Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина В.М.

В настоящее время экспорт образовательных услуг является глобальным бизнесом, который направлен на получение прибыли и возможности расширить культурные и экономические связи между странами через реализацию образовательной услуги «потребителям» рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, the export of educational services is a global business, which is aimed at making a profit and opportunities to expand cultural and economic ties between countries through the implementation of educational services to “consumers” of the educational services market.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Коллекция 1уманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

50

№1 (26) 2021 www.j-chr.com

DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/7 Педагогические науки

УДК: 378

Проблемы экспорта образовательных услуг Российской Федерации

© В.М. Кузьмина

Кузьмина В. М. — доцент кафедры международных отношений и государственного управления, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» E-mail: kuzmina-violetta@yandex.ru

Адрес: 305040, ул. 50 лет Октября, 94, г. Курск, Россия

АННОТАЦИЯ

В настоящее время экспорт образовательных услуг является глобальным бизнесом, который направлен на получение прибыли и возможности расширить культурные и экономические связи между странами через реализацию образовательной услуги «потребителям» рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: Российская Федерация, экспорт образовательных услуг, мировой рынок образования.

Мировой рынок образования на конец 2019 г. составил 6,5 трлн долларов США: 97% пришлось на «классическое образование» и 3% (200 млрд долларов) на рынок Educational technology (EdTech), или рынок онлайн-образования [1]. На мировом рынке образовательных услуг, как и на любом другом рынке товаров и услуг, имеются свои лидеры Международное нормативно-правовое регулирование мирового рынка услуг, в том числе и рынка образовательных услуг, осуществляется также под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) путем разработки и принятия правовых документов, регулирующие межгосударственные отношения в сфере торговли товарами и коммерческими услугами.

Образовательные услуги и их экспорт официально стали одним из секторов коммерческих услуг после переговоров Уругвайского раунда в ГАТС в 1999г. Деятельность ВТО, по Соглашению ГАТС, направлена на максимальное благоприятствование обмену товарами и коммерческими услугами, в

том числе и образовательными услугами, а также поставщикам таких товаров и услуг. Кроме того, деятельность ВТО в сфере экспорта образовательных услуг исключает дискриминацию отдельных национальных рынков образовательных услуг, пытающихся выйти на международный рынок образования [2]. Согласно ВТО, самым распространенным способом предоставления (экспорт) образовательной услуги, является потребление услуги за рубежом. Именно данный способ экспорта образовательных услуг занимает большую долю международного рынка образования. Остальные способы передачи образовательных услуг (например, дистанционно, виртуально) в настоящее время продолжают набирать популярность у экспортеров образования, что в будущем поспособствует большему привлечению иностранных студентов в страны-экспортеры образовательных услуг и расширению международного и национальных образовательных рынков, деятельность которых все также будет регулироваться ВТО и Соглашением ГАТС.

51

Институциональное регулирование Нормативно-правовое регулирование

1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 2. Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). 3. Совет при Правительстве Российской Федерации. 4. Министерство иностранных дел Российской Федерации. 5. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. 2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 2013 г. 3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 2014 г.

Таблица 1. Институциональное и нормативно-правовое регулирование сферы высшего образования и его экспорта в России

Таким образом, существующая право- ство в гуманитарной образовательной среде, ^ ^ ^^

вая и институциональная база способствует а также регулирует экспорт образователь- "-СЬ сот

развитию и укреплению международных ных услуг в сфере высшего образования, связей, обеспечивает успешное сотрудниче-

52

Зарубежные исследователи видят большое значение экспорта образовательных услуг для всех ведущих стран (A. Findlay) [3]. Зарубежные исследователи Э. Эббот и М. Сайллс исследуют причины и направления студенческой миграции [4]. Е. Браун считает, что студенты не всегда говорят правду в тех случаях, когда собираются мигрировать, прикрываясь получением образования в другой стране [5]. Война в Сирии с 2014 г. явилась источником новой волны миграции, в том числе образовательного характера. Так J. HagenZanker, R. Mallet заявляют, что факт покидания конфликтных зон является естественным стремлением молодежи к поиску более спокойных стран, и этот поиск лучше осуществлять в процессе образовательной миграции [6]. Зарубежных исследователей интересует факторы движущей силы получения образования за рубежом. По мнению Lee важным пи выборе страны получения образования является страновой рейтинг [7]. Dustmann С., Glitz А. Считают, что таким образом, родители вкладывают деньги в образование детей с последующей отдачей [8]. Исследования Cebolla-Boado, Ни, 8 Soysal показали, что чем выше международный статус вуза, тем

больше студентов туда стремятся поступить

[9]. D. Kim, С.А. Bankart, X. Jiang, А.М. Brazil

[10] считают. Что знания о стране-экспортере образовательных услуг - один из важнейших факторов выбора образования в той или иной стране, так же как и мнение родителей о стране [11].

Ситуация сфере экспорта образования изменилась с начала 2020 года, с момента развития Covid-19: JAQ. Goris [12], М. Heisel [13], R.M. Helms [14].

Согласно данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, реальный объем экспорта образовательных услуг в 2017 г. составил 85 млрд рублей (примерно 1,16 млрд долларов по нынешнему курсу), в

2018 г. -103,9 млрд рублей (примерно 1,42 млрд долларов по нынешнему курсу) и в

2019 г. -130,8 млрд рублей (примерно 1,78 млрд долларов по нынешнему курсу) [15]. Таким образом, сопоставляя реальные данные с цифрами проекта, можно сделать вывод о том, что план проекта благополучно реализуется, поскольку реальное значение объема экспорта в последние годы в среднем на 10 млрд рублей превышает объем денежных средств, заданный в паспорте проекта (рис. 1).

Рис. 1. План и итоги проекта «Развитие экспортного потенциала российской

№1 (26) 2021 системы образования» за 2017-2025 гг., млрд рублей www.i-chr.com

Сохраняя такую тенденцию роста, согласно плану проекта, в 2020 г. ожидаемый объем внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, превысит 135,4 млрд рублей (примерно 1,8 млрд долларов по нынешнему курсу) с общим количеством иностранных студентов в 310 тысяч человек, а к 2025 году должен увеличиться до 373,2 млрд рублей (примерно 5,1 млрд долларов по нынешнему курсу) с количеством иностранных студентов в 710 тысяч человек [16]. На протяжении всего периода реализации проекта (2017-2025 гг.) планируются вложения из федерального бюджета в размере 4,9 млрд рублей (примерно 66,6 млн долларов по нынешнему курсу). Однако, несмотря на некоторые успехи, среди рассмотренных стран Россия по объему экспорта образовательных услуг, включая прямые иностранные инвестиции в сферу образования, доход от международных исследований, консалтинговых услуг университетов, публикаций и др., продолжает занимать невысокие позиции.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года», основными проблемами развития экспорта отечественного образования являются [17]:

1. неактивная маркетинговая политика российского образования. Прежде всего это связано с недостаточной эффективностью информационного сопровождения и пропаганды российского высшего образования в сети «Интернет». Сайты российских вузов, призванные обеспечить иностранных абитуриентов актуальной информацией о системе российского образования и процессе поступления в вузы России, из-за недостаточной адаптированности для понимания иностранных граждан не способны конкурировать с зарубежными рекрутинговыми сайтами. Также во многих российских университетах отсутствуют необходимые сервисы для консультирования и поддержки иностранных студентов. Кроме того, доступные на английском языке СМИ России редко говорят о российском образовании и достижениях отечественных ученых и университетов. Б России есть вузы,

руководство которых понимают, что интернет-маркетинговая политика с использованием английского языка для продвижения своих образовательных услуг за рубеж необходима, однако такие вузы зачастую не реализуют потенциал в полной мере;

2. недостаточная эффективность дистанционного обучения и онлайн-образова-ния. Б настоящее время не все российские вузы способны перейти от классического формата обучения к дистанционному, в то время как другие страны мира могут позволить своим и иностранным студентам учиться в «Интернете». В России также не хватает бесплатных онлайн-курсов на английском языке. В отечественных вузах зачастую отсутствуют очные программы обучения на английском языке, а также методические рекомендации и учебные материалы на иностранных языках. Все это обуславливается низким уровнем владения иностранным языком среди преподавате- ,-п лей в российских университетах. Однако ^ стоит отметить, что популярность сферы онлайн-образования (Е(1ТесЬ) в России в

последние годы непрерывно растет, к тому же начинает приносить доход в бюджет государства: в 2019 г. отечественный рынок онлайн-образования составил 45-50 млрд рублей (621-690 млн долларов по нынешнему курсу), а рост составил 20-25% в год [18]. Кроме того, согласно исследованию «Интерфакс Академии», в 2020 г. рынок российского онлайн-образования может достигнуть 55-60 млрд рублей (759-828 млн долларов по нынешнему курсу). Однако мировой объем рынка онлайн-образования составляет 74 млрд долларов (4,8 трлн рублей), где российской рынок занимает только 1% [18]. Главной задачей в этой области остается разработка онлайн-курсов не на русском, а на английском языке, что могло бы привлечь большее количество иностранных студентов;

3. недостаточность финансовой поддержки экспортной деятельности вузов, что препятствует эффективной организации международной деятельности универ- №1 (26) 2021 ситетов. Расходы федерального бюджета www.j-chr.com на высшее образование составили в 2019

г. 3,4 млрд рублей (46,9 млн долларов по

нынешнему курсу) [19]. В 2020 г. и 2021 г. правительством предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 2,9 млрд рублей (40 млн долларов по нынешнему курсу) и 1,7 млрд рублей (23,5 млн долларов по нынешнему курсу) [19]. Так, наблюдается тенденция к сокращению финансирования деятельности российских вузов, несмотря на то, что именно университеты выполняют задачи по повышению конкурентоспособности российского образования в мировой образовательной среде. На фоне недостаточной финансовой поддержки государства появляются и другие проблемы: низкая заработная плата преподавателей, что снижает их социальный статус; сокращение бюджетных мест, что приводит к полной коммерциализации образования и потому его недоступности не только для иностранных учащихся, но и для российских студентов. Здесь возникает еще одна проблема - рост стоимости обучения за СЧет повышения уровня инфляции;

4. отсутствие гибкой системы финансовой поддержки и стимулирования иностранных студентов, а также специальных мер содействия их трудоустройству. Так, на российские вузы приходится всего 15 тысяч бюджетных мест для иностранных абитуриентов, что очень мало для успешного проведения политики популяризации отечественного высшего образования за рубежом в рамках приоритетных проектов «Экспорт образования» и «5-100». Кроме того, иностранным студентам, получившим бюджетные места, ежемесячно выплачивается небольшая государственная стипендия в размере 1484 рублей (20 долларов США по нынешнему курсу), что также является трудностью для привлечения иностранных студентов в российские вузы. Сюда также можно отнести и проблемы с ограниченностью мер содействия организации стажировок иностранных студентов;

5. отставание социальной инфраструктуры российских вузов. Многие российские вузы не готовы принимать

№1 (26) 2021 иностранных студентов из-за отсутствия www.j-chr.com нужных условий: недостаточное количество мест в старых и некомфортных общежитиях, отсутствие современных универси-

тетских кампусов. Все это также ведет к дискредитации российского образования за рубежом. Однако, согласно проекту «Экспорт образования», расходы федерального бюджета будут направлены в том числе и на реконструкцию студенческих городков для иностранных и иногородних студентов: в 2019 г. размер финансирования составил 8,8 млрд рублей (122,2 млн долларов по нынешнему курсу), а в 2020 г и 2021 г. составит 13,5 млрд рублей (187,5 млн долларов по нынешнему курсу) и 20 млрд рублей (277,7 млн долларов по нынешнему курсу), соответственно [19];

6. несовершенный механизм обеспечения учебной миграции. Эта проблема прежде всего связана с визовыми ограничениями и, как следствие, правовыми трудностями: постановка на учет, миграционные карты иностранных студентов, сроки действия учебной визы и ее продление после подготовительного курса, административная депортация иностранных студентов ввиду быстрого истечения срока учебных виз. В настоящее время иностранные студенты могут получить визу на срок до 90 дней с возможностью продления ее с учетом учебного договора - до 12 месяцев. Поэтому каждый год иностранным студентам необходимо делать новую учебную визу. Учебные визы на три года или же на весь срок обучения позволят решить проблему быстрого прекращения действия визы, а потому предотвратить последствия (депортация и др.). Таким образом, упрощение таможенного и миграционного режимов также могли бы повысить привлекательность российского образования;

7. невысокие позиции российских университетов в международных рейтингах высшего образования. Так, в таких международных рейтингах, как Academic Ranking of World Universities (ARWU) World Top 500 Universities, QS World University Rankings и Times Higher Education (THE) World University Rankings большинство российских вузов занимают относительно низкие позиции. Например, на 2019 г. МГУ им. М.В. Ломоносова в рейтингах ARWU и QS занимает 87 и 84 места, соответственно, таким образом, являясь единственным

отечественным университетом, вошедшим в сотню лучших университетов мира, а в рейтинге THE уже заняв 189 место [20]. Остальные университеты России не входят ни в 100, ни в 200 лучших университетов мира. Для решения данной проблемы с 2013 г. реализуется проект «5-100», который направлен на максимизацию конкурентных позиций группы из 21 ведущих российских университетов на глобальном рынке образования: Казанский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, МФТИ, МИФИ, МИСиС и другие. Данный проект завершается в 2020 г., по результатам которого как минимум 5 университетов, соответствующие мировым тенденциям развития, должны войти в 100 лучших университетов мира одного из международных рейтингов. Однако на 2019 г. ни один вуз из проекта «5-100» даже не вошел в 200 лучших вузов мира ни в одном международном рейтинге из ARWU, QS, THE [20];

8. проблема интеграции российской системы образования в Болонский процесс и признания российских дипломов за рубежом. Хотя Россия вступила в Болонский процесс в 2003 г., но до сих пор за границей принимаются не все дипломы российских вузов. Данная проблема является одной из самых актуальных и в то же время ключевым барьером на пути экспорта российских образовательных услуг. После окончания обучения в российском университете диплом должен пройти процедуры легализации сначала в Российской Федерации, а затем признания (нострификация или валидация) в другом государстве в случае выезда за границу. В настоящее время Россией подписаны межправительственные соглашения об облегчении процедуры признания дипломов для выпускников отечественных вузов более с чем 60 зарубежными государствами. Кроме того, Российская Федерация является участником Бангкокской (1983 г.) и Лиссабонской (1997 г.) конвенций о признании дипломов. Однако в целом признание диплома за границей является сложной процедурой, поскольку системы образования стран во многом различаются.

Помимо выше перечисленных основ-

ных проблем экспорта российского образования, следует также отметить и другие не менее актуальные трудности:

-неопределенность направлений дальнейшего развития российского рынка образовательных услуг;

-влияние инфляции на нестабильность ценовой политики многих вузов;

-несовершенство системы сопровождения и поддержки иностранных студентов на всех этапах взаимодействия с вузами;

-чрезмерная структурированность отечественной образовательной системы, что ведет к бюрократизации и в свою очередь сказывается на позициях в мировых рейтингах;

-упор на самостоятельность и самообразование студентов ввиду принятия принципов Болонского процесса, включающих сокращение аудиторных часов и потому увеличение самостоятельной подготовки;

- преобладание теории над практикой; 55

- недостаточное развитие совместных образовательных программ с зарубежными университетами;

- потеря связи с национальными ассоциациями иностранных выпускников, способствовавших продвижению отечественного образования;

- косвенное негативное влияние санкций в сторону России на международное сотрудничество в сфере образования и науки;

- малое количество русистов за рубежом, также продвигающих российские образовательные услуги;

- трудности перевода иностранных студентов из зарубежных вузов в российские (в настоящее время законодательство Российской Федерации позволяет зачислять таких студентов только на первый курс) и

др.

Кроме того, существует ряд проблем, касающихся адаптации иностранных студентов в обществе принимающей страны: языковые, понятийные, нравственно-информационные, климатические, бытовые, №1 (26) 2021 коммуникативные трудности, ПСИХОфнЗИ- www.j-chr.com ческие, учебно-познавательные трудности, проблемы обеспечения жизнедеятельности,

финансовые трудности, проблемы самореализации, проблема трудоустройства иностранных студентов во время обучения в вузе и т.д.

Таким образом, были рассмотрены основные проблемы и барьеры, мешающие продвижению российских образовательных

ЛИТЕРАТУРА

1. Тренды рынка EdTech [Электронный ресурс] // Информационный портал vc.ru. - Режим доступа: https://vc.ru/ii/387242-terra-cognito/92714-kuda-dvizhetsya-ry-nok-edtech-trendy-2020-ot-dmitriya-vo-loshtna (дата обращения 25.03.2020).

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (rATC/GATS): [подписано 15.04.1994]. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: Режим доступа h llp://www.consul La л 1.

5g ru/cons/CGI/online.cgi?base=INT&n=164

698req=doc#04580880544594701 (дата обращения 25.03.2020).

3. Findlay A, An assessment of supply and demand-side theorizatlons of International student mobility International Migration, 49 (2) (2011): 162-190

4. Abbott A. Determinants of International Student Migration. The World Economy Vol. 39, issue 5. (2016): 621-635. URL: h lips:// onlinelibrary. wiley.com/doi/full/10.1111/ twec.12319 (accessed 14.11.2020). DOI 10.1111/ twec.12319

5. Browne E. Evidence on Education as a Driver for Migration. K4D Helpdesk Report. Bringhton, UK: Institute of Development Studies; 2017. Available at: hllp:// op end oc s. ids.ac.uk/opend о с s/han-dle/123456789/13050 (accessed 15.11.2020).

6. Hagen-Zanker, J. Journeys to Europe. The Role of Policy in Migrant Decisionmaking / J. HagenZanker, R. Mallet. London : Overseas Development

Studies Institute, 2016. - 50 p. - URL: https://www.odi. org/sites/odi.org.uk/ files/odi-assets/publications-opinion-(26) 2021 flles/10297.pdf (цата обращения: 14.11.2020).

www.j-chr.com „ ¥ £ , r '

7. Lee C. Exploring motivations lor studying abroad: A case study of Taiwan. Tourism

услуг. Прежде всего проблемы экспорта образования связаны с национальной системой образования Российской Федерации, а потому при решении этих проблем необходим подход «изнутри наружу» с учетом опыта зарубежных образовательных систем.

Analysis, 22(4), (2017): 523-536.

8. Dustmann C„ Glitz A. Migration and Education. In: E.A. Hanushek, S. Machin, L. Woessmann (ed.) Handbook of the Economics of Education. 2011; 4:327-439. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/B978- 0-44453444-6.00004-3

9. Cebolla-Boado H„ Hu, Y, & Soysal Y. N. Why study abroad? Sorting of Chinese students across British universities. British Journal of Sociology of Education, 39(3), (2018): 365- 380.

10. Kim D., Bankart CA X. Understanding the college choice process of Asian international students Y. Ma, M.A. Garcia-Murillo (Eds.), Understanding International Students from Asia in American Universities: Learning and Living Globalization, Springer, Cham, Switzerland (2018): 15-41

11. Bodycott P. Choosing a higher education study abroad destination: What Mainland Chinese parents and students rate as important. Journal of Research in International Education, 8(3), (2009): 349-373.

12. Goris J.A.Q. How will COVID-19 affect international academic mobility? UNESCO, Paris, (2020). URL: https://www.iesalc.unes-co.org/en/2020/06/26/how-will-covid-19-affect-international-academic-mobility/ (accessed 14.11.2020).

13. Heisel M. COVID-19: The end of or revival of international higher education 7 May (2020) Berkeley News, URL: hllps://news. berkeley.edu/2020/05/07/covid-19-the-end-or-revival-of-international-higher-ed-ucation/ (accessed 14.11.2020).

14. Helms R.M. Can internationalization survive coronarivus? You need to see my data 4 March (2020) Higher Education Today, URL: https://www.higheredtoday. org/2020/03/04/can-internationalization-

survive-coronavirus-need-see-data/ (accessed 17.11.2020).

15. Марина Боровская: Экспорт образования - это не цель, а инструмент // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Режим доступа: https://spe-clal.mlnobrnauki.gov.ru/ru/press-cen-ter/card/?ld_4=2370 (дата обращения 27.04.2020).

16. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://government.ru/ news/28013/ (дата обращения 26.04.2020).

17. Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 № 1797-р. [Электронный ресурс] / Информационно-

правовое обеспечение «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/72622542/ (дата обращения 25.03.2020).

18. Ученье - сайт. Рынок онлайн-образования активно растет / [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - Режим доступа: https://www.kommer-sant.ru/doc/4275439 (дата обращения 11.05.2020).

19. Бюджет для граждан [Электронный ресурс]/Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа: hllps://www.minl'in.m/corrirrion/ upload/library/2018/12/maln/BDG_2019_all. pdf (дата обращения 11.05.2020).

20. Рейтинги [Электронный ресурс] / «Проект 5-100» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https:// www.5topl00.ru/ranklngs/ (дата обращения 12.05.2020).

PROBLEMS OF EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION

© Violetta M. Kuzmina

Kuzmina Violetta M. — Associate Professor International Relationship and Goverment Management Department, "South-West State University" E-mail: CEA51@mail.ru

Address: 305040,50 year of the October str., 94, Kursk, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

Currently, the export of educational services is a global business, which is aimed at making a profit and opportunities to expand cultural and economic ties between countries through the implementation of educational services to "consumers" of the educational services market.

58

Keywords: Russian Federation, export of educational services, world education market.

REFERENCE

№1 (26) 2021

www.j-chr.com

1. EdTech market trends [Trendy rynka EdTech]// Information portal vc.ru. Access mode: https://vc.ru/ii/387242-terra-cognito/92714-kuda-dvizhetsya-rynok-edtech-trendy-2020-ot-dmitriya-voloshina (date of access 03/25/2020). '

2. General Agreement on Trade in Services (GATS / GATS)[ General'noye soglasheniye po torgovle uslugami (GATS/GATS)]: [signed on 15.04.1994]. // Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

3. Findlay A. An assessment of supply and demand-side theorizations of international student mobility International Migration, 49 (2) (2011): 162-190

4. Abbott A. Determinants of International Student Migration. The World Economy Vol. 39, issue 5. (2016): 621-635. URL: blips:// onlinelibrary. wiley.com/doi/fall/10.1111/ twec.12319 (accessed 14.11.2020). DOI 10.1111/ twec.12319

5. Browne E. Evidence on Education as a Driver for Migration. R4D Helpdesk Report. Bringhton, UK: Institute of Development Studies; 2017. Available at: http://opendocs.ids.ac.uk/opendocs/han-dle/123456789/13050 (accessed 15.11.2020).

6. Hagen-Zanker, J. Journeys to Europe. The Role of Policy in Migrant Decisionmaking / J. HagenZanker, R. Mallet. London : Overseas Development Studies Institute, 2016. - 50 p. - URL: hllps://www. odi. org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/ publications-opinion-files/10297.pdf (дата обращения: 14.11.2020).

7. Lee С. Exploring motivations for studying abroad: A case study of Taiwan. Tourism Analysis, 22(4), (2017): 523-536.

8. Dustmann C., Glitz A. Migration and Education. In: EA Hanushek, S. Machin, L. Woessmann (ed.) Handbook of the Economics of Education. 2011; 4:327-439. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/B978- 0-44453444-6.00004-3

9. Cebolla-Boado H„ Hu, Y„ 8 Soysal Y. N. Why study abroad? Sorting of Chinese students across British universities. British Journal of Sociology of Education, 39(3), (2018): 365- 380.

10. Kim D„ Bankart CA X. Understanding the college choice process of Asian international students Y. Ma, M.A. Garcia-Murillo (Eds.), Understanding International Students from Asia in American Universities:

Learning and Living Globalization, Springer, Cham, Switzerland (2018): 15-41

11. Bodycott P. Choosing a higher education study abroad destination: What Mainland Chinese parents and students rate as important. Journal of Research in International Education, 8(3), (2009): 349-373.

12. Goris J.A.Q. How will C0V1D-19 affect international academic mobility? UNESCO, Paris, (2020). URL: https://www.iesalc.unes-co.org/en/2020/06/26/how-will-covid-19-affect-international-academic-mobility/ (accessed 14.11.2020).

13. Heisel M. C0VID-19: The end of or revival of international higher education 7 May (2020) Berkeley News, URL: https://news. berkeley.edu/2020/05/07/covid-19-the-end-or-revival-of-international-higher-ed-ucation/ (accessed 14.11.2020).

14. Helms R.M. Can internationalization survive coronarivus? You need to see my data 4 March (2020) Higher Education Today, URL: https://www.higheredtoday. org/2020/03/04/can-internationalization-survive-coronavirus-need-see-data/ (accessed 17.11.2020).

15. Marina Borovskaya: Export of education is not a goal, but a tool[Marina Borovskaya: Eksport obrazovaniya - eto ne tsel', a instrument] // Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Access mode: https://special.minobrnauki.gov.ru/ru/ press-center/card/?id_4=2370 (date of access 04/27/2020).

16. The passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system" was approved[Utverzhden pasport prioritetnogo proyekta «Razvitiye eksportnogo potentsi-ala rossiyskoy sistemy obrazovaniya»] // Official website of the Government of the Russian Federation. Access mode: http:// government.ru/news/28013/ (date of access 04/26/2020).

17. On approval of the Strategy for the Development of Export of Services until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of August 14,2019 No. 1797-r.[ Ob ut-verzhdenii Strategii razvitiya eksporta uslug do 2025 goda: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 14.08.2019 № 1797-r] // Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

18. Learning - site. The online education market is actively growing [Uchen'ye - sayt. Rynok onlayn-obrazovaniya aktivno ras-tet]// Kommersant. Access mode: https:// www.kommersant.ru/doc/4275439 (date of access 05/11/2020).

19. Budget for Citizens[Byudzhet dlya grazhdan] // Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Access mode: https://www.minfin.ru/common/up-load/library/2018/12/main/BDG_2019_all. pdf (access date 05/11/2020).

20. Ratings[Reytingi ] // "Project 5-100" of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Access mode: https://www.5topl00.ru/rankings/ (date of treatment 05/12/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.