Научная статья на тему 'РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети дошкольного возраста / народное декоративно-прикладное искусство / художественно-эстетическое развитие / preschool children / folk decorative and applied arts / artistic and aesthetic development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизуллина Д.И., Миннуллина Р.Ф.

В статье рассматривается роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста, какое влияние оказывает использование декоративно-прикладного искусства во всеобщем развитии дошкольников, также раскрывается значимость самостоятельного создания прекрасного детьми дошкольного возраста, описываются знания, умения и навыки, получаемые в процессе работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизуллина Д.И., Миннуллина Р.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FOLK DECORATIVE AND APPLIED ART IN DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article examines the role of folk decorative and applied art in the development of preschool children, what influence the use of decorative and applied art has in the general development of preschoolers, also reveals the importance of independent creation of beauty by preschool children, describes the knowledge, skills and abilities acquired in the process of work.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373 Газизуллина Д.И., Миннуллина Р.Ф.

Газизуллина Д.И.

студент отделения психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования,

Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматривается роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста, какое влияние оказывает использование декоративно-прикладного искусства во всеобщем развитии дошкольников, также раскрывается значимость самостоятельного создания прекрасного детьми дошкольного возраста, описываются знания, умения и навыки, получаемые в процессе работы.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, народное декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое развитие.

Одним из средств художественно-эстетического развития является народное декоративно-прикладное искусство. Оно способно оказывать влияние на формирование художественного образа, именно благодаря декоративно-

прикладному искусству дети учатся видеть и понимать прекрасное в окружающем нас мире и искусстве. Народное искусство национально по содержанию, именно поэтому активно воздействует на духовное развитие, на формирование нравственности, патриотизма, а также на эстетическое самосознание ребенка.

По мнению Л.Ю. Кошелевой «Особым средством эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствия с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства» [1].

В воспитании детей декоративно-прикладное искусство играет важную роль, оно как ничто другое развивает в детях не только любовь к искусству и формирует эстетический вкус, но и в полной мере обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, вызывает желание делать мир лучше своими руками.

«Одно из главных преимуществ то, что воспитанники видят результат своего творчества и могут ему найти применение в жизни, например, сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким, украсить интерьер своей квартиры и т. д.» [2].

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством начинается с ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, можно познакомить детей с русской матрешкой, городецкой, дымковской, гжельской, хохломской и т.д. Дети с восхищением относятся ко всему этому, у них сразу же появляется желание повторить или же создать что-то свое, узнать об этом больше, ведь для них это кажется чем-то интересным, неизвестным и привлекательным. Детям нравится рассматривать каждый узор, завиток, деталь, все это потому что росписи имеют множество ярких цветов, сложных рисунков, форм, линий и штрихов.

Мы считаем, что эстетические способности необходимо развивать у всех детей. Применяя в работе с детьми декоративно-прикладное искусство, мы

развиваем воображение детей. В этом возрасте развитие воображения позволяет детям выдумывать интересные и отличительные от всех истории. Для того чтобы развивалось воображение нужно проводить специальные работы по его активизации. В наши дни существует множество видов декоративно-прикладного искусства. Но в своей работе я отдаю предпочтение росписи деревянных изделий, так как опыт показал, что это один из самых доступных и интересных для детей вариантов, например, роспись деревянных досок, ложек и т.д.

Возможно, данное занятие можно считать целесообразным только для развития художественного потенциала детей, это учит их рисовать, держать кист, некоторые убеждены, что для развития эстетической культуры дошкольника достаточно показывать и рассказывать о готовых изделиях, ведь они передают и демонстрируют красоту и изящество. Но мы уверены, что это не так, дело в том, что декоративно-прикладное искусство служит не только для развития определенной области такой, как художественно-эстетическая, но и затрагивает множество других сфер, необходимых ребенку для полноценного развития.

Опыт показал, что, предоставляя ребенку возможность самому определять цвета, формы, размер, количество предметов в своем творчестве раскрывает в нем фантазию, воображение и начинается мыслительный процесс, ребенок в голове представляет, как будет выглядеть изделие в том или ином случае, когда он дает волю своим представлениям. Помимо мыслительных процессов в этот момент у ребенка развивается мелкая моторика, а это в свою очередь также благотворно сказывается на памяти, внимании ребенка, также в этот момент развивается аккуратность, точность движений, он сильно старается сделать своими руками красивую роспись, узоры, орнамент и т.д.

Создание чего-то красивого, своего ребенку поднимает настроение, рождает мотивацию и веру в свои способности. Готовые изделия, сделанные своими руками, дети ценят больше всего, они с радостью и удовольствием показывают и рассказывают своим родителям, сверстникам, друзьям, делятся

эмоциями и опытом приобретенными в процессе их изготовления. Поэтому мы считаем, что через декоративно-прикладное искусство, а именно предоставляя детям возможность самим погрузиться в создание изделий можно развить в ребенке множество полезных навыков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство играет большую и одну из важнейших ролей во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Умение создавать что-то своими руками, с помощью воображения и фантазии очень важно не только для художественного развития детей, но и воспитания в них здорового нравственного начала, приобщения к народным традициям, культуре, уважения к труду, оно помогает детям познать самого себя. Исходя из всего вышеперечисленного, мы рекомендуем использование декоративно-прикладного искусства в качестве развития эстетической и духовной культуры детей дошкольного возраста, ведь в процессе данной деятельности ребенок получит множество плюсов и положительных качеств в становлении личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кошелева Л. Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. Москва : Буки-Веди, 2018. С. 35-37. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14288/ (дата обращения: 07.02.2024);

2. Толстоносова Р. В. Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 837839. URL: https://moluch.ru/archive/108/25888/ (дата обращения: 07.02.2024)

Gazizullina D.I., Minnullina R.F.

Gazizullina D.I.

Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

Scientific advisor: Minnullina R.F.

Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

ROLE OF FOLK DECORATIVE AND APPLIED ART IN DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article examines the role of folk decorative and applied art in the development of preschool children, what influence the use of decorative and applied art has in the general development of preschoolers, also reveals the importance of independent creation of beauty by preschool children, describes the knowledge, skills and abilities acquired in the process of work.

Keywords: preschool children, folk decorative and applied arts, artistic and aesthetic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.