Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО СПОРТА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО СПОРТА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
520
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стадник Елена Григорьевна, Тючкалов Роман Константинович, Евсеева Ольга Сергеевна, Сысоева Елена Юрьевна

Введение. Исследование посвящено актуальным проблемам привлечения людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, а также инклюзивному образованию в сфере физической культуры. Целью исследования является проведение анализа барьеров и возможностей социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности мероприятий по привлечению этой социальной группы к спортивному движению. Методика и организация исследования. В рамках проведения данного исследования применялись методики социологического моделирования, анализа документации и кейсов, а также обработки данных вторичной информации (анализ контента по теме исследования в сети Интернет). На первом этапе исследования проведен анализ нормативных правовых актов, информационные источники, в которых рассматриваются состояние развития и нерешенные вопросы вовлечения людей с ограниченными возможностями к занятиям физической культурой. На втором этапе осуществлен мониторинг проблем, относящихся к инклюзивному спорту и предложены некоторые рекомендации по их решению. В заключении статьи сделаны обобщающие выводы. Результаты исследования и их обсуждение. В Российской Федерации создан и приведен к исполнению ряд программ социальной адаптации людей с особенностями развития. В то же время, имеют место проблемы, требующие решения: обеспечение доступности к спортивной инфраструктуре, недостаточное количество спортивных мероприятий планируемых и реализуемых в регионах страны с людьми с ограниченными возможностями; частичная неготовность системы образования к массовому внедрению инклюзии, недостаточное кадровое обеспечение для работы с людьми с ограниченными возможностями. Выводы. Приобщение людей с ограниченными возможностями здоровья к спортивному движению непосредственно связано с их социализацией. Проблемы, с которыми сталкивается сфера инклюзивного спорта, требуют значительных временных и финансовых вложений, но их решение крайне необходимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стадник Елена Григорьевна, Тючкалов Роман Константинович, Евсеева Ольга Сергеевна, Сысоева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE SPORTS AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Introduction. The research is devoted to the actual problems of attracting people with disabilities to sports, as well as inclusive education in the field of physical culture. The purpose of the study is to analyze barriers and opportunities for social adaptation of people with disabilities, as well as to develop recommendations for improving the effectiveness of measures to attract this social group to the sports movement. Methodology and organization of the study. Within the framework of this study, methods of sociological modeling, analysis of documentation and case studies, as well as processing of secondary information data (content analysis on the topic of research on the Internet) were used. At the first stage of the study, an analysis of regulatory legal acts, information sources, which consider the state of development and unresolved issues of involving people with disabilities in physical education, was carried out. At the second stage, problems related to inclusive sports were monitored and some recommendations for their solution were proposed. In the conclusion of the article, generalizing conclusions are made. The results of the study and their discussion. A number of programs for the social adaptation of people with special needs have been created and implemented in the Russian Federation. At the same time, there are problems that need to be solved: ensuring accessibility to sports infrastructure, insufficient number of sports events planned and implemented in the regions of the country with people with disabilities; partial unpreparedness of the education system for the mass introduction of inclusion, insufficient staffing to work with people with disabilities. Conclusions. The introduction of people with disabilities to the sports movement is directly related to their socialization. The problems faced by the sphere of inclusive sports require significant time and financial investments, but their solution is extremely necessary

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО СПОРТА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

1997. - 31 с.:

2. Андросов П.И. Биомеханический анализ основных вариантов техники толчка штанги от груди / Андросов П.И. // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24-25 ноября 2016 г. /- Малаховка : Моск. гос. акад. физ. культуры, 2016. - С. 5-12.

REFERENCES

1. Medvedev, A.S. (1997), Biomechanics of the classic jerk and push and the main specially-prepared jerk and push exercises, Olimp Ltd, Izhevsk.

2. Androsov, P.I. (2016), "Biomechanical analysis of the main versions of the technique of pushing the bar from the chest in weightlifting", Biomechanics of motor actions and biomechanical control in sports, collection of materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, November 24-25, 2016, Malakhovka, pp. 5-12.

Контактная информация: solovyov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2021

УДК 796.07

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО СПОРТА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Роман Константинович Тючкалов, г. Москва; Ольга Сергеевна Евсеева, г. Москва; Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский государственный университет спорта и туризма, г. Москва

Аннотация

Введение. Исследование посвящено актуальным проблемам привлечения людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, а также инклюзивному образованию в сфере физической культуры. Целью исследования является проведение анализа барьеров и возможностей социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности мероприятий по привлечению этой социальной группы к спортивному движению. Методика и организация исследования. В рамках проведения данного исследования применялись методики социологического моделирования, анализа документации и кейсов, а также обработки данных вторичной информации (анализ контента по теме исследования в сети Интернет). На первом этапе исследования проведен анализ нормативных правовых актов, информационные источники, в которых рассматриваются состояние развития и нерешенные вопросы вовлечения людей с ограниченными возможностями к занятиям физической культурой. На втором этапе осуществлен мониторинг проблем, относящихся к инклюзивному спорту и предложены некоторые рекомендации по их решению. В заключении статьи сделаны обобщающие выводы. Результаты исследования и их обсуждение. В Российской Федерации создан и приведен к исполнению ряд программ социальной адаптации людей с особенностями развития. В то же время, имеют место проблемы, требующие решения: обеспечение доступности к спортивной инфраструктуре, недостаточное количество спортивных мероприятий планируемых и реализуемых в регионах страны с людьми с ограниченными возможностями; частичная неготовность системы образования к массовому внедрению инклюзии, недостаточное кадровое обеспечение для работы с людьми с ограниченными возможностями. Выводы. Приобщение людей с ограниченными возможностями здоровья к спортивному движению непосредственно связано с их социализацией. Проблемы, с которыми сталкивается сфера инклюзивного спорта, требуют значительных временных и финансовых вложений, но их решение крайне необходимо.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, социализация, люди с ограниченными возможностями здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p426-432

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INCLUSIVE SPORTS AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Elena Grigorievna Stadnik, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Roman Konstantinovich Tyuchkalov, Moscow; Olga Sergeevna Evseeva, Moscow;

Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow

Abstract

Introduction. The research is devoted to the actual problems of attracting people with disabilities to sports, as well as inclusive education in the field of physical culture. The purpose of the study is to analyze barriers and opportunities for social adaptation of people with disabilities, as well as to develop recommendations for improving the effectiveness of measures to attract this social group to the sports movement. Methodology and organization of the study. Within the framework of this study, methods of sociological modeling, analysis of documentation and case studies, as well as processing of secondary information data (content analysis on the topic of research on the Internet) were used. At the first stage of the study, an analysis of regulatory legal acts, information sources, which consider the state of development and unresolved issues of involving people with disabilities in physical education, was carried out. At the second stage, problems related to inclusive sports were monitored and some recommendations for their solution were proposed. In the conclusion of the article, generalizing conclusions are made. The results of the study and their discussion. A number of programs for the social adaptation of people with special needs have been created and implemented in the Russian Federation. At the same time, there are problems that need to be solved: ensuring accessibility to sports infrastructure, insufficient number of sports events planned and implemented in the regions of the country with people with disabilities; partial unprepared-ness of the education system for the mass introduction of inclusion, insufficient staffing to work with people with disabilities. Conclusions. The introduction of people with disabilities to the sports movement is directly related to their socialization. The problems faced by the sphere of inclusive sports require significant time and financial investments, but their solution is extremely necessary.

Keywords: physical culture, sports, socialization, people with disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

Создание комфортных условий для жизни и развития людей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач любого современного государства в социальной сфере. В этой связи возникает необходимость проработки вопроса социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, одним из основных аспектов которой является инклюзивный спорт. Под определением инклюзивного спорта понимают предоставление возможностей для занятий спортом людям с физическими и ментальными особенностями развития наравне со здоровыми людьми. Данная тема является актуальной для изучения, поскольку число людей с инвалидностью растет, равно как и процент инвалидизации населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в Российской Федерации числится 11633 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых 704 тысячи детей-инвалидов [9]. При этом всего не более 20% из общего числа людей с ограниченными возможностями активно занимается спортом. В связи с этим, вопрос организации спортивного досуга и приобщения людей с ограниченными возможностями здоровья к спортивному движению и здоровому образу жизни имеет особую актуальность. Спортивный досуг несёт в данном случае важнейшую функцию социализации для людей с ограниченными возможностями, поскольку через занятия спортом они приобщаются к социуму, развивая навыки коммуникации в коллективах спортсменов и секциях, учатся взаимодействию с другими членами спортивного сообщества, а также имеют возможность принять участие в крупномасштабных соревнованиях, получая признание и уважение со стороны окружающих.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования заключается в проведении анализа барьеров и возможностей социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья через приобщение их к спортивному движению и культуре здорового образа жизни, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности мероприятий по привлечению людей с ограниченными возможностями здоровья к спортивному движению и социальной адаптации в учреждениях спорта и на объектах спортивной инфраструктуры.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках проведения данного исследования применялись методики социологического моделирования, анализа документации и кейсов, а также обработки данных вторичной информации (анализ контента по теме исследования в сети Интернет). На первом этапе исследования проведен анализ нормативных правовых актов [5, 7], создающих условия для реализации мероприятий по вовлечению людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой, информационные источники, в кото -рых рассматриваются состояние развития и нерешенные вопросы инклюзивного спорта. На втором этапе осуществлен мониторинг проблем, относящихся к инклюзивному спорту, и предложены некоторые рекомендации по их решению. В заключении статьи сделаны обобщающие выводы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации создан и приведен к исполнению широкий спектр программ социальной адаптации людей с особенностями развития, включающих в том числе директивы по созданию инфраструктуры для инклюзивного спорта. Более того, развитию инклюзии в образовании с каждым годом уделяется всё большее внимание, растет число образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, охватывая детские дошкольные, школьные учреждения, заведения среднего профессионального и высшего образования, а также учреждения дополнительного образования и развития, повышения квалификации. Широкое распространение приобретают образовательные программы по подготовке кадрового состава образовательных учреждений, обученного работе с людьми с особенностями развития. В то же время, российские ученые отмечают, что предпринимаемых комплекса мер ещё недостаточно для полного решения имеющих место проблем [2, 3, 6] в развитии инклюзивного спорта в целях социализации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивный спорт является неотъемлемой частью программ развития инклюзивного образования, а также программ повышения доступности городской среды для людей с особенностями развития. При этом спорт является инструментом объединения людей, вне зависимости от их физических возможностей, в чем и проявляется социальная, объединительная функция спорта. В этой связи фактором популяризации спорта среди людей с ограниченными возможностями является широкое распространение паралим-пийского движения, секций с возможностью инклюзии, обучение людей с инвалидностью в учебных заведениях наравне со здоровыми людьми. В прошедшей в 2021 году пара-лимпиаде в г. Токио принял участие 241 спортсмен из Российской Федерации, заняв четвертое место в медальном зачете с 36 золотыми, 33 серебряными и 49 бронзовыми медалями. Россия готовится провести Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады (г. Казань. 22 - 28 января 2022 г.) [8]. В то же время должного внимания организации работы по вовлечению людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом и физической культурой в отдельных регионах страны не уделяется. Анализ спортивных календарей ряда регионов показал, что планирование и реализация спортивных мероприятий с людьми с ограниченными возможностями здоровья, следует существенно пересмотреть. Важной функцией спорта в контексте инклюзии является социализация. Занятия в кол-

лективах способствуют адаптации людей с особыми потребностями к жизни и труду в коллективе других людей, пониманию и правильному восприятию социального климата в коллективах. Однако в процессе организации инклюзивных занятий спортом могут возникнуть определенные проблемы.

Нерешенные проблемы инклюзивного спорта и рекомендации по вовлечению людей с ограниченными возможностями к занятиям физической культурой. Одной из основных проблем, препятствующих развитию спортивного движения среди людей с ограниченными возможностями здоровья, является низкая степень удобства и малая доля учреждений и площадок, оборудованных для самостоятельного беспрепятственного перемещения таких людей и их занятий спортом. Организация занятий спортом людьми с ограниченными возможностями здоровья имеет некоторые особенности, учитывая кото -рые учреждениям спорта и образования приходится сталкиваться с материальными затратами. Существующие государственные стандарты обязывают учитывать потребности людей с ограниченными возможностями на этапе строительства общественных зданий. Однако в случае со зданиями, построенными до принятия соответствующих стандартов, затраты на перепланировку, улучшение доступности, закупку и установку оборудования для свободного передвижения и самостоятельной деятельности людей с ограниченными возможностями, зачастую формируют статьи расходов, часто превышающие финансовые возможности отдельных учреждений.

По данным мониторинга, проведенного в 2020 году в рамках проекта партии «Единая Россия» [10], абсолютно доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья признаны 8% общеобразовательных и спортивных школ на территории Российской Федерации, тогда как по результатам мониторинга 2015 года данный показатель не превышал 2%. С каждым годом расходы государства на развитие безбарьерной среды возрастают, с чем и связан рост числа оборудованных учреждений в процентном соотношении. Следовательно, широкое субсидирование данной сферы, в том числе в рамках программы «Доступная среда», должно поддержать повсеместное оборудование общественных площадок и учреждений спорта посредством выделения средств на данные цели. Ресурсное обеспечение государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации только в 2021 году в соответствие с принятой программой должно составить 58,891 млрд. руб. [5]. В то же время, в современных реалиях решения, принимаемые на местах, нередко противоречат самой идее удобства и доступности, поскольку при проведении мероприятий по непосредственно монтажу оборудования, не учитываются возможности людей, для которых производится монтаж данного оборудования. В связи с этим следует ввести четкий контроль и оценку соответствия устанавливаемого оборудования со стороны государственных органов и общественности для достижения максимальной эффективности освоения средств и, в первую очередь, реальных изменений в сторону установления доступной среды для всех людей вне зависимости от физических возможностей.

Другой проблемой является неготовность определенной части общества к принятию инклюзии как новой реалии современного социума [1, 4]. Поскольку программы адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья появились относительно недавно, на текущий момент продолжаются процессы проработки и введения стандартов как в сфере инклюзивного образования, так и в спорте без границ. Из этого вытекает частичная неготовность системы образования к массовому внедрению инклюзии. При этом в крупных городских агломерациях и на экспериментальных площадках профильных министерств реже сталкиваются с проблемами инклюзии, чем в городах областного и муниципального значения, а также в сельской местности.

Повсеместная нехватка кадров, подготовленных к работе с людьми с особенностями развития, также наблюдается, но по большей части за пределами крупных городских

агломераций. Решение данной проблемы прорабатывается в течение последних лет на федеральном уровне. В учреждениях среднего профессионального и высшего образования появляются направления подготовки и специальности, связанные с адаптивной и лечебной физической культурой, дефектологией. В учебных заведениях педагогического профиля обновляются учебные планы, вводятся дисциплины по специализированной педагогике, работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По нашему мнению, данные меры позволят в течение следующих лет сформировать преподавательский и тренерский состав, подготовленный к работе с особенными детьми и взрослыми людьми.

Несмотря на сложности и барьеры для развития инклюзии в образовании и спорте, во многом именно через занятия спортом люди с инвалидностью получают широкие возможности для социализации. Спортивная деятельность в коллективах и группах помогает людям с ограниченными возможностями проходить этап самоидентификации в социуме, приобщает их к коллективу с общим кругом интересов и целей, даёт дополнительный стимул для дальнейшего развития и достижения новых высот. Общение и взаимодействие в коллективе людей, заинтересованных в достижении общих целей, помогает спортсмену с ограниченными возможностями бороться с возникновением заболеваний психического генезиса, такими как депрессия, апатия. Принимая на себя новые социальные роли и статусы, спортсмен усваивает социокультурные нормы и ценности, принятые в том сообществе, в которое он входит. Важно отметить, что именно в таких коллективах формируются дружественные связи, важные для дальнейшей социализации человека. При этом инклюзивный спорт полезен не только для социализации людей с ограниченными возможностями, но и для аналогичных процессов у здоровых людей, занимающихся спортом вместе с такими людьми, поскольку инклюзия в данном случае прививает терпимость и учит коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом заключается одна из важнейших социальных функций спорта и поэтому следует удалять всевозможные барьеры, препятствующие развитию инклюзивного спорта.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило сделать следующие обобщения и дать следующие рекомендации:

Первое. Согласно результатам исследования, на данный момент существует недостаточное количество площадок, оборудованных для беспрепятственного проведения спортивных занятий людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это не позволяет в полной мере реализовать возможности для занятий физической культурой и спортом более 11 миллионам россиян и является препятствием для развития инклюзивного спортивного движения. Для решения данной проблемы из государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации выделяются значительные финансовые средства. В то же время на местах они не всегда эффективно используются. Следует установить специальный контроль за освоением этих средств и фактическим удобством пользования устанавливаемого оборудования для максимизации эффективности государственной программы «Доступная среда».

Второе. Результаты мониторинга оснащенности учреждений общего и спортивного образования демонстрируют низкую степень оснащённости и готовности педагогического состава среди общего числа высших учебных заведений. Следует уделять большее внимание программам подготовки и повышения квалификации для педагогов по работе с людьми с особенностями развития, увеличивать количество бюджетных мест на соответствующие направления и специальности. Именно от преподавательского и тренерского состава во многом зависит протекание процесса социализации в спортивном коллективе, поэтому данному вопросу следует уделять особое внимание при дальнейшем стратегическом планировании социальной политики в этой области.

Третье. Тенденции по формированию доступной среды исключительно в крупных городах увеличивают степень социального расслоения, особенно среди социально уязвимых категорий населения, в которые входят в том числе и люди с ограниченными возможностями здоровья. Важно привести среду в городах и вне таковых к единому стандарту доступности. Приобщение людей с ограниченными возможностями здоровья к спортивному движению непосредственно связано с их социализацией. Проблемы, с кото -рыми сталкивается сфера инклюзивного спорта, требуют значительных временных интервалов и финансовых вложений, но их решение крайне важно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильмутдинова, Н.И. Создание безбарьерной среды в высших учебных заведениях города Владивостока / Н.И. Гильмутдинова, П.Ю. Гвоздков, УС. Рябинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 63—68.

2. Евсеева, О.Э. Инклюзивные занятия спортом / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69). - С. 1-6.

3. Организация инклюзивных спортивных соревнований в условиях вуза / А.В. Корнев,

H.В. Карпова, И.Н. Бакай, В.П. Карташев // Теория и практика физической культуры, 2021. - № 7. -С. 35-37.

4. Симонова, Т.Н. История инклюзивной спортивной среды / Т.Н. Симонова, К. Д. Сисено-ва / Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина. - Астрахань : Изд-во: Астраханский государственный университет, 2020. - С. 98-101.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» : постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г № 363. // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116666/ (дата обращения: 01.09.2021).

6. Пястолова, Н. Б. Инклюзивная физическая культура: состояние, проблемы, перспективы / Н.Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т. 6, №

I. - С. 118-124.

7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "" (с изменениями и дополнениями) // Гарант: [справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 01.09.2021).

8. Инклюзия в спорте: как Россия готовится к Всемирным зимним играм Специальной Олимпиады // ТАСС : информационное агентство : [сайт]. - 2020. - 25 дек. - URL: https://tass.ru/obschestvo/10351967 (дата обращения: 01.09.2021).

9. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики: [официальный сайт]. -URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 16.09.2021).

10. Манукян Елена К инклюзивному образованию абсолютно готовы 8 % российских шко. // Российская газета: [официальный сайт]. - 31/08/2020. - URL: https://rg.ru/2020/08/31/k-inkliuzivnomu-obrazovaniiu-absoliutno-gotovy-8-rossijskih-shkol.html (дата обращения 15.09.2021).

REFERENCES

1. Gilmutdinova N.I., Gvozdkov P.Yu. and Ryabinina U.S. (2021), "Creation of a barrier-free environment in higher educational institutions of the city of Vladivostok", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 63-68.

2. Evseeva O.E., Evseev S.P. and Aksenov A.V. (2017), "Inclusive sports", Adaptive physical culture, No. 1 (69), pp. 1-6.

3. Kornev A.V., Karpova N.V., Bakai I.N. and Kartashev V.P. (2021), "Organization of inclusive sports competitions in the conditions of a university", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 35-37.

4. Simonova T.N. and Sisenova K.D. (2020), "History of an inclusive sports environment", Pedagogical science and education in dialogue with time. Materials of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of V.A. Pyatina, Astrakhan State University, Astrakhan, pp. 98-101.

5. Government of the Russian Federation (2019), "On approval of the state program of the Russian Federation", Order of the dated March 29, No. 363, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116666/ (date of access: 01.09.2021).

6. Pyastolova N.B. "Inclusive physical culture: state, problems, prospects" (2021), Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 6, No. 1, pp. 118—124.

7. The Russian Federation. Laws. (1995), "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation", Federal Law No. 181-FZ, available at: https://base.garant.ru/10164504/ (date of access: 01.09.2021).

8. Inclusion in Sports: How Russia Prepares for the Special Olympics World Winter Games, available at: https://tass.ru/obschestvo/10351967 (date of access: 01.09.2021).

9. Situation of the disabled, available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (date accessed: 16.09.2021).

10. Elena Manukyan (2020), 8% of Russian schools are absolutely ready for inclusive education, available at: https://rg.ru/2020/08/31/k-inkliuzivnomu-obrazovaniiu-absoliutno-gotovy-8-rossijskih-shkol.html (date of accessed 09/15/2021).

Контактная информация: stadnik.eg@rea.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.417.4

УТОЧНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ «ПЕРЕВОРОТ В СТОРОНУ» И

«ПЕРЕВОРОТ БОКОМ»

Александр Николаевич Старкин, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Александрович Старкин, студент, Лариса Алексеевна Старкина, старший преподаватель, Андрей Александрович Померанцев, кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

г. Липецк

Аннотация

Введение. В статье исследуется терминологическое обозначение акробатического элемента «колесо». Известно, что одни специалисты подразумевают под этим названием два совершенно разных элемента, а другие - обозначают один и тот же элемент различными терминами. Цель исследования. Уточнение акробатической терминологии через точное описание вариантов выполнения «колеса». Методика и организация исследования. Основным методом исследования был системный анализ, основанный на выявлении хронологии обозначения акробатического элемента. В работе анализировалась специальная литература с 1954 по 2021 год: учебники по гимнастике и акробатике, программа физического воспитания школьников. Найденные в литературе термины сопоставлялись с их описанием и графическим изображением. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ учебников по гимнастике разных авторов и периодов выявил проблему терминологического обозначения акробатического элемента «колесо». Литература содержит описание нескольких способов выполнения переворота. Выводы. Авторы предлагают уточнение терминологического аппарата и разграничение таких элементов как «переворот в сторону» и «переворот вперед боком». Для двух схожих акробатических элементов, которые оба имеют право именоваться «колесом» и выполняются «боком» (только одно полностью, а другое во второй фазе), предлагается использовать точные терминологические обозначения. Переворот в сторону - переворот, который выполняется вправо или влево в лицевой плоскости. Переворот вперед боком - переворот, который выполняется вперед с последующим поворотом направо или налево на 90° или 180°. Уточнение «вперед» в данном случае необходимо для устранения наблюдающихся расхождений в понимании и описании техники выполнения данного акробатического элемента.

Ключевые слова: гимнастика, акробатика, терминология, колесо.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p432-436

CLARIFICATION OF ACROBATIC TERMS SIDE CARTWHEEL AND LUNGE-TO-

LUNGE CARTWHEEL

Alexander Nikolaevich Starkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Alexandrovich Starkin, the student, Larisa Alekseevna Strakina, the senior teacher, Andrey

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.