Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Максим Викторович, Каплин Андрей Александрович

В статье рассмотрены некоторые проблемы экспорта образовательных услуг в Новосибирской области. Возрастающая открытость рынка образования, увеличение мобильности населения и использование цифровых (дистанционных) технологий усиливают конкуренцию между вузами и требуют новых подходов к экспорту образовательных услуг. В статье приведены статистические данные по развитию экспорта образовательных услуг в мире и в современной России, в российских регионах. Отмечено влияние принятого Министерством науки и высшего образования РФ плана мероприятий по развитию ведущих университетов («Проект 5-100») на рынок образовательных услуг. Рассматриваются факторы выбора современной молодежью места учебы: часть студентов выбирает вуз, ориентируясь на международные рейтинги; часть руководствуется представлениями о том, в каких странах наиболее сильна подготовка по их направлению, и выбирает страну, а уже в ней город и вуз; для части студентов привлекательной является сама страна - ее культурная близость, развитые деловые связи и тому подобное; часть студентов выбирает столичные города как города возможностей. Новосибирская область лидирует на рынке образования в Сибирском федеральном округе и имеет потенциал для экспорта образования. Но одной из ключевых проблем является недостаточное количество мест проживания в студенческих городках. Общежития не удовлетворяют возросшим потребностям студентов. Дополнительно требуется около пятнадцати тысяч мест для иногородних и около пяти тысяч для иностранных студентов. Для реализации планов экспорта образования Новосибирской области необходимо обеспечить студентов местами проживания по доступным ценам. В статье обосновывается предложение запланировать и создать два-три межвузовских кампуса на территории Новосибирска с привлечением университетов, находящихся в Заельцовском, Калининском, Октябрьском, Ленинском, Кировском районах города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATIONAL SERVICES EXPORTS IN NOVOSIBIRSK REGION

The article deals with some problems of exports of educational services in the Novosibirsk region. The increasing openness of the education market, the growth of population mobility and the use of digital (distance learning) technologies increase the competition between universities and thus require new approaches to the exports of educational services. The article presents statistical data on the development of exports of educational services in the world, in modern Russia and its regions. The impact on the market of educational services of the blueprint for the development of leading Russian universities (Project 5-100) adopted by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation is pointed out. The authors consider the factors that influence the choice of a university by modern school leavers. Some students choose a particular university, taking into account its international rankings. Others are guided by the public image of a country that can provide high-quality training in their field of study; thus, they firstly choose a country, then a city and a university in it. For another type of students, a country itself can be attractive due to its cultural proximity, developed business ties, etc. Finally, some students prefer going to capital cities as "cities of opportunity". The Novosibirsk region holds the leading position in the education market in the Siberian Federal District and has the potential to increase exports of educational services. However, one of the key problems is the insufficient number of places to live on campuses. Existing dormitories do not meet the increased demand. According to the estimates, about fifteen thousand additional places are required for students from other parts of Russia and about five thousand places for foreign students. In order to fulfil the plan of educational services exports, the Novosibirsk region needs to provide students with modern accommodation at affordable prices. The article substantiates the proposal to design and build two or three interuniversity campuses on the territory of Novosibirsk with the involvement of universities located in the Zaeltsovsky, Kalininsky, Oktyabrsky, Leninsky, Kirovsky districts of the city of Novosibirsk.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 39-46.

The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 2 (13). Р. 39-46.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Научная статья УДК 339.564

doi 10.52170/2618-7949_2022_13_39

Проблемы развития экспорта образовательных услуг в Новосибирской области

Максим Викторович Ляшенко1Н, Андрей Александрович Каплин2

12 Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия

1 mvol@mail.ruH

2 samosvalka@ngs.ru

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы экспорта образовательных услуг в Новосибирской области. Возрастающая открытость рынка образования, увеличение мобильности населения и использование цифровых (дистанционных) технологий усиливают конкуренцию между вузами и требуют новых подходов к экспорту образовательных услуг. В статье приведены статистические данные по развитию экспорта образовательных услуг в мире и в современной России, в российских регионах. Отмечено влияние принятого Министерством науки и высшего образования РФ плана мероприятий по развитию ведущих университетов («Проект 5-100») на рынок образовательных услуг. Рассматриваются факторы выбора современной молодежью места учебы: часть студентов выбирает вуз, ориентируясь на международные рейтинги; часть руководствуется представлениями о том, в каких странах наиболее сильна подготовка по их направлению, и выбирает страну, а уже в ней город и вуз; для части студентов привлекательной является сама страна - ее культурная близость, развитые деловые связи и тому подобное; часть студентов выбирает столичные города как города возможностей.

Новосибирская область лидирует на рынке образования в Сибирском федеральном округе и имеет потенциал для экспорта образования. Но одной из ключевых проблем является недостаточное количество мест проживания в студенческих городках. Общежития не удовлетворяют возросшим потребностям студентов. Дополнительно требуется около пятнадцати тысяч мест для иногородних и около пяти тысяч для иностранных студентов. Для реализации планов экспорта образования Новосибирской области необходимо обеспечить студентов местами проживания по доступным ценам. В статье обосновывается предложение запланировать и создать два-три межвузовских кампуса на территории Новосибирска с привлечением университетов, находящихся в Заельцовском, Калининском, Октябрьском, Ленинском, Кировском районах города. Ключевые слова: Новосибирская область, рынок образовательных услуг, экспорт услуг образования Для цитирования: Ляшенко М. В., Каплин А. А. Проблемы развития экспорта образовательных услуг в Новосибирской области // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 39-46. DOI 10.52170/2618-7949_2022_13_39.

ECONOMICS AND LAW

Original article

Issues of development of higher educational services exports

in Novosibirsk region

Maxim V. Lyashenko1H, Andrey A. Kaplin2

12 Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

1 mvol@mail.ruH

2 samosvalka@ngs.ru

Abstract. The article deals with some problems of exports of educational services in the Novosibirsk region. The increasing openness of the education market, the growth of population mobility and the use of digital (distance learning) technologies increase the competition between universities and thus require new approaches to the exports of educational services. The article presents statistical data on the development of exports of educational services in the world, in modern Russia and its regions. The impact on the market of educational services of the blueprint for the development of leading Russian universities (Project 5-100) adopted by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation is pointed out. The authors consider the factors that influence the

© Ляшенко М. В., Каплин А. А., 2022

choice of a university by modern school leavers. Some students choose a particular university, taking into account its international rankings. Others are guided by the public image of a country that can provide high-quality training in their field of study; thus, they firstly choose a country, then a city and a university in it. For another type of students, a country itself can be attractive due to its cultural proximity, developed business ties, etc. Finally, some students prefer going to capital cities as "cities of opportunity".

The Novosibirsk region holds the leading position in the education market in the Siberian Federal District and has the potential to increase exports of educational services. However, one of the key problems is the insufficient number of places to live on campuses. Existing dormitories do not meet the increased demand. According to the estimates, about fifteen thousand additional places are required for students from other parts of Russia and about five thousand places for foreign students. In order to fulfil the plan of educational services exports, the Novosibirsk region needs to provide students with modern accommodation at affordable prices. The article substantiates the proposal to design and build two or three interuniversity campuses on the territory of Novosibirsk with the involvement of universities located in the Zaeltsovsky, Kalininsky, Oktyabrsky, Leninsky, Kirovsky districts of the city of Novosibirsk.

Keywords: Novosibirsk region, educational services market, exports of educational services

For citation: Lyashenko M. V., Kaplin A. A. Issues of development of higher educational services exports in Novosibirsk region. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(13):39-46. (In Russ.). DOI 10.52170/2618-7949 2022 13 39.

Образование призвано играть важнейшую роль в развитии личности и общества. Это не волшебное лекарство и не магическое заклинание, открывающее дверь в идеальный во всех отношениях мир. Образование - одно из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной -говорится в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века [1].

Современное поколение Z начинает учиться в колледжах и университетах во время пандемии. Молодые люди этого поколения отличаются рядом особенностей, таких как отсутствие ограничений и шаблонов, критическое отношение к высказываниям других людей и их взглядам, стремление к социальной справедливости и решению экологических проблем в мировом масштабе.

Возрастающая открытость рынка образования, увеличение мобильности населения и использование цифровых (дистанционных) технологий усиливают конкуренцию между вузами и позволяют в большей степени удовлетворять потребности и желания студентов, пришедших в университет.

Мировой рынок образования, по мнению аналитиков, в 2019 году оценивался в 6,5 триллионов долларов, к 2025 году достигнет 7,8 триллионов, к 2030 году - 10 триллионов долларов. По заключениям специалистов GLOBE NEWSWIRE, мировой рынок высшего образования оценивается в 2 148,4 миллиардов долларов; по прогнозам, он достигнет 2 367,51 милли-

ардов долларов к 2027 году [2]. Согласно прогнозам специалистов ЮНЕСКО и ОЭСР, общее количество студентов, обучающихся за пределами своей страны, к 2025 году должно превысить восемь миллионов человек. Это предельно ясно характеризует мировой рынок образования, объем которого измеряется в триллионах долларов. Так, в 2018 году он составил около шести триллионов долларов. Под влиянием процессов глобализации количество студентов, выбирающих обучение за пределами своей страны, продолжает расти.

Принято выделять три основные модели экспорта высшего образования, реализуемые различными странами [3]. В рамках первой модели - неолиберальной - университеты как участники мирового рынка должны постоянно повышать свою эффективность и конкурентоспособность.

Вторая модель включает повышение собственного политического влияния на мировой арене или увеличение «мягкой силы» государства [3].

Третья модель описывает привлечение иностранных студентов для восполнения дефицита высококвалифицированных кадров национальной экономики и особенно востребована на уровне магистерского образования: привлечение талантливых выпускников бакалавриата может существенно снизить затраты на подготовку кадров для рынка труда в эпоху экономики знаний, когда человеческий капитал является важнейшим преимуществом для конкурентоспособности той или иной страны [3].

Таблица 1

Численность иностранных студентов по странам в 2015-2018 годах, тыс. чел. [4]

Страна 2015 2016 2017 2018 Прирост студентов с 2015 по 2018 г., % Процент от общей численности студентов в стране

США 842,3 907,2 971,4 984,8 16,9 5,0

Великобритания 428,7 430,8 432,0 435,7 1,6 18,1

Германия 210,5 228,7 244,5 258,8 22,9 8,0

Франция 235,1 239,4 245,3 258,3 9,9 9,9

Россия 213,3 226,4 243,7 250,6 17,5 4,1

Япония 132,6 131,9 143,4 164,3 23,9 3,7

Италия 87,5 90,4 92,6 97,5 11,4 5,1

Республика Корея 52,4 54,5 61,9 70,8 35,1 1,9

При реализации первой модели выгодоприобретателем являются университеты. Рассмотрим этот подход для понимания процесса привлечения негосударственных денег на рынок образования.

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что наибольшее количество иностранных студентов обучалось в США - 984,8 тысяч человек. Великобритания занимает второе место в этом списке - 435,7 тысяч человек, Германия - третье место с 258,8 тысячами иностранных студентов.

Особый интерес вызывает прирост обучающихся, так как он показывает рост популярности обучения в данной стране, здесь наибольшее значение имеют Республика Корея - 35,1 %, Япония - 23,9 % и Германия - 22,9 %. Такая популярность связана с инновационными достижениями в технике и технологиях, однако доля иностранных студентов в Корее и Японии небольшая. Доля Германии, напротив, свидетельствует, что 8 % студентов - иностранцы. Прирост обучающихся в России составляет 17,5 %, в США -16,9 % (среднее значение показателя). Доля иностранных студентов в США - 5 %, а в России только 4,1 %. Можем предположить, что эти показатели связаны со стабильностью университетов на рынке образования. Однако если российские вузы хотят привлечь больше иностранных студентов, то им придется приложить большие усилия. Фактически университеты Великобритании специализируются на обучении иностранных студентов, их доля самая большая - 18,1 %. Это не удивительно, на английском языке говорят около 1,1 миллиардов человек в мире, для 400 миллионов из них он является родным. Прирост обучающихся, однако, самый низкий в выборке и составляет

1,6 %. Университеты Великобритании заняли особое место на рынке и пока удерживают его.

Понимая важность улучшения качества образования, в 2012 году Министерство науки и высшего образования РФ принимает «План мероприятий по развитию ведущих университетов» [5], получивший название «Проект 5-100». По замыслу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, цель проекта 5-100 - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ [6]. В соответствии с Проектом 5-100 к 2020 году не менее пяти российских вузов должны были занять место в первой сотне ведущих мировых университетов.

Опубликованные результаты рейтинга университетов ARWU в 2021 году показывают, что из российских вузов в топ-100 рейтинга вошел только Московский государственный университет, заняв 97-е место. Это на четыре позиции ниже, чем в прошлом году. За ним идут Санкт-Петербургский государственный университет (301-400-е место) и Московский физико-технический институт (401-500-е место). Всего в рейтинге 2021 года присутствуют девять российских вузов, тогда как в прошлом году их было 11: в этот раз не смогли пробиться Университет ИТМО и МИСиС [7].

Работа над выполнением Проекта 5-100 сформировала новое отношение к университетам. Это способствовало уверенной реализации новых академических программ и усилению значимости российского образования в мире. Глобализация образования требует от национальных университетов перестройки стратегий и программ развития, организации системы управления работой университета,

научно-исследовательского и образовательного процессов в соответствии с мировыми стандартами.

Отметим, что еще в 2017 году премьер-министром РФ Д. А. Медведевым экспорт высшего образования был назван одной из приоритетных национальных задач [8], и в тот же год был дан старт проекту «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», согласно которому число иностранных студентов, обучающихся в организациях среднего и высшего профессионального образования (на очной форме обучения) должно увеличиться к 2025 году с 200 до 710 тысяч человек [9].

Русский язык сейчас по распространению занимает десятое место в мире, его используют в 27 странах, число говорящих оценивается в 235 миллионов человек [10]. В табл. 2 представлены страны, граждане которых обучаются в России.

Анализируя данные табл. 2, отметим, что основное число зарубежных студентов составляют представители Казахстана и постсоветских республик. На них приходится 63,7 % от общего количества приехавших к нам учиться. Причина такого выбора заключается в культурной и исторической близости наших стран, получении образования на языке, который для многих являлся основным в семье и при получении школьного образования. Страны Евразийского экономического союза создают общий рынок труда с равными правами и обязанностями для всех его граждан. Китай, Индия и Еги-

пет расширяют торговые отношения с Россией, в связи с этим требуются специалисты для совместных проектов в различных сферах деятельности.

Ведущие российские вузы исторически расположены в европейской части страны, в таких городах как Москва и Санкт-Петербург. Ведущие научные центры за Уралом расположены в Томске, Новосибирске, Красноярске, Якутске, Владивостоке. Сравним количество организаций высшего образования по федеральным округам.

Иностранные студенты учатся в 688 российских вузах. Согласно представленным сетевым изданием РБК данным Минобрнауки, наибольшей популярностью у зарубежных студентов пользуются пять вузов: Казанский федеральный университет (КФУ) - 9 256 иностранных учащихся; Российский университет дружбы народов (РУДН) - 7 569 студентов-иностранцев; Московский финансово-промышленный университет «Синергия» -7 008 студентов-иностранцев; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) - 5 238 студентов-иностранцев; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) - 5 036 студентов-иностранцев [11].

Как показывают исследования, часть студентов выбирает вуз, ориентируясь на международные рейтинги; часть руководствуется представлениями и отзывами о том, в каких странах наиболее сильна подготовка по тому

Таблица 2

Топ-12 стран, граждане которых стали студентами российских университетов в 2020 году [12]

Страна Количество обучающихся, тыс. чел. Доля от показателя, %

1. Казахстан 61,46 19,51

2. Узбекистан 40,02 12,70

3. Туркмения 36,02 11,43

4. Китай 29,62 9,40

5. Таджикистан 21,19 6,73

6. Индия 15,80 5,02

7. Украина 11,59 3,68

8. Беларусь 10,51 3,34

9. Египет 8,73 2,77

10. Азербайджан 7,88 2,50

11. Киргизия 7,49 2,38

12. Молдова 4,26 1,35

Итого 254,58 80,82

Остальные страны 60,43 19,18

Всего 315,00 100

или иному направлению, и далее уже выбирает город и вуз; некоторых студентов привлекает именно страна - ее культурная близость, развитые деловые связи и тому подобное; многие едут в столичные города как в города возможностей. На данный момент в рамках нацпроекта «Наука и университеты» [13] активно ведется работа по развитию сети современных университетских кампусов мирового уровня [14].

В Сибирском федеральном округе расположено более 170 государственных и частных высших учебных заведений, четыре из которых имеют статус национального исследовательского университета, 70 - филиалы крупных российских институтов, университетов и академий, три вуза - участника Проекта 5-100: Томские госуниверситет и политех, Сибирский федеральный университет [15]. В соответствии с утвержденными целевыми показателями приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» в 2017 году в Новосибирской области к 2025 году должно увеличиться число иностранных студентов до 24 000 человек, объем доходов от обучения иностранных студентов - с 270 миллионов рублей до 1,45 миллиардов рублей [16].

Анализируя данные табл. 3, можно отметить, что предполагалось удвоение количества иностранных студентов в 2021 и последующих годах. Однако прогноз предполагает увеличение только иностранных студентов в Новосибирской области на 7,5 тысяч человек, если взять данные проекта «Развитие экспортного потенциала», это число более значительное - 15,5 тысяч человек. Мониторинг вузов с целью выполнения столь амбициозных задач выявил проблему недостаточного количества мест проживания в студгородках. Общежития не удовлетворяют возросшим потребностям и дополнительно требуется порядка 15 тысяч мест для иногородних студентов и 5 тысяч для

иностранных [17]. Не решив этот вопрос, выполнить поставленные задачи невозможно.

Привлечение иностранных студентов должно осуществляться с учетом лучших практик организации вузовской инфраструктуры, распространенных в мире. Для реализации таких планов следует изменить материальную базу университетов и предоставить иностранным студентам место проживания. Согласно Жилищному кодексу РФ [18], на человека должно быть выделено шесть квадратных метров. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, за 2020 год более 150 тысяч студентов, которым требовалось жилье на время учебы, не получили места в общежитии [19]. Другими словами, только для планируемого приема иностранных студентов необходимо ввести в Новосибирске не менее 45 тысяч квадратных метров жилых помещений. Напомним, что в 2012 году мэрия Новосибирска предполагала осуществить строительство межвузовского кампуса - общежития площадью 144 тысяч квадратных метров, рассчитанного на проживание 10 тысяч студентов, аспирантов и преподавателей, имеющего развитую социальную инфраструктуру: поликлинику, детский сад и так далее.

Глава Новосибирской области А. Травников в одном из своих выступлений отметил: Экспорт образования, привлечение в наш регион иностранных студентов - важная задача. С одной стороны, новосибирскому образовательному центру есть чем гордиться, с другой - нам необходимо понимать: насколько эффективная выстроена у нас система выявления и привлечения будущих абитуриентов из ближнего и дальнего зарубежья [20].

По словам А. Травникова, образовательный потенциал региона сконцентрирован в самом Новосибирске с его вузами и в Советском районе города, где расположены Новосибирский государственный университет (НГУ) и Академгородок. Развитие инфраструктуры

Таблица 3

Количество иностранных граждан, обучающихся в организациях высшего образования

Новосибирской области 21]

Показатель 2017 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Количество иностранных студентов, тыс. чел. 7,5 8,0 8,5 9,5* 11,5* 13,5* 15,6*

Ежегодный прирост показателя, % - 6,67 6,25 11,76 21,05 17,39 15,56

'Реалистичный прогноз.

вузов позволит Новосибирской области укрепить свои позиции в экспорте образования и развитии научно-образовательного туризма [22]. Кампус НГУ входит в число объектов программы «Академгородок 2.0». Проект предусматривает строительство и модернизацию уже существующих общежитий на три тысячи мест [22]. Общее количество студентов НГУ - около восьми тысяч человек, иностранных студентов - более тысячи. Решение о финансировании строительства было принято на встрече председателя Правительства России М. В. Мишустина и губернатора А. Травникова 5 марта 2021 года.

Руководство Новосибирской области принимает меры по стимулированию экспорта образования в рамках федерального проекта «Экспорт образования», включающего в себя:

- наличие у каждого университета регулярно обновляемой версии сайта с поддержкой иностранных языков;

- увеличение количества университетов и расширение списка образовательных программ, прошедших международную аккредитацию;

- формирование модели экспорта образования по территориально-отраслевым сегментам мирового рынка и так далее.

Проект «Экспорт образования», в свою очередь, труднореализуем из-за отставания в обеспечении студентов местами проживания и несфор-мированности единой модели повышения качества экспортируемого высшего образования.

Выводы исследования:

1. В связи с изменениями потребностей людей и требованиями новых технологий и бизнесов рынок образования будет расти.

2. Университет является той бизнес-единицей, которая создает услугу по обучению, и от его конкурентоспособности зависит желание учиться именно в этом высшем учебном заведении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. При выборе университета будущий студент поколения Ъ оценивает весь комплекс услуг, в том числе место своего проживания -кампус.

4. Новосибирская область лидирует на рынке образования в Сибирском федеральном округе и имеет потенциал для экспорта образования.

5. Для реализации планов экспорта образования необходимо обеспечить студентов местом проживания по доступным ценам.

6. Развитие НГУ и создание кампуса безусловно придадут импульс экспорту образования Новосибирской области.

7. Необходимо запланировать и создать два (три) межвузовских кампуса на территории Новосибирска с привлечением университетов, расположенных в Заельцовском, Калининском, Октябрьском, Ленинском, Кировском районах, где можно будет разместить не менее 10-12 тысяч иногородних студентов, в том числе и иностранных.

Список источников

1. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. URL: https://ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

2. Рынок высшего образования // GlobeNewswire : [сайт]. URL: https://www.globenewswire.com/news-release/2021/01/18/2159744/0/en/Higher-Education-Market-to-Hit-2-367-51-Billion-by-2027-Increasing-Presence-of-Private-Educational-Institutions-Worldwide-to-Fuel-Growth-Fortune-Business-Insights.html (дата обращения: 05.10.2021).

3. Нефедова А. И. Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спроса // Высшая школа экономики : [сайт]. URL: https://www.hse.ru/data/xf/785/252/1159/%D0% 94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9D% D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0_13.10.2017.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

4. Численность иностранных студентов в странах 2015-2018 гг. // UNESCO : [сайт]. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=172# (дата обращения: 20.10.2021).

5. Распоряжение Правительства России от 29 октября 2012 г. № 2006-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70150350/ (дата обращения: 01.11.2021).

6. Российское образование мирового класса // Проект 5-100 : [сайт]. URL: https://www.5top100.ru/ documents/regulations/672/ (дата обращения: 01.11.2021).

7. Опубликован рейтинг университетов ARWU 2021 // Unipage : [сайт]. URL: https://www.unipage.net/ru/2235 (дата обращения: 01.11.2021).

8. Маляренко Е. Медведев предложил экспортировать российское образование // РБК : [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/economics/30/05/2017/592d4f6a9a79471d54c0c2f7 (дата обращения: 01.11.2021).

9. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Правительство России : [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfVAnLv0vFKJ59Zeq TC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

10. Число изучающих русский язык в мире упало в 2 раза со времен распада СССР // РБК : [сайт]. URL: https://www.rbc.rU/society/28/11/2019/5ddd18099a79473d0d9b0ab1 (дата обращения: 03.11.2021).

11. Границы, билеты и другие проблемы иностранных студентов во время пандемии // РБК : [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/society/12/08/2021/6113a6ef9a794773d5e7cd61 (дата обращения: 03.11.2021).

12. Рекордное количество иностранных студентов выбрали Россию в 2020 году (25 февраля 2021) // Study in Russia : [сайт]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/ (дата обращения: 03.11.2021).

13. Национальный проект «Наука и университеты» // Правительство России : [сайт]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events/ (дата обращения: 03.11.2021).

14. Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности // Центр стратегических разработок : [сайт]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3fD/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozzDfve0e.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

15. Университеты и институты Сибирского федерального округа // Edunews : [сайт]. URL: https://edunews.ru/universities-base/sfo/ (дата обращения: 03.11.2021).

16. Разработка регионального паспорта проекта «Экспорт образования Новосибирской области» // Leader-ID : [сайт]. URL: https://leader-id.ru/event/5739/ (дата обращения: 01.11.2021).

17. Пилотный проект кампуса НГУ представили в Сколково // РБК. Новости Новосибирска : [сайт]. URL: https://nsk.rbc.ru/nsk/01/06/2021/60b60b989a794728e211ef55 (дата обращения: 03.11.2021).

18. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 03.11.2021).

19. Подавали заявки около 100 человек, а получили - 40 // DOXA : российский студенческий общественно-политический журнал : [сайт]. URL: https://doxajournal.ru/problems_with_dorms/ (дата обращения: 03.11.2021).

20. Основные параметры межвузовского кампуса Новосибирска представят в мае // Infopro54 : [сайт]. URL: https://infopro54.ru/news/osnovnye-parametry-mezhvuzovskogo-kampusa-novosibirska-predstavyat-v-mae/ (дата обращения: 03.11.2021).

21. Об экспорте образовательных услуг на территории Новосибирской области в рамках регионального проекта «Экспорт образования» : доклад заместителя министра - начальника управления молодежной политики Министерства образования Новосибирской области М. Н. Жафяровой // Экспортный портал Новосибирской области : [сайт]. URL: http://export.nso.ru/sites/export.nso.ru/wodby_files/files/imce/4_zhafyarova_rp_eksport_ dekabr2019.pptx (дата обращения: 01.11.2021).

22. Губернатор обсудил с представителями высшей школы региона развитие экспорта образовательных услуг и строительство межвузовского кампуса // Правительство Новосибирской области : [сайт]. URL: https://www.nso.ru/news/37764 (дата обращения: 01.11.2021).

References

1. Education: a hidden treasure : Highlights of the Report of the International Commission on Education for the 21st Century. (In Russ.). URL: https://ifap.ru/library/book201.pdf .

2. Higher education market. GlobeNewswire: [site]. (In Russ.). URL: https://www.globenewswire.com/news-release/2021/01/18/2159744/0/en/Higher-Education-Market-to-Hit-2-367-51-Billion-by-2027-Increasing-Presence-of-Private-Educational-Institutions-Worldwide-to-Fuel-Growth-Fortune-Business-Insights.html.

3. Nefedova A. I. Export of Russian higher education: features of the formation and structuring of demand. (In Russ.). Higher School of Economics: [site]. URL: https://www.hse.ru/data/xf/785/252/1159/%D0%94%D0% B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5% D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0_13.10.2017.pdf .

4. Number of foreign students by countries 2015-2018. UNESCO: [site]. (In Russ.). URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=172#.

5. Decree of the Government of Russia No. 2006-r dated October 29, 2012 "On Approval of the Action Plan for the Development of Leading Universities, Providing for Increasing Their Competitiveness among the World's Leading

Research and Education Centers". Garant.ru: legal information portal. (In Russ.). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70150350/.

6. World-class education in Russia. Project 5-100: [site]. (In Russ.). URL: www.5top100.ru/documents/ regulations/672/.

7. University ranking ARWU 2021 has been published. Unipage: [site]. (In Russ.). URL: https://www.unipage.net/ru/2235.

8. Malyarenko E. Medvedev proposed to export Russian education. RBC: [site]. (In Russ.). URL: http://www.rbc.ru/economics/30/05/2017/592d4f6a9a79471d54c0c2f7.

9. Passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system". Official Website of the Government of the Russian Federation. (In Russ.). URL: http://static.government.ru/ media/files/Dk0XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf.

10. The number of Russian language learners in the world has fallen by 2 times since the collapse of the USSR. RBC: [site]. (In Russ.). URL: https://www.rbc.ru/society/28/11/2019/5ddd18099a79473d0d9b0ab1.

11. Borders, tickets and other issues for international students during the pandemic. RBC: [site]. (In Russ.). URL: https://www.rbc.ru/society/12/08/2021/6113a6ef9a794773d5e7cd61.

12. A record number of international students chose Russia in 2020. Study in Russia: [site]. (In Russ.). URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/.

13. National Project "Science and Universities". Official Website of the Government of the Russian Federation. (In Russ.). URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events/.

14. University campuses and the city: cooperation for competitiveness. Center for Strategic Development: [site]. (In Russ.). URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3fD/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozzDfve0e.pdf.

15. Universities and institutes of the Siberian Federal District. Edunews: [site]. (In Russ.). URL: https://edunews.ru/universities-base/sfo/.

16. Development of a regional passport for the project "Export of Education in the Novosibirsk Region". Leader-ID: [site]. (In Russ.). URL: https://leader-id.ru/event/5739/.

17. The pilot project of the NSU campus was presented in Skolkovo. RBC. Novosibirsk news: [site]. (In Russ.). URL: https://nsk.rbc.ru/nsk/01/06/2021/60b60b989a794728e211ef55.

18. Housing Code of the Russian Federation. The Federal law No. 188 from 12.29.2004: ConsultantPlus: [site]. (In Russ.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/.

19. About 100 people applied for accommodation, only 40 of them received. DOXA: Russian Student Social and Political Journal: [site]. (In Russ.). URL: https://doxajournal.ru/problems_with_dorms/.

20. The main parameters of the Novosibirsk interuniversity campus will be presented in May. Infopro54: [site]. (In Russ.). URL: https://infopro54.ru/news/osnovnye-parametry-mezhvuzovskogo-kampusa-novosibirska-predstavyat-v-mae/.

21. 0n the export of educational services on the territory of the Novosibirsk region within the framework of the regional project "Export of Education": A report by the Deputy Minister, Head of the Youth Policy Department of the Ministry of Education of the Novosibirsk Region M. N. Zhafyarova. Novosibirsk region exports portal: [site]. (In Russ.). URL: http://export.nso.ru/sites/export.nso.ru/wodby_files/files/imce/4_zhafyarova_rp_eksport_dekabr 2019.pptx.

22. The Governor discussed the development of educational services exports and the construction of an interuniversity campus with local representatives of higher education. Government of Novosibirsk region: [site]. (In Russ.). URL: https://www.nso.ru/news/37764.

Информация об авторах

М. В. Ляшенко - доцент кафедры «Мировая экономика и туризм» Сибирского государственного университета путей сообщения, кандидат экономических наук.

А. А. Каплин - старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и туризм» Сибирского государственного университета путей сообщения.

Information about the authors

M. V. Lyashenko - Associate Professor of the Department of International Business and Tourism, Siberian Transport University, Candidate of Economic Sciences.

A. A. Kaplin - Senior Lecturer of the Department of International Business and Tourism, Siberian Transport University.

Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 14.01.2022; approved after reviewing 26.01.2022; accepted for publication 14.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.