Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коренкова Оксана Викторовна

В настоящее время, в связи с необходимостью замещения на территории РФ большой номенклатуры товаров, которые попали под санкции недружественных стран и более не поставляются в Россию, особое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства, способного заместить данную товарную номенклатуру на внутреннем рынке. Прежде всего, речь идет о производстве тех изделий и технологий, которые необходимы для сохранения промышленного потенциала страны. Республика Татарстан, имеет хорошо развитый промышленный сектор, поэтому в данной республике, развитию малого и среднего предпринимательства, уделяется большое количество внимания. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коренкова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

At present, due to the need to replace a large range of goods on the territory of the Russian Federation that fell under the sanctions of unfriendly countries and are no longer supplied to Russia, special attention is paid to the development of small and medium-sized businesses that can replace this product range in the domestic market. First of all, we are talking about the production of those products and technologies that are necessary to maintain the industrial potential of the country. The Republic of Tatarstan has a well-developed industrial sector, therefore, in this republic, a lot of attention is paid to the development of small and medium-sized businesses. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problems of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

Столыпинский вестник №10/2022

Научная статья Original article УДК 338

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Коренкова Оксана Викторовна, магистрант, Набережночелнинский институт Казанского Федерального Университета (423812, Набережные Челны, Респ. Татарстан, ул. Комплекс 1-й, 1/18), +7 (855) 239-71-40, korenkova.oksana1197@mail.ru

Korenkova Oksana Viktorovna, master student, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University (423812, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Complex 1st St., 1/18), +7 (855) 239-71-40, korenkova.oksana1197@mail.ru

Аннотация: В настоящее время, в связи с необходимостью замещения на территории РФ большой номенклатуры товаров, которые попали под санкции недружественных стран и более не поставляются в Россию, особое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства, способного заместить данную товарную номенклатуру на внутреннем рынке. Прежде всего, речь идет о производстве тех изделий и технологий, которые необходимы для сохранения промышленного потенциала страны. Республика

Столыпинский вестник

5667

Татарстан, имеет хорошо развитый промышленный сектор, поэтому в данной республике, развитию малого и среднего предпринимательства, уделяется большое количество внимания. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.

Abstract: At present, due to the need to replace a large range of goods on the territory of the Russian Federation that fell under the sanctions of unfriendly countries and are no longer supplied to Russia, special attention is paid to the development of small and medium-sized businesses that can replace this product range in the domestic market. First of all, we are talking about the production of those products and technologies that are necessary to maintain the industrial potential of the country. The Republic of Tatarstan has a well-developed industrial sector, therefore, in this republic, a lot of attention is paid to the development of small and medium-sized businesses. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problems of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan.

Ключевые слова: развитие экономики, импортозамещение, развитие предпринимательства, малый и средний бизнес, Республика Татарстан.

Keywords: economic development, import substitution, entrepreneurship development, small and medium business, Republic of Tatarstan.

Актуальность исследования подходов к развитию, а также поиск новых направлений государственной поддержки МСП «обусловлены той ролью, которую этот сектор экономики играет для экономики страны, ее территориальных и отраслевых подсистем, сферы инноваций, а также для социальной сферы и уровня жизни населения в целом. Кроме того, на развитие

5668

субъектов МСП в настоящее время оказывает влияние ряд новых, разнонаправленных и во многом негативных, внешних факторов». [6, с. 617]

Поскольку роль МСП в развитии национальной экономики, объективно, является существенной, что, в том числе, подтверждает опыт других государств, в Республике Татарстан также планомерно реализовывались решения по его поддержке.

На текущий момент можем отметить, что сектор МСП испытал определенные трудности и из-за рисков COVID-19 и других угроз, сопряженных с новым витком санкций и политической напряженностью.

В современных условиях, когда пандемия коронавируса резко ухудшила состояние субъектов МСП, а санкционные реалии, вызвавшие затруднения в каналах поставок, сотрудничестве с контрагентами и т.д., поддержка осуществляется в рамках федеральных программ и региональных проектов Республики Татарстан, через Корпорацию МСП. Можно априорно отметить, что предпринимаемые на текущий момент меры поддержки схожи по объему и наполнению с предпринимаемыми в период пандемии COVID-19, которая помогла агрегировать необходимый опыт осуществления подобных мер. Так, анонсированы к реализации «три программы льготного кредитования: «Инвестиционная», «Антикризисная» и «Оборотная», ставки по которым не будут зависеть от изменения ключевой ставки Центробанка. Для ^ -компаний будут действовать специальные условия кредитования по ставке до 3%». [2, с. 521]

В целом, характеризуя действующий механизм, уточним, что поддержка малого бизнеса в настоящее время осуществляется прямыми и косвенными методами. Как известно, к методам прямой поддержки относят соответствующие законодательные акты, позволяющие реализовывать правовое регулирование развиваемой отрасли.

Тогда как, косвенные методы поддержки, традиционно, представляют собой консультационную поддержку и, например, упрощение процедур

5669

налогообложения. Соответственно, к существующим прямым мерам в настоящее время относят субсидии начинающим предпринимателям от Министерства экономики и развития, субсидии от Центра занятости, госзакупки и льготное кредитование.

Косвенными элементами мер содействия предоставляет предпринимателям, которые предоставляет государство являются: [5, с. 2496]

1) специальные налоговые режимы, упрощение ведения бухучета и составления статистической отчетности;

2) оказание бесплатных консультаций (консультационные центры);

3) обучение ведению бизнеса (бизнес-инкубаторы);

4) допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе.

Анализ практических мер по стимулированию и поддержке МСП в

Республике Татарстан, показывает, что они не в полной мере обеспечивали решение перечисленных проблем, мало влияли на активность представителей данного сектора регионального хозяйства Республики Татарстан, что можно объяснить стандартностью предпринимаемых мер, отсутствием учета особенностей региональной среды Республики Татарстан, в которой функционируют предприниматели. [9, с. 376]

Из приведенного выше очевидно, что поддержка МСП в Республике Татарстан в основном прямая, подход к поддержке - секторальный, что не позволяет достичь прогнозируемых результатов, а это значит, что необходимы перемены и нужен новый подход, как к поддержке МСП, так к развитию МСП в целом.

В данной связи оправданным для Республики Татарстан инструментом организации такой поддержки стал экосистемный подход. Экосистемный подход к предпринимательству открывает совершенно новые эволюционные пути и возможности для развития в результате появления инновационных решений за пределами старых отраслей и границ организации, открывает новые возможности для их устойчивого роста и дифференциации. [3, с. 306]

5670

Преимущество экосистем проявляется в том, что они позволяют преодолевать барьеры и препятствия реализации различных предпринимательских проектов и формируют ценностное предложение для клиента, создаваемое несколькими партнерами внутри экосистемы, а не только внутри цепочки поставок. Экосистема включает разнообразных участников, которые определенным образом взаимосвязаны друг с другом и устанавливает равное партнерство между ее участниками. [1, с. 9]

Преимущества экосистемного подхода также позволяют обеспечить устойчивое развитие бизнеса в Республике Татарстан, и прежде всего МСП. Устойчивое развитие МСП зависит от уровня развития предпринимательской экосистемы Республики Татарстан, на которую в свою очередь оказывают влияние внешние условия: природные ресурсы, экономико-географическое положение, инновационный потенциал, инфраструктура, культурные и иные особенности региона, а также состояние поддержки МСП в Республике Татарстан. Это говорит о том, что каждая экосистема обладает уникальностью и жесткого шаблона для ее создания не может быть.

Для того чтобы выявить особенности экосистемного подхода и получаемую от его использования пользу, необходимо детально изучить его сущность, виды экосистем, акцентировав внимание на региональной предпринимательской экосистеме Республики Татарстан, неотъемлемой и неотделимой частью которой является экосистема поддержки МСП в Республике Татарстан. [7, с. 81]

Основная идея экосистемы заключается в партнерстве между тремя или более организациями, в результате чего разрабатываются товары или услуги, которые ни одна из сторон не способна предложить сама, организации, входящие в экосистему, поддерживают друг друга в конкурентной среде, что является основой устойчивого развития как экосистемы в целом, так и участников, входящих в нее.

5671

Организации взаимодействуют друг с другом, при этом конкурируют и одновременно совместно разрабатывают, в ответ на новые запросы покупателей, новые инновационные продукты, и этот процесс неоднократно повторяется. В таком подходе выделены следующие ключевые категории.

центральная организация, которая иницирует создание бизнес-экосистемы

совместно создаваемая ценность, на производство которой у каждого объекта потребовалось бы значительное количество ресурсов

объекты, входящие или претендующие на вхождение в экосистему

связи этих объектов с центральной организацией и между собой

Рисунок 1. Ключевые категории экосистемы согласно Дж. Муру

К наиболее успешным примерам в данной сфере можно отнести опыт компаний Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Facebook, Alibaba, которые реализуют на практике идею выстраивания собственной экосистемы. По данным исследовательской компании McKinsey к 2025 г. доля экосистемных бизнесов в мировой экономике может достигнуть 30%. [4, с. 23]

Поясним, что для промышленной экосистемы на первый план выходят вопросы экономии и минимизации материальных ресурсов, и она ориентирована на охрану окружающей среды, сокращение и обезвреживание отходов.

Инновационная бизнес-экосистема рассматривается как сотрудничество между организациями, которые объединяют свои индивидуальные предложения в единое целое, тем самым используя эффект синергии для вывода инноваций на рынок, для создания ценности для клиента, которую

5672

каждая отдельно взятая организация создать не может. Такая экосистема используется с целью повышение конкурентоспособности [6, с. 267]

Специалисты отмечают, что «предпринимательская экосистема - это сеть взаимодействия основных заинтересованных сторон различной специализации (организации, университеты, научные учреждения, венчурные фонды и т.д.), которые участвуют в создании, развитии и поддержке предпринимательских структур и формируемые в определенных территориально ограниченных природно-хозяйственных, институциональных и иных условиях».

Следует отметить, что конечный эффект от использования экосистемного подхода к поддержке МСП Республики Татарстан может быть получен только если каждый элемент, входящий в предпринимательскую экосистему будет рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Так, невозможно выделить из предпринимательской экосистемы систему поддержки МСП Республики Татарстан и рассматривать ее отдельно, поскольку эта система создается для того, чтобы обеспечить развитие предпринимательства, а не изолированно от него. Отмеченные данности предполагают необходимость исследования взаимосвязи

предпринимательской экосистемы и экосистемы поддержки предпринимательства.

Литература

1. Абдулганиев, Ф. С. Анализ реализации национального проекта "малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в Республике Татарстан" / Ф. С. Абдулганиев // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2020. - № 1. - С. 5-11.

2. Галимуллина, Л. Р. Финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике

5673

Татарстан / Л. Р. Галимуллина // Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. - С. 520-522.

3. Гатятуллин, А. И. Инфраструктура развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан / А. И. Гатятуллин, Г. А. Хазиахметова // Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. - С. 304307.

4. Каримова, Л. К. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) / Л. К. Каримова, Д. А. Шарипова // Российские исследования. - 2020. -Т. 1. - № 1. - С. 18-26.

5. Медяник, Ю. В. Тенденции социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Лениногорска Республики Татарстан) / Ю. В. Медяник // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. - № 10. - С. 2489-2504.

6. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан / М. М. Хисматуллин, Ф. Н. Мухаметгалиев, А. К. Субаева [и др.] // Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2021. - С. 261-270.

7. Нагаева, И. Р. Государственные меры по развитию инновационного предпринимательства на примере Республики Татарстан / И. Р. Нагаева // Научный Лидер. - 2022. - № 9(54). - С. 79-83.

8. Хайруллина, Ю. Р. Развитие малого предпринимательства и самозанятости: опыт Республики Татарстан / Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Гарипова // Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. - С. 615-618.

9. Шайхразиева, Л. Р. Пути развития малого предпринимательства в Республике Татарстан / Л. Р. Шайхразиева // Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2022. - С. 375-377.

5674

References

1. Abdulganiev, F. S. Analysis of the implementation of the national project "small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives in the Republic of Tatarstan" / F. S. Abdulganiev // Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan. - 2020. - No. 1. - P. 5-11.

2. Galimullina, L. R. Financial instruments of state support for small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / L. R. Galimullina // Kazan: Kazan (Volga Region) Federal University, 2020. - P. 520-522.

3. Gatyatullin, A. I. Infrastructure for the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / A. I. Gatyatullin, G. A. Khaziakhmetova // Kazan: Kazan (Volga Region) Federal University, 2020. - P. 304-307.

4. Karimova, L. K. Development of small and medium-sized businesses in the regions of the Russian Federation (on the example of the Republic of Tatarstan) / L. K. Karimova, D. A. Sharipova // Russian Studies. - 2020. - T. 1. - No. 1. - P . 18-26.

5. Medyanik, Yu. V. Trends in the socio-economic development of small and medium-sized cities (on the example of the city of Leninogorsk of the Republic of Tatarstan) / Yu. V. Medyanik // Economics, entrepreneurship and law. - 2020. - T. 10. - No. 10. - P. 2489-2504.

6. Measures to support small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / M. M. Khismatullin, F. N. Mukhametgaliev, A. K. Subaeva [and others] // Kazan: Kazan State Agrarian University, 2021. - P. 261 -270.

7. Nagaeva, I. R. State measures for the development of innovative entrepreneurship on the example of the Republic of Tatarstan / I. R. Nagaeva // Scientific Leader. - 2022. - No. 9(54). - P. 79-83.

8. Khairullina, Yu. R. Development of small business and self-employment: the experience of the Republic of Tatarstan / Yu. R. Khairullina, R. R. Garipova // Kazan: Kazan (Volga Region) Federal University, 2020. - P. 615-618.

5675

9. Shaykhrazieva, L. R. Ways of development of small business in the Republic of Tatarstan / L. R. Shaykhrazieva // Kazan: Kazan State Energy University, 2022. - P. 375-377.

*

© Коренкова О.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Коренкова О.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

5676

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.