ISSN 2311-875X (Online) Вопросы глобализации
ISSN 2073-2872 (Print)
ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КУБА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ*
Елена Анатольевна ЗВОНОВА
доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента мировой экономики
и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация
История статьи:
Получена 27.02.2017 Получена в доработанном виде 23.05.2017 Одобрена 19.06.2017 Доступна онлайн 27.07.2017
УДК 336 (075.8) JEL: F21, F34, F35, F51
Ключевые слова:
международные экономические санкции, экономическое эмбарго, меры адаптации к санкциям, открытая экономика, иностранные инвестиции
Аннотация
Тема. Введение экономических санкций и наложение экономического эмбарго на страну представляют собой часть международных экономических отношений, нацеленных на исключение страны из системы мирового хозяйства и мировых финансов. Международные экономические санкции трансформируют национальную экономику страны - объекта международных экономических санкций, и их воздействие на состояние национальной экономики неоднозначно. Следовательно, особую актуальность приобретает исследование динамики внутрихозяйственных процессов в странах, длительное время находящихся под экономическими санкциями.
Цели. Исследование изменяющихся условий развития национальной экономики и финансов в стране, находящейся под международными экономическими санкциями в течение шести десятилетий - в Республике Куба.
Методология. С помощью методов статистического анализа исследуются различные экономические и финансовые показатели развития кубинской экономики, ее эволюции в различные периоды.
Результаты. Проанализированы основные причины введения антикубинских международных экономических санкций. Исследованы особенности международных экономических санкций и торгового эмбарго в отношении Республики Куба в 1960-1980 гг. Выявлены доминанты новой экономической политики Кубы в 1990-2000 гг. и основные современные тренды экономической политики Кубы (2000-2010 гг.). Зафиксирован переход Кубы к рыночному развитию на основе импортозамещения. Осуществлена классификация императивных направлений развития кубинской экономики в условиях международных экономических санкций.
Выводы. Развитие национальной экономики Республики Куба в условиях международных экономических санкций происходило в постоянно меняющихся условиях. Разработаны императивы социально-экономической модели современного развития Кубы. Выявлены основные тренды перехода к рыночной экономике в условиях импортозамещения, предложены возможные параметры оценки национальной экономической безопасности Кубы в современных условиях.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Звонова Е.А. Эволюция экономической политики Республики Куба в условиях международных санкций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 7. - С. 1378 - 1392. https://doi.org/10.24891/ni. 13.7.1378
Международные экономические санкции: краткая характеристика и эволюция
Кубинская революция 1953-1959 гг. была одним из наиболее значимых и ярких событий XX в., во многом определивших дальнейшее развитие глобальной экономики и глобальной политики. Она начиналась (1950-е гг.) как освободительное, антиимпериалистическое движение народа Кубы, направленное против
Статья подготовлена в рамках научной работы, выполняемой по государственному заданию ГЗ-29-17 (утверждено заместителем Председателя Правительства РФ 07.03.2017 г. № 1509п-П17) при финансовой поддержке Российского фонда федерального имущества, грант № 15-02-00669.
тотального присутствия на острове США, которые с помощью диктаторских режимов1 по существу управляли Кубой, сделав ее своим сателлитом.
Неудавшиеся попытки политического, дипломатического и даже вооруженного давления на Кубу со стороны США в период 1960-1962 гг. закончились объявлением последними расширенных международных экономических санкций по отношению
1 Последним диктаторским режимом на острове, против которого в 1953 г. началась освободительная борьба кубинского народа, был режим Ф. Батисты.
к Республике Куба. Сложилась парадоксальная экономическая ситуация: формально оставаясь членом международных экономических и валютно-финансовых отношений, Куба весь период с 1960 г. по настоящее время существует под экономическими, торговыми и финансовыми санкциями. В связи с этим необходимо уточнить понимание экономических санкций и товарного эмбарго.
Санкции (лат. sanctio - строжайшее постановление) представляют собой меры принудительного воздействия на государство -участника системы мировой экономики и мировых финансов, предпринимаемые страной (или группой стран) за нарушение установленного порядка хозяйственно-финансовой деятельности. Как правило, санкции имеют предупредительный,
компенсационный или репрессивный характер [1]. Более того, санкции накладываются на страну именно превентивно, до введения особого политического режима или даже начала военных действий [2]. Парадоксальность кубинского прецедента международных санкций состоит в том, что не санкции предшествовали политическому и дипломатическому давлению и даже открытым военным действиям со стороны США; они были введены лишь после открытого политического и вооруженного давления на Кубу и не сняты до сих пор. Пожалуй, столь длительное пребывание под международными санкциями (почти 60 лет) делает Кубу уникальным участником международных экономических отношений.
Экономические санкции осуществляются государственными, финансовыми, налоговыми органами, а также банками стран, объявляющих санкции. Эмбарго представляет собой разновидность санкций, так как это запрет на экономическое, торговое или иное сотрудничество с правительством какой-либо страны. Эмбарго обычно накладывается на конкретную группу товаров, поэтому может быть продовольственным, оружейным, торговым и пр.2. Практически все формы эмбарго в различные периоды накладывались на Кубу.
2 Катасонов В.Ю. Экономические войны и экономические санкции // Фонд стратегической культуры. 19.01.2015. URL: http://fondsk.ru/news/2015/01/19/ekonomicheskie-vojny-i-
ekonomicheskie-sankcii-i-31389.html
История международных экономических санкций и товарных эмбарго достаточно длительная. Первые случаи применения санкций были зафиксированы еще в V в. до н.э., однако широкое распространение такие репрессионные меры получили только в XX в. вследствие быстрого развития внешней торговли и мирового финансового рынка. Глобализация мировой экономики и мировых финансов сделали международные санкции и эмбарго наиболее действенной мерой международного давления на страны - объекты санкций. Только за период с 1914 по 2000 г. было зафиксировано 175 эпизодов наложения экономических санкций на различные страны. Например, в конце XX в. 42% населения земли проживало в государствах, которые подвергались различного рода санкциям со стороны США и прочих стран, а за короткий период с 2000 по 2006 г. было применено еще около 15 различных международных санкций .
Принято различать договорные санкции - за нарушение договоров поставки продукции, подряда; кредитные (банковские) санкции, которые применяются банками при нарушении обязательств по кредитам и другим банковским обязательствам; финансовые санкции -финансовые меры со стороны государственных и иных органов и др. Санкции реализуются через уплату неустойки, пени, штрафов, повышенных процентов, запрещение или ограничение деятельности, лишение кредитов, закрытие счетов в банках, изъятие материальных и денежных активов и т.п. [2].
Особенности международных экономических санкций и торгового эмбарго в отношении Республики Куба в 1960-1980 гг.
Международные санкции были наложены на Кубу Соединенными Штатами Америки в 1960 г. после национализации на острове американских предприятий. Более того, вследствие откровенного политического и экономического давления США вынудили европейские страны -участников НАТО - поддержать большинство принятых США запретов в отношении Кубы. В частности, в отношении Кубы было введено
3 Балуев Д.Г. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики: от Второй мировой войны до санкций против России // Международные процессы. 2014. № 3. URL: http://intertrends.ru/thirty-eighth/Baluev.pdf
тотальное торговое эмбарго, запрещены все международные банковские платежно-расчетные операции, установлены запреты на посещение острова со стороны граждан США вплоть до полного прекращения туризма, прервано телефонное и информационное сообщение [3]. Некоторые санкции по прошествии почти 60 лет были смягчены, некоторые, напротив, ужесточены.
До революции 1953-1959 гг. Куба, наряду с Аргентиной, была самой богатой страной Латинской Америки. Основу экономического роста страны составлял аграрный сектор, продукция которого была особенно широко представлена в товарной структуре кубинского экспорта. Именно поэтому введение международных экономических санкций и торгового эмбарго не могли не привести к существенным валютным потерям, исключив, таким образом, страну не только из системы мировой экономики, но и из мировых финансов. По данным, опубликованным ООН в 2014 г., совокупный убыток Кубы за все годы эмбарго, с учетом обесценения доллара за годы эмбарго по отношению к золоту, составил 1 113 млрд долл. США4. Однако длительное применение экономических, финансовых, торговых и политических санкций так и не привело к смене политической ситуации на Кубе, но нанесло и наносит стране существенный экономический ущерб. Тем не менее в последние годы национальный экспорт заметно вырос (рис. 1).
В 2015 г. структура экспорта Кубы была по-прежнему представлена продукцией аграрного сектора (48,5% от всего объема экспорта), а также продуктами поставляемыми из Венесуэлы: сахар-сырец - 25%; нефтепродукты - 15%; никель, медь и железо -17%; табачная продукция - 14%; ликерная продукция - 6,7%; продукция для медико-химической промышленности - 5,1%; морепродукты - 3,1%5. Основными покупателями кубинского экспорта являются:
4 Statement by the Minister of Foreign Affairs of Cuba on item 40 of the 69th session of United Nations General Assembly. Necessity of ending the economic, commercial and financial embargo imposed by the United States of America against Cuba. 10.2014.
URL: http://cubavsbloqueo.cu/en/statement-minister-foreign-affairs-cuba-item-40-69th-session-united-nations-general-assembly
5 The Observatory of Economic Complexity. URL: https://atlas.media.mit.edu/en
Китай - 30% (533,9 млрд долл. США); Испания - 11% (192,7 млрд долл. США); Бразилия - 5,1% (90,4 млрд долл. США); Бельгия и Люксембург - 5% (88,4 млрд долл. США); Италия - 3,2% (56,4 млрд долл. США); Германия - 3,2% (56,1 млрд долл. США); Великобритания - 2,9% (51,7 млрд долл. США); Белоруссия - 2,9% (51,2 млрд долл. США) [4].
Динамика и структура экспорта Республики Куба позволяет сделать вывод, что почти 60 лет существования страны под санкциями не смогли полностью исключить ее из системы мирового хозяйства. Основным объяснением этому факту является выбранная Кубой стратегия существования в условиях международных санкций. Для противостояния международным санкциям и поддержания роста национальной экономики Куба избрала стратегию, опирающуюся на эволюционную, длительную и контролируемую модель перехода к новому состоянию экономики и общества.
В 1960-х гг. после введения экономических санкций Кубой была выбрана стратегия адаптации к новому внешнеполитическому и внешнеэкономическому положению страны без кардинальных изменений основных внутренних и внешних детерминантных направлений политического и экономического развития. Правительство Кубы мягко, но последовательно модернизируя выбранный шестьдесят лет назад социалистический режим, ориентируется на эволюционное совершенствование стратегий управления экономикой с нацеленностью на социально-экономическое развитие страны и благосостояние населения, корректируя факторы, мешающие
внешнеэкономической деятельности страны [5]. Нелишне будет подчеркнуть, что экономическое развитие Кубы в период 1960-1980-х гг. во многом поддерживалось и стимулировалось сотрудничеством и помощью Советского Союза. Однако, начиная с 1989 г., условия экономического развития страны коренным образом изменились.
Доминанты новой экономической политики Кубы в 1990-2000 гг.
В период с 1990 по 1993 г. Куба находилась в глубоком экономическом кризисе, после которого было принято решение
о либерализации финансово-экономической системы и внедрении элементов рыночных отношений: разрешение на хождение иностранной валюты и введение конвертируемого песо; привлечение зарубежных инвесторов - Китая, Венесуэлы и пр.; децентрализация и либерализация внешней торговли; предоставление гражданам Кубы права заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Результатом проведения новой экономической политики стала положительная динамика экономического роста, начиная с 1994 г., а в 2005 г. объем ВВП превысил уровень, достигнутый в 1989 г. -последний приемлемый для экономики уровень. Однако все реформы, направленные на допущение рыночных элементов в экономику, были ограниченны и непоследовательны, вследствие чего не превратились в системный комплекс экономических трансформационных мер. Если рассматривать принятые меры адаптации к существующим санкциям более подробно и поэтапно, то можно выделить следующие изменения [6]:
1) в период с 1959 по 1991 г. Кубе оказывалась компенсационная помощь в форме массированной экономической помощи СССР и прочих социалистических стран, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В этот период делались неоднократные дипломатические попытки, оказавшиеся безуспешными, обсудить с США возможность снятия с Кубы экономических санкций;
2) в 1991 г. произошла резкая остановка оказания советской помощи в связи с прекращением существования СССР. По этой причине на Кубе возник экономический кризис, был введен режим экономии и началась разработка программ «открытия» национальной экономики системе внешнеэкономических связей. В этих целях в первую очередь началось активное и широкомасштабное развитие программ международного туризма. В настоящее время поступления от международного туризма -это основной источник валютных доходов страны: в 2000-2010 гг. 58% ВВП формировалось за счет поступлений от международного туризма;
3) с 1993 г. Куба проводит активную работу по установлению внешнеэкономических связей с государствами, не поддержавшими санкции, - Венесуэлой, Китаем, Бразилией, Аргентиной и др., что ей, безусловно, удается. Кроме того, страна пытается вступить либо восстановить членство во всех международных организациях. В качестве меры приспособления к «открытой экономике» было легализовано хождение иностранной валюты (прежде всего доллара США), а также ограничен режим монополии внешней торговли;
4) в 1994 г. свободное хождение доллара было запрещено, а в качестве альтернативы доллару была введена привязанная к доллару валюта -так называемый конвертируемый песо (СиС, кук). В этой валюте осуществлялись все расчеты по международному туризму;
5) в период 1996-1997 гг. в стране шел процесс создания свободных экономических зон (СЭЗ). В 2016 г. на Кубе было уже три СЭЗ, среди которых столица государства - Гавана;
6) в 1998 г. кубинское правительство вводит льготный налоговый режим для малого б и з н е с а и ин д и в и д у ал ь н о го предпринимательства;
масштабная открытием
7) в 1999 г. была проведена банковская реформа с национальных коммерческих банков и филиалов иностранных банков6.
Основные современные тренды экономической политики Кубы (2000-2010 гг.)
В XXI в. сформировались факторы, способствовавшие повышению международной конкурентоспособности национальной экономики Кубы:
• в начале 2000-х гг. Республика Куба заключила договор с Венесуэлой на поставку сырой нефти в страну на льготных условиях. Крупнейшим источником валютных поступлений, составивших треть доходов
6 Osieja H. Economic Sanctions as an Instrument of U.S. Foreign Policy: The Case of the U.S. Embargo against Cuba Paperback, April 24, 2006. Paperback: 132 p.
кубинского бюджета, становится экспорт экономической политики на среднесрочную
продуктов нефтепереработки;
• в 2007 г. возросшие за период с 2004-2007 гг. мировые цены на никель (практически в три раза) позволили стране получить максимальную валютную выручку от экспорта никеля в 2,1 млрд долл. США и увеличить свои международные резервы (рис. 2).
Эти внешнеэкономические факторы также позволили Кубе только за период с 2004-2007 гг. увеличить свой ВВП на 42,5% (рис. 3 и 4).
Несмотря на достигнутый заметный рост ВВП в целом и ВВП на душу населения правительство Кубы, опасаясь углубления социальных диспропорций как следствия дальнейшего развития рыночной модели экономики, пошло на частичное сворачивание программ экономических преобразований по ряду направлений [7]:
1) в 2000 г. было отклонено 3/4 от совокупного объема заявок на занятие индивидуальным предпринимательством, а в 2003 г. был выпущен закон об ограничении разрешенных ранее для частного предпринимательства сфер деятельности, вследствие чего доля индивидуального предпринимательства резко сократилась;
2) от процесса децентрализации внешней торговли страна перешла к диаметрально противоположному направлению -централизации, существенно сократив количество организаций, имеющих право выхода на внешние рынки;
3) в 2004 г. возрос уровень государственного контроля над активностью зарубежных инвесторов, усложнились бюрократические процедуры, отменены льготы для иностранных инвесторов, вследствие чего ожидаемо сократились приток капитала и количество совместных предприятий, исчезли многие механизмы взаимодействия с иностранными партнерами (рис. 5) [8].
В 2006 г. были сформулированы новые приоритетные задачи национальной
перспективу :
— реформирование действующей системы нормированного распределения продуктов по субсидируемым ценам для всех слоев населения;
— постепенная отмена карточек на продовольствие и продукты первой необходимости, а также переход на адресную помощь малоимущим гражданам;
— увеличение значимости национальной валюты в экономике страны (так называемого «внутреннего» песо);
— восстановление роли заработной платы в качестве основного финансового источника для удовлетворения нужд населения.
С 2007 г. министерство финансов и цен Кубы пытается снизить задолженность
государственных предприятий, накопившуюся после кризиса 1990-х гг., путем создания специальных резервов покрытия. Эта мера позволила эффективно сократить
налогооблагаемую базу на сумму снижения долга государственных предприятий.
В этот же период проводилась бюджетная реформа. В рамках реформы и в целях повышения доходов и уменьшения расходов государственного бюджета были сокращены расходы по всем действовавшим социальным программам. Уже в 2011 г. на социальные цели было выделено 43,2% против 50,7% в 2007 г., существенно сократилась доля бюджетного финансирования социальной сферы. Для увеличения государственных доходов в 2009 г. был выпущен закон о социальном страховании. В 2008-2011 гг. кубинское правительство резко увеличило цены на топливо, одновременно повысив бюджетные расходы на поддержание стабильности цен8 (рис. 6).
7 Давыдов В.М. Куба: новый период адаптации. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2011. URL:
http://insocialism.spb.ru/materiali/kuba-noviy-period-adaptatsii.html
8 Statement by the Minister of Foreign Affairs of Cuba on item 40 of the 69th session of United Nations General Assembly. Necessity of ending the economic, commercial and financial embargo imposed by the United States of America against Cuba. 10.2014. URL:
http://cubavsbloqueo.cu/en/statement-minister-foreign-affairs-cuba-item-40-69th-session-united-nations-general-assembly
В 2010-2016 гг. увеличивались доходы от внутреннего туризма, было принято решение сдавать в аренду неиспользуемые государственные сельскохозяйственные земли, а также передать мелкие государственные предприятия сферы услуг индивидуальным предпринимателям.
В 2008-2009 гг. стартовал новый, комплексный этап модернизации экономики Кубы под названием «Актуализация экономической модели», спланированный на среднесрочную перспективу и состоящий в решении накопившихся социально-экономических
проблем через уменьшение государственного участия в экономике, а также совершенствование основных направлений макроэкономической политики [9].
В пятилетней программе, принятой в 2010 г., были поставлены следующие задачи9:
- укрепление институциональных национальной экономики;
основ
— приведение планов развития в соответствие с имеющимися ресурсами;
— усиление экспортной ориентации экономики и замена импорта собственным производством (импортозамещение);
— изменение структуры занятости и сокращение избыточной рабочей силы за счет негосударственных секторов экономики (рис. 7);
— рост производительности и дисциплины труда;
— децентрализация управления в пользу провинций и муниципалитетов, для чего запланировано введение территориальных налогов;
— ускоренное развитие новых форм собственности при сохранении доминирования государственной собственности;
— расширение автономии государственных предприятий, постепенная отмена субсидий и развитие оптового рынка;
9 Национальный сайт статистики Кубы. Oficina National de
Estadística e Información República de Cuba. URL: http://one.cu; Anuario
Estadístico de América Latina y el Caribe 2000-2015. Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean. URL: http://cepal.org/es
— переход от административного к товарно-денежным механизмам регулирования предпринимательской деятельности.
В рамках этой программы в 2010 г. было принято новое налоговое законодательство, а также новые законы в области социального страхования для самозанятых, законы о штрафных санкциях, о возможности аренды находящихся в государственной собственности дополнительных помещений и пр. Были проведены реформы, отменявшие
нормированное распределение. Впервые с 1968 г. при занятии частным предпринимательством было разрешено использование наемной рабочей силы. Таким образом, создавались институциональные основы для функционирования частного предпринимательского сектора. И хотя уровень налоговых выплат оставался высоким, в качестве компенсации были введены льготы по возмещению расходов на сырье, транспорт и т.д., покрывавшие до 40% налогооблагаемой базы вместо 10% по прежним нормативам [10].
Анализ современных проблем кубинской экономики: продолжение «санкционной болезни» или «медленное выздоровление»?
Сельское хозяйство. Куба традиционно является аграрной страной. Именно аграрный сектор был источником богатства страны накануне освободительной революции 19531959 гг. В связи с этим представляется, что именно плавное наращивание объемов сельскохозяйственного производства может стать тем «мостиком», который поможет постепенному освобождению кубинской экономики от санкционного давления. Для наращивания аграрного производства на Кубе был принят ряд нормативных актов, призванных стимулировать аграрное производство. В 2008 г. был принят закон, разрешающий сдавать пустующие земли в аренду физическим и юридическим лицам сроком на 10 и 25 лет соответственно с возможностью продления на такой же срок. В 2010 г., одновременно с введением муниципальной программы пригородного земледелия, в ходе которой децентрализация аграрного сектора
распространилась на производство продуктов питания, были повышены закупочные цены для
покрытия всех прямых и косвенных затрат и стимулирования производителей на продажу продуктов государственным заготовителям вместо перекупщиков.
Для во сстано вления приоритетного в современной кубинской экономической политике аграрного сектора сельскохозяйственного производства в отраслевом разделе «Направлений развития экономической политики» предусматриваются тридцать семь мер развития аграрного сектора, в числе которых: ограничение государственного вмешательства, дальнейшая децентрализация, расширение использования товарно-денежных механизмов, а также предоставление производителям большей самостоятельности в вопросах финансирования, обеспечения материалами, сбыта продукции и т.п.
Однако сельское хозяйство Кубы в 2010-2016 гг. не продемонстрировало каких-либо
значительных темпов роста, так как резко ухудшилась материально-техническая база аграрного сектора, вследствие чего выросла себестоимость производства сельскохозяйственной продукции10.
Промышленность. Объем национального промышленного производства по-прежнему зависит от пищевой отрасли. Современная Куба активно развивает отрасль фармацевтической и биотехнической промышленности (прирост в 22,1% только за 2010 г.), доля которой в совокупной стоимости производства возросла в 2010 г. до 9,8%11. В Направлениях развития в качестве главных задач промышленной политики ставятся: ориентация на экспорт, сокращение доли экспортных компонентов производства, насыщение внутреннего рынка, внедрение в производство новых типов машин и оборудования, создание комплексных организационных структур, занимающихся вопросами финансирования, инновационных исследований, производства, инжиниринга и технического обслуживания товаров и услуг и т.д. Приоритетными отраслями названы (в порядке убывания) фармацевтика
10 Kolarich M. 17 Things You Need to Know Before Doing Business in Cuba. URL: https://entrepreneur.com/article/273135
11 Национальный сайт статистики Кубы. Oficina National de Estadística e Informacion Republica de Cuba. URL: http://one.cu
и биотехнология, производство телекоммуникационного оборудования, никеля, электроники, производство минеральных удобрений, шин, упаковочных и строительных материалов, черная металлургия, машино стро ение, легкая и местная промышленность. Благоприятные долгосрочные тенденции сформировались в нефтедобывающей промышленности [11].
Национальный финансовый рынок.
Современный уровень развития банковского сектора финансового рынка Кубы недостаточен для обеспечения национальной экономики финансовыми ресурсами. Кубинские банки могут предоставить не более 5% необходимых экономике финансовых ресурсов. Уровень процентных ставок пересматривается центральным банком значительно реже, чем это необходимо, учитывая быстро меняющуюся экономическую конъюнктуру. До сих пор применяются ограничения на деятельность зарубежных кредитных институтов, которые могут присутствовать на финансовом рынке Кубы только в виде представительств12.
Упомянутые Направления предусматривают реформирование системы процентных ставок для достижения большей гибкости и распространение финансирования на частных производителей. Серьезные диспропорции в экономике и социальной сфере вызывает наличие двух параллельных валютных курсов, но с учетом сложности проблемы, валютная унификация не рассматривается как ближайшая задача13.
Внешнеэкономическая деятельность.
В последнее десятилетие Куба встала на путь так называемого «нового включения в экономику». Республика пытается преодолеть длительный спад в развитии внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, меняя структуру национального экспорта и уходя от традиционной сырьевой специализации за счет ускоренного роста экспорта товаров с высокой добавленной
12 Крылов К.А. Жизнь под санкциями: кубинский опыт. URL:
http://4pera.ru/news/feysbuchnye_truth/zhizn_pod_sanktsiyami_kubinskiy _opyt
13 Feinberg R.E. The New Cuban Economy: What role for Foreign Investment // Latin America Initiative at Brookings. 12.2012. P. 20. URL: http://brookings.edu/~/media/research/files/papers
стоимостью: медикаментов, продуктов биотехнологии, машин и оборудования, приборов14.
В 2010-х гг. страна перешла от преимущественно товарного экспорта к экспорту услуг. В республике активно развивается иностранный туризм, что позволяет привлекать иностранный капитал в форме контрактов на управление гостиницами, предоставляющих право иностранным инвесторам модернизировать и реконструировать их, а также руководить их деятельно стью15.
Быстрые темпы развития социальной сферы позволили существенно нарастить масштабы международного сотрудничества. Например, во внешнеполитическую стратегию Кубы для повышения ее престижа на международной арене прочно вошла сфера здравоохранения. Развивается такое направление внешней деятельности, как содействие в подготовке высококвалифицированных кадров. Так, в высших учебных заведениях Кубы в 2016 г. обучалось более 30% иностранных студентов из 126 стран16. Интересно, что большинство студентов обучались медицинским специальностям [4].
В целях противодействия сокращению масштабов привлечения иностранного капитала правительство Кубы приняло в 2010 г. закон, позволяющий зарубежным компаниям арендовать землю и недвижимость на срок от 50 до 99 лет, отменив тем самым запрет на строительство и приобретение жилья нерезидентами страны. Это в свою очередь способствовало привлечению иностранных инвестиций и развитию международного туризма, хотя национальное законодательство Кубы до сих пор не предусматривает льгот для зарубежных инвесторов, а за их деятельностью ведется строгий контроль. Новым механизмом по укреплению международного зарубежного
14 Там же.
15 Jennifer M.H. The winners of Cuba's 'new' economy. URL: http://fortune.com/2015/01/14/the-winners-of-cubas-new-economy
16 Statement by the Minister of Foreign Affairs of Cuba on item 40 of the 69th session of United Nations General Assembly. Necessity of ending the economic, commercial and financial embargo imposed by the United
States of America against Cuba. 10.2014. URL:
http://cubavsbloqueo.cu/en/statement-minister-foreign-affairs-cuba-item-40-69th-session-united-nations-general-assembly
сотрудничества стало создание «специальных зон развития» для стимулирования экспортных производств, импортозамещения и внедрения
высоких технологий17.
География внешнеэкономических связей Кубы представлена в основном государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. С 1999 г. Куба стала полноправным членом интеграционных союзов латиноамериканских стран: со всеми этими странами были подписаны соглашения о торговых преференциях. В 2006 г. Куба подала заявку на членство в МЕРКОСУР, что автоматически предоставило бы республике режим свободной торговли со всеми странами южноамериканского интеграционного блока, но этот вопрос до сих пор рассматривается. Кубинское правительство также активно совершенствует торгово-экономические отношения с развивающимися странами Африки и Азии18.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить, что, несмотря на продолжающиеся международные санкции США, с начала 2000-х гг. участие Кубы в международном разделении труда заметно возросло. Положительные изменения произошли вследствие диверсификации структуры товарного экспорта, развития иностранного туризма, международного сотрудничества и экспорта услуг, достижения положительного сальдо по текущим операциям. Тем не менее по-прежнему санкции сохраняются, и место Кубы в мировой экономике и мировых финансах неудовлетворительное. Однако сложившаяся ситуация обусловлена, как представляется, не попаданием под санкционные ограничения в течение почти шестидесяти лет, а державшейся длительное время социалистической экономической моделью и ее резкой сменой в начале 1990-х гг.
Темпы роста ВВП, а также еще нескольких важных макроэкономических показателей за последние 20 лет на Кубе оставались
17 Kolarich M. 17 Things You Need to Know Before Doing Business in Cuba. URL: https://entrepreneur.com/article/273135
18 Dominguez J.I. What You Might Not Know About the Cuban Economy // Harvard Business Review. August 17, 2015
относительно стабильными. Экономическое эмбарго не дает стране развить необходимые темпы экономического роста, но оно не дестабилизирует кубинскую экономику, а напротив, вынуждает в последние десятилетия искать новые пути развития. Большая часть реформ проводится правительством Кубы с позиций национальной целесообразности и нацелена в первую очередь на развитие кубинской экономики. Создаются специальные механизмы для обеспечения импортных потребностей негосударственных производителей и их выхода на внешние рынки, для международного сотрудничества активно используются преимущества в сфере образования, предпринимаются попытки привлечь иностранный капитал - все это способствует укреплению положения Кубы на
международной арене. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день уже все страны, кроме США и Израиля, голосуют за отмену эмбарго в отношении Республики Куба.
Что касается возможной отмены эмбарго США, о котором было заявлено президентом Б. Обамой в январе 2015 г., то для Кубы важные преимущества лежат в сфере платежно-расчетных операций и легализации туристических поездок. Текущая политика эмбарго наносит миллиардные ежегодные потери как экономике США (по самым скромным оценкам, около 1,2 млрд долл. США в год), так и экономике Кубы (около 685 млн долл. США в год). Таким образом, дальнейшее внешнеэкономическое сотрудничество может быть перспективным и взаимовыгодным.
Рисунок 1
Объем экспорта и импорта Кубы в 1990-2015 гг., млрд долл. США Figure 1
The Cuban export and import within 1990-2015, billion USD
Источник: составлено по Index Mundi. URL: http://indexmundi.com; World Statistics. URL: http://w0rld-statistics.0rg/index.php#indicat0rs
Source: Authoring, based on Index Mundi. URL: http://indexmundi.com; World Statistics. URL: http://world-statistics.org/index.php#indicators
Рисунок 2
Международные резервы Кубы в 2004-2015 гг., млрд долл. США Figure 2
Cuba's international reserves within 1990-2015, billion USD
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Источник: составлено по данным IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer).
URL: http://mecometer.com; Oficina National de Estadísticae Information Republicade Cuba.
URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Source: Authoring, based on IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer).
URL: http://mecometer.com; Oficina National de Estadísticae Information Republicade Cuba.
URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015.URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Рисунок 3
Динамика ВВП Кубы в 1990-2015 гг., млрд долл. США Figure 3
Cuba's GDP trends within 1990-2015, billion USD
Источник: составлено по данным IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer). URL: http://mecometer.com; Oficina National de Est^^ticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Source: Authoring, based on IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer). URL: http://mecometer.com; Oficina National de Estadísticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Рисунок 4
ВВП на душу населения на Кубе в 1993-2015 гг., долл. США Figure 4
GDP per capita in Cuba within 1993-2015, USD
Источник: составлено по данным IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer).
URL: http://mecometer.com; Oficina National de Estadisticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook
2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Source: Authoring based on IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer).
URL: http://mecometer.com; Oficina National de Estadisticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Рисунок 5
Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Кубы в 1993-2006 гг., млрд долл. США Figure 5
Trends in foreign direct investment in Cuba's economy within 1993-2006, billion USD
Источник: составлено по данным Oficina National de Estadisticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Source: Authoring, based on Oficina National de Estadisticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Рисунок 6
Уровень инфляции на Кубе в 2003-2015 гг. Figure 6
The inflation rate in Cuba within 2003-2015
5,7 5,5 6 5,3
4,557
4Д 3,7 / 3,4 3,5 У
Чл,8 зд
\о,8 /
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Источник: составлено по данным IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer). URL: http://mecometer.com; Oficina National de Est^^ticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Source: Authoring, based on IndexMundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer). URL: http://mecometer.com; Oficina National de Estadísticae Information Republicade Cuba. URL: http://one.cu; TheWorld Factbook 2015. URL: https://cia.gov/library/publications/the-world-factbook
Рисунок 7
Уровень безработицы на Кубе в 2000-2015 гг., % от общего числа занятых Figure 7
The unemployment rate in Cuba in 2000-2015, percentage of total employed population
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Источник: составлено по данным IECONOMICS. URL: http://ieconomics.com; Index Mundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer). URL: http://mecometer.com
Source: Authoring, based on IECONOMICS. URL: http://ieconomics.com; Index Mundi. URL: http://indexmundi.com; Macro Economy Meter (Mecometer). URL: http://mecometer.com
Список литературы
1. Askari H.G., Forrer J., Teegen H., Yang J. Economic Sanctions. Examining their Philosophy and Efficacy. Westpoint, 2003.
2. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / под ред. Нуреева Р.М. М.: КноРус, 2017. 200 с.
3. LightR.E., Marzani C. Cuba versus CIA. N.Y., Marzani & Munsell, 1961.
4. González P., Alonso A.L. The Potential and Pitfalls of Doing Business in Cuba. Harvard Business Review, March 16, 2016.
5. Askari H. Case Studies of U.S. Economic Sanctions: The Chinese, Cuban, and Iranian Experience. Praeger, 2003, P. 287.
6. Schoultz L. That Infernal Little Cuban Republic: The United States and the Cuban Revolution. University of North Carolina Press, 2009. 756 p.
7. Wallensteen P., Stainbano C. International sanctions: Between Words and Wars in the Global System. London, 2005.215 p.
8. The Cuban Economy / ed. by Archibald R.M. Ritter. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2004.
9. Alexander K. Economic Sanctions: Law and Public Policy. Palgrave Macmillan, 2009. 238 p.
10. Lamrani S. The Economic War against Cuba: A Historical and Legal Perspective on the U.S. Blockade. New York: Monthly Review Press, 2013. 143 p.
11. Castro Mariño S.M., Pruessen R.W Fifty Years of Revolution: Perspectives on Cuba, the United States, and the World. Miami: University Press of Florida, 2011. 433 p.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-875X (Online) Globalization
ISSN 2073-2872 (Print)
THE EVOLUTION OF ECONOMIC POLICY OF THE REPUBLIC OF CUBA UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS
Elena A. ZVONOVA
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 27 February 2017 Received in revised form 23 May 2017 Accepted 19 June 2017 Available online 27 July 2017
JEL classification: F21, F34, F35, F51
Keywords: international economic sanctions, embargo, adaptation measures, open economy, foreign investment
Abstract
Importance Economic sanctions and economic embargo necessitate researches into trends in the domestic economy of those countries that live under protracted economic sanctions. Objectives The research examines changes in the development of the national economy and finance in the Republic of Cuba that has been living under international economic sanctions imposed for six decades.
Methods Using methods of statistical analysis, I study various economic and financial indicators of Cuba's economic development, its evolution during different periods.
Results I analyze the main causes of international economic sanctions imposed on Cuba and those ones within 1960-1980, in particular. I identify dominant ideas of the new economic policy of Cuba and traced Cuba's transition to the market-oriented development based on import substitution. I also classify development imperatives of the Cuban economy under international economic sanctions.
Conclusions and Relevance The national economy of Cuba evolved under international economic sanctions and ever changing conditions. I outline imperatives of the socio-economic model for the development of Cuba. The article also highlights key trends in the market economy transitions, considering the import substitution focus, and proposes what aspects should be considered to evaluate the national economic security of Cuba in the current circumstances.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Zvonova E.A. The evolution of economic policy of the Republic of Cuba under international sanctions. National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 7, pp. 1378-1392. https://doi.org/10.24891/ni. 13.7.1378
Acknowledgments
This article was prepared as part of the research conducted under State job No. ГЗ-29-17 (approved by the Deputy Chairman of the Government of the Russian Federation of March 7, 2017 № 1509п-П17) and financially supported by the Russian Foundation for Federal Property, grant No. 15-02-00669.
References
1. Askari H.G., Forrer J., Teegen H., Yang J. Economic Sanctions. Examining their Philosophy and Efficacy. Westpoint, 2003.
2. Ekonomicheskie sanktsii protiv Rossii: ozhidaniya i real'nost': monografiya [Economic sanctions against Russia: Expectations and reality: a monograph]. Moscow, KnoRus Publ., 2017, 200 p.
3. Light R.E., Marzani C. Cuba versus CIA. N.Y., Marzani & Munsell, 1961.
4. González P., Alonso A.L. The Potential and Pitfalls of Doing Business in Cuba. Harvard Business Review, 2016, March 16.
5. Askari H. Case Studies of U.S. Economic Sanctions: The Chinese, Cuban, and Iranian Experience. Praeger, 2003, p. 287.
6. Schoultz L. That Infernal Little Cuban Republic: The United States and the Cuban Revolution. University of North Carolina Press, 2009, 756 p.
7. Wallensteen P., Stainbano C. International Sanctions: Between Words and Wars in the Global System. London, 2005,215 p.
8. The Cuban Economy. Ed. by Archibald R.M. Ritter. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 2004.
9. Alexander K. Economic Sanctions: Law and Public Policy. Palgrave Macmillan, 2009, 238 p.
10. Lamrani S. The Economic War against Cuba: A Historical and Legal Perspective on the U.S. Blockade. New York, Monthly Review Press, 2013, 143 p.
11. Castro Marino S.M., Pruessen R.W. Fifty Years of Revolution: Perspectives on Cuba, the United States, and the World. Miami, University Press of Florida, 2011, 433 p.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.