УДК 331.1
Елена Анатольевна Колос
(доктор экономических наук, профессор кафедры инновационного менеджмента Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан)
ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ключевые слова: интеллект, образование, человеческий капитал, индивидуальный человеческий капитал, человеческий капитал организации, национальный человеческий капитал, экономика знаний.
В современных условиях интенсификации и усложнения процессов глобализации, с ростом наукоемкости во всех сферах хозяйства повышаются требования к национальной инфраструктуре в области науки и техники, образования, коммуникаций, информации. Беспрецедентное развитие информационных и коммуникационных технологий является важным двигателем прогресса, а технологический рост несет специфичные возможности и задачи. Быстрое производство знаний и технологический прогресс создали ситуацию, при которой идет поиск качества, превосходства и смысла. В данном контексте на повестку дня выходят вопросы развития человеческого капитала. Изложенное позволяет сделать вывод, что главной ценностью и достоянием развития общества выступает человеческий капитал (ЧК). Указанная экономическая категория - одно из базисных понятий, позволяющих через призму человеческих интересов объяснить механизм реализации многих экономических процессов, а теория ЧК накопила значительный научный инструментарий, с помощью которого можно определить его сущность, содержание, виды и способы оценивания. Исходя из данного утверждения, в настоящее время меняются подходы к анализу этого вида капитала, который приобретает черты, характеризующие его как весьма важную социальную и институциональную категорию, имеющую огромное значение в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.
Возникновение теории ЧК связано с расширением понятия национального богатства, в состав которого, наряду с воспроизводственным и природным капиталом, стали включать зна-
ния, умения и способности людей к труду. В эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил стало очевидно, что эффективность использования физического и природного капитала все в большей степени зависит от наличия, качества и эффективности использования ЧК. П. Друкер так сформулировал эту мысль: независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются - и государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей [1]. Современная неоклассическая теория человеческого капитала, получившая свое развитие в работах ученых Г. Беккера, Я. Минце-ра, Т. Шульца, Б. Вейсброда, Б. Хансена и ряда других, отмечает, что ЧК - это статистическая величина, определяемая понятиями «доход» и «инвестиции». Впервые данный термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в ЧК и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Первоначально под ЧК понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, - образование и профессиональные навыки.
В дальнейшем понятие ЧК существенно расширилось. Так, постепенно в него включили (сделали это в том числе эксперты Всемирного банка при оценках ЧК и национального богатства стран мира) инвестиции в воспитание, образование, науку, здоровье людей, информационное обслуживание, культуру и искусство.
На третьем этапе развития социально-экономической категории ЧК были добавлены
инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей (выделена из качества жизни населения по причине особой важности), в подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества, в повышение эффективности институционального обслуживания ЧК, а также инвестиции в улучшение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион. Сегодня понятие человеческого капитала продолжает расширяться. ЧК стал важным фактором развития экономики знаний и общества знаний. Следует отметить активную разработку проблемных вопросов теории человеческого капитала казахстанскими учеными. Наиболее известны среди них: М. Мельдаханова, С. Калиева, У. Бекмуханбетова, Р. Алимбаева, А. Усенова [2], О. Сабденов, К. Нурланова [3; 4].
ЧК в широком смысле - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, которые обеспечивают эффективное и рациональное функционирование ЧК как такого фактора. Один и тот же ЧК может сформировать и выставить на продажу (т.е. предложить работодателю) рабочую силу совершенно различного качества: действительно, один и тот же человек (т.е. обладатель одного и того же ЧК) может выполнять работу дворника, музыканта, грузчика, строителя и т.д., каждая из которых требует совершенно специфических навыков и профессиональной подготовки.
Несмотря на обилие различных определений и толкований данного понятия, все они, на наш взгляд, сводятся к одному: ЧК - это не только знания, умения, опыт и самореализация человека, не просто совокупность практических навыков и интеллектуальных усилий членов общества, но в первую очередь способность создавать новые знания и ценности. ЧК как накопленные знания, образование представляет большую ценность, достояние и богатство личности человека, предприятия и страны, общества в целом. При этом, мы полагаем, целесообразно выделять следующие виды ЧК: индивидуальный человеческий капитал, человеческий капитал организации, национальный человеческий капитал.
Индивидуальный человеческий капитал (ИЧК) - это набор определенных устойчивых качеств индивида, позволяющий ему продуцировать новые знания, эффективно внедрять их в своей деятельности, реализуя на практике собственный потенциал. В структуре ИЧК целесообразно выделять биологическую, интеллектуальную и культурную составляющие:
1. Биологическая составляющая ИЧК представляет собой совокупность и степень развития физиологических характеристик человека как представителя определенного биологического вида. И в этом смысле она является базой, основой как для самого существования, так и для развития других составляющих ИЧК - интеллектуальной и культурной.
2. Интеллектуальной составляющей ИЧК является совокупность врожденных интеллектуальных способностей, достигнутого уровня образования. Интеллект - это способность успешно реагировать на любую, особенно новую, ситуацию путем надлежащей корректировки поведения, понимать взаимосвязь между фактами действительности для выработки действий, ведущих к достижению поставленных целей. Интеллект связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, образовывать понятия, а также с изобретательностью, сообразительностью, умением предвидеть события. Его развитие предполагает как наращивание объема знаний, так и усовершенствование навыков применения этих знаний, в результате чего и вырабатывается умение приспосабливаться к изменяющимся условиям, обращать их себе на пользу.
3. Культурная составляющая ИЧК является совокупностью присущих данному индивиду жизненных ценностей и норм поведения. Состав и иерархия этих ценностей определяются социальной средой, религиозными взглядами, системой верований, морально-нравственными установками общества и т.п. Надо признать, что по мере формирования экономики знаний и, следовательно, расширения сферы духовного производства все более очевидной становится роль такого фактора, как мотивация человека, его влияния на характер и результаты труда. Так, в одном из современных американских учебников подчеркивается: «Если бы для успешной работы требовался только высокий интеллект, то все, добившие-
ся успеха, были бы умными людьми. Однако вместо того, чтобы выискивать лишь общие способности, следует попытаться определить, какова мотивация человека, насколько он инициативен и способен взяться за работу и довести ее до конца, а также контролировать страх потерпеть неудачу... Такой подход скорее, чем проведение интеллектуального теста, позволит привлечь и сохранить продуктивных сотрудников» [5].
Посредством интеллекта человек расширяет и изменяет свое мировоззрение, корректирует цели и, соответственно, мотивации. Но ни культура, ни интеллект человека не существуют вне его физического тела: болезнь и смерть могут помешать осуществлению самых смелых интеллектуальных и культурных планов. Более того, уровень физического здоровья весьма существенно влияет на возможности как интеллекта, так и культуры. ЧК может быть создан только самим человеком. В этом суть экономики знаний, все остальное - неизбежная смена общественных и экономических целей, механизмов, инструментов и показателей эффективности - есть не что иное, как следствие и отражение этого объективного факта [6; 7].
Человеческий капитал организации (ЧКО) - накопленный фирмой специальный и особенный, по сравнению с конкурентами, индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал и особенные управленческие и иные интеллектуальные технологии, включая компьютерные и информационные технологии, повышающие ее конкурентоспособность. ЧКО характеризуется определенными особенностями по сравнению с ИЧК или ЧК общества в целом: 1) ЧКО не является простой суммой человеческих капиталов сотрудников; 2) цели развития ЧКО определяются стратегией развития организации; 3) доход, приносимый ЧКО, делится между его носителем (работником) и собственником фирмы; в то же время увеличение ее доходности служит главным критерием эффективности инвестиций в ЧКО; 4) владелец бизнеса может вкладывать средства в развитие ЧКО, однако эффект от этих инвестиций может быть неодинаков; 5) оценить эффективность инвестиций в ЧКО в аспекте владельца бизнеса возможно лишь исходя из уровня достижения поставленных внутриорганизационных целей.
Национальный человеческий капитал
(НЧК) - это часть инновационных (креативных) трудовых ресурсов, накопленные конкурентоспособные и высокопроизводительные знания, инновационная система, интеллектуальный капитал и инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности и экономики, а также качество жизни, обеспечивающие в совокупности конкурентоспособность экономики государства на мировых рынках в условиях глобализации. В данном научном исследовании это понятие применимо к казахстанскому обществу в целом. НЧК формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, культуру, здоровье населения; в повышение профессионализма, уровня и качества жизни населения; в науку, знания и интеллектуальный капитал; в предпринимательскую способность; в информационное обеспечение и безопасность граждан; в экономическую свободу в ее международном определении; в инструментарий интеллектуального труда; в среду функционирования человеческого капитала как фактора развития экономики и общества. Национальный человеческий капитал - это суммарный человеческий капитал страны, являющийся составной частью ее национального богатства.
Таким образом, именно человеческий капитал каждой отдельной личности (ИЧК) является основой общественного богатства. С развития отдельной личности начинается общественное развитие, общественный прогресс. Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но и материально и морально изнашиваться. Интегральная доходность от инвестиций в человеческий капитал в эффективном государстве возрастает со временем. ЧК - интенсивный фактор развития, и на него не распространяется закон убывающей отдачи при верно выбранной стратегии развития ЧК, экономики, государственности. Особенности НЧК определяли историческое развитие мировых цивилизаций и стран мира. С XX в. НЧК являлся и остается до настоящего времени главным интенсивным фактором развития экономики и общества.
Сегодня на базе теории и практики ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На этой основе отставшая Швеция
модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х гг. лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной. Так, национальное богатство развитых стран только на 5% составляют природные ресурсы, на 18% - физический (производственный) капитал, а основное место - 77% - занимают знания и умение ими распоряжаться. В основе экономики данных стран лежит интеллектуальный потенциал. Это интеллектуальная экономика - в противовес сырьевой [8]. Все эти явления имели место не потому, что теория и практика ЧК представляли собой некую волшебную палочку, а потому, что они стали ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине ХХ в. инновационной экономики и высшей ее стадии - экономики знаний, а также венчурного научно-технического бизнеса.
Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, его предпочтений, материальной и моральной заинтересованности, мировоззрения, общего уровня его культуры [9]. Таким образом, ЧК - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, которая представляет собой высший этап инновационной экономики и следующий этап развития экономики и общества передовых стран мира. Часто термин «экономика знаний» используют как синоним инновационной экономики. Главным фактором формирования экономики знаний является креативный, инновационный ЧК. Процесс ее развития состоит в повышении качества ЧК, качества жизни и в производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. Большую часть инвестиций передовые страны осуществляют в ЧК. Это дает им решающее преимущество в научном, инновационном и интеллектуальном развитии, а также в опережающем росте качества жизни населения. Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в ЧК и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают этим странам их лидерство.
К середине 80-х гг. XX в. СССР и Казахстан в его составе исчерпали креативные возможности накопленного НЧК даже в рамках индустриального развития в условиях командно-административной системы, отсутствия конкуренции и низкой экономической свободы. Эффективную индустриальную экономику создать так и не удалось, и процесс индустриализации Казахстана в то время завершен не был. Вызовы постиндустриализма оказались для неповоротливой и неэффективной социалистической экономики не по плечу. Производительность труда и ЧК в СССР были в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Проблемными они остаются в Казахстане и в настоящее время. С экономической точки зрения человечество совершает цивилизационный переход от одного технологического уклада к другому, к экономике знаний, и Казахстан включается в данный процесс. На новом этапе развития производительных сил экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Страны мира, стремясь укрепить свои конкурентные позиции, стараются развить человеческий капитал. Например, в США суммарное вложение в ЧК составляет 26% ВВП. Но этот уровень уже считается недостаточным для лидирования США в научно-технических инновациях. Выступая 27 апреля 2009 г. на ежегодном собрании американской Национальной академии наук, президент США Барак Обама заявил, что США не просто достигнут, но и превысят уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине и улучшая математическое и естественнонаучное образование.
В Казахстане показатель суммарного вложения в человеческий капитал находится на уровне 9% ВВП. Сказывается инерция прошлых лет. Основную часть инвестиций привлекают ресурсоинтенсивные секторы экономики. Сырьевая экономика недостаточно стимулирует развитие качественного ЧК. Массовый спрос на него предъявляет только инновационная экономика. Поэтому в условиях разворота к такой экономике ЧК становится стратегическим ресурсом страны. Его накопление и сохранение
обеспечивают устойчивость ее развития. В государственной программе «Информационный Казахстан - 2020» поставлена задача: создать условия для развития ЧК как главного фактора формирования информационного общества в
Базовые причины низких уровней индексов эффективности и качества национального человеческого капитала Казахстана и России - сырьевой характер экономики и экспорта, значительная доля пассивного и отрицательного НЧК (следствие невысоких инвестиций в НЧК). Одним из показательных индикаторов развития ЧК является индекс человеческого развития.
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям:
1) здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.
Решение задач казахстанского общества, выдвинутых Президентом страны в «Стратегии "Казахстан - 2050"», прямо и непосредствен-
Казахстане и достичь в 2017 г. индекса развития ЧК 0,764, в 2020 г. - 0,781 [10].
В таблице представлен индекс эффективности человеческого капитала в некоторых странах [11].
но связано со сферой образования, с инвестиционными вложениями в нее, с человеческим капиталом [12]. Конкурентоспособность человеческого капитала выражается, прежде всего, в высоких профессиональных возможностях человеческих ресурсов на основе образования, подготовки кадров и непрерывного обучения с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий. Это обеспечивает высокопроизводительный труд в секторах экономики, повышение потенциала к трудоустройству на внутреннем и внешнем рынках труда, способствует развитию личности, доступу к достойному труду, культурным ценностям и активной гражданской позиции.
Ключевыми инвестициями могут быть: 1) обеспечение материального достатка и качества жизни; 2) занятость населения; 3) здравоохранение; 4) образование и профессиональное обучение; 5) культура.
Также, по мнению ряда ученых, к инвестициям в ЧК сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки [13]. По мере вступления мировой экономики в новый этап своего развития в условиях усиления конкуренции и международной интеграции меняются приоритеты, происхо-
Индекс эффективности человеческого капитала
Индекс Индекс Индекс эко- Индекс
Страна Тип экономики эффектив- сырьевой номической качества
ности НЧК экономики свободы (IEF) НЧК
США Знаний 1,225 1 0,78 1,67
Великобритания Инновационная 0,855 1 0,75 0,96
Германия Инновационная 0,93 1 0,72 1,14
Япония Инновационная 0,93 1 0,73 1,13
Китай Индустриальная с очагами 0,49 1 0,52 0,45
инновационной
Индия Индустриальная с очагами
инновационной 0,37 1 0,55 0,19
Россия Индустриально-сырьевая 0,30 0,75 0,51 0,31
Эстония Индустриальная 0,67 1 0,75 0,59
Казахстан Индустриально-сырьевая 0,29 0,56 0,62 -
дит переоценка возможностей человеческого капитала. На первый план выдвигаются качественные ресурсы, резервы ЧК, связанные с наукоемкой, инновационной экономикой с высоким интеллектом.
В результате этого, на наш взгляд, формируется следующая логическая цепочка, представленная на рисунке 1, где показывается взаимосвязь человеческого капитала и интеллектуального потенциала казахстанского общества.
Рис. 1. Логическая цепочка взаимосвязи человеческого капитала и интеллектуального потенциала казахстанского общества
Представим человеческий капитал в виде дой, и применим к нему свойство обратной большой системы, связанной с внешней сре- связи (см. рис. 2).
Рис. 2. Представление человеческого капитала как большой системы
На входе Х находятся возмущающие факторы, обусловленные воздействием внешней среды, а также ресурсы, потребляемые челове-
ческим капиталом в процессе функционирования (информационные, человеческие, материальные и финансовые). На выходе У находится
интеллектуальный потенциал как результат формирования ЧК, выражающий степень (уровень) устойчивости функционирования большой системы (человеческого капитала).
Канал обратной связи отражает фактическое состояние устойчивости функционирования человеческого капитала в виде отклонений от заданных параметров тенденций развития экономики Казахстана. В «Блоке анализа» происходит оценка результатов взаимодействия человеческого капитала (ЧК) и интеллектуального потенциала (ИП) казахстанского общества. В «Блоке принятия решения» разрабатываются решения, направленные на формирование и развитие ЧК. В «Блоке реализации решения» разрабатываются соответствующие меры по реализации намеченных программ в области повышения интеллектуального потенциала (ИП) казахстанского общества.
В «Блоке дополнительного ресурсного обеспечения» происходит обоснование необходимости в соответствующих видах ресурсов (информационных, человеческих, материальных и финансовых):
- в «Информационные ресурсы» входят нормативно-правовая и статистическая базы, результаты социологических опросов;
- в «Человеческие ресурсы» - все категории казахстанского общества, участвующие в формировании ЧК (индивиды, группы, коллективы, имеющие квалификацию, мотивацию, ценности и здоровье), используемые обществом для достижения его перехода к пятому и шестому технологическим укладам, т.е. лица, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
- в «Материальные ресурсы» - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе преобразования ЧК в интеллектуальный потенциал казахстанского общества;
- в «Финансовые ресурсы» - инвестиции в ЧК (образование, наука, здравоохранение, доходы населения, рынок труда, качество жизни населения), а также денежные средства, находящиеся в распоряжении соответствующих социальных институтов.
«Внешняя среда» включает в себя: факторы макро- и микросреды, влияющие на взаимодействие человеческого капитала и интеллектуального потенциала казахстанского
общества (международная интеграция, политическая ситуация в стране, состояние экономики, техническое развитие, а также социально-демографические, природно-климатические, культурные факторы и др.), факторы инфраструктуры (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.) и т.д.
Рассмотрим тенденции и пути развития человеческого капитала и интеллектуального потенциала казахстанского общества.
В настоящее время необходимо оценить конкурентоспособность человеческого капитала, роль которого неуклонно повышается в условиях формирования и развития экономики знаний в РК.
По мнению ряда авторов, на обеспечение конкурентоспособности ЧК влияют следующие факторы [14]: устойчивый экономический рост страны; увеличение инвестиций в ЧК; здоровье населения и реформа здравоохранения; совершенствование системы образования, профессиональной подготовки, непрерывное обучение; индустриально-инновационное развитие; развитие науки и подготовка научных кадров; обеспечение параллельного функционирования двух систем подготовки кадров высшей квалификации: 1) магистратура, аспирантура и докторантура - для науки и образования, 2) магистратура и докторантура PhD - для образования и других сфер экономики; рост доходов и качества жизни населения; создание потенциала трудоустройства на внутреннем рынке труда и обеспечение конкурентных преимуществ на международных рынках труда.
Поэтому для повышения эффективности человеческого капитала и развития интеллектуального потенциала необходима разработка соответствующей государственной политики, основными задачами которой могут быть следующие: регулирование процессов роста профессиональных возможностей человеческих ресурсов на основе совершенствования образования, подготовки кадров и непрерывного обучения в течение всей жизни с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий, что обеспечивает высокопроизводительный труд в секторах экономики.
В работе рассмотрены тенденции развития таких основных составляющих человеческого
капитала и развития интеллектуального потенциала казахстанского общества, как образование, наука, рынок труда, доходы населения и здравоохранение:
1. Образование. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Во-первых, в РК образование и обучение традиционно занимают в системе ценностей ключевую позицию. Так, по доле грамотных среди лиц старше 15 лет Казахстан вышел на 8 место. Во-вторых, повышение качества образования в Казахстане зависит от уровня государственного финансирования отрасли, который остается низким (3,6% ВВП). Поэтому целесообразно увеличить государственное финансирование образования в Казахстане до 6% ВВП.
В последующем необходима реализация определенных мероприятий. Нужно подготовить концептуальный документ по дальнейшему реформированию образования с целью обеспечения его качества на уровне современных международных критериев, увеличения его доступности всем слоям населения, восстановления системы профессионально-технического образования и преодоления коррупции. В связи с вступлением Казахстана в Болонский процесс основной задачей политики в данной области на ближайшую перспективу остается нацеленность на повышение качества образования, обеспечение международных образовательных стандартов и в будущем экспорт образовательных услуг. Перспективным направлением является создание исследовательских университетов на базе новых или действующих учебных заведений.
Ранее автором и другими исследователями были подробно изучены проблемы развития системы образования в РК [15-19].
2. Наука. Стоит согласиться с мнением авторов работы [20] в том, что основными причинами сложности развития человеческого капитала в сфере исследований и разработок являются: материальные трудности - низкий уровень зарплаты, невозможность решения жилищной проблемы (такой подход к оплате труда высококвалифицированных кадров науки не только уменьшает стимулы к творческому труду, но и снижает престиж ученого в обществе, что может привести к необратимым последствиям для республики в виде потери кадрового потенциала науки и уменьшения притока
молодых ученых нового поколения); высокий износ научного оборудования, что не позволяет работать на современном уровне и получать значимые результаты; ценностные проблемы (снижение престижа и изменение статуса науки в Казахстане - она перестает быть высшей ценностью); кризис науки, связанный с недофинансированием; утрата наукой социально значимых функций в обществе.
3. Рынок труда. Целью является обеспечение конкурентоспособности человеческого капитала и его успешного функционирования на рынке труда на новой качественной основе с созданием качественных рабочих мест 5-го и 6-го технологических укладов. Реализация ЧК сопровождается его недоиспользованием и потерями из-за диспропорций между спросом и предложением рабочей силы по количеству и качеству [21]: по данным Всемирного банка, 63% работодателей отметили недостаточный уровень навыков рабочих, препятствующий развитию производства и бизнеса; проявляется тенденция замедления роста и уменьшения численности лиц со средним профессиональным (специальным) образованием на рынке труда, что создает дефицит квалифицированных кадров технического профиля по большинству профессий; нарастает структурная безработица, при которой усиливается несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификации, диспропорции между спросом и предложением по количеству и качеству.
Поэтому в Казахстане необходим объективный прогноз потребности в кадрах для сбалансированного спроса и предложения квалифицированных кадров на рынке труда, соответственно, нужна разработка механизма его формирования. Авторами научных исследований [22-26] предлагается классификация факторов, влияющих на определение прогнозной потребности экономики в специалистах.
Так, факторы, влияющие на формирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, которые должны быть учтены при прогнозировании потребности в специалистах, по мнению автора настоящего исследования, подразделяются на ряд групп: экономические, правовые, природно-климатические и географические, экологические, социальная защита, технико-технологические, организационные,
социальные, демографические, профессиональные, психологические, занятость населения, подготовка и переподготовка кадров, здоровье населения.
По нашему мнению, для повышения конкурентоспособности населения Казахстана на рынке труда целесообразны следующие меры: проведение мониторинга рынка труда; разработка научно обоснованного прогноза потребности в квалифицированных кадрах по всем отраслям и регионам Республики Казахстан.
4. Доходы населения. Доля населения республики, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2012 г. составила 3,8%, сократившись в сравнении с 2008 г. в 3,2 раза. Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза, средний размер пенсионных выплат увеличился в 10 раз, а номинальные денежные доходы возросли в 16 раз [27].
Но, несмотря на положительную тенденцию снижения уровня бедности, наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2012 г. приходится на домохозяйства из 5 и более лиц (7,62%).
В связи с этим мы разделяем позицию авторов работы [28], определивших следующие направления повышения качества жизни населения в РК:
1. Рост доходов населения должен обеспечиваться за счет увеличения базового вида доходов - заработной платы. Это требует соизмерения различных видов работ с учетом их объема, сложности и профессиональной квалификации работника и создания равных условий для воспроизводства рабочей силы на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях, между государственным и частным секторами, отдельными отраслями, а также внутри предприятия.
2. Важнейшим инструментом обеспечения достойной заработной платы является установление обоснованного размера минимальной заработной платы в соответствии с международными стандартами. Оптимальным считается ее размер в диапазоне от 40 до 60% средней заработной платы работников. Установление обоснованного размера минимальной заработной платы позволит расширить базу налогообложения и вывести из теневого оборота часть доходов частного сектора.
3. Достижение высокого качества жизни предполагает применение новых социаль-
ных нормативов и стандартов, отвечающих международным критериям. Для приближения к стандартам развитых стран в условиях индустриально-инновационного развития экономики необходимо осуществить переход к использованию в социальной политике прожиточного минимума с более прогрессивной структурой, где доля питания не превышает 45% потребительской корзины.
4. Использование величины прожиточного минимума, рассчитанного по более прогрессивной структуре потребительской корзины, для определения размеров государственных социальных пособий и выплат предполагает отказ от применения месячного расчетного показателя как показателя, не имеющего экономического и нормативного обоснований и мировых аналогов.
5. Здравоохранение. В Послании Президента Республики Казахстан - лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия "Казахстан - 2050"» отмечается, что ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 г. финансирование составляло 46 млрд тенге, то в 2011 г. - 631 млрд тенге [29].
В указанном послании Президент РК также отмечает, что сегодня основная цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, согласованные на принципах права и справедливости [30].
Таким образом, для повышения качества национального человеческого капитала в Казахстане необходимо системно инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Развитие ЧК Республики Казахстан в свете поставленных общенациональных интересов должно быть нацелено на достижение нового качества ЧК.
Это означает, что наряду с повышением качественных характеристик, таких как улучшение здоровья, увеличение средней продолжительности жизни, снижение бедности,
необходимо обеспечение современного образования путем обучения и профессиональной подготовки и переподготовки каждого гражданина на протяжении всей жизни, чтобы он мог быть востребованным не только на внутреннем рынке труда, но и на международном.
Новый этап развития общества - общество знаний, основанное на реализации качественно новых 5-го и 6-го технологических
укладов, требует подготовки кадров с высшим образованием, способных обеспечить развитие этих укладов и соответствующей им экономики знаний.
Это обстоятельство вызывает, в свою очередь, необходимость разработки научно-методологических подходов формирования соответствующих моделей востребованных специалистов.
Библиографический список
1. Друкер, П. Задачи менеджера в XXI в. : учебное пособие : пер. с англ. / П. Друкер. - М. : Вильямс, 2000.
2. Человеческий капитал в условиях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики: современная концепция, приоритеты и механизмы реализации / под ред. М.К. Мельдахановой. - Ал-маты : ИЭ КН МОН РК, 2012. - 420 с.
3. Высокоиндустриальная экономика Казахстана: новые и традиционные факторы развития : монография / под ред. О. Сабдена. - Алматы : ИЭ КН МОН РК, 2011. - 207 с.
4. Устойчивое развитие Казахстана в условиях глобализации: модели, стратегии, приоритеты и механизмы реализации / отв. ред. О. Сабден, Н.К. Нурланова. - Алматы : ИЭ МОН РК, 2008. - Кн. 2. - 272 с.
5. Гибсон, Дж.Л. Организация: поведение, структура, процессы : пер. с англ. / Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли. - 8-е изд. - М. : Инфра-М, 2000.
6. Мкртчан, Г. Социальные аспекты рынка труда / Г. Мкртчан, И. Чистяков // Общество и экономика. - 1999. - №9.
7. Диалектика материального и духовного производства в экономике знаний / под общ. ред. А.И. Татаркина, В.И. Ефименкова. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2008. - 295 с.
8. Сагадиев, К. Человеческий капитал и факторы его роста / К. Сагадиев // Казахстанская правда. -2013. - 21 февр. - С. 4.
9. Человеческий капитал в условиях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики... - 420 с.
10. О Государственной программе «Информационный Казахстан - 2020» : указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 г. №464. - URL : http://online.zakon.kz/document/?doc_id=31324378/.
11. Корчагин, Ю. Измерение национального человеческого капитала / Ю. Корчагин. - URL : http:// www.lerc.ru.
12. Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства : послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. - 2012. - №437-438.
13. Устойчивое развитие Казахстана в условиях глобализации: модели, стратегии, приоритеты и механизмы реализации... - 420 с.
14. Там же. - С. 8.
15. Баталов, Ю.В. Потребность в кадрах в системе образования: методика определения и прогнозирования / Ю.В. Баталов, М.Д. Мамедсупиев, Е.А. Колос, О.Ю. Красулина. - Усть-Каменогорск : ВКТУ, 1999. - 35 с.
16. Баталов, Ю.В. Исследование тенденций движения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Восточно-Казахстанской области) / Ю.В. Баталов, Е.А. Колос, Л.М. Кривоногова. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 1999. - 209 с.
17. Развитие высшего образования в Казахстане: инновации, опыт, перспективы : монография / под ред. Е.А. Колос. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2008. - 210 с.
18. Реформирование системы высшего образования в условиях форсированного индустриально-инновационного развития экономики РК: инновационные подходы / под ред. Г.М. Мутанова, Е.А. Колос. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2010. - 260 с.
19. Баталов, Ю.В. Научно-методологические подходы инновационного управления высшим образованием Казахстана / Ю.В. Баталов, Е.А. Колос. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2011. - 220 с.
20. Устойчивое развитие Казахстана в условиях глобализации: модели, стратегии, приоритеты и механизмы реализации... - 420 с.
21. Там же. - С. 29-З0.
22. Баталов, Ю.В. Рынок труда. Методика анализа / Ю.В. Баталов, М.Д. Мамедсупиев, Е.А. Колос, О.Ю. Красулина, Н.Ю. Сердюк. - Усть-Каменогорск : ВКТУ, 1998. - 142 с.
23. Баталов, Ю.В. Потребность в кадрах в промышленности. Методика определения и прогнозирования (макроэкономический подход) / Ю.В. Баталов, М.Д. Мамедсупиев, Е.А. Колос, О.Ю. Красулина, Н.Ю. Сердюк. - Усть-Каменогорск : ВКТУ, 1999. - 50 с.
24. Баталов, Ю.В. Спрос и предложение рабочей силы на региональном рынке труда. Методика анализа тенденций (на примере Восточно-Казахстанской области) / Ю.В. Баталов, М.Д. Мамедсупиев, Е.А. Колос, Л.М. Кривоногова. - Усть-Каменогорск : ВКТУ, 1998. - 82 с.
25. Баталов, Ю.В. Потребность в кадрах в системе образования: методика определения и прогнозирования... - 50 с.
26. Баталов, Ю.В. Исследование тенденций движения рабочей силы на региональном рынке труда...
- 209 с.
27. Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства... -№4З7-4З8.
28. Устойчивое развитие Казахстана в условиях глобализации: модели, стратегии, приоритеты и механизмы реализации... - С. 41-42.
29. Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства... -№4З7-4З8.
30. Там же.
References
1. Druker, P. Zadachi menedjera v XXI v. : uchebnoe posobie : per. s angl. / P. Druker. - M. : Vilyams, 2000.
2. Chelovecheskiy kapital v usloviyah obespecheniya konkurentosposobnosti natsionalnoy ekonomiki: sovremennaya kontseptsiya, prioritetyi i mehanizmyi realizatsii / pod red. M.K. Meldahanovoy. - Almaty : IE KN MON RK, 2012. - 420 s.
3. Vyisokoindustrialnaya ekonomika Kazahstana: novyie i traditsionnyie faktoryi razvitiya : monografiya / pod red. O. Sabdena. - Almaty : IE KN MON RK, 2011. - 207 s.
4. Ustoychivoe razvitie Kazahstana v usloviyah globalizatsii: modeli, strategii, prioritetyi i mehanizmyi realizatsii / otv. red. O. Sabden, N.K. Nurlanova. - Almaty : IE MON RK, 2008. - Kn. 2. - 272 s.
5. Gibson, Dj.L. Organizatsiya: povedenie, struktura, protsessyi : per. s angl. / Dj.L. Gibson, D.M. Ivantsevich, D.H. Donnelli. - 8-e izd. - M. : Infra-M, 2000.
6. Mkrtchan, G. Sotsialnyie aspektyi ryinka truda / G. Mkrtchan, I. Chistyakov // Obschestvo i ekonomika.
- 1999. - №9.
7. Dialektika materialnogo i duhovnogo proizvodstva v ekonomike znaniy / pod obsch. red. A.I. Tatarkina, V.I. Efimenkova. - Shadrinsk : Izd-vo OGUP «Shadrinskiy dom pechati», 2008. - 295 s.
8. Sagadiev, K. Chelovecheskiy kapital i faktoryi ego rosta / K. Sagadiev // Kazahstanskaya pravda. -201З. - 21 fevr. - S. 4.
9. Chelovecheskiy kapital v usloviyah obespecheniya konkurentosposobnosti natsionalnoy ekonomiki...
- 420 s.
10. O Gosudarstvennoy programme «Informatsionnyi Kazahstan - 2020» : ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 8 yanvarya 201З g. №464. - URL : http://online.zakon.kz/document/?doc_id=31324378/.
11. Korchagin, Yu. Izmerenie natsionalnogo chelovecheskogo kapitala / Yu. Korchagin. - URL : http:// www.lerc.ru.
12. Strategiya «Kazahstan - 2050»: novyiy politicheskiy kurs sostoyavshegosya gosudarstva : poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan - lidera natsii Nursultana Nazarbaeva narodu Kazahstana // Kazahstanskaya pravda. - 2012. - №4З7-4З8.
13. Ustoychivoe razvitie Kazahstana v usloviyah globalizatsii: modeli, strategii, prioritetyi i mehanizmyi realizatsii... - 420 s.
14. Tam je. - S. 8.
15. Batalov, Yu.V. Potrebnost v kadrah v sisteme obrazovaniya: metodika opredeleniya i prognozirovaniya / Yu.V. Batalov, M.D. Mamedsupiev, E.A. Kolos, O.Yu. Krasulina. - Ust-Kamenogorsk : VKTU, 1999. - 35 s.
16. Batalov, Yu.V. Issledovanie tendentsiy dvijeniya rabochey silyi na regionalnom ryinke truda (na primere Vostochno-Kazahstanskoy oblasti) / Yu.V. Batalov, E.A. Kolos, L.M. Krivonogova. - Ust-Kamenogorsk : VKGTU, 1999. - 209 s.
17. Razvitie vyisshego obrazovaniya v Kazahstane: innovatsii, opyit, perspektivyi : monografiya / pod red. E.A. Kolos. - Ust-Kamenogorsk : VKGTU, 2008. - 210 s.
18. Reformirovanie sistemyi vyisshego obrazovaniya v usloviyah forsirovannogo industrialno-innovatsionnogo razvitiya ekonomiki RK: innovatsionnyie podhodyi / pod red. G.M. Mutanova, E.A. Kolos.
- Ust-Kamenogorsk : VKGTU, 2010. - 260 s.
19. Batalov, Yu.V. Nauchno-metodologicheskie podhodyi innovatsionnogo upravleniya vyisshim obrazovaniem Kazahstana / Yu.V. Batalov, E.A. Kolos. - Ust-Kamenogorsk : VKGTU, 2011. - 220 s.
20. Ustoychivoe razvitie Kazahstana v usloviyah globalizatsii: modeli, strategii, prioritetyi i mehanizmyi realizatsii... - 420 s.
21. Tam je. - S. 29-30.
22. Batalov, Yu.V. Ryinok truda. Metodika analiza / Yu.V. Batalov, M.D. Mamedsupiev, E.A. Kolos, O.Yu. Krasulina, N.Yu. Serdyuk. - Ust-Kamenogorsk : VKTU, 1998. - 142 s.
23. Batalov, Yu.V. Potrebnost v kadrah v promyishlennosti. Metodika opredeleniya i prognozirovaniya (makroekonomicheskiy podhod) / Yu.V. Batalov, M.D. Mamedsupiev, E.A. Kolos, O.Yu. Krasulina, N.Yu. Serdyuk. - Ust-Kamenogorsk : VKTU, 1999. - 50 s.
24. Batalov, Yu.V. Spros i predlojenie rabochey silyi na regionalnom ryinke truda. Metodika analiza tendentsiy (na primere Vostochno-Kazahstanskoy oblasti) / Yu.V. Batalov, M.D. Mamedsupiev, E.A. Kolos, L.M. Krivonogova. - Ust-Kamenogorsk : VKTU, 1998. - 82 s.
25.Batalov,Yu.V. Potrebnostvkadrahvsistemeobrazovaniya:metodikaopredeleniya iprognozirovaniya...
- 50 s.
26. Batalov, Yu.V. Issledovanie tendentsiy dvijeniya rabochey silyi na regionalnom ryinke truda... -209 s.
27. Strategiya «Kazahstan - 2050»: novyiy politicheskiy kurs sostoyavshegosya gosudarstva... -№437-438.
28. Ustoychivoe razvitie Kazahstana v usloviyah globalizatsii: modeli, strategii, prioritetyi i mehanizmyi realizatsii... - S. 41-42.
29. Strategiya «Kazahstan - 2050»: novyiy politicheskiy kurs sostoyavshegosya gosudarstva... -№437-438.
30. Tam je.