Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЕАЭС'

ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕАЭС / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алпатов А.В., Сёмкин А.Г.

Работа посвящена проблемам рационального размещения отраслей сельского хозяйства в ЕАЭС. Рассмотрены стратегические политические аспекты взаимодействий стран-участниц ЕАЭС в рамках вхождения новых территорий в состав России. Современная политическая обстановка весьма сильно оказывает влияние на развитие национальных экономик стран-участниц ЕАЭС и непосредственно на развитие сельскохозяйственного производства. Назрела объективная необходимость своевременно дать оценку современного состояния и перспективного развития отдельных отраслей сельского хозяйства для целей поиска основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами с учетом интеграции со странами ЕАЭС. В связи с этим в работе произведена оценка производства продукции сельского хозяйства в странах ЕАЭС, определен уровень обеспеченности сельского хозяйства техникой и уровнем внесения минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях. Выявлены основные демографические изменение в ЕАЭС, а также представлен анализ состояния зернопроизводства, производства молока и молокопродуктов, производства мяса и мясопродуктов в разрезе отдельных стран-участниц союза. Представлены основные принципы и формы их реализации при формировании условий рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации сельскохозяйственных производств в ЕАЭС, а также определены приоритетные сферы и направления при формировании условий рационального размещения сельскохозяйственных производств. Проведенное исследование будет способствовать поиску решения системных проблем рационального размещения отраслей сельского хозяйства в странах-членах ЕАЭС, способствующих формированию необходимого уровня продовольственной безопасности как отдельных стран, так и союза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RATIONAL LOCATION OF AGRICULTURAL INDUSTRIES IN THE EAEU

The work is devoted to the problems of rational distribution of agricultural sectors in the EAEU. The strategic political aspects of interaction between the EAEU member countries in the framework of the entry of new territories into Russia are considered. The current political situation has a very strong impact on the development of the national economies of the EAEU member countries and directly on the development of agricultural production. There is an objective need to assess timely the current state and prospective development of individual sectors of agriculture to find the main directions of rational distribution, deepening specialization and optimizing the concentration of production of certain types of agricultural and food products, as well as forms and methods of managing these processes, taking into account integration with the EAEU countries. In this regard, the work assesses the production of agricultural products in the EAEU countries, determines the level of provision of agriculture with machinery and the level of application of mineral fertilizers in agricultural organizations. The main demographic changes in the EAEU are identified, as well as an analysis of the state of grain production, the production of milk and dairy products, the production of meat and meat products in the context of individual member countries of the union. The main principles and forms of their implementation in the formation of conditions for rational distribution, deepening of specialization and optimization of the concentration of agricultural production in the EAEU are presented, as well as priority areas and directions are identified in the formation of conditions for the rational distribution of agricultural production. The study will contribute to finding a solution to the systemic problems of rational distribution of agricultural sectors in the EAEU member countries, contributing to the formation of the necessary level of food security both in individual countries and the union as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЕАЭС»

УДК / UDC 339.97ЕАЭС+631.1

П Р ОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОТ РАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЕАЭС

PROBLEMS OF RATIONAL LOCATION OF AGRICULTURAL INDUSTRIES

IN THE EAEU

Алпатов А.В.*, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Alpatov A.V.*, Candidate of Economic Science, Associate Professor, Leading Researcher Сёмкин А.Г., доктор экономических наук, заведующий отделом Semkin A.G., Doctor of Economic Sciences, Head of Department Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский Научно-исследовательский институт

Экономики сельского хозяйства, Москва Россия Federal State Budgetary Scientific Institution "Federal Scientific Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics", Moscow, Russia *E-mail: anthonyalpatov@yandex.ru

Работа посвящена проблемам рационального размещения отраслей сельского хозяйства в ЕАЭС. Рассмотрены стратегические политические аспекты взаимодействий стран-участниц ЕАЭС в рамках вхождения новых территорий в состав Р оссии. Современная политическая обстановка весьма сильно оказывает влияние на развитие национальных экономик стран-участниц ЕАЭС и непосредственно на развитие сельскохозяйственного производства. Назрела объективная необходимость своевременно дать оценку современного состояния и перспективного развития отдельных отраслей сельского хозяйства для целей поиска основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами с учетом интеграции со странами ЕАЭС. В связи с этим в работе произведена оценка производства продукции сельского хозяйства в странах ЕАЭС, определен уровень обеспеченности сельского хозяйства техникой и уровнем внесения минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях. Выявлены основные демографические изменение в ЕАЭС, а также представлен анализ состояния зернопроизводства, производства молока и молокопродуктов, производства мяса и мясопродуктов в разрезе отдельных стран-участниц союза. Представлены основные принципы и формы их реализации при формировании условий рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации сельскохозяйственных производств в ЕАЭС, а также определены приоритетные сферы и направления при формировании условий рационального размещения сельскохозяйственных производств. Проведенное исследование будет способствовать поиску решения системных проблем рационального размещения отраслей сельского хозяйства в странах-членах ЕАЭС, способствующих формированию необходимого уровня продовольственной безопасности как отдельных стран, так и союза в целом.

Ключевые слова: система управления, сельское хозяйство, размещение производств, пространственное развитие, регион, государственное регулирование, ЕАЭС, специализация, концентрация производств.

The work is devoted to the problems of rational distribution of agricultural sectors in the EAEU. The strategic political aspects of interaction between the EAEU member countries in the framework of the entry of new territories into Russia are considered. The current political situation has a very strong impact on the development of the national economies of the EAEU member countries and directly on the development of agricultural production. There is an objective need to assess timely the current state and prospective development of individual sectors of agriculture to find the main directions of rational distribution, deepening specialization and optimizing the concentration of production of certain types of agricultural and food products, as well as forms and methods of managing these processes, taking into account integration with the EAEU countries. In this regard, the work assesses the production of agricultural products in the EAEU countries, determines the level of provision of agriculture with machinery and the level of application of mineral fertilizers in

agricultural organizations. The main demographic changes in the EAEU are identified, as well as an analysis of the state of grain production, the production of milk and dairy products, the production of meat and meat products in the context of individual member countries of the union. The main principles and forms of their implementation in the formation of conditions for rational distribution, deepening of specialization and optimization of the concentration of agricultural production in the EAEU are presented, as well as priority areas and directions are identified in the formation of conditions for the rational distribution of agricultural production. The study will contribute to finding a solution to the systemic problems of rational distribution of agricultural sectors in the EAEU member countries, contributing to the formation of the necessary level of food security both in individual countries and the union as a whole.

Key words: management system, agriculture, location of production, spatial development, region, state regulation, EAEU, specialization, concentration of production.

Введение. Складывающиеся обстоятельства при формировании основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами в Р оссии со странами ЕАЭС постоянно диктуют объективно необходимые корректировки данных процессов.

Цель исследования заключается в поиске путей решения системных проблем, складывающихся при рациональном размещении отраслей сельского хозяйства в странах ЕАЭС.

Условия, материалы и методы. В процессе исследования были использованы общенаучные методы, такие как монографический, графический, абстрактно-логический. Кроме того, методологической основой в работе явились экономико-статистический, метод сравнительного анализа, а также системный и институциональный подходы в исследовании. Основой исследования послужили данные Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии, а также данные официального сайта Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Результаты и обсуждение. 30 сентября 2022 года Президентом Р Ф были подписаны договоры совместно с руководителями ДН Р, ЛН Р, Запорожской и Херсонской областей о вхождении данных субъектов в состав России в качестве новых субъектов. Далее Конституционный суд 2 октября 2022 года счёл документы соответствующими Конституции Р Ф, а затем Государственная Дума и Совет Федерации ратифицировали договоры и приняли проекты федеральных конституционных законов по вхождению в состав Российской Федерации новых территорий. Таким образом, теперь в Р оссии 89 субъектов, а население страны увеличилось почти на 6,2 млн человек и теперь составляет более 152 млн человек, а площадь страны увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров. Далее необходимо понимать, что далее предстоит огромная функциональная работа по направлениям экономической, правовой, финансовой, социальной и экологической интеграции, в том числе и в области обеспечения продовольственной безопасности новых регионов и, собственно, России в целом. Как планируется, то до конца 2025 года в течение переходного периода будет проходить интеграция новых регионов.

В этой связи вопросы размещения сельскохозяйственных производств и интеграционных взаимодействий в условиях функционирования ЕАЭС, с учетом вновь вошедших регионов, приобретают новые направления ориентированного развития сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности стран участниц ЕАЭС в интегрированном сообществе.

В сложившихся мировых условиях внешнее давление на Россию и Р еспублику Беларусь естественным негативным образом отражается на всех странах-членах ЕАЭС. В этой связи сотрудничество между странами ЕАЭС развивается в достаточно сложных условиях социально-политической и экономической напряженности, что влияет на функционирование и развитие единого рыночного

пространства, и в частности рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вместе с тем Р оссия выступает за свободное движение капиталов в ЕАЭС, так премьер-министр РФ назвал важным полностью раскрывать потенциал общего рынка в Евразийском экономическом союзе.

В этой связи мы считаем, что необходимо и в сфере производства сельскохозяйственной продукции, и при размещении сельскохозяйственных производств и сферы переработки сырья и сельскохозяйственной продукции необходимо полностью раскрывать потенциал рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ЕАЭС. Для этого необходимо в первую очередь сформировать свободное движение агропродовольствия, капитала в сельскохозяйственном секторе, а также трудовых ресурсов в отраслях агропромышленного комплекса в пространстве в ЕАЭС.

Вместе с тем, по нашему мнению, в странах ЕАЭС должна уже была выработаться стратегическая концепция международных правовых основ взаимодействия, так чтобы каждый из членов сообщества могли ощущать поддержку не только в рамках экономических взаимодействий, но и в социально-политической перспективе. Вместе с тем необходимо воспринять определенным образом итоги голосования Р езолюции Генеральной Ассамблеи ООН ES-11/4 «Территориальная целостность Украины», которая продемонстрировала следующие результаты, представленные в таблице 1.

"аблица 1 - Р езультаты голосования за антироссийскую резолюцию

Голос Государства Кол-во стран Доля, %

За Австралия, Австрия, Албания, Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Афганистан, Багамы, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Бутан, Вануату, Великобритания, Венгрия, Восточный Тимор, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея-Бисау, Германия, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Израиль, Индонезия, Иордания, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, Замбия, Кабо-Верде, Камбоджа, Канада, Катар, Кения, Кипр, Кирибати, Колумбия, Коморы, Коста-Р ика, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Марокко, Маршалловы острова, Мексика, Микронезия, Молдавия, Монако, Мьянма, Науру, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Палау, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Руанда, Румыния, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Северная Македония, Сейшелы, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Соломоновы острова, Сомали, Суринам, Сьерра-Леоне, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Тунис, Турция, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, Ямайка, Япония 143 74,09

Против Белоруссия, КНД Р, Р оссия, Сирия, Никарагуа 5 2,59

Воздержались Алжир, Армения, Боливия, Бурунди, Вьетнам, Гвинея, Гондурас, Зимбабве, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Куба, Лаос, Лесото, Мали, Мозамбик, Монголия, Намибия, Пакистан, Республика Конго, Сенегал, Судан, Таджикистан, Таиланд, Танзания, Того, Уганда, Узбекистан, Центральноафриканская Республика, Шри-Ланка, Эритрея, Эсватини, Эфиопия, Южно-Африканская Республика, Южный Судан 35 19,69

Не голосовали Азербайджан, Буркина-Фасо, Венесуэла, Джибути, Иран, Камерун, Сальвадор, Сан-Томе и Принсипи, Туркменистан, Экваториальная Гвинея 10 5,18

Всего 193 100

Источник: составлена авторами по данным официального сайта Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

В итоге Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая осуждает действия России по организации референдумов в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях, при этом организовав открытое голосование, сделав это вопреки позиции России, тем самым лишив участников тайны голосования. Резолюцию поддержали 143 из 193 государств, являющихся членами ООН, причем в их числе вошли Сербия и Венгрия, хотя власти этих стран ведут активную критику антироссийских санкций.

Прямо на стороне России выступили четыре страны это Белоруссия, Сирия, КНД Р и Никарагуа, так как у этих стран отношения с США полностью испорчены и не подлежат восстановлению. При этом все остальные государства дают понять США, что они достаточно самостоятельные страны, и кто-то из них обижен на США или имеет с ними идеологические расхождения, а кто-то не исключает торга с ними.

При этом необходимо понимать, что в число воздержавшихся при голосовании вошли три страны-участницы ЕАЭС, это Армения, Казахстан и Киргизия, и только Р еспублика Беларусь поддержала Р оссию, являясь Союзным государством в рамках Надгосударственного образования Р оссии и Белоруссии с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, рыночным и культурным пространством. Поэтому политические составляющие в структурах ЕАЭС могут также оказывать весомое влияние на развитие и функционирование агропродовольственного рынка, что в свою очередь будет обуславливать определение основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами в условиях интеграционных процессов в ЕАЭС.

Стоит учитывать, что после начала СВО и как следствие введение санкций против Р оссии, был введен запрет на экспорт зерновых и сахара в страны ЕА-С для целей поддержки внутреннего российского рынка и обеспечения продовольственной безопасности в стране по данным направлениям. В то же время, со стороны правительства Казахстана последовало заявление, что страна не будет выступать инструментом для обхода санкций против оссии со стороны США и ЕС, и намерена соблюдать эти санкции.

В последнее время Казахстан проводит всё более недружественный курс политики в отношении Р оссии. Не совсем понятно, чего добивается Казахстан, когда, будучи участником ЕАЭС и ОДКБ, своим поведением и отношениями с Р оссией ставит под сомнение функционирование данных важных структур в евроазиатском регионе. Не совсем понятна политика Казахстана, когда власти уходят в сторону от фактов вполне сформированной тридцатилетней идеологии русофобии, которые ежегодно проявляются в языковом вопросе, нетерпимости к русским, постоянным ущемлениям на бытовом и социально-политическом уровне.

Тем не менее, единый рынок стран ЕАЭС расширяется и наращивает объемы. Так страны блока с марта по июнь 2022 года, отгрузили в Р оссийскую Федерацию товаров на 9,4 млрд долларов, что на 15% больше, чем за тот же период 2021 года. Основная доля при этом пришлась на Р еспублику Беларусь, Р еспублика Армения в свою очередь увеличила поставки в Р оссии более чем в полтора раза, а Киргизская Р еспублика - более чем в два раза. Начиная с весны 2022 года Р еспублику Беларусь по объёму экспорта в Р оссию стала вторым крупнейшим поставщиком товаров после Китая. В июле 2022 года объем белорусского экспорта в Р оссии превысил 2 млрд долларов, что в 1,5 раза больше чем в июле 2021 года. За этот же период Киргизская Р еспублика поставила товаров в Р оссию на 124 млн долларов, при этом рост составил 4,7 раза. Всего за первое полугодие экспорт из этой страны в Р оссию составил почти 0,4 млрд долларов, что на 88% больше, чем за тот же период 2021 года. В июле 2022 года экспорт Казахстана в Р оссию вырос на 13,9 % по отношению к июлю 2021 года.

В целом необходимо понимать, что страны ЕАЭС в той или иной степени помогают Р оссии, посредствам ввоза необходимых импортных компонентов и комплектующих для различных отраслей национальной экономики, в том числе пищевой и обрабатывающей промышленности, машиностроения и сельского хозяйства.

Определение основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами с учетом интеграции со странами ЕАЭС необходимо осуществлять в соответствии с целевыми ориентирами развития сельского хозяйства в каждой стране-участнице блока. Причем это должно происходить на основе фактических и плановых показателей объемов производства сельскохозяйственной продукции, объемах и направлениях экспорта и импорта, уровнях внутреннего потребления продукции сельскохозяйственного производства, а также численности населения стран ЕАЭС и уровне продовольственной независимости по отдельным продуктовым группам.

На базе совместных прогнозов развития АПК, балансы спроса и предложения государств-членов ЕАЭС по сельскохозяйственной продукции, представленной Департаментом агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии в 2021 году нами был проведен анализ по различным направлениям состояния и развития сельскохозяйственного производства по странам блока.

В таблице 2 дана оценка производства продукции сельского хозяйства в странах ЕАЭС исходя из курсов национальных валют к доллару США за 2020 год в текущей и долгосрочной перспективе.

Таблице 2 - Оценка производства продукции сельского хозяйства в странах ЕАЭС, млрд. долл. США___

Страна/ Р егион Год ы Базисное отклонение Долгосрочный прогноз

2019 2020 2021 (оценка) 2022 (прогноз) (+,-) % Год ы

2025 2030

Армения 1,85 1,74 1,90 1,90 0,05 102,7 1,88 1,90

Беларусь 9,90 9,20 10,20 11,00 1,10 111,1 14,85 19, 41

Казахстан 13,50 15,40 15,30 15,30 1,80 113,3 14,19 14,55

Кыргызстан 3,20 3,20 3,30 3,30 0,10 103,1 3,35 3, 40

Россия 89,60 84,90 86,20 89,00 -0,60 99,3 103,96 115,78

ЕАЭС, всего 118,05 114, 44 116,90 120,50 2,45 102,1 138,23 155,04

Источник: составлена авторами по данным Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.

Прогнозная оценка показала совокупный рост производства продукции сельского хозяйства в странах ЕАЭС и в отдельных странах, за исключением Р оссии, однако такие прогнозы в 2022 году оказались вполне оправданными в связи со снижением курса доллара по отношению к рублю, что при учете современных реалиях натурального роста может оказаться вполне естественным по итогам года. При этом прогнозные показатели на 2025 и 2030 год в плановом значении предполагают рост общего показателя производства на 14,7 и 28,7% соответственно. Хотя о данных показателях не стоит говорить всерьёз на перспективу, так как перспективные курсовые события непредсказуемы, а стабильный прирост в сельскохозяйственном производстве, выраженный в натуральном выражении имеет стабильную динамику роста.

Весомым фактором определения основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами с учетом интеграции со странами ЕАЭС выступает техническое оснащение организаций сельскохозяйственного производства соответствующей техникой при производстве сельскохозяйственной продукции (табл. 3).

"аблице 3 - Оценка обеспеченности сельского хозяйства с.-х. техникой, тыс. штук

Виды техники

Страна/ егион "ракторы Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны

Годы Год ы Годы

2019 2020 2021 2022 (оценка) 2019 2020 2021 2022 (оценка) 2019 2020 2021 2022 (оценка)

Армения 15,45 15,45 15,50 15,50 1,4 1,4 1,4 1,4 0,4 0,4 0,4 0,4

Беларусь 39,0 39,0 40,0 41,0 8,8 8,7 9, 4 9,8 4,1 3,9 4,1 4,3

Казахстан 147,3 143,3 141,7 145,0 38,5 37,3 37,0 37,0 1,5 1,2 1,2 1,5

Кыргызстан 21,2 21,5 22,2 22, 4 2,1 2,1 2,2 2,3 0,1 0,1 0,1 0,1

Россия 425,9 428,0 428,0 428,0 121,6 121,0 122,0 122,0 15,8 15,6 16,0 16,0

ЕАЭС, всего 648,8 647,3 647,4 651,9 172,4 170,5 172,0 172,5 21,9 21,2 21,8 22,3

Источник: составлена авторами по данным Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.

При определение основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции необходимо понимать уровень внесения минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях стран ЕАЭС (табл. 4). Согласно прогнозу, государства-члены планируют ежегодно увеличивать внесение минеральных удобрений на 1 га сельскохозяйственных земель. "ак в Р еспублике Беларусь планируется к концу 2022 года увеличить дозы внесения удобрений до 247 кг, что на 127 кг больше, чем в 2019 году. В Р оссии планируется увеличить дозу внесения до 56 кг, что на 10 кг больше базисного периода, в Кыргызстане - до 26,4 кг (на 2,4 кг больше), а в Казахстане - до 6 кг (на 2 кг больше). В свою очередь в Армении не планируется увеличение ежегодного объема вносимых удобрений, который находится на уровне 36 кг/га в год.

"аблице 4 - Оценка внесения минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях (в пересчете на 100% питательных веществ), кг/га сельскохозяйственных земель

Страна/ Регион Год ы Базисное отклонение

2019 2020 2021 (оценка) 2022 (прогноз) (+,-) %

Армения 36 36 36 36 0 100,0

Беларусь 120 140 236 247 127 205,8

Казахстан 4 6 6 6 2 150,0

Кыргызстан 24 23 28 26 2 108,3

Россия 46 50 53 56 10 121,7

ЕАЭС, всего 230 255 359 371 141 161,3

Источник: составлена авторами по данным Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.

В настоящий время ЕАЭС располагается на площади более 20,26 млн км2, а совокупный ВВП четырех стран занимает восьмое место в мире и составил на 2020 год более 2150 млрд долл. США, кроме того в ЕАЭС проживает более 180 млн человек, и это тоже восьмое место по численности людей в мире, в этой связи возникает необходимость оценки тенденций изменения численности населения в ЕАЭС для целей оценки объемов потребления сельскохозяйственной продукции и уровне самообеспеченности по отдельным основным группам продукции. В табл. 5 дана оценка демографическим изменениям в ЕАЭС.

За последние 8 лет численность населения в ЕАЭС изменилась незначительно, рост составил лишь 1%. Однако на фоне роста численности населения вплоть до 2020 года до уровня более 184 млн человек с 2021 года началась естественная убыль населения с почти 400 тыс. человек в 2021 году до 752 тыс. умерших, и это при том что рождаемость снизилась почти на 20%, а смертность возросла почти на 30%.

При относительно стабильной численности населения стран ЕАЭС необходимо понимать, что изначально складывающиеся возможности производства сельскохозяйственной продукции не в полной мере обеспечивали и до настоящего времени обеспечивают продовольственную независимость стран-участниц по различным видам агропродовольственного сырья и основным видам пищевых продуктов.

Таблице 5 - Оценка демографических изменений в ЕАЭС (по состоянию на 1 января), чел.

Показатели Го ды

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Численность населения 182065203 182725831 183354776 183759052 183960344 184265718 183952788 183498544

Родившиеся 2667773 2662134 2590977 2366189 2297544 2297544 2134699 2119631

Умершие 2227769 2222473 2204400 2136534 2138529 2138529 2527547 2872455

Естественный прирост 440004 439661 386577 229655 159015 69344 -392848 -752824

Родившихся на 1тыс. чел. 14,7 14,6 14,1 12,9 12,5 11,8 11,6 11,6

Умерших на 1тыс. чел. 12,2 12,2 12,0 11,6 11,6 11,5 13,7 15,7

Естественный прирост на 1тыс. чел. 2,5 2,4 2,1 1,3 0,9 0,3 -2,1 -4,1

Источник: составлена авторами по данным Евразийской экономической комиссии.

При этом для определения основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции в странах ЕАЭС необходимо понимать складывающиеся тенденции производства в отраслях сельского хозяйства стран ЕАЭС, а также внутреннее потребление с определением уровня самообеспеченности каждой отдельно взятой страны по отдельным продуктам сельскохозяйственного производства.

В таблице 6 представлены результаты анализа состояния зернопроизводства ЕАЭС, анализ производства молока и молокопродуктов, а также производства мяса и мясопродуктов в странах союза. Так, в течение последних трех лет заметен рост совокупного уровня самообеспеченности стран ЕАЭС по зерновым культурам, который к концу 2022 года планово может составить почти 150%. Однако только Р оссия и Казахстан полностью обеспечивают внутреннее потребление, уровень самообеспеченности в Армении не превышал 40%, а в Беларуси и Кыргызстане 98 и 92%, соответственно.

Говоря о долгосрочных прогнозах, то к 2025 году в Р оссии планируется рост уровня самообеспеченности по зерну до уровня 172 %, а к 2030 году - до 174 %. В целом совокупный уровень самообеспеченности по ЕАЭС запланирован до 159 и 160 %, соответственно к 2025 и 2030 году.

Стоит указать, что совокупный уровень самообеспеченности стран ЕАЭС по производству молока и рынка молока и молокопродуктов на протяжении последних трех лет не достигал уровня 100 % и был ниже этого уровня на 3-5 процентных пунктов. На перспективу планируется достижения этого показателя до полного самообеспечения к 2025 году и сохранения такого же значения в 2030 году. Самый низкий уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам наблюдается в Р оссии, его значение не превышает 85%. Причем складывается парадоксальная картина по уровню самообеспеченности оссии молоком и молокопродуктами. С учетом того, что при функционировании государственных проектов с 2008 года и Государственной программы по развитию сельского хозяйства, вкладывались колоссальные средства на развитие молочного скотоводства и учитывая уровень самообеспеченности Р оссии по данному направлению на конец 2014 года до создания ЕАЭС, который образовался 01 января 2015 года, значение данного показателя было 80-82 %, можно сказать, что это указывает на низкую эффективность государственных вложений в молочную отрасль страны. Данный показатель в долгосрочном прогнозе указывается на уровне 140 и 141 % к 2025 и 2030 гг. соответственно. Уровень самообеспеченности стран ЕАЭС по мясу и мясопродуктам в целом показывает равенство объемов производства и уровня внутреннего потребления. Однако, в Армении данный показатель не превышал 65 % за последние 3 года, а взаимная торговля между странами участниками ЕАЭС была незначительная и большая доля приходилась на внешний импорт. Кроме того, в долгосрочной перспективе Армения намерена снизить самообеспеченность по мясу и мясопродуктам до 56-57 %. Наибольшим уровнем самообеспеченности по группе

данных продуктов обладает Беларусь приближая данный показатель к 140 %. Уровень самообеспеченности Р оссии близок к 100%, а плановые показатели на 2025 и 2030 годы составляют 102 и 107% соответственно.

Таблице 6 - Анализ состояния зернопроизводства и рынка зерновых культур в ЕАЭС, тыс. т

Страна Продукт Показатели Годы Базисное отклонение Долгосрочный прогноз

2019 2020 2021 (оценка) 2022 (прогноз) (+,-) % Годы

2025 2030

Армения зерно Производство 198,7 246,1 265,4 280,3 81,6 141,1 314 375

Внутреннее потребление 634,0 672,7 692,7 709,5 75,5 111,9 1072 1213

Самообеспеченность, % 31,3 36,6 38,3 39,5 8,2 п. п. 29,0 31,0

мол око Производство 667,9 654,3 664,0 669,0 1,1 100,2 695 714

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутреннее потребление 766,1 773,2 779,2 784,6 18,5 102,4 795 880

Самообеспеченность, % 87,2 84,6 85,2 85,3 -1,9 п. п. 87,0 81,0

мясо Производство 107,3 107,7 113,4 114,6 7,3 106,8 128 137

Внутреннее потребление 170,3 166,3 183,0 183,9 13,6 108,0 226 239

Самообеспеченность, % 63,0 64,8 62,0 62,3 -0,7 п. п. 56,0 57,0

Беларусь зерно Производство 7332,9 8769,7 8731,0 8873,0 1540,1 121,0 10000 10000

Внутреннее потребление 7443,6 9001,5 9471,3 9685,3 2241,7 130,1 10143 10111

Самообеспеченность, % 98,5 97,4 92,2 91,6 -6,9 п. п. 99,0 99,0

молоко Производство 7393,5 7765,3 8047,0 8308,0 914,5 112,4 9200 9700

Внутреннее потребление 3070,3 3032,8 3052,5 3132,5 62,2 102,0 3470 3672

Самообеспеченность, % 240,8 256,0 263,6 265,2 24,4 п. п. 265,0 264,0

мясо Производство 1240,0 1285,1 1300,3 1326,8 86,8 107 1404 1459

Внутреннее потребление 933,8 952,9 937,7 965,7 31,9 103,4 1006 1035

Самообеспеченность, % 132,8 134,9 138,7 137,4 4,6 п. п. 140,0 141,0

Казахстан зерно Производство 17428,6 20065,3 15400,0 18700,0 1271,4 107,3 21346 22043

Внутреннее потребление 13454,8 13431,3 13065,0 13240,0 -214,8 98,4 14729 14885

Самообеспеченность, % 129,5 149,4 117,9 141,2 11,7 п. п. 145,0 148,0

молоко Производство 5864,9 6051,4 6234,0 6420,0 555,1 109,5 6994 8068

Внутреннее потребление 6263,2 6534,7 6734,5 6865,0 601,8 109,6 7304 8449

Самообеспеченность, % 93,6 92,6 92,6 93,5 -0,1 п. п. 96,0 95,0

мясо Производство 1120,6 1168,6 1219,0 1270,0 149,4 113,3 1352 1516

Внутреннее потребление 1366,0 1427,6 1443,0 1481,0 115 108,4 1622 1738

Самообеспеченность, % 82,0 81,9 84,5 85,8 3,8 п. п. 83,0 87,0

Кыргызстан зерно Производство 1931,2 2007,7 2044,0 2049,8 118,6 106,1 2026 2233

Внутреннее потребление 2136,2 2214,5 2226,8 2244,1 107,9 105,1 2264 2435

Самообеспеченность, % 90,4 90,7 91,8 91,3 0,9 п. п. 89,0 92,0

молоко Производство 1627,8 1667,9 1710,0 1760,0 132,2 108,1 1884 2112

Внутреннее потребление 1505,9 1532,6 1560,1 1601,7 95,8 106,4 1686 2022

Самообеспеченность, % 108,1 108,8 109,6 109,9 1,8 п. п. 112,0 104,0

мясо Производство 226,2 231,3 235,9 240,9 14,7 106,5 249 262

Внутреннее потребление 268,7 288,2 320,3 325,3 56,6 121,1 383 419

Самообеспеченность, % 84,2 80,2 73,7 74,1 -10,1 п. п. 65,0 63,0

Россия зерно Производство 121200 133465 131000 131905 10705 108,8 141900 145500

Внутреннее потребление 77916,4 79401,3 81055,0 82605,0 4 689 106,0 82281 83693

Самообеспеченность, % 155,6 167,6 161,6 159,7 4,1 п. п. 172,0 174,0

молоко Производство 31360,4 32225,5 32618,0 33099,0 1738,6 105,5 33363 34206

Внутреннее потребление 37358,4 38308,6 38652,1 38996,0 1637,6 104,4 39140 39664

Самообеспеченность, % 83,9 84,1 84,4 84,9 1,0 п. п. 86,0 83,9

мясо Производство 10866,3 11222,0 11332,0 11553,6 687,3 106,3 12144 12549

Внутреннее потребление 11157,4 11282,1 11534,6 11664,7 507,3 104,5 11850 11768

Самообеспеченность, % 97,4 99,4 98,2 99,0 1,6 п. п. 102,0 107,0

ЕАЭС, всего зерно Производство 148091 164553 157440 161808 13717 109,3 175586 180151

Внутреннее потребление 101585 104721 106511 108484 6899 106,8 110489 112336

Самообеспеченность, % 145,8 157,1 147,8 149,2 3,4 п. п. 159,0 160,0

молоко Производство 46914,5 48364,4 49273,0 50256,0 3341,5 107,1 52136 54799

Внутреннее потребление 48963,9 50181,9 50778,4 51379,8 2415,9 104,9 52395 54687

Самообеспеченность, % 95,8 96,4 97,0 97,8 2,0 п. п. 100,0 100,0

мясо Производство 13560,4 14014,7 14200,6 14505,9 945,5 107,0 15276 15923

Внутреннее потребление 13896,3 14117,1 14418,6 14620,5 724,2 105,2 15087 15199

Самообеспеченность, % 97,6 99,3 98,5 99,2 1,6 п. п. 101,0 105,0

Источник: составлена авторами экономической комиссии.

по данным Департамента агропромышленной политики Евразийской

Сфера сельскохозяйственного производства в ЕАЭС динамично развивается, решаются вопросы применения маркировок для товаров средствами идентификации, осуществляется работа по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях, в том числе и сельском хозяйстве. Для дальнейшего развития интеграционных процессов в сфере агропромышленного производства важным аспектом выступают вопросы развития транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров и маршрутов, в том числе входящих в международные транспортные коридоры «Восток-Запад» и «Север-Юг».

Определение основных направлений рационального размещения сельскохозяйственных производств в условиях интеграционных процессов в ЕАЭС необходимо определить векторы стратегического развития отраслей агропромышленного комплекса, которые учитывали бы основные принципы построения межгосударственных связей в сфере сельского хозяйства, сырья и продовольствия. К таким основным принципам должны относиться качество и безопасность продукции, развитие таможенного администрирования, фискальная прозрачность при обороте сельскохозяйственной продукции, возможность государственных и межгосударственных закупок, минимизация воздействия препятствий на внутренних агропродовольственных рынках стран, а также развитие конкуренции и возможность формирования условий для получения кредитных ресурсов на общем финансовом рынке (табл. 7).

Таблица 7 - Основные принципы и формы их реализации при формировании условий рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации сельскохозяйственных производств в ЕАЭС_

Принципы Форма реализации

Качество и безопасность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Формирование единых обязательных требований к продукции во всех странах-членах ЕАЭС

Сертификация и оценка соответствия продукции, защита от небезопасной продукции третьих стран

Создание единой системы обеспечения и менеджмента качества сельскохозяйственной продукцией

Эффективность таможенного администрирования Стабильное развитие единой системы таможенного транзита сельскохозяйственной продукции

Функционирование единого стандарта таможенных операций и контроля товародвижения сельскохозяйственной продукции

Унифицирование требований к таможенной инфраструктуре

Прозрачность фискальной системы Мониторинг оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Контроль налоговой дисциплины при обороте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Стабильность государственных закупок Цифровизация государственных закупок

Взаимный доступ к государственным закупкам сельскохозяйственной продукции между странами ЕАЭС

Информационная открытость государственных закупок

Минимизация препятствий на агропродовольственн ом рынке Взаимодействие при введении и отмене ограничений во взаимной торговле сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием

Разграничение принимаемых мер по результатам государственного контроля и надзора в рамках технического регулирования

Паритетность конкуренции Р еализация конкурентного права ЕАЭС на мировом агропродовольственном рынке

Недопущение нарушений правил конкуренции на трансграничных агропродовольственных рынках

Доступность к общему финансовому рынку Широкие возможности кредитования в аграрном секторе

Создание наднациональных институтов по регулированию финансового рынка

Защита инвесторов в сфере развития отраслей сельского хозяйства

Источник: составлена авторами

Для целей рационального размещения отраслей сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в странах ЕАЭС необходимо сформировать условия, способствующие росту эффективности межгосударственных структур в агропромышленном комплексе по пяти основным направлениям, это развитие сельскохозяйственного машиностроения, формирование групп необходимых отраслей сельскохозяйственного производства, позволяющих обеспечить нужный уровень продовольственной безопасности стран-участниц при взаимодействии условий внутреннего ввоза и вывоза сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия, а также развитие

общего энергетического рынка, единого транспортно-логистического пространства и доступного рынка услуг в сфере агропромышленного производства (табл. 8).

Таблица 8 - Приоритетные сферы и направления при формировании условий рационального размещения сельскохозяйственных производств в ЕАЭС_

Сферы Направления

Сел ьскохозяйственное машиностроение Совместная работа для внутреннего рынка, импортозамещение, перспективное развитие экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения

Рост доли локализации производств

Формирование единой промышленной политики для целей развития АПК

Сельское хозяйство Цифровизация сельского хозяйства

Развитие высокотехнологичных отраслей сельского хозяйства

Рост эффективности в сферах семеноводства и племенного животноводства

Единый энергетический рынок Рост энергетической безопасности и энергетической эффективности

Торговле углеводородами по рыночным ценам

Повышения доступности энергоресурсов для сельскохозяйственных отраслей

Сфера услуг для отраслей АПК Единый рынок услуг для отраслей АПК на всей территории ЕАЭС

Снижений требований и условий в целях обеспечения свободы движения услуг

создание условий для реализации кооперационных проектов в сфере АПК

Транспортно-логистическая сфера Эффективное использование инфраструктурного и транзитного потенциала ЕАЭС

Реализация инфраструктурных проектов, имеющих интеграционный потенциал

Многоуровневая клиентская поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей

Источник: составлена авторами

При реализации партнерских отношений внутри ЕАЭС и в рамках взаимодействия с другими дружественными странами в качестве основных контактных зон в оссии в сфере международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и в условиях интеграционных взаимодействий стран ЕАЭС наиболее вероятными должны рассматриваться в перспективном будущем города Москва и Санкт-Петербург, Мурманская и Архангельская области, Краснодарский край, Астраханская область, Р еспублика Крым, Приморский и Хабаровский края, Сахалинская область и другие регионы Р оссии.

Основным результатом развития интеграционных связей в ЕАЭС для целей рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами с учетом интеграции со странами ЕАЭС должно стать создание конкурентных региональных и межрегиональных агрокомплексов, позволяющих обеспечить устойчивый экономический рост региональных сельскохозяйственных отраслей и комплексное, сбалансированное развитие экономики и социальной сферы села на долгосрочную перспективу, и как следствие, минимизацию рисков появления серьезных диспропорций как в пространственном развитии России, так и стран-участниц ЕАЭС.

Выводы. Таким образом, в обозримом будущем определение основных направлений рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также форм и методов управления этими процессами с учетом интеграции со странами ЕАЭС зависит от внутренней политической стабильности союза и требует разработки единой линии восприятия реалий по факту вхождения новых территорий в состав России. Внутриэкономические отношения стран-участниц ЕАЭС не должны ставить под угрозу саму евразийскую структуру в угоду недружественных стран по отношению к России, проявляющуюся в применении и поддержки, а также исполнении санкционного давления на Р оссию со стороны стран ЕС, США и Канады. При формировании условий рационального размещения, углубления специализации и оптимизации концентрации сельскохозяйственных производств в ЕАЭС необходимо формировать приоритетные для каждой страны-участницы союза основные принципы построения таких условий и формы их реализации, а также своевременно выявлять приоритетные сферы и направления при формировании условий рационального размещения сельскохозяйственных производств в ЕАЭС.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Aварcкий Н.Д., Cерегин C.Н. Продовольственная безопасность стран EA3C: проблемы и возможности II Aграрная политика P оссии в условиях международной и региональной интеграции: Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Москва, 201 б. C. 24-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aнтироccийcкие санкции и импортозамещение: новые возможности роста производства продукции AПК Pоccии I ВА Клюкач, Н.Д. Aварcкий, A. Н. Осипов, ОН. Cерегин II Импортозамещение в AПК Pоccии: проблемы и перспективы. Москва, 2015. C. 81-97.

3. Инновационное развитие аграрного сектора экономики P оссии в условиях EA3C I AX. Папцов, И.Г. Ушачев, И.О Cанду [и др.]. 2-е издание, дополненное. Москва: Pоccийcкий научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2019. 176 с.

4. Материально-техническое обеспечение аграрного сектора экономики как фактор развития рынков сельскохозяйственной продукции I A^. Aлпатов, Н.Д. Aварcкий, A.H Осипов [и др.]. Орел: Орловский государственный аграрный университет имени

H.В. Парахина, 2016. 166 с.

б. Официальный сайт Генеральной Accамблеи Организации Объединенных Наций // https://www.un.org/ru.

6. Официальный сайт Eвразийcкого экономического союза // https://eec.eaeunion.org.

7. Папцов A.H, Медведева НА Особенности формирования и регулирование общего аграрного рынка EA3C II Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 9(42). C. 3-14.

REFERENCES

1. Avarskij N.D., Seregin S.N. Prodovol'stvennaya bezopasnost' stran EAES: problemy i vozmozhnosti // Agrarnaya politika Rossii v usloviyah mezhdunarodnoj i regional'noj integracii: Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 85-letiyu Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta ekonomiki sel'skogo hozyajstva. Moskva, 2015. S. 24-32.

2. Antirossijskie sankcii i importozameshchenie: novye vozmozhnosti rosta proizvodstva produkcii APK Rossii / V.A. Klyukach, N.D. Avarskij, A.N. Osipov, S.N. Seregin // Importozameshchenie v APK Rossii: problemy i perspektivy. Moskva, 2015. S. 81-97.

3. Innovacionnoe razvitie agrarnogo sektora ekonomiki Rossii v usloviyah EAES / A.G. Papcov,

I.G. Ushachev, I.S. Sandu [i dr.]. 2-e izdanie, dopolnennoe. Moskva: Rossijskij nauchno-issledovatel'skij institut informacii i tekhniko-ekonomicheskih issledovanij po inzhenerno-tekhnicheskomu obespecheniyu agropromyshlennogo kompleksa, 2019. 17б s.

4. Material'no-tekhnicheskoe obespechenie agrarnogo sektora ekonomiki kak faktor razvitiya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii / A.V. Alpatov, N.D. Avarskij, A.N. Osipov [i dr.]. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet imeni N.V. Parahina, 201б. 1бб s.

б. Oficial'nyj sajt General'noj Assamblei Organizacii Ob"edinennyh Nacij // https://www.un.org/ru.

6. Oficial'nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza // https://eec.eaeunion.org.

7. Papcov A.G., Medvedeva N.A. Osobennosti formirovaniya i regulirovanie obshchego agrarnogo rynka EAES II Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve. 2018. № 9(42). S. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.