Научная статья на тему 'Основные направления развития гостиничного хозяйства в Краснодарском крае'

Основные направления развития гостиничного хозяйства в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1647
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / CLASSIFICATION OF HOTELS / ГОСТИНИЧНЫЕ СЕТИ / HOTEL CHAINS / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / TOURISM MULTIPLIER EFFECT / HOTEL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Косюк Полина Ибрагимовна

Анализируется современное состояние гостиничного хозяйства Краснодарского края, влияние на его развитие XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних Игр, основные проблемы и перспективы его развития. Показано влияние развития гостиничного хозяйства на основные экономические показатели развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROSPECTS OF HOTEL INDUSTRY IN KRASNODAR REGION

The article describes the current state of the Krasnodar region hotel industry; the influence of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games was shown; the abstract presents the main problems and prospects of hotel industry development; the impact of the hotel industry development on the economic fundamentals of the region.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития гостиничного хозяйства в Краснодарском крае»

Экономика сервиса

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

УДК 640.41(078) ББК 65.432 К 71

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

(Рецензирована)

Косюк Полина Ибрагимовна,

аспирант Института управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса Государственного Университета Управления, г. Москва. Тел.: (916) 920 88 64, е-mail: kosyuk.p@yandex.ru

Аннотация. Анализируется современное состояние гостиничного хозяйства Краснодарского края, влияние на его развитие XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних Игр, основные проблемы и перспективы его развития. Показано влияние развития гостиничного хозяйства на основные экономические показатели развития региона.

Ключевые слова: гостиничное хозяйство, классификация гостиничных предприятий, гостиничные сети, мультипликативный эффект

THE MAIN PROSPECTS OF HOTEL INDUSTRY IN KRASNODAR REGION

Kosyuk Polina Ibragimovna,

postgraduate of the Institute of Transport Management, Tourism and International Business of the State University of Management, Moscow. Ph.: (916) 920 88 64, е-mail: kosyuk.p@yandex.ru

Summary. The article describes the current state of the Krasnodar region hotel industry; the influence of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games was shown; the abstract presents the main problems and prospects of hotel industry development; the impact of the hotel industry development on the economic fundamentals of the region.

Keywords: hotel industry, classification of hotels, hotel chains, tourism multiplier effect.

Краснодарский край является основным центром рекреации и туризма в России. Гостиничное хозяйство как составляющая курортно-туристского комплекса, играет важную роль в процессе обслуживания гостей курортов. На его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Недавно прошедшие в г. Сочи XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры стали тому подтверждением. Привлекательность региона обеспечивается широким спектром туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов.

Современный этап развития гостиничных

предприятий Краснодарского края характеризуется положительной динамикой роста объёмов обслуживания и увеличением их числа (табл. 1).

Рынок гостиничных услуг Краснодарского края характеризуется тремя сегментами:

- верхний сегмент - в него входят гостиницы уровня 4*-5*;

- средний сегмент - включает в себя гостиницы 2*-3*;

- нижний сегмент - некатегорийные гостиницы и гостиницы 1*.

Современная структура гостиничного хозяйства и номерного фонда в Краснодарском крае представлена в таблице 2.

В структуре средств размещения наблюдается явный перевес в пользу некатегорийных гостиниц, доля которых в общем числе гостиничных пред-

84

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

Экономика сервиса

Таблица 1

Динамика показателей деятельности гостиничных предприятий Краснодарского края

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число гостиничных предприятий - всего: 439 485 544 633 665 652

Единовременная вместимость, тыс. мест 30,7 32,0 35,2 34.1 48.5 59,0

Численность размещенных лиц, тыс. человек 862 889 922 749 939 1294

Доходы - всего, млн. рублей11, в том числе: 3520 5347 5666 5022 7645 11642

- от предоставляемых услуг 3154 4315 5291 4651 7153 10949

Составлено автором на основе данных [1].

Таблица 2

Структура номерного фонда гостиничных предприятий Краснодарского края в 2012 году

Число гостиничных предприятий, ед. Удельный вес, % Количество номеров, ед. Удельный вес, %

ВСЕГО в том числе гостиницы класса: 473 100,0 12634 100,0

5* 7 1,5 892 7,1

4* 21 4,4 1482 11,7

3* 43 9,1 2180 17,3

2* 19 4,0 571 4,5

1* 8 1,7 185 1,5

некатегорийные 375 79,3 7324 58,0

Составлено автором на основе данных [1].

приятий Краснодарского края составила почти три четверти, при этом на их долю приходится 58% имеющегося номерного фонда. Второе место занимают гостиницы класса 3*, на долю которых приходится 17,3% номерного фонда. На третьем месте следуют гостиничные предприятия 4* - 4,4% от всех предприятий и 11,7% от общего номерного фонда, на четвёртом месте - 5* гостиницы, доля которых в общей численности 1,5% и 7,1% - доля номерного фонда. Наименее распространёнными в Краснодарском крае оказались гостиницы класса 1*.

Количество некатегорийных гостиниц Краснодарского края в 3,8 раза превышает число классифицированных гостиниц, что нельзя назвать позитивным явлением, хотя подобная ситуация типична и для некоторых других регионов. Например, в Ростовской области лишь 12 из 295 гостиничных предприятий прошли процедуру классификации и внесены в реестр.

Отсутствие категории у подавляющего большинства гостиниц является индикатором низкого качества обслуживания и общего уровня туристского сервиса, а как следствие приводит к низкой конкурентоспособности гостиничных предприятий. Поскольку сертификация гостиничных предприятий с точки зрения улучшения качества обслужи-

вания является стимулирующим фактором, следует активно поддерживать работы по классификации и сертификации гостиничных предприятий.

В период подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних Игр 2014 в Сочи стала очевидной нехватка гостиниц уровня 4-5*, также налицо был и дефицит так называемых гостиниц среднего уровня, то есть класса3*. Неудивительно поэтому, что в период с 2007 по 2013 год в Сочи появилось не менее 23 новых крупных отелей, в том числе принадлежащих к всемирно известным гостиничным сетям HyattRegency (5*), Mercure (2 отеля уровня 4*), Radisson (2 отеля 4*), Swissotel (2 отеля 4*), AZIMUT (4*), Pullman(5*) и др.

Примечательно, что современные гостиничные предприятия, появившиеся в Сочи, позиционируются не столько как курортные отели, а как ультрасовременные центры, на базе которых может реализовываться деловой и конгрессный туризм. Профиль сочинских гостиниц в последние годы значительно расширился. Таким образом, традиционный при сегментировании гостиничных предприятия Краснодарского края географический принцип, когда в прибрежной зоне располагались курортные отели, а в Краснодаре - бизнес-отели, утратил свою актуальность. Теперь гостиничное

85

Экономика сервиса

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

хозяйство Сочи ушло далеко вперед не только от регионального центра, но и от многих крупных городов России.

Гостиничные предприятия Сочи являются примером для всей гостиничной индустрии страны и в том плане, что они предоставляют услуги, учитывающие потребности такой категории граждан, как люди с ограниченными возможностями. На момент проведения Игр в Сочи более 40 гостиниц предлагали номера, приспособленные к нуждам слабовидящих и слабослышащих, а также клиентов с повреждением опорно-двигательного аппарата. Холлы этих гостиниц оборудованы пандусами и ступенькоходами, оборудование санузлов также учитывает потребности этих людей.

Стратегией социально-экономического развития Южного Федерального округа на период до 2020 г., определено - на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др. [2].

В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году будет обладать вы-

сокоэффективным конкурентоспособным курортно-туристским комплексом с современной материально-технической базой и эффективными методами управления. Намеченные стратегией мероприятия позволят увеличить загрузку курортов в межсезонье и повысить среднегодовую загрузку здравниц до 75%.

Развитие получат новые для этого региона виды туризма - горнолыжный, круизный, деловой, спортивный, экологический, познавательный.

Обращаясь к анализу развития гостиничной индустрии в Краснодарском крае, можно выделить следующие тенденции:

1. Глобализация гостиничной индустрии;

2. Акцентирование на маркетинговой деятельности;

3. Специализация оказываемых услуг;

4. Повышение стандартов качества обслуживания.

Дальнейшее развитие гостиничного хозяйства в регионе и повышение конкурентоспособности отдельных гостиничных предприятий имеет колоссальное стратегическое значение для экономики страны, в силу того, что вызывает отчетливо выраженный мультипликативный эффект, проявляющийся в следующем:

Таблица 3

Маркетинговые мероприятия Государственной программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» (2014-2017 гг.)

Наименование мероприятия Финанси Источники рование Объем, тыс.руб. Ожидаемые результаты Гос.заказчик

Разработка и изготовление рекламных, информационных и сувенирных материалов о туристском потенциале края, размещение материалов в СМИ, сопровождение и продвижение информационных ресурсов Краевой бюджет 213425,0 Ежегодное размещение рекламных и информационных материалов в 1 печатном федеральном СМИ, в 6 печатных региональных СМИ, на 5 региональных радио- и телевизионных каналах, на 450 транспортных средствах, на 1 тыс.м2 рекламных конструкций, в 5 интернет-ресурсах Министерство курортов и туризма Краснодарского края

Организация и проведение выставок, форумов, конференций, презентаций, деловых встреч, информационных туров и иных мероприятий, а также участие в перечисленных мероприятиях в целях продвижения санаторнокурортного и туристского потенциала Краснодарского края Краевой бюджет 148550,0 Ежегодное участие не менее чем в 4 международных и 3 российских выставочных мероприятиях, организация, проведение и участие в 12 мероприятиях, семинарах, симпозиумах, презентациях, ежегодное проведение не менее 2 информационных туров Министерство курортов и туризма Краснодарского края

ИТОГО: Краевой бюджет 361975,0

Составлено автором на основе данных [3;4].

86

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

Экономика сервиса

- гостиницы потребляют ресурсы, создаваемые различными отраслями;

- происходит пополнение регионального и муниципального бюджетов за счёт роста налоговых отчислений;

- вследствие строительства гостиничных предприятий происходит рост объемов частных благ в виде объектов недвижимости коммерческого назначения;

- развитие гостиниц в регионах позволяет создать многочисленные рабочие места, особенно для женщин и молодёжи и т.д.

Несмотря на ряд положительных сдвигов в развитии гостиничного хозяйства Края остается и ряд нерешенных проблем, например, сравнительно высокая сезонность спроса на гостиничные услуги. Для успешного решения этой проблемы усилий отдельно взятых гостиничных предприятий недостаточно. Здесь необходима поддержка региональных органов власти, например, помощь в проведении маркетинговой деятельности и реализации коммуникационной политики.

Некоторые маркетинговые аспекты гостиничного хозяйства нашли отражение в Государственной программе «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» (срок реализации с 2014 по 2017 годы). Перечень маркетинговых мероприятий, а также необходимые объёмы финансирования коммуникационной политики, предусмотренные Программой, приведены в таблице 3.

Следует отметить, что маркетинговая состав-

ляющая деятельности гостиничных предприятий в ближайшей перспективе будет основой их успешного развития. При этом должно осуществляться скоординированное взаимодействие отдельно взятых гостиничных предприятий с федеральными и региональными властными структурами. Кроме того, в программные документы включены специализированные разделы, содержащие мероприятия по маркетинговой поддержке, и предусмотрено соответствующее их финансирование.

В развитии гостиничного хозяйства Краснодарского края помимо увеличения количественных параметров наметилось и повышение показателей качества услуг (рост уровня комфортности), что даёт основания прогнозировать повышение загрузки номерного фонда, повышение доходов гостиниц, прирост налоговых поступлений в бюджет края.

ИСТОЧНИКИ:

1. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Статистический сборник. 2012 г.

2. Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г.

N 1538-р «О Стратегии социально-экономического развития Южного Федерального округа на период до 2020 г.» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/55084615/

3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)»

4. Постановление Главы администрации Краснодарского края от 11 октября 2013 года №1168 «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2014-2017 гг.» (с изменениями и дополнениями)

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.