Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ СЕРВИС: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВОЙ СЕРВИС: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЙ СЕРВИС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / education / effective educational environment / digital service / students / globalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павельев И. Г., Минченко В. Г., Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л.

Проведен анализ актуальных дефиниций контента «цифровой сервис в образовании», выделены наиболее значимые его характеристики. Акцентировано внимание на новых возможностях предоставления образовательных услуг населению благодаря внедрению цифрового сервиса. Сформулирован вывод о том, что интеграция цифрового сервиса в образование свидетельствует о зарождении новой образовательной парадигмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SERVICE: PROMISING REFERENCE POINT OF MODERN EDUCATION

It is known that the COVID-19 pandemic has seriously changed the process of organizing educational activities. Traditional format of education has been replaced by an online mode using distance learning technologies. The introduction of digital services into the education system made it possible to combine traditional education and training using ICT.After conducting the research, we have identified the most relevant definitions, one way or another concerning the content of digital service in education, which made it possible to highlight its main characteristics, such as adaptability to the needs of consumers, the ability to work remotely, versatility, functioning on any means and at any time, the ability to reconnect with the entire world space from any access point, etc. In our opinion, a promising result of digitalization of education can be a qualitative change in the content, role functions of the subjects of interaction, pedagogical technologies, monitoring, forms and methods of teaching, which allows us to assert the emergence of a new educational paradigm.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ СЕРВИС: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цифровой сервис: перспективный ориентир современного образования

Проведен анализ актуальных дефиниций контента «цифровой сервис в образовании», выделены наиболее значимые его характеристики. Акцентировано внимание на новых возможностях предоставления образовательных услуг населению благодаря внедрению цифрового сервиса. Сформулирован вывод о том, что интеграция цифрового сервиса в образование свидетельствует о зарождении новой образовательной парадигмы

И.Г. Павельев1, 2

Краснодарский филиал ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), канд. пед. наук, [email protected]

В.Г. Минченко3

КГУФКСТ, канд. пед. наук, профессор

Т.Н. Поддубная3

КГУФКСТ, д-р пед. наук, доцент

Е.Л. Заднепровская2

КГУФКСТ, канд. экон. наук

1 заведующий кафедрой, г. Краснодар, Россия

2 доцент кафедры, г. Краснодар, Россия

3 профессор кафедры, г. Краснодар, Россия

Для цитирования: Павельев И.Г., Минченко В.Г., Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л. Цифровой сервис: перспективный ориентир современного образования // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 4. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-4-05-09

ключевые слова

образование, эффективная образовательная среда, цифровой сервис, обучающиеся, глобализация

овременное мировое сообщество вступило в период глобального перехода на цифровое образование, что подтверждается растущей актуальностью процесса цифровизации. Ведущие государства мира признают в числе значимых приоритетов внутренней политики построение успешного цифрового социально-экономического пространства. Формирование цифровой экономики в России предполагает активную позицию образовательного сообщества по анализу и выработке новых механизмов развития и внедрения элементов цифровизации во все уровни образования.

Процесс цифровизации системы образования представляет двойную трансформацию, детерминированную, с одной стороны, необходимостью адаптироваться к современным реалиям экономики и вызовам времени, с другой — ставшую ответом на форс-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией коронавирусной инфекции в 2020 году и вынужденным переходом образовательных учреждений на удаленный режим работы. Пандемия COVID-19 подвергла серьезным изменениям процесс организации образовательной деятельности — традиционный формат обучения был заменен онлайн-режимом с использованием дистанционных образовательных технологий. Внедрение цифрового сервиса в систему образования свидетельствует о создании новой дидактики, которая позволяет совмещать традиционное обучение и обучение с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Стратегический ориентир современного преобразования образовательного процесса заключается в применении возможностей цифровых

технологий с максимальной пользой. В свою очередь, цель цифрового сервиса в образовании — полная адаптация и встраивание в процесс обучения информационно-коммуникативных платформ для наиболее комфортного решения поставленных задач. Это созвучно со стратегической целью государственной политики в области образования — повышением доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].

Цель статьи — раскрыть особенности цифрового сервиса в образовании как основы государственной образовательной политики.

Сегодня цифровой (электронный) университет можно рассматривать как некую форму работы образовательного учреждения в условиях электронного пространства, доступ к которому предоставляют современные информационные технологии и средства связи. В пределах цифровой формы образовательной организации информационно-коммуникативные технологии выступают доминирующим критерием, обеспечивающим его эффективное функционирование, пролонгирование и востребованность. Иначе говоря, цифровой сервис образовательной организации базируется на цифровом аналоге традиционного обучения (применение в учебной деятельности мультимедиа, онлайн-плат-форм, веб-ресурсов, облачных сервисов и других EdTech-продуктов), что расширяет в целом возможности образовательных практик в новых условиях цифровой экономики и общества. Согласно результатам анализа российского рынка онлайн-образования в 2020 году в распределении элементов

Цель цифрового сервиса в образовании — полная адаптация и встраивание в процесс обучения информационно-коммуникативных платформ для наиболее комфортного решения поставленных задач

справка

EdTech (от Educational technology) — совокупность технологических решений для сферы образования. Включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей, нефтяников) и др. Львиная доля EdTech — онлайн-обучение, включающее в себя не только технологические, но и информационные сервисы и платформы

Рост мирового рынка мобильного обучения (m-learning)

[Growth of the global mobile learning market (m-learning)], [4]

электронной информационно-образовательной среды отечественных вузов преобладали EdTech-продукты, ориентированные на:

► ресурсы управления организацией (44 %);

► ресурсы управления и мониторинга учебного процесса (33 %);

► ресурсы формирования образовательной траектории (20 %) [2].

Сегодня лидеры EdTech-индустрии набирают большую популярность в сегменте карьерно-ориентирован-ного образования, развивая так называемые буткемпы — высокоинтенсивные онлайн- и офлайн-программы обучения сотрудников программированию, аналитике и кибербезопасно-сти. Иначе говоря, наблюдается резкий всплеск популяризации мобильного обучения (т-1еагш^). Лидерские позиции в мобильном обучении занимают три группы: страны Северной Америки, европейские государства и страны Азиатско-Тихоокеанского ре-

80

70 -

еа

i 60 -

с =

Ч 50 -

ЕХ

= 40 -

я" ас

I 30 -s

ш

£ 20 -о

10 -0

70,1

60,0

52,0

44,0

37,8

28,3

2019

2020

2021

2022

2023

2024

гиона. По данным команды EdMarket. Digital, к 2024 году ожидается увеличение объема мирового рынка m-learning до 70,1 млрд долларов (см. рисунок).

Основываясь на анализе исследований, касающихся рассматриваемой в рамках данной статьи проблемы [211], представим свод актуальных дефиниций, так или иначе касающихся контента «цифровой сервис в образовании» (см. таблицу).

Изучение обозначенных в таблице дефиниций позволило выделить следующие характеристики цифрового сервиса в образовании:

► адаптивность к запросам потребителей (предоставляет широкие возможности целевого использования — от бизнеса до образования);

► функциональная ориентированность на организацию эргономичного взаимодействия пользователей/участников;

► предоставление информационной инфраструктуры посредством алгоритмизированного взаимодействия ее потребителей/участников;

► возможность удаленной работы с информационными ресурсами без наделения пользователей правом собственности на них (онлайн-платформы, мобильные приложения, программы, тренажеры, средства дополненной реальности и пр.);

► универсальность (подходит различным категориям потребителей с учетом возраста, запроса, профессиональных интересов и предпочтений);

► функционирование на любых средствах (от стационарных компьютеров до мобильных телефонов, совместимость с другими программами и приложениями);

► возможность обращения к сервису в любое время через неограниченный режим доступа;

► функционирование по сетевому принципу (когда процесс обучения строится по типу рефлексивного мульти-кросс-действия);

► ориентация на включенность в учебный процесс различных способов восприятия (моторного, зрительного, слухового);

Таблица

Актуальные дефиниции контента «цифровой сервис в образовании» [Current definitions of the content Digital service in education]

Дефиниция [Definition] Характеристика [Characteristic] Автор(ы) [Author(s)]

Цифровая услуга Услуга в виде автоматизированной онлайн-деятельности, которая может реализовываться через цифровую сделку между сторонами — экономическими субъектами (государством, органами власти, организациями, частными лицами) с целью улучшения качества жизни [5] Нестеренко Е.С.

Цифровая платформа Информационно-экономическая структура по обеспечению организации алгоритмизированного эффективного взаимодействия участников [6] Ниязова Ю.М., Гарин А.В., Злыднев М.И.

Цифровой сервис Продукт информационной деятельности по трансформации бизнес-процессов в цифровую форму посредством каналов цифровой коммуникации без несения рисков и затрат, которые потенциально могут возникнуть по обслуживанию сервиса [4] Зараменских Е.П.

Цифровое образовательное пространство Интегрирующее пространство прогрессивных достижений электронных образовательных технологий, обеспечивающих дистанционное освоение обучающимися образовательных программ на основе требований законодательства [7] Панина Е.А.

Цифровая дидактика Построение процесса обучения на кросс-взаимодействиях педагогов и обучающихся в одном/разном пространствах с целью решения учебных задач при условии взаимодействия. Базируется на основных понятиях и принципах традиционной (доцифровой) дидактики, расширяя их применительно к условиям цифровой среды [3, 8] Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Петрова Е.В.

Цифровая образовательная среда Модифицированная инфраструктура образовательной организации, обеспечивающая доступность цифрового оборудования и сервисов [9] Сергеева Е.В., Чандра М.Ю.

Электронная информационно-образовательная среда Образовательные ресурсы, в которых содержится учебная информация, предназначенная для эффективного применения в педагогической деятельности [10] Скибицкий Э.Г.

Мобильное обучение Новое направление в дидактике, современный образовательный феномен с помощью мобильных технологий, когда в учебном процессе участвуют различные обучающие приложения на мобильных телефонах, персональных аудиосистемах, планшетах и других устройствах, что позволяет обучающимся продуктивно общаться, получать, перерабатывать, создавать информацию разного формата [11] Хайдарова А.Ш.

► возможность воссоединиться со всем мировым пространством из любой точки доступа без регламентирования требований к нахождению обучающегося в конкретном месте;

► эргономичный доступ к широкому спектру учебных материалов, ориентированных на запросы, желания и интересы потребителей.

Это позволяет утверждать о новых возможностях образования благодаря цифровому сервису.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. Цифровой сервис наполняет образовательное пространство новыми смыслами в аспекте глобализации — технологическими, коммуникативными, информационными, расширяя возможности взаимодействия всех субъектов образования.

2. Цифровая архитектоника образования является мощным синергетиче-

ским источником построения инновационной модели функционирования учебного заведения в современном социально-экономическом пространстве.

3. Цифровая дидактика раскрывает новые возможности и перспективы для более глубокого и расширенного использования потенциала современных образовательных ресурсов как целевой ориентир создания эффективной образовательной среды в условиях глобальной инфосферы.

4. Цифровизация образования в перспективе может существенно повысить качество жизни.

Формат статьи не позволяет всесторонне и исчерпывающе рассмотреть обозначенную проблему из-за ее сложности, неоднозначности и инно-вационности. Дидактические принципы цифрового сервиса в образовании являются открытыми, требуя дальнейших дополнений и теоретических обоснований в условиях популяризации

электронного обучения. По нашему взаимодействия, педагогических тех-

мнению, перспективными результата- нологий, мониторинга, форм и методов

ми цифровизации образования может обучения, что позволяет утверждать

Статья поступила стать качественное изменение содер- о зарождении новой образовательной

в редакцию 4.03.2021 жания, ролевых функций субъектов парадигмы. ■

Список литературы

1. Национальный проект «Образование»; https://vestnik.edu.ru/national-project (дата обращения: 18.03.2021).

2. Исследование российского рынка онлайн-образования; https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_ obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 21.03.2021).

3. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. — М.: Перо, 2019.

4. Зараменских Е.П. Цифровые сервисы: их атрибуты и взаимосвязь с архитектурой предприятия // Вестник университета. — 2018. — № 10.

5. Нестеренко Е.С. Цифровая услуга: понятие, виды, особенности // Теоретическая экономика. — 2029. — № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ниязова Ю.М., Гарин А.В., Злыднев М.И. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 1.

7. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2020. — Вып. 3.

8. Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. — 2018. — № 4.

9. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2020. — № 8(151).

10. Скибицкий Э.Г. Информационно-образовательная среда вуза: цель или средство в обеспечении качества образования; https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 19.03.2021).

11. Хайдарова А.Ш. Mobile learning: Apps for developing listening comprehension // Молодой ученый. — 2020. — № 18(308).

СОБЫТИЯ

Кодификация отечественной робототехники

Приказом Росстандарта утверждены изменения в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2)

Изменения предусматривают отдельные коды в отношении промышленной робототехники и устройств числового программного управления. Утверждение кодов ОКПД 2 и ОКВЭД 2 позволит усовершенствовать нормативно-правовое регулирование и систему сбора статистики в отраслях промышленной робототехники и систем числового программного управления, а также модернизировать механизмы государственной поддержки производства этой продукции.

«Российский рынок промышленной робототехники с 2010 года увеличился более чем в 6 раз — с 230 до 1410 единиц. В области производства систем ЧПУ мы также добились больших успехов. Сейчас их производят «Мехатроника», «Модмаш-софт», «Инэлси», «Балт-Систем», «Числовая механика», «Ижпрэст» и другие предприятия. Они с каждым годом наращивают темпы по производству и расширению номенклатурного ряда. Внесенные изменения в российские классификаторы помогут более качественно отслеживать динамику развития российских производителей робототехники и систем

числового программного управления, оказывать им государственную поддержку финансовыми и регуляторными механизмами. В перспективе это должно привести к увеличению доли российских производителей этой продукции на российском рынке», — отметил министр промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуров.

В конце 2020 года Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, в которой отдельное внимание уделяется развитию компетенций в производстве систем числового программного управления. Помимо изменений в общероссийские классификаторы важной задачей является развитие стандартизации в сфере станкостроения. Этому вопросу было посвящено совещание, проведенное руководителем Росстандарта А.П. Шалаевым в апреле на площадке Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).

Изменения в классификаторы вводятся в действие с 1 июня 2021 года.

По материалам www.gost.ru

Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2021 TDAIMIMP Q

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-4-05-09 IRMMNMNG 9

Digital Service: Promising Reference Point of Modern Education

I.G. Pavel'ev1, 2, Krasnodar Branch of FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training),

Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism (KSUPCST), PhD, [email protected]

V.G. Minchenko3, KSUPCST, PhD Prof.

T.N. Poddubnaya3, KSUPCST, Assoc. Prof. Dr.

E.L. Zadneprovskaya2, KSUPCST, PhD (Ec.)

1 Head of Department, Krasnodar, Russia

2 Associate Professor of Department, Krasnodar, Russia

3 Professor of Department, Krasnodar, Russia

Citation: Pavel'ev I.G., Minchenko V.G., Poddubnaya T.N., Zadneprovskaya E.L. Digital Service: Promising Reference Point of Modern Education, Kompetentnost / Competency (Russia), 2021, no. 4, pp. 5-9. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-4-05-09

key words

education, effective educational

It is known that the COVID-19 pandemic has seriously changed the process of organizing educational activities. Traditional format of education has been replaced environment" digital service"'"" by an online mode using distance learning technologies. The introduction of digital students, globalization services into the education system made it possible to combine traditional education

and training using ICT.

After conducting the research, we have identified the most relevant definitions, one way or another concerning the content of digital service in education, which made it possible to highlight its main characteristics, such as adaptability to the needs of consumers, the ability to work remotely, versatility, functioning on any means and at any time, the ability to reconnect with the entire world space from any access point, etc. In our opinion, a promising result of digitalization of education can be a qualitative change in the content, role functions of the subjects of interaction, pedagogical technologies, monitoring, forms and methods of teaching, which allows us to assert the emergence of a new educational paradigm.

References

1. National project Education; https://vestnik.edu.ru/national-project (acc.: 18.03.2021).

2. Research of the Russian market of online education; https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_ obrazovania_2020.pdf (acc.: 21.03.2021).

3. Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Yu. Basic ideas of the didactic concept of digital professional education and training, Moscow, Pero Publishing House, 2019, 24 P.

4. Zaramenskikh E.P. Digital services: their attributes and relationship with the enterprise architecture, Bulletin of the University, 2018, no. 10, pp. 36-42.

5. Nesterenko E.S. Digital service: concept, types, features, Theoretical economics, 2019, no. 7, pp. 70-79.

6. Niyazova Yu.M., Garin A.V., Zlydnev M.I. Digital platform as an information and economic structure, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2021, no. 1, pp. 31-36.

7. Panina E.A. Actual issues of digitalization of education in modern conditions, Bulletin of the Maykop State Technological University, 2020, no. 3, pp. 60-67.

8. Petrova E.V. Digital didactics: designing the learning process and its support, Modern pedagogical education, 2018, no. 4, pp. 141-144.

9. Sergeeva E.V., Chandra M.Yu. Trends in the digital transformation of general education: monitoring the opinions of teachers and heads of educational organizations, Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 2020, no. 8(151), pp. 9-15.

10. Skibitskiy E.G. Information and educational environment of the university: purpose or means in ensuring the quality of education; https://docviewer.yandex.ru (acc.: 19.03.2021).

11. Khaydarova A.Sh. Mobile learning: Apps for developing listening comprehension, Young scientist, 2020, no. 18(308), pp. 448-450.

ПОЛИГРАФИЯ АСМС

(499) 175 42 91

верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.