Научная статья на тему 'Проблемы развития и размещения транспортного комплекса национальной экономики'

Проблемы развития и размещения транспортного комплекса национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова Александра Ивановна

Формирование экономических основ государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в условиях различных форм собственности невозможно без научно обоснованной, эффективной законодательной базы. Создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности позволяет развивать транспортный комплекс страны. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development and placement of Transport complex of the national economy

Formation of the economic bases of state regulation and licensing of the activity of transport and commercial structures at the Federal, regional and municipal levels in the conditions of various forms of ownership is impossible without science-based, effective legislative base. The creation of a flexible system of tax regulation of transport activity allows for the development of the transport complex of the country. This explains the relevance of this work.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и размещения транспортного комплекса национальной экономики»

11.11. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Зотова Александра Ивановна, к.э.н., доцент, доцент кафедры маркетинга, экономики и социологии труда РГСУ, г. Москва

sektor23-43@rambler. ru

Аннотация: формирование экономических основ

государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в условиях различных форм собственности невозможно без научно обоснованной, эффективной законодательной базы. Создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности позволяет развивать транспортный комплекс страны. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Ключевые слова: транспортного комплекса,

транспортно-дорожного комплекса, производственной инфраструктуры.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND PLACEMENT OF TRANSPORT COMPLEX OF THE NATIONAL ECONOMY

Zotova Aleksandra Ivanovna, Candidate of economic sciences, decent of chair of Marketing, economy and work sociology of the Russian State Social University, Moscow

sektor23-43@rambler.ru

Annotation: formation of the economic bases of state regulation and licensing of the activity of transport and commercial structures at the Federal, regional and municipal levels in the conditions of various forms of ownership is impossible without science-based, effective legislative base. The creation of a flexible system of tax regulation of transport activity allows for the development of the transport complex of the country. This explains the relevance of this work.

Keywords: transport complex, transport-road complex, production infrastructure.

В основе экономической реформы и размещения транспортного комплекса, его эффективного функционирования должна лежать научно обоснованная законодательная база. Во многих странах принято и функционирует специальное транспортное законодательство. В России в настоящий момент пока такое не разработано. Нормативно-правовая база в значительной степени устарела, уставы и правила - нормативные акты транспортного комплекса - отстали от жизни, не учитывают изменившихся экономических условий и даже иногда противоречат новым законодательным актам. Эффективная законодательная база должна обеспечивать не только нормальное функционирование самой отрасли, но и обеспечивать взаимодействие транспортных и товарных рынков, осуществлять государственную защиту прав потребителей транспортных услуг. В настоящее время недостаточно обоснованы и увязаны между собой нормативные документы и законодательные акты в области коммерциализации, акционирования, приватизации, государственного регулирования экономического и социального развития на транспорте.

Формирование экономических основ

государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур, регламентации деятельности различных видов

транспорта, грузоотправителей и грузополучателей на федеральном, региональном и муниципальном

уровнях в условиях различных форм собственности и их нормальное функционирование невозможно без научно обоснованной, эффективной законодательной базы. Появление транспортных предприятий различных форм собственности ставит новые проблемы в разработке и формировании правовых механизмов их взаимодействия в международных

перевозках. Развитие рынка транспортноэкономических связей со странами СНГ требует разработки нормативных актов, обеспечивающих координацию системы информации о товародвижении, идентификацию кодирования грузовых единиц и сопроводительной товарно-транспортной

документации, стандартизацию документации в

международном сообщении.

Новые методы управления транспортным комплексом в современных условиях должны развиваться на основе сочетания принципов государственного регулирования и хозяйственного самоуправления. Не сложилась пока ещё и система государственного регулирования транспортной деятельности, лицензирования и сертификации, позволяющая формировать современный

транспортный рынок и защитить интересы личности, предприятия, общества в целом.

Одним из наиболее действенных в настоящее время способов государственного регулирования транспортных предприятий является лицензирование. Лицензия обеспечивает регулирование рынка транспортных услуг, повышение безопасности движения, повышение ответственности за выполнение договорных обязательств по оказанию транспортных услуг. Она является эффективным методом воздействия на транспортные организации - монополисты, позволяет регулировать цены путем установления тарифов на перевозки. При лицензировании могут быть повышены требования к профессиональной пригодности персонала, надежности транспортных средств, уменьшению возможности нанесения ущерба грузоотправителю и грузополучателю и возможно включение условий, содержащих требования экологического характера, позволяющие минимизировать ущерб окружающей среде.

Состояние экономики транспортно - дорожного комплекса отражает общеэкономическую ситуацию в хозяйстве страны, так как он является одним из крупнейших комплексов в экономике России, связанным со всеми предприятиями и населением страны. Поэтому основные проблемы, характерные для всей экономики, четко прослеживаются в транспортном комплексе. Например, условия

приватизации и демонополизации в комплексе не могут быть решены без создания на транспорте новых экономических структур, таких, как транспортные банки и товарные биржи, инвестиционные и финансовые фонды, страховые и лизинговые компании. Требуют разработки новая инвестиционная политика на транспорте, учитывающая новые

экономические условия хозяйствования, многообразие и равноправие различных форм собственности,

положения по новым экономическим системам:

Зотова А. И.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

тарифной, налоговой, кредитной, лицензионной, транспортного маркетинга.

Не сформированы экономические механизмы государственной поддержки социально важных видов транспортной деятельности. Слабое развитие внутреннего транспортного рынка обуславливает и обостряет проблему государственного регулирования и разработки антимонопольного механизма в условиях естественной монополии.

Роль государства в деятельности транспорта должна оставаться существенной, нельзя ограничивать преобразования только акционированием и приватизацией. Государственные, акционерные,

частные компании должны функционировать в единой системе, конкурировать между собой, и это будет противостоять созданию транспортных монополий.

Транспорт должен рассматриваться как одна из приоритетных отраслей, опережающее развитие и стабильное функционирование которой является необходимым условием общего экономического роста в условиях рынка, важнейшим фактором социальной стабильности, одной из гарантий обороноспособности страны, возрастания роли нашего государства на мировом рынке.

Остро стоит и проблема развития инфраструктуры транспортного комплекса. Это традиционно отсталая сфера. До кризиса только шестая часть капиталовложений вкладывалась в инфраструктуру, обеспечивающую продвижение грузов, а остальное - в транспортные средства и их обеспечение. В результате эффективность работы была невысока: вагоны лишь треть времени находились в пути с грузом, а суда и автомобили - не более половины.

Радикальное изменение экономических условий привело к возникновению в транспортно - дорожном комплексе и определенных позитивных моментов. Министерство транспорта Российской Федерации осуществило ряд мероприятий, направленных на реализацию программы радикальной экономической реформы, формирование рынка транспортных услуг, создание системы и осуществление конкретных функций государственного регулирования работы транспортного комплекса, ресурсную поддержку работы социально значимых предприятий транспорта. Такие меры создали условия для повышения предпринимательской активности, формирования предприятий нового типа, ориентированных на эффективную рыночную деятельность и появление новых форм и методов управления транспортно -дорожным комплексом. Передача части транспортных средств и отдельных предприятий транспорта в частную и акционерную собственность не должно снижать гарантий полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Немаловажна и проблема правильного построения отношений в области финансовой поддержки и финансового участия государства в деятельности транспортных предприятий. С одной стороны, такая поддержка необходима; с другой стороны, практика безвозмездного финансирования резко сузила свои границы.

Важнейшее направление концепции развития транспорта приводит к постепенному интегрированию транспортной системы России и европейской транспортной сети. Одним из основных направлений

является развитие информатики и связи транспортной системы. Транспортный комплекс характеризуется огромным количеством горизонтальных

информационных связей с товаропроизводителями и потребителями. Концепция интеграции включает наличие современных средств связи, мощной вычислительной базы, развитых информационных систем и систем передачи информации и транспортной документации в реальном масштабе времени.

Основой государственной политики должна стать развитая нормативно - правовая система, обеспечивающая, с одной стороны, государственное регулирование транспортной деятельности, с другой -защиту интересов граждан и собственности, развития рынка транспортных услуг, свободу

предпринимательства.

К числу стратегических задач развития транспортного комплекса можно отнести: сохранение и увеличение мощностей транспортной системы, обеспечение достаточного уровня конкуренции в отрасли, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; эффективный контроль за деятельностью транспортных предприятий, занимающих положение естественных монополий, государственную поддержку предприятий с социально значимыми видами деятельности; совершенствование транспортных технологий, техники и развитие инфраструктуры транспорта в целях оптимизации транспортных издержек в экономике; повышение уровня транспортной и экономической безопасности.

Приоритетными направления развития

транспортного комплекса являются:

Техническое перевооружение транспортного

комплекса и развитие производственно-технической базы, обеспечивающей выполнение широкого набора транспортных услуг при наличии определенного избытка производственных возможностей. Развитие производственной инфраструктуры. Качественное изменение состояния внутренних путей сообщения.

Формирование структур и методов управления

транспортного комплекса, соответствующих рыночным условиям, и обеспечение экономически эффективной государственной поддержки наиболее социально

значимых видов транспортной деятельности. Создание органов коммерческого регулирования транспортной деятельности. Обеспечение контроля за естественными монополиями. Выполнение всеми предприятиями правил обслуживания, норм безопасности, экологических стандартов.

Создание финансово-экономической

инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование и развитие предприятий транспортного комплекса, широкое экономическое взаимодействие транспорта с обслуживающими

отраслями и отраслями, производящими транспортные средства, оборудование, ведущими транспортное строительство.

Поэтапная коммерциализация и приватизация предприятий. Создание равных условий для развития в транспортном комплексе всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала,

стимулирование транспортного предпринимательства и создание конкурентной среды.

Формирование гибких тарифных систем, взаимно стимулирующих развитие промышленности, торговли и транспорта. Создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности, позволяющей развивать транспортный комплекс. Завершение создания системы государственного управления транспортной деятельностью в условиях рынка. Развитие транспортного комплекса должно вписываться в систему реформирования всей экономики страны.

Список литературы:

1. Савченко П.В., Национальная экономика. Учебник. М.: Экономист, 2о0б. с. 287-295.

2. Градов А.П., Национальная экономика. Учебное пособие. СПБ.: Питер, 2007. с. 149-167.

3. Спицын А.Н., Интеграция и модернизация экономики // Экономист. - 2006. - № 5. с. 16-21.

Reference list:

1. P. Savchenko., The national economy. The textbook. M.: Economist, 2006. with. 287-295.

2. Gradov A.P., The national economy. The training manual. SPB.: Peter, 2007. with. 149-167.

3. Spitsin A., The integration and modernization of economy // the Economist. - 2006. - № 5. p. 16-21.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Зотовой А.И. «Проблемы развития и размещения Транспортного комплекса национальной экономики» Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития и размещения Транспортного комплекса национальной экономики.

Автор подробно рассматривает формирование экономических основ государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в условиях различных форм собственности невозможно без научно - обоснованной, эффективной законодательной базы. В основе экономической реформы и размещения транспортного комплекса, его эффективного функционирования должна лежать научно обоснованная законодательная база, создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности. Новые методы управления транспортным комплексом в современных условиях должны развиваться на основе сочетания

принципов государственного регулирования и хозяйственного самоуправления. Одним из наиболее действенных в настоящее время способов государственного регулирования транспортных предприятий является лицензирование. Лицензия обеспечивает регулирование рынка транспортных услуг, повышение безопасности движения, повышение

ответственности за выполнение договорных обязательств по оказанию транспортных услуг. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

В современных условиях хозяйствования возникает

необходимость разработки новой инвестиционной политики на транспорте, учитывающую новые экономические условия хозяйствования, многообразие и равноправие различных форм собственности, положения по новым экономическим системам: тарифной, налоговой, кредитной, лицензионной, транспортного маркетинга.

Данные обстоятельства обусловили научную и практическую значимость исследований проблемы развития и размещения транспортного комплекса национальной экономики.

Учитывая вышеизложенное, данная статья заслуживает внимания и рекомендуется к изданию.

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой политической экономии и международных экономических отношений

П. В.Солодуха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.