проблемы развития газового экспорта*
и.в. шевченко,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета
С.М. САВВИДИ,
преподаватель кафедры «Мировая экономика» Кубанский государственный университет
В настоящее время на мировом энергетическом поле действуют сотни компаний, входящих в категорию энергетических транснациональных корпораций (ТНК), которые имеют конкретное национальное происхождение и базирование, но действуют в основном за пределами своих государств.
Одной из особенностей энергетического бизнеса является широкомасштабная интернационализация всех его производственных сегментов и рынков.
В целом в рамках энергетического бизнеса е общие объемы энергетических ресурсов могут быть представлены некоторым интегральным критерием G, динамика изменения которого имеет функциональный характер:
^ = / [е тт (Ё Й ^)].
(1)
Поскольку процесс использования энергетических ресурсов в его количественном выражении имеет неслучайный (и к тому же пока малоуправ-ляемый) характер, в вероятностной трактовке текущий уровень энергетических ресурсов на мировых энергетических рынках Gt (е) определяемый приращением на базе «добыча — транспортировка — потребление» ^), имеет вид
^(е) = [1 - РШ)]100% . (2) При этом критерий эффективности оптимизируемой системы оборота ресурсов на энергетичес-
ком рынке будет V ^ опт [(еп,
(3)
Западные ТНК обладают рядом атрибутов, позволяющих им играть самостоятельную роль в международной сфере.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
Во-первых, это их прочные финансово-экономические позиции, определяемые огромными размерами активов, высокой степенью их капитализации и ликвидности на фондовых рынках, широкими масштабами торгового оборота, уровень которого превышает ВВП средних государств или сравним с ВВП России.
Во-вторых, это разветвленные в глобальных масштабах системы связи и транспорта, коммерческая и производственная инфраструктуры, использование самых передовых информационных технологий.
В-третьих, это политическое и экономическое влияние в странах их происхождения, а также в странах пребывания.
И, наконец, богатый международный опыт, накопленный за многие десятилетия деятельности этих компаний в различных регионах мира.
Среди причин нарастания процессов конкуренции на энергетических рынках, прежде всего, отметим то, что энергетическая отрасль является весьма выгодным делом, приносящим компаниям, которые вовлечены во всю цепочку энергетического бизнеса, огромные доходы. Акции ведущих энергетических компаний обычно высоко котируются на фондовых рынках. Эти компании, как правило, занимают стабильное положение по финансово-экономическим показателям, особенно в отношении рентабельности капиталовложений. Среди крупнейших фирм мира немало энергетических корпораций. В глобальную игру постепенно вовлекается группа компаний из ведущих нефтедобывающих стран, а также Китая, Индии, Южной Кореи и некоторых других.
Прогнозируемое продолжение роста спроса на газ и другие энергетические ресурсы стимулирует новые компании включаться в международный
i=1
энергетический бизнес. Увеличение количества «игроков» ведет к переделу сфер влияния со всеми вытекающими последствиями. Это касается обеспечения доступа к месторождениям и транспортировке энергоресурсов, расширения старых и освоения новых рынков сбыта, прохождения маршрутов транзита углеводородного сырья через территории заинтересованных стран. Кроме того, заметно обостряется борьба за инвестиционные ресурсы, получение которых дает преимущество в конкурентной борьбе. В отношениях между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) первичных энергетических ресурсов (ПЭР) наиболее острые проблемы возникают из-за цен и объемов международной торговли.
Глобализация основных рынков фактически не оставляет для нас эффективной возможности сохранения независимости и развития страны на основе закрытой экономики (безразлично, мобилизационной или рыночной). Либо мы принимаем новые вызовы и берем на себя риски участия в международном разделении труда, пытаемся найти свое место в мире, либо мы отгораживаемся, восстанавливаем защитные барьеры и, в конечном счете, консервируем сегодняшнюю структуру и тенденцию экономического и социального упадка.
Базовой проблемой, с которой столкнется государство и непосредственные участники российского рынка газа в процессе его интеграции в мировой рынок энергоресурсов, является необходимость создания правил работы рынка газа, обеспечивающих равные условия для всех экономических субъектов, функционирующих на рынке.
Функционирование рынка в рамках единых установленных государством правил должно дать толчок к дальнейшему его развитию и, возможно, определит пути совершенствования структуры ОАО «Газпром» в долгосрочной перспективе. При этом в настоящее время необходимо сконцентрироваться на максимально прозрачном разделении различных видов бизнеса в рамках ОАО «Газпром» —добыча, переработка, транспортировка, хранение и реализация газа.
Для нормальной работы 2-секторной модели внутрироссийского рынка газа с параллельным существованием секторов поставок газа по регулируемым и свободным (договорным) ценам необходимо введение нормы обязательного для исполнения баланса поставок газа. Указанная мера должна носить временный характер — на период проведения либерализации рынка в процессе его интеграции в мировой рынок энергоресурсов, и необходима для осуществления легитимного распределения
дефицитного ресурса, каковым в настоящее время в силу неконкурентных с ценами альтернативных энергоресурсов является природный газ.
Локомотивом развития нерегулируемого сектора торговли газом должно стать само ОАО «Газпром». Формула развития довольно проста: «Свободные цены в обмен на свободную мощность газотранспортной системы». Допуск в нерегулируемый сектор части газа ОАО «Газпром» должен происходить только после допуска в газотранспортную систему для последующей поставки на внутренний рынок пропорционального объема газа независимых производителей.
В интересах государства сохранить монополию на внешнюю торговлю через организованную сбытовую сеть ОАО «Газпром» (есть долгосрочные обязательства ОАО «Газпром» и ОАО «Газэкспорт» и их надо выполнять). Однако это не означает, что в системе экспортных поставок не может быть использовано квотирование, где уполномоченный государством поставщик обеспечивает реализацию газа независимых производителей на мировом рынке энергоресурсов по регулируемым государством квотам.
Ключевым элементом создания равных условий для всех участников рынка газа с учетом его нынешней структуры является проблема обеспечения недискриминационного доступа производителей газа и трейдеров к транспортной инфраструктуре рынка — системе магистральных газопроводов ОАО «Газпром» и газораспределительным сетям в условиях определенного конфликта интересов, обусловленного традиционным совмещением вертикально интегрированными компаниями-монополистами прав собственности на технологическую инфраструктуру рынка.
Рассматриваемая проблема комплексна и затрагивает целый набор взаимосвязанных факторов: уже упомянутое административное регулирование первичного доступа к транспортировке газа, раскрытие информации о свободных мощностях в системе, обеспечение равных возможностей доступа на все товарные рынки, связанные регулируемой транспортной системой, вопросы стратегического развития самой транспортной инфраструктуры и др.
Сама процедура получения доступа, безусловно, должна совершенствоваться в направлении разработки некоего «сетевого кодекса», описывающего все аспекты правил пользования сетевой инфраструктурой, устанавливающего прозрачные и недискриминационные правила для всех пользователей транспортных систем. Кроме того, правила пользования сетевой инфраструктурой должны
- 51
соответствовать степени развития рыночных отношений в сфере поставок газа, включая вероятное появление и развитие торговых площадок, на которых будет осуществляться торговля газом по свободным ценам. Без соответствующей координации торговой системы с правилами доступа развитие коммерческой инфраструктуры рынка газа практически исключено.
Единая система газоснабжения России и ближнего зарубежья за счет наличия множества перетоков может транспортировать газ по различным маршрутам, производить его внутренние замещения, экономить за счет сокращения маршрутов транспортировки, резервировать мощность и при необходимости перераспределять газ между регионами, в том числе при изменении температурных условий.
Технические возможности газотранспортной системы открывают огромные перспективы в работе с независимыми производителями газа практически на всем рыночном пространстве, включая поставки на экспорт в дальнее зарубежье.
Можно сколько угодно развивать и совершенствовать процедуру оформления допуска к газопроводам, она все равно окажется бесполезной, если возникнет реальный серьезный дефицит транспортных мощностей. Другими словами, вопрос не должен стоять о том, как нам поделить дефицитную мощность. Вопрос необходимо рассматривать, прежде всего, в плоскости организации и стимулирования строительства необходимых для решения проблемы «запертых» мощностей элементов транспортной системы.
Наличие одинаковых для всех участников рынка правил игры должно дать серьезный толчок к развитию добычи газа независимыми производителями, к задействованию мощного инвестиционного источника, которым они располагают. В целом потенциал уровня добычи независимыми производителями оценивается в 170 — 200 млрд куб. м газа в год на перспективу до 2010 — 2015 гг. Реализация этого потенциала — ключ к успешному выполнению концепции развития рынка газа и его интеграции в мировой рынок энергоресурсов, развитию конкуренции между поставщиками, либерализации рынка, обеспечению энергетической безопасности страны, выполнению всех экспортных обязательств.
Безусловно, важной задачей на сегодня является разработка прогноза роста регулируемых цен на газ на среднесрочную перспективу в рамках работы над концепцией развития рынка газа и энергетической стратегией на период до 2020 г.,
52 -
который должен задать темп достижения экономически обоснованного уровня цен на газ. На первом этапе цены в плановом порядке повышаются для поддержки и развития межтопливной конкуренции и последующего достижения необходимых ориентиров. На втором этапе цены последовательно достигают уровня, обеспечивающего инвестиционную привлекательность внутреннего рынка и реальную конкуренцию с альтернативными видами топлива. На третьем этапе происходит отмена регулирования оптовых цен и переход на регулирование только транспортных тарифов.
В условиях недостаточно развитой конкурентной среды в сфере добычи российского газа и незначительной доли независимых производителей на рынке газа основным инструментом ценовой политики остается регулирование оптовых цен. При их формировании учитываются обоснованные затраты, включая прогнозные цены на продукцию (услуги), потребляемую организациями газовой отрасли для осуществления регулируемых видов деятельности, а также размер прибыли, необходимой для развития производства (с учетом прогнозируемой прибыли от экспорта) и финансирования других обоснованных расходов. При этом в ОАО «Газпром» ежегодно разрабатывается и реализуется программа снижения издержек. Одним из основных условий развития рынка газа является реализация Программы поэтапного совершенствования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Производство и продажа сжиженного природного газа (СПГ) лишены рисков, связанных с реализацией дорогостоящих проектов строительства сетевой газотранспортной инфраструктуры. О высокой степени этих рисков свидетельствуют проблемы с реализацией проекта «Голубой поток» по экспорту газа в Турцию и застопорившиеся переговоры по экспорту газа месторождений Восточной Сибири в Китай.
Основной способ транспортировки СПГ — морские перевозки. Новые месторождения природного газа в России (Ямал, месторождения шельфа арктических морей, Сахалин) расположены на шельфе либо в непосредственной близости морских акваторий, что делает экономически жизнеспособными проекты по строительству заводов по сжижению природного газа вблизи указанных месторождений для целей последующего экспорта СПГ.
Тем не менее экспортная газовая стратегия России не предусматривает программы выхода на рынки СПГ Пока такие планы разрабатываются лишь частными инвесторами в рамках проектов по разработке
нефтегазовых месторождений шельфа о. Сахалин. Более того, стратегические планы ОАО «Газпром» — основного действующего лица в газовой отрасли России — связаны в основном вновь с рискованным развитием сетевого экспорта. Разрабатываются планы строительства новых газопроводов в Европу и Китай совокупной стоимостью не менее 15 млрд долл., которые опять же замкнуты на жесткие рынки (рынок монопотребителя — КНР, европейский рынок с ужесточающейся конкуренцией).
Пересмотр стратегии развития газового экспорта с отказом от реализации рискованных трубопроводных проектов в пользу развития экспорта СПГ представляется важным элементом национальной стратегии экспорта энергоносителей.
Проблемы экономической дискриминации российских производителей можно определить как заведомо несправедливые условия транзита энергоресурсов по территориям третьих стран и несправедливые условия торговли энергоресурсами, все серьезнее угрожают интересам российских экспортеров энергоресурсов. Который год не удается добиться справедливых условий транзита нефти и газа по территории Украины, Молдовы, Хорватии, стран Балтии — это вынуждает российские компании рассматривать и реализовывать дорогостоящие проекты строительства обходных маршрутов нефте- и газопроводов, чего можно было бы избежать, добившись гарантий справедливых условий транзита.
Конечно, огромные запасы органических топ-лив и минеральных ресурсов в России вселяют надежды на будущее процветание, но это счастливое будущее отсрочено как минимум до значительных достижений в области снижения затрат на добычу и транспортировку энергоресурсов или до значительного удорожания (на 30 — 50 %) энергоресурсов в мире.
Для государства важен надежно диверсифицированный баланс в снабжении энергией от различных источников энергии. И для безопасности России, конечно, недопустимо далее наращивать
долю газа в электропроизводстве и общем топливном балансе, как бы сиюминутно привлекательным это ни казалось с точки зрения экономики.
Газовая промышленность располагает сегодня огромной материально-технической базой, являющейся основой для достижения конечных, по сути, финансовых целей. Проблема осмысления значения работающих ныне основных фондов является очень важной и требующей скорейшего комплексного решения на государственном уровне. Недооценка стоимости основных фондов, заниженные амортизационные отчисления, списываемые в издержки производства, практически одновременное исчерпание ресурса работоспособности оборудования в топливных отраслях экономики может привести к необходимости срочных и огромных инвестиционных вложений (износ оборудования в газовой отрасли оценивается в среднем в 50 %). Такой скачок роста капитальных вложений может вызвать резкий рост цен на все виды продукции. Поэтому чем быстрее мы начнем создавать новые мощности взамен износившихся, тем менее болезненно пройдем этот критически период в российской экономике.
С точки зрения долговременных интересов государства — политических и экономических, необходимо думать не только о сегодняшнем дне и не столько о прибыли сиюминутной, сколько о том, какими средствами достигается нынешнее более или менее благополучное финансовое состояние компании ОАО «Газпром», как долго можно будет сохранять устойчивость компании имеющимися средствами, является ли нынешнее благополучие устойчивым или оно поддерживается за счет того, что отрасль находится в работоспособном состоянии благодаря прошлым огромным «списанным» вложениям, и не пора ли подумать о других механизмах ведения хозяйства, помогающих выйти из переходного периода экономики в условиях деградации к более сбалансированной разумной экономической политике, позволяющей думать о будущем благополучии.