Научная статья на тему 'Основные направления реформирования аграрной политики Казахстана'

Основные направления реформирования аграрной политики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даулетбаков Б., Нұрсайынов Н.Т., Қанаш Д.

Целью настоящего исследования является изучение основных направлений и результатов проведения аграрной политики стран ЕАЭС в контексте евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даулетбаков Б., Нұрсайынов Н.Т., Қанаш Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления реформирования аграрной политики Казахстана»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА

© Даулетбаков Б.* *, Н^рсайынов Н.Т.*, Канаш Д.*

Алматинский технологический университет,

Республика Казахстан, г. Алматы

Целью настоящего исследования является изучение основных направлений и результатов проведения аграрной политики стран ЕАЭС в контексте евразийской интеграции.

Обеспечение устойчивого развития экономики на основе диверсификации и модернизации, создание условий для производства конкурентоспособных видов продукции и роста ее экспорта являются основными направлениями развития экономики Казахстана до 2050 года. Преимущества отечественного аграрного производства должны быть использованы в выпуске конкурентоспособных продуктов питания, а именно: наличие огромных площадей земельных угодий, экологическая чистота продукции, избыток трудовых ресурсов, а также другие организационно-экономические факторы, позволяющие увеличивать объемы качественной продукции и продовольствия.

Для повышения эффективности аграрного производства разработана стратегическая программа по развитию агропромышленного комплекса республики «Агробизнес-2020», приняты Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», отдельные нормативные акты, регулирующие механизмы их реализации. Президент страны уделяет особое внимание развитию стратегических несырьевых секторов экономики, позволяющих обеспечить надёжную основу для всесторонней модернизации Казахстана; закреплению ее на

* Профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», доктор экономических наук, профессор.

* Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет и финансы».

* Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет и финансы».

Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК

121

внешних рынках, росту благосостояния, повышению уровня жизни населения страны [1].

Сегодня Казахстан имеет большие возможности для удовлетворения спроса на сельхозпродукцию в стране. Это касается больших резервов в области развития производительности труда, наращивания производства сельскохозяйственной продукции, привлечения внешних инвестиций в данный сектор.

Соответственно необходимо внедрять инновации в сельское хозяйство, объединять науку с подготовкой кадров и сельскохозяйственным производством.

В условиях нестабильности цен на энергоресурсы и глобальные экономические и политические изменения ориентир на развитие аграрного сектора выступает фактором суверенитета, а также стратегическим направлением, обеспечивающим экономическую и социальную стабильность развития в республике.

Закономерный результат интеграционных процессов стран ЕАЭС - кооперация агропромышленного производства и торговли между странами-участницами и на внешнем рынке. Эффект от такой интеграции состоит в снижении производственных и транспортных издержек, что положительно отразится на цене товара и будет стимулировать спрос и конкуренцию на рынке этих стран. Однако ее осуществление особенно сложно в формате Всемирной торговой организации, участницами которой являются Казахстан, Киргизия и Россия.

Так, в 2010 г. Россия приняла Доктрину собственной продовольственной безопасности, для реализации которой были поставлены цели в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы [2].

Республика Беларусь в течение последних пяти лет приняла ряд государственных и отраслевых программ, направленных на развитие агропромышленного производства и экспорта сельхозпродукции, а также поддержку сельской местности (например, Государственная программа устойчивого

122 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

развития села на 2011-2015 гг., Республиканская программа оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 годы, Научно-техническая программа Союзного государства «Разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов» на 2011-2013 годы и др.).

Закон о сельском хозяйстве США 2014 г. предусматривает выделение 956,4 млрд. долл. по ряду программ в области торговли, сельскохозяйственных исследований, возобновляемой энергии и продовольственной помощи, а также программа гарантий экспортного кредита (GSM-102).

Страны ЕС, потерявшие рынок сбыта своей продукции в результате экономическо-политического противостояния с Россией, также решили пересмотреть аграрную политику (табл. 1).

По итогам двух лет, в рамках программы «Агробизнес-2020» достигнуты ряд положительных результатов. Так, объем привлеченных субсидий в 2015 году составил 177,3 млрд. тенге, что в 2 раза больше показателя 2013 года (87,2 млрд. тенге). В то же время, в рамках программы впервые внедрен такой механизм поддержки, как инвестиционное субсидирование. На основе данного механизма, в 2014 году объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве увеличился на 14,4 % и составил 166,4 млрд. тенге, а объем инвестиций в основной капитал в производство продуктов питания увеличился на 16,5 % и достиг 40,8 млрд. тенге.

Проведенный анализ развития сельского хозяйства показывает положительный тренд в рамках программы «Агробизнес-2020». Вместе с тем, несмотря на принятие соответствующих мер развития сельского хозяйства РК, изменить ситуацию в отрасли коренным образом пока не удалось. Низким остается также пока уровень его конкурентоспособности.

Большинство предприятий сектора аграрного рынка не имеют достаточных оборотных средств и накоплений для закупа необходимых машин и тракторов. Казахстанский рынок является весьма привлекательным и относительно свободным для сбыта технологий иностранными компаниями.

Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК

123

Таблица 1

Основные направления реформирования аграрной политики в контексте евразийской интеграции

Страна НПД Изменения в аграрной политике

США Фермерский Билль, 2014 Сохраняются объемы финансирования программ по развитию экспортных рынков (в т.ч. Программы доступа на рынки, развития зарубежных рынков, развивающихся рынков и Программа контроля качества образцов зерна). Расширяет Программу гарантий экспортного кредита (GSM-102)

ЕС Аграрная политика Евросоюза на период 20142020 гг., 2013 В 2014-2020 гг европейские фермеры получат помощь в размере 408,3 млрд. евро. При этом на субсидии будет потрачено 312, 7 млрд. евро. Это 76,6 % всего аграрного бюджета. 23,4 % или 95,6 млрд. евро будет выделено на развитие сельских территорий. Размер всего годового бюджета ЕС - 960 млрд. евро.

Россия Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, 2010 Обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности

Казахстан Агробизнес-2020, 2013 Финансовое оздоровление субъектов АПК; повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК; развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК; повышение эффективности систем государственного регулирования АПК

Стратегические цели в сфере сельского хозяйства. «Стратегического плана - 2020». К 2015 году экспортный потенциал аграрной отрасли увеличится до 8 % в общем объеме экспорта; производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 2 раза; повысится доля переработки мяса до 27 %, молока - до 40 %, плодов и овощей - до 12 % К 2020 году производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем в 4 раза; урожайность пшеницы составит 1,4 тонны с 1 гектара

Источник: составлено по данным нормативно-правовых документов (НПД) [3-5].

124 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Главными импортерами сельскохозяйственного оборудования для Казахстана являются Россия и Беларусь. Данный факт объясняется вступлением Казахстана в Таможенный Союз (ТС) и интеграцией в Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Доля этих стран составляет около 40 %, далее 11 %, 10 % и 8 % занимают Нидерланды, США и Германия.

Казахстан сам экспортирует сельхозтехнику в Кыргызстан и Туркменистан. За 2013 г. объем экспорта техники составил 19,7 млн. долл., а в течение 11 месяцев 2014 г. - на сумму 423 млн. долл. Вхождение РК в ТС и ЕАЭС повысило пошлины на сельхозтехнику, подлежащую импортированию. Техника для применения технологий в условиях РК не производится количествах и номенклатуре, которые необходимы рынку.

В целях обеспечения продовольствием все население планеты необходимо увеличить в разы производство сельскохозяйственной продукции, примерно на 50-70 %, а в развивающихся странах - почти на 100 %.

В данном случае страны ЕАЭС имеют весьма конкретные перспективы при расширении сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а одновременно и пополнения своих бюджетов.

В то же время необходимо учесть, что мировой рынок зерновых культур имеет свои правила игры, когда в нынешних условиях необходим комплексный подход при производстве зерна, с тем чтобы аграрии могли быть конкурентоспособными и грамотно реализовывать согласованную политику, которая не допускает перепроизводство, и направлена на повышение экспортного потенциала.

Необходимо отметить, что сектор зерна, который имеет высокий инвестиционный потенциал, является одним из более перспективных для экономик стран ЕАЭС. При модернизации зернового хозяйства все три страны имеют возможность увеличить как номинальные объемы экспорта, так и свою долю в мировой торговле.

В связи с чем увеличивается значимость согласованных мер по развитию зернового сектора. В свою очередь, аграрный сектор экономики стран ЕАЭС имеет достаточно важное социально -экономиче-ское значение, как для населения, проживающего в странах, так и для

Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК

125

стран-участниц, которые заинтересованы в обеспечении собственной продовольственной безопасности.

В целом, политика по зерну в странах ЕАЭС направлена на совершенствование и дальнейшее развитие своего зернового потенциала, и включает в себя такие составляющие как семенной фонд, земельные ресурсы, водные, энергетические, климатические, трудовые, логистические, ресурсы. При выделении развития сельскохозяйственного кластера Республика Казахстан, как и остальные страны-члены ЕАЭС, настроен на получение реальных результатов в ближайшем будущем.

В странах ЕЭП вклад сельского хозяйства в общее ВВП в последние несколько лет в среднем составил: в Казахстане - 5,7 %, в России - 4,5 %, в Беларуси - 7,8 %. При этом, в селах проживает около 26 % населения Беларуси, 27 % населения России и 42 % населения Республики Казахстан.

При введении в действие ЕЭП прекратили свое существование таможенные и ряд других ограничений на участках границ стран-участниц. Одновременно, с этим вступили в действие согласия об общих правилах по регулированию конкуренции, естественных монополий, правилам предоставления промышленных субсидий, а также государственной поддержки сельского хозяйства, по регулированию доступа к инфраструктуре, по правилам технического регулирования, согласования макроэкономической политики и др. [6].

Таким образом, принятые меры отразились положительно на диверсификации аграрного сектора, повышении возможностей импорта, и переработки продукции сельского хозяйства и создании инновационных предприятий. Казахстан вошел в семерку мировых экспортеров зерна. Основные направления экспорта зерна Казахстана приходятся на страны Ближнего Востока, СНГ, Европейского союза и Северной Африки. Сегодня зерно Казахстана имеет устойчивый спрос вследствие высокого содержания клейковины в пшенице третьего класса.

В странах СНГ лидером в решении вопросов роста экономики является Республика Беларусь, обладающая значительным экспортным потенциалом по многим важнейшим видам продуктов питания, и это обеспечивает ей пер-

126 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

вое место по объему взаимной торговли. Во взаимной торговле продукцией сельского хозяйства стран ЕАЭС удельный вес Республики Казахстан составил - 25,3 %,Республики Беларусь - 38,5 %, России - 36,2 %.

К числу положительных тенденций прошедшего времени следует отнести рост совокупного объема взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. Объем взаимной торговли сельскохозяйственными товарами и продовольствием увеличился на 16,6 % в сравнении с 2012 г и составил 8,2 млрд. долл. США.

Доля Республики Казахстан (с 3,1 до 5,8 %),в структуре взаимной торговли в 2012 г. (с 3,1 до 5,8 %), при этом доля России снизилась (с 38,0 до 35,2 %), Беларусь сохранила свой сегмент рынка на уровне 59,0 %. Для полноценного взаимодействия наших государств на внешних рынках необходимо отработать инструменты в формате деятельности ЕАЭС, разработать законодательную и нормативную документацию, а также согласовать ряд других нормативно-правовых. В настоящее время в РК имеют утвержденные программы по развитию национальных агропромышленных комплексов: «Программу по развитию агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы», «Агробизнес-2020», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года за № 151.

В условиях глобализации и нарастания конкуренции на мировых рынках продовольствия и для формирования скоординированных экспортных потоков с тем, чтобы не создавать риски для товаропроизводителей стран, входящих в ЕАЭС, необходимо разрабатывать экономические инструменты, обеспечивающие сбалансированность внутренних рынков

Реформирование аграрной политики Казахстана в контексте евразийской интеграции, ее признание и утверждение в системе сельского хозяйства и АПК - процесс длительный и чрезвычайно сложный, требующий решения масштабных социально-экономических вопросов.

Список литературы:

1. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства // Назарбаев Н.А. Послание Президента РК - Лидера нации народу Казахстана. - Астана: Акорда, 2012.

Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК

127

2. Колесник И.А. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 6. - С. 306-309.

3. Европейский Союз: факты и комментарии [Электронный ресурс] / Отв. ред. Ю.А. Борко // Ассоциация европейских исследований. - 2012. -Выпуск 66. - С. 15-20. - Режим доступа: http://www.edcaes.ru.

4. Общая аграрная политика Евросоюза до 2020 г. // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 2. - С. 68-73.

5. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz.

6. Нуртаева Ж.Ш. Совершенствование организации заготовки сельскохозяйственной продукции с внедрением концепции логистических систем проектного управления / Ж.Ш. Нуртаева // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики Казахстана: императивы модернизации и бизнес-инжиринг». - Алматы, 29-30 марта 2012 г. - С. 143-144.

ВОПРОСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

© Даулетбаков Б.* *, СаFымбеков Д.А.*

Алматинский технологический университет,

Республика Казахстан, г. Алматы

Целью настоящего исследования является изучение вопросов продовольственной безопасности на рынке стран ЕАЭС в контексте евразийской интеграции.

* Профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», доктор экономических наук, профессор.

* Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет и финансы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.