Научная статья на тему 'Проблемы развития информационной безопасности общества'

Проблемы развития информационной безопасности общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
425
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бекетов Н.В.

Автор представил доказательный глубокий анализ становления теории и практики обеспечения информационной безопасности для достижения выживания и развития общества. В работе, впервые в практике гуманитарного исследования, полно и последовательно представлена технология обеспечения безопасности общества и государства с учетом сложного взаимодействия формирующейся национальной системы информационной безопасности и глобальной безопасности в многообразии их форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития информационной безопасности общества»

6 (15) - 2007

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИнФОРМАЦИОнной безопасности общества

н.В. БЕКЕТОВ,

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Финансово-экономического института Якутского государственного университета,

генеральный директор научно-технологического парка «Якутия»

Одной из определяющих закономерностей развития мирового сообщества в XXI в. является вступление его в новую фазу — фазу информационной цивилизации. Глобальная трансформация, охватившая современный мир, отчетливо проявляется в социальной и духовно-нравственной сферах, меняя облик народов на мировой арене.

Наиболее глубинными факторами всех этих перемен являются фундаментальные сдвиги в общественном сознании, информационных процессах и технологиях, включая управленческие, понимаемые в самом широком смысле. Особое внимание в России, как и во всем мире, уделяется функционированию средств массовой информации, которые стоят на службе интересов и целей развития общества.

Сам процесс глобализации духовности динамичен и историчен. Он начинается с социальной технологической и информационной революций. Эти революции происходят в сжатом временном периоде (вторая половина XIX — конец XX в.) и плавно перетекают друг в друга, а их влияние на глобальные духовно-нравственные процессы огромно. Наука становится сердцевиной информационного и технологического развития в глобальном масштабе. Происходят интеграция и трансформация науки, информационных, социальных и технологических процессов и управленческих технологий, резко усиливается их влияние на общественное сознание.

Информационные и технологические системы современности, без которых невозможно глобальное взаимодействие социальных и духовных процессов, полностью зависят от опережающего развития фундаментальных и прикладных исследований и реализующих их технических и гуманитарных разработок на практике. Наука же

в условиях современных трансформаций, наряду с высокими технологиями, становится наиболее важным фактором, интеллектуальным ядром социально-исторических изменений, определяет состояние и развитие экономики, социальной, образовательной, культурной, информационной, религиозной, всей духовной сферы.

Теперь о фундаментальной науке, которая будет поддерживать всеобщую заботу человечества о своей среде обитания, прежде всего об информатике. Мы живем на подступах к эре глобальной компьютеризации, когда электронная вычислительная техника будет буквально пронизывать все сферы человеческой деятельности, от большой науки до полностью автоматизированных производств. Супер-ЭВМ и персональные компьютеры по своей производительности будут все более смыкаться друг с другом, образуя гигантскую глобальную вычислительную сеть планеты на основе новых технологий, программных средств и баз знаний. Можно не сомневаться в создании квантовых компьютеров и широком развитии ЭВМ на оптических элементах. Это на многие порядки повысит их производительность. Широкую дорогу будут иметь компьютеры на параллельных процессорах, начало которым положено созданием транспьютеров — специальных систем большой производительности. Эти технические средства станут основой формирования банков данных и баз знаний об окружающей среде и тенденциях ее изменений в локальном и глобальном масштабе [1,4]. Спутники и биосферные станции будут поставлять для этого необходимую первичную информацию.

Создание развитых информационных сетей, мощных информационных ресурсов увеличивает научный вклад в социальные и духовные инновации, благосостояние общества и механизмы

- 41

культурных, образовательных и воспитательных изменений. Обнаруживается четкая корреляция между уровнем развития науки, образования и информационных ресурсов и материальным, духовно-нравственным благополучием и благосостоянием общества.

Государство является здесь ведущим лидером в использовании научных и технических достижений в глобальном масштабе, представляя собой постиндустриальное, информационное, гражданское общество, основанное на знаниях, правовых и нравственных нормах. Этим подчеркивается ключевая общественная и государственная роль науки, образования и воспитания, всего массива культуры. Между тем продолжающееся бурное развитие информационных систем привело к изменению механизмов организации всей воспитательной работы. Они становятся приоритетом в современной цивилизации. Это касается не только современных и технических наук, но, прежде всего, социально-гуманитарных, вырабатывающих когнитивную основу для принятия государственных решений и выработки политической стратегии.

Система средств массовой информации, ее государственное, общественное и личное использование, при высокой ее технологичности, объемности и возможности воздействия на общество резко возрастает. Однако для научности, объективности, чувство нравственного долга, справедливости в общем информационном потенциале еще небольшое, а в наши дни, когда систематически не учитывается роль и значение науки, то и влияние ее на формирование общественного сознания становится ничтожным.

Государство и гражданское общество способны использовать эту мощь как угодно. Правительство страны, законодательная власть обязаны знать, какую пользу могут принести СМИ и какую опасность они таят в себе в случае, если они окажутся в руках сил разрушения. Если Россия, ее государственные институты действительно стремятся стать благополучной и лидирующей страной, с учетом ее реальных кризисных трудностей роста, то приоритетом ее государственной стратегии должна стать всемерная поддержка науки, научных информационных технологий, образования и системы воспитания, а не их разрушение и эгоистическое использование, как это было до сих пор. Опыт истории учит, что даже в странах, переживших военное поражение, или отсталых в прошлом в экономическом отношении государствах, быстрые и устойчивые прорывы в сфере науки и технологии, системы воспитания, завоевание лидерских позиций возможны при

42 -

наличии квалифицированной и последовательной государственной политики.

Переход к информационному обществу, основанному на производстве и использовании разного рода знаний, навыков и норм поведения, приводит не только к возрастанию значения познавательной, в частности научной, педагогической деятельности, но и к распространению познавательной парадигмы на те виды деятельности, к которым она ранее не применялась.

Познание перестает быть привилегированным, элитарным объектом философского анализа только элиты и становится предметом исследования и понимания многих научных дисциплин. И это вполне объяснимо. В условиях необычайного научно-технического прогресса работа с информацией становится приоритетной во всех сферах функционирования государств, общества и производства. Огромная ответственность за выполнение управленческих решений заставляет как руководителей, так и органы управления в целом меньше полагаться на интуитивный подход, а в большей степени требует от них устанавливать и опираться на объективную истину, используя различные передовые информационные технологии, оптимально обрабатывая различные данные, и эффективно осуществлять информационное воздействие.

В то же время информационные ресурсы и технологии могут быть использованы не только в созидательных и прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духовного, военного превосходства одного государства (партии, класса, социальной группы, личности и т. д.) над другим, применяя при этом антиправовые и антиморальные способы, методы и средства.

Помимо таких хорошо знакомых миру приемов достижения негативных целей, как захват, поражение, уничтожение систем управления и целых систем государства, например разрушение инфраструктуры, промышленности и экономики, независимости стран, существуют и другие, не менее эффективные способы. К ним следует отнести борьбу за информационное пространство, которая ведется не только в процессе войны, но и в мирное время. Разрушение Советского Союза как мощнейшей державы мира, связанное с информационной агрессией, которая велась на протяжении многих десятков лет, есть один из самых ярких примеров такой борьбы. Информация и связанные с ней технологии уже сегодня стали реальным оружием в прямом смысле этого слова.

В США со второй половины XX в. интенсивно ведутся работы по созданию средств психологической борьбы. Развернуты программы по созданию

психологического оружия с помощью воздействия электромагнитного излучения на организм человека. Ситуация осложняется тем, что до сих пор не существует международных конвенций, договоров, запрещающих разработку и применение психотропного оружия.

Человечество все больше начинает понимать, что достижение тех или иных целей при конфронтации различных стран и общественных систем может разрушаться не с помощью физического уничтожения людских и материальных ресурсов, а в результате новых видов борьбы за информационное пространство. Однако это не снимает опасности, а только видоизменяет ее, меняется характер угроз. Появляется спектр новых угроз — информационных, осуществляемых с помощью специально подобранной системы информации и направленных на дестабилизацию общества. При помощи информационного оружия возможно: нанести значительный деструктивный ущерб жизненно важным интересам государства практически во всех сферах его жизнедеятельности, подорвать международный престиж, систему сотрудничества с другими странами. Создать атмосферу напряженности и нестабильности общества, спровоцировать социальные, политические, национальные, религиозные беспорядки, инициировать другие акции протеста. Дискредитировать органы власти и управления, затруднить или сорвать принятие органами управления важных решений. Нарушить функционирование системы управления войсками, вооружением, военной техники, объектами повышенной опасности. Создать атмосферу бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию общества и государства.

Из перечисленного видно, что разрушительное воздействие информационного оружия затрагивает все сферы функционирования общества.

Однако общая констатация дает нам только общую картину. При более детальном рассмотрении можно установить наиболее опасные точки информационных «агрессий». Если взять область политики, то появляются реальные возможности манипулировать общественным мнением, сознанием, политическими установками и ориентаци-ями различных групп населения страны, достижения нестабильности и хаоса. Сужение рамок или полное отсечение обеспечения органов власти и управления от реальной информации приводит не только к неправильным, неадекватным действиям, решениям законной власти, но и создает экстремистским силам благоприятные условия для достижения своих реакционных целей. Кроме

названного, информационное оружие способно дестабилизировать отношения между политическими партиями, объединениями и движениями, способствовать их взаимоуничтожению. Можно говорить и о других возможностях информационных средств «поражения» в политической сфере. Не является исключением из их жертв и область экономики государств. Здесь наиболее уязвимыми местами могут быть информационная система государственной стабильности, деформация которой может привести к хозяйственной катастрофе, коммерческая информация хозяйственных субъектов всех форм собственности, биржевая, налоговая, банковская, таможенная, внешнеэкономическая сферы. Нетрудно себе представить, что произойдет с экономикой страны, если против названных систем будут массированно применены такие виды информационного оружия, как компьютерные «вирус», «бомба», «троянский конь» [2].

Практически слабо защищена от информационных угроз военная сфера, причем особенно это касается России. К объектам, фактически не готовым к информационному нападению противника, ряд специалистов относят: информационные ресурсы военных органов управления, как в центре, так и на местах, научно-исследовательских учреждений, содержащих сведения и данные об оперативных и стратегических планах подготовки и ведения боевых действий, о составе и дислокации войск, о мобилизационной готовности, тактико-технических характеристиках вооружения и боевой техники [2,5].

В нынешней ситуации формирующийся российский ВПК становится незащищенным от информационного воздействия государств, заинтересованных в ослаблении России. То же самое можно сказать о системах связи и управления войсками и оружием. Полностью открыта для информационного воздействия сфера морально-психологического состояния войск.

Таким образом, угроза применения информационного воздействия носит комплексный характер, является наиболее опасной в настоящее время и особенно — в перспективе, касается практически всех сегментов государства, общества и личности.

Новый класс информационного оружия особенно опасен тем, что он способен эффективно воздействовать не только на информационно-техническую инфраструктуру общества, его вооруженных сил, но и на психику людей, действуя на подпороговом уровне. Речь идет о зомбировании людей, применении сверхновейших технологий, основанных на огромных возможностях человеческого подсознания.

- 43

Наиболее характерной особенностью информационного воздействия является тот факт, что в качестве его главной цели выступает человек, различного рода социальные образования и институты. Коренная деформация социальной сферы под напором информационных средств будет проявляться в том, что ставящий подобные цели постарается спровоцировать крайнее социальное расслоение населения путем нарушения прав при распределении благ и услуг; разложение институтов, предназначенных для всестороннего развития личности; разжигание национально-этнической и религиозной розни.

Перечисленные информационные опасности и угрозы требуют от государства и общественности страны адекватных мер, направленных на их предотвращение и парирование. При этом особенно важно выработать методические подходы к решению названных проблем. Думается, что важнейшим их них является выдвижение в качестве приоритета дальнейшего развития правового обеспечения информационной безопасности. Необходим не один, а целый пакет законов, регулирующих весь комплекс возникающих в этой области проблем. Однако законотворчество в указанной сфере будет бесплодным, если не научиться оперативно отслеживать потребности в защите конституционных прав и свобод граждан на информацию. В связи с этим важно внести соответствующие коррективы в научное обеспечение деятельности Федерального Собрания. Стране уже давно необходим Институт исследования проблем парламентаризма, и особенно деятельности органа народовластия в области информационной работы.

Особую роль в современных условиях играют информационные ресурсы. О том, что в России они резко снижаются, говорит хотя бы тот факт, что количество подаваемых заявок на изобретения сокращается в год в 4 раза [3]. При этом активизируется деятельность иностранных организаций по получению авторских и патентных прав на информационные ресурсы, сформированные в РФ. Известны случаи, когда при заключении контрактов на продажу иностранным фирмам образцов рассекреченного вооружения и военной техники иностранные партнеры предпринимают усилия в направлении получения авторских прав и патентных прав на заложенные в них технические решения, не имеющие патентов международного образца. Это позволяет зарубежным организациям проводить юридически обоснованные мероприятия по безвозмездному приобретению уникальных конструкторских разработок. Кроме названных негативных

44

процессов в сокращении экономически важных информационных ресурсов возникли серьезные проблемы рационального их использования. Происходит деградация инфраструктуры государственного радиовещания, превращение в негодность архивных фондов, уменьшаются объемы телевещания.

Информационная культура включает в себя не только технический компонент, но и исторический, философский, психологический, правовой, пространственный, лингвистический, нравственный — весь спектр гуманитарной науки, составляющий и созидающий истинную духовность каждого народа. Технологический компонент и техника не могут претендовать на статус универсальной характеристики, описывающей состояние и структуру цивилизации. Они нивелируют и унифицируют особенности и самобытность культуры каждого народа. Человек в этих условиях теряет культурно-историческую идентичность, особенности, создающие особый колорит этно-национального облика.

Современная индустриально-техническая цивилизация, вступив в глобальную фазу, направлена на унификацию этого типа личности. Она сильна, поскольку имеет возможность быстрого распространения по всему миру определенных стандартов, образцов и стереотипов поведения, то есть определенных потребительских ценностей с помощью радио, телевидения, аудио-, и видеозаписей, газет, сети Интернет.

Таким образом, важнейшей задачей государства становится создание эффективной защитной системы, связанной с использованием информационных ресурсов, обеспечением жизни и деятельности граждан, субъектов хозяйствования и т. д.

Противодействию информационным угрозам будет способствовать всемерное внедрение российских компаний в мировой рынок средств и систем информации, телекоммуникации и информационных услуг. При этом особенно важно найти средства защиты отечественного института тайн (государственной, коммерческой, служебной и персональных данных). России необходимо в самые короткие сроки научиться предотвращать и вести результативную борьбу с новым видом преступлений — компьютерной преступностью. Необходимо формирование системы международных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере между различными государствами. В целом же речь идет о надежной защите основных жизненно важных интересов России в информационной сфере, а именно:

1) обеспечение конституционных прав граждан на

доступ, получение и передачу информации;

2) развитие системы сохранения, рационального использования и наращивания информационных ресурсов;

3) соблюдение прав граждан на личную и семейную тайну, тайну переписки, почтовых и иных сообщений;

4) укрепление институтов правового регулирования отношений собственности на информацию, продукты интеллектуальной собственности;

5) развитие средств и систем информатизации; компьютеризации и связи;

6) повышение безопасности информационных систем.

В XXI столетии вырисовывается одна из главных стратегических задач России, которая заключается в создании всевозможных предпосылок для развития единого информационного пространства России, способного обеспечить вхождение нашей страны в мировую информационную систему, обеспечение эффективности его использования в деле прогрессивного общественного развития и возрождения нашей страны как великой державы.

В области использования и эксплуатации мощных информационных систем государство устанавливает самые высокие в мире стандарты профессиональной подготовки работников СМИ, их духовно-нравственного облика, обеспечивая им материальные условия для достижения высокой цели. Успех в решении проблем информационной безопасности России целиком зависит от эффективной и умной организации работы технологических, интеллектуальных и культурных подразделений системы, где в основном заняты представители молодого поколения.

Несомненно, что в наступившем веке произойдет становление общечеловеческой культуры, начало этим процессам уже положено ООН и межгосударственными связями в области экономики, языкознания, философии, истории, искусства, музыки и других направлениях, в совокупности своей создающей мировое культурное пространство. Этому в значительной степени способствует возрастающая международная экономическая и политическая интеграция, возникновение более широкой зоны доверия между народами. Решение названной задачи будет кардинальным образом способствовать обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационная технология, экономика, культура. Отв. ред. А. И. Ракитов. - М.: ИНИОН РАН, 1995. - 148 с.

2. Маркоменко В. Россия нуждается в обеспечении информационной безопасности // Независимая газета. 1997. 14.08.

3. Михайлов В. А. О совершенствовании информационного обеспечения деятельности по охране промышленной собственности с учетом территориальных особенностей использования патентно-информационных ресурсов регионов Российской Федерации // Читатель в контексте устойчивого развития региона. Сб. научн. трудов. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1996. С. 236 — 261.

4. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М. : Политиздат, 1991. 287 с.

5. Щипков В. А. Информационная безопасность России (Обзор парламентских слушаний) // Безопасность. 2006. № 2.

Подписка eUBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.