Борисовская К.А.
к.э.н., доцент кафедры экономической теории РГЭУ (РИНХ)
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО
САМООБЕСПЕЧЕНИЯ: УЧЕТ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТ1
В исследовании представлена авторская методика оценки продовольственного самообеспечения государства на основе интегрального показателя, включающего как импорт продуктов (прямое воздействие), так и компонентов производственного процесса (косвенное воздействие). Автором доказано, что необходимо комплексное решение приоритетной задачи продовольственного обеспечения, учет импортозависимости по составляющим воспроизводственного процесса, расширение объема импортозамеще-ния, программное управление данным процессом. Учет национальных интересов в сфере АПК в условиях членства в ВТО предполагает активизацию роли организационных мер в целях согласования мер поддержки аграрного сегмента как сферы наднациональных интересов государств ЕАЭС.
Ключевые слова: самообеспечение продовольствием, аграрная сфера, внешняя торговля, импорт, воспроизводственный процесс, импортозамеще-ние, программы развития, наднациональные интересы.
1 Статья является логическим продолжением статьи Борисовской К.А. Теоретическое обоснование количественной оценки уровня интегрального продовольственного самообеспечения: учет внешнеторговых производственных компонент // Финансовые исследования. -2016. - № 3.
Borisovskaya K.A.
QUANTITATIVE ASSESSMENT OF
THE INTEGRATED FOOD SELF-SUFFICIENCY: ACCOUNT OF FOREIGN TRADE PRODUCTION COMPONENTS
The study presents the author's method of estimating food self-sufficiency of the state based on the integral index, which includes imports of products (direct impact) and of the production process components (indirect impact). The author proved that a comprehensive solution must be a priority food security, taking into account on reproduction process components import, expansion of import substitution program control this process. The accounting of national interests in the agro-industrial sphere under WTO-membership assumes activation of organizational role in order to harmonize measures to support the agricultural segment as sphere of supranational interests of EAEU states.
Keywords: food self-sufficiency, agricultural sphere, foreign trade, import, reproductive process, import substitution, development programs, supranational interest.
Введение взаимных санкций в аграрной сфере и меры по их соблюдению подтвердили существенную интегриро-ванность российского сельского хозяйства в глобальные рыночные процессы. Санкции показали зависимость не только в непосредственном импорте конечного продукта, реализуемого населению, но и указали на степень влияния импорта промежуточных товаров и технологий сельскохозяйственного назначения, в первую очередь - семян, средств защиты растений, технологий и техники. Многие из выводов относительно критической зависимости некоторых секторов отечественной аграрной сферы от внешних рынков озвучивались в течение последнего десятилетия, ко-
гда ученые, предприниматели и руководители хозяйств постоянно указывали на недопустимо высокую долю использования импортных компонентов в производстве и потреблении продовольственного сырья.
Продуктовое эмбарго, введенное Россией, выявило несколько наиболее «узких мест», на которые не обращалось достаточно внимания: так, списки поставок товаров в Россию в течение срока его действия правительством несколько раз корректировались; было вынесено решение о возобновлении ввоза семян картофеля, кукурузы, свеклы, гороха и прочих культур. Выяснилось, что зависимость России от импорта семян достигает более 90% потребности рынка, т.е. товары данной группы признаны «критическим импортом». Министр сельского хозяйства Ткачев А.Н. считает необходимым срочно начать развитие селекционных центров в России. «Мы на 95% зависим по семенам, поэтому необходимо срочно строить селекционные центры, которые и будут поставлять на российский рынок собственные семена» [1]. Восстановление национального сектора производственного обеспечения аграрного производственного процесса обосновано тем, что:
• семена озимой, яровой пшеницы, ржи и овса на рынке доминируют над западными аналогами, однако по сельхозкультурам (кукуруза, сахарная свекла, рапс, подсолнечник и т.д.) на российский рынок поступает достаточно много иностранных сортов;
• сельхозпроизводители предпочитают семена массовой репродукции в силу экономического состояния хозяйств, не в состоянии рассчитать оптимальный расход ограниченных ресурсов, при выборе приоритетов финансирования предпочитая семенам горючесмазочные материалы, средства защиты растений и т.д., что в итоге снижает
урожайность и эффективность производства в целом;
• финансирование создания новых сортов недостаточно, требуется большая гибкость и устранение административных барьеров при введении в хозяйственный оборот новых сортов, особенно гибридов, которые отвечают потребностям производителей в качественном семенном материале [2].
Следует отметить, что селекционная деятельность потребует не только существенных капитальных, организационных, законодательных, но и длительных временных затрат - 5-10 лет. Воспроизводственный цикл появления новых сортов обусловливает подобные сроки, требует особого подхода к инвестиционному циклу.
Проблема связана и с тем, что генетическая селекционная работа в России находится на уровне лабораторных образцов. Селекционные исследования - предмет инновационной активности, концентрации научных разработок, их испытаний и тиражирования, введения в хозяйственный оборот, маркетинга. Ученые-аграрии считают, что необходим принципиально новый механизм коммерциализации данной сферы: «производство отечественных семян должно составлять минимум 75% потребности. При эффективной господдержке для замещения импорта нужно до 10 лет. Причем требуются не столько деньги, сколько новое законодательство, прежде всего защита авторских прав на создание и коммерческое освоение новых сортов... Должна быть эффективная охрана и поддержка авторских прав на выведение и коммерческое освоение новых сортов, а семеноводческие компании должны получать авторские отчисления за свои семена» [3].
Таким образом, в условиях внешних санкций и самосанкций актуализируются стратегии, которые не реализо-вывались ранее, поскольку на российском рынке сложилась и действовала
эффективная система импорта и дистрибуции семян, а государственные меры развития семеноводства (Государственная целевая программа Минсель-хоза, 2010; несколько мероприятий в Программе до 2020, 2012) оказались неэффективными.
Подчеркнем, что потенциал семеноводства России значителен: «Как показывает опыт зарубежных компаний, успешно действующих в условиях ВТО, единственный критерий селекционной работы в условиях рынка не количество полученных патентов, авторских свидетельств, внесенных в Госреестр сортов и т.д., а положительный финансовый результат от их использования в сельском хозяйстве. Необходимо развивать стратегии быстрого внедрения сортов в производство, повышать эффективность менеджмента селекционных учреждений, вносить свои сорта в национальные реестры других стран, активно работать в международных организациях» [4]. Подобные предложения должны дополняться законодательными решениями и финансово-организационной, инвестиционной и проектной поддержкой.
Следовательно, в условиях членства России в ВТО для семеноводческой подотрасли возникает задача не только расширения доли продаж на внутреннем рынке путем импортозамещения, но и использования потенциала России как обладателя уникальных условий для наращивания экспорта в отдельных сегментах семеноводства. Площади пахотных земель, рост конкурентоспособности аграрной сферы свидетельствуют, что в наукоемкой сфере производства семян необходима обеспеченная инвестициями государственная стратегия.
Независимо от длительности санкций и антисанкций органы управления отечественным аграрным бизнесом, предприниматели могут быть заинтересованы в инвестициях с учетом перспектив наращивания объемов про-
изводства продовольствия. При этом объединяются интересы бизнеса и национальные интересы, формируется запрос на самообеспечение средствами производства в аграрной сфере экономики. Продовольственная безопасность России не может быть полной и устойчивой без решения данной проблемы.
Организационно-экономические условия импортозамещения в семеноводстве РФ.
Предложения по решению проблемы импортозамещения семян и организации экспорта включают решение ряда организационно-экономических задач в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности.
Парадигма государственного программно-целевого управления обеспечила смену небольших специализированных, часто - региональных, программ на крупные и комплексные меры государственного управления. В 20112013 гг. в РФ выполнялась Отраслевая программа «Развитие семеноводства в Российской Федерации на 20112013 годы», утвержденная Приказом Минсельхоза РФ от 9 июня 2011 г. № 165 «Об утверждении отраслевой программы «Развитие семеноводства в Российской Федерации на 2011-2013 годы»« [5]. Общий объем финансирования составил 410919,2 млн руб., включая средства федерального бюджета в размере 17996,4 млн руб. и региональных бюджетов - 3585,8 млн. руб. Собственные средства хозяйств - участников в размере 384181,4 млн руб., или 93,5% затрат, стали основными источниками финансирования мероприятий Отраслевой программы. Характерно, что в программе, к сожалению, не учитывался внешнеторговый компонент проблемы обеспечения производителей продовольствия качественными семенами: импорт семян, импортозависимость по семенам, технологические проблемы и задачи модернизации семеноводческой
подотрасли АПК с участием иностранных инвесторов.
В действующей программе «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [6] отдельной подпрограммы по селекции и семеноводству не содержится, хотя в первоначальной редакции документа присутствовала подпрограмма 9 «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» на 2015-2020 гг., а в числе ее целей: «создание условий для развития отечественного конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений». Ожидаемые результаты реализации подпрограммы включали положение: «обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами основных сельскохозяйственных культур, включая кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, овощные и бахчевые культуры отечественного производства, в размере не менее 75%; снижение доли импортного племенного материала» [6].
Однако в настоящее время число подпрограмм сокращено до шести, а семеноводство представлено в числе только двух мероприятий, которые никак не связаны с внешнеторговым фактором.
Таким образом, анализ действующей законодательной и организационно-управленческой базы РФ в части использования преимуществ международного разделения труда в сфере обеспечения семян, развития семеноводства на новой технологической основе позволяет заключить и предложить, что важно рассмотреть следующие опции изменения ситуации:
• использование интеграционных инструментов в рамках ЕАЭС для утверждения и реализации единой
внешнеэкономической политики в сфере АПК и семеноводства;
• создание государственной целевой подпрограммы по развитию семеноводства, с выделением финансовых источников и проработанными целевыми показателями;
• финансирование научных исследований и разработок в семеноводстве из государственных источников и по госзаказу (на конкурсной основе);
• формирование условий, стимулирующих преимущественные зоны производства и экспорта семян в регионах юга России и Северного Кавказа;
• разработка мер целевого привлечения российских и зарубежных инвестиций в семеноводство на основе сотрудничества с динамичными компаниями данной подотрасли мирового рынка.
Подведем итоги: отечественные исследователи сферы самообеспечения продовольствием рассматривают влияние внешнего фактора на уровень его состояния узко, базируясь на оценке объема импорта продовольствия. Тем самым в принятой ныне методике расчета уровня самообеспечения продуктами питания происходит заведомое ограничение показателей результатами исключительно прямого воздействия внешней торговли продовольствием, без учета иных аспектов, а именно - косвенного воздействия на воспроизводственный процесс.
Продовольственная безопасность государства и уровень самообеспечения продуктами питания, который в целом возможно охарактеризовать как продовольственный суверенитет, в настоящее время существенно, порой - критически, связаны с импортозависимостью производителей по ключевым производственным компонентам и невозможностью ее устранения в течение короткого периода. Итак, модифицированный расчет уровня самообеспечения аграрного сектора экономики элементами воспроизводственного процесса нацио-
нальной аграрной сферы на основе учета степени и объема влияния импортных поставок, их доли в потреблении существенным образом более полно и объективно характеризует внешнеторговые риски ведения бизнеса и, следовательно, определяет зависимость государства от внешних рынков при анализе самообеспечения продовольствием.
Соблюдение положений системы национальных интересов России в условиях ВТО и по правилам, включающим возможность применения санкционных мер при угрозе национальной продовольственной безопасности обязывает органы управления аграрной политикой рассматривать самообеспечение продовольствием не только как производство и потребление тех или иных товаров, но и включать в него факторы, подлежащие обязательному мониторингу эффективной деятельности производителей на основе показателей: объемов, качества и доступности импорта стратегических ресурсов для производства аграрной продукции. Целесообразно рассмотреть (в отдельных случаях) централизованные государственные закупки семян за рубежом.
Таким образом, в результате проведенного исследования проблемы количественного идентифицирования национальных экономических интересов в сфере продовольствия установлено, что проблема продовольственной безопасности государства тесно коррелирует с вектором оценки уровня самообеспечения производителей по ключевым продовольственным товарам. В условиях членства России в ВТО и стратегии импортозамещения проблема самообеспечения продовольствием приобретает, как и для экономической системы в целом, характер открытой системы. Система продовольственного
обеспечения функционирует в новых условиях, включающих необходимость теоретического обоснования и расчета показателя интегрального продовольственного самообеспечения, базирующегося на уровне зависимости от импорта не только по конечным продуктовым позициям, но и по уровню им-портозависимости базовых элементов производственного процесса аграрной сферы (рис. 1).
Предложенное автором расширение категориального аппарата и количественного расчета элементов системы «самообеспечения продовольствием» позволяет уточнить структуру и объем влияния внешней торговли составляющими компонентами аграрного производства, а также состояние ключевых параметров (курс национальной валюты, возможности кредитования, конкуренция импортеров, наличие посредников, средняя цена на импорт на национальном рынке) на динамику и характер количественной оценки категории «самообеспечение продовольственными товарами».
Уточнение сложившегося в экономической науке подхода к проблематике самообеспечения государства продовольствием в результате влияния членства России в ВТО, использование внешнеэкономической составляющей как неотъемлемой части функционирования национального продовольственного подкомплекса позволяют предложить меры по разработке и реализации государственной целевой подпрограммы стимулирования производства и экспорта семян; созданию стратегического запаса средств защиты растений по аналогии с государственным семенным фондом, а также государственного фонда сухого молока.
Интегральный индекс продовольственного самообеспечения в системе национального внешнеэкономического интереса
Продовольственное товарное самообеспечение (по ключевым продуктам продовольственной корзины)
Промышленно-пронзводствеиное самообеспечение семенами н средствами защиты растений
Инновационно-технологическое промышленно-пронзводственное самообеспечение (готовые товары н запасные части)
Рисунок 1 - Система интегрального национального продовольственного самообеспечения с учетом внешнеторговой компоненты в условиях ВТО
Задача обеспечения эффективности государственного управления аграрным сектором также представляется важнейшей. По мнению президента Ассоциации крестьянских хозяйств В.Плотникова, «за последние пять лет государство вложило в молочное животноводство около 100 млрд руб. Из этой суммы более 96% пошло в сектор крупного производства. Невзирая ни на какие издержки, строят золотые коровники, где стоимость одного скотоместа для коровы доходит до 1 млн руб. и больше. В райцентре за такую сумму квартиру можно купить. Понятно, что эти издержки никогда не окупятся. Не удивительно, что кредиторская задолженность в аграрном секторе - колоссальная. Это многие сотни миллиардов рублей. Государство выделяет крупные суммы, а поголовье коров в стране падает. Всего около 60% молока можно считать товарной продукцией» [7].
Реформирование продовольственного сектора в условиях членства России в ВТО обусловливает и скоординированное формирование политики по отношению к экспортно-импортной со-
ставляющей сферы производства продовольствия и его ключевых компонентов в рамках ЕАЭС, поскольку интеграционные процессы могут усилить синергию преимуществ, полученных в результате присоединения России к ВТО.
Создание межгосударственных проектов оптимизации влияния продовольственного импорта на аграрную сферу ЕАЭС следует базировать на системе, комбинирующей наднациональные и национальные интересы. При этом для государств - членов ЕАЭС на основе принципов специализации и взаимодополняющего производства возможно выделить сферы непротиворечивых решений и синергических эффектов, основанных на конкурентных преимуществах национальных производителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Минсельхоз РФ: Россия должна закрыть «лазейку» для подсанкционных овощей и фруктов. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2076298 (дата обращения: 12 февраля 2016 г.).
2. Гроздова А., Лушникова М. Селекционный плацдарм // АгроТехника. -№ 6. - Ноябрь-декабрь. - 2008.
3. Ганенко И. Семена от Медведева // Агроинвестор. - № 4 (27). - Апрель. - 2010.
4. Малько А.М. Мировой рынок семян и место России в нем. - Режим доступа: http://potatoveg. ru/gl avnaya-tema/mirovoj-rynok-semyan-i-mesto-rossii -v-nem.html (дата обращения: 12 апреля 2016).
5. Справочная система «Гарант». Справочная система «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 19 декабря 2014 года)» // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и научно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 902361843
7. Забелина Н. Правительство стреляет в молоко // Независимая газета. - 15 сентября 2015. - С. 5. - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/ 2015-09-15/1 milk.html
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Ministry of Agriculture of the Russian Federation: Russia must close a «loophole» for under sanctions fruits and vegetables. - URL: http://tass.ru/ ekonomika/2076298 (reference date: February 12, 2016).
2. Grozdova A., Lushnikov M. Breeding foothold // Agrotechnology. -№ 6. - November - December, 2008.
3. Ganenko I. Seeds from Medvedev // Agroinvestor. - № 4 (27). - April, 2010.
4. Malko A.M. World market for seeds and Russia's place in it. - URL: http://potatoveg.ru/glavnaya-tema/mirovoj-rynok-semyan-i-mesto-rossii-v-nem.html (reference date: April, 12, 2016).
5. «Garant» System, «Consultant-Plus» System.
6. Russian Federation Government Resolution dated July 14, 2012 № 717 «On State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 20132020 (as amended December 19, 2014)» // Consortium Code. Electronic fund legal and scientific and technical documentation // http://docs.cntd.ru/document/902361843.
7. Zabelina N. The government shoots at milk // Nezavisimaya Gazeta. -September 15, 2015, p. 5. - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-09-15/1 milk.html