СЕКЦИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СФЕРЕ СЕРВИСА»
УДК 378.048.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Ковальчук Ангелина Олеговна, начальник центра международных программ и проектов,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Потребности предприятий и организаций в кадрах высшей квалификации достаточно сильно дифференцированы. Современная парадигма управления человеческим капиталом, в т.ч. в сфере услуг, доказывает необходимость разработки и внедрения особых механизмов формирования и развития кадрового состава организаций. В этих условиях особо важное место занимает система подготовки кадров высшей квалификации, трансформация которой актуализирует проблему разработки организационно-экономического механизма развития, позволяющего адресно удовлетворить потребности компаний в высококвалифицированных специалистах.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, управление, система подготовки кадров высшей квалификации, человеческий капитал.
Enterprises ’ and organisations ’ need for highly qualified personnel are highly differentiated. The contemporary paradigm of human capital management including that in service sphere proves the need for elaboration and introduction of specific mechanisms of forming and developing organisations’ staff. In the conditions a system of training highly qualified personnel plays a particularly important role and its transformation stipulates the problem of elaboration of an organisational and economic development mechanism that would allow satisfying companies ’ needfor highly qualified specialists.
Keywords: organisational and economic mechanism, management, training system for highest qualification personnel, human capital
Существующий в настоящее время организационно-экономический механизм системы подготовки кадров высшей квалификации отличается высокой степенью централизации, формализацией процессов и процедур. Этот механизм, безусловно, был эффективен в условиях прежней модели высшей школы. Однако развитие концепции управления человеческим капиталом, присоединение к Болонскому процессу и иные тенденции обусловили снижение его эффективности. В настоящее время остро проявились основные недостатки - низкая ориентированность на потребности реального сектора экономики, невозможность сделать акцент на подготовке кадров для научных или образовательных учреждений [1, 2].
Анализ отечественной нормативно-правовой базы организации системы подготовки кадров высшей квалификации позволил выявить ряд положений, не соответствующих и/или противоречащих цели функционирования системы. Обобщив и уточнив, приведем перечень проблем, к которым приводят эти положения.
1. Современным законодательством не определен статус работы над диссертацией: является ли диссертация квалификационной работой или научным исследованием. Следовательно, нет четких критериев качества подготовки диссертации, ее содержания и целей.
2. Не определен статус аспирантуры. С одной стороны, аспирантура рассматривается как образовательная программа, но вопреки законодательству, лицам, завершившим ее, не выдаются документы государственного образца.
3. Не ясен статус программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Добровольный характер освоения этой программы аспирантами ставит под сомнение потенциальную возможность части аспирантов-выпускников работать преподавателями вузов.
4. Выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы, причем этот стаж не зависит от эффективности обучения в аспирантуре.
5. Руководство аспирантами перестало быть прерогативой руководителей сложившихся научных школ. Привлечение доцентов и старших научных сотрудников не регламентировано конкретными условиями и критериями. Не проведены расчеты, подтверждающие возможность качественного руководства тем количеством аспирантов, которое регламентируется аккредитационными показателями для вузов. Все это может негативно сказаться на качестве учебного процесса со студентами и руководстве 4 аспирантами (в соответствии с аккредитационными показателями).
6. В настоящее время аспирантам дано право работать, но не определено, где имеют право работать аспиранты. На практике абсолютное большинство аспирантов работает не в стенах вуза или научной организации, соответственно учеба в аспирантуре становится побочным необязательным действием, а возможность написания диссертации снижается.
7. Для ряда вузов аспирантура стала возможностью заработка дополнительных внебюджетных средств. Подготовка аспирантов значительно более выгодна, чем обучение студентов. Связано это с меньшими затратами на подготовку аспирантов, чем студентов.
8. Не ясна позиция «соискатель». В последнее время ВАК ужесточил требования к диссертантам, работающим не в сфере образования и науки. Это в свою очередь привело к отказу вузов принимать соискателей из числа работающих на предприятиях и в организациях.
В настоящее время среди научной общественности широкое распространение получил проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. По нашему мнению, концептуальными аспектами подготовки кадров высшей квалификации стали такие положения проекта, как определение роли университетов как активных игроков не только в развитии новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Логичным выводом представляется необходимость реального включения большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе. Значительное усиление исследовательской и инновационной компоненты привело к тому, что именно исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении важных задач.
Вместе с тем, в проекте Концепции практически не уделено внимание развитию аспирантуры. Утверждение, что аспирантура должна кардинально измениться, превратиться в современные центры подготовки высококвалифицированных специалистов, направленные на формирование нового поколения ученых, передачу лучших академических традиций и поддержание научной этики, безусловно, верно. Однако место аспирантуры в инновационной деятельности практически не определено, отсутствуют ссылки на изменение концептуальных положений работы аспирантуры как основного элемента системы подготовки кадров высшей квалификации для науки и образования.
Новый проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], представленный Минобрнауки РФ, к сожалению, сохраняет большинство из вышеприведенных положений, тормозящих развитие системы подготовки кадров высшей квалификации.
Сохраняется двусмысленный характер программы подготовки научнопедагогических кадров, проектом ФЗ она отнесена к профессиональным образовательным программам высшего образования. Признается, что данные программы направлены на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с номенклатурой научных специальностей.
Другим положением проекта ФЗ разделены научная и педагогическая квалификация: «Реализация программ подготовки научно-педагогических кадров
предоставляет гражданам возможность повышения уровня высшего образования и приобретения научной и педагогической квалификации». Но нигде нет ссылок на особенности этих квалификаций.
При этом также не проясняется связь между работой над диссертацией и освоением программы подготовки научно-педагогических кадров. По результатам последней предусматривается присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы» в случае защиты диссертации в установленном порядке, а также выдается диплом кандидата наук. Законом не устанавливается исключительное условие обучения по программе «Преподаватель высшей школы» для претендентов на вакантные должности преподавателей в вузах.
Сохраняется явно недостаточный срок обучения в очной и заочной аспирантуре (3 и 4 года соответственно). Следует отметить: проектом ФЗ утверждается, что «Программы подготовки научных кадров реализуются в докторантуре, создаваемой в указанных университетах, академиях и научных организациях» [4]. Логичным выводом представляется, что аспирантура не предназначена для подготовки кадров высшей квалификации. Но тогда возникает вопрос: что такое аспирантура и диссертация на соискание ученой степени кандидата наук?
Также сохранено условие, что в отдельных случаях по решению ученых (научнотехнических) советов университетов, академий и научных организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). При этом также не определены условия реализации этого положения.
Несмотря на то, что в проекте в рамках статьи 143 прописан порядок подготовки диссертаций в форме соискательства, эти положения входят в противоречие с практикой ВАКа по присвоению научных степеней работникам не сферы образования и науки. Широко известен зарубежный опыт управления и организации системы подготовки кадров высшей квалификации в США, Европейских странах, странах СНГ [3]. Особое внимание заслуживает опыт Белоруссии, где внедрены правовые установки, которые позволяют нивелировать негативное влияние ряда факторов.
1. Отсутствие стимулов заниматься наукой, обусловленное рядом причин, среди которых основными считаем:
- низкую оплату труда в сфере науки, отсутствие возможности улучшить жилищные условия (купить квартиру, взять ипотечный кредит и пр.);
- необходимость самостоятельного поиска финансирования;
- низкий престиж ученого в обществе;
- отсутствие гарантированного трудоустройства в науку или образование.
2. Неразвитая система отбора талантливых школьников.
3. Плохая работа со студентами при подготовке к научной деятельности.
4. Устаревшая система подготовки в аспирантуре:
- отсутствие профессионального и внимательного руководства (в вузах перезагруженное^ профессорско-преподавательского состава занятиями);
- отсутствие педагогической подготовки аспирантов в целях формирования дальнейшей преподавательской карьеры;
- сомнения по поводу набора кандидатских экзаменов и целесообразности обучения именно этим дисциплинам;
- недостаточный срок обучения в аспирантуре;
- невозможность внедрения разработок, их коммерциализация.
Этот опыт имеет уже свою историю, соответственно выявлены его достоинства и недостатки. Данная система может быть успешно реализована в России вследствие схожести исходных условий этих двух стран.
Наиболее важные элементы, использование которых будет способствовать развитию отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации.
1. Педагогические работники должны стать социально-профессиональной группой, зарплата которой определяется каждый год законом о бюджете, контролируется парламентом, который добивается ее постоянного повышения.
2. Государственный комитет по науке и технологиям Белоруссии разработал и внедрил в практику пакет нормативно-правовых документов, определяющих новые принципы и формы планирования подготовки научных кадров высшей квалификации на основе государственного заказа и перевод аспирантуры и докторантуры на контрактную основу.
3. Целевые усилия по экспорту образовательных услуг, в т.ч. увеличению аспирантов-иностранцев, обучающихся в вузах Белоруссии.
Ключевым принципом улучшения подготовки аспирантов к научной и педагогической деятельности становится разделение по целям и содержанию подготовки
молодого ученого либо к педагогической деятельности, либо к научной, а также логичное соединение этих двух компонент. Исходя из этого, становятся необходимы и другие организационные изменения:
- увеличение срока учебы в аспирантуре;
- пересмотр и объективное обоснование норм работы руководителей с аспирантами;
- отказ от обучения английскому языку при введении требования его достаточного освоения на момент поступления в аспирантуру для активного включения аспирантов в международные контакты вуза.
Предлагаемый организационный механизм обеспечения науки и образования кадрами высшей квалификации основан на механизме госзаказа и прямого финансирования подготовки кадров высшей квалификации из средств Минобрнауки РФ в рамках данного госзаказа. Данный организационный механизм основан на инструментарии госзаказа и прямого финансирования подготовки кадров высшей квалификации в рамках госзаказа. В настоящее время государство полностью финансирует подготовку аспирантов и докторантов по всем специальностям, однако только незначительная часть из них в дальнейшем поступает на работу в научные и образовательные учреждения. Складывается парадокс - государство финансирует подготовку кадров высшей квалификации для коммерческих предприятий, которые способны сами прямо или косвенно оплачивать подготовку кадров для воспроизводства своего человеческого капитала. Предполагается, что формирование госзаказа будет осуществляться только в рамках приоритетных или важных специальностей при обязательном условии дальнейшего трудоустройства.
Базовым принципом организации кадров высшей квалификации считаем необходимость и целесообразность разделения программ подготовки по направлениям образования и науки. Первым вариантом программы является программа получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Вторым вариантом -подготовка специалистов к научной работе. Третьим вариантом становится сочетание этих программ.
Формирование непосредственно самого госзаказа базируется на потребностях организаций, нуждающихся в кадрах высшей квалификации. В соответствии с заказами, направленными этими организациями в Минобрнауки, проводится конкурс, в ходе которого отбираются будущие аспиранты, заключающие тройственное соглашение/договор. Этот договор должен подразумевать:
- обязательства будущего работодателя обеспечить наличие рабочего места и работы соответствующего профиля;
- обязательства аспиранта пройти подготовку в указанные сроки в указанном научном центре и возместить затраты в случае, если подготовка будет не завершена;
- обязательства научного центра провести подготовку аспиранта.
Проведение конкурсного отбора требует формирования иерархии (приоритетного списка) научных центров, проводящих подготовку кадров высшей квалификации. В целях удовлетворения потребностей выпускников вузов пройти подготовку, повышающую полученную квалификацию, следует предусмотреть возможность подготовки кадров высшей квалификации на коммерческой основе (за собственные средства). Таким образом, предлагаемые мероприятия будут способствовать развитию системы подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития образования и науки в Российской Федерации.
Литература
1. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Фёдоров И.В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров. Тамбов: ТГТУ, 2009.
2. Ковальчук А.О. Значение подготовки кадров высшей квалификации для развития экономики страны // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №2.
3. Ковальчук А.О., Хаванова Н.В. Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки // Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. -2011. - №3.
4. http://mon.gov.ru/dok/proj/6649. (Дата обращения: 11.03.2012).