Научная статья на тему 'Особенности промышленной политики РФ в условиях экономических санкций и торгового эмбарго'

Особенности промышленной политики РФ в условиях экономических санкций и торгового эмбарго Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ТОРГОВОЕ ЭМБАРГО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Ирина Борисовна, Владимирова Алла Федоровна

В статье анализируются особенности российской промышленной политики в условиях ответных экономических санкций и продовольственного эмбарго. Доказывается, что названная промышленная политика является актуальной, поскольку является реальным шансом для отраслей национальной экономики России занять значительную долю внутреннего рынка в условиях членства страны в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF RUSSIAN INDUSTRIAL POLICY IN TERMS AND CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS AND EMBARGO

The article analyzes the specifics of Russian industrial policy in terms and conditions of economic sanctions and embargo. It is proved that so-called industrial policy is relevant because it is a real chance for the sectors of the national economy of Russia to keep and protect a significant share of the domestic market in terms of membership in the WTO.

Текст научной работы на тему «Особенности промышленной политики РФ в условиях экономических санкций и торгового эмбарго»

Вестник Университетам 4, 2015

УДК 338

И.Б. Родина

А.Ф. Владимирова

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ТОРГОВОГО ЭМБАРГО

Аннотация. В статье анализируются особенности российской промышленной политики в условиях ответных экономических санкций и продовольственного эмбарго. Доказывается, что названная промышленная политика является актуальной, поскольку является реальным шансом для отраслей национальной экономики России занять значительную долю внутреннего рынка в условиях членства страны в ВТО. Ключевые слова: промышленная политика, экономические санкции, торговое эмбарго.

Irina Rodina Alla Vladimirova

THE SPECIFICS OF RUSSIAN INDUSTRIAL POLICY IN TERMS AND CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS AND EMBARGO

Annotation. The article analyzes the specifics of Russian industrial policy in terms and conditions of economic sanctions and embargo. It is proved that so-called industrial policy is relevant because it is a real chance for the sectors of the national economy of Russia to keep and protect a significant share of the domestic market in terms of membership in the WTO. Keywords: industrial policy, economical sanctions, trade embargo.

До момента вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) на различных уровнях активно обсуждался вопрос о том, что, став членом данной организации, Россия сведет к минимуму свои возможности проведения промышленной политики [1; 2; 3, с. 25; 4, с. 77-78; 5, с. 119-120; 6, с. 275-276]. Зарубежные и отечественные эксперты, разделяющие названную точку зрения, обосновывали тезис о необходимости выбора долгосрочных технологических приоритетов и выбора отраслей, ответственных за их реализацию, финансирования из бюджета российского государства необходимых инвестиционных проектов, укрепления конкурентных позиций российских производителей на рынке и лишь затем принятие решения по вопросу о вступлении Российской Федерации в ВТО [7, с. 433-434].

Указанные аргументы представляются спорными в силу целого ряда причин. Во-первых, зарубежный опыт свидетельствует, что открытость торгового и инвестиционного режима всегда можно и нужно совмещать с активной макроэкономической промышленной политикой, с использованием льгот различными отраслями промышленности, в развитии которых заинтересована национальная экономика. Во-вторых, макроэкономическая промышленная политика в России может рассматриваться как прямая поддержка государством конкретных отраслей промышленности или проектов. При этом критерии и формы помощи предприятиям, например, при получении гарантий под зарубежные кредиты остаются внерыночными. Государственная помощь, нарушающая конкуренцию и дающая необоснованные льготы одним компаниям в ущерб других без учета интересов потребителей продукции и услуг, нарушает правила ВТО, к таким предприятиям могут применяться санкции (антидемпинговые процедуры, квотирование и т.д.). Членство России в ВТО будет препятствовать осуществлению именно таких форм промышленной политики государства.

После присоединения России к ВТО вопрос о возможности осуществления национальной промышленной политики, о выборе ее направлений еще сильнее обострился.

Под промышленной политикой понимается система взаимосвязанных целенаправленных государственных мер как прямого воздействия, например, в виде государственных закупок, так и по-

© Родина И.Б., Владимирова А.Ф., 2015

средством финансово-кредитных рычагов и других необходимых мер, направленных на преодоление кризисных явлений, обеспечение экономического роста, повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на международном и внутренних рынках [9, с. 28]. Макроэкономическая промышленная политика является инструментом государственной стратегии развития национальной экономики, оптимизации отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, межотраслевом, региональном, во внешних связях). Данная политика должна периодически уточняться и обновляться с учетом изменений в национальном хозяйстве, во внешнеэкономических связях и мировой экономике.

Оценка промышленной политики развитых стран позволяют выявить ее новые формы и методы; позволяет сделать вывод о том, что промышленная политика указанных стран в современных условиях стала ситуационной [9, с. 28-29; 10, с. 530]. В противовес принципам либерализации экономики индустриальные страны варьируют степень либеральной или дирижисткой ориентации своей макроэкономической промышленной политики, исходя из уровня конкурентоспособности стратегически значимых отраслей реального сектора национальной экономики.

Для обеспечения доступа отечественных производителей на новые товарные рынки используется апелляция к необходимости обеспечения конкурентных условий на мировых рынках. В периоды выхода из кризиса отдельных отраслей национальной экономики используются методы прямой и скрытой нерыночной поддержки, к числу которых можно отнести следующие методы: временную фиксацию цен и объемов выпуска, ограничение торговли с третьими странами, государственные субсидии, оказание давления на другие страны с целью сокращения их конкурентоспособных отраслей, реализация программ по развитию инновационного потенциала реального сектора национальной экономики. При этом необходимо учитывать зарубежный опыт реструктуризации отраслей реального сектора национальной экономики, в том числе в части рационализации способов и темпов вывода из эксплуатации нерентабельных производств.

Промышленная политика государства способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса; повышению степени адаптации к объективным требованиям глобализации товарных рынков. Макроэкономическая промышленная политика опирается на организационно-экономические механизмы, учитывающие экономические интересы компаний различных организационно-правовых форм и государства. Формирование и реализация промышленной политики осуществляются законодательной и исполнительной властью различных уровней с разработкой конкретных мер поддержки промышленного производства.

В современных условиях развития национальной экономики России целью реализации государственной промышленной политики должен быть переход от:

а) приоритета развития отраслей топливно-энергетического комплекса к приоритетам обрабатывающей промышленности, так как при сохранении современных тенденций в добывающих отраслях будущие поколения могут лишиться невосполнимых природных ресурсов [2, с. 10-14];

б) устаревшей организации промышленного производства к гибким производственным системам, способным обеспечить быстрое обновление промышленной продукции, ее высокую конкурентоспособность ;

в) технологического лидерства в сфере военно-промышленного комплекса любой ценой к росту конкурентоспособности продукции гражданского назначения;

г) пренебрежения здоровьем населения к экологически чистому и безопасному промышленному производству;

д) от предприятий, функционирующих по принципу самообеспеченности, к развитию спе-

Вестник Университета№ 4, 2015

циализированных производств, позволяющих обеспечить конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на мировых товарных рынках;

е) самораспада НИОКР к целенаправленной реструктуризации отраслевой науки на основе социального заказа, сформированного в результате долгосрочного научно-технического прогноза. Концепция макроэкономической промышленной политики с экспортной ориентацией продемонстрировала достаточно низкую эффективность. До настоящего времени место России в международной торговле определяют ее природные богатства. Запасы нефти и газа позволяют не только обеспечивать внутренние потребности в энергоресурсах, но и продавать значительную их долю за рубеж [3, с. 25-26; 4, с. 77; 8, с. 11—12]. Неуклонно растет доля сырьевого экспорта при росте доли импорта машин и оборудования. Показатель конкурентоспособности национальной экономики говорит о низком конкурентном статусе России: при 7 %-ной доле высокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспорте, та же группа товаров достигает 40 %-ой доли импорта [4, с. 77; 8, с. 13]. Указанная структура внешнеторгового обмена на фоне низкого конкурентного статуса обостряет проблему экономи -ческой безопасности РФ.

Для разработки рекомендаций по формированию принципиально новой концепции промышленной политики государства необходимо выделить сильные и слабые стороны существующей экономической ситуации в современной России. При этом к положительным тенденциям следует отнести следующие обстоятельства:

- внутриполитическая стабильность;

- рост профессионализма предпринимателей и менеджеров;

- рост экспорта;

- рост денежных доходов населения;

- низкие стоимостные характеристики издержек производства (тарифы на электроэнергию, транспортные тарифы);

- положительное сальдо бюджета;

- рост золотовалютных резервов страны;

- снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков реальному сектору национальной экономики;

- рост капитализации промышленных и финансовых компаний.

На фоне названных положительных тенденций в национальной экономике России продолжают сохраняться негативные тенденции, к которым следует отнести:

- рост импорта, опережающий по темпу рост экспорта обрабатывающих отраслей промышленности;

- нестабильный валютный курс рубля, влияющий на доходы российских экспортеров;

- избыточные социальные ожидания (давление на рост зарплаты);

- медленное освобождение предприятий от непрофильных избыточных активов;

- сохранение неоправданно высоких административных барьеров и издержек бизнеса на их преодоление;

- слишком медленное перемещение «теневой» деятельности и доходов предприятий в легальную экономику, учитываемую официальной статистикой;

- сохранение сильной асимметрии информации при принятии бизнес-решений;

- практически полное отсутствие у государства промышленной политики, ориентированной на развитие обрабатывающих отраслей экономики.

На фоне названных обстоятельств в условиях членства РФ в ВТО после введения ответных санкций и торгового эмбарго появился реальный шанс для осуществления промышленной политики в

современных формах. С учетом продовольственной безопасности РФ может обеспечивать собственные потребности по ряду категорий продукции, например, по мясу птицы. Проблемы могут возникнуть, если западные страны запретят поставки в РФ технологий для производства сельскохозяйственных культур - оборудования, химикатов и рассады. В этом случае придется переориентироваться на азиатских производителей. По оценкам экспертов, на долю импортируемых продуктов питания приходится в среднем от 30 до 50 % (доля импорта выше в зависимости от близости продукции к премиальному сегменту). Для потребителя со средним уровнем дохода дефицит продуктов питания является маловероятным. С учетом непродовольственных товаров доля импорта в X5 Retail Group (розничные торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в ассортименте компании составляет около 40 %. Доля импортных продовольственных товаров составляет 15-20 %, в зависимости от сезонности. Российские торговые сети будут переориентироваться, прежде всего, на российских производителей промышленной продукции, а также работать с поставщиками из стран Таможенного Союза, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Турции.

В Министерстве экономического развития не исключили, что из-за ограничения ввоза сельхозпродукции из стран, применивших санкции, в ВТО могут быть поданы иски против России, но считают их маловероятными. Российская Федерация исходит из того, что все действия нашей страны соответствовали и будут соответствовать базовым требованиям ВТО.

Библиографический список

1. Виссарионов А.Б. Принципы метаэкономики // Проблемы стратегического управления: сборник научных трудов. - М.: ФБНУ «ИМЭИ». - 2012. - № 1. - С. 34-55.

2. Владимирова А.Ф. Состояние и тенденции развития энергетики в мире// Вестник Университета (Государственный университет управления) - 2013. - № 23. - С. 10-14.

3. Добрышина Л.Н., Малявина A.B. Проблемы ресурсной обеспеченности страны в условиях глобализации с учетом экологических и региональных факторов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 2. - С. 25-29.

4. Родин Д.Ю. Использование технологий брендинга в промышленной политике в условиях членства РФ в ВТО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 77-85.

5. Родин Д.Ю. Оценка стоимости бренда в процессе глобализации товарных рынков // Микроэкономика. -2012. - № 1. - С. 119-122.

6. Родин Д.Ю. Проблема оценки стоимости брендов в условиях глобализации товарных рынков // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 15. - С. 275-276.

7. Родина И.Б., Засухин A.C. Инновационная составляющая структурной перестройки российской промышленности // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-3(45). - С. 432-436.

8. Родина И.Б. Глобальные риски в системе экономической безопасности России // Микроэкономика. -2012. - № 1. - С. 11-15.

9. Родина И.Б. Особенности промышленной политики современной России // ЭПОС. - 2006. - № 2(26). -С. 28-34.

10. Родина И.Б. Институциональные предпосылки структурных сдвигов в реальном секторе российской экономики // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-1(45). - С. 530-534.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.