательная помощь. Информационная поддержка составляет (163.971 тыс. случаев предоставления), и меньшая доля приходится на имущественную и инновационную. Анализ имеющейся статистики, дает возможность предположить, что та форма поддержки, которая менее востребована подлежит

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.01.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32. — Ст. 3301.

пересмотру и развитию в первую очередь для её усовершенствования, делая более актуальной для субъектов МСП.

Виды поддежки субъектов МСП в РФ:

Имущественная 10%

Информационная 11%

Образовательная 19%

Инновационная

9%

Финансовая 28%

Консультационная 23%

Финансовая ■ Консультационная ■ Образовательная

Информационная ■ Имущественная ■ Инновационная

Рис. 1. Виды поддержки субъектов МСП в РФ

Модернизация финансовой помощи нужна для пересмотра инвестиций в капитал, предоставления финансирования на возвратной основе, а также предоставления гарантий и поручительств.

Консультационная и образовательная — требует пересмотра методической поддержки на региональном уровне, с целью стимулирования субъектов Российской Федерации в развитии МСП.

Информационная помощь должна, только совершенствоваться и расширяться на территориальном уровне, для равного доступа субъектов малого бизнеса.

Имущественная поддержка претерпевает последнее время значительный интерес со стороны теоретиков, как самый неразрешённый институт. Необходимо пересмотреть передачу имущества во владение и аренду (движимое; недвижимое) и предоставление льгот по арендным платежам.

Инновационная, в целом является менее востребованной, поскольку категории, которые вправе воспользоваться данной помощью прибегают к иным предложенным формам, т.к. проще получить.

Основными задачами, направленные на развитие МСП являются:

— увеличение количества рабочих мест;

— развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

— формирование конкурентной среды;

— пополнение бюджетов за счёт увеличение количества субъектов;

— увеличение доли товаров (услуг) в объёме ВВП страны. Мероприятия, направленные на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, призваны обеспечить решение проблем неустойчивости субъектов на рынке, недостатка товаров, неустойчивости к финансовым потрясениям, а также облегчить возможность приобретения недвижимого имущества и т.п.

В декабре 2018 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был принят национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», согласно которому малому и среднему бизнесу будут оказаны должные меры поддержки на каждом этапе развития предпринимателя, начиная «от появления идеи начать бизнес далее — регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт»1.

Паспорт национального проекта, разработанный Министерством экономического развития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2, включает в себя целый ряд федеральных проектов, в их числе:

«Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»3; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»4;

1 Правительство Российской Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://government.ru/ (дата обращения: 14.05.2021).

2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических развития Российской Федерации на период до 2024 года» // «Собрание законодательства Российской Федерации». —2018. — №20. — Ст. 2817.

3 Паспорт федерального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской. деятельности»: приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/a08740d74b3cb46f5256dbb4b6bce837/passport_FD1.pd f (дата обращения: 14.05.2021).

4 Паспорт федерального проекта «Расширение доступа МСП к фин. поддержке, в том числе к льготному финансированию»: приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/f3ce336065da95da6bc543e28dafea91/passport_FD2.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»1;

«Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»2;

«Популяризация предпринимательства»3.

На основании исследования реализации проекта, можно проследить тенденцию не полного претворения в жизнь «Национального проекта». Считаем, что на сегодняшний день это и есть основной недостаток — не выполнение поставленных целей и задач, поскольку данный акт призван снизить административное и финансовое давление на малое и среднее предпринимательство, создать условия для развития этого сектора с целью достижения целевых ориентиров.

Следует заметить, что обозначенные проблемы на сегодняшний день не решены. Законодателем верно отмечается, что обеспечение доступности финансовых ресурсов может быть достигнуто за счёт реализации программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Национальной гарантийной системы4. Однако на практике проблема кредитования уже многие годы является устоявшейся и нерешённой. И действительно, зачастую малому и среднему бизнесу не хватает именно заёмных средств, с помощью которых можно увеличить объёмы производства и перейти на новую ступень развития.

1 Паспорт федерального проекта «Акселерация субъектов МСП»: пр. к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/b53b26abff672aea25cf4c955cc4e5b7/passport_FD3.pdf / (дата обращения: 14.05.2021).

2 Паспорт федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»: приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/02112c3cd39267d04fa8fd2bed40a515/passport_FD4.pdf / (дата обращения: 14.05.2021).

3 Паспорт национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=319208&dst=1000000001 %2C0#07650438890765756 / (дата обращения: 14.05.2021).

4 Приказ Минэкономразвития России от 09.09.2020 №586 «Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года». // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.:

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=372040&dst=1000000001 %2C0#04075802496780474 / (дата обращения: 14.05.2021).

Также, было запланировано повышение занятости до 28,1%, а на самом деле удалось достигнуть 26,1%. Вместо запланированных 109 500 рабочих мест в секторе МСП было создано 35 000.

В предпринимательской среде достаточно остро стоят проблемы развития бизнеса, которые требуют анализа и решения. Так, во-первых, имеются значительные трудности при получении кредита, при том, что существует государственная поддержка бизнеса, но банки отдают предпочтение более крупным организациям, нежели мелким. Во-вторых, налицо жёсткая конкуренция с крупными предприятиями. Государство не применяет никаких действенных механизмов способствующих налаживанию отношений между малыми и крупными субъектами. В-третьих, имеется большой риск поглощения бизнеса наиболее крупными и наиболее развитыми компаниями.

Также, следует упомянуть об устоявшихся проблемах, которые с каждым годом становятся всё более значимыми для предпринимателей:

— агрессивная налоговая политика, в результате которой субъекты намерено скрывают теневые операции;

— слабая взаимосвязь бизнеса с политической системой и малоэффективная работа местных властей;

— трудности в инновационных проектах (т.к. предпочтение отдаётся более крупным предприятиям) [2];

— деятельность малых предприятий отвечает высоким риском, что затрудняет стабильное финансирование и кредитование со стороны банковского сектора и препятствует нормальному функционированию компаний.

Кроме всего вышеуказанного, на практике встречаются и иные недостатки, с которыми может столкнуться любой начинающий бизнесмен:

— дефицит в свободных оборотных средствах как собственных, так и заёмных для дальнейшего расширения деятельности (на начальном этапе считается одним из главных составляющих основного института предпринимательства);

— прослеживается незаинтересованность государства в поддержке узких отраслей, т.к. они имеют малую аудиторию;

— недостаточное влияние экономической политики на функционирование правового положения субъектов;

— высокие тарифы на перевозку продукции как внутри государства, так и на внешней арене, что также способствует замедлению развития МСП;

— низкий уровень образования по ведению бизнеса. Россия занимает тридцать шестую строчку в мировой сводке.

Для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо:

— уменьшить финансовое давление со стороны административных органов на субъекты МСП. Это поспособствует снижению излишних расходов и увеличению реальных активов, для дальнейшего вложения их в развитие бизнеса;

— расширить меры имущественной поддержки, а именно, увеличение количества объектов инфраструктуры: например, бизнес-инкубаторов, которые способны обеспечить поддержку проектов начинающих предпринимателей, от предоставления в аренду помещений, до консультирования по вопросам налогообложения, кредитования и бухгалтерского учёта. В зарубежной практике, например, в США развита государственная поддержка инкубаторов для осуществления посреднических услуг, направленных на новые компании;

— снизить налоговую нагрузку. Это поможет бизнесменам значительно пополнить внутренние свободные активы, которые в будущем смогли бы направить на расширение хозяйственной деятельности. Возможно предложить сниженные налоговые ставки для начинающих бизнесменов в первые три года существования на все виды предпринимательской деятельности, но т.к. имеется тенденция постоянного «открытия» и «закрытия» фирм на других лиц, отследить действительно начинающих предпринимателей будет невозможным. На основании этого, целесообразно предложение о снижении налоговых ставок не начинающим субъектам, а хозяйствам, которые осуществляют свою деятельность более трёх лет. Данное предложение, является стимулирующим фактором, т.к. субъекты МСП будут заинтересованы в становлении, развитии, росте, вложении средств в свой бизнес, и долгом существовании. Тем самым, они категорически не будут заинтересованы в ликвидации и банкротстве своей организации, поскольку, ликвидировав и открыв новую, налоги до трёх лет будут выплачиваться в полном объеме. В свою очередь начинающие предприятия будут ориентированы на получение всех имеющихся поддержек для дальнейшего укрепления и становления здорового и крепкого бизнеса, для того чтобы дойти до пониженной налоговой ставки;

— расширить объём финансовой поддержки и снизить стоимость заёмных капиталов;

— сократить административные (например, Роспотребнадзор, МВД РФ, Прокуратура РФ, налоговые органы) и бюрократические барьеры;

— совершенствовать финансово-кредитную систему, в большем объеме переориентировав ее на МСП, на законодательном уровне снизить процент кредита;

— усилить контроль за деятельностью местных властей, в части предоставления необходимых мер поддержек МСП, не только сферам, в которых заинтересован сам субъект Российской Федерации, т.к. на практике можно увидеть тенденцию первостепенной поддержки со стороны аппарата власти именно тем отраслям, которые регион выделил как преимущественные;

— создать механизм сдержек и противовесов между крупным и малым бизнесом, который способствовал их тесному взаимодействию (например, поощрение крупного бизнеса при привлечении субъектов МСП для выполнения работ и оказания услуг);

— организовать поддержку более узких отраслей на государственном уровне;

— направить все необходимые силы на развитие товарооборота как внутри страны, так и на внешней арене, посредством снижения тарифов на перевозки;

— повысить предпринимательскую грамотность. Важно наладить не только образовательную часть в процессе реализации хозяйственной деятельности, но и предварительное информирование, т.к. будущему бизнесмену важно знать его права и вытекающие обязанности и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения экономической эффективности законодательной базы, следует применять комплексный подход, а именно: создать необходимые условия для ведения предпринимательской деятельности; расширить и облегчить бизнесменам доступ к различным банковским продуктам; развивать инфраструктуру поддержки предпринимательства; стимулировать мероприятия по популяризации предпринимательства.

Необходимо добиться развития инфраструктуры в регионах. Для это важно скорректировать принципы распределения субсидий с учётом созданной инфраструктуры. Кроме это, регионы должны быть заинтересованы в информированности бизнесменов о имеющих мерах государственной поддержки. Отсюда вытекает потребность в создании рейтинга субъектов Российской Федерации по информированности субъектов МСП, который мог бы проводить Минэкономразвития.

Анализ условий бизнес-среды позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день законодательство в области государственного регулирования поддержки МСП не способно полностью решить существующие проблемы, поскольку разработка правовой базы не успевает за быстроразвивающимися малыми и средними предприятиями. Вместе с тем уже действующие меры поддержки помогают формированию стабильного свободного рынка товаров и

услуг, а также обеспечивают более или менее благоприятную основу для развития новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на официальные данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [1]. В рамках опроса, предпринимателям были предложены следующие наиболее популярные вопросы:

1. С Вашей точки зрения, сегодня в России благоприятные или неблагоприятные условия для ведения бизнеса?

Варианты ответа: Вес опрошенные %

Однозначно благоприятные 2

Скорее благоприятные 25

Скорее неблагоприятные 36

Однозначно неблагоприятные 35

Затрудняюсь ответить 2

2. С какими из следующих суждений Вы согласны в большей степени?

Варианты ответа: Всс опрошенные %

Государство предпринимает активные меры. направленные на поддержку предпринимателей и развитие бизнеса 15

Государство не уделяет достаточного внимания разработке мер поддержки предпринимателей и развитию бизнеса 80

3. Как Вы считаете, что из нижеперечисленного оказывает наибольшее влияние на условия для ведения бизнеса в России?

Варианты ответа: Однозначно негативное % Скорее негативное %

Налогообложение 50 31

Распространенность коррупции 48 24

Неразвитая поддержка МСП 41 29

Административный барьер 36 35

Объём финансирования 32 30

Конкуренция с крупным бизнесом 29 33

Не грамотность в ведение бизнеса 27 36

Проведённый опрос, свидетельствует о том, что в современных условиях существуют острые проблемы в развитии субъектов МСП, которые нужно решать для становления прогрессивного общества, развития внутренний и внешний экономики, налаживания благосостояния всего государства в целом.

Таким образом, правовые средства — это инструмент для достижения общественно значимых целей, которым должны владеть и органы государственной власти, и субъекты предпринимательской деятельности. И для того, чтобы субъекты МСП работали на благо государства необходимо активно

внедрять меры поддержки, ликвидировать законодательные оперативно решать возникающие проблемы.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Бизнес в России: взгляд изнутри // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri (дата обращения: 14.05.2021).

2. Нестеренко Ю.Н. Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства в контексте стратегии его развития / Ю.Н. Нестеренко // Экономика и предпринимательство. — 2016. — №12-2. (772). — С. 396-401.

3. Олейник О.М. Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике // Предпринимательское право. — 2013. — №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://publications.hse.ru/articles/74250202 (дата обращения: 14.05.2021).

4. Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: специальность 12.00.02 / И.Н. Плотникова; Саратовская государственная академия права. — Саратов, 2002. — 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.