Научная статья на тему 'Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России'

Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2900
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ОТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ / COUNTERACTION TO IDEOLOGY OF TERRORISM / INFORMATION SPHERE / INFORMATION THREATS / INFORMATION SECURITY / PROTECTION FROM INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL THREATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарычев Николай Владимирович, Мельниченко Дмитрий Владимирович

Информационная безопасность-защищенность информационной среды личности, общества и государства от преднамеренных и не преднамеренных угроз и воздействий. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации тесно взаимосвязано с решением внутренних проблем страны: проблем обеспечения политической, экономической, военной, социальной и других видов национальной безопасности. Для обеспечения внешнего аспекта информационной безопасности большая роль должна отводиться взаимодействию с информационными органами других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External and internal threats of information security of Russia

Information security is the security of information environment of the person, the society and the state from deliberate and unpremeditated threats and influences. Ensuring of information security of the Russian Federation is closely interconnected with decision of internal questions of the country: problems of political, economic, military, social and other kinds of national security. For ensuring of external aspect of information security the great role should be devoted to interaction with informational bodies of other countries.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России»

Сарычев Н.В., Мельниченко Д.В.

Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности России

Информационная безопасность - защищенность информационной среды личности, общества и государства от преднамеренных и непреднамеренныхугроз и воздействий. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации тесно взаимосвязано с решением внутренних проблем страны: проблем обеспечения политической, экономической, военной, социальной и других видов национальной безопасности. Для обеспечения внешнего аспекта информационной безопасности большая роль должна отводиться взаимодействию с информационными органами других стран.

Ключевые слова: противодействие идеологии терроризма, информационная сфера, информационные угрозы, информационная безопасность, защита от информационно-психологических угроз.

Информационная сфера России характеризуется активным развитием современных средств информационного обмена и различного типа компьютерных систем. Это создает условия для обеспечения информационной поддержки деятельности аппарата управления на всех уровнях и во всех ветвях власти.

Вместе с тем слабое внимание, уделяемое проблемам обеспечения информационной безопасности, создает объективные условия для незаконного доступа к закрытой информации, ее хищения или разрушения. Особую опасность имеет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений [1].

В перечне видов угроз информационной безопасности, обозначенных в Доктрине [2], стоит обратить особое внимание на: -вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; -манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Основными целями защиты от информационно-психологических угроз для России являются:

1) защита от разрушительных информационно-психологических воздействий среды общества, психики населения, социальных групп граждан;

2) противодействие попыткам манипулирования процессами восприятия информации населением со стороны враждебных России политических сил, проводимых е целью ослабления обороноспособности государства;

3) отстаивание национальных интересов, целей и ценностей России в информационном пространстве (глобальном, национальном, региональном, субрегиональном, стран СНГ);

4) постоянное отслеживание отношений российское общества к важнейшим проблемам национальной безопасности (диагностика общественного мнения, психологического состояния нации). Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным потенциалом информационного противоборства (прежде всего, США, Китай, Израиль, Франция, Великобритания, Германия), который может обеспечить им достижение политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной борьбы.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены следующие основные источники внутренних угроз информационной безопасности [2].

К внутренним источникам относятся: -критическое состояние отечественных отраслей промышленности; -неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; -недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; -недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

-неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России; -недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; -недостаточная экономическая мощь государства;

-снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; -недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан; -отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,

кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан. Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: -нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

-недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей; -распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом; -деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации. Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: -информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации; Из внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: -недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации. -информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации; -распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

-нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

-попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях [2]. На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России [3].

По мнению А.Ю. Кирьянова [1], основными задачами по реализации и защите национальных интересов на современном этапе развития России в информационной сфере являются следующие.

1. Разработка и принятие долгосрочной программы по обеспечению выхода на уровень ведущих стран мира в области создания систем информатики и управления, основанных на новейших информационных технологиях.

2. Обеспечение свободы получения и распространения информации гражданами, другими субъектами общественных отношений в интересах формирования гражданского общества, демократического правового государства, развития науки и культуры.

3. Обеспечение надежной защиты информационного потенциала России (т.е. совокупности информации, обеспечивающей национальные интересы страны; систем ее получения, хранения, переработки и распространения; его субъектов) от неправомерного его использования в ущерб охраняемым

законом интересам личности, общества и государства. Осуществление контроля за экспортом из страны интеллектуальной продукции, а также информационных банков данных. Организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности.

4. Развитие взаимодействия государственных и негосударственных систем информационного обеспечения в целях более эффективного использования информационных ресурсов страны.

5. Совершенствование системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения собственности и соблюдения баланса интересов личности, общества и государства в сфере формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Формирование и развитие федеральных и региональных центров сертификации систем информационной защиты и их элементов.

6. Противодействие целенаправленным действиям по дезинформированию органов власти, населения страны, использованию каналов информационного обмена для нарушения систем управления различными сферами жизнедеятельности государства.

7. Создание общего информационного пространства стран СНГ в интересах содействия интеграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия в реализации общих интересов. Включение России в международную систему информационного обмена с учетом обеспечения российских национальных интересов и противодействия акциями информационной интервенции.

8. Обеспечение на международном уровне принятия решений о безусловном запрете на использование информационного оружия в мирное время.

Далее предлагается сосредоточить внимание на роли государства в области защиты информации. Общие положения по защите информации устанавливает Федеральный закон «Об информации» (ст. 16). Закон рассматривает защиту информации как комплекс «правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации».

Последняя цель, на первый взгляд, не имеет отношения к защите информации. На это не так. Защищать необходимо не только информацию ограниченного доступа, но и открытую информацию, доступ к которой должен быть неограничен. Это также задача государства в отношении информации, предоставляемой для

всеобщего сведения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Следующая категория защищаемой информации - эта информация ограниченного доступа, находящаяся в любом режиме конфиденциальности. Но роль государства принципиально различна в обеспечении различных режимов.

Общедоступную информацию следует защищать от блокирования доступа, уничтожения, модификации (искажения). Информацию ограниченного доступа - от уничтожения, модификации, незаконного копирования, разглашения, незаконного доступа, незаконного использования [4].

Учитывая глобальный характер процессов информатизации и появление международной киберпреступности, мировое сообщество должно иметь межгосударственные организационные структуры но координации работ в области информационной безопасности.

Основным международным органом является Организация Объединенных Наций и созданный ею Совет Безопасности. Эти органы координируют усилия государств по осуществлению мероприятий в области обеспечения информационной безопасности и борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Спорные вопросы на межгосударственном уровне решает Международный суд.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, ведомственных структур, а также служб предприятий и организаций.

Итак, в связи с новейшими научно-техническими достижениями в области информатики и информационных технологий современное соперничество государств и других объектов социальной природы характеризуется появлением нового фактора - информационного. Через целевое воздействие на информационную среду реализуются угрозы национальной безопасности в различных сферах человеческой деятельности. В политической сфере все большую значимость приобретает информационно-психологическое воздействие с целью формирования отношений в обществе, его реакции на происходящие процессы. В экономической сфере растет уязвимость экономических структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В военной сфере исход вооруженной борьбы все в большей степени зависит от качества добываемой информации и уровня развития информационных технологий, на которых основываются системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и высокоточным оружием. В сфере духовной жизни возникает опасность развития в обществе с помощью электронных средств массовой информации агрессивной потребительской идеологии, распространения идей насилия и нетерпимости и других негативных воздействий на сознание и психику человека. Информационная среда, являясь системообразующим фактором во всех видах национальной безопасности (политической, экономической, военной, и др.), в то же время представляет собой самостоятельный объект защиты.

www.pro.rsu.ru

Литература

1. Кирьянов А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. -2005. - № 3. - С. 42.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000. № Пр. 1895 // Российская газета. - 2000. - № 187.

3. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. - М.: здательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 234 с.

4. Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. - 2008. - № 4. - С. 9-16.

5. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - С. 86-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.