Научная статья на тему 'Проблемы развития гостиничного хозяйства в российской Федерации'

Проблемы развития гостиничного хозяйства в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов В.А.

Все большее место в национальной экономике России занимает туризм, но пока в этой сфере многие проблемы остаются нерешенными. В 2001 -2003 гг. Комитетом по культуре и туризму Государственной Думы РФ было проведено обследование состояния и перспектив развития туризма в регионах Российской Федерации. На предложенные анкеты отвечали представители субъектов Федерации, представившие интересную информацию о туристских маршрутах и туристских ресурсах, которые весьма важны в аналитической работе и существенно дополняют материалы государственной статистической отчетности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития гостиничного хозяйства в российской Федерации»

и под каждым ей листом...

проблемы развития гостиничного хозяйства

в российской федерации

Все большее место в национальной экономике России занимает туризм, но пока в этой сфере многие проблемы остаются нерешенными. В 2001-2003 г.г. Комитетом по культуре и туризму Государственной Думы РФ было проведено обследование состояния и перспектив развития туризма в регионах Российской Федерации1. На предложенные анкеты отвечали представители субъектов Федерации, представившие интересную информацию о туристских маршрутах и туристских ресурсах, которые весьма важны в аналитической работе и существенно дополняют материалы государственной статистической отчетности.

Как показывают материалы обследований, _

преобладающая часть туристских фирм _

функционируют как общества с ограни- _

ченной ответственностью, абсолютное число

которых в 2003 г. по сравнению с 1995 г. вырос- _

ло в 4,6 раза, а их доля среди других организа- _

ционных форм бизнеса увеличилась с 53,3% до _

69,0% (табл. 1). Количество открытых акцио- _

нерных обществ в организации посреднической деятельности в туризме сократилось, а ко- _

личество закрытых акционерных обществ возросло (при одновременном уменьшении их _

доли в общем числе туристских фирм).

Динамика роста количества туристских фирм _

по субъектам Российской Федерации свиде- _

тельствует об интенсивном продвижении тур-

посредников в регионы страны и включении Морозов В.А.

все больших масс населения в организованный канд. экон. наук,

туризм. При этом наиболее распространенной г. Москва формой организации посреднической дея-

Таблица 1

Характеристики организационно-правовых форм туристских фирм2

Организационно- 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2003 г.

правовые формы в % к 1995 г.

туристских фирм

1. Общества 574 53,3 1429 60,3 2553 69,0 462

ограниченной

ответственности

2. Открытые 117 10,9 63 2,6 68 1,8 58

акционерные

общества

3. Закрытые 136 12,6 221 9,3 233 6,3 171

акционерные

общества

4. Учреждения 25 2,3 85 3,6 58 1,6 232

5. Общественные 6 0,6 24 1,0 48 1,3 800

организации

6. Некоммерческие 5 0,5 21 0,9 19 0,5 380

партнерства

7. Автономные 11 1,0 17 0,7 25 0,7 227

некоммерческие

организации

8. Прочие 203 18,8 510 21,6 695 18,8 342

Итого: 1077 100,0 2370 100,0 3699 100,0 343

тельности стало общество ограниченной ответственности, как демократическая форма организации предпринимательства. Статус учреждений, дающий права на льготы, в частности, освобождение от уплаты земельного налога, согласно Закону РФ «О плате за землю» (1991 г., дополнения 1992 г.), имеют менее 2% туристских фирм. Это означает, что существуют серьезные законодательные ограничения развития внутреннего и въездного туризма. Вследствие этого, туристские организации вынуждены отказываться от ранее выделенных земельных участков, как это было, например, в Ростовской области, Республике Дагестан. С введением с 01.01.2001 г. в действие второй части Налогового Кодекса и закреплением ста-

и въездного туризма

туса «учреждение» за не- существуют серьезные

коммерческими орга- _

низациями все турист- законодательные ограничения

ские фирмы ввели в сто- _

имость своих путевок развития внутреннего

20-процентный налог на добавленную стоимость, что резко сократило контингент туристов, путешествующих по внутрироссийским маршрутам, а также число желающих воспользоваться экскурсиями. Все это ведет к тому, что в структуре путешествий преобладает выездной туризм, вследствие чего на каждый доллар экспортируемых услуг туристам и путешественникам приходится 2,80 долл. импортируемых услуг. Весьма медленными темпами развивается внутренний туризм. Представляется, что многие причины, сдерживающие становление конкурентоспособной сферы туризма в России, связаны с гостиничным хозяйством, оказывающим значительное влияние на уровень туристского сервиса. Динамика показателей гостиничного хозяйства выявляет отрицательную тенденцию, проявляющуюся в следующем: количество гостиниц, а также санаторно-курортных организаций сокра ется из года в год, при этом уменьшается их новременная вместимость. Так, за период с 1 г. по 2002 г. число гостиниц уменьшилось на 1 или на 30%, их номерной фонд и единовременная вместимость сократилась на 20%. Уменьшилась среднегодовая величина, характеризующая предоставление ночевок, более чем на 20%. Аналогичная ситуация сложилась в санаторно-курортных организациях и других организаций отдыха, количество и вместимость которых также сократились. Исключение составляют санатории и пансионаты с лечением, количество и вместимость которых за анализируемый период времени увеличились. Примерно третья часть гостиничных предприятий размещена в сельской местности. При этом в последние годы их количество сократилось на 40%, а единовременная вместимость -на треть. Коэффициент использования гостиничного фонда остался таким же низким - 0,12,

1/ по

—1 -1—У ' ^

тогда как в городской местности он равен 0,36. Тем не менее, и в городской местности отмечено сокращение количества и вместимости гостиничных предприятий на 14-16%. Сокращение количества гостиничных предприятий обусловлено ликвидацией многих ведомственных средств размещения. Кроме того, устаревшее оборудование и неквалифицированный персонал не позволяют им конкурировать на рынке платных услуг. Сокращение количества гостиниц произошло, в основном, за счет уменьшения числа некатегорийных гостиниц и общежитий для приезжих. Вследствие этого несколько улучшились качественные параметры номерного фонда гостиничных предприятий. Если в 9 г. на долю гостиниц, услуги которых соответствуют мировым стандартам 5-3 звезд, при-дилось 6,4% номерного фонда, то в 2002 г. -. Тем не менее, доля некатегорийных гостиниц довольно велика (более 65%), что негативно влияет на качество услуг размещения. Как положительную тенденцию следует отметить рост числа гостиниц, специализирующихся на размещении туристов. Стандартные классификационные требования отражают состояние материально-технической базы, полноту сервиса, уровень и качество гостиничных услуг, ориентированных на конкретные группы потребителей. Согласно российскому законодательству, стандартизация и сертификация гостиничных услуг осуществляется на добровольной основе. Вследствие несовершенства законодательства и нормативной базы около 80% гостиничных предприятий избегают официальной процедуры государственной сертификации, что затрудняет формирование качественного туристского

многие причины,

сдерживающие становление

конкурентоспособной сферы

туризма в России, связаны

с гостиничным хозяйством

продукта.

Гостиничное хозяйство, занимая центральное, ведущее место в индустрии туризма, создает основу для выработки и применения различных систем организации и управления, которые за-

тем распространяются динамика показателей

и на другие сопряжен-

ные отрасли и сферы гостиничного хозяйства

деятельности. _

В мировой практике выявляет отрицательную

сформировалось несколько моделей орга- тенденцию

низации гостиничного _

бизнеса. _

Модель Ритца связана с именем швейцарского _

предпринимателя Цезаря Ритца, имя которого _

носят многие престижные отели мира. Основ- _

ной акцент в этих гостиницах делался на евро- _

пейские традиции изысканности и аристократизма (например, Палас-Отель в Москве), но в _

настоящее время эта модель переживает кризис. _

Модель Уильсона, ориентированная на большую _

гибкость в сочетании с достаточно высокими

стандартами обслуживания, получила имя Ке- _

монса Уильсона (цепь гостиниц «Холидей _

Инн»). Основные требования гостиничной це- _

пи, организованной по этой модели, включают: _

единство стиля (архитектура, интерьер), обозначений и внешней информации; быстроту _

регистрации клиентов; номера, предусмотренные для постоянных клиентов; завтрак «шведский стол»; наличие конференц-холла; гибкую _

систему тарифов; единое управление, маркетинг и службу коммуникаций. Под контролем гостиничных цепей, построенных по данной

модели, находится более 50% гостиничных но- _

меров в мире. Такие цепи управляются одним _

собственником - головным холдингом. _

В «добровольные» гостиничные цепочки (типа _

«Best Western», «Romantic Hotels»), как своеоб- _

разную модель, независимо от страны расположения под единой торговой маркой объединя- _

ют гостиницы, имеющие определенные наборы и стандарты услуг. Гостиницы платят взносы _

в единый фонд, средства которого идут на рек- _

ламные и маркетинговые цели по продвижению продукта. При этом полностью сохраняется финансовая и управленческая самостоятельность каждой гостиницы.

Практика выработала интеграцию и сочетание моделей. Так, возникли гостиничные консор-

Morozov V.A.

The candidate of the economic Science Moscow

And under every leaf....

The problems of the develop-_ment of a hotel economy in the _Russian Federation

The tourism becomes more and popular in the Russian Federation but nevertheless many problems remain unsolved. In 2001-2003 the committee on culture and tourism of the State Duma of the Russian Federation carried out the research of tourism conditions and prospects of the regional tourism development. Representatives of the Federation subjects presented the interesting information on tourist routes and tourist resources by answering the offered questionnaires. This information is very important in analytical work and essentially supplements the materials of the state statistical reporting

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циумы, объединяющие отели и небольшие гостиничные группы разного класса: Best Western Hotels, Romantik Hotels & Restaurants, российская компания Best Eastern Hotels. Консорциумы, не навязывая собственных стандартов сервиса, способствуют продвижению отелей на международных рынках, представляют их интересы в системах резервирования. Гостиницы, вошедшие в консорциум, должны платить установленный процентный платеж от прибыли или фиксированные ежегодные отчисления. Среди российских отелей в международные консорциумы входят Art Hotels (Best Western Hotels) и «Аэростар» (Supranational Hotels). Семейства или ассоциации (The Leading Hotels of the World, Preferred Hotels & Resorts Worldwide, Small Luxury Hotels of the World и др.) объединяют отели, отвечающие определенным требованиям. Помимо маркетинговой системы продаж гостиница получает известный брэнд и привлекательный имидж. Ассоциации жестко контролируют соблюдение своих стандартов, не вмешиваясь в управление отелем, но, вместе с тем, в случае грубых нарушений корпоративных норм оставляют за собой право его исключения из своих рядов. Оплата услуг таких компаний складывается из фиксированного ежегодного членского взноса, не зависящего от текущих доходов отеля, и комиссионного вознаграждения за осуществляемые услуги бронирования. В ассоциацию The Leading Hotels of the World входят четыре российских отеля - «Националь», «Балчуг Кем-пински», «Астория» и «Гранд Европа». Гостиничные объединения могут быть образованы по принципу франчайзинга. Существуют десятки вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающиеся взаимными обязательствами, но об этом поговорим в следующем номере журнала.

1 Обследование проведено при участии автора.

2 По данным 53 обследованных субъектов Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.