Научная статья на тему 'Количественная оценка уровня интегрального продовольственного самообеспечения: учет внешнеторговых производственных компонент'

Количественная оценка уровня интегрального продовольственного самообеспечения: учет внешнеторговых производственных компонент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ / АГРАРНАЯ СФЕРА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИМПОРТ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / FOOD SELF-SUFFICIENCY / AGRICULTURAL SPHERE / FOREIGN TRADE / IMPORT / REPRODUCTIVE PROCESS / IMPORT SUBSTITUTION / DEVELOPMENT PROGRAMS / SUPRANATIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисовская К.А.

В исследовании представлена авторская методика оценки продовольственного самообеспечения государства на основе интегрального показателя, включающего как импорт продуктов (прямое воздействие), так и компонентов производственного процесса (косвенное воздействие). Автором доказано, что необходимо комплексное решение приоритетной задачи продовольственного обеспечения, учет импортозависимости по составляющим воспроизводственного процесса, расширение объема импортозамещения, программное управление данным процессом. Учет национальных интересов в сфере АПК в условиях членства в ВТО предполагает активизацию роли организационных мер в целях согласования мер поддержки аграрного сегмента как сферы наднациональных интересов государств ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study presents the author's method of estimating food self-sufficiency of the state based on the integral index, which includes imports of products (direct impact) and of the production process components (indirect impact). The author proved that a comprehensive solution must be a priority food security, taking into account on reproduction process components import, expansion of import substitution program control this process. The accounting of national interests in the agro-industrial sphere under WTO-membership assumes activation of organizational role in order to harmonize measures to support the agricultural segment as sphere of supranational interests of EAEU states.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка уровня интегрального продовольственного самообеспечения: учет внешнеторговых производственных компонент»

Борисовская К.А.

к.э.н., доцент кафедры экономической теории РГЭУ (РИНХ)

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО

САМООБЕСПЕЧЕНИЯ: УЧЕТ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТ1

В исследовании представлена авторская методика оценки продовольственного самообеспечения государства на основе интегрального показателя, включающего как импорт продуктов (прямое воздействие), так и компонентов производственного процесса (косвенное воздействие). Автором доказано, что необходимо комплексное решение приоритетной задачи продовольственного обеспечения, учет импортозависимости по составляющим воспроизводственного процесса, расширение объема импортозамеще-ния, программное управление данным процессом. Учет национальных интересов в сфере АПК в условиях членства в ВТО предполагает активизацию роли организационных мер в целях согласования мер поддержки аграрного сегмента как сферы наднациональных интересов государств ЕАЭС.

Ключевые слова: самообеспечение продовольствием, аграрная сфера, внешняя торговля, импорт, воспроизводственный процесс, импортозамеще-ние, программы развития, наднациональные интересы.

1 Статья является логическим продолжением статьи Борисовской К.А. Теоретическое обоснование количественной оценки уровня интегрального продовольственного самообеспечения: учет внешнеторговых производственных компонент // Финансовые исследования. -2016. - № 3.

Borisovskaya K.A.

QUANTITATIVE ASSESSMENT OF

THE INTEGRATED FOOD SELF-SUFFICIENCY: ACCOUNT OF FOREIGN TRADE PRODUCTION COMPONENTS

The study presents the author's method of estimating food self-sufficiency of the state based on the integral index, which includes imports of products (direct impact) and of the production process components (indirect impact). The author proved that a comprehensive solution must be a priority food security, taking into account on reproduction process components import, expansion of import substitution program control this process. The accounting of national interests in the agro-industrial sphere under WTO-membership assumes activation of organizational role in order to harmonize measures to support the agricultural segment as sphere of supranational interests of EAEU states.

Keywords: food self-sufficiency, agricultural sphere, foreign trade, import, reproductive process, import substitution, development programs, supranational interest.

Введение взаимных санкций в аграрной сфере и меры по их соблюдению подтвердили существенную интегриро-ванность российского сельского хозяйства в глобальные рыночные процессы. Санкции показали зависимость не только в непосредственном импорте конечного продукта, реализуемого населению, но и указали на степень влияния импорта промежуточных товаров и технологий сельскохозяйственного назначения, в первую очередь - семян, средств защиты растений, технологий и техники. Многие из выводов относительно критической зависимости некоторых секторов отечественной аграрной сферы от внешних рынков озвучивались в течение последнего десятилетия, ко-

гда ученые, предприниматели и руководители хозяйств постоянно указывали на недопустимо высокую долю использования импортных компонентов в производстве и потреблении продовольственного сырья.

Продуктовое эмбарго, введенное Россией, выявило несколько наиболее «узких мест», на которые не обращалось достаточно внимания: так, списки поставок товаров в Россию в течение срока его действия правительством несколько раз корректировались; было вынесено решение о возобновлении ввоза семян картофеля, кукурузы, свеклы, гороха и прочих культур. Выяснилось, что зависимость России от импорта семян достигает более 90% потребности рынка, т.е. товары данной группы признаны «критическим импортом». Министр сельского хозяйства Ткачев А.Н. считает необходимым срочно начать развитие селекционных центров в России. «Мы на 95% зависим по семенам, поэтому необходимо срочно строить селекционные центры, которые и будут поставлять на российский рынок собственные семена» [1]. Восстановление национального сектора производственного обеспечения аграрного производственного процесса обосновано тем, что:

• семена озимой, яровой пшеницы, ржи и овса на рынке доминируют над западными аналогами, однако по сельхозкультурам (кукуруза, сахарная свекла, рапс, подсолнечник и т.д.) на российский рынок поступает достаточно много иностранных сортов;

• сельхозпроизводители предпочитают семена массовой репродукции в силу экономического состояния хозяйств, не в состоянии рассчитать оптимальный расход ограниченных ресурсов, при выборе приоритетов финансирования предпочитая семенам горючесмазочные материалы, средства защиты растений и т.д., что в итоге снижает

урожайность и эффективность производства в целом;

• финансирование создания новых сортов недостаточно, требуется большая гибкость и устранение административных барьеров при введении в хозяйственный оборот новых сортов, особенно гибридов, которые отвечают потребностям производителей в качественном семенном материале [2].

Следует отметить, что селекционная деятельность потребует не только существенных капитальных, организационных, законодательных, но и длительных временных затрат - 5-10 лет. Воспроизводственный цикл появления новых сортов обусловливает подобные сроки, требует особого подхода к инвестиционному циклу.

Проблема связана и с тем, что генетическая селекционная работа в России находится на уровне лабораторных образцов. Селекционные исследования - предмет инновационной активности, концентрации научных разработок, их испытаний и тиражирования, введения в хозяйственный оборот, маркетинга. Ученые-аграрии считают, что необходим принципиально новый механизм коммерциализации данной сферы: «производство отечественных семян должно составлять минимум 75% потребности. При эффективной господдержке для замещения импорта нужно до 10 лет. Причем требуются не столько деньги, сколько новое законодательство, прежде всего защита авторских прав на создание и коммерческое освоение новых сортов... Должна быть эффективная охрана и поддержка авторских прав на выведение и коммерческое освоение новых сортов, а семеноводческие компании должны получать авторские отчисления за свои семена» [3].

Таким образом, в условиях внешних санкций и самосанкций актуализируются стратегии, которые не реализо-вывались ранее, поскольку на российском рынке сложилась и действовала

эффективная система импорта и дистрибуции семян, а государственные меры развития семеноводства (Государственная целевая программа Минсель-хоза, 2010; несколько мероприятий в Программе до 2020, 2012) оказались неэффективными.

Подчеркнем, что потенциал семеноводства России значителен: «Как показывает опыт зарубежных компаний, успешно действующих в условиях ВТО, единственный критерий селекционной работы в условиях рынка не количество полученных патентов, авторских свидетельств, внесенных в Госреестр сортов и т.д., а положительный финансовый результат от их использования в сельском хозяйстве. Необходимо развивать стратегии быстрого внедрения сортов в производство, повышать эффективность менеджмента селекционных учреждений, вносить свои сорта в национальные реестры других стран, активно работать в международных организациях» [4]. Подобные предложения должны дополняться законодательными решениями и финансово-организационной, инвестиционной и проектной поддержкой.

Следовательно, в условиях членства России в ВТО для семеноводческой подотрасли возникает задача не только расширения доли продаж на внутреннем рынке путем импортозамещения, но и использования потенциала России как обладателя уникальных условий для наращивания экспорта в отдельных сегментах семеноводства. Площади пахотных земель, рост конкурентоспособности аграрной сферы свидетельствуют, что в наукоемкой сфере производства семян необходима обеспеченная инвестициями государственная стратегия.

Независимо от длительности санкций и антисанкций органы управления отечественным аграрным бизнесом, предприниматели могут быть заинтересованы в инвестициях с учетом перспектив наращивания объемов про-

изводства продовольствия. При этом объединяются интересы бизнеса и национальные интересы, формируется запрос на самообеспечение средствами производства в аграрной сфере экономики. Продовольственная безопасность России не может быть полной и устойчивой без решения данной проблемы.

Организационно-экономические условия импортозамещения в семеноводстве РФ.

Предложения по решению проблемы импортозамещения семян и организации экспорта включают решение ряда организационно-экономических задач в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Парадигма государственного программно-целевого управления обеспечила смену небольших специализированных, часто - региональных, программ на крупные и комплексные меры государственного управления. В 20112013 гг. в РФ выполнялась Отраслевая программа «Развитие семеноводства в Российской Федерации на 20112013 годы», утвержденная Приказом Минсельхоза РФ от 9 июня 2011 г. № 165 «Об утверждении отраслевой программы «Развитие семеноводства в Российской Федерации на 2011-2013 годы»« [5]. Общий объем финансирования составил 410919,2 млн руб., включая средства федерального бюджета в размере 17996,4 млн руб. и региональных бюджетов - 3585,8 млн. руб. Собственные средства хозяйств - участников в размере 384181,4 млн руб., или 93,5% затрат, стали основными источниками финансирования мероприятий Отраслевой программы. Характерно, что в программе, к сожалению, не учитывался внешнеторговый компонент проблемы обеспечения производителей продовольствия качественными семенами: импорт семян, импортозависимость по семенам, технологические проблемы и задачи модернизации семеноводческой

подотрасли АПК с участием иностранных инвесторов.

В действующей программе «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [6] отдельной подпрограммы по селекции и семеноводству не содержится, хотя в первоначальной редакции документа присутствовала подпрограмма 9 «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» на 2015-2020 гг., а в числе ее целей: «создание условий для развития отечественного конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений». Ожидаемые результаты реализации подпрограммы включали положение: «обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами основных сельскохозяйственных культур, включая кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, овощные и бахчевые культуры отечественного производства, в размере не менее 75%; снижение доли импортного племенного материала» [6].

Однако в настоящее время число подпрограмм сокращено до шести, а семеноводство представлено в числе только двух мероприятий, которые никак не связаны с внешнеторговым фактором.

Таким образом, анализ действующей законодательной и организационно-управленческой базы РФ в части использования преимуществ международного разделения труда в сфере обеспечения семян, развития семеноводства на новой технологической основе позволяет заключить и предложить, что важно рассмотреть следующие опции изменения ситуации:

• использование интеграционных инструментов в рамках ЕАЭС для утверждения и реализации единой

внешнеэкономической политики в сфере АПК и семеноводства;

• создание государственной целевой подпрограммы по развитию семеноводства, с выделением финансовых источников и проработанными целевыми показателями;

• финансирование научных исследований и разработок в семеноводстве из государственных источников и по госзаказу (на конкурсной основе);

• формирование условий, стимулирующих преимущественные зоны производства и экспорта семян в регионах юга России и Северного Кавказа;

• разработка мер целевого привлечения российских и зарубежных инвестиций в семеноводство на основе сотрудничества с динамичными компаниями данной подотрасли мирового рынка.

Подведем итоги: отечественные исследователи сферы самообеспечения продовольствием рассматривают влияние внешнего фактора на уровень его состояния узко, базируясь на оценке объема импорта продовольствия. Тем самым в принятой ныне методике расчета уровня самообеспечения продуктами питания происходит заведомое ограничение показателей результатами исключительно прямого воздействия внешней торговли продовольствием, без учета иных аспектов, а именно - косвенного воздействия на воспроизводственный процесс.

Продовольственная безопасность государства и уровень самообеспечения продуктами питания, который в целом возможно охарактеризовать как продовольственный суверенитет, в настоящее время существенно, порой - критически, связаны с импортозависимостью производителей по ключевым производственным компонентам и невозможностью ее устранения в течение короткого периода. Итак, модифицированный расчет уровня самообеспечения аграрного сектора экономики элементами воспроизводственного процесса нацио-

нальной аграрной сферы на основе учета степени и объема влияния импортных поставок, их доли в потреблении существенным образом более полно и объективно характеризует внешнеторговые риски ведения бизнеса и, следовательно, определяет зависимость государства от внешних рынков при анализе самообеспечения продовольствием.

Соблюдение положений системы национальных интересов России в условиях ВТО и по правилам, включающим возможность применения санкционных мер при угрозе национальной продовольственной безопасности обязывает органы управления аграрной политикой рассматривать самообеспечение продовольствием не только как производство и потребление тех или иных товаров, но и включать в него факторы, подлежащие обязательному мониторингу эффективной деятельности производителей на основе показателей: объемов, качества и доступности импорта стратегических ресурсов для производства аграрной продукции. Целесообразно рассмотреть (в отдельных случаях) централизованные государственные закупки семян за рубежом.

Таким образом, в результате проведенного исследования проблемы количественного идентифицирования национальных экономических интересов в сфере продовольствия установлено, что проблема продовольственной безопасности государства тесно коррелирует с вектором оценки уровня самообеспечения производителей по ключевым продовольственным товарам. В условиях членства России в ВТО и стратегии импортозамещения проблема самообеспечения продовольствием приобретает, как и для экономической системы в целом, характер открытой системы. Система продовольственного

обеспечения функционирует в новых условиях, включающих необходимость теоретического обоснования и расчета показателя интегрального продовольственного самообеспечения, базирующегося на уровне зависимости от импорта не только по конечным продуктовым позициям, но и по уровню им-портозависимости базовых элементов производственного процесса аграрной сферы (рис. 1).

Предложенное автором расширение категориального аппарата и количественного расчета элементов системы «самообеспечения продовольствием» позволяет уточнить структуру и объем влияния внешней торговли составляющими компонентами аграрного производства, а также состояние ключевых параметров (курс национальной валюты, возможности кредитования, конкуренция импортеров, наличие посредников, средняя цена на импорт на национальном рынке) на динамику и характер количественной оценки категории «самообеспечение продовольственными товарами».

Уточнение сложившегося в экономической науке подхода к проблематике самообеспечения государства продовольствием в результате влияния членства России в ВТО, использование внешнеэкономической составляющей как неотъемлемой части функционирования национального продовольственного подкомплекса позволяют предложить меры по разработке и реализации государственной целевой подпрограммы стимулирования производства и экспорта семян; созданию стратегического запаса средств защиты растений по аналогии с государственным семенным фондом, а также государственного фонда сухого молока.

Интегральный индекс продовольственного самообеспечения в системе национального внешнеэкономического интереса

Продовольственное товарное самообеспечение (по ключевым продуктам продовольственной корзины)

Промышленно-пронзводствеиное самообеспечение семенами н средствами защиты растений

Инновационно-технологическое промышленно-пронзводственное самообеспечение (готовые товары н запасные части)

Рисунок 1 - Система интегрального национального продовольственного самообеспечения с учетом внешнеторговой компоненты в условиях ВТО

Задача обеспечения эффективности государственного управления аграрным сектором также представляется важнейшей. По мнению президента Ассоциации крестьянских хозяйств В.Плотникова, «за последние пять лет государство вложило в молочное животноводство около 100 млрд руб. Из этой суммы более 96% пошло в сектор крупного производства. Невзирая ни на какие издержки, строят золотые коровники, где стоимость одного скотоместа для коровы доходит до 1 млн руб. и больше. В райцентре за такую сумму квартиру можно купить. Понятно, что эти издержки никогда не окупятся. Не удивительно, что кредиторская задолженность в аграрном секторе - колоссальная. Это многие сотни миллиардов рублей. Государство выделяет крупные суммы, а поголовье коров в стране падает. Всего около 60% молока можно считать товарной продукцией» [7].

Реформирование продовольственного сектора в условиях членства России в ВТО обусловливает и скоординированное формирование политики по отношению к экспортно-импортной со-

ставляющей сферы производства продовольствия и его ключевых компонентов в рамках ЕАЭС, поскольку интеграционные процессы могут усилить синергию преимуществ, полученных в результате присоединения России к ВТО.

Создание межгосударственных проектов оптимизации влияния продовольственного импорта на аграрную сферу ЕАЭС следует базировать на системе, комбинирующей наднациональные и национальные интересы. При этом для государств - членов ЕАЭС на основе принципов специализации и взаимодополняющего производства возможно выделить сферы непротиворечивых решений и синергических эффектов, основанных на конкурентных преимуществах национальных производителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Минсельхоз РФ: Россия должна закрыть «лазейку» для подсанкционных овощей и фруктов. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2076298 (дата обращения: 12 февраля 2016 г.).

2. Гроздова А., Лушникова М. Селекционный плацдарм // АгроТехника. -№ 6. - Ноябрь-декабрь. - 2008.

3. Ганенко И. Семена от Медведева // Агроинвестор. - № 4 (27). - Апрель. - 2010.

4. Малько А.М. Мировой рынок семян и место России в нем. - Режим доступа: http://potatoveg. ru/gl avnaya-tema/mirovoj-rynok-semyan-i-mesto-rossii -v-nem.html (дата обращения: 12 апреля 2016).

5. Справочная система «Гарант». Справочная система «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 19 декабря 2014 года)» // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и научно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 902361843

7. Забелина Н. Правительство стреляет в молоко // Независимая газета. - 15 сентября 2015. - С. 5. - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/ 2015-09-15/1 milk.html

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Ministry of Agriculture of the Russian Federation: Russia must close a «loophole» for under sanctions fruits and vegetables. - URL: http://tass.ru/ ekonomika/2076298 (reference date: February 12, 2016).

2. Grozdova A., Lushnikov M. Breeding foothold // Agrotechnology. -№ 6. - November - December, 2008.

3. Ganenko I. Seeds from Medvedev // Agroinvestor. - № 4 (27). - April, 2010.

4. Malko A.M. World market for seeds and Russia's place in it. - URL: http://potatoveg.ru/glavnaya-tema/mirovoj-rynok-semyan-i-mesto-rossii-v-nem.html (reference date: April, 12, 2016).

5. «Garant» System, «Consultant-Plus» System.

6. Russian Federation Government Resolution dated July 14, 2012 № 717 «On State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 20132020 (as amended December 19, 2014)» // Consortium Code. Electronic fund legal and scientific and technical documentation // http://docs.cntd.ru/document/902361843.

7. Zabelina N. The government shoots at milk // Nezavisimaya Gazeta. -September 15, 2015, p. 5. - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-09-15/1 milk.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.