не столько к новой формируемой корпоративной элите, сколько к вопросу компиляции интересов существующей элиты и элиты новой в условиях возможности экстраполяции риска рентных интересов. Однако экономические стимулы для новой национальной элиты должны реализовываться за счет легитимных видов деятельности, в том числе, за счет участия в проектах с государственной поддержкой, причем интерактивных - для реализации концепции общественного контроля над их исполнением.
Эволюция и ротация элит - вопрос, остающийся дискуссионным на протяжении тысячелетий. Наиболее четко предпосылки идей политического элитаризма прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Ницше, затем, уже основательно сформировавшись, появляются в работах мыслителей и социологов XIX-XX вв. Наиболее известными из них являются «Теория циркуляции элит» В. Парето, «Теория элит» Г. Моска и «Железный закон олигархических тенденций» Р. Михельса. Все элитаристские концепции можно разделить на [3]:
- макиавеллистский подход (Г. Моск, В. Парето, Дж. Бэрнхем): элита обладает выдающимися управленческими и административными качествами, реализуемыми в политике и экономике путем использования властных полномочий, полученных в результате борьбы за власть;
- ценностный подход (Ортега-и-Гасет, Н. Бердяев): элита - наиболее творческая и ценная часть общества, обладающая высокими нравственными и интеллектуальными качествами, заботящаяся об общем благе в процессе реализации властных полномочий, полученных путем заслуженного авторитета;
- структурно-функциональный подход (Г. Лассуэлл, С. Липсет): элита включает носителей наиболее высокого социального статуса и высоких управленческих должностей, характеризуемых высоким уровнем интеллектуального потенциала; осуществляет выработку наиболее важных для общества решений, реализуя властные полномочия, полученные вместе с социальным статусом;
П - либеральный подход (Й. Шумпетер, Ч. Миллс): элита - наиболее конкурентоспособные управленцы, jfl заслужившие доверие избирателей через наиболее результативное представление их интересов.
О Каждый из перечисленных подходов имеет на практике как подтверждение своей эффективности, так и опровержение ее. Стоит отметить, что в каждом подходе элита рассматривается как лучшая часть общества, определяемая по набору параметров. При этом интересы, которые представляет элита, ориентированы на ^ достижение благосостояния общества.
2 Таким образом, неоспоримо широкое поле возможностей для формирования и последующего тонкого тю-
03 нинга человеческого капитала, взращивания капитала интеллектуального, многовариантность формирова-]> ния корпоративной элиты и ее эволюции, фокусирует внимание на единой характеристике, необходимой для
0 создания действенной корпоративной элиты - на инициативе к развитию. Именно эта черта, на наш взгляд, отличает корпоративную элиту от уже привычных квазиэффективных управленцев. Именно нацеленность
q на развитие сквозь призму высоких этических и профессиональных стандартов, является драйвером форми-□ рования новой корпоративной элиты. Именно инициативные действия в интересах развития национальной
01 хозяйственной системы и являются истинной задачей новой формируемой национальной элиты. О
ö ЛИТЕРАТУРА
ф
s 1. Кузнецов С. Большой толковый словарь русского языка. М.: Норинт, 2008.
££ 2. Рудык Н.Б. Поведенческие финансы или Между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.
ю 3. Элитология - наука об элитах / Электронный ресурс // http://www.elitarium.ru/2008/12/14/teorija_jelit.
| html >
проблемы развития и использования трудового потенциала
^чной сфере
ВАСИЛЬЕВ П.П.
0
1
I ф
m
£ и человеческого капитала в научной сфере
о £
о
0
1_ _
О Северо-Кавказская академия государственной службы, доцент кафедры экономической теории
О и предпринимательства, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]
О со О
I—
0
cl В статье дан краткий обзор теоретических и практических вопросов развития и использования трудо-
g вого потенциала и человеческого капитала в научной сфере РФ. Рассмотрены Правительственные
1 постановления, Национальные проекты и меры по повышению требований к вузам и работе ВАК, спо-О собствующие развитию более качественного трудового потенциала и человеческого капитала. Предложи жены авторские рекомендации.
>s s
g Ключевые слова: человеческий капитал; трудовой потенциал; конкурентоспособные кадры; диспропор-
Ф ция; государственная поддержка
т
Ц Коды классификатора JEL: J26, J28
0
1
Q В основе концепций человеческого капитала и трудового потенциала лежат теории известных экономис-П тов о рабочей силе. Так, К. Маркс считал, что характеризовать человека лишь как главную производительную
силу общества еще недостаточно, ибо в процессе производственной деятельности все средства производства начинают функционировать под воздействием рабочей силы человека. [3, с. 324]. Он также утверждал, что в обществе систематически происходит преобразование материально-вещественных средств производства в качественно новое состояние. Они приобретают специфически общественное свойство и превращаются в общественную производительную силу труда, которая выражает сущность рабочей силы человека.
Большой научный вклад в исследуемую проблему внес А. Маршалл, который широко использовал научные гипотезы, выдвинутые его предшественниками. Он считал человеческие знания самым мощным двигателем производства и полагал, что они позволяют человеку подчинить себе природу. А. Маршалл утверждал, что в известном смысле существуют только два фактора производства: человек и природа. Значительный интерес вызывает его высказывание по поводу того, что между человеческим капиталом и физическим есть известная аналогия, "что ... мотивы, побуждающие человека накапливать человеческий капитал в виде вкладов в образование, подобны тем, которые определяют накопление материального капитала..." [15, р. 619].
По-нашему мнению, понятие человеческого капитала имеет широкую трактовку. К нему относятся фактически все виды высокообразованных профессионально хорошо подготовленных трудовых ресурсов. Человеческий капитал порожден знаниями, и именно их совокупность определяет скрытые источники его ценности. Он может быть представлен как капитал-собственность субъекта, т.е. его способности, знания, интеллектуальность и т.д., и капитал-функция, т.е. отношение человеческого капитала к труду: его инициативность, добросовестность, активность, коммуникабельность и т.д. Эти две формы жизнедеятельности человеческого капитала взаимосвязаны между собой.
Сторонники постиндустриальной теории отмечают в качестве основной черты современной экономики быстрое замещение труда знаниями [13, р. 236]. Они утверждают, что сегодня развитие человека становится главным условием хозяйственного процесса, что дает основание говорить о возможной замене трудовой де- П ятельности новым типом трудовой активности, которая отличается значительными элементами творчества ^ и широкого использования достижений науки [14, s. 176]. Ибо известно, что «без развитой, современной и о постоянно обновляемой науки у России нет будущего» [1, с. 6]. Она, в тесном взаимодействии с образованием, выполняет систематизирующую роль в обществе и способствует формированию и эффективному исполь- ^ зованию трудового потенциала и человеческого капитала, которые являются интегрирующим показателем степени социальной устойчивости общества и уровня его готовности к новшествам. Под трудовым потенциалом понимается совокупность всех трудовых возможностей, как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом.. И характеризует его качество и потенциальные возможности [9, с. 11].
Известно, что наука и образование определяются единой системой знаний экономических, технических, естественных, социальных и др. При этом информационные потоки переходят из одной сферы в другую, □ выступая основными объектами производственного процесса. Вследствие этого требуется специфическая О подготовка квалифицированных кадров и согласование передаваемых между ними знаний. Как отметил Д.А. ^ Медведев: «Общим пунктом является то, что система образования должна гарантировать высокий уровень трудового потенциала в стране» [4, с. 152].
Поскольку современная наука развивается быстро, это приводит к частой смене научных концепций. В то же время, сегодня теоретические исследования могут развиваться успешно только в непосредственном § взаимодействии с экспериментальными исследованиями, которые должны быть более результативными. Для этого важно более четко намечать основные направления научных исследований и повышать уровень подго- ® товки наиболее востребованных специалистов. Тем боле, что кадровые проблемы в научной сфере постоянно усложняются. Это сегодня проявляется в ограничении возможностей научных открытий и научного роста ^ ученых, старении кадров и ухода их из науки. Исследование этого процесса в РФ показало, что численность работников, занятых научными исследованиями и разработками с 1992 года систематически снижалась, и к 2006 году она уменьшилась на 725.5 тыс. человек. За этот же период произошло сокращение количества ш исследователей на 415,1 тыс. человек и уменьшение числа техников на 114,7 тыс. человек [8, с.342]. Все это £ весьма неблагоприятно сказывается на количестве и уровне отечественных научных исследований. ^
Известный научно-практический интерес вызывает сравнение возрастной структуры исследователей в ^ РФ, где происходило некоторое увеличение числа молодых сотрудников до 29 лет. Например, в 2004 году их о количество возросло на 6,1% против 1994 года. За этот же период отмечался рост числа ученых от 60 лет и 2 старше на 13%, а также небольшое увеличение количества ученых от 50 до 59 лет на 1,7%. В то же время, про- 2 исходило постепенное сокращение численности ученых среднего возраста, от 30 до 49 лет [5, с. 63]. В про- ^ цессе оттока кадров из научной сферы значительную роль сыграла сравнительно низкая оплата труда. Это ^ также привело к необходимости поиска ими более высокооплачиваемой работы в других сферах экономики ^ или дополнительных заработков. Вследствие этого, возрос удельный вес научных работников, получающих о дополнительные доходы, что привело к расслоению в научном сообществе и уменьшению привлекательнос- ^ ти работы в научном секторе, где уровень доходов ученых повсеместно различается в зависимости от того, в 1 каком секторе науки (академическом, вузовском, отраслевом или «независимом») они заняты. В наилучшем о положении оказались ученые, занятые в «независимых» исследовательских центрах, которые успешно «про- ®
И
СО
2 О
О о
I— ф
дают» специальные знания. В худшее положение попала отраслевая наука, ибо уровень ее государственного финансирования особенно низкий [6, с. 95]. Сложившееся положение привело к оттоку высококвалифици- о рованных специалистов из известных отечественных институтов, где готовятся самые конкурентоспособ- ^ ные кадры по наиболее востребованным направлениям исследований. Это, в первую очередь, медицинские и микробиологические исследования, химия, физика и компьютерные технологии. В то же время, российские ученые вынуждены участвовать сразу в нескольких краткосрочных программах и проектах, которые иногда существенно различаются по тематике, что приводит к нарушению сбалансированности работы по стадиям
инновационного цикла. Кроме того, продолжающееся в России устаревание материально-технической базы существенно тормозит развитие фундаментальных и прикладных исследований, что проявляется в следующем:
- наличествует структурный дефицит кадров в ряде промышленных и научных сфер;
- имеется несоответствие качественных характеристик трудового потенциала требованиям современного высокотехнологичного производства;
- наблюдаются диспропорции в подготовке и переподготовке кадров, что проявляется в выпуске большого количества экономистов, юристов, психологов, менеджеров, в то время, как отмечается острый дефицит высококвалифицированных рабочих, техников и инженеров;
- присутствует невостребованность многих научно-технических разработок из-за отсутствия высококвалифицированных специалистов в условиях научно-технической, промышленной и инновационной революций на современном этапе развития российской экономики;
Поэтому в российских научных кругах положительный резонанс вызвал опубликованный проект «Концепции государственной поддержки талантливой молодежи и развитие кадрового потенциала российской науки». Однако концепция еще слабо учитывала, что эти проблемы должны рассматриваться в контексте преемственности науки, что потребовало глубокой и всесторонней ее доработки, с учетом того, что государственная политика должна исходить, в первую очередь, из задачи сохранения имеющегося научного потенциала. В свете этого, Указом Президента были увеличены доплаты за кандидатскую и докторскую степени. В результате возросло число желающих обучаться в аспирантуре и докторантуре. Это весьма ценно, поскольку система аспирантуры и докторантуры представляет собой значительный кадровый резерв высококачественного трудового потенциала и человеческого капитала для российской науки. Анализ основных показателей ^ деятельности российской аспирантуры свидетельствует о том, что с 1992 года ежегодно возрастало число Ь организаций, ведущих подготовку и выпуск аспирантов. Например, в 2007 году численность выпущенных ^ аспирантов возросла на 20890 человек по сравнению с 1992 годом. Таким образом, наблюдался рост более X чем в 2 раза. За тот же период возросло и количество аспирантов, защитивших диссертацию на 7835 человек * [8, с. 343].
В деле увеличения числа поступивших в аспирантуру и докторантуру большое значение имело Постановление Правительства РФ, которое разрешило ВУЗам и РАН вести прием и подготовку аспирантов и докторантов, а также осуществлять защиту диссертаций на платной основе. Однако количество заканчивающих аспирантуру и докторантуру с защитой диссертации является относительно низким в сравнении с общим Ь числом обучающихся.
00 В то же время, сегодня наблюдается вызывающий опасение дисбаланс по отраслям науки, который не отО вечает потребностям развития отечественной экономики. Например, контингент аспирантов и докторантов ¡=у по социально-гуманитарным отраслям составляет более 50% от общего количества по всем отраслям науки. «а, Анализ системы подготовки научных кадров показал, что сегодня она не полностью справляется со сво-0 ей основной функцией - кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей высшей школы и ф научно-технической сферы. По мнению Шамхалова Д.И., это происходит «в значительной мере в связи со ё сложившейся многозвенной и потому не эффективной системой управления в сфере подготовки и аттеста-о. ции научных кадров» [12, с. 4]. Исходя из этого положения, Минобрнауки РФ совместно с РАН разработал и ЖЕ предложил ряд мер по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квали-х фикации. Так, в качестве первоочередных мер предложено:
ф - привести нормативную и правовую базу ВАК в соответствие со структурой федеральных органов ис-о полнительной власти;
- регламентом Правительства РФ обеспечить повышение требований при защите результатов диссерта-£ ций;
0 - повысить уровень открытости информации о выносимых на защиту диссертациях;
з - предложены меры, способствующие расширению гласности в системе аттестации. Для чего необходи-^ мо в обязательном порядке представить авторефераты диссертаций и объявлений о защите на сайтах
ВАК и диссертационных советов;
- предложена обязательная публикация научных результатов диссертаций в журналах из перечня ВАК. Очевидно, что: «Актуальной остается проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей
школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации спе-§ циалистов высшей квалификации. В качестве одного из инструментов решения проблемы разработан проект федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» [11, с. £ 17]. Основной целью этой Программы является обеспечение структурных преобразований в государственном ^ секторе науки и высшего образования. В то же время, важнейшей проблемой по-прежнему остается законо-
1 дательное обеспечение процессов интеграции образования и науки. Как предполагается, Программа начнет о реализовываться с 2009 года. В связи с этим уже осуществляется ряд мер по привлечение молодежи в сферу ш науки и высоких технологий. Подготовлен проект комплексной программы научно-технического развития '! и технологической модернизации экономики РФ до 2015 года. В развитие данного проекта Правительство о РФ приняло Постановление о реализации пилотного проекта, основной целью которого является повышение ■т заработной платы научным сотрудникам.
Ц Тем не менее, сегодняшние предпосылки развития науки пока еще не вполне благоприятны, так как ° фундаментальная и прикладная наука, конструкторская база за время трансформации экономики понесли 9 значительные потери. Это усугубилось сокращением в 2006 году почти вдвое численности персонала, загаси того научными разработками и сокращением числа проектных и изыскательских организаций. В то же время,
И Ш
О
институты РАН естественнонаучного профиля и отраслевые институты имеют возможность передать производству передовые разработки, но наша промышленность не в состоянии запустить даже некоторые из них [6, с. 93]. Как следствие, на долю России ныне приходится менее 2% мирового рынка высокотехнологической продукции.
Для успешного разрешения данных проблем руководством страны предложен инновационно-прорывной сценарий, провозглашенный как «Стратегия 2020». В проекте, на основе долгосрочного прогноза научно-технологического развития России определены стратегические инновационные приоритеты государства на крупномасштабное освоение и разработку базисных инноваций нового технологического уклада. При этом большая роль отводится опережающему развитию отечественного машиностроения и усиление его роли на рынке высокотехнологической продукции.
Следует отметить, что в частных и независимых институтах возрастает востребованность научных достижений и понимание того, что их разработки уже воплощаются в жизнь. Это является весьма привлекательными сторонами работы для ученых. С целью сохранения кадрового потенциала научно-технического комплекса в стране реализуется Концепция мер «Научные кадры Российской Федерации». Она призвана стать основой единой системы воспроизводства кадров в научной сфере. При ее разработке учитывалась необходимость усиления контроля над реализацией международных договоров о сотрудничестве в области обмена специалистами и учеными. По-прежнему актуальным является вопрос о кадрах для научно-технического комплекса страны. Он неоднократно обсуждался на Совете при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. Тактической целью государственной кадровой политики сегодня является сохранение наиболее продуктивных научных кадров, удовлетворения потребностей в молодых ученых, а также сокращения их эмиграции или ухода из науки в другие сферы экономики. Кроме того, предполагается существенно повысить расходы на науку. П
Необходимо отметить, что, в условиях глобального экономического кризиса, все более необходимым ^ является научно организованный и высококвалифицированный труд человека, так как «заменить человека о наука не сможет никогда, ибо она есть плод человеческой индивидуальной деятельности.даже в далеком будущем.наука останется важным фактором в удовлетворении многих других человеческих потребностей и, прежде всего, потребности в творческом труде» [2, с. 36].
Поэтому, для удовлетворения потребностей регионов России в высококвалифицированных кадрах и со-
И
хранения научного потенциала страны необходимо систематически осуществлять целенаправленное про- ^ фессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров.
Это тем более важно, поскольку на социально-экономическое развитие регионов России все в большей степени оказывает влияние уровень развития трудового потенциала и человеческого капитала. В деле их (д воспроизводства трудно переоценить роль образования вообще, и высшего, в частности. Как подчеркнул О В.В.Путин «Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом и одной из наибо- ^ лее важных жизненных ценностей. И в России есть все: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование - от школы до университета - одним из лучших в мире» [7, с. 12-13]. Именно благодаря образованию значительно повышается экономическая производительность человеческого капитала и трудового £ потенциала. Однако для более существенного влияния на экономические результаты обществу необходимо ^ систематически приводить содержание высшего и профессионального образования и их структуру в соот- ^ ветствие с постоянно меняющимися требованиями рынка труда. Необходимо обеспечивать выпускников ву- ® зов и колледжей современными знаниями и умениями. Следует отметить, что система высшего образования России находится в состоянии внутренней замкнутости. Вследствие этого, необходимо обеспечить откры- ^ тость высшего образования как государственно-общественной системы.
В решении отмеченных проблем первоочередной задачей является интеграция образования, науки и практики. С учетом этого, создаются вузы новой организационной формы, которые должны соединять высшее образование и фундаментальную науку. Они сегодня развиваются согласно Национальному проекту «Образование», целью которого является укрепление материально-технической базы образовательных уч- ^
О
О о
реждений, повышение доступности качественного образования для населения и поддержку талантливой ^ молодежи. Также, предусматривается поощрение образовательных учреждений, которые активно внедряют о инновационные программы.
В результате претворения в жизнь национального проекта «Образование» ожидается решение проблемы модернизации экономики страны, которая должна обрести стабильность, конкурентоспособность, обеспеченность высокообразованными кадрами. В его рамках запущена программа проведения конкурсов инновационных образовательных программ вузов.
В связи с Нацпроектом «Образование» возникла необходимость дальнейшего совершенствования учеб- о ного процесса в вузах и создания новых университетов, призванных стать экспериментальной площадкой для всего высшего образования страны и вывести его на мировой уровень. С этой целью были образованы Южный и Сибирский федеральные университеты, которые должны воплотить в себе инновационно-предпри- о нимательский тип высшего учебного заведения, подразумевающий углубление научных и исследователь- т ских работ. В ЮФУ насчитывается 49 тысяч студентов и слушателей и 8,5 тысяч сотрудников. В СФУ обучается около 40 тыс. студентов и трудится около трех тысяч преподавателей и восьми тысяч технических работников. Основной задачей новых федеральных университетов является формирование высококачественного трудового потенциала и обеспечения им, в первую очередь, регионов, где они расположены, а также удовлетворение потребностей народного хозяйства страны. Приоритетными направлениями в их исследованиях намечена инновационная деятельность в области энергетики, цветной металлургии, космической техники и т.д.