Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRARIAN POLICY / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / TUVA REPUBLIC / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / LEGAL REGULATION OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ооржак Виктория Радиковна

В данной статье рассматривается один из актуальных направлений аграрной правовой политики - развитие сельского хозяйства на примерепроцесса реализации государственной аграрной политики в Тувинской АССР и Республики Тыва. Автор обращает внимание на особенности административно-управленческих составляющих развития агропромышленного комплекса в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the agro-industrial complex of the Republic of Tuva: legal aspects

This article discusses one of the important directions of agrarian legal policy-the development of agriculture on the example of the process of realization of the state agrarian policy in the Tuva ASSR and Republic Tuva. The author draws attention to the features of administrative - managerial components of the development of agriculture in the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ООРЖАК Виктория Радиковна,

аспирантка кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета (Красноярский ГАУ). E-mail: oorzhak2012@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье рассматривается один из актуальных направлений аграрной правовой политики - развитие сельского хозяйства на примерепроцесса реализации государственной аграрной политики в Тувинской АССР и Республики Тыва. Автор обращает внимание на особенности административно-управленческих составляющих развития агропромышленного комплекса в данном регионе.

This article discusses one of the important directions of agrarian legal policy-the development of agriculture on the example of the process of realization of the state agrarian policy in the Tuva ASSR and Republic Tuva. The author draws attention to the features of administrative - managerial components of the development of agriculture in the region.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, Республика Тыва, правовое регулирование народного хозяйства.

Agriculture, agrarian policy, Tuva Republic, legal regulation of the national economy.

Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1944 г. «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» Тувинская Народная Республика была принята в состав РСФСР на правах Тувинской автономной области.1

Программой КПСС, ХХ и последующими съездами партии уделялось особое внимание вопросам ускоренного развития производительных сил восточных районов нашей страны, располагающих богатейшими природными ресурсами.

Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР) была преобразована 8 декабря 1961 г. из Тувинской автономной области. Тувинская АССР - была самой молодой автономной республикой Союза Советских Социалистических Республик.

1 Указ президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1944 г. «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. июль 1956 г. / Под ред. Мандельштам Ю.И. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. С. 46.

Ускоренное развитие ее производительных сил было направлено на демонстрацию масштабности и действенности национальной политики Коммунистической партии и Советского правительства, преимуществ советского строя. Великая Октябрьская социалистическая революция в России создавшая условия для национального и социального освобождения всех народов, обеспечила тувинскому народу образование народно-демократического государства - Тувинской народной Республики (ТНР). «Октябрьская революция» - говорится в программе КПСС, - разбила цели национального гнета, провозгласила и обеспечила право наций на самоопределение вплоть до отделения. Революция не оставила камня на камне от сословных и классовых

2

привилегий эксплуататоров.

В период Хрущевских реформ - 50-60-е гг. в Туве была завершена коллективизация и основной формой объединения аратских хозяйств стала сельскохозяйственная артель. В 1953 г. в колхозах и совхозах было сосредоточе-

2 XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стратиграфический отчет. Т. III. М., 1962, С. 235.

Теория и история права и государства

но более 96% поголовья скота и около 99% всей посеянной площади. Опираясь на опыт социалистического строительства и братскую помощь советского народа, трудящиеся Тувы под руководством Тувинской народно-революционной партии (ТНРП) успешно решали задачи развития социализма в своей стране, минуя

1

капитализм.

Если в дореволюционной Туве промышленность была представлена лишь немногочисленными кустарными предприятиями и золотыми приисками, то в ТНР были созданы первые очаги государственной промышленности, автомобильный транспорт, развернулось жилищно-коммунальное и промышленное строительство, развивалась связь, укреплялась финансово-кредитная система; из сферы экономики был вытеснен иностранный торгово-ростовщический капитал. В годы ТНР возникли первые госхозы, сельхозартели и товарищества по улучшению животноводства и совместной обработке земли, на долю которых в 1944 г. приходилось 41% посеянной площади, около 43% валового сбора и свыше 60% государственных заготовок зерна. К этому времени республика уже в основном обеспечивала свои потребности в зерне за счет собственного производства. Одной из причин кризисного состояния регионального агропромышленного комплекса (АПК) - отсутствие формированияэкономического механизма функционирования продовольственного рынка.

Фондом поддержки предпринимательства Республики Тыва с 2013 г. проводится работа по предоставлению поручительств субъектам предпринимательства, не имеющим достаточного залогового имущества или поручительства для обеспечения кредита. В целях улучшения деятельности муниципальных фондов поддержки предпринимательства на постоянной основе предоставляется нормативно-правовая и информационная поддержка руководителям фон-дов.Например, с момента создания по конец 2015 г. Фондом предоставлено 253 займа на общую сумму 93,2 млн. рублей. За период 20112015 гг. заемщиками Фонда выплачено налогов на общую сумму 49,2 млн. рублей, с ежегодным

1 Шахунова П.А., Лиханов Б.Н. Тувинская АССР (на тув. яз.). -Кызыл, 1965. С. 167.

приростом в среднем на 23 процента. Текущее состояние развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва также можно оценить как умеренное. Так, по данным Тываста-та, по состоянию на 1 января 2016 г. в Республике Тыва осуществляют деятельность 10136 субъектов предпринимательства, в том числе 12 средних предприятий, 118 малых, 1188 микропредприятий, 8818 индивидуальных предприни-

- 2

мателей.

В свою очередь в 2014 г. Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва принят закон Республики Тыва № 2621-ВХ-1 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Тыва».3 По словам, уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Тыва Андрея Сата: «Наше предпринимательское сообщество пока еще действует недостаточно сплоченно по сравнению, например, с соседними регионами», что говорит о положительном потенциале развития малого и среднего сельхозбизнеса в республике.

Реализация мероприятий развития агропромышленного комплекса Республики Тыва потребует привлечения финансовых ресурсов.4 Их источниками выступают: федеральный бюджет, бюджет республики, местные бюджеты и внебюджетные средства (собственные средства предприятий и заемные средства).

Кроме этого, специалисты отмечают, что актуальными проблемами регионального АПК являются: создание объективных экономических условий для возрождения деревни, существенное улучшение социального положения сельских

2 Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства СО РАСХН http://www.mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/ (дата обращения: от 10.06.2016).

3 Закон Республики Тыва от 21 июня 2014 г. № 2621-ВХ-! (в ред. от 20 декабря 2015 г.) «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Тыва» http://docs.cntd.ru/ document/412328887/ (дата обращения: 12.06.2016).

4 Постановление Правительства Республики Тыва от 13 марта 2014 г. № 91 (в ред. от 10 сентября 2015 г.) «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва» http://www. mcxtyva.ru/regulatory/index.php (дата обращения: 07.06.2016).

5 Постановление Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. № 633 (в ред. от 28 сентября 2015 г.) «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Тыва на 20142020 годы» http://docs.cntd.ru/document/423912947 (дата обращения: 14.06.2016).

1

жителей.

Здесь также следует добавить немаловажный фактор как подготовку специалистов в области АПК, в том числе юристов (хозяйственной деятельности), хорошо знающих законы рынка, умело ориентирующихся в складывающейся обстановке, способных обеспечить переход сельскохозяйственного производства на современные технологии, обладающих предпринимательскими навыками.

Данный фактор особенно актуален для Республики Тыва, так как многими сельскохозяйственными производствами руководят бывшие бригадиры и даже механизаторы. В свою очередь, решение вышеотмеченных проблем невозможно решить без научного обоснования, тесной привязки научно-исследовательских и конструкторских работ к конкретным мероприятиям, без широкого использования отечественного и зарубежного опыта. Полагаем, что подобная деятельность является инновационной и подлежит дальнейшему развитию и нормативному правовому сопровождению. Так, при Тувинской НИИСХ создан отдел инновационных программ, маркетинга и внедрения научной продукции. Задача данного отдела - стимулировать процесс саморазвития новых собственников на селе, научить новых хозяев мыслить и принимать правильное самостоятельное решение, обеспечить обмен информацией между консультантами, учеными и специалистами органов управления.

Вместе с тем ряд негативных экономических факторов сдерживает развитие народнохозяйственного комплекса республики: удаленность региона от центра, слабый инвестиционный климат, отсутствие опыта масштабного хозяйствования в сфере АПК. Это, также логистические проблемы и, прежде всего, отсутствие железнодорожного пути и транспорта.

Сельскохозяйственное производство в Республике Тыва ведется преимущественно в аридной зоне, что исходно предопределяет не-

устойчивость земледелия. Большие колебания урожаев и таит опасность усиления дегазационных процессов и опустынивания. Как никогда в настоящее время, для успешного развития земледелия необходимо убеждение и обучение сельского населения, всех земледельцев на кон-

3

кретных примерах рационального его ведения.

Без понимания жизненной важности проводимых работ по развития земледелия нашей Республики трудно будет достичь успеха. Поэтому нужно направить усилия на создание эталонных по ведению земледелия опытных участков (опытных полей) при наших научных учреждениях выделяя при всех трудностях для этого необходимые средства из местных бюджетов, наладить обучение сельского населения сделать привлекательным вложение частных инвестиций в сельское хозяйство.

Таким образом, подводя итоги из вышеизложенного, необходимо принять на федеральном уровне программу развития Республики Тыва, где важно закрепить параметры и направления развития таких институтов, как: среднее и высшее профессиональное образование, в том числе юридическое образование с учетом специфики региона,4 механизм инвестиций вагропро-мышленный комплекс республики, торговлю сельхозпродукцией илогистику региона. В целях полного преодоления отставания в экономическом развитии Тувы от других административно-территориальных подразделений Восточной Сибири продуктивным видится принятие федерального закона «О стратегическом развитии сельского хозяйства Республики Тыва». При этом вопросы дальнейшего совершенствования отраслевой структуры народного хозяйства республики и ускоренного развития специализирующих отраслей промышленности, а такжеинфраструктуры во многом обеспечивающей значительное улучшение материальногои культурного уровня жизни населения невозможно решить без научно-исследовательского сопровождения и анализа.

__3 Дабиев Д.Ф. Анализ развития сельского хозяйства Республики

Тыва // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 8. С. 66-70.

1 К вопросу о традиционном землепользовании у тувинцев // 4 Безруков А.В., Тепляшин И.В Реформирование высшего юриди-Ученые записки / ТИГИ. Кызыл, 2010. Вып. 22. С. 200-209. ческого образования в контексте конституционных преобразова-

2 Тепляшин И.В. Правовая инноватика: контуры исследования // ний в современной России // Российская юстиция. 2011. № 5. С. Российский юридический журнал. 2012. № 2. С. 9-19. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.