DOI: 10.12731/2077-1770-2020-3-179-192 УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В РОССИЮ
Кузьмина В.М.
Цель. В статье раскрываются количественные и качественные показатели академической мобильности студентов некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Российскую Федерацию в период с 2014/2015 уч. года до 2018/2019 уч. года.
Методы или методология проведения работы. Были использованы метод стратегического анализа, метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, метод прогнозирования рассматриваемой ситуации, иллюстративно-графический метод.
Результаты. Показана динамика академической мобильности студентов из различных стран АТР в Российскую Федерацию в период с 2014/2015 уч. года до 2018/2019 уч. года с учетом показателей обучения на контрактной основе и с использованием государственных дотаций (квот) на получение образования.
Показана престижность получения российского образования, выделены проблемные аспекты сотрудничества между РФ и АТР.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере прогнозирования экспорта образовательных услуг Российской Федерации и образовательного сотрудничества РФ со странами АТР.
Ключевые слова: Российская Федерация; образовательное сотрудничество; Азиатско-Тихоокеанский регион; государственные стипендии (квоты); академическая мобильность.
indicators of students' academic mobility from the asia-pacific region to russia
Kuzmina V.M.
Purpose. The article is devoted to quantitative and qualitative indicators of students' academic mobilityfrom certain countries of the Asia-Pacific region to the Russian Federation from 2014/2015 to 2018/2019 academic year.
Method and methodology of the work. The methods used are as follows: strategic analysis, theoretical analysis of the sources of the research problem, graphical method.
Results. The study shows the dynamics of academic mobility of students from various countries of the Asia-Pacific region to the Russian Federation in the period from 2014/2015 to 2018/2019 academic year taking into account contract-based education as well as educational state grants (quotas). The results of the study show the prestige of obtaining Russian education and problematic aspects of cooperation between the Russian Federation and the Asia-Pacific region.
The scope of the results. The results of the study can be used in the field of forecasting the export ofeducational services of the Russian Federation and educational cooperation of the Russian Federation with the Asia-Pacific countries.
Keywords: Russian Federation; educational cooperation; Asia-Pacific region; state scholarships (quotas); academic mobility.
Введение
Академическая мобильность в мире разнообразна по своему содержанию и динамике. Российское образование не потеряло своей доступности для граждан из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и в исследовании показано, что положительная динамика в миграционных потоках в процессе образовательного сотрудничества стран сохраняется. Но есть проблемы, которые мешают отдельным странам АТР в полной мере реализовывать образовательную миграционную
политику на территории Российской Федерации. Сегодня можно говорить о таком тренде в системе российского образования, как увеличение спроса на образовательные услуги в РФ со стороны стран АТР.
Российская Федерация сегодня рассматривает образовательную миграцию, академическую мобильность как составную часть своего внешнеполитического курса, что поможет в свою очередь укрепить экономическое и политическое влияние страны в мире [8].
Тенденции образовательной миграции изучались на разных уровнях самыми разными исследователями, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Исследователи изучают то социальное значение, которое академическая студенческая мобильность имеет для стран [16; 3; 1]. Зарубежные исследователи Э. Эббот и М. Сай-ллс изучали детерминанты студенческой миграции [11]. Как отмечает в своем исследовании Е. Браун, получение образования далеко не всегда является основой миграционного перемещения студентов [13]. Начиная с 2014 г., после того как развернулся конфликт в Сирии, исследователи отмечают, что рост конфликтного потенциала на Ближнем и Среднем Востоке влияет на образовательное перемещение иностранных студентов. Так, Дж.Х. Занке и Р. Маллет пишут о том, что иностранные студенты уезжают из конфликтных регионов в поисках стабильных и спокойных государств [18]. Зарубежных исследователей интересует вопрос о факторах, которые являются движущей силой при выборе той или иной страны для получения образования. По мнению К. Ли, таким фактором является мировой и страновой рейтинг вуза [21]. К. Дастмен и Э.Глиц рассматривают получение образования как долгосрочное вложение денег с последующей отдачей в виде хорошо оплачиваемой работы [15].
Исследования Х. Кеболла-Боадо показали, что именно международный статус получаемого высшего образования является главным фактором при трудоустройстве после обучения [14]. Уровень осведомленности о государстве, в котором планируется получение образования, также является значимым фактором при выборе образовательного учреждения, как показали исследования Д. Ким, К.Э. Бэнкета, К. Янг, Э.М. Брэзил [26]. Как показало исследование
П. Бодикотта, не менее важным фактором при выборе страны получения образования является мнение родителей о государстве [12].
Исследование международной академической мобильности также широко представлено в работах отечественных специалистов: Е.Ю. Кошелевой [4], С. Рязанцева [6], Е.И. Самофаловой [7].
Ситуация в сфере образовательной миграции коренным образом изменилась с начала 2020 г., когда процесс получения образования столкнулся с пандемией и локдаунами. Эти объективные трудности процесса международной академической мобильности освещены в работах Дж.Э.К. Горис [16], М. Хейзел [19], Р.М. Хелмса [20]. Некоторые ученые (к примеру, С. Меркадо) полагают, что международная студенческая мобильность сохранится после пандемии, и в качестве примера приводят вспышку атипичной пневмонии в 2003 г. [24]. Результаты исследования отношения студентов Китая и Гонконга к обучению за рубежом подтвердили негативное влияние пандемии Covid-19 на международное высшее образование и мобильность студентов [25].
Материалы и методы исследования
При изучении данной темы были использованы метод стратегического анализа, метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, метод прогнозирования рассматриваемой ситуации, иллюстративно-графический метод.
Результаты и их обсуждение
История отношений России с АТР показывает, что разделяющие их многие тысячи километров отнюдь не мешают дружественным связям народов. С начала 90-х гг. ХХ в. и вплоть до середины того десятилетия АТР занимал в российской внешней политике вторичное место. И в течение данного исторического периода в гуманитарных связях между РФ и АТР, включая сотрудничество в сфере высшего образования, наблюдался серьезный спад. На сегодняшний день в России насчитывается 766 университетов, которые размещены по всей территории страны от Калининграда и Владиво-
стока. Есть вузы классического типа, в которых работает полный комплекс факультетов, начиная от филологического до инженерного и медицинского; есть вузы узкой специализации. И во многих из них обучаются иностранные граждане.
Высшие учебные заведения РФ предоставляют иностранным гражданам образовательные услуги как на контрактной (платной) основе, так и за счет средств федерального (централизованного) бюджета РФ с полным возмещением затрат. Каждый год Министерство образования и науки РФ выделяет государственные стипендии (квоты) на обучение по подготовке бакалавров, специалистов, магистров, а также для получения послевузовского образования (докторантура) или повышения квалификации для молодежи из самых различных регионов мира, включая страны АТР (см. Табл. 1).
Таблица 1.
Государственные стипендии (квоты), выделенные гражданам АТР на обучение в российских вузах за счет федерального бюджета, и общее число обучавшихся [10]
Количество государственных стипендий (квот)
Страны для обучения иностранных граждан в российских вузах за счет средств из федерального бюджета
2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019
уч. год уч. год уч. год уч. год уч. год
Вьетнам 674 800 1129 950 958
Индонезия 105 100 173 166 161
Камбоджа 20 10 22 8 15
Китай 745 850 1370 931 950
КНДР 40 35 47 30 40
Лаос 29 15 87 91 91
Малайзия 5 5 12 9 9
Мальдивы 2 2 1 0 1
Монголия 333 350 488 454 500
Непал 36 20 37 9 9
Сингапур 0 1 2 1 1
Таиланд 39 25 38 34 34
Филиппины 1 1 4 0 11
Шри-Ланка 52 35 46 32 40
Япония 104 87 99 97 100
ВСЕГО 2185 2336 3555 2812 2920
Эксперты российского министерства образования отмечают, что страны АТР показывают активную положительную динамику. Если в 2014/2014 уч. году в российских вузах насчитывалось 2185 студентов из этого региона, то к 2016/2016 гг. их число выросло до 3555 человек, в 2018/2019 гг. очную форму обучения в России предпочли уже 2920 человек, больше всего молодежи приехало из Вьетнама (958 человек), Китая (950 человек), за ними следуют Монголия (500 человек), Индонезия (161) и Япония (100). Абитуриенты-иностранцы могут выбирать из более чем 300 специальностей гуманитарно-социального, инженерно-технологического или медицинского направлений профессиональной подготовки. Согласно принятой в РФ программе «Экспорт образования», к 2025 г. количество иностранных студентов в России должно увеличиться до 600-700 тыс. человек [2].
Таблица 2.
Численность иностранных граждан, обучавшихся на контрактной основе по очной форме в российских вузах в 2017/2018 уч. году по странам происхождения [10]
Страны Общее число обучавшихся очно, чел. Общее число, обучавшихся по контракту, чел.
Вьетнам 674 800
Индонезия 105 100
Камбоджа 20 10
Китай 745 850
КНДР 40 35
Лаос 29 15
Малайзия 5 5
Мальдивы 2 2
Монголия 333 350
Непал 36 20
Сингапур 0 1
Таиланд 39 25
Филиппины 1 1
Шри-Ланка 52 35
Япония 104 87
ВСЕГО 2185 2336
Традиционно-популярными у иностранцев являются инженерно-технические специальности (23% обучающихся), медицина и фармацевтика (20%), однако все больший вес приобретают социально-гуманитарные науки, включая педагогику (16%). Кроме того, растет интерес к нефтегазовому делу, международным отношениям, лингвистике. В начале 2019 г. британское аналитическое агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало очередной предметный рейтинг QS World University Rankings by Subject. Судя по данным этого рейтинга, российские университеты вошли в Топ-100 по ряду предметных областей [5]. Так, в высшую сотню по физике и астрономии включены Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет. Кроме того, Московский государственный университет входит в Топ-50 по современным языкам, математике, компьютерным наукам и информационным системам. А Санкт-Петербургский горный университет занял 19-е место среди двадцати лучших вузов мира по горно-инженерному делу [5]. В апреле 2019 г. в ходе визита в Пекин президент России Владимир Путин поставил цель к 2020 г. довести число участников академических обменов между РФ и Китаем до 100 тыс. По данным на начало 2018 г., количество студентов, принимающих участие в двусторонних академических обменах, в совместных научных и образовательных программах составляло порядка 85 тыс. человек. По данным представителя Министерства науки и высшего образования России в КНР И.А. Позднякова, эта цель была достигнута [9]. 16 российских вузов приняли участие в интернациональной выставке-конференции Азиатско-Тихоокеанской Ассоциации международного образования (APAIE), проходившей в марте 2019 г. в Куала-Лумпуре. Существенную помощь в укреплении российско-азиатско-тихоокеанского взаимодействия в области образования оказывают выпускники советских/российских вузов: такие сообщества имеются в Китае (КАВС - Китайская ассоциация выпускников российских и советских вузов, создана в Пекине 14 мая 1989 г.). 16 января 2020 г. в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь состоялся торжественный приём
Ассоциации китайских выпускников европейских и американских вузов, значимой частью которой является и Китайская ассоциация выпускников советских и российских вузов (КАВС). В мероприятии приняли участие председатель Ассоциации, заместитель Председателя ПК ВСНП Чэнь Чжу, послы 17 иностранных государств, представитель Россотрудничества в КНР, первый секретарь Посольства России в КНР Т.Л. Касьянова, представитель Минобрнауки России в КНР, первый секретарь Посольства России в КНР И.А. Поздняков
Выводы и рекомендации
В современное пространство академической мобильности студентов включены все ведущие страны мира, и Российская Федерация не является исключением. У России есть накопленный со времен СССР опыт по привлечению иностранных студентов, в том числе из АТР. Успешные с точки зрения зарубежных рейтинговых агентств ведущие вузы страны являются значимыми и востребованными среди студентов из АТР, но тем самым региональные вузы оказываются исключенными и невостребованными среди иностранных студентов. На наш взгляд, Министерству науки и высшего образования России необходимо пересмотреть приоритеты в распределении квот и дотаций на получение образования иностранными студентами. Ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга традиционно будут востребованы среди студентов из стран АТР, в то время как региональные вузы нуждаются в маркетинговом продвижении за пределами РФ и дотационной помощи государства в виде квот на обучение студентов. Для более успешного взаимодействия с АТР регионом представляется перспективным создание специализированного объединенного интернет-портала по всем образовательным программам, которые предлагают российские вузы, заинтересованные в контактах с университетами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Список литературы 1. Замотин М.П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Дискурс. 2016. N° 5. C. 77-86. URL:
https://discourse.etu.ru/assets/files/zamotin-m.p(1).pdf (дата обращения: 02.11.2020).
2. Минобрнауки: число иностранных студентов удвоится. URL: https:// versia.ru/minobrnauki-chislo-inostrannyx-studentov-v-rossii-udvoitsya (дата обращения: 25.11.2020).
3. Митин Д.Н. Образовательная миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010; (3). С. 123-134. URL: http://journals.rudn.ru/ political-science/article/view/8976/8427 (дата обращения: 01.11.2020).
4. Отношение китайских студентов к миграции / Кошелева Е.Ю., Само-фалова Е.И., Пак И.Я., Шевель Е.А., Ишутина И.А. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 6. С. 14-16. URL: https://www.Expeducation.ru/pdf/2015/6/7645.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
5. Рейтинг QS: 10 российских университетов вошли в топ-100 по отдельным специализациям. URL: https://indicator.ru/news/2019/02/26/ rejting-qs-2019/ (дата обращения: 17.11.2020).
6. Рязанцев С. Вклад миграции в демографическое и социально-экономическое развитие России // Наука. Культура. Общество. 2018; (4). С. 19-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36547142 (дата обращения 17.11.2020).
7. Самофалова Е.И. Роль социальных сетей в образовательной миграции (на примере Китая) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Философия. Социология. Политическая наука. 2016. № 4. С. 302-315. doi:10.17223/1998863X/36/31
8. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч. практ. конф. 23 марта 2017. Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета, 2017. С. 221-222.
9. Число участников студенческих обменов РФ и КНР в 2019 году достигло 100 тыс. URL: https://tass.ru/obschestvo/10062903 (дата обращения: 17.11.2020).
10. Экспорт российских образовательных услуг. М.: Центр социологических исследований, 2019. 536с.
11. Abbott A. Determinants of International Student Migration. The World Economy Vol. 39, Issue 5. (2016). P. 621-635. doi:10.1111/twec.12319
12. Bodycott P. Choosing a higher education study abroad destination: What Mainland Chinese parents and students rate as important. Journal of Research in International Education, 8(3), (2009). P. 349-373.
13. Browne E. Evidence on Education as a Driver for Migration. K4D Help-desk Report. Bringhton, UK: Institute of Development Studies. 2017. URL: http://opendocs.ids.ac.uk/opendocs/handle/123456789/13050 (дата обращения: 15.11.2020).
14. Cebolla-Boado H., Hu Y., & Soysal Y.N. Why study abroad? Sorting of Chinese students across British universities // British Journal of Sociology of Education, 39(3), (2018). P. 365-380.
15. Dustmann C., Glitz A. Migration and Education // Handbook of the Economics of Education. 2011. № 4. P. 327-439. doi:10.1016/B978-0-444-53444-6.00004-3
16. Findlay A. An assessment of supply and demand-side theorizations of international student mobility // International Migration. 2011. № 49(2). P. 162-190.
17. Goris J.A.Q. How will COVID-19 affect international academic mobility? URL: https://www.iesalc.unesco.org/en/2020/06/26/ how-will-covid-19-affect-international-academic-mobility/ (дата обращения: 14.11.2020).
18. Hagen-Zanker J. Journeys to Europe. The Role of Policy in Migrant Decision-making. London: Overseas Development Studies Institute, 2016. 50 p. URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/ publications-opinion-files/10297.pdf (дата обращения: 14.11.2020).
19. Heisel М. COVID-19: The end of or revival of international higher education. 7 May (2020) Berkeley News. URL: https://news.berkeley. edu/2020/05/07/covid-19-the-end-or-revival-of-international-higher-ed-ucation/ (дата обращения: 14.11.2020).
20. Helms R.M. Can internationalization survive coronavirus? You need to see my data 4 March (2020) Higher Education Today. URL: https://www.
higheredtoday.org/2020/03/04/can-internationalization-survive-corona-virus-need-see-data/ (дата обращения: 17.11.2020).
21. Lee C. Exploring motivations for studying abroad: A case study of Taiwan. Tourism Analysis, 2017. No 22(4). P. 523-536.
22. Marginson S. Covid-19 and the market model of higher education: Something has to give, and it won't be the pandemic. Oxford, UK: Centre for Global Higher Education. 2020. URL: https://www.research-cghe.org/blog/2020-07-20-covid-19-and-the-market-model-of-higher-education-something-has-to-give-and-it-wont-be-the-pandemic/. (дата обращения: 4.12.2020).
23. Marginson S. Global HE as we know it has forever changed. Times Higher Education, March 26, 2020. URL: https://www.timeshighered-ucation.com/blog/global-he-we-know-it-has-forever-changed# (дата обращения: 16.11.2020).
24. Mercado S. International student mobility and the impact of the pandemic. BizEd: AACSB International, June 11, 2020. URL: https://bized. aacsb.edu/articles/2020/june/covid-19-and-the-future-of-internation-al-student-mobility. (дата обращения: 14.11.2020).
25. Mok K.H. "Will Chinese students want to study abroad post-COVID-19?" // University World News, 4 July, 2020. URL: https:// www.universityworldnews.com/post.php?story=20200703155021111 (дата обращения: 14.11.2020).
26. Understanding the college choice process of Asian international students / Kim D., Bankart C.A.S., Jiang X., Brazil A.M. // Understanding International Students from Asia in American Universities: Learning and Living Globalization. Springer. 2018. № 6. P. 15-41.
References
1. Zamotin M.P. Diskurs [Discourse], no 5, (2016): 77-86. URL: https:// discourse.etu.ru/assets/files/zamotin-m.p(1).pdf (accessed 02.11.2020).
2. URL: https://versia.ru/minobrnauki-chislo-inostrannyx-studentov-v-ros-sii-udvoitsya (accessed 19.11.2020).
3. Mitin D.N. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia], no 3 (2010): 123-134.
URL: http://journals.rudn.ru/political-science/article/view/8976/8427 (accessed 01.11.2020).
4. Kosheleva E.Yu., Samofalova E.I., Pak I.Ya., Shevel E.A., Ishutina I.A. Mezhdunarodnyj zhurnaljeksperimental'nogo obrazovanija [Journal of Experimental Education], no 6 (2015): 14-16. URL: https://www. expe-ducation.ru/pdf/2015/6/7645.pdf (accessed 16.11.2020).
5. Reyting QS: 10 rossiyskikh universitetov voshli v top-100 po ot-del'nym spetsializatsiyam [QS rating: 10 Russian universities entered the top 100 for individual specializations]. URL: https://indicator.ru/ news/2019/02/26/rejting-qs-2019/ (accessed 25.11.2020).
6. Ryzantsev S. Nauka. Kultura. Obshchestvо [Science. Culture. Society], no 4 (2018): 19-27. URL: https:// www.elibrary.ru/item.as-p?id=36547142 (accessed 17.11.2020).
7. Samofalova E.I. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. [Bulletin of Tomsk State University], no 4 (2016): 302-315. doi:10.17223/1998863X/36/31
8. Trofimov E.A., Trofimova T.I. Tendencii iproblemyv jekonomike Rossii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Trends and problems in the Russian economy: theoretical and practical aspects]. Irkutsk: Baikal State University Publ., 2018: 221-222.
9. Chislo uchastnikov studencheskikh obmenov RF i KNR v 2019 godu dostiglo 100 tys. [The number of participants in student exchanges between the Russian Federation and the PRC reached 100 thousand in 2019]. URL: https://tass.ru/obschestvo/10062903 (accessed 19.11.2020).
10. Eksport rossiyskikh obrazovatel 'nykh uslug [Export of Russian educational services]. Moscow: Centr sociologicheskih issledovanij, 2019. 536 p.
11. Abbott A. The World Economy, vol. 39(5) (2016): 621-635. doi:10.1111/ twec.12319
12. Bodycott P. Journal of Research in International Education, no 8(3), (2009): 349-373.
13. Browne E. Institute of Development Studies. 2017. URL: http://opendocs. ids.ac.uk/opendocs/handle/123456789/13050 (accessed 15.11.2020).
14. Cebolla-Boado H., Hu, Y., & Soysal Y.N. British Journal of Sociology of Education, no 39(3) (2018): 365-380.
15. Dustmann C., Glitz A. Handbook of the Economics of Education, no 4 (2011): 327-439. doi:10.1016/B978- 0-444-53444-6.00004-3
16. Findlay A. International Migration, no 49(2) (2011): 162-190.
17. Goris J.A.Q. URL: https://www.iesalc.unesco.org/en/2020/06/26/ how-will-covid-19-affect-international-academic-mobility/ (accessed 14.11.2020).
18. Hagen-Zanker J. Journeys to Europe. The Role of Policy in Migrant Decision-making. London: Overseas Development Studies Institute, 2016. 50 p. URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/ publications-opinion-files/10297.pdf (accessed 14.11.2020).
19. Heisel М. URL: https://news.berkeley.edu/2020/05/07/covid-19-the-end-or-revival-of-international-higher-education/ (accessed 14.11.2020).
20. Helms R.M. URL: https://www.higheredtoday.org/2020/03/04/can-in-ternationalization-survive-coronavirus-need-see-data/ (accessed 17.11.2020).
21. Lee C. Tourism Analysis, no 22(4), (2017): 523-536.
22. Marginson S. URL: https://www.researchcghe.org/blog/2020-07-20-covid-19-and-the-market-model-of-higher-education-something-has-to-give-and-it-wont-be-the-pandemic/ (accessed 4.12.2020).
23. Marginson S. URL: https://www.timeshighereducation.com/blog/global-he-we-know-it-has- forever-changed# (accessed 16.11.2020).
24. Mercado S. URL: https://bized.aacsb.edu/articles/2020/june/ covid-19-and-the-future-of-international-student-mobility (accessed 14.11.2020).
25. Mok K.H. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?sto-ry=20200703155021111 (accessed 14.11.2020).
26. Kim D., Bankart C.A.S., Jiang X., Brazil A.M. Understanding International Students from Asia in American Universities: Learning and Living Globalization. Springer, no 6 (2018): 15-41.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления
Юго-Западный государственный университет ул. 50 лет Октября, 94, Курск, Курская обл., 305040, Российская Федерация [email protected]
DATA ABouT THE AUTHOR Kuzmina Violetta Mikhaylovna, Candidate of History Science, Associate Professor, Department of International Relations and Public Administration
Southwestern State University
94, 50 Let Oktyabrya Str., Kursk, Kursk region, 305040, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-1867-7330 [email protected]