Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / региональное развитие / Республика Татарстан / регионы Российской Федерации / малый и средний бизнес / entrepreneurship / regional development / the Republic of Tatarstan / regions of the Russian Federation / small and medium business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Луиза Каюмовна, Шарипова Диляра Алишеровна

В статье на основании нормативных и статистических данных анализируется современное состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан, его специфические черты, условия формирования и поддержки, направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каримова Луиза Каюмовна, Шарипова Диляра Алишеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Вased on normative and statistical data, the article analyzes the current state of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan, its specific features, conditions for the formation and support, development directions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 323.2,'332.1,'908

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Л.К. Каримова, Д.А. Шарипова

lu_ka_s@rambler.ru; Sharipovad8917@gmail.com

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

Аннотация. В статье на основании нормативных и статистических данных анализируется современное состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан, его специфические черты, условия формирования и поддержки, направления развития.

Ключевые слова: предпринимательство, региональное развитие, Республика Татарстан, регионы Российской Федерации, малый и средний бизнес.

Для цитирования: Каримова Л.К., Шарипова Д.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан). Российские исследования. 2020;1(1):18-26.

Развитие предпринимательства играет важную роль в жизни каждого государства, особенно с рыночной экономической системой, ведь именно развитие малого и среднего бизнеса является показателем экономического развития, структуры и качества валового и национального продукта. Уже около 30 лет назад в Российской Федерации произошел активный переход к рыночной экономике, но проблема создания малого и среднего бизнеса в федеральном центре и регионах остается очень актуальной до сих пор.

Татарстан является одним из наиболее экономически развитых регионов РФ, и здесь большое внимание уделяется поддержке и развитию предпринимательства. Так, с 2014 года правительство Республики Татарстан реализует проект «Бизнес и власть: откровенный разговор», в рамках которого представители бизнеса и власти обсуждают насущные проблемы. Все решения, принятые в ходе таких встреч, протоколируются, и их выполнение контролируется аппаратом Уполномоченного при Президенте Республи-

© Каримова Л.К., Шарипова Д.А., 2020 18

ки Татарстан по защите прав предпринимателей1. В конце 2015 года начал свое развитие Совет по предпринимательству при Президенте РТ, ставший еще одной площадкой для взаимодействия предпринимателей с органами власти. Совет работает по проект-но-ориентированной модели и в работу проектных групп может включиться любой предприниматель республики2.

В своих ежегодных посланиях к Государственному Совету РТ Президент Татарстана Р.Н. Минниханов обозначает поддержку малого и среднего предпринимательства в качестве приоритета и заявляет о необходимости создания благоприятных условий для ведения бизнеса, снижения административного давления и бюрократии, повышения бизнес-грамотности, в том числе и в области взаимодействия с контрольно-надзорными органами, с помощью таких проектов как «Фабрика предпринимательства», «Бизнес-класс», «Проверенный бизнес», «Перезагрузка», «Ближе к делу», Дом предпринимателя, «Портал МСП»3.

Конечно же, региональные особенности сказываются на процессах формирования и развития предпринимательства. Так на становление татарстанской модели предпринимательства повлияли, прежде всего, политические и экономические факторы.

Принятие в 1990 году «Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан»4, в 1994 - договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ»5 и ряда межправительственных соглашений с Российской Федерацией, раскрывавших алгоритм реализации этого документа, привели к созданию нормативной базы, позволившей разрешать недоразумения по вопросам собственности, международных отношений, транспорта и связи, добычи ресурсов

1 Бизнес и власть: открытый разговор. Электронный ресурс. Режим доступа. http://bv.tatarstan.rU/#about Проверено 31. 07.2020.

2 Совет по предпринимательству при Президенте РТ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sovet.tatarstan.ru/about/ Проверено 31 июля 2020 года,

3 Рустам Минниханов обратился с ежегодным посланием Государственному Совету Республики Татарстан, Электронный ресурс. Режим доступа: https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2017;. https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2018; https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2019

4 Декларация о государственном суверенитете РТ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://1997-2011.tatarstan.ru/index.html%40node_id=234.html Проверено 31.07.2020.

5 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: https://tatarstan.ru/documents/ polnomochia.htm Проверено 31. 07.2020.

между регионом и федеральным центром. За прошедшие годы это способствовало становлению Республики Татарстан как одного из наиболее политически и экономически стабильных регионов РФ и оказало значительное влияние на построение татарстанской модели развития бизнеса.

К экономическим факторам становления татарстанской одели предпринимательства можно отнести промышленный потенциал РТ, характеризующийся высокой концентрацией производства, существенной ролью крупных компаний (ПАО «КАМАЗ», ПАО «Казаноргейнтез», ПАО «Нижнекомскфтехим»). В конце 2019 года в РТ работали 157783 субъекта малого и среднего предпринимательства, а количество занятых в этой сфере (с учетом индивидуальных предпринимателей и самозанятых) составило 592,3 тыс. человек (на 64,5 тыс. человек (8,5%) больше, чем на начало 2019 года). По данным показателям Республика Татарстан занимает 1 место в Приволжском Федеральном округе и 6 место в России. На долю среднего и малого бизнеса в валовом региональном продукте РТ приходится 26%6.

Развитию предпринимательства в Республике Татарстан способствует серьезная инфраструктура региональной поддержки, созданию и поддержке которой власти уделяют серьезное внимание. К началу 2020 года в регионе действовало 100 объектов инфраструктуры (80 промышленных площадок и 20 промышленных парков), в которых работали 1 465 резидентов. Опыт Татарстана в области создания промышленных площадок и парков, обеспечивающих комфортные условия для создания и развития новых производств, стал основой направления «Мой бизнес-парк» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Этот проект призван обеспечить льготный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям для создания и развития производственных и инновационных компаний7.

К сфере финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в РТ можно отнести:

- льготные микрозаймы (от 100 тыс.рублей до 5 млн рублей сроком до 3-х лет со ставкой не более 7,5% годовых). За 2019 год

6 Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2019 год и задачах на 2020 год и на период до 2024 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf. С. 38. Проверено 20.08.2020.

7 Там же. С.41.

Центром микрофинансирования НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» было выдано 399 микрозаймов на сумму 43 934,6 млн руб., что превышает аналогичные показатели за 2018 год в 1,7 и 2,5 раза соответственно8;

- субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченных в российских кредитных организациях (за 2019 год в РТ 57 предпринимателей смогли возместить проценты по кредитам на сумму более 130,0 млн рублей)9;

- поручительства Гарантийного фонда Республики Татарстан (позволяющие предпринимателям привлечь заемное финансирование). За 2019 год было предоставлено 274 поручительства представителям малого и среднего бизнеса на сумму 1 473,7 млн рублей, что превышает аналогичные показатели за 2018 год в 1,9 раз и на 34,7% соответственно. Это позволило предпринимателям привлечь заемного финансирования на сумму 5 547,8 млн рублей, что на 33% больше чем в предыдущем году10;

- онлайнкредиты с господдержкой (краудлендинг);

- программу льготного лизинга. В 2017 году в Татарстане совместно Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства была создана Региональная лизинговая компания, позволившая представителям бизнеса республики не только приобретать оборудование в лизинг по привлекательным ставкам, но и получить доступ к высокотехнологичным закупкам крупных компаний11. Региональная лизинговая компания позволяет получить в лизинг оборудование на условиях в 3 раза ниже рыночных (эффективная ставка: РЛК - 6%, рыночные ЛК - 18%). За 2019 год компанией было профинансировано 26 проектов по Российской Федерации на сумму 738,1 млн рублей, из них 10 проектов (38%) на 428,8 млн рублей (58%) по Республике Татарстан12.

Важной является и информационно-консультационная поддержка предпринимателей, которую в регионе осуществляют структурные подразделения Некоммерческой микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан»

8 Там же. С.42.

9 Там же. С.43.

10 Там же.

11 Региональная лизинговая компания Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rlcrt.ru/company/ Проверено 20.08.2020.

12 Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2019 год и задачах на 2020 год и на период до 2024 года, год. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf. С. 42-44. Проверено 20.08.2020.

21

(Центр поддержки предпринимательства, Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Камский Центр кластерного развития, Центр инноваций социальной сферы, МФЦ для бизнеса и др.).

Многофункциональный центр для бизнеса, созданный в РТ в 2016 году обеспечивает предпринимателям доступность государственных и муниципальных услуг, минимизирует временные затраты при доступе к информации, услугам и поддержке (государственной и муниципальной)13. На данный момент клиент МФЦ для бизнеса может получить более 60 услуг в режиме «одного окна». В 2019 году этим более 10 тыс. услуг было оказано более 1 200 уникальным субъектам малого и среднего предпринимательства14.

Кроме того, для помощи предпринимателям в реализации товара в 2019 году в РТ был создан Электронный маркетинговый центр, задачей которого является стимулирование продвижения продукции товаропроизводителей Татарстана на региональном, российском и международном рынках15. В настоящее время активно внедряются системы электронной торговли, в частности в республику были привлечены компании OZON и Wildberries, которые реализуют в Зеленодольском районе проекты по строительству логистических центров16.

Эффективность работы региональных властей в области развития предпринимательства и самой татарстанской модели неоднократно подтверждались различными рейтингами. Так, например, существующая инфраструктура поддержки предпринимательства позволила РТ неоднократно входить в число лидеров Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ. В 2019 году Татарстан занимает второе место в рейтинге, уступив только Москве17.

13 МФЦ для бизнес. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mfc16.tatarstan.ru/?for_business=1 Проверено 20.08.2020.

14 Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2019 год и задачах на 2020 год и на период до 2024 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf. С.46-47. Проверено 20.08.2020.

15 Marketing center of the Republic of Tatarstan. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rmcrt.ru/#main Проверено 20.08.2020.

16 Рустам Минниханов обратился с ежегодным посланием Государственному Совету Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2019 Проверено 20.08.2020.

17 Аналитическая справка о результатах Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2019. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/4e7449fc00482f6b1a82be11f8346f2d/ nac_reyting_2019.pdf Проверено 20.08.2020. Проверено 20.08.2020.

22

Для успешного развития всего региона важно не снижать уровень поддержки предпринимательства и это стремление отражают ближайшие задачи, которые ставят перед собой региональные власти до 2024 года: увеличение объемов микрозаймов и финансовой поддержки при поручительстве Гарантийного фонда РТ; поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; сохранение и увеличение количества самозанятых граждан; строительство и реконструкция промышленных парков; реализация мер поддержки для резидентов промышленных парков и площадок в Республике Татарстан (мероприятие по дооснащению инженерной инфраструктуры, «Проми-потека»); увеличение вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в электронную торговлю; вывод 400 субъектов малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом в период с 2019 по 2024 гг.) на зарубежные рынки18.

Татарстан на данный момент входит в число лидеров среди регионов Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства, которое воспринимается региональными властями, как одна из точек роста экономики республики. Малое и среднее предпринимательство - сектор экономики, позволяющий осуществить обеспечение республики товарами и услугами первой необходимости, пополнить финансовые средства и создать новые рабочие места. Именно поэтому такое внимание уделяется реализации федеральных и региональных проектов в этой сфере.

Однако, не смотря на понимание федеральными и региональными властями важности малого и среднего бизнеса в формировании социально-экономического развития и стабилизации общества, многие проблемы (нехватка квалифицированных кадров, высокие налоги, административные барьеры, низкая доступность ресурсов и другие), возникшие еще в 90-х годах ХХ века до сих пор не устранены.

Система мер поддержки развития малого и среднего предпринимательства в РТ говорят о стремлении власти сделать государственную политику по отношению к предпринимательству прозрачной, эффективной, продуманной и последовательной. О важности данного направления развития социально-эконо-

18 Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2019 год и задачах на 2020 год и на период до 2024 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf. С. 40, 46. Проверено 20.08.2020.

23

мической сферы для республики говорит и тот факт, что Президент Татарстана лично контролирует все показатели. В качестве основных векторов развития поддержки малого и среднего бизнеса можно выделить: рост финансово-кредитной поддержки; упорядочение системы налогообложения малого и среднего предпринимательства; содействие развитию инновационного и информационного предпринимательства; улучшение системы подготовки кадров; совершенствование и развитие системы государственной и региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Литература

1. Бизнес и власть: открытый разговор. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bv.tatarstan.ru/#about. Проверено 20.08.2020.

2. Совет по предпринимательству при Президенте РТ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sovet.tatarstan.ru/about/ Проверено 20.08.2020.

3. Рустам Минниханов обратился с ежегодным посланием Государственному Совету Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2017; https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2018;

https: //president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2019 Проверено 2 0.08.202 0.

4. Декларация о государственном суверенитете РТ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://1997-2011.tatarstan.ru/index.html%40node_id=234.html Проверено 20.08.2020.

5. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: https://tatarstan.ru/documents/polnomochia.htm Проверено 20.08.2020.

6. Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2019 год и задачах на 2020 год и на период до 2024 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf

7. Региональная лизинговая компания Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rlcrt.ru/company/

8. МФЦ для бизнеса. Электронный ресурс. Режим досту-па:https://mfc16.tatarstan.ru/?for_business=1 Проверено 20.08.2020.

9. Маркетинговый центр Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rmcrt.ru/#main Проверено 20.08.2020.

10. Рустам Минниханов обратился с ежегодным посланием Государственному Совету Республики Татарстан. Электронный ресурс. Режим доступа: https://president tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2019 Проверено 20.08.2020.

11. Аналитическая справка о результатах Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2019. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/file/ 4e7449fc00482f6b1a82be11f8346f2d/nac_reyting_2019.pdf Проверено 20.08.2020.

THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

L.K. Karimova, D.A. Sharipova

lu_ka_s@rambler.ru; Sharipovad8917@gmail.com

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russian Federation

Abstract. Вased on normative and statistical data, the article analyzes the current state of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan, its specific features, conditions for the formation and support, development directions.

Keywords: entrepreneurship, regional development, the Republic of Tatarstan, regions of the Russian Federation, small and medium business.

For citation: Karimova L.K., Sharipova D.A. The development of small and medium entrepreneurship in the regions of the Russian Federation (on the example of the Republic of Tatarstan). Journal of Russian Studies. 2020;1(1):18-26.

References

1. "Business and government: open conversation", last modified July 31, 2020, http://bv.tatarstan.ru/ #about

2. Entrepreneurship Council under the President of the Republic of Tatarstan, last modified July 31, 2020, https://sovet.tatarstan.ru/about/

3. Rustam Minnikhanov addressed with an annual message to the State Council of the Republic of Tatarstan, last modified July 31, 2020, https: //president.tatarstan.ru/ poslanie-prezidenta.htm?year=2017; https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2018; https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2019

4. Declaration on State Sovereignty of the Republic of Tatarstan, last modified July 31, 2020, http://1997-2011.tatarstan.ru/index.html%40node_id=234.html

5. Agreement on the delimitation of jurisdictions and powers between the state authorities of the Russian Federation and the state authorities of the Republic of Ta-tarstan, last modified July 31, 2020, https://tatarstan.ru/documents/ polnomo-chia.htm

6. On the results of the activities of the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan for 2019 and tasks for 2020 and for the period until 2024, last modified July 31, 2020, https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf

7. Regional leasing company of the Republic of Tatarstan, last modified July 31, 2020, http://rlcrt.ru/company/

8. MFC for business, last modified July 31, 2020,https://mfc16.tatarstan.ru/?for_business=1

9. Marketing center of the Republic of Tatarstan, last modified July 31, 2020, http:/ / rmcrt.ru/ #main

10. Rustam Minnikhanov addressed with an annual message to the State Council of the Republic of Tatarstan, last modified is July 31, 2020, https://president.tatarstan.ru/poslanie-prezidenta.htm?year=2019

11. Analytical report on the results of the National rating of the state of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation in 2019, last modified July 31, 2020, https://www.economy.gov.ru/material/ file/4e7449fc00482f6b1a82be11f 8346f2d/ nac_reyting_2019.pdf

Авторы публикации

Каримова Луиза Каюмовна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой регионоведения и евразийских исследований Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.

Шарипова Диляра Алишеровна -

студент 4 курса направления «Регио-новедение России» Института международных отношений Казанского федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.

Authors of the publication

Luiza K. Karimova - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Regional Studies and Eurasian Studies of the Higher School of Historical Sciences and World Cultural Heritage of the Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.

Dilyara A. Sharipova - 4th Year Student of the Direction "Regional Studies of Russia" of the Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation.

Принято к публикации 15.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.