Научная статья на тему 'Проблемы развития инновационно-активного предпринимательства в РФ при проведении промышленной политики'

Проблемы развития инновационно-активного предпринимательства в РФ при проведении промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскурина Юлия Евгеньевна

В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационно-активного предпринимательства России при проведении промышленной политики. Доказывается, что развитие инновационно-активного предпринимательства в России способствует устойчивому развитию национальной промышленности, создает благоприятную среду для наращивания инновационного потенциала, способствует взаимовыгодной кооперации, конкурентной среде, росту уровня жизни и благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проскурина Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT INNOVATIONAL-ACTIVE BUSINESS IN RUSSIA IN A INDUSTRIAL POLICY

The article discusses the main problems of innovational active business during the Russian industrial policy. Prove the development of innovational active business in Russia stands sustainable development of national industry, creates a positive environment for the innovative capacity contributes to a mutually beneficial cooperative-way radios, the competitive environment, the growth of living standards and welfare.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инновационно-активного предпринимательства в РФ при проведении промышленной политики»

УДК 338

ЮЕ. Проскурина ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-

АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационно-активного предпринимательства России при проведении промышленной политики. Доказывается, что развитие инновационно-активного предпринимательства в России способствует устойчивому развитию национальной промышленности, создает благоприятную среду для наращивания инновационного потенциала, способствует взаимовыгодной кооперации, конкурентной среде, росту уровня жизни и благосостояния населения. Ключевые слова: промышленная политика, предпринимательство, инновации.

JuHya Prositurina THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT

INNOVATIONAL-ACTIVE BUSINESS IN RUSSIA IN A INDUSTRIAL POLICY

Annotation. The article discusses the main problems of innovational - active business during the Russian industrial policy. Prove the development of innovational - active business in Russia stands sustainable development of national industry, creates a positive environment for the innovative capacity contributes to a mutually beneficial cooperative-way radios, the competitive environment, the growth of living standards and welfare. Keywords: industrial policy, entrepreneurship, innovations.

В современных условиях решающим фактором интенсивного экономического роста в ведущих странах мира стали инновации, производство и распространение которых обеспечивается инновационным предпринимательством при обязательной поддержке со стороны государства. Для устойчивого экономического роста в нашей стране необходимо развитие отечественной промышленности. Отсюда для развития современной национальной экономики промышленная политика России является системой мер, направленных на развитие новейших технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью, современных информационных услуг, человеческого капитала.

При этом инновационная политика представляет собой одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития [9; 2; 7].

Инновационная политика предусматривает развитие инновационно-активных предприятий, под которыми понимаются предприятия различных организационно-правовых форм и видов деятельности, осуществляющие на постоянной основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности [9; 5]. Под инновационной активностью предпринимательской структуры понимается степень участия предприятия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

В настоящее время проблема инновационного развития для национального хозяйства России является одной из самых острых, злободневных и сложных. В последние годы производственные инновации в РФ осуществляются недостаточно успешно, темпов их роста не наблюдается, а доля инноваций в промышленности неуклонно снижается. Среди основных проблем инновационной деятельности в России следует выделить следующие:

1) низкое качество бизнес - среды, связанное с неконкурентоспособным инвестиционного климата, отсутствием необходимых условий для развития конкурентной среды на товарных рынках и отсутствием должной государственной поддержки;

© Проскурина Ю.Е., 2015

2) сохранение значительных барьеров для распространения в национальной экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием;

3) недостаточность усилий региональных и муниципальных органов власти по оптимизации условий для инновационной деятельности. На фоне существенного прогресса в формировании благоприятной ситуации для инновационного бизнеса и развития различных инструментов поддержки инноваций в отдельных российских регионах медленно идет процесс межрегионального распространения лучшего зарубежного опыта в российских хозяйственных условиях;

4) взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики не имеет регулярного характера и не обеспечивает сбалансированного представления экономических интересов инновационно - активных предприятий различных организационно-правовых форм;

5) неэффективность организационно-экономических инструментов государственной поддержки инноваций (в частности, ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения экономических рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационного процесса);

6) недостаточное развитие системы государственно - частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 % ( для сравнения, в Германии указанная доля составляет 8,8 %, в Бельгии - 12,7 %)

[9].

7) несовершенство нормативно-правовой базы;

8) высокие кредитные риски.

Автор разделяет точку зрения, согласно которой указанные проблемы возникают вследствие непродуманной макроэкономической промышленной политики [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Основными задачами при реализации макроэкономической промышленной политики в нашей стране являются следующие:

1. создание благоприятного нормативно-правового климата в промышленности;

2. создание благоприятного макроэкономического климата;

3. разработка специальных организационно-правовых механизмов, которые стали бы мощным сигналом инновационного развития в предпринимательской среде и непосредственно воздействовали на притоки промышленных инвестиций инновационно-активных предприятий всех организационно-правовых форм.

Автору представляется, что для развития инновационно-активных предприятий в российской промышленности нужно:

1) финансирование приобретения технологий до 25 % для приоритетных инвестиционных проектов, которое должно осуществляться на конкурсной и возвратной основе. Остальные инвестиции должны осуществляться предприятием сроком реализации проекта - не более 5 лет;

2) компенсация затрат на НИОКР до 25 % для приоритетных проектов. Финансирование должно осуществляться на конкурсной и возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет. Данные меры будут способствовать привлечению современных технологий в российскую промышленность, поскольку инновационные проекты, как правило, имеют более высокую рентабельность;

3) осуществлять арендное субсидирование до 40 % для приоритетных проектов. Арендное субсидирование помещений и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для создания нового производства должно иметь льготное финансирование на срок не более 2 лет;

4) развивать механизмы быстрой ратификации [10].

Автору близка позиция, согласно которой для развития инновационно-активного предпринимательства на макроэкономическом уровне национальной экономики РФ необходимы:

1) жесткая регламентация интересов и софинансирования;

2) приоритетность нововведений и концентрация инвестиционных ресурсов на стратегически важных направлениях;

3) регулярный мониторинг и анализ реализации комплексной стратегии развития национальной экономики России [10].

Результатом указанных мер должны стать структурные сдвиги отраслевой промышленности, развитие предприятий государственной формы собственности, усиление равномерности развития российской промышленности в региональном разрезе, содействие интеграции национальной промышленности в международную среду.

Автору представляется, что для стимулирования и поддержки инновационной деятельности необходимо:

1) прямое стимулирование крупных государственных компаний и естественных монополий к формированию и реализации программ инновационного развития;

2) предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным предприятиям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

3) поддержка развития внутрифирменной науки (в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции);

4) совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий;

5) усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;

6) совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичных продукции и услуг;

7) определение организационно-экономических механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, характеризующихся высоким потенциалом для распространения в национальной экономике.

Одним из основных условий перехода национальной экономики на инновационный путь развития является повышение инновационной активности российского предпринимательства. В современных условиях реализован ряд важных мер в рамках национальной инновационной политики по стимулированию отечественных предприятий к инновациям и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации. Вместе с тем, следует отметить, что наблюдается фрагментарность и неустойчивость данного процесса.

Библиографический список

1. Виссарионов, А. Б. Принципы метаэкономики / А. Б. Виссарионов // Сборник научных трудов ФБНУ «ИМЭИ»: Проблемы стратегического управления. - М. : ФБНУ «ИМЭИ». - 2012. - №1. - С. 34-55.

2. Владимирова, А. Ф. Состояние и тенденции развития энергетики в мире / А. Ф. Владимирова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 23. - С. 10-14.

3. Добрышина, Л. Н. Проблемы ресурсной обеспеченности страны в условиях глобализации с учетом экологических и региональных факторов / Л. Н. Добрышина, А. В. Малявина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 2. - С. 25-29.

4. Родин, Д. Ю. Использование технологий брендинга в промышленной политике в условиях членства РФ в ВТО / Д. Ю. Родин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. -С. 77-85.

5. Родина, И. Б. Инновационная составляющая структурной перестройки российской промышленности / И. Б. Родина, А. С. Засухин // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-3(45). - С. 432-436.

6. Родина, И. Б. Глобальные риски в системе экономической безопасности России / И. Б. Родина // Микроэкономика. - 2012. - № 1. - С. 11-15.

7. Родина, И. Б. Особенности промышленной политики современной России / И. Б. Родина // ЭПОС. - 2006. - № 2 (26). - С. 28-34.

8. Родина, И. Б. Институциональные предпосылки структурных сдвигов в реальном секторе российской экономики / И. Б. Родина // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-1(45). - С. 530-534.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227 - р. - М., 2011.

10. Фролов, В. Г. Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно - активного предпринимательства производственной сферы [Электронный ресурс] / В. Г. Фролов // Креативная экономика. - 2013. - № 11 (83). - С. 59-62. - Режим доступа : http://www.creativeconomy.ru/articles/30154/ (дата обращения : 16.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.