Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная безопасность / общественная опасность / повторность деяния / преступление / правонарушение / соотношение составов / судебная практика / state security / public danger / repetition of an act / crime / offense / ratio of compositions / judicial practice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лыжова Татьяна Юрьевна, Пьяных Диана Павловна

Статья посвящена анализу отличительных особенностей составов, попадающих под действие Уголовного Кодекса Российской Федерации и Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации с точки зрения правоприменения. В статье обращается внимание на обстоятельства, влияющие на квалификацию деяний как уголовных преступлений, либо как административных правонарушений. Рассмотрены изменения в законодательстве, приведены примеры рассмотрения судами соответствующих категорий дел, сделаны выводы на основе сравнительных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лыжова Татьяна Юрьевна, Пьяных Диана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMES

The article is devoted to the analysis of the distinctive features of the compositions falling under the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation from the point of view of law enforcement. The article draws attention to the circumstances affecting the qualification of acts as criminal offenses or as administrative offenses. Changes in legislation are considered, examples of consideration by courts of the relevant categories of cases are given, conclusions are drawn based on comparative characteristics.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 340.1

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Лыжова Татьяна Юрьевна

Старший преподаватель, Беловский институт (филиал],

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Пьяных Диана Павловна

Студентка юридического факультета, Беловский институт (филиал],

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Статья посвящена анализу отличительных особенностей составов, попадающих под действие Уголовного Кодекса Российской Федерации и Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации с точки зрения правоприменения. В статье обращается внимание на обстоятельства, влияющие на квалификацию деяний как уголовных преступлений, либо как административных правонарушений. Рассмотрены изменения в законодательстве, приведены примеры рассмотрения судами соответствующих категорий дел, сделаны выводы на основе сравнительных характеристик.

Ключевые слова: государственная безопасность, общественная опасность, повторность деяния, преступление, правонарушение, соотношение составов, судебная практика.

В связи с существующими фактами проявления угроз и недоброжелательных действий некоторых стран в сфере обеспечения общественной и государственной безопасности в Российской Федерации были приняты ряд специальных экономических и правовых мер.

Президентом России национальная безопасность определена приоритетным направлением государственной и международной политики страны.

Правовое регулирование национальной безопасности отмечается принятием новых правовых актов и внесением поправок в уже действующие. Среди которых можно назвать, Федеральный закон от с 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [3].

В данной статье проанализируем вступившие в силу вышеназванным Федеральным законом поправки в УК РФ, рассмотрим на примере судебной практики и проведем аналогию с нормами положений отдельных статей КоАП РФ в сфере национальной безопасности.

Появление в УК РФ новой статьи 280.4, и начавшей действовать с 14 июля 2022 года, преступлениями считаются публичные призывы к осуществлению действий, направленных против безопасности Российской Федерации, либо создающих преграды в реализации органами власти и должностными лицами соответствующих прав и обязанностей в сфере обеспечения государственной безопасности РФ, предусматривается ответственность в том случае, когда отсутствуют в деянии признаки составов других, более тяжких преступлений. Можно назвать такие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, как статья 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и статья 354 то же самое, только к развязыванию агрессивной войны и другие подобные [2].

В статье 20.3.3 КоАП РФ, действующей с 4 марта 2022 года устанавливается административная ответственность за проведение открытых действий, имеющих задачей дискредитировать применение Вооруженных Сил Российской Федерации, а также за призывы к введению против России ограничительных мер. Положения данной

Страница | 60

нормы призваны обеспечить защиту интересов России и ее граждан, содействие всемирной безопасности. При этом, важным фактом является то, что данные действия, не должны содержать признаков состава уголовного преступления [1].

Проводя аналогию вышеуказанных составов, в них можно увидеть, подобные деяния, относительно призывов к противоправным действиям. А вот, по степени и характеру общественной опасности, статья 280.4 УК РФ представляет большую угрозу для национальной безопасности страны и населения, чем статья 20.3.3 КоАП РФ, этим и объясняется их различие.

Для того, чтобы более полно понять содержание и применение данных норм, обратимся к судебной практике. Исходя из материалов дела № 30-1-367/2022 от 19 сентября 2022 года следует, что гражданка РФ в своём аккаунте в социальной сети, открытом для публичного доступа, публиковала материалы, имеющие целью дискредитировать использование Вооруженных Сил Российской Федерации с целью охраны интересов нашей страны и граждан. В ходе разбирательств, было доказано, что в действиях гражданки отсутствуют признаки состава уголовного преступления, предусмотренного рассмотренной выше статьёй 280.4. Исходя из чего, гражданка была подвергнута административному наказанию, предусмотренному статьёй 20.3.3 [4].

Вызывает интерес также еще одни поправки, внесенные федеральным законом с 12 июля 2022 года в УК РФ и КоАП РФ. Так, в статье 284.1 УК РФ был изменен состав уголовного преступления, в частности была введена ответственность за преднамеренное оказание денежной помощи иностранным и международным неправительственным организациям, деятельность которых была признана нежелательной на территории РФ. В ранее же действовавшей редакции закона считалась только организация деятельности преступлением, либо же непосредственное участие лица, ранее уже привлекаемого к административной ответственности за тоже деяние, в организации, реализующей свою деятельность в РФ незаконно.

Проводя аналогию с КоАП РФ примечательно то, что в статье 20.33 предусмотрена административная ответственность за непосредственно принятие участия в деятельности организации, функционирование которой законодательно признано нежелательным на территории нашего государства.

Так вот, после рассмотрения названных двух составов УК РФ и КоАП РФ, становится очевидным то, что не только степень и характер общественной опасности, но и повторность совершения влияют на оценку содеянного как уголовного преступления, либо как административного правонарушения.

В подтверждение выводов, есть судебная практика. Согласно материалам дела № 12-149/2021 от 8 июня 2021 года, лицо было задержано сотрудниками правоохранительных органов во время принятия участия в собрании организации, деятельность которой признана законодательством нежелательной на территории России. В ходе проверки было установлено, что ранее данное лицо не привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение. Опираясь на данный факт, судья вынес решение, о наложении на лицо административной ответственности, предусмотренной нормами статьи 20.33 КоАП РФ [5].

Известны также и случаи, когда те же действия лиц были квалифицированы как уголовные преступления. В частности, по материалам дела № АПЛ22-44 от 16 февраля 2022 года лицо, до этого подвергавшееся административному наказанию по статье 20.33, повторно в течение одного года участвовало в деятельности иностранной неправительственной организации, функционирование которой признано нежелательным в России. Данные действия уже подпадают под квалификацию статьи 284.1 УК РФ. Соответственно, лицо, в отношении которого юридически установлен факт повторного совершения аналогичного правонарушения, становится уже преступником и подлежит уголовной ответственности, что и иллюстрируют материалы рассмотренного выше судебного разбирательства [6].

Рассмотрев новые поправки, внесенные в российское законодательство в связи с возникшей угрозой национальной безопасности на территории России и проанализировав судебную практику по названным составам, становится ясно, что, во-первых, в соотношении между административным правонарушением и уголовным

преступлением, аналогичное деяние может быть квалифицированно и как правонарушение, и как преступление; во-вторых, обстоятельства, по степени и характеру общественной опасности, а также по повторности совершения деяния влияют на квалификацию содеянного.

Список использованных источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

3. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.07.2022 N 260-ФЗ // Российская газета от 19 июля 2022 г. № 154-155.

4. Решение Ярославского областного суда № 30-1-367/2022 от 19 сентября 2022 г. по делу № 30-1-367/2022 [Электронный ресурс] // www.sudact.ru (дата обращения: 26.03.2023).

5. Решение Шатурского городского суда Московской области № 12-149/2021 от 8 июня 2021 г. по делу № 12-149/2021 [Электронный ресурс] // www.sudact.ru (дата обращения: 28.03.2023].

6. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2022 г. по делу № АПЛ22-44 [Электронный ресурс] // www.sudact.ru (дата обращения: 28.03.2023].

PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMES

Lyzhova T. Yu., Pyanyh D. P.

The article is devoted to the analysis of the distinctive features of the compositions falling under the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation from the point of view of law enforcement. The article draws attention to the circumstances affecting the qualification of acts as criminal offenses or as administrative offenses. Changes in legislation are considered, examples of consideration by courts of the relevant categories of cases are given, conclusions are drawn based on comparative characteristics.

Keywords: state security, public danger, repetition of an act, crime, offense, ratio of compositions, judicial practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.