УДК 338
ЮЕ. Проскурина ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-
АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационно-активного предпринимательства России при проведении промышленной политики. Доказывается, что развитие инновационно-активного предпринимательства в России способствует устойчивому развитию национальной промышленности, создает благоприятную среду для наращивания инновационного потенциала, способствует взаимовыгодной кооперации, конкурентной среде, росту уровня жизни и благосостояния населения. Ключевые слова: промышленная политика, предпринимательство, инновации.
JuHya Prositurina THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT
INNOVATIONAL-ACTIVE BUSINESS IN RUSSIA IN A INDUSTRIAL POLICY
Annotation. The article discusses the main problems of innovational - active business during the Russian industrial policy. Prove the development of innovational - active business in Russia stands sustainable development of national industry, creates a positive environment for the innovative capacity contributes to a mutually beneficial cooperative-way radios, the competitive environment, the growth of living standards and welfare. Keywords: industrial policy, entrepreneurship, innovations.
В современных условиях решающим фактором интенсивного экономического роста в ведущих странах мира стали инновации, производство и распространение которых обеспечивается инновационным предпринимательством при обязательной поддержке со стороны государства. Для устойчивого экономического роста в нашей стране необходимо развитие отечественной промышленности. Отсюда для развития современной национальной экономики промышленная политика России является системой мер, направленных на развитие новейших технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью, современных информационных услуг, человеческого капитала.
При этом инновационная политика представляет собой одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития [9; 2; 7].
Инновационная политика предусматривает развитие инновационно-активных предприятий, под которыми понимаются предприятия различных организационно-правовых форм и видов деятельности, осуществляющие на постоянной основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности [9; 5]. Под инновационной активностью предпринимательской структуры понимается степень участия предприятия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.
В настоящее время проблема инновационного развития для национального хозяйства России является одной из самых острых, злободневных и сложных. В последние годы производственные инновации в РФ осуществляются недостаточно успешно, темпов их роста не наблюдается, а доля инноваций в промышленности неуклонно снижается. Среди основных проблем инновационной деятельности в России следует выделить следующие:
1) низкое качество бизнес - среды, связанное с неконкурентоспособным инвестиционного климата, отсутствием необходимых условий для развития конкурентной среды на товарных рынках и отсутствием должной государственной поддержки;
© Проскурина Ю.Е., 2015
2) сохранение значительных барьеров для распространения в национальной экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием;
3) недостаточность усилий региональных и муниципальных органов власти по оптимизации условий для инновационной деятельности. На фоне существенного прогресса в формировании благоприятной ситуации для инновационного бизнеса и развития различных инструментов поддержки инноваций в отдельных российских регионах медленно идет процесс межрегионального распространения лучшего зарубежного опыта в российских хозяйственных условиях;
4) взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики не имеет регулярного характера и не обеспечивает сбалансированного представления экономических интересов инновационно - активных предприятий различных организационно-правовых форм;
5) неэффективность организационно-экономических инструментов государственной поддержки инноваций (в частности, ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения экономических рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационного процесса);
6) недостаточное развитие системы государственно - частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 % ( для сравнения, в Германии указанная доля составляет 8,8 %, в Бельгии - 12,7 %)
[9].
7) несовершенство нормативно-правовой базы;
8) высокие кредитные риски.
Автор разделяет точку зрения, согласно которой указанные проблемы возникают вследствие непродуманной макроэкономической промышленной политики [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
Основными задачами при реализации макроэкономической промышленной политики в нашей стране являются следующие:
1. создание благоприятного нормативно-правового климата в промышленности;
2. создание благоприятного макроэкономического климата;
3. разработка специальных организационно-правовых механизмов, которые стали бы мощным сигналом инновационного развития в предпринимательской среде и непосредственно воздействовали на притоки промышленных инвестиций инновационно-активных предприятий всех организационно-правовых форм.
Автору представляется, что для развития инновационно-активных предприятий в российской промышленности нужно:
1) финансирование приобретения технологий до 25 % для приоритетных инвестиционных проектов, которое должно осуществляться на конкурсной и возвратной основе. Остальные инвестиции должны осуществляться предприятием сроком реализации проекта - не более 5 лет;
2) компенсация затрат на НИОКР до 25 % для приоритетных проектов. Финансирование должно осуществляться на конкурсной и возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет. Данные меры будут способствовать привлечению современных технологий в российскую промышленность, поскольку инновационные проекты, как правило, имеют более высокую рентабельность;
3) осуществлять арендное субсидирование до 40 % для приоритетных проектов. Арендное субсидирование помещений и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для создания нового производства должно иметь льготное финансирование на срок не более 2 лет;
4) развивать механизмы быстрой ратификации [10].
Автору близка позиция, согласно которой для развития инновационно-активного предпринимательства на макроэкономическом уровне национальной экономики РФ необходимы:
1) жесткая регламентация интересов и софинансирования;
2) приоритетность нововведений и концентрация инвестиционных ресурсов на стратегически важных направлениях;
3) регулярный мониторинг и анализ реализации комплексной стратегии развития национальной экономики России [10].
Результатом указанных мер должны стать структурные сдвиги отраслевой промышленности, развитие предприятий государственной формы собственности, усиление равномерности развития российской промышленности в региональном разрезе, содействие интеграции национальной промышленности в международную среду.
Автору представляется, что для стимулирования и поддержки инновационной деятельности необходимо:
1) прямое стимулирование крупных государственных компаний и естественных монополий к формированию и реализации программ инновационного развития;
2) предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным предприятиям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
3) поддержка развития внутрифирменной науки (в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции);
4) совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий;
5) усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
6) совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичных продукции и услуг;
7) определение организационно-экономических механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, характеризующихся высоким потенциалом для распространения в национальной экономике.
Одним из основных условий перехода национальной экономики на инновационный путь развития является повышение инновационной активности российского предпринимательства. В современных условиях реализован ряд важных мер в рамках национальной инновационной политики по стимулированию отечественных предприятий к инновациям и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации. Вместе с тем, следует отметить, что наблюдается фрагментарность и неустойчивость данного процесса.
Библиографический список
1. Виссарионов, А. Б. Принципы метаэкономики / А. Б. Виссарионов // Сборник научных трудов ФБНУ «ИМЭИ»: Проблемы стратегического управления. - М. : ФБНУ «ИМЭИ». - 2012. - №1. - С. 34-55.
2. Владимирова, А. Ф. Состояние и тенденции развития энергетики в мире / А. Ф. Владимирова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 23. - С. 10-14.
3. Добрышина, Л. Н. Проблемы ресурсной обеспеченности страны в условиях глобализации с учетом экологических и региональных факторов / Л. Н. Добрышина, А. В. Малявина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 2. - С. 25-29.
4. Родин, Д. Ю. Использование технологий брендинга в промышленной политике в условиях членства РФ в ВТО / Д. Ю. Родин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. -С. 77-85.
5. Родина, И. Б. Инновационная составляющая структурной перестройки российской промышленности / И. Б. Родина, А. С. Засухин // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-3(45). - С. 432-436.
6. Родина, И. Б. Глобальные риски в системе экономической безопасности России / И. Б. Родина // Микроэкономика. - 2012. - № 1. - С. 11-15.
7. Родина, И. Б. Особенности промышленной политики современной России / И. Б. Родина // ЭПОС. - 2006. - № 2 (26). - С. 28-34.
8. Родина, И. Б. Институциональные предпосылки структурных сдвигов в реальном секторе российской экономики / И. Б. Родина // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-1(45). - С. 530-534.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227 - р. - М., 2011.
10. Фролов, В. Г. Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно - активного предпринимательства производственной сферы [Электронный ресурс] / В. Г. Фролов // Креативная экономика. - 2013. - № 11 (83). - С. 59-62. - Режим доступа : http://www.creativeconomy.ru/articles/30154/ (дата обращения : 16.04.2015).