Научная статья на тему 'Агропромышленная политика и аграрный рынок в условиях Евразийского экономического союза'

Агропромышленная политика и аграрный рынок в условиях Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Агропромышленный комплекс / сельское хозяйство / Евразийский экономический союз / продовольственная независимость / продовольственная безопасность / Аgro-industrial complex / Eurasian Economic Union / food sovereignty / food supply security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чи Дэфу, Шашло Н. В.

В статье освещены вопросы развития интеграционных процессов на просторах Евразии. Доказано, что в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной политики. Дана оценка сельского хозяйства стран-участниц Евразийского экономического союза. Выявлены предпосылки интеграции стран в аграрной сфере и формирования общего аграрного рынка, а именно наличие сильных сравнительных преимуществ АПК стран, институциональная схожесть рынков сельскохозяйственной продукции стран, исторически сложившаяся специализация стран на производстве продукции, совместное использование транспортной инфраструктуры. Осуществление согласованной политики в аграрном секторе предполагает совместное определение приоритетов развития и индикативных показателей. Обоснованы направления и механизмы реализации агропромышленной политики, а также система мер, обеспечивающих формирование общего аграрного рынка в условиях ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRO-INDUSTRIAL POLICY AND AGRARIAN MARKET IN CONDITIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The study goes into the questions of development of integration processes in Eurasia. It was proved that the EEU ensures freedom of movement of goods, services, capital and labor and adopting a coordinated policy. The estimation of agriculture in the member countries of the Eurasian Economic Union is given. Preconditions for integration of the countries in the agricultural sector and formation of a common agricultural market, namely availability of huge comparative advantages of agro-industrial complex in the countries, institutional similarity of agricultural markets of the countries, historically developed specialization of the countries in the production of some products, the joint use of transport infrastructure. Implementation of an agreed policy in the agricultural sector involves the joint identification of development priorities and performance indicators taking. The directions and mechanisms for implementation of the agricultural policy and the system of measures to ensure development of a common agricultural market under the EEU are substantiated.

Текст научной работы на тему «Агропромышленная политика и аграрный рынок в условиях Евразийского экономического союза»

Региональная интеграция является современным феноменом международных отношений. На постсоветском пространстве интеграционный процесс прошел ряд этапов: СНГ, Таможенный союз и Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России (ТС/ЕЭП), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Итогом развития интеграции стало создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), государствами-членами которого являются Белоруссия, Казахстан, Армения, Российская Федерация, Киргизия. Кандидат к вступлению в ЕАЭС - Таджикистан. В этих условиях развитие агропромышленной интеграции является достаточно актуальной проблемой, так как вопросы разработки векторов консолидации, форм интеграционных связей в АПК, способов взаимодействия стран при усилении взаимозависимости экономик находятся только на начальном этапе разработки. Исходя из этого, целью статьи является исследование направлений развития интеграционных процессов на просторах Евразии, а также выявление предпосылок интеграции в аграрной сфере и формирования общего аграрного рынка, разработка направлений и механизмов реализации агропромышленной политики, а также системы мер, обеспечивающих формирование общего аграрного рынка в условиях ЕАЭС.

Вопросы развития АПК, а также интеграции АПК стран-участниц ЕАЭС, формирование общего аграрного рынка нашли свое отражение в трудах Р.Х. Адукова, М.С.Байгот, П.И. Буцыкина, Э.Н. Крылатых, Г.С. Прокопьева, В.Ф. Седнева, А.Ф. Серкова, В.Г. Ткаченко, И.Г. Ушачева, A.M. Югая и др [1,2]. Исследование продовольственной безопасности стран отражено в работах таких ученых как А.И. Алтухов, А.Г. Зельднер, Е.Н. Кодрат, В.В. Маслаков, И.Л. Маценович и др. Однако в условиях динамической международной среды многие проблемы продовольственной безопасности ЕАЭС остаются не решенными, а механизмы решения не апробированными на практике. Обоснованность полученных результатов основана на использовании общенаучных и специальных методов познания: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, социологический (экспертные оценки), экономико-математический.

Интеграционный процесс на просторах Евразии начался с 1991 г. с подписания Соглашения о создании Содружества независимых государств На 01.01.2015 г. население интеграционной группировки ЕАЭС - 176 252 830 человек (8-е в мире), территория - 20 229 248 км2 (1-я в мире), ВВП - 4077,1 млрд. долл. США (по данным МВФ), 4046,1 млрд. долл. США (по данным ВБ) (5-й в мире), промышленное производство - 1,5 трлн. долл. США (3,7 % мирового промышленного производства), сельскохозяйственное производство - 147,3 млрд. долл. США (5,5% мирового производства), оборот внешней торговли - 932,9 млрд. долл. США (2,2% от мировой доли), валовой сбор зерновых и зернобобовых культур - 93 млн. т (6 место в мире), производство молока - 44 млн. т (3 место в мире) [3]. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной политики. Цель данных интеграционных процессов - формирование общего аграрного рынка стран - членов ЕАЭС и проведение согласованной политики.

Общий аграрный рынок предполагает установление принципа абсолютной добровольности, единства экономического пространства, единства таможенного пространства, единую таможенную систему и равенство экономических условий конкуренции, установление принципа благоприятного режима для продукции стран -членов, обеспечение равенства экономических условий для деятельности участников кооперации, формирование единой системы вмешательства государств в деятельность и определение согласованной политики установления цен на сельскохозяйственную продукцию и доходы сельхозпроизводителей, создание общего финансового фонда поддержки и регулирования АПК, коллективных межгосударственных органов регулирования. Предпосылками интеграции в аграрной сфере являются наличие сильных преимуществ АПК стран на региональном и глобальном рынках, рынки сельскохозяйственной продукции данных стран являются институционально похожими, исторически сложившаяся специализация стран, совместное использование транспортной инфраструктуры. Сельское хозяйство

является стратегической отраслью экономики членов ЕАЭС. Площадь сельскохозяйственных земель государств-членов составляет порядка 300 млн га земель, общий рынок - 182,1 млн потребителей [3]. Исследования показали, что динамика производства валовой продукции сельского хозяйства стран-членов ЕАЭС за 2010 - 2014 гг. изменялась в зависимости от природно-климатических условий (табл.1).

Таблица 1 - Валовая продукция сельского хозяйства стран-участниц ЕАЭС (в % к предыдущему году, в постоянных ценах) [4-6]

Страна 2010 2011 2012 2013 2014

ВП, млрд. долл. США Индекс объема СХ, % ВП, млрд. долл. США Индекс объема СХ, % ВП, млрд. долл. США Индекс объема СХ, % ВП, млрд. долл. США Индекс объема СХ, % ВП, млрд. долл. США Индекс объема СХ, %

Россия 85,2 88,7 111,1 123, 0 107,5 95,2 119,1 105,8 109,8 103,7

Армения 1,7 86,4 2,1 113,9 2,1 109,5 2,2 107,1 2,4 107,2

Киргизия 2,5 97,4 3,2 102,0 3,6 101,2 3,5 102,7 3,6 99,4

Белоруссия 12,1 102,5 9,9 106,6 11,6 106,6 11,8 95,8 12,8 103,1

Казахстан 9,8 88,3 15,6 126,8 13,4 82,2 15,7 111,7 14,0 100,8

Наибольший объем производства продукции сельского хозяйства на душу сельского населения в 2011-2014 годах отмечается в Беларуси - на уровне 5,4 тыс. долл. США, в Казахстане и России - 2,1 тыс. долл. США и 3,2 тыс. долл. США соответственно. Страны союза различаются и по уровню продовольственной независимости (табл. 2).

Таблица 2 - Уровень продовольственной независимости стран ЕАЭС, % [7,8]

Продукция Белоруссия Казахстан Россия

2012г. 2013г. 2015г. 2012г. 2013г. 2015г. 2012г. 2013г. 2015г. 2020г.

Зерно 94 106 109 449 218 164 143 108 142 132

Сахар 209 94 205 24 6 41 94 86 79 168

Растительное масло 91 74 106 82 84 90 132 209 160 239

Мясо и мясопродукты 126 116 156 80 78 94 75 76 79 107

Молоко и молокопродукты 199 246 226 85 83 90 81 80 82 79

Картофель 102 100 114 95 99 95 99 98 98 121

Овощи 96 97 103 102 91 102 92 89 93 90

Плоды и ягоды 63 50 72 44 20 39 33 30 37 39

Яйца 120 130 122 99 93 102 98 98 99 124

В целом можно отметить, что по ЕАЭС уровень самообеспеченности продовольствием во временном разрезе 2010-2014 гг. находится ниже 100% (рис. 1).

Рисунок 1 - Уровень самообеспеченности продовольствием ЕАЭС

Таким образом, интеграционная группировка ЕАЭС в целом не обеспечена на 100 % продовольствием, т.е. страны-члены ЕАЭС находятся в импортной зависимости по данным видам продовольствия от других стран.

В условиях свободного перемещения продовольствия на всей территории ЕАЭС целесообразно разработать механизмы реализации агропромышленной политики. В этом направлении Правительствами членов ЕАЭС принята Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов, соглашение о создании общего аграрного рынка.

Решение задач согласованной агропромышленной политики предполагает использование механизмов межгосударственного взаимодействия по направлениям: прогнозирование, государственная поддержка, регулирование аграрного рынка, использование единых требований в сфере производства и обращения продукции, обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, развитие экспорта, научное и инновационное развитие АПК, интегрированное информационное обеспечение АПК.

Осуществление согласованной политики в аграрном секторе предполагает совместное определение приоритетов развития и индикативных показателей по ЕАЭС в целом, а также с учетом национальных приоритетов государств-членов. С целью формирования общего аграрного рынка между странами ЕАЭС целесообразно использовать следующие мероприятия (таблица 3).

Таблица 3 - Система мер, обеспечивающих формирование общего аграрного рынка

в условиях ЕАЭС [9, 10]

Этапы формирования Основные меры, обеспечивающие условия формирования ОАР

Первый (на этапе ЗСТ) -Отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами. -Применение согласованной системы взимания косвенных налогов во взаимной торговле по отдельным товарным группам или товарам.

Второй (на этапе ТС) Формирование единой таможенной территории и единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности: - общего таможенного тарифа и единых торговых режимов в отношении третьих стран; - проведение единой таможенной политики, унификация таможенного законодательства; - согласованное применение механизма защиты внутренних рынков в торговле с третьими странами; - гармонизация законодательства в сфере технического регулирования; - синхронизация страхования экспортно-импортных операций.

Третий (на этапе ЕЭП) -Устранение изъятий и барьеров из режима свободной торговли при взаимной торговле. -Унификация мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. -Замена антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер едиными правилами в области конкуренции и субсидий во взаимной торговле. -Синхронизация и гармонизация осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики. -Обеспечение взаимодействия стран по участию в других региональных и международных образованиях. -Создание общей статистической базы. -Обоснование прогнозных параметров функционирования основных товарных рынков, разработка и реализация общей политики развития отраслей АПК.

Четвертый (на этапе ЕАЭС) -Устранение всех, в том числе административных, технических и налоговых барьеров на пути свободного движения товаров, лиц, услуг и капиталов («четыре свободы»). -Формирование системы мер и механизмов, обеспечивающих целевое перемещение товаров и услуг между странами. -Создание условий для осуществления совместных инвестиционных и инновационных проектов, принятие соответствующих нормативно-правовых документов. -Формирование общественных и частных фондов содействия экспорту-импорту. -Формирование единой системы оказания услуг между государствами-членами ЕАЭС, а также в отношении третьих стран. -Создание согласованной системы регулирования цен, финансовой, кредитной, налоговой и страховой политики. -Разработка и принятие мер, направленных на гармонизацию законодательства в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. -Формирование общих фондов содействия социального и регионального развития. -Гармонизация хозяйственного законодательства, в т. ч. в области прав интеллектуальной собственности, охраны труда, окружающей среды и некоторые другие.

Агропромышленная интеграция стран довольно сложный процесс поэтапного сближения и слияния аграрной экономики в интересах устойчивого развития АПК и сельского хозяйства. Формирование общего аграрного рынка - процесс сложный и длительный, поэтому требуется тщательная теоретическая проработка, а также осуществление экономических, нормативно-правовых и организационных мероприятий, учитывающих как особенности АПК стран-участниц, так и внешниефакторы и риски. Реализация согласованной агропромышленной политики будет способствовать повышению эффективности АПК, конкурентоспособности стран-членов на общем рынке. Как показали исследования, уровень продовольственной независимости в странах-членах ЕАЭС не всегда и не по всем продовольственных группам является достаточным, прослеживается необеспеченность стран собственным продовольствием, в результате чего возникает процесс импортозамещения и страна становиться зависимой от контрагентов. Интеграция стран в аграрной сфере, формирование общего аграрного рынка, проведение согласованной аграрной политики - векторы, направленные на обеспечение продовольственной безопасности ЕАЭС, снижение импортозависимости, пролонгирование политики импортозамещения, рост технологического уровня развития АПК стран-членов группировки, а также повышение эффективности их агропромышленного производства [11].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Байгот, М.С. Формирование общего аграрного рынка в условиях создания Евразийского экономического союза //Аграрная экономика, №4. - 2014. С.28-34.

2. Ткаченко, В.Г. Продовольственная безопасность Украины в условиях рыночных трансформационных процессов: монография // Луганск: 2004. - 176 с.

3. Официальный веб-сайт Евразийского экономического союза - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eaeunion.org.

4. Официальный веб-сайт Федеральной службы государственной статистики РФ -[Электронный ресурс]. - режим доступа:http://www.gks.ru.

5. Официальный веб-сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

6. Официальный веб-сайт Агентства Республики Казахстан по статистике -[Электронный ресурс]. - режим доступа:www.stat.gov.kz.

7. Ушачев И.Г. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции. / И.Г. Ушачев // Доклад на Х Международной научно-практической конференции «АПК Беларуси: новейшие вызовы региональной и международной интеграции» (4-5 сентября 2014 г.).

8. Петрук Г.В. Современное состояние и тенденции развития молочной отрасли: региональный аспект / Г.В. Петрук, Д.В. Поляков// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-4. С. 733-737.

9. Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС: утвержденная решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав-государств от 29 мая 2013 № 35 // Евразийская экономическая комиссия - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.

10. Методология расчета сводных прогнозов спроса и предложения государств -членов Евразийского экономического союза по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, утвержденная распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2015 года №15// Евразийская экономическая комиссия - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.

11. Кузубов А.А. Оценка современного состояния экономических отношений субъектов региональных объединений в условиях глобализации // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 4. С. 56-64.

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-11.04

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ И ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ

Полухин А.А.*, доктор экономических наук Polukhin A.A., Doctor of Economic Sciences Мордовин А.Н., член совета Mordovin A.N., Member of board Алексеев К.И., кандидат экономических наук Alekseev K.I., Candidate of Economic Sciences

1 Всероссийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства,

Москва, Россия

All Russian Research Institute of Agricultural Economics, Moscow, Russia 2Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии,

Московская область, Россия All Russian Research Institute of Phytopathology, Moscow Region, Russia Общественный совет Министерства сельского хозяйства Российской

Федерации, Москва, Россия Public Council of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia

*E-mail: polukhinogac@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема импортозамещения на рынке техники для агрохимических работ. Приведены данные о наличии основных видов сельскохозяйственной техники для ухода за посевами и защиты растений, соотношении количества отечественной и зарубежной техники на российском рынке техники для агрохимических работ и об основных производителях опрыскивателей и разбрасывателей минеральных удобрений, а также объемы их реализации в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Рассмотрены вопросы государственной поддержки разработки, создания, испытания и внедрения новой техники, а также государственной поддержки стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства.

ABSTRACT

The article deals with the problem of import substitution in the market of machinery for agrochemical works. The data on the availability of the main types of agricultural machinery for crop care and plant protection, the ratio of the number of domestic and foreign machinery on the Russian market of machinery for agrochemical works and the main producers of sprayers and spreaders of mineral fertilizers, as well as the volumes of their implementation within the framework of the State Development Program agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. The issues of state support for the development, creation, testing and introduction of new equipment as well as state support for stimulating technical and technological modernization of agriculture are considered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Санкции, импортозамещение, сельскохозяйственная техника, сельское хозяйство. KEY WORDS

Sanctions, import substitution, agricultural machinery, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.