Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции / художественные ремесла / народное декоративно – прикладное искусство / декоративная деятельность / креативный потенциал / креативная педагогика / эстетическое суждение и оценка / композиция / орнамент / мотивы / художественные промыслы / усто-шогирд / преемственность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев С.Ф., Козимова М.А.

Данная статья рассматривает актуальные вопросы подготовки выпускников направлений дошкольного образования средствами народного декоративно – прикладного искусства Узбекистана, роль и значения традиционных художественных ремесел в развитии креативного потенциала будущих специалистов в сфере дошкольного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев С.Ф., Козимова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Абдуллаев С.Ф., д.п.н.

профессор

кафедра «Педагогика и социально-гуманитарные предметы» Туркестанский университет новых инноваций Республика Узбекистан, Бухара Козимова М.А. студент 1 курса магистратуры дошкольное образование «Теория и методика образования и воспитания» Республика Узбекистан, Бухара

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Данная статья рассматривает актуальные вопросы подготовки выпускников направлений дошкольного образования средствами народного декоративно - прикладного искусства Узбекистана, роль и значения традиционных художественных ремесел в развитии креативного потенциала будущих специалистов в сфере дошкольного образования

Ключевые слова: традиции, художественные ремесла, народное декоративно - прикладное искусство, декоративная деятельность, креативный потенциал, креативная педагогика, эстетическое суждение и оценка, композиция, орнамент, мотивы, художественные промыслы, усто-шогирд, преемственность.

Abdullaev S.F., doctor of pedagogical sciences

professor

Department of Pedagogy and Social and Humanitarian Subjects Turkestan

University of New Innovations Republic of Uzbekistan, Bukhara Kozimova M.A.

1st year master's student preschool education "Theory and methodology of education and upbringing"

Republic of Uzbekistan, Bukhara

PROBLEMS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF

STUDENTS OF PRESCHOOL EDUCATION BY MEANS OF FOLK

APPLIED ARTS

Annotation. This article considers actual issues of training graduates of preschool education by means of folk decorative and applied arts of Uzbekistan, the role and significance of traditional arts and crafts in the development of creative potential of future specialists in the field of preschool education

Keywords: traditions, artistic crafts, folk decorative and applied art, decorative activity, creative potential, creative pedagogy, aesthetic judgment and evaluation, composition, ornament, motifs, art crafts, usto-shogird, continuity.

Современная педагогическая наука рассматривает эстетическое воспитание как сложную философскую и общественно - педагогическую систему, являющееся составной частью общей духовной культуры человека. Установлено, что эстетическое отношение человека к действительности, включая природную и предметную среду, искусству, так же как и литература имеет свои объективные закономерности, которые доступны осмыслению, изучению и использованию в эстетическом, нравственном и в конечном счете духовном развитии и воспитании личности. Эстетические закономерности находят проявление в жизни природы и общества, эстетическом сознании и деятельности.

Другое важное положение - эстетическое воспитание как категорию философскую и педагогическую возможно оценить, как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Значение эстетического воспитания, роль развития творческого потенциала педагогов - наставников средствами искусства и литературы неоднократно подчеркивались многими великими мыслителями прошлых веков: Аль Фаробий, Абдурахмон Жомий, Алишер Навоий, Абдулла Авлоний и др., выдающимися просветителями как Н. Чернышевский, Л. Толстой, В. Белинский... Данной проблеме были посвящены научные труды многих крупных ученых - педагогов прошлого столетия: В. Сухомлинского, А.С. Макаренко, А. Бакушинского, Л. Выготского и др.

Искусство, особенно народное, с заложенными в ней огромным эстетическим потенциалом и возможностями как наиболее «концентрированная и развитая» форма эстетического сознания занимает особое место как в общей проблематике эстетики как науки, так и в «профессиограмме», разработанной педагогической наукой. И здесь очень важным представляется разработка и создание педагогических условий развития креативного потенциала у студентов - будущих учителей предметов эстетического цикла, в частности учителей дошкольного образования. Исходя из анализа задач эстетического воспитания, вытекающих из трудов ведущих учёных Республики в области теории и методики развития творческого потенциала учащихся молодежи средствами народного, декоративно - прикладного искусства Узбекистана

Р. Хасанова, Б. Бойметова, С. Булатова, К. Касымова, Ш.Т. Хасанова и других, а также последних научных исследований эстетики, искусствознания, психологии и педагогики можно сделать вывод о том, что уровень эстетического воспитания напрямую зависит от уровня эстетического образования будущих учителей. А в условиях Узбекистана, где искусство, особенно национальное декоративно - прикладное: миниатюра, художественная вышивка, золотое шитьё, керамика, художественная резьба и роспись по дереву и ганчу и др. имеют многовековые эстетические идеалы, эстетическое образование является определяющим фактором развития творческого потенциала студентов. Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев подчеркнул «... важность подготовки в сфере высшего и среднего - специального профессионального образования современно и самостоятельно мыслящих, обладающих высокими духовно - нравственными качествами, образованных и высококвалифицированных кадров» [1.].

Последние годы исследователи - практики дошкольного образования проявляют большой интерес к проблеме обучения и воспитания креативных качеств у детей на основе обучения дошкольников творческим видом искусств, в частности декоративно - прикладного искусства как эффективного средства развития креативности и творческого мышления младших школьников. Потребность воспитания креативных качеств у детей обусловлена бурным развитием современного общества, необходимостью кардинального совершенствования всех видов деятельности, креативных решений и изобретений. Таким образом, современный уровень науки и техники требует творческого отношения, адаптацию к уровню новых требований. Мотивация к творчеству в этих условиях является главной для ребенка, направленным условием для самореализации. И здесь очень важным является сам уровень развития креативной педагогики, как. «особой отрасли педагогического знания, изучающей вопросы организации процесса становления и развития творческих способностей обучающихся, о необходимости педагогического развития творческих способностей.» [2. с. 5].

Необходимым компонентом педагогических условий развития творческого потенциала студентов средствами народного искусства являются мотивационно - целевые условия. Мотивационно - целевые условия должны быть направлены на достижение дидактических, воспитательных и творческих целей. Дидактические цели, в свою очередь должны быть направлены на приобретение студентами - будущими специалистами дошкольного образования комплекса знаний, умений и навыков в сфере народного декоративно - прикладного искусства, особенно его исконных, традиционных видов. К примеру, при изучении традиционной вышивки Узбекистана студент должен знать её основные локальные центры Республики, генезис Бухарского центра

художественного текстиля, вышивки школ Нураты, Шахрисябза, Самаркандского центра художественной вышивки, Сурхандарьи, Карши, Ташкентских, Ферганских центров, знать исторические этапы, динамику развития этого вида художественного ремесла, уметь выделить общие черты и локальные особенности этих школ.

В процессе изучения студенты в курсе «Методика обучения изобразительной деятельности» осваивают технику и приёмы работы, композиции сюзане и других изделий, конструктивные построение узоров и орнаментов, колорита, постигая их прелесть и красоту.

И здесь очень важен учёт возрастных и психологических особенностей старших дошкольников, а именно:

- воспитание интереса к уникальным предметам национального декоративного искусства

- знание характерных особенностей узбекского народного прикладного искусства

- воспитание способностей к эстетическому суждению и оценке при восприятии произведения

- обучение детей основам декоративной деятельности по одному из видов народного творчества

Достижение дидактических целей, таким образом, направлено на формировании у обучаемых эстетической образованности, что и обеспечивает в будущем направленность педагога на эстетическое воспитание дошкольников. И самое главное - реализуются такие творческие цели, как развитие у обучаемых способностей к художественному восприятию, формирует креативное мышление, способствует осмыслению значимости эстетического воспитания средствами народного искусства.

Очень важно при создании мотивационно - целевых условий освоения богатейшего художественного наследия наших предков, обеспечение содержательных условий - разработка программ, факультативов, спецкурсов, спец практикумов, в соответствие с блоком самостоятельных занятий учебного предмета «Методика обучения изобразительной деятельности» - III - семестр 2 курс.

Самостоятельные занятия в курсе данного предмета по глубокому изучению народного искусства родного края в объеме 90 часов разработан на кафедре педагогики Туркестанского университета новых инноваций. Учебный предмет в значительной степени обеспечен научно - методическим материалом, видео и фото материалами, творческими работами, учебно -методическими комплексами. Здесь задача - непрерывное пополнение содержания обучения с использованием современных информационных и педагогических технологий.

Кроме традиционных форм и методов обучения студентов исконным видам художественных ремесел в программе самостоятельных занятий предусмотрены экскурсии в музей народного декоративно - прикладного

искусства, посещения творческих мастерских известных художников -ремесленников, их приглашения на встречи и выставки творческих работ.Крупный ученый А. Бакушинский справедливо считает, что «очень большое воспитательное значение имеет... эстетическое восприятие природы, конечно главным образом в виде художественных экскурсий. Это восприятие должно представлять с собой своеобразную форму художественного творчества.» [3, с. 126].

Конечной целью организация педагогических условий должно быть формирование у студентов осознанного, устойчивого интереса к национальному народно - прикладному искусству, воспитание на этой базе эстетического вкуса и эстетической восприимчивости.

Можно сделать вывод о том, что, эффективность развития креативного потенциала студентов средствами народного декоративно -прикладного искусства напрямую зависит от оптимальности организации педагогических условий, что в свою очередь влияет на уровень эстетической подготовки и эстетической образованности будущего специалиста. Б. Неменский пишет: «Искусство как культура отношений ко всем явлением жизни - это группа задач фактически вбирает в себя содержание искусства, выраженное через него нравственно - эстетические, эмоционально - ценностные критерии общества» [4, с.82]. «Постоянный источник эстетических воспитательных дел - мир искусства», -подчеркивает другой автор И.П. Подласый [5, с. 170].

Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства - это процесс целенаправленного формирования интереса и способностей личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного, выработки системы представлений об истории художественной культуры узбекского народа, формирование потребностей проявить себя в прикладном искусстве, вносит элементы прекрасного в образовательно -воспитательную среду дошкольников.

Студент 1 курса Туркистанского университета новых инноваций Темиркулова Феруза Умеджановна в процессе самостоятельной работы.

Таким образом, традиционная народная художественная культура в процессе целенаправленного изучения, восприятия, занятия в рамках спецкурсов несёт в себе ряд эстетических воспитательных функций. Роль народного декоративно - прикладного искусства как действенного фактора эстетического воспитания и эстетической образованности будущих учителей - наставников дошкольного образования приобретает в современных условиях исключительно важное значение, является настоятельной необходимостью жизни и способствует формированию высоких нравственно - эстетических качеств личности.

Использованные источники:

1. Указ президента Республики Узбекистан «О мерах по реформированию управления в сфере высшего и среднего специального образования» от 2019 г. 11 июля. «Правда Востока», №140 от 12 июля 2019 г.

2. Креативная педагогика. Методология, Теория, Практика. [Электронный ресурс]. Под ред. проф. В.В. Попова, акад. РАОЮ.Г. Круглова - 4 - изд -М.: Бином, лаборатория знаний 2014, -214 с. 322 с.

3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. - Москва, С.Художник, 1981. -350 с.

4. Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. - Москва:, просвещение, 1987. -255 с.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. - М.: Гуманти.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Процесс воспитания. -256 с.: ил.

6. Абдуллаев Сайфулла Файзуллаевич, Муродова Муясар Хикматовна Методические особенности методов обучения рисованию по памяти и представлению // Universum: общественные науки. 2022. №2 (81).

7. Дустова, Дилдора Собиржановна, and Сайфулла Файзуллаевич Абдуллаев. "Взаимосвязь педагогического и художественно-творческого компонента в системе эстетической подготовки учителя начального образования." PEDAGOGS jurnali 1.1 (2022): 84-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.