Научная статья на тему 'Экономические интересы России и оценка импортозамещения продовольствия в условиях санкций'

Экономические интересы России и оценка импортозамещения продовольствия в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC INTERESTS / ВТО / WTO / ИМПОРТ / IMPORT / САНКЦИИ / SANCTIONS / АНТИСАНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / FOODSTUFFS / ANTISANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисовская К.А.

В статье анализируются процессы в импорте российского продовольственного рынка в условиях санкций и антисанкций. Выявлен высокий уровень интегрированности российского сельского хозяйства в глобальные процессы по конечному продукту и производственным факторам, предложены приоритетные группы для импортозамещения, прогнозируется кратное сокращение импорта в текущем году, хотя данная группа товаров остается наиболее устойчивой к падению в сравнении с другими группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzed the processes in the Russian food market import under the food sanctions and antisanctions. The high level of Russian agriculture integration in the global processes for the end product and production factors is highlighted. Priority groups for import substitution are offered. In 2015, it projected reduction in imports, although this group of products is one of the most stable in decline compared with the other groups.

Текст научной работы на тему «Экономические интересы России и оценка импортозамещения продовольствия в условиях санкций»

К. А. Борисовская

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ОЦЕНКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация

В статье анализируются процессы в импорте российского продовольственного рынка в условиях санкций и антисанкций. Выявлен высокий уровень интегрированно-сти российского сельского хозяйства в глобальные процессы по конечному продукту и производственным факторам, предложены приоритетные группы для импортозамеще-ния, прогнозируется кратное сокращение импорта в текущем году, хотя данная группа товаров остается наиболее устойчивой к падению в сравнении с другими группами.

Ключевые слова

Продовольствие, экономические интересы, ВТО, импорт, санкции, антисанкции, импортозамещение.

K. A. Borisovskaya

RUSSIAN ECONOMIC INTERESTS AND ASSESSMENT OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION UNDER THE SANCTIONS

Annotation

The article analyzed the processes in the Russian food market import under the food sanctions and antisanctions. The high level of Russian agriculture integration in the global processes for the end product and production factors is highlighted. Priority groups for import substitution are offered. In 2015, it projected reduction in imports, although this group of products is one of the most stable in decline compared with the other groups.

Keywords

Foodstuffs, economic interests, WTO, import, sanctions, antisanctions, import substitution.

Необходимость восстановления и обеспечения высоких темпов роста внутреннего производства, ре-модернизации промышленности и сельского хозяйства, задачи раскрытия потенциала внутренней конкурентоспособности экономики обусловлены формированием новой экономической модели в условиях высокого уровня зависимости от глобального рынка. События конца 2014 г. — начала 2015 г. показали, насколько существенны для бюджетных доходов РФ (федерального и консолидированного бюджетов) мировые цены на энергоносители, в первую очередь нефть.

Включение России в международное разделение труда в его текущем состоянии, структуре и динамике тестирует не только бюджетную обусловленность и производственную интегриро-ванность отечественной экономики, но и характеризует количественный потенциал импортозамещения, который в течение нескольких лет управления внешнеэкономическими связями рассматривается в числе безусловных приоритетов. Программы импортозамещения разработаны для отраслей, регионов, крупных предприятий и организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от

25.06.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 778 от 07.08.2014» запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия продлен до 5 августа 2016 г. В обновленный список контрсанкций попали 12 позиций, при этом были сняты ограничения на ввоз мальков лосося, а также молоди устриц и мидий. Одновременно усилены ограничения по ввозу сыров и молочной продукции. Действие западных санкций продлено пока до конца 2015 г. [1].

Насколько продовольственные антисанкции экономически значимы для российского продовольственного рынка в объемах поставок с точки зрения реализации приоритетов импортозамеще-ния? Какие объемы импорта прогнозировались и по факту затронуты санкциями и антисанкциями, являясь «резервом» наращивания производства для внутренних производителей? Ответы важны для разработки системы им-портозамещения на основе соблюдения интересов производителей и потребителей, поиска стимулов и подготовки мер по удовлетворению потребностей населения в качественном, недорогом продовольствии.

Введение взаимных санкций в аграрной сфере и меры по их соблюдению выявили уровень существенной инте-грированности российского сельского хозяйства в глобальные процессы. Санкции показали зависимость не только в непосредственном импорте конечного продукта, реализуемого населению, но и указали на степень влияния импорта промежуточных товаров и технологий сельскохозяйственного назначения, в первую очередь — семян, средств защиты растений. Многие из выводов относительно критической зависимости некоторых сфер аграрной сферы от внешних рынков были сделаны в течение последнего десятилетия, когда ученые, предприниматели и руководители хозяйств

многократно указывали на высокую долю использования импортных компонентов в производстве и потреблении продовольственного сырья.

«Снижение зависимости от внешнеторговых поставок, восстановление национального сектора производственного обеспечения аграрного производственного процесса, рост производства в данной инновационной сфере агроэко-номики обосновываются таким образом:

• семена озимой, яровой пшеницы, ржи и овса на рынке доминируют над западными аналогами, однако по таким сельхозкультурам, как кукуруза, сахарная свекла, рапс, подсолнечник и т. д., на российский рынок поступает достаточно много иностранных сортов;

• сельхозпроизводители предпочитают семена массовой репродукции в силу экономического состояния хозяйств, при выборе приоритетов финансирования предпочитая семенам горюче-смазочные материалы, средства защиты растений и т. д., что в итоге снижает урожайность и эффективность производства;

• финансирование создания новых сортов недостаточно, требуется большая гибкость и устранение административных барьеров при введении в хозяйственный оборот новых сортов, особенно гибридов, которые отвечают потребностям производителей в качественном семенном материале [3]».

Ученые-аграрии считают, что необходим принципиально новый механизм коммерциализации данной сферы: «производство отечественных семян должно составлять минимум 75 % потребности. При эффективной господдержке для замещения импорта нужно до 10 лет. Причем требуются не столько деньги, сколько новое законодательство, прежде всего защита авторских прав на создание и коммерческое освоение новых сортов... Должна быть эффективная охрана и поддержка авторских прав на выведение и коммерческое освоение новых сортов, а

семеноводческие компании должны получать авторские отчисления за свои семена» [4]. Подобные предложения должны дополняться законодательными решениями и финансово-организационной проектной поддержкой.

Следовательно, в условиях членства России в ВТО для семеноводческой подотрасли возникает задача не только эффективного расширения доли присутствия на внутреннем рынке путем им-портозамещения, но и использования потенциала России как обладателя уникальных условий для наращивания экспорта в отдельных сегментах. Площади пахотных земель, возможный рост конкурентоспособности свидетельствуют о том, что в наукоемкой сфере производства семян необходима обеспеченная инвестициями стратегия наращивания объемов производства.

Независимо от длительности санкций и антисанкций органы управления отечественным аграрным бизнесом, предприниматели могут быть заинтересованы в инвестициях с учетом перспектив наращивания производства объемов продовольствия. Необходимость наращивания объемов производства в данной сфере экономики объединяет интересы бизнеса и национальные интересы, формирует запрос на самообеспечение средствами производства в аграрной сфере экономики. Продовольственная безопасность России не может быть устойчивой без решения данной проблемы.

В условиях членства России в ВТО санкционные меры предстают в двух измерениях — многосторонние официальные разбирательства по урегулированию споров сторон и экономические условия регулирования доступа на рынки. Более того, при введении запрета на поставки продовольствия, который воспринимается как ответная мера на экономические санкции, введенные сторонами-адресатами запрета в результате возникновения напряженности между

Россией и Украиной, Россия сослалась на соображения национальной безопасности. Соглашения ВТО предусматривают общее исключение из правил для того, чтобы страны решали, какие меры они будут применять в торговле для обеспечения своей национальной безопасности (ГАТТ 1947 г., Статья ХХДЪ)(ш)18). В прошлом такие заявления редко оспаривались, и юриспруденция ВТО практически ничего не говорит об оспариваемости мер, направленных на обеспечение национальной безопасности [6, с. 38].

Судебные иски в отношении санкций к России (2014 г.) в ВТО, согласно информации руководителей государства и соответствующих уполномоченных органов, пока готовятся. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития М. Ю. Медведков сообщил, что окончательного решения по тому, стоит ли подавать иск, у России пока нет. Пока претензии России по западным санкциям касаются, в первую очередь, введенных ограничений в отношении российских банков и компаний [7].

Следствием санкций стала переориентация импортных товарных потоков, ранее поставляемых на российский рынок. Прежние закупки продовольствия отныне ведутся в государствах Южной Америки и других странах, не затронутых ограничениями, с одной стороны. С другой, производители ЕС и США переориентировали собственные экспортные поставки на азиатские рынки, которые ранее были в фокусе южноамериканских экспортеров [8, с. 48]. Тем самым сохранен, в основном, прежний внешнеторговый продовольственный баланс. Однако с учетом усложнения логистики внешнеторговых операций потери поставщиков импорта на российский рынок (мяса, в первую очередь) по оценкам составили около 1 млрд долл. ежеквартально. Эти дополнительные затраты были включены в цену товаров и, соответственно, оплачены покупателями

продовольствия. «Большая часть логистических издержек (расходы на транспортировку продуктов, плата за использование логистической инфраструктуры, оформление необходимых документов) номинируется в валюте, поэтому транспортная составляющая и работа спекулянтов на рынке перевозок внесли наибольший вклад в повышение цен на продукты в рознице. Только за третий квартал 2014 г. компании-импортеры переплатили посредникам больше миллиарда долларов» [9].

По самым оптимистическим подсчетам с начала введения санкций дополнительные логистические издержки могли составить около 2 млрд долл., поскольку внешнеторговая логистика совершенствуется, и затраты на нее со временем относительно снижаются.

Специалисты Всемирного Банка отмечают, что августовские санкции соответствуют решениям, принятым Россией в начале 2014 г. «Некоторые продукты, на которые распространялся запрет от 7 августа, уже были запрещены к ввозу в соответствии с российской политикой в области СФС [10] — прежде всего, живые свиньи и свинина из стран ЕС. Первые запреты были введены в январе 2014 г. В целом, стоимость этой продукции составила в 2013 г. 1,3 млрд долл., в то время как стоимость импортной продукции, попавшей под

запрет от 7 августа, составила 9,6 млрд долларов США» [6, с. 38-39].

Экспертами приводятся и другие данные по объемам продовольственных санкций: «Под ответные российские санкции попали поставки продовольствия почти на 8,5 млрд долл. — столько запрещенных теперь продуктов было ввезено в Россию в 2013 г.» [11].

Оценки и расчеты специалистов московского ЦМТ (Центра международной торговли) примерно соответствуют данному уровню, отмечая, что наиболее чувствительными к санкциям оказались страны ЕС, граничащие с Россией: Литва, Эстония, Латвия, Норвегия и Польша. Наиболее уязвимыми являются производители овощей, фруктов, сыров и свинины. Общий размер потенциальных потерь всех стран оценен в 8,3 млрд долл., из которых потери стран — членов ЕС могут составить 6,9 млрд долл. Евроко-миссия оценила потери производителей ЕС в 5 млрд евро (6,5 млрд долл.). Как прогнозировали эксперты ЦМТ в сентябре 2014 г., потери самой РФ проявятся в заметном ускорении инфляции уже к середине 2015 г. [12].

Структура видов санкционных продовольственных товаров в разрезе их доли с учетом отечественного производства, импорта из стран вне санкций и государств, оказавшихся под санкциями, приведена в таблице 1.

Внутреннее потребление, тыс. т Производство и поставки по импорту, %

российское производство импорт из стран вне санкций импорт из стран под антисанкциями

Говядина, телятина и др. 2345 72,0 25,5 2,5

Свинина 3415 81,9 4,9 13,2

Птица 4280 87,7 4,4 7,9

Рыба 3444 74,3 12,4 13,3

Молочная продукция, в том числе 35 752 96,2 2,5 1,3

сыры 874 49,9 20,0 30,1

Овощи 15 850 81,2 13,0 5,8

Фрукты и ягоды 10 867 41,5 43,7 14,8

Таблица 1 — Структура и доля продовольствия из государств, попавших под продовольственное эмбарго России в 2014 г. (по данным 2013 г.) [13]

Анализ показывает, что поставки из государств, против которых Россия ввела антисанкции, наиболее чувствительны для отечественного рынка сыров (30,1 %), фруктов и ягод (14,8 %), рыбы (13,3 %) и свинины (13,2 %) (табл. 1).

Согласно данным ФТС РФ, в январе-мае 2015 г. импорт продовольствия из стран дальнего зарубежья к аналогичному периоду предыдущего года падал в среднем на 37-38 %. А если сравнивать майские показатели двух лет, то закупки импортных молочных продуктов сократились почти в пять раз, в три раза — зерновых культур, примерно в два раза — рыбы, мяса и фруктов. «Идет серьезное сокращение импорта, что связано с изменением экономической ситуации и программой импорто-замещения. Импорт снижается и в весовых объемах, и в сумме собранных пошлин и платежей. Общее снижение объемов импорта наблюдается по всем группам товаров, прежде всего — по санкционной группе, это продукты питания, овощи и фрукты» [14].

Таким образом, расчеты автора по данным ФТС РФ за 2013-2015 гг. свидетельствуют о том, что общее сокращение объема поставок импорта продовольствия в целом за 2014-й год и январь-май 2015 г. составило 9983,1 млн долл., включая: в 2014 г. к 2013 г. — 3361,2 млн долл., в 2015 г. — 6621,9 млн долл. (январь-май).

В июне 2015 г. тенденция падения импорта по группе «продовольственные товары и сырье для их производства» из стран дальнего зарубежья изменилась: наблюдается незначительный рост объемов импортных поставок — на 6,2 %, до 1,851 млрд долл., но к июню предыдущего 2014 г. падение составило уже 33,8 % [15]. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился импорт сахара на 56,9 процента, масла растительного — на 35,8 %, алкогольной и безалкогольной продукции — на 29,5 %, рыбы — на

27,6 %, фруктов — на 22,3 %, молочных продуктов — на 5,0 %. Стоимостной объем ввоза овощей в июне 2015 г. по сравнению с аналогичным показателем за май текущего года сократился на 39,4 %, зерновых культур — на 11,1 %, табака — на 2,5 %, мяса и субпродуктов — на 2,1 % [16]. Отметим, что темпы падения импорта группы «продовольствие» из стран дальнего зарубежья в январе-мае 2015 г. — одни из самых низких, а данная группа уступает только группе импорта «химическая продукция».

Учитывая примерно полугодовую инерционность внешнеторговых поставок (запасы, остатки) и темпы падения импорта в 2015 г. в сравнении с данными 2014 г., можно прогнозировать, что общее снижение продовольственного импорта России в 2015 г. составит около 12-14 млрд долл.

Оценка количественного объема годичного влияния действия продовольственного эмбарго на импорт дана Минэкономразвития РФ: «экспорт продовольствия в Россию из «санкцион-ных» стран с августа 2014 г. по апрель текущего 2015 снизился на 2,5 млрд долл.» [17]. Столь незначительные снижения объемов подтверждают, что пока не весь запрещенный импорт удается остановить в силу использования схем поставок в Россию через Белоруссию и Казахстан. «В российской прессе не раз появлялись материалы о поставках овощей, фруктов и другой продукции через страны, на которые не распространяется эмбарго — от привычной Белоруссии и других соседних стран до таких экзотичных, как Сан-Марино, откуда в Россию попадали яблоки и груши, выращенные в Италии и Франции.

Осенью прошлого года Россель-хознадзор выявил канал нелегальных поставок замороженного европейского мяса, которое под видом транзита в Казахстан через Белоруссию разгружалось на территории России. После этого Россель-хознадзор ввел запрет на поставки мяса с

ряда белорусских предприятий, который затем был частично отменен» [14].

Следовательно, из потенциальных около 8,5-9,0 млрд долл.потерь прогнозируемого в 2014-2015 гг. годового объема импорта из «санкционных стран» в годовом исчислении падение составляет около 3,3-3,5 млрд долл. Тем самым потери экспортеров оказались почти вполовину меньше прогнозируемых ЕС, и на 60-65 % меньше прогнозов российских экспертов.

Учитывая фактический значительный объем падения импорта продовольствия (2014 — май 2015) в объеме около 10,0 млрд долл.и указанные выше потери в 2,5 млрд долл., общий дополнительный объем импортозамещения для российских производителей может составить порядка 7,5-8 млрд долл. в год при условии сохранения текущего объема продовольственного эмбарго. Однако ограничительным барьером будет оставаться значительное снижение потребительского спроса населения, сокращающего позитивный тренд развития импортозамещающего потенциала.

В целом, значительная емкость и потенциал развития внутреннего рынка позволят усилить позиции экспортеров, поскольку новые технологии и инновации обеспечат объемы производства сверх внутренних потребностей, как это происходит по зерновым культурам. В условиях членства России в ВТО это соответствует национальным интересам производителей и государства в целом. Очевидно, меры по минимизации зависимости от внешнего рынка продовольствия являются стимулом наращивания внутреннего производства, а санкцион-ные меры 2014-2015 гг. содействовали выявлению приоритетов для проектного финансирования сфер отечественного агробизнеса, которые длительное время оставались проблемными.

По результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.

Введение санкций в аграрной сфере и меры по их относительному соблюдению выявили уровень реальной интегрированности российского сельского хозяйства в глобальные процессы, зависимость не только от импорта конечного продукта, но и важнейших производственных факторов, например, семян. Установлено, что аграрная сфера обеспечена достаточным объемом производства семян по зерновым культурам: озимой и яровой пшеницы, ржи и овса. Членство в ВТО выступает условием и фактором стимулирования экспорта производства семян по культурам, доминирующим над западными аналогами. По другим сельхозкультурам (кукуруза, сахарная свекла, рапс, подсолнечник) необходимы более решительные меры импортозамещения.

Россия заявила о намерении использовать методы судебной защиты своих национальных интересов в рамках ВТО по факту объявления санкций, однако документы, обосновывающие данный шаг, пока готовятся.

Приоритетными товарными группами потенциального продовольственного импортозамещения представляются: сыры, фрукты и ягоды, рыба и свинина.

Объемы сложившегося в августе 2014 — июне 2015 гг. замещения импорта продовольствия оцениваются в диапазоне 8,5-10,0 млрд долл. Данный прогнозный объем снижения импорта связан не только с санкциями и переформатированием состава компаний - поставщиков продовольствия на государства из внесанкционной зоны, но и обеспечивается снижением покупательной способности населения, ростом внутренних цен на продовольствие. В среднесрочной перспективе потребительская инфляция вместе с обменным курсом рубля будут оставаться существенными ограничительными факторами потенциального расширения объема импорта продовольствия, но содействовать при этом экспорту. В условиях волатильного курса

рубля потребуются особые меры по регулированию экспорта.

Наблюдается ускорение падения объемов импорта продовольствия в Россию: в 2015 г. его сокращение может ускориться до 3-4 раз по отношению к снижению импорта в 2014 г., хотя данная группа импорта остается одной из устойчивых по отношению к другим группам. Прогнозные расчеты автора основаны на тенденции ускорения снижения поставок импортного продовольствия с 3,36 млрд долл. в 2014 г. к 2013 г. до прогнозных 12,0-14,0 долл. (2015 г. к 2014 г.) млрд в годовом исчислении.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 625 от 25.06.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 778 от 07.08.2014» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201506250024?index=0& rangeSize=1.

2. Минсельхоз РФ: Россия должна закрыть «лазейку» для подсанкционных овощей и фруктов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://tass.ru/ ekonomika/2076298.

3. Гроздова, А., Лушникова, М. Селекционный плацдарм [Электронный ресурс] // АгроТехника. — 2008. — № 6. — Режим доступа : http://www.agroin vestor.ru/analytics/article/14808-selektsionnyy-platsdarm/

4. Ганенко, И. Семена от Медведева [Электронный ресурс] // Агроинвестор. — 2010. — № 4 (27). — Режим доступа : http://www. agroinvestor.ru/markets/ article/ 11695-semena-ot-medvedeva.

5. Малько, А. М. Мировой рынок семян и место России в нем [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://potatoveg.ru/glavnaya-tema/mirovoj-rynok- semyan-i-mesto-rossii-v-nem.html.

6. Доклад Всемирного Банка об экономике России «Начало новой экономической эры?». — 2015. — № 33. — Апрель. — 63 с.

7. Россия пока не приняла однозначного решения о подаче иска в ВТО на западные санкции [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.tks. ru/reviews/2015/03/18/04.

8. Обзор ОЭСР-ФАО сельскохозяйственной перспективы 2015-2024 в «ОЭСР-ФАО сельскохозяйственной перспективы 2015 г.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.fao. org/3/a-i4738e.pdf.

9. Летом правительство России ввело ограничения на поставки продовольственной продукции из ряда западных стран [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.pravda-tv.ru/2015/01/16/115864.

10. Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.wto.ru/ru/content/documents/docs/ sanitar.doc.

11. Макаренко, Г., Сункина, В., Сухаревская, А. Бенефициары санкций: кто накормит Россию [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://daily.rbc.ru/ photoreport/ 01/08/2014.

12. Шаповалов, А. Центр международной торговли рассмотрел продовольственное эмбарго в деталях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kommersant.ru/doc/2568435.

13. Ответные санкции России в сфере продовольственного рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://tass.ru/infographics/7947.

14. Сааков, Р. Эмбарго России: импорт падает, фермеры ждут поддержки [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://maxpark.com.

15. Импорт России из стран дальнего зарубежья в июне 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.customs.ru.

16. Импорт России продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в июне 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.customs.ru.

17. Двойной удар: РФ продлила эмбарго и расширила список запрещенных ко ввозу продуктов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.agri times.ru/news/15 862/dvoj noj -udar-rf-prodlila-embargo-i-rasshirila-spisok-zapreshennyh-ko-vvozu-produktov.

Bibliographic list

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 25.06.2015 № 625 «On Amending Resolution of the Government of the Russian Federation dated 07.08.2014 № 778» [Electronic resource]. — Mode of access : http://publica tion.pravo.gov.ru/Document/View/000120 1506250024?index=0&rangeSize=1.

2. The Ministry of Agriculture of the Russian Federation: Russia should close a «loophole» for subsanctions fruits and vegetables [Electronic resource]. — Mode of access : http://tass.ru/ekonomika/2076298.

3. Grozdova, A., Lushnikova, M. Breeding bridgehead [Electronic resource] // AgroTechnics. — 2008. — № 6. — Mode of access : http://www. agroinves-tor.ru/analytics/article/14808-selektsionnyy-platsdarm.

4. Ganenko, I. Seeds of Medvedev [Electronic resource] // Agroinvestor. — № 4 (27). — 2010. — Mode of access : http://www.agroinvestor.ru/markets/article/ 11695-semena-ot-medvedeva.

5. Malko, A. M. The global market for seeds and Russia's place in it [Electronic resource]. — Mode of access : http://potatoveg.ru/glavnaya-tema/mirovoj-rynok- semyan-i-mesto-rossii-v-nem.html.

6. The World Bank Report on the Russian economy «The beginning of a new economic era?» — 2015. — № 33 — 63 p.

7. Russia has not yet made a clear decision about filing a claim to the WTO on Western sanctions [Electronic re-

source]. — Mode of access : http://www.tks.ru/reviews/ 2015/03/18/04.

8. Overview of the OECD-FAO agricultural outlook 2015-2024 in «OECD-FAO agricultural outlook 2015». — 160 p. [Electronic resource]. — Mode of access : http://wwwfao.org/3Za-i4738e.pdf.

9. The Russian government has imposed restrictions on the supply of food products from a number of Western countries in the summer [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.pravda-tv.ru/ 2015/01/16/115864.

10. The WTO Agreement on Application of Sanitary and Phytosanitary Measures. [Electronic resource]. — Mode of access : www.wto.ru/ru/content/docu ments/docs/sanitar.doc.

11. Makarenko, G., Sunkina, V., Su-harevskaya, A. Beneficiaries of sanctions: who will feed Russia [Electronic resource].

— Mode of access : http://daily.rbc.ru/ photoreport/01/08/2014.

12. Shapovalov, A. International Trade Centre reviewed the food embargo in details [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.kommersant.ru/ doc/2568435.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Russian retaliatory sanctions in the food market [Electronic resource]. — Mode of access : http://tass.ru/infographics/ 7947.

14. Saakov, R. Embargo of Russia: import falls, farmers wait for support // http://maxpark.com.

15. Russian import from non-CIS countries in June 2015 [Electronic resource].

— Mode of access : www.customs.ru.

16. Russian import of foodstuff from non-CIS countries in June 2015 [Electronic resource]. — Mode of access : www.customs.ru.

17. Double blow: The Russian Federation prolonged embargo and expanded the list of the products forbidden to import [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.agritimes.ru/news/15862/dvoj noj-udar-rf-prodlila-embargo-i-rasshirila-spisok-zapreshennyh-ko -vvozu-produktov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.