Научная статья на тему 'Комплекс мер по снижению аграрных рисков в условиях развития межгосударственной интеграции'

Комплекс мер по снижению аграрных рисков в условиях развития межгосударственной интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / АГРАРНЫЕ РИСКИ / УГРОЗЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винник О. Г.

Выполнен сравнительный анализ уровня самообеспеченности основными продукта-ми питания государств-участников ЕАЭС. Выявлены рискообразующие факторы в аграрной сфере и потенциальные угрозы продовольственной безопасности. Обоснована значимость производственных и финансовых аграрных рисков для целей производства необходимого количества сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Республике Беларусь. Предложен комплекс мероприятий по снижению уровня аграрных рисков, реализация которых будет способствовать обеспечению необходимых параметров продовольственной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по снижению аграрных рисков в условиях развития межгосударственной интеграции»

УДК 332.1:338.439

КОМПЛЕКС МЕР ПО СНИЖЕНИЮ АГРАРНЫХ РИСКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

О. Г. ВИННИК

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», Республика Беларусь

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная независимость, импорт, экспорт, аграрные риски, угрозы, государственная поддержка, управление рисками.

Введение

Любое независимое государство должно обладать возможностью снабжения граждан своей страны необходимыми объемами высококачественного продовольствия с целью сохранения и повышения качества их жизни. Для обеспечения продовольственной безопасности и независимости необходимо в первую очередь производить большую часть основных видов продукции внутри страны, т. е. поддерживать самообеспеченность основными видами продуктов питания. Республика Беларусь, являясь членом евразийского экономического союза, принимает на себя определенные обязательства, базирующиеся на соответствующих нормативно-правовых актах ЕАЭС. Основополагающим законодательным актом выступает Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства от 29.05.2013 г., определяющая цели, задачи, направления, механизмы реализации и ожидаемые результаты согласованной агропромышленной политики [11], получившая свое развитие в отдельных частях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., а также значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих аграрный рынок государств-участников ЕАЭС. В настоящее время ведется непрерывная работа по совершенствованию и гармонизации общей законодательной базы, которая направлена на углубление интеграционных процессов и развитие сотрудничества по новым перспективным направлениям.

Современное состояние аграрного сектора Республики Беларусь во многом усугубляется тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, характеризующимся сильным влиянием природно-экологических факторов, и, как следствие, высокой степенью неопределенности получения конечного результата производства. Для грамотного выявления рисков и своевременного реагирования на изменение внешних и внутренних рискообразующих факторов необходимо выстраивание на предприятиях системы управления рисками на всех этапах производства, хранения, переработки и реализации продукции. В настоящее время механизмы идентификации, оценки и управления хозяйственными рисками на уровне отечественных сельскохозяйственных организаций комплексно не используются. Как правило, принятие необходимых управленческих решений осуществляется на основе использования личного опыта или интуиции руководителей организаций. Во многих случаях принятие решений затрудняется из-за отсутствия достоверной и своевременной информации о возникновении риска, а также из-за недостаточной квалификации лиц, принимаю-

щих решение. Таким образом, назрела необходимость создания единого подхода к созданию системы управления хозяйственными рисками, позволяющей своевременно принимать обоснованные управленческие решения, которые, в конечном итоге, позволят улучшить состояние сельскохозяйственных организаций и повысить конкурентоспособность продукции АПК.

Несмотря на то, что в настоящее время отсутствует четкая разработанная концепция управления аграрными хозяйственными рисками, эта проблема достаточно широко освещена в специальной научной литературе. Так, общеэкономические аспекты теории риска нашли отражение в трудах таких ученых как И. Т. Балабанов [1], Б. А. Райзберг, Л. Ф. Догиль [6], [7], Э. А. Уткина [20]. Отдельные аспекты управления рисками в сельскохозяйственном производстве представлены в работах таких авторов как Е. Н. Храбсков [21], Т. П. Ломакина [18], А. П. Задков [9].

Целью настоящего исследования является идентификация аграрных рисков и разработка мер по снижению их уровня с учетом критериев продовольственной безопасности Республики Беларусь и перспектив развития межгосударственной интеграции. Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач: выполнить анализ экспорта и импорта продовольственных продуктов в Республике Беларусь; дать оценку обеспеченности основными видами продуктов питания стран-участников ЕАЭС; выявить основные факторы аграрных рисков; обосновать аграрные риски, представляющие наиболее значительную угрозу продовольственной безопасности страны; выполнить систематизацию основных мер по снижению уровня аграрных рисков в контексте решения задачи повышения продовольственной безопасности Республики Беларусь и усиления ее роли как поставщика сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС.

Основная часть

В нашей стране уровень самообеспеченности оценивается исходя из следующих критериев:

- оптимальный - достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка;

- недостаточный - покрывающий потребности внутреннего рынка на 60-80 %;

- критический - объем производства, дальнейшее снижение которого вызывает ослабление экономической безопасности [13].

Мировые тенденции характеризуются сегодня ростом численности населения планеты, в том числе в странах с низким уровнем жизни, высокими темпами урбанизации, повышением качества питания населения в развитых странах, в том числе ростом потребления мяса, развитием органического земледелия. Перечисленные причины обуславливают необходимость наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, что требует максимально полного использования экстенсивных факторов развития аграрного производства.

Оценка продовольственной безопасности страны осуществляется на основании следующих показателей: производство сельскохозяйственного сырья, экономическая и физическая доступность рациона питания для населения и качество рациона (сбалансированность по содержанию белков, жиров и углеводов). В 2016 г. интегральный показатель продовольственной безопасности в Республике Беларусь составил 1,09 [13], что свидетельствует о достаточном уровне самообеспеченности. При этом в настоящее время в нашей стране имеются резервы для наращивания объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, повышения рентабельности продукции растениеводства и животноводства, повышения качества производимых зерновых культур, а также продуктов переработки зерна и картофеля. Их использование позволит повысить не только собственный уровень самообеспеченности, но и усилить роль Республики Беларусь в обеспечении продовольственной безопасности стран-участников ЕАЭС, а также на мировом аграрном рынке.

В настоящее время Республика Беларусь производит основные виды продуктов в объеме, большем необходимого для покрытия внутренних потребностей, а также обеспечивает производство большинства продуктов питания на основе производимого сырья, что дает возможность экспортировать многие виды продукции. В то же время, как и любая другая страна, Республика Беларусь не может покрывать потребности в отдельных видах продуктов питания из-за невозможности производить их на своей территории с учетом ресурсного потенциала и климатических особенностей страны.

Нами выполнен анализ показателей динамики и структуры экспорта и импорта основных продуктов питания в Республике Беларусь, результаты которого отражены на рис. 1 и 2.

4 000,0 2 000,0 0,0 2 000,0 4 000,0 6 000,0

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта основных видов продуктов за 2010-2016 гг. Примечание. Разработано автором на основании [2].

Экспорт

Импорт

Рис. 2. Структура экспорта и импорта основных видов продуктов и продовольствия в среднем за 2010, 2013-2016 гг., % Примечание. Разработано автором на основании [2].

Представленные данные свидетельствуют о преобладании объема экспорта основных видов продуктов над объемом импорта в течение всего анализируемого периода. Импорт продовольствия в настоящее время составляет около 15 %, его большая часть приходится на фрукты, орехи и овощи. В структуре экспорта за анализируемый период преобладает молочная продукция, мясо и мясопродукты. Это является бесспорным преимуществом нашей страны, поскольку независимо от конъюнктуры мирового рынка гражданам страны гарантируется доступ к продовольствию в необходимом для поддержания достойного уровня жизни объеме, и во многом объясняется проводимой государственной политикой и мерами по укреплению сельского хозяйства Республики Беларусь.

Таблица 1

Уровни обеспеченности основными видами сельскохозяйственнойц продукции собственного производства, %

Страна Зерно Мясо и мясопродукты Молоко и молкопро-дукты Сахар Масла растительные Картофель и продукты его переработки Овощи и продукты их переработки Яйцо ияйце-продукгы Фрукты и продукты их переработки

Армения 2015 63,6 66,4 89,8 92 7,6 95,4 98,5 101,8 103

2016 63,4 75 92,5 93,5 5,6 89 99,9 93,1 96,3

2017 (прогноз) 63,3 72,4 92,4 94,3 7,3 88,6 100,5 96,6 111,2

2018 (прогноз) 64,9 74,3 93,5 93,3 8,7 89 100,8 101,4 117,9

Беларусь 2015 101,7 136 253,8 179,5 112,9 104,9 129,1 95,9 56

2016 85,5 138,7 255,3 246,8 90,5 104,9 130,8 103,2 47,4

2017 (прогноз) 100 138,7 261,6 201,3 120,8 106,1 131,9 94,3 46,9

2018 (прогноз) 100,9 139,2 269,4 184,5 121,3 104,6 132 95,5 49,7

Казахстан 2015 134,7 75,1 90,1 58,1 82,7 99,9 104 124,4 33,2

2016 137 82,3 100,4 80,8 83,3 98,3 99,8 133 38,3

2017 (прогноз) 130 83,8 93,9 79,3 84,7 98,7 100,8 128,7 35,2

2018 (прогноз) 128,3 87,8 91,1 75,5 93,7 98,4 101,4 127,8 32,8

Кьфгызстан 2015 87,1 94,7 104,4 23,1 19,6 109,3 82,6 120,2 96,3

2016 74,1 88,4 102,9 68,1 16,9 100,8 88,8 113,1 83,1

2017 (прогноз) 76,4 92 103,5 71,5 20,2 99,3 92,9 112,6 82,5

2018 (прогноз) 80 93,4 103,7 76,2 21 98,2 94,3 112,9 84,1

Россия 2015 149,2 88,5 79,1 100,5 125,4 104,2 97,9 92,8 32,9

2016 159,8 90,8 81,2 104 145,3 96,9 99,7 93,2 38,8

2017 (прогноз) 141,7 93,9 82,6 99,5 149,1 99,7 100,3 94,1 40,3

2018 (прогноз) 143,1 94,6 83,1 99 147,6 99,5 99,6 93,6 41,4

В среднем по ЕАЭС 2015 140,7 90,2 91 101 119 103,9 100 99,6 39,3

2016 147,3 92,9 94,3 108,6 133,9 98,1 101,3 100,9 42,7

2017 (прогноз) 133,9 95,6 95,5 102,7 138,6 100,3 102 100,7 44

2018 (прогноз) 134,8 96,5 96,4 101 138,2 99,9 101,6 100,6 45,1

I

I

I

I §

Й

1

53

I $

3

о

Согласно прогнозу развития агропромышленного комплекса государств-членов Евразийского экономического союза, Беларусь является лидером по производству продукции сельского хозяйства на душу населения (порядка 800 долл.), при среднем показателе по Союзу - около 580 долл. Данные, характеризующие уровень обеспеченности государств-участников ЕАЭС основными видами продовольственной продукции, отражены в табл. 1.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что Республика Беларусь практически полностью обеспечивает внутренние потребности за счет собственного производства, причем по большинству видов продукции занимает лидирующие позиции среди стран-участников ЕАЭС. Индекс производства продукции по всем основным видам превышает критический примерно в два раза. При этом продукция переработки мяса и молока характеризуется высоким уровнем качества за счет постоянного мониторинга этих показателей самими производителями, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности на внешних рынках.

Обеспечение и повышение продовольственной независимости обусловило общемировую тенденцию дальнейшей поддержки аграрного сектора в ведущих странах-производителях и экспортерах сельскохозяйственной продукции. Республика Беларусь не является исключением, хотя и не относится к странам-лидерам по экспорту продовольствия. Исключительно за счет внутренних резервов агарный сектор не сможет достичь высоких результатов, особенно важна государственная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции.

В Республике Беларусь действует ряд законодательных актов, направленных на поддержку и развитие аграрного сектора. К числу наиболее значимых нормативных документов относится Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. (раздел 5.3.2 «Сельское хозяйство»), определяющая цель, критерии и приоритеты развития сельского хозяйства Беларуси [15]; Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. [8], содержащая стратегию устойчивого обеспечения населения продовольствием. Наряду с указанными нормативными актами, в Беларуси действует Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016-2020 гг., рассматривающая вопросы повышения эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повышение их конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества в разрезе конкретных отраслей и подотраслей АПК [5]. Финансовые вопросы, касающиеся государственной поддержки сельского хозяйства и вопросов финансового оздоровления предприятий, регламентированы соответствующими Указами Президента Республики Беларусь: «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» [12], «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» [16], «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» [17], а также рядом документов, определяющих порядок реструктуризации части обязательств перерабатывающих организаций АПК.

По итогам анализа основных критериев состояния национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь можно определить следующие основные факторы аграрных рисков: крайне низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, нехватка собственных средств для обновления материально-

технической базы и обеспечения стабильного бесперебойного производства и удовлетворения текущих потребностей, рост кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций, низкая добавленная стоимость аграрной продукции, снижение покупательской способности населения, отсутствие действенного механизма ценообразования и низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, снижение численности сельского населения и нехватка квалифицированных кадров в малых населенных пунктах.

К потенциальным угрозам продовольственной безопасности Республики Беларусь следует отнести:

- природный риск, выражающийся в изменении климатических условий на территории нашей страны в последние годы;

- производственный риск - как следствие первого, выражающийся в высокой степени неопределенности получения конечного результата производства растениеводческой продукции из-за погодных условий;

- производственный риск, выражающийся в использовании устаревшей техники и технологий, недостаточное внедрение инноваций, что ограничивает возможности для повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции;

- финансовый риск, связанный с дефицитом собственных средств сельскохозяйственных организаций, колебаниями валютных курсов, ростом дебиторской и кредиторской задолженности предприятий АПК;

- экономический риск, выражающийся в неблагоприятном изменении конъюнктуры мирового продовольственного рынка;

- политический риск, обусловленный частичным или полным ограничением поставок продукции на рынки некоторых стран с целью оказания политического давления на Республику Беларусь.

Вышеуказанные факторы и угрозы являются наиболее значимыми причинами возникновения большинства аграрных рисков.

Преобладающая часть рисков в сельском хозяйстве является природными (к которым можно также отнести экологические), а также финансовыми и производственными. В меньшей степени для этой отрасли значимы политические риски. Природные риски являются специфичными и, в большинстве случаев, форс-мажорными, в связи с чем меры по управлению ими в основном сводятся к минимизации последствий от их проявления. Таким образом, выделив природно-климатические риски в отдельную группу, следует остановиться на некоторых мерах по управлению производственными и финансовыми аграрными рисками, реализация которых будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны.

В Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь определены первоочередные задачи и меры, позволяющие добиться снижения уровня рисков в аграрной сфере [10].

На основании проведенного анализа нами разработана классификация аграрных рисков, определены некоторые основные риски по каждой из классификационных групп и обоснованы пути их снижения (табл. 2).

Таблица 2

Мероприятия по снижению аграрных рисков

Группы рисков Наименование риска Пути снижения риска Задачи и меры по снижению рисков, предусмотренные нормативно-правовыми актами

Природно-экологические Стихийные бедствия Страхование; при невозможности -принятие риска и минимизация последствий Совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях

Низкая урожайность выращиваемых культур Оптимизация структуры посевных площадь; выделение площадей под органическое земледелие; применение экономико-математического моделирования для разработки производственной программы Учет особенностей зонального земледелия и специализации хозяйств и соответствующая оптимизация посевных площадей, выделение площадей для ведения органического земледелия

Производственные Гибель урожая / поголовья Повышение доли застрахованных угодий или поголовья в общем объеме; снижение налоговой нагрузки на предприятие при условии страхования имущества Содействие использованию передовых технологий и программ в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия

Болезни растений / животных Непрерывный мониторинг состояния; развитие механизма своевременного и полного информационного обеспечения То же

Экономические (финансовые) Ухудшение финансового состояния предприятия до критического уровня Оказание информационных и консультационных услуг Усиление интеграционных процессов между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, создание крупных специализированных организаций

Окончание табл. 2

Группы рисков Наименование риска Пути снижения риска Задачи и меры по снижению рисков, предусмотренные нормативно-правовыми актами

Финансовые Нереализация ин- Повышение инвести- развитие отечественно-

вестиционных ционной привлекатель- го производства и уве-

проектов ности сельскохозяйст- личение его объемов

венного производства на основе повышения

инновационной актив-

ности организаций аг-

ропромышленного

комплекса

Ухудшение фи- Оптимизация произ- Разработка механизма

нансовых показа- водственной програм- ценообразования и соз-

телей деятельно- мы предприятия; дание паритетной сис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти предприятия совершенствование ме- темы цен на продо-

ханизма ценового регу- вольственное сырье

лирования со стороны и товары, потребляе-

государства мые в аграрном секторе

Получение убыт- То же; содействие использо-

ков от производ- распределение ответст- ванию передовых тех-

ственно- венности между всеми нологий и программ в

хозяйственной участниками цепочки области производства,

деятельности «производство- переработки и хране-

хранение-переработка- ния сырья и продоволь-

реализация» ствия;

Усиление интеграци-

онных процессов меж-

ду сельскохозяйствен-

ными и перерабаты-

вающими организа-

циями, создание круп-

ных специализирован-

ных организаций

Политические Полное или час- Диверсификация Проведение активной

тичное эмбарго поставок; внешнеэкономической

по отдельным ви- распределение ответст- деятельности, в том

дам сельскохозяй- венности между произ- числе оптимизация экс-

ственной продук- водителем, посредни- портно-импортной дея-

ции, сырья ком тельности

и продовольствия

Примечание. Разработано автором на основании [1], [3]-[5], [7], [8], [10], [12].

Помимо вышеперечисленных мер необходима реализация целого комплекса мероприятий, среди которых следует отметить некоторые основные:

- дальнейшая государственная поддержка национального производства сельскохозяйственной продукции, в частности, проведение закупочных и товарных интервенций, что также способствует поддержанию уровня самообеспеченности основными видами сельскохозяйственной продукции [2];

- формирование и поддержание государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции;

- с учетом высокого уровня производства основных видов сельскохозяйственной продукции и достижения требуемых параметров самообеспеченности, внимание должно уделяться развитию экспортоориентированных производств продукции, пользующейся спросом, с целью развития внешней торговли для реализации излишков продукции и привлечения валютных ресурсов;

- диверсификация производств, в особенности производства зерновых, углубленная переработка зерна, обеспечивающая получение готового продукта высокого качества, не уступающего мировым аналогам;

- ограничение ввоза в Республику Беларусь сельскохозяйственной продукции, аналоги которой могут быть произведены в стране, с целью снижения зависимости от импорта и защиты интересов собственных производителей;

- внедрение достижений научно-технического прогресса и развитие собственного производства продукции с использованием новейших инновационных технологий для повышения конкурентоспособности продукции и преодоления отставания от ведущих производителей в научно-технической сфере;

- развитие селекции и семеноводства, внедрение мероприятий по предупреждению и своевременной ликвидации массовых заболеваний растений и животных.

Заключение

В результате проведенного исследования получены следующие результаты, содержащие научную новизну:

1. Проведен анализ основных критериев состояния национальной продовольственной безопасности в сельском хозяйстве Республики Беларусь, на основании которого выявлены основные факторы аграрных рисков.

2. Проведен анализ потенциальных угроз продовольственной безопасности Республики Беларусь, на основании которого произведена классификация аграрных рисков и выявлены основные меры по управлению ими.

Для сохранения достигнутого в Республике Беларусь уровня самообеспеченности основными продуктами питания, а также для наращивания объемов производства с целью увеличения объемов экспорта и укрепления своих позиций на мировом рынке продовольствия необходимо уделять серьезное внимание мониторингу основных критериев продовольственной безопасности, рискообразующих факторов в сфере производства и переработки продукции аграрного сектора. Это позволит создать необходимые условия для своевременного выявления основных потенциальных угроз на любой из стадий системы «производство - хранение - переработка - потребление - формирование запасов - экспорт - импорт». В целом реализация названных мер позволит сельскохозяйственным организациям снизить риски производственно-хозяйственной деятельности, что будет способствовать повышению эффективности агропромышленного производства, обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Литература

1. Балабанов, И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика,

1996. - 192 с.

2. Винник, О. Г. Особенности и приоритеты управления рисками в сельском хозяйстве Республики Беларусь / О. Г. Винник // Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем : сб. науч. тр. / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под ред. В. В. Кириенко. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. -С.123-126.

3. Внешняя торговля Республики Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - 390 с.

4. Гайдук, В. И. Управление рисками в аграрном предпринимательстве / В. И. Гайдук, С. А. Калитко, В. В. Шевцов // АПК: экономика, управление. - 2013. - № 3. -С.177-180.

5. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. от 11.03.2016 № 196. - Режим доступа: http://robelsemena.by/d/ 96397/ d/programma_apk.pdf. - Дата доступа: 18.02.2018.

6. Догиль, Л. Ф. Управление хозяйственным риском : учеб. пособие / Л. Ф. Догиль. -Минск : Книж. Дом : Мисанта, 2005. - 224 с.

7. Догиль, Л. Ф. Хозяйственный риск и финансовая устойчивость предприятий АПК: методологические и практические аспекты / Л. Ф. Догиль. - Минск : БГЭУ, 1999. - 239 с.

8. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. / Постановление Совета министров Респ. Беларусь от 15.12.2017 № 962. -Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file27d7ec1a11a991f6.PDF. -Дата доступа: 18.02.2018.

9. Задков, А. П. Факторы риска в сельском хозяйстве / А. П. Задков // РАСХН. Сиб. отд-ние СидНИИЭСХ. - Новосибирск, 1998. - 264 с.

10. Иванова, В. Н. Основные пути и методы снижения рисков в АПК / В. Н. Иванова, В. Д. Гончаров // Экономика и упр. - 2012. - № 11 (96). - С. 55-59.

11. Обзор по актуальным и проблемным вопросам реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики : проект // Департамент агропро-мышл. политики Евраз. экон. комис. - М., 2017. - 124 с.

12. О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки / Указ Президента Респ. Беларусь от 23.03.2016 № 106. - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=89363-23.03.2016.htm. - Дата доступа: 18.02.2018.

13. О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь / Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 10.03.2004 № 252. -Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic34/text337.htm. - Дата доступа: 18.02.2018.

14. Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства / Решение высш. Евразийского экономического совета от 29.05.2013. - Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/013666. - Дата доступа: 18.02.2018.

15. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года от 15.12.2017 № 962. - Режим доступа: http://www.srrb.niks.by/info/program.pdf. - Дата доступа: 18.02.2018.

16. О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций / Указ Президента Респ. Беларусь от 4.07.2016 г. № 253. - Режим доступа: http://www.pravo.by/upload/docs/op/C21600889_1478206800.pdf. - Дата доступа: 18.02.2018.

17. О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» / Указ Президента Респ. Беларусь от 14.07.2016 г. № 268. -Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/000683. - Дата доступа: 18.02.2018.

18. Ломакина, Т. П. Риск сельскохозяйственного производства в системе риск-менеджмента / Т. П. Ломакина // Упр. риском. - 2010. - № 1. - С. 54-58.

19. Совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, балансы спроса и предложения государств - членов Евразийского экономического союза по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2017-2018 годы. - М., 2017. - 97 с.

20. Уткин, Э. А. Управление рисками предприятия : учеб.-практ. пособие / Э. А. Уткин, Д. А. Фролов. - М. : ТЕИС, 2003. - 247 с.

21. Храбсков, Е. Н. Совершенствование управления рисками в АПК / Е. Н. Храбсков // АПК: экономика, упр. - 2010. - № 2. - С. 64-66.

Получено 01.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.