Джон стал редактором-рецензентом английского текста сборника. Так, данный образовательный проект получил международное значение, став одним из средств развития межконфессионального диалога и послужил основанием развития еще большего интереса к православной культуре со стороны богослова-протестанта, симпатизирующего Православной Церкви.
Нельзя сказать, что результаты проекта по созданию сборника «Св. Белогорье: история и современность. Holy Belogorie: history and moder nlife»ограничились исключительно его изданием. Сборник вызвал интерес у педагогов - преподавателей английского языка в средних общеобразовательных школах Белгорода, которые на уроках английского языка обращаются к темам духовного краеведения. Успешно используется сборник и в самой Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) на уроках английского языка как весьма полезный учебно-методический материал: благодаря параллельному переводу текстов на русский язык сборник позволяет не только развивать навыки разговорной речи у студентов, но и закрепляет усвоение ими христианской лексики английского языка, которая так необходима для построения грамотного дискурса при общении с носителями английского языка на профессиональные богословские темы.
Список литературы
1. Полетаева Т.А., Куренков А.С., прот. Православная культура: история и традиции: учебное пособие / 2-е изд., доп. и перераб.- Книга 1. - 276 с.; Книга 2. -352 с.; Программа курса: приложение к учебному пособию Православная культура: история и традиции -56 с. - Белгород: Издательство Синодального Миссионерского отдела, 2012.
2. Святое Белогорье: история и современность (Holy Belogorie: History And Modern Life) / Гл.ред.Куренков А.С., прот., ред.-сост. Полетаева Т.А. На англ. и рус. яз. - Белгород: Издательский отдел Белгородской и Старооскольской епархии, 2013.- 192 с.
3. Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: в 11 т. - М., 1994- 2000 г. - Т.8.- С. 88-89.
Проблемы развития духовно-нравственной культуры молодежи в условиях социальной неопределенности: миссия православного воспитания юношества
УДК 26/28
Протоиерей Сергий Пашков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин БДС ( с м/н) Россия, г.Белгород [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопрос духовно-нравственного развития молодежи. Обосновывается необходимость союза школы и Церкви в работе с детьми, значимость духовных ценностей в воспитании подрастающего поколения. Особый акцент делается на том, что сегодня весьма актуальным является осознание способности Православной Церкви консолидировать общество, интегрировать его в единую целостность.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; православная культура; культурно-образовательная среда; церковь; школа; семья; воспитание чувств; воспитание совести.
Problems of development of spiritual and moral culture of youth under conditions of social uncertainty: mission of Orthodox upbringing of
youth
Archpriest Sergei Pashkov Ph.D.,
assistant professor of the department of social and humanitarian disciplines of the BOS (with m/o) Russia, Belgorod [email protected]
Annotation. In the article spiritual and moral development of young people is discussed. The necessity of union of a school and the Church in a work with children is examined, as well as significance of spiritual values in educating of younger generation. Particular emphasis is done on the fact that today a very topical understanding is realization of ability of
the Orthodox Church to consolidate the society, to integrate it into a single integrity.
Key words: spiritual and moral education; Orthodox culture; cultural and educational environment; the Church; a school; a family; upbringing of senses; upbringing of conscience.
Развитие отечественного образования в последние два десятилетия уже невозможно представить без тесного взаимодействия школы и церкви, без их совместных усилий по духовному оздоровлению общества, без их напряженной совместной работы по укреплению нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи. Такое взаимодействие появилось не сразу, не вдруг, оно стало результатом долгих и болезненных поисков линий сотрудничества, согласия, компромиссов в борьбе за главную общую цель - духовное возрождение Человека, избавление его от многих социальных пороков, порожденных временем безверия, безнравственности, духовного опустошения и оскудения. Существующий разрыв между глобальными и специфически национальными интересами, между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения, между духовными и материальными компонентами жизни в системе образования привел к необходимости создания новой стратегии, не порывающей с достижениями предшествующих поколений и нацеленной на «обогащение» жизни последующих поколений. Сегодня уже невозможно представить любую российскую школу, лицей или гимназию, колледж или университет без приобщения школьников к духовным истокам своей национальной культуры, без постижения важнейших нравственных императивов, норм, ценностей, укорененных в православной вере. Действительно, уже невозможно размышлять о русской культуре, традициях и обычаях русского этноса, не увязывая их генезис с историей русской православной церкви. Да и сама русская национальная история едва ли может быть объективно изложена без религиозного контекста, без опоры на духовную составляющую русского менталитета, русского национального самосознания, и русского мира как особой уникальной социокультурной среды, задающей истинно коллективистский - сотруженический, сострадательный, сопереживающий характер бытия русского человека [3, c.123-129].
Опыт прошедших «постсоветских» десятилетий показывает способность православия консолидировать общество, интегрировать его в единую целостность - русский народ, вернуть в общественное сознание важнейшие духовные устои, нормы и принципы строительства отношений между людьми, понимания человеком своего предназначения в жизни, устойчивые ориентиры для реализации каждым индивидом своей сущности, своего творческого созидательного потенциала. Особенно важен и, более того, необходим союз школы и церкви, образования и православия в работе с детьми -с теми, кому предстоит нести культурную эстафету в будущее, кому предстоит защищать завоевания и достижения русской национальной культуры, национальной истории. Современное российское образование и педагогика испытывают острую потребность в изучении собственного исторического опыта, достижений предшествующих эпох на ниве духовного просвещения народа, его объективном осмыслении, извлечении из этого опыта закономерных уроков. Неотъемлемая часть этого опыта - укорененное в отечественной культурной традиции и потому естественно-органичное соединение педагогики и религии (Д.С. Лихачев). Теория и практика использования идей, норм и принципов православного образования в рамках светской педагогики нуждаются в целостном осмыслении для адекватного, исторически верного, решения многих насущных вопросов. Важнейшим среди таких вопросов, согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является обеспечение полноценного личностного развития ребенка в условиях социально-экономического и идеологического кризиса. Необходимая в этой социокультурной ситуации система образования, обеспечивающая одновременно эффективную социализацию и высокие духовно-нравственные качества, должна опираться на национальные традиции, главная из которых- православие. Государственная образовательная политика в постсоветской России в основном позволяет вести педагогическую работу по обеспечению национальной культурно-религиозной идентичности, что следует из Конституции РФ (статьи 28, 48) и Законов РФ «Об образовании» (от 10. 07. 1992) и «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 24. 09. 1997). В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Православной Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и
подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия (Е.П. Белозерцев,
B.А. Беляева, Л.Л. Гладких, А.А. Корзинкин (о. Зиновий),
C.А. Ефименкова, В.И. Исаев, В.И. Косик, М.Н. Костикова, E.B. Маслов, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, Т.М. Петракова, В.И. Слободчиков, игумен Г. Шестун и др) [6].Следует признать, что выработка современной концепции православного образования учащейся молодежи, создание и апробация программы такой работы, поиск и отработка эффективных технологий православного образования происходят в напряженной и острой борьбе мнений, взглядов, различных точек зрения, в продолжительных дискуссиях и научно-педагогических полемиках о том, какими путями должно развиваться православное образование, какие идеи и смыслы нуждаются в первостепенной реализации, какова должна быть логика такой работы от самых первых, начальных звеньев до завершающей фазы, как осуществить подготовку к ведению этой работы педагогов-практиков, какое методическое оснащение необходимо подготовить, чтобы эта работа соответствовала всем научно-педагогическим и социокультурным принципам.
Русская педагогика была и остается православной, духовная традиция отечественной педагогики укоренена в Предании, которое есть непрерывная последовательность идей и опыта, интеллектуальной согласованности и живого общения на пути к истине. Историко-культурная укорененность православного воспитания обнаруживается на аксиологическом уровне организации жизни, и поэтому проблему усвоения и сохранения традиции следует решать через усвоение и сохранение образа жизни, который формируется, реализуется и корректируется в культурно-образовательной среде во взаимодействии трех ее составляющих: семьи, церкви и школы [6]. Сегодня сама идея православного воспитания как одухотворения человека приобрела новый смысл и ценность, и неслучайно в поисках путей духовно-нравственного воспитания современная педагогика все чаще обращается к опыту прошлого. Востребовать этот опыт помогает то, что воспитание человека в духе православия опиралось на принципы, которые носят вневременной характер, не зависят от социально-политических перемен или идеологической моды, а значит могут послужить надежными ориентирами при построении новых образовательных
систем. В 1990-х гг. поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побудил к активизации диалога светского образования и Православной Церкви, которой все без исключения народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали и которая в самые трудные периоды в истории страны давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества. В рамках такого диалога углубление интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования, к духовности раскрывает православное воспитание как духовную традицию отечественной педагогики, усвоение и сохранение которой реализуется через усвоение и сохранение образа жизни в культурно -образовательной среде (семья, церковь, школа) [6].
Опыт педагогов, практикующих в этой области, представляет интерес и для многих регионов, активно берущих на вооружение программу «Основы православной культуры» и реализующих ее в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования. Православная педагогика исходит из того, что воспитательная практика учебно-воспитательных учреждений, независимо от их типа, строится на единой системе православного воспитания, возникновение и развитие которой определяется культурными и общественно-историческими предпосылками, а также предпочтениями самих педагогов. Православная воспитательная система является одной из разновидностей педагогических систем и обладает рядом общих с ними признаков. В качестве цели, объекта, субъекта своей деятельности она рассматривает развивающуюся личность, в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность. Структура системы православного воспитания может быть представлена традиционными компонентами педагогической системы: цель и задачи воспитания, принципы, функции, содержание, методы, среда, где цель воспитания является системообразующим фактором. Православное воспитание школьников должно быть нацелено на то, чтобы прививаемые детям нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни (семье, обществе, государстве и т.д.) [3, ^123-129].
Стержнем содержания православного воспитания является духовно-нравственное воспитание, основными компонентами которого служат знания о душе, духовности, духовном мире,
духовной и душевной жизни, о нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношений с другими людьми, природой, самим собой, православное учение о свободе выбора ценностных ориентиров и свободе следования им, о свободе совести и необходимости постоянного самосовершенствования и саморазвития своего духовного мира. Структурными составляющими при этом являются ценностные ориентиры духовности и нравственности: наличие высокого духовного идеала; стремление отстаивать свой духовный идеал и следовать ему; ориентация на безусловную ценность человеческой личности, жизненная установка на служение общим целям русского народа, России, ближним; следование принципам добра и гуманизма в отношении с другими людьми; стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; чувство долга и следование ему; самостоятельность в выборе собственной позиции, поступка; ответственность за принятое решение и действие; требовательность к себе. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие [3, ^123-129].
В период новой, «постсоветской», истории России возникли возможности поиска и реализации концепций воспитания, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям современного развития цивилизации, а с другой стороны, обратились бы к духовно-нравственным, историко-культурным и историко-национальным традициям и особенностям уклада жизни русского народа. Если следовать духовной традиции отечественной педагогики, то такая образовательная концепция должна строиться на принципиально ином фундаменте, чем те реформы, которые уже состоялись или планируются. Так, православные педагоги утверждают, что в практике образования нужно как можно меньше внимания уделять информации, но как можно больше раскрывать сердце, личность, внутреннего человека. Нужно пробудить у ребенка способность мыслить свободно, правдиво, честно; сделать его существом полноценным личностно и социально, взявшим на вооружение духовный закон. Новое образование должно во многом опираться на морально-нравственное переживание греха, а потому «образование
сердца нужно начинать с покаяния родителей», то есть нужны принципиально и качественно новые учителя, которые будут исполнены чувства глубочайшей ответственности за воспитание доверенных им душ, ответственности непреложной, не внешне обусловленной как обязанность, но существующей как потребность личной, гражданской и всечеловеческой совести нашей. Православное воспитание молодёжи должно быть нацелено на то, чтобы прививаемые ей нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души, поскольку жизнь души возвышается над жизнью плоти. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями. Идеал учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Таким образом, идеал лежит в основе формирования мировоззрения учащихся. «На детскую душу прекрасный поступок действует точно так же, как прекрасное явление природы или произведение искусства потому только, что они прекрасны, что они соответствуют существенным потребностям человеческой души, что в них видимым и ощутительным образом выражаются те идеалы нравственных совершенств, которые созерцает ум при высшем своем развитии и которые стремится уловить воображение в лучшие минуты своей творческой деятельности», -пишет Е. Леонова. Эффективность православного воспитания определяется особой культурно-образовательной средой, духовно обновляющей и преображающей личность, в которой закладывается иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности как христианина [5].
Культурно-образовательная среда - это исторически сложившиеся, функционирующие в диалектическом единстве образовательно-обучающая (важнейшие звенья - учебные заведения, семья) и культурно-воспитывающая (учреждения, очаги культуры и сама культура жизни, включая традиции, устои, мировоззренческие
установки) сферы жизни. В системе православного воспитания составляющими культурно-образовательной среды являются семья, церковь, школа. Будучи субъектом особого внимания, дети в семье в большей степени, чем в окружающем мире, могут приобрести достаточное количество удачных опытов реализации определенного типа поведения, чтобы следовать ему самостоятельно, без побуждения извне. Родители должны развивать в ребенке творческую активность к освоению жизненно-нравственного пространства, сопровождающуюся ответственностью за свои решения и действия, но при этом не подавлять личность ребенка [1].
Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада: жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи; уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи; особо ответственном и любовном отношении к воспитанию младенца (долгое грудное вскармливание, пестование); использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок; посильном участие детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам; общей семейной трапезе; назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного; существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи; духовном руководстве семьи священником. Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших. Преемственность отечественных семейных традиций, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, отечеству [2].
Условия успеха духовно-нравственного воспитания - умение учителя легко приспособить общие требования к личным качествам воспитанника; способность педагога укрощать или активизировать душевные порывы детей, обращать ученика внутри себя или во вне, согревать или охлаждать его сердце; учитель должен исследовать, как реагирует ребенок на противоположные методы обращения с ним, и избирать наиболее подходящие; необходимо особо обращать внимание на те способности, которые в ребенке не развиты, чтобы они развивались в гармонии с хорошо развитыми силами; педагог должен предоставлять возможность особенно много заниматься тем, к чему у него есть явная способность, избегая при этом односторонности; учителю необходимо ясно представлять духовное устроение внутреннего мира воспитанника. Культурно-исторический подход к современным педагогическим задачам предполагает осознание необходимости не только пересмотра содержания учебников (особенно в гуманитарных дисциплинах), но и коренных перемен всей системы образования. В традиции русского благочестия было множество адресованных ребенку изданий с описанием примеров и образцов из жизни праведных людей (подвижников, воинов, героев), славимых в народе. Развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии, воспитание его воли должно быть подчинено воспитанию сердца, воспитаниюлюбви. Как для человеческого организма сердце является одним из центральных органов, принимающим кровь со всего тела, очищающим ее через легкие и рассылающим ее, обновленную, по всему организму для питания и роста, так и для духовного существа человека, его души, сердце является не просто средоточием чувств, переживаний, настроений, а таким центром, проходя через который эти переживания, настроения, чувства изменяются, приобретают определенную «окрашенность», светлеют или, напротив, омрачаются, темнеют - в зависимости от «силы сердца в любви», этого высшего, самого глубокого и напряженного сокровенного человеческого чувства.
Являясь самым сильным из чувств по своему определению, любовь, как внутренний источник света, изнутри освещает и преображает всего человека. Любовь является одной из высших способностей человека, функцией его души, той силы, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием. Сердце является «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно обладает способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем
человек молится, то есть говорит с Богом. Прежде всего, на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. Очевидно, что с воспитанием сердца связано воспитание мотивов к той или иной деятельности. Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем совести». «Человек склонен... к добру и злу, - пишет Э. Фромм. - Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать... Однако, если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе». Святоотеческая традиция учит оценивать по состоянию сердца внутреннее состояние человека, что находит подтверждение в большом количестве определений сердечных состояний, имеющихся в русском языке: «доброе, чуткое, отзывчивое, мягкое, теплое, любвеобильное сердце», «золотое сердце», «черствое, холодное, жестокое сердце», «чистое, простое, верное сердце», «с легким сердцем», «сердце болит, ноет, жжет, жалеет, радуется», «сердце не лежит», «камень на сердце», «сердце сердцу весть подает», «сердце кровью обливается», «отдать свое сердце», «принять близко к сердцу», «с замиранием сердца», «от полноты сердца» и т.д. [5].
Потребность сердца в любви может быть так велика, что это чувство охватывает все существо человека, подчиняет себе его мысли, чувства и желания. Если такое сильное чувство, с трудом управляемое рассудком, направлено на какое-либо занятие или на другого человека, то оно превращается в страсть, необузданное, неразумное влечение, которое доставляет человеку страдания, муки, телесную боль и душевную скорбь. Характер этого чувства, его крайние проявления, интенсивность и продолжительность, невозможность хоть в какой-то степени управлять им с помощью разума свидетельствуют о его «сверхчеловеческом», Божественном происхождении. Поэтому задача воспитания заключается в том, чтобы указать сердцу ребенка предмет, достойный его любви. «Любовь к Богу, - пишет прот. И. Базаров, - собственно не есть заповедь, а только указание на естественную потребность неиспорченной природы человека. Дух Божественный, присущий естеству человеческому, естественно стремится к своему первоисточнику и в этом стремлении находит свое блаженство». Таким образом, моральный момент явился по отношению к религиозному падению состоянием уже последующим, производным и зависимым [5].
Практика воспитания чувств в современной православной педагогике близка к реализации идеи К.Д. Ушинского, что именно
чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, получает душа первую пищу для своего образования, поскольку дети на первых порах живут преимущественно ими. Если в душе взрослого человека имеется определенное содержание (взгляды, убеждения, предрасположения), то дети почти всецело существуют вовне - до тех пор, пока у них не установится внутренняя жизнь. Поэтому особое значение для них имеют впечатления, которые действуют на них непосредственнее и сильнее, чем на взрослых. «Сердце внутренно отпечатывается по подобию внешних образов», - учит христианский подвижник святой Исаак Сирин. Развивающиеся чувства доставляют материал воображению; воображенный предмет хранится в памяти и составляет содержание души. Поэтому очень важно, чтобы первые впечатления ребенок получил от предметов священных: икона и свет лампады, священные песни и внутреннее убранство храма, весь ход богослужения, куда приносится или приводится ребенок. Все же могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют. Говоря о воспитании чувств ребенка, нужно помнить об их неустойчивом характере. Для придания им устойчивости и ясности следует уделять внимание умственному развитию детей. Здесь много места займет работа со словом. «У детей скоро обнаруживается смышленность, - пишет свт. Феофан. - Она современна говорению и растет с усовершением последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Православная педагогика учит относиться к слову как к величайшей святыне, которая насыщает ум истиной, украшая ее и предохраняя ее от заблуждений». Здравому уму и возвышенным чувствам ребенка невозможно будет проявить себя, если при этом не будет воспитана воля. Воля образует степень характера, она является одним из свойств человеческой психологии. Воля проявляется в способности к внутренним и внешним усилиям для осуществления определенных целей, стремлений. А.С. Хомяков характеризует ее как «творческую деятельность разума». Воспитание воли заключается в ее укреплении. При этом задача воспитателей состоит в том, чтобы научить ребенка ограничивать желания и потребности и постепенно добиваться от него умения подчинять свою волю воле родителей, педагогов, старших [5].
С воспитанием ума, чувств, воли тесно связано воспитание совести, самого значительного проявления духовности в человеке. Совесть - одно из выражений нравственного самосознания личности,
голос нашего внутреннего «Я», помогающий человеку отличать, что является добром и что злом, чувствовать и осознавать ответственность за себя. Совесть противоположна страстям (эговлечениям) и не терпит их, хотя и помрачается, повреждается ими. Совесть направляет человека в реальный, конкретный поступок. Она не терпит лжи, двуличия, ради правды она подвигает человека к внутреннему усилию
/~* xj Т/* ^ и
над собой. Когда человек действует по совести, власть страстей (эговлечений) отступает перед совестью. Совесть является основой общечеловеческой нравственности, благодаря ей любой человек, где бы он ни жил и каково бы ни было его происхождение и образование, имеет возможность отличать хорошее от дурного. По состоянию совести определяется нравственность человека: она может быть спокойной, чистой, может быть усыпленной, немощной, может быть мертвой, «сожженной» - это крайне опасное душевное состояние, которое отличается очерствением, окаменением души, оно может довести человека до катастрофы. В этом состоянии он теряет способность осознавать границы дозволенного, перестает чувствовать ответственность за свое поведение и состояние, не руководствуется в своих поступках никакими нравственными нормами, принципами, убеждениями. У него притупляется или теряется «чувство ценности» -мира, человека, Творца. Такое состояние совести приводит к развитию пороков, к правонарушениям и преступлениям. Очевидно, что человек без совести и страшен, и глубоко несчастен, хотя внешне он может процветать. Поэтому особое внимание воспитатели (родители и педагоги) должны уделять воспитанию совести [5].
Список литературы
1. Белоглазова Е. Концепция духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения россиян.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //nickhram .ru/opk/kontseptsiya-dukhovno -nravstvennogo-vospitaniya-podrastayushchego-pokoleniya-rossiyan
2. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации, проект, 2000. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lebds3.org.ru/images/stories/docs/proekt_kontseptsiya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_rossiyskoy_federatsii.doc
3. Пашков С.В. Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и Православной Церкви, статья// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- Кострома, 2007.- Том 13. - С. 123-129.
4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.otrok.m/forumMewtopic.php4?t=3101
5. Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология № 9, 2008. -С 4057.
6. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Дисс. канд. пед. наук ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pravoslavnoe-vospitanie-kak-duhovnaya-traditsiya-otechestvennoy-pedagogiki
Система нравственных ценностей современного человека в интерпретации святителя Игнатия (Брянчанинова) притчи о неразумном богаче (Лк. 12, 13- 21)
УДК 26/28
Пушкарев С.В. преподаватель кафедры библеистики и богословия БДС (с м/н)
Россия, г.Белгород [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается толкование Святителем Игнатием (Брянчаниновым) притчи о неразумном богаче. Обосновывается ценность и актуальность для современного человека творений святых Отцов позднего времени как более доступных для понимания. Делается вывод о том, что Святитель Игнатий, следуя святоотеческой традиции, в то же время применяет само содержание притчи и ее толкование к современной жизни, делает смысл притчи простым и убедительным.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; православие; Евангелие; Священное Предание; святитель Игнатий Брянчанинов; лихоимство; евангельская притча.