ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК
УДК 338.439:339.92
Дибиров А. А., Воуба Е. С.
Потенциал интеграции стран ЕАЭС в сфере продовольственного обеспечения населения
В статье проанализирован уровень обеспеченности продуктами питания стран ЕАЭС. За три последние года во всех станах наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов производства валовой продукции сельского хозяйства в физическом весе. Высокий уровень самообеспеченности по производству продукции животноводства на душу населения, в среднем более 150 %, достигнут в Республике Беларусь. В то же время все страны - участники ЕАЭС по продукции животноводства не обеспечивают медицинскую норму потребления населения. Выявлены возможности повышения самообеспеченности населения за счет интеграции в сфере продовольственного обеспечения. Исследовано влияние государственной поддержки сельского хозяйства на уровень самообеспеченности продовольствием населения стран. На основе анализа уровня самообеспеченности основными продуктами питания установлен взаимный экспортно-импортный потенциал стран Союза. Выявлены основные проблемы, ограничивающие рост объемов производства, даны предложения по повышению эффективности сельского хозяйства и продовольственного обеспечения населения.
Ключевые слова: интеграция, продукты питания, производство, потребление, самообеспечение, государственная поддержка.
ГРНТИ: Экономика /Экономические науки: 06.71.07 Экономика агропромышленного комплекса в целом.
ВАК: 08.00.05
Dibirov A. A., Vouba E. S.
Potential for integration of the EEU in the field of food security of the population
The article analyzes the level of food supply of the EAEU countries. Over the last three years in all countries, there has been a steady trend of increasing volumes of gross output of agriculture in gross weight. High level of self-sufficiency in the production of livestock products per capita in average over 150 % were achieved in the Republic of Belarus. At the same time, all participating countries EEU animal products do not pro-
© Дибиров А. А., Воуба Е. С., 2017 © Dibirov A. A., Vouba E. S., 2017
vide medical norm of consumption of the population. Identified opportunities to improve someonespecial of the population through integration in the field of food security. The influence of state support of agriculture on the level of food self-sufficiency of the population. Based on the analysis of the degree of self-sufficiency in basic foodstuffs set mutual export-import potential of the countries of the Union. The main problems limiting the growth of production volumes, the proposal on increase of efficiency of agriculture and food security of the population.
Key words: integration, food, production, consumption, self-sufficiency, state support.
JEL classifications: F 15
Основные положения развития интеграции в сфере АПК СЗФО РФ и ЕАЭС определены Концепцией согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов ТС и ЕЭП. Главной целью этой политики является эффективная реализация ресурсного потенциала стран Евразийского экономического союза для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, с учетом конкурентных преимуществ, стран, импортозамещения и удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции стран-участниц.
Один из важных показателей, характеризующих уровень развитости и конкурентоспособности отрасли сельского хозяйства, - производство продукции на душу населения в стране. Данный параметр косвенно свидетельствует о потенциальных возможностях страны в плане экспорта сельскохозяйственной продукции. Производство продуктов питания на душу населения в Союзе в 2016 г. возросло по сравнению с 2010 г. по мясу и субпродуктам (на 57,9 %), растительному маслу (на 49,8 %), картофелю (на 31,9 %), овощам (на 21,9 %), ягодам и фруктам (на 21,1 %), молоку обработанному (на 14,6 %), сахару (на 9,7 %), рыбе и рыбопродуктам (на 4,5 %), яйцам (на 3,6 %) [3; 4].
За последние годы по всем основным продуктам питания наметилась тенденция роста потребления продукции на душу населения. Однако по уровню обеспеченности и доступности основных продуктов питания населения, в особенности продукции животноводства, страны ЕАЭС существенно различаются.
Высокий уровень самообеспеченности по производству молока (267 %) достигнут в Республике Беларусь. Самую низкую самообеспеченность по молоку (70 %) имеет РФ. В Армении и Кыргызстане потребление молока на душу населения составляет всего 23 и 83 кг молока в год, что составляет 11 и 31 % соответственно от объемов его производства в этих странах. На уровень потребления молока населением этих южных стран влияют в основном два фактора: низкие доходы и специфические особенности потребления населением молочных
продуктов. Все страны - участники ЕАЭС не обеспечивают медицинскую норму потребления молока для населения. В СЗФО РФ уровень самообеспеченности молочными продуктами за счет регионального производства составляет 46 %, несмотря на то что регион имеет относительные конкурентные преимущества для производства молока: наличие производственного потенциала, земельных ресурсов хорошие природно-климатические условия для развития молочного животноводства. Близость СЗФО с Беларусью позволяет расширять интеграционные связи по торговле молоком и молочной продукцией, в особенности поставки больших объемов в мегаполис Санкт-Петербург.
Существенный экспортный потенциал по молочной продукции имеет только Республика Беларусь - приблизительно 5 млн т продукции в переводе на сырое молоко. Киргизия и Армения имеют экспортный потенциал в небольших объемах за счет низкого платёжеспособного спроса своих граждан (табл. 1).
Таблица 1
Динамика производства и потребления молока в СЗФО РФ
и в странах ЕАЭС
Регионы Молоко, кг на 1 жителя в год
20 05 г. 201С г. 2016 г.
Про-извод-ство Потребление Производство Потреб-ление Производство Потреб-ление Само-обеспечен-ность, %
Россия 216 234 223 247 209 266 79
СЗФО 141 246 128 272 123 268 46
Беларусь 587 262 698 247 751 281 267
Казахстан 314 190 330 200 298 236 126
Армения - 177 184 228 217 23 943
Киргизия - 211 259 212 259 82 316
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
Хорошие темпы роста производства мяса скота и птицы на душу населения (более 1,8 раз) достигнуты в РФ и Беларуси, что позволило достигнуть потребления мяса в этих странах - 85 и 77 кг соответственно. Самообеспеченность по производству мяса в РФ составляет 74 %, а в Беларуси - 160 %. Экспортный потенциал по поставке мяса Беларуси в общий рынок ЕАЭС составляет 250 тыс. т в год. В Казахстане, несмотря на благоприятные условия для производства мяса, уровень
самообеспеченности в 2016 г. составляет всего лишь 73 %. Производство и потребление мяса в Киргизии и Армении находится на недопустимо низком уровне - 35 % от рекомендуемой медицинской нормы. В 2016 г. в СЗФО в среднем на душу населения мяса скота и птицы было произведено в два раза меньше, по сравнению со средним показателем по ЕАЭС, несмотря хорошие темпы роста производства - более чем два раза относительно 2005 г.
Основным ограничивающим фактором дальнейшего увеличения объемов производства является отсутствие в регионе возможности для производства зерновых культур, основного сырьевого ресурса для производства мяса. Транспортные издержки по доставке зерна из зер-носеющих регионов на расстояние более 1000 км, а также услуги посреднических организаций почти в два раза повышают стоимость концентрированных кормов, которые в себестоимости производства мяса составляют более 50 %. Для производства 1 кг мяса птицы, где самая высокая конверсия корма, в среднем необходимо 1,7-2 кг концентрированных кормов. В связи с этим в регионе необходимо обеспечивать производство мяса в объемах его потребности в охлажденном виде, а замороженное мясо выгодно производить в зерноизбыточных регионах страны.
Таблица 2
Динамика производства и потребления мяса скота и птицы в СЗФО РФ и в странах ЕАЭС
Регионы Мясо скота и птицы (в убойном весе), кг на душу населения
2005 г. 2010 г. 201 3 г. 2016 г.
Про-извод-ство Потреб-ление Производство Потреб-ление Производство Потреб-ление Производство Потреб-ление Самообеспеченность, %
Россия 35 55 50 69 60 75 63 85 74
СЗФО 19 54 31 69 39 75 40 75 53
Беларусь 72 62 102 84 124 91 123 77 160
Казахстан 50 50 57 53 52 70 53 73 73
Армения 31 21,3 42 27 23 33 23 143
Киргизия 38 37 39 34 19 35 19 184
Источник: составлена по данным источника
3; 4].
Полная самообеспеченность, более 100 %, в производстве яиц достигнута во всех странах Союза (табл.3). Однако объем производства, превышающий по медицинским нормам 300 яиц в год на душу населения, имеется только в Беларуси. Все страны ЕЭАС имеют по-
тенциал для экспорта данной продукции. Армения, Киргизия и Казахстан в потреблении яиц на душу населения не достигают 60 % от уровня медицинской нормы.
Таблица 3
Динамика производства и потребления яиц в субъектах СЗФО РФ
и в странах ЕАЭС
Яиц, штук на 1 жителя в год
2005 г. 2010 г. 201 3 г. 2016 г.
Регионы Производство Потреб-ление Производство Потреб-ление Производство Потреб-ление Производство Потреб-ление Само-обеспеченность, %
Россия 259 250 284 269 288 269 230 218 106
СЗФО 284 268 309 284 323 285 320 287 111
Беларусь 321 259 373 292 407 304 386 203 190
Казахстан 166 228 130 231 158 266 164 162
Армения - - 215 - 204 131 220 126 175
Киргизия - - 74,1 - 77 62 77 65 118
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
Уровень самообеспеченности основной продукцией растениеводства во всех странах находится на более высоком уровне, по сравнению с продукцией животноводства. Высокий экспортный потенциал по зерновым культурам имеют РФ и Казахстан, по ранним овощам, бахчевым культурам и плодам - Армения и Кыргызстан, по картофелю -Беларусь.
В среднем по ЕАЭС на душу населения, в 2013 г. было произведено продукции на 807 долл. США, что составляет рост к уровню 2005 г. в 2,2 раза. Последующие три года в среднем по ЕАЭС наблюдается тенденция снижения данного показателя в связи с девальвацией национальных валют относительно доллара США (табл. 4). По данным 2016 г. две страны (РФ и Кыргызстан) имеют уровень обеспеченности по данному показателю ниже среднего. В то же время, за три последние года во всех станах наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов производства валовой продукции сельского хозяйства в физическом весе.
Производство продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения в странах ЕАЭС (долл. США по текущему курсу национальных валют)
2016 г. 2016 г.
Страны 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. к 2005 г., раз к 2015 г., раз
ЕАЭС 359 628 776 834 803 621 583 1,6 0,94
в том числе:
Армения 342 560 693 742 792 699 632 1,8 0,90
Беларусь 618 1 272 1 221 1 246 1 352 876 803 1,3 0,91
Казахстан 372 600 798 921 810 844 589 1,6 0,69
Кыргызстан 294 459 634 618 619 508 459 1,6 0,94
Россия 340 597 751 807 774 581 573 1,7 0,98
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
В Беларуси на одного жителя страны в 2014 г. было произведено продукции на 1352 долл. США, что в 1,6 раза больше по сравнению со средним показателем по ЕАЭС. Данный уровень производства продукции сельского хозяйства на душу населения соответствует достижениям передовых стран в мире. Таким образом, и в 2016 г. Беларусь по данному показателю занимает первое место в Союзе, а РФ - четвертое место, опередив по данному показателю лишь Кыргызстан.
В связи с этим необходимо выяснить, за счет каких факторов, сельское хозяйство Беларуси достигло высокого уровня развития сельского хозяйства и самообеспеченности продовольствием населения страны. Следует отметить, что по основному фактору для ведения сельского хозяйства природно-климатические условия Беларуси в целом превосходят РФ, а другие страны ЕАЭС имеют почти сопоставимые условия с Беларусью. В результате, как показывают исследования, успехи сельского хозяйства Беларуси в большей степени связаны с активной государственной агарной политикой и высоким уровнем поддержки сельского хозяйства. По данным 2012 г. в структуре госбюджета Беларуси доля расходов на развитие поддержки сельского хозяйства составляла 6,8 %, что в 2,2 раза выше, по сравнению с Казахстаном, в 3,7 раза - относительно Кыргызстана и Армении, в 5,5 раза выше по сравнению с РФ (табл. 5). РФ имеет самое низкое значение по данному показателю в динамике. По данным 2015 г. существенное увеличение доли госбюджета на поддержку сельского хозяйства, почти в 1.8 раза, имеет Казахстан, незначительное - в 0,3 и 0,1 раза - Армения и РФ соответственно. В Беларуси в 2015 г. относительно 2012 г. в 1,1 раза произошло сокращение доли средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства.
Динамика государственной поддержки сельского хозяйства стран ЕАЭС (в млрд ед. национальной валюты)
2012 г. 2015 г.
Страны Расходы госбюджета (всего) Расходы бюджета на сельское хозяйство Доля с/х в бюджете страны Расходы госбюджета (всего) Расходы бюджета на сельское хозяйство Доля бюджета на поддержку с/х, %
Армения 1037 13,8 1,3 1278 20,7 1,6
Беларусь 218504 14860 6,8 356201 20330 5,7
Казахстан 9703 236 2,4 8114 348 4,3
Кыргызстан 107 1,94 1,8 134 2,1 1,6
Россия 26000 318 1,2 30896 404 1,3
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
Армения и Кыргызстан имеют хороший биоклиматический потенциал для производства сельскохозяйственной продукции, однако низкая платёжеспособность населения, слабо развитая экономика, невысокий уровень государственной поддержки отрасли сельского хозяйства не позволяют увеличивать объемы производства продукции.
Наибольшую устойчивость в развитии показывает экономика сельского хозяйства Беларуси, где уровень государственной поддержки в стоимости продукции сельского хозяйства составляет 15 %. Уровень государственной поддержки в РФ в два раза ниже, по сравнению с Беларусью (табл. 6).
Таблица 6
Уровень государственной поддержки сельского хозяйства стран ЕАЭС (в млрд ед. национальной валюты)
Период 2015 г.
Страны Стоимость продукции сельского хозяйства, (млрд. ед. национальной валюты) Расходы бюджета на поддержку сельского хозяйства Доля бюджетных средств в стоимости продукции сельского хозяйства, %
Армения 1001 20,7 2,1
Беларусь 135378 20330 15,0
Казахстан 3307 348 10,5
Кыргызстан 197 2,1 1,1
Россия 5166 404 7,8
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
Сельское хозяйство Казахстана, несмотря на существенную государственную поддержку, является наименее устойчивым из-за периодических засух. Очень сильно колеблются показатели от года в год в зернопроизводстве - базовой отрасли сельского хозяйства страны. Уровень господдержки сельского хозяйства в себестоимости продукции отрасли в Армении и Кыргызстане находится на допустимо низком уровне 2,1 и 1,1 %, что соответственно в 6,8 и 14 раз ниже, по сравнению с Беларусью. Несмотря на низкий уровень господдержки сельского хозяйства стран ЕАЭС (в сравнении с развитыми капиталистическими странами, по данным за 2016 г., объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в государствах - членах Союза сократился на 9 % (с 2,5 до 26,5 млрд долл. США). Экспорт, напротив, увеличился на 4 % (с 0,6 до 16,9 млрд долл. США). По сравнению с 2015 г. сальдо внешней торговли улучшилось на 24 % (3,1 млрд долл. США), но по-прежнему осталось отрицательным и составило 9,6 млрд долл. США.
В 2016 г. совокупный объем взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем в стоимостном выражении (долл. США) снизился по сравнению с 2015 г. на 2,9 % (207,6 млн долл. США) и составил 6 847,3 млн долл. США (табл. 7).
Таблица 7
Динамика взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем в 2015-2016 гг., млн долл. США
Страны 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г.
Армения 187,3 260,7 1,39
Беларусь 3866,0 3594,0 0,93
Казахстан 474,3 423,6 0,89
Кыргызстан 105,2 108,4 1,03
Россия 2422,1 2460,6 1,02
Всего ЕАЭС 7054,9 6847,3 0,97
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
При этом физические объемы поставок на общий рынок всей продукции увеличилась. Наибольший рост поставок отмечен по продукции мукомольно-крупяной промышленности, масличным семенам, чаю, пряностям, злакам, жирам и маслам, готовым продуктам из мяса и рыбы. Уменьшение объемов поставок произошло по следующей продукции: рыба и ракообразные, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, табак. В результате доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем
объеме взаимной торговли всеми товарами стран ЕАЭС, увеличилась на 0,7 процентных пункта, достигнув 16,1 %.
В структуре взаимной торговли всеми товарами каждого государства - члена Союза наибольшая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции отмечалась в Республике Армения - 66,5 %, Республике Беларусь - 31,9 %, Кыргызской Республике - 26,0 %, Республике Казахстан - 10,8 % и Российской Федерации - 9,3 %.
В 2016 г., по сравнению с 2015 г., доля государства - члена Союза в торговле продовольствием и сельскохозяйственным сырьем увеличилась по Российской Федерации - на 1,6 п.п. до 35,9 %, Республике Армения - на 1,1 п.п. до 3,8 % и Кыргызской Республике - на 0,1 процентных пункта до 1,6 %. Снизилась доля Беларуси и Казахстана - на 2,3 и 0,5 процентных пункта соответственно (табл. 8).
Взаимные поставки продовольствия на 52,5 % сформированы товарами из Республики Беларусь, Российской Федерации - на 35,9 %, Республики Казахстан - на 6,2 %, Республики Армения - на 3,8 %, Кыргызской Республики - на 1,6 %.
Таблица 8
Доли государств - членов ЕАЭС во взаимной торговле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем,
% от стоимости
Страны 2015 г. 2016 г.
ЕАЭС - всего, в т. ч.: 100,0 100,0
Армения 2,7 3,8
Беларусь 54,8 52,5
Казахстан 6,7 6,2
Кыргызстан 1,5 1,6
Россия 34,3 35,9
Источник: составлена по данным источника [3; 4].
Несмотря на то что ЕАЭС имеет растущий платежеспособный спрос на продовольствие, уровень развития аграрной сферы не в состоянии удовлетворить спрос населения. Основные проблемы, ограничивающие рост объемов производства, являются как объективные, так и субъективные. Основной объективный фактор - худшие природно-климатические условия для производства сельскохозяйственной продукции на большинстве территорий стран - участниц ЕАЭС. Субъективным фактором является отсутствие концепции реструктуризации и размещения предприятий аграрного сектора в рыночных условиях с учетом конкурентных преимуществ и специализации регионов, недо-
статочный уровень господдержки отрасли, низкий уровень инвестиций в сельское хозяйство. Привлекаемые инвестиции с государственной поддержкой осуществляются без учета объективных условий и конкурентных преимуществ для развития отрасли сельского хозяйства, региона, района, страны.
Преимущественно инвестиционные ресурсы отрасли осваиваются агрохолдингами, которые используют свои большие возможности лоббирования интересов на всех уровнях управления. Малый и средний бизнес в сельском хозяйстве имеет крайне ограниченные возможности привлечения инвестиционных ресурсов для реструктуризации и реинжиниринга производственной деятельности [1].
В сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции интеграционные процессы находятся на начальном этапе, на уровне намерений и деклараций региональных органов власти. На региональном уровне между Беларусью и всеми приграничными субъектами РФ заключены долгосрочные соглашения на 3-5 лет, в которых обозначены основные направления интеграции в сфере АПК.
Все вышеперечисленные проблемы не способствуют устойчивому развитию отрасли сельского хозяйства стран-ЕАЭС.
Страны ЕАЭС имеют не полностью используемый ресурсный потенциал для развития сельскохозяйственного производства и обладают возможностями для увеличения производства сельскохозяйственной продукции за счет привлечения инвестиций, прежде всего, путем внедрения современных технологий в производстве, отвечающих мировым стандартам.
Для повышения эффективности сельского хозяйства и продовольственного обеспечения населения также необходимо:
- снятие всех ограничений и барьеров для свободного продвижения продовольственных товаров, сырья, создание единого рынка продовольствия ЕАЭС;
- создание единого цифрового пространства по сельскому хозяйству и продовольственным рынкам и формирование цифровой платформы Союза с опорой на интегрированную информационную систему;
- активное использование мер, способствующих экспорту продовольствия в другие зарубежные страны, создание современной инфраструктуры для стимулирования экспорта;
- повышение эффективности работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с переходом на предварительный контроль с учетом международных стандартов;
- поэтапное повышение конкурентоспособности сельского хозяйства стран-ЕАЭС за счет использования относительных и абсолютных
конкурентных преимуществ этих стран для размещения в них производства сельскохозяйственной продукции.
Реализация данных предложений государствами-членами ЕАЭС будет способствовать использованию потенциала интеграции и созданию необходимых условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки и повышению уровня продовольственной самообеспеченности.
Список литературы
1. Дибиров А. А. Современное состояние и перспективы развития интеграции АПК ЕАЭС. Островские чтения. - 2016. - № 1. - С. 73-80.
2. Костяев А.И., Яхнюк С.В. Реализация политики импортозамещения АПК Ленинградской области // Перспективы развития сельского хозяйства Российской Федерации: инновационно-технологические параметры, формы территориальной организации. - 2016. - С. 79-85.
3. Обзор внешней и взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем государств - членов Евразийского экономического союза за 2015-2016 гг. Электронный ресурс. - URL: http://www.eaeunion.org.
4. Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. - М., 2017. - 511 с.
5. Суровцев В.Н. Региональные молочные кластеры: принципы формирования и механизмы развития. - СПб., 2017.
References
1. Dibirov A.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya integratsii APK EAES. Ostrovskie chteniya, 2016, № 1, рр. 73-80.
2. Kostyaev A.I., Yakhnyuk S.V. Realizatsiya politiki importozameshcheniya APK Leningradskoy oblasti. Perspektivy razvitiya sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Feder-atsii: innovatsionno-tekhnologicheskie parametry, formy territorial'noy organizatsii, 2016, рр. 79-85.
3. Obzor vneshney i vzaimnoy torgovli prodovol'stvennymi tovarami i sel'skokho-zyaystvennym syr'em gosudarstv-chlenov Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza za 2015-2016 gg. URL: http://www.eaeunion.org.
4. Rossiya v tsifrakh 2017. Kratkiy statisticheskiy sbornik. М., 2017. 511 р.
5. Surovtsev V.N. Regional'nye molochnye klastery: printsipy formirovaniya i mek-hanizmy razvitiya. SPb., 2017.