Научная статья на тему 'Проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России'

Проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫЛЫЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SUBJECT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзина Е. А.

Решение проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России основная задача государства в целом. Принятие необходимых законов (например, 44-ФЗ), которые облегчили бы существование малого предпринимательства, введения налога с продаж основные шаги, для того, чтобы добиться своей цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development and state regulation of small and medium business in Russia

Solution of the problem of development and state regulation of small and medium business in Russia the main objective of the state in general.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Таким образом, увеличения инвестиций в основной капитал МСП можно добиться, развивая инфраструктуру инвестиционной поддержки МСП, а также содействуя активизации взаимодействия малых и крупных предприятий.

Библиографический список

1. Олейник Е. Б., Захарова А. П. Анализ и прогнозирование объема инвестиций в основной капитал // Экономика региона. 2012. № 1. С. 137-149.

2. Малое и среднее предпринимательство России // Ежегодный статистический сборник, 2013. http://www.gks.ru/bgd/regyb 13_47/Main.htm

3. Мироседи Т. Г., Мироседи С. А. Венчурный бизнес как составляющая успеха инновационного развития малого бизнеса // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. № 1-4. С. 154-156.

4. Мироседи Т.Г., Мироседи С.А. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Волгоградской области // В мире научных открытий. 2014. №3.6(51). С. 2365-2378.

Статья поступила в редакцию 25.08.2014.

МИРОСЕДИ Татьяна Геннадьевна - старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета.

UDC 334.012.6

T.G. Mirosedy

WAYS OF INCREASING INVESTMENT IN FIXED CAPITAL OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The article deals an important factor of development of small and medium business - investment in fixed capital. The scope and purposes of investment are analyzed, investment sources are highlighted, factors, limiting the investment activities, are considered. As a way to increase the investment in fixed capital proposed development elements of infrastructure support and investment of large enterprises, based on mutually beneficial symbiosis of small and large businesses.

Key words: small and medium business, investment, system of infrastructure support, the interaction of small and large businesses.

51

Новый университет. 2014. № 9(43)

ISSN 2221-7347

УДК 330

Е.А. Мурзина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Решение проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России - основная задача государства в целом. Принятие необходимых законов (например, 44-ФЗ), которые облегчили бы существование малого предпринимательства, введения налога с продаж - основные шаги, для того, чтобы добиться своей цели.

Ключевые слова: мылый бизнес, субъект малого предпринимательства, малый и средний бизнес.

Сегодня в Российской Федерации наблюдается активное развитие рыночной экономики. Проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России предполагает внедрение реформ и новых законов. Развитие малого бизнеса просто необходимо для страны, так как это предполагает возникновение малых фирм, что в свою очередь приводит к появлению большого количества рабочих мест. Также малым предприятиям намного легче управлять в период нестабильного курса доллара. Не стоит и забывать о том, что именно такие компании сегодня приносят реальные деньги в бюджет страны.

Устранять проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России выгодно даже самым большим предприятиям. В первую очередь потому, что они, таким образом, дают им новую жизнь, и вместе с этим получают огромную выгоду для себя и для рыночной экономики страны в целом. На сегодняшний день, эта проблема является актуальной и наиболее обсуждаемой, так как развитие среднего и малого бизнеса влияет на переход России к устойчивому развитию экономики, полноценным рыночным отношениям, и обеспечению стабильности в социальной сфере.

1. Меры поддержки бизнеса. Чтобы побороть проблемы развития государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России и привести их к широкому развитию, необходимо построить общее взаимоотношение между властью и бизнесом. Поэтому, для того чтобы создать наименьшие основы для успешного продвижения малого бизнеса, нужно перевести всех предпринимателей в иное положение, не такое как можно наблюдать сегодня.

В большинстве документов есть множество ссылок на то, как государство обязано поддерживать малый и средний бизнес. Вот основные направления, в которых должна прослеживаться их поддержка:

• кредитно-финансовая поддержка;

• обеспечение институциональных основ;

• обеспечение правовой защиты бизнеса;

• научно-методическая управленческая поддержка (относят: обучение, консультирование, информационное обслуживание, создание пособий и курсов лекций для начинающих предпринимателей и т.д.);

• антимонопольная политика;

• налоговая политика.

Для сравнения, можно сказать, что в большинстве продвинутых и успешно развитых стран, одним из важных инструментом государственной поддержки средних и малых предприятий является государственная система заказов. Это дает гарантию, что малый бизнес будет

© Мурзина Е.А., 2014.

DOI: 10.15350/2221-7347.2014.9.0011

52

ISSN 2221-7347

Экономика и право

обеспечен рынком сбыта, а это приведет к ускоренному процессу накопления капитала, укрепит конкурентоспособность, расширит производственные возможности, закупит модернизированное оборудование и многое другое.

Для того чтобы начать осуществлять и строить стратегию поддержки среднего и малого бизнеса необходимо:

1. Ввести презумпцию невиновности налогоплательщика. Как определяют понятие «презумпция» толковые словари, это предположение, которое считается правдивым до тех пор, пока не будет доказано обратное. Это обяжет государство в суде доказывать доначисления и штрафы, с которыми не согласен налогоплательщик. И только после удачно завершенного процесса, возможно, будет применять необходимые меры к обвиняемому.

2. Презумпция добросовестности Производителя. Это подразумевает то, что производитель, говоря об определенном качестве своего товара, не должен доказывать соответствие данной продукции декларации. Доказать несоответствие качества может проверяющий в суде, и только в том случае если производитель не согласен с доводами.

3. Презумпция сохранности и безопасности услуг и товаров. Естественно каждый бизнес предполагает производство товаров и предоставление услуг из стремления не навредить. К безопасности относится все, что не признано опасным. В случае разногласий, государство может доказать неисполнение декларации, а производитель не может доказывать ее исполнение.

4. Презумпция доминирования предприятий государственных и с государственным капиталом. Любое госпредприятие имеет право занимать лидирующие позиции в сфере бизнеса, в силу своей государственности.

5. Презумпция излишек государственной функции. В том случае, если госслужба берет на себя какую-нибудь функцию, она должна доказать, что решения конкретного вопроса больше не имеет никаких вариантов.

С учетом того, что все эти презумпции будут внедрены в сегодняшнею экономику страны, это приведет к плодотворному взаимодействии бизнеса и власти. Так как проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России с введением таких решений, станет одним из важных шагов на пути к успеху. К сожалению, этот процесс трудоемкий и потребует не только перестройку всего законодательства, но и общества в целом. Эксперты утверждают, что на это может понадобиться около 10 лет.

Одно из решений проблем малого и среднего бизнеса, стало внедрение закона 44-ФЗ. Он поможет контролировать и урегулировать все вопросы, связанны с этой сферой. Так можно выделить несколько главных отличий этого закона, от 94-ФЗ. После того как новый закон сможет заработать в полном объеме, все товары и услуги можно будет сравнить по стоимости с аналогами, которые закупают сотни других заказчиков. В том случае, если цена будет очень отличаться, то это можно будет легко объяснить. Еще отличается этот закон от старого тем, что поменялись приоритеты. Если раньше главной выступала цена, то сегодня на первое место выходит качество.

Раньше для того чтобы отдать кому-то проект на строительство, например, главную роль играла цена. В специализированных конкурсах с ограниченным количеством участников, часто выигрывали те, кто предлагал меньшую стоимость на выполнение заказа. Суть состоит в том, что иногда фирмы, которые за свое существование строили только небольшие гаражи и сооружения, получали большие заказы на строительство сложного архитектурного строения. Ведь они предлагали меньшую стоимость вначале. В таких случаях получается один из двух конечных результатов: либо сильно страдает качество, и постоянно оттягиваются сроки сдачи заказа, или со временем исполнитель начинает требовать больше денег. Поэтому сегодня, все ставится на качество.

Закон 44-ФЗ позволяет ввести двухэтапную процедуру, которая подразумевает определение товара, и предполагает, какие требования должны будут быть предъявлены к поставщику. Это же подразумевает так называемые понятие «переторжек». То есть, когда участник может улучшить свое предложение после того, как конкурент выдвинет свои условия, чтобы выиграть конкурс.

53

Новый университет. 2014. № 9(43)

ISSN 2221-7347

Даже с внедрением все новых и улучшенных условий для ведения малого и среднего бизнеса, предприниматели говорят о недостаточном финансировании. Решением этих проблем могут стать существующие программы по продвижению и развития бизнеса. Участвую в таких конкурсах, предприятия имеют возможность получить дополнительную финансовую помощь со стороны государства.

Подытожив все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России, впрочем как и крупного, можно решить только в процессе полного взаимодействия бизнеса и государства. Ведь такой процесс согласованности и совместной работы, не может быть спонтанным. Для того чтобы все это влияло на позитивное развития экономики и страны в целом, необходимо четко организовать управление бизнеса в государстве. Все стороны должны иметь одни намерения и цели. Чтобы предпринимательства малые и средние могли стабильно развиваться, все стороны должны прилаживать все усилия, действовать заодно на главных принципах: откровенность, справедливость, открытость.

2. Проблема введения налога с продаж. В случае необходимости решить все проблемы связанные с введением налога с продаж, были применены соответствующие санкции, в которых уже нет специальной установки на то, что инспекция обязана кого-то проверять. Сегодня нет никаких разработанных планов проверки. Благодаря этому, количество судебных споров в стране сократилось за последний год на 22%.

Отношения предпринимателя с налоговой инспекцией более-менее сегодня прозрачны. Каждый инспектор обязан объяснить налогоплательщику, почему его проверяют. Основные критерии, по которым проверяют фирмы, уточняются, и детализируется с учетом экономической ситуации на момент ревизии. Сюда относят рентабельность, среднюю зарплату на предприятии, для вычета налогов, нагрузку и прочее.

Для того чтобы сократить число возникновения проблем с налогами, в стране существует два основных направления в налоговом администрировании: фискальная и сервисная. Первая напрямую зависит от проверок и сбора налогов. Сервисная, позволяет предпринимателю легко и быстро оплачивать налоги. Так в стране существует около 38 специализированных сервисов, которые позволяют быстро произвести оплаты. Зарегистрированному пользователю, открывается доступ в личный кабинет, где отображается все его имущество, которым располагает государство (машина, дача, квартира и т.д.). С помощью этого сервиса можно оплачивать налоги онлайн. Такая же система есть и для юридических лиц.

Преимущества таких учетных записей и в том, что можно найти абсолютно любое предприятие, и ознакомится с ним. Выяснить, можно ли доверять конкретной фирме, выбирая ее в качестве подрядчика и т.д.

Такая информационно-технологическая платформа, позволяет исключить человеческий фактор, так как все процедуры ясны и просты. Такие технологии позволяют повысить сознательность налогоплательщиков, и снизить уровень коррупции в стране.

Поэтому налоговая служба, сегодня перестала собирать налоги, теперь инспекция только следит и контролирует исполнение налогового законодательства в России.

Для того чтобы решить возникшие проблемы с ведением налога продаж, в государстве будет введено единое электронное хранилище для всех данных, в которых будет вся информация обо всех операциях, которые облагаются налогами. Такое нововведение позволит выявлять мошенников, а также налогоплательщиков, которые по ошибке занизили свои налоговые обязательства. Произведя единожды сомнительную операцию, компании будет тяжело восстановить свою репутацию перед налоговыми органами, так как этот след в системе все равно останется навсегда.

Налог с продаж - более простой и легко администрируемый налог, в отличие от НДС. Если во втором случае возникает множество споров, судебных разбирательств, то налог с продаж (НСП) должен все это избежать. Бизнес-сфера стремится к такому переходу. Государство же может пойти на такие изменения в том случае, если НДС будет снижено на ставку налога с продаж.

54

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Также существует еще один метод решения вопроса переход к прямому НДС, по методу японской модели. В этом случае налог будет начисляться на добавленную стоимость предприятия, а не по системе «вход-выход», как было раньше. Известно, что при понижении такой ставки, должны значительно увеличиваться и развиваться компании в стране.

Проблема ввода налога с продаж состоит в том, что сегодня государство может предложить его в качестве довеска к существующему НДС, а это может негативно повлиять на экономику страны в целом, так как приведет к росту цен.

Важная задача для решения проблем в развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России состоит в том, чтобы создать такую систему налогообложения, которая будет работать, и влиять на развитие страны полностью. Деньги, которые выделяет государство, должны работать только на развитие, а налоговая система нагрузок должна быть перенесена на процесс потребления. Должна создаться такая система, в которой не только будут снижены налоги, а введены дополнительные стимулы для всех тех, кто развивается и создает новые места для работы.

Вместо каких либо выводов, стоит выделить несколько основных причин, почему налог с продаж имеет и негативные стороны, которые и становятся причиной сложности для его введения.

1. Во-первых, введение данного налога не прогнозирует роста зарплат и доходов населения.

2. Во-вторых, может потерпеть краха именно малый бизнес, который большую часть возлагает свои силы на потребителя, а потребитель домохозяйств с учетом таких условий может снизить спрос на определенный продукт.

3. В-третьих, немаловажной проблемой налога с продаж будет в его сборе. Это обусловливается тем, что довольно сложно будет отследить и проконтролировать сбор налога со всех торговых точек. Эксперты утверждают, что в таком случае возможно надо будет устанавливать специальное оборудование на кассовые аппараты, а это приведет к некоторым издержкам.

Таким образом, введенный налог на продажи может стать как выгодным средством по борьбе с коррупцией и установлением прозрачных отношений между налогоплательщиком и государством. Но в то же время, введения такого налога повлечет за собой и некоторые негативные последствия, как для экономики страны, так и для сферы малого бизнеса.

Заключение. Малый и средний бизнес в России обеспечивает необходимую мобильность в условиях современного рынка, влияет на создание и развитие кооперации и специализации, позволяет создавать большое количество рабочих мест для населения государства. Малый бизнес способен быстро окупится и при этом заполнить и образовать необходимые ниши в потребительской сфере. В плане рыночной экономики, также развитие этого бизнеса несет здоровую конкуренцию.

Малые и средние предприятия позволяют развивать и образовывать новые научнопроизводственные разработки, исследовательские компании, производить новые отдельные товары. Такой успех можно объяснить некоторыми причинами. Например, в некоторых случаях, маленькие фирмы могут позволить рисковать, а также работать в неперспективных отраслях. Малые компании чаще берутся за освоение новых и неординарных нововведений. Это в первую очередь объясняется тем, что малый и средний бизнес стремятся быстро наладить массовое производство того, или иного продукта или услуги. А это в свою очередь приводит к расширению рынка предлагаемых услуг и товаров.

Перспектива развития мало и среднего бизнеса в том, что благодаря постоянной конкурентной борьбе, именно такие предприятия заботятся о том, что бы изготавливать и продвигать свои услуги и товары быстро и массово. При этом предприниматели постоянно должны следить и за качеством выпускаемой продукции, так как, для того чтобы выжить и остаться на плаву нужно производить не только быстро товар, но качество.

Те фирмы, которые имеют меньшую затратность, занимают рискованными сферами услуг, производством дефицитных товаров. Главное преимущество в том, что создается большое количество рабочих мест, а это позволяет снизить общий процент безработицы в стране.

55

Новый университет. 2014. № 9(43)

ISSN 2221-7347

На основании этого, прослеживается четкая тенденция того, что государство стремится помогать развитию малого и среднего бизнеса, облегчая им во многом существование. Не маловажную роль в этом случае имеет закон 44-ФЗ.

Всем понятно, что именно с учетом решения проблемы развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России, можно ступить на верный путь к оздоровлению экономики в целом. Поэтому важно властям создать такое направление в стране, для благоприятного развития предприятий.

Однако не стоит думать, что перспективы развития среднего и малого бизнеса, позволят решить проблемы в системе антикризисной политики правительства Российской Федерации. С учетом того, что государство пойдет на то, чтобы разработать новую политику по развитию малого предпринимательства, эта сфера в экономики позволит стать основой в рыночных структурах страны, привлекая к себе все больше инвестиций в определенные сферы, которые пользуются наибольшей эффективностью и перспективой.

Для того чтобы повлиять на развитие малого и среднего бизнеса, необходимо четко продумать все шаги по ее улучшению. Это касается и ввода налога с продаж. Ведь даже этот метод налогообложения имеет перспективы, как для государства, так и для предпринимателей, хотя и не без подводных камней. Как известно, что ввод НСП может повлечь за собой проблемы со сбором налога, снижение (по крайней мере, не повышения) заработной платы населения. Стоит или нет, это делать, будет известно в скором будущем. Хотя уже сегодня можно проследить изменения в системе налогообложения, в работе самой инспекции и т.д.

Решив все эти проблемы, государство сможет добиться успехов в развитии своей экономики, и поднять уровень страны на должную вершину. Развитие малого и среднего бизнеса -это один из самых важных этапов, для достижения успехов в экономики страны.

Бибилографический список:

1. http://www.ligazakon.ru/main/4574-k-chemu-privedet-vvedenie-novogo-starogo-mloga-s-prodazh.html

2. http://altaempresa.ru/kakie-meryi-podderzhki-malogo-biznesa-sushhestvuyut-v-rossii/

3. http://www. 0zd. ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/problemy_razvitiya_ malogo_i_srednego.html

4. http://smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions/14432.html

5. http://smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions/14479.html

6. http://smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions/14474.html

7. http://smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions/14523.html

8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).

9. EY-G20-country-report-2013 -Russia-Rus.pdf

10. Шемякина М.С. Анализ уровня налогового бремени и влияющих на него факторов (на материалах стран-членов Европейского Союза) // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 3 (37). - С. 38-44.

11. Шемякина М.С., Блюменталь О.И. Оценка поступления ндфл от различных категорий налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему (на материалах Республики Марий Эл) / В сборнике: Современная инновационная экономика: анализ проблем и стратегия развития сборник материалов II Международной научно-практической конференции. г. Йошкар-Ола, 2013. С. 100-105.

Статья поступила в редакцию 25.08.2014.

МУРЗИНА Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственных технологический университет.

56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2221-7347

Экономика и право

UDC 330

E.A. Murzina

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND STATE REGULATION OF SMALL AND MEDIUM

BUSINESS IN RUSSIA

Solution of the problem of development and state regulation of small and medium business in Russia - the main objective of the state in general.

Keywords: small business, subject of small business, small and medium business.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.