Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАДИКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМЫ РАДИКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ДАИШ / ИГИЛ / ХАЛИФАТ / RADICALISM / EXTREMISM / TERRORISM / DAESH / ISIS / CALIPHATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лункашу Юрий Виорелович, Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна

В статье рассматриваются проблемы радикализации сознания населения в Средней Азии. Изучаются причины, побуждающие людей к участию в экстремистской и террористической деятельности, а также роль и значение профилактики данной активности, реинтеграции в мирную жизнь бывших боевиков и членов их семей. Особое внимание уделяется радикализму женщин. Исследуются факторы, заставляющие женщин, в силу различных жизненных обстоятельств, сотрудничать с экстремистскими и террористическими группировками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лункашу Юрий Виорелович, Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RADICALIZATION IN THE CENTRAL ASIAN REGION AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the problems of radicalization of consciousness of men and women. The factors forcing women to cooperate with extremist and terrorist groups due to various life circumstances are investigated. The study examines the reasons that encourage people to participate in extremist and terrorist activities, as well as their role in the prevention of this activity, the reintegration into civilian life of former militants and their families.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАДИКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ILYIN, DMITRY L. - Senior Lecturer, Physical Training Department, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Lt. Col. Internal Service.

HAJIYEV, DZHAMIDIN T. - Senior Lecturer, Physical Training Department, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Lt. Col. Internal Service.

УДК 343.34

ЛУНКАШУ Ю.В., ЛЮДКЕВИЧ Ю.Н., ГРИШАЙ Е.В.

ПРОБЛЕМЫ РАДИКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ключевые слова: радикализм, экстремизм, терроризм, ДАИШ, ИГИЛ, Халифат.

В статье рассматриваются проблемы радикализации сознания населения в Средней Азии. Изучаются причины, побуждающие людей к участию в экстремистской и террористической деятельности, а также роль и значение профилактики данной активности, реинтеграции в мирную жизнь бывших боевиков и членов их семей. Особое внимание уделяется радикализму женщин. Исследуются факторы, заставляющие женщин, в силу различных жизненных обстоятельств, сотрудничать с экстремистскими и террористическими группировками.

LUNCASU, Yu.V., LYUDKEVYCH, Yu.N., GRISHAY, E.V.

PROBLEMS OF RADICALIZATION IN THE CENTRAL ASIAN REGION AT THE PRESENT STAGE

Keywords: radicalism, extremism, terrorism, DAESH, ISIS, Caliphate.

The article deals with the problems of radicalization of consciousness of men and women. The factors forcing women to cooperate with extremist and terrorist groups due to various life circumstances are investigated. The study examines the reasons that encourage people to participate in extremist and terrorist activities, as well as their role in the prevention of this activity, the reintegration into civilian life of former militants and their families.

Радикализация - это процесс, в ходе которого люди или группы людей становятся приверженцами политического, религиозного или другого экстремизма. Радикализироваться - не означает стать террористом: далеко не все люди, разделяющие экстремистские взгляды, решаются на акты насилия. Важно понимать, что радикализации подвержены не какие-то конкретные религии, национальные или другие группы. При определенных условиях радикализироваться может каждый. Существуют две группы причин, по которым человек может стать приверженцем джихадизма: социальные и индивидуальные. К первым можно отнести наличие в регионе значительного по числу маргинализированного меньшинства; подозрительное отношение общества к отдельным группам людей; распространение в обществе неприязни по отношению к религии; непопулярная внешняя политика (поддержка репрессивных режимов в мусульманских странах); существование сетей по вербовке сторонников в радикальные движения и пр.

В числе индивидуальных факторов называют личные связи с радикализированным людьми, недовольство жизнью в сочетании с желанием делать что-то важное и осмысленное; страсть к приключениям и бунту; желание быть частью чего-то; сострадание по отношению к притесняемым единоверцам; подростковая тревога и неуверенность. С одной стороны, этот список не исчерпывающий, с другой - наличие этих факторов не означает непременной радикализации, равно как и их видимое отсутствие не означает, что радикализации можно не опасаться.

Несмотря на утверждения исследователей и силовиков, единого сценария, по которому протекает радикализация, не существует. Принято считать, что в случае с джихадизмом люди радикализируются в мечетях - но в действительности это не так. Более того, в подавляющем большинстве случаев имам попытается не допустить радикализации кого-то из своих подопечных - привлечь внимание родственников или даже полиции. Именно поэтому большинство джихадистов перестают ходить в мечеть. Чаще местом радикализации становятся тюрьмы, интернет и соцсети - именно здесь, а также общаясь с уже радикализированными друзьями и родственниками, люди чаще всего подвергаются воздействию экстремистских идей. Террористы из ИГ и других групп прекрасно об этом знают и поэтому стремятся распространять свою пропаганду во множестве форматов.

Говоря о том, что является в исламе крайностями и радикализмом, надо сразу отметить, что не являются экстремистами и радикалами с точки зрения ислама те, кто выполняют свои религиозные предписания, как в плане поклонения, так и образа жизни. К примеру, в наше время

в обществе распространено заблуждение относительно того, что ношение женщинами мусульманского платья - хиджаб, как того требует их религия, или ношение мужчинами бороды, является проявлением крайностей. Также не является крайностью, если какой-нибудь мусульманин добровольно берет на себя исполнение некоторых дополнительных видов поклонения, и при этом он не принуждает к их исполнению окружающих и не ущемляет права других людей. В действительности радикализм в исламе обладает некоторыми отличительными признаками: упорство в своем мнении и непринятие мнений других людей; понуждение людей к тому, чего не требует от них религия; неуместное усложнение; нетерпимость и жесткость; падение в пропасть обвинения в неверии (такфир). Последний из перечисленных является наиболее опасным видом радикализма, опираясь на который радикально настроенные мусульмане позволяют себе проливать кровь тех, кого они считают неверными (кяфирами).

Экстремизм не появился на пустом месте, у него есть причины и предпосылки. В нашем случае знание причин очень важно для того, чтобы на основании этого знания определить вид и качество лечебных процедур, необходимых для исцеления людского сознания от экстремистских элементов. Причина экстремизма не кроется в чем-то одном. Причин экстремизма много, и было бы неверным сконцентрироваться на изучении одной из них, пусть даже самой явной, как это обычно делают исследователи этой проблемы.

Экстремизм и терроризм порождают различные факторы: изменение сложившихся социальных структур; обнищание больших групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающиеся условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и т.д. В этом перечне названы, конечно же, не все причины экстремизма и терроризма, но указаны многие основные социально-экономические и политические причины. При этом можно выделить четыре основные группы факторов, которые вместе способствуют развитию социальной ситуации, обеспечивающей готовность и способность определенных социальных групп к экстремистской и террористической деятельности. Кроме того, для непосредственного начала экстремистской и террористической деятельности необходим толчок или повод, который, конечно же, не следует отождествлять с причинами экстремизма.

Первостепенной причиной экстремизма может являться сам субъект, его семья и его отношения с близкими. В ходе анализа и углубления может выясниться, что первопричина кроется в обществе, в противоречиях между ее словами и делами, между необходимостью и реальностью, между религией и политикой, между надеждами и происходящим в действительности. Таким образом, ответственность за радикализацию мусульман можно обобщенно возложить на самих мусульман, на общество, и на проводимую государственную политику в регионе. Причина, по которой часть мусульман становится на путь радикализма, кроется в их слабых знаниях о сущности религии, неполном понимании природы ислама и поверхностные познания ее целей. В обход традиционных правил, некоторые мусульмане хотят приложить минимум усилий и получить немедленный результат. Однако не получая желаемого, некоторые разочаровываются в своих прежних методах призыва и переходят к радикальным методам, полагая, что это ускорит появление желаемых результатов.

Экстремистская и террористическая деятельность в современный период все еще является реальной угрозой безопасности России не только из-за увеличившейся численности группировки бывших членов группировки ИГИЛ в Афганистане куда они эвакуировались из Сирии, но и постоянно возрастающего числа возвращающихся на родину граждан России из Средней Азии, а также членов их семей, ранее выехавших по призыву ДАИШ из мест постоянного проживания на так называемое строительство Нового Халифата.

Помимо мужского населения, которого достаточно немного по известным причинам (имеются в виду боевые потери в ходе боевых действий), на родину возвращается достаточно большое количество женщин и уже выросших за четыре года сирийского конфликта детей, у которых за время нахождения в Сирии сформировалось свое особенное виденье мировых ценностей. Данная особенность ставит одну из важнейших задач перед спецслужбами государства, призванных не допустить дальнейшего участия вышеназванных лиц в экстремистской и террористической деятельности уже у себя дома.

По данным исследования ООН, общее количество выходцев из Средней Азии, находившихся в ИГИЛ, составляет в среднем около 4 тысяч человек, в число которых входит постоянно увеличивающееся количество женщин, в основном из Кыргызстана и Таджикистана. Так, по данным компетентных органов Киргизии сообщается о 863 гражданах республики, выехавших в Сирию и Ирак. С 2010 по 2016 г из них 188 или 23.8 % женщины. В Таджикистане между 2012 и серединой 2016 года покинуло страну с целью вступления в ИГИЛ 1094 человека, среди которых до 200 человек или 18 % составляли женщины [1].

По данным российских спецслужб, 25 % из выехавших на территорию Сирии и Ирака составляли женщины, многие из которых являются не просто следующими за мужьями представительницами слабого пола, но и достаточно часто активными сторонницы идеологии ДАИТТТ, в том числе и вербовщицами, что фактически ставит их с мужчинами боевиками в одну плоскость. По данным ООН, количество женщин, участвующих в осуществлении экстремистской и террористической деятельности, составляет от 15 до 30 % от общего количества его участников. Естественно в решении задачи успешного прохождения реабилитационного периода должны быть задействованы не только правоохранительные органы, но и общественные организации, совместно купирующие факторы, заставляющие женщин, в силу тех или других жизненных обстоятельств, вновь сотрудничать с экстремистскими и террористическими группировками. С этой целью правильно будет изыскать новые возможности для участия женщин в государственных программах, конкретизировать позиции в отношении женщин, подверженных идеологическому воздействию эктремистов- вербовщиков и, в конечном итоге, создать комплексную программу решения данной проблемы [2].

Необходимо подчеркнуть важность исследования причин, побуждающих женщин к участию в экстремистской деятельности, а также и их роли в профилактике экстремистской и террористической активности, реинтеграции в мирную жизнь бывших боевиков и членов их семей. Развитие экстремисткой деятельности на самом деле только прикрыто религиозной или этнической терминологией. Последние исследования развития экстремистской деятельности на примере республики Таджикистан показывает, что в густонаселенных районах городов Душанбе, Ходжент Куляб, Курган Тюбе, пригородов этих мегаполисов таких, как Вахдат и Гиссар, а также в таких поселках городского типа как Шахритуз, Кубодиен и Вахш, наиболее высок процент поддержки экстремизма, так как сельское население, не обладающее высоким уровнем образования, не демонстрирует высокий уровень поддержки экстремистской идеологии. Другим фактором, побуждающим к радикализации поведения населения можно считать наркозависимость ряда боевиков, которым идеологи ИГИЛ предлагают компенсировать ее боевыми действиями по созданию Нового Халифата. Помимо указанных факторов участия в экстремистской деятельности, немаловажным фактором является и национальная идентичность. Так в ряде местностей Такжикистана, в частности в районе Хатлона, граничащем с Узбекистаном, немалое количество уехавших в Сирию и Ирак по национальности этнические узбеки. Если говорить о юге Казахстана, то там прослеживается эта же тенденция.

Радикализация сознания мужчин и женщин, при кажущейся одинаковости факторов, совершенно различна. Общепринято, что женщины включаются в экстремистскую деятельность под влиянием правила для среднеазиатской женщины, всегда следовать за своим мужем [3]. Так, по данным проведенного в Таджикистане исследования по Согдийской и Хитлонской областям было определено, что за 2015 г в ИГИЛ уехали 154 таджикских семьи, состоящих из 100 женщин и 162 детей. Как правило, женщины заявляли, что едут работать в Турцию, но попадали в Сирию, так как ехали вслед за своими мужьями. В Киргизстане вербовка супругов для отъезда в ИГИЛ приняла такие масштабы, что родственники со стороны будущей жены уточняют у будущего мужа об отсутствии у него намерений увести свою молодую жену в ИГИЛ.

В тоже время, в ходе исследования было определено значительное количество женщин, поддерживающих экстремистские воззвания ИГИЛ и добровольно присоединившихся к вооруженным формированиям сирийских террористов. Причем, как подчеркивают специалисты, одним из важнейших поводов уехать на сирийскую войну является идея заключения брака с боевиками образца мачо. Таких представительниц слабого пола привлекают представления о жизненных ценностях. Известны случаи, когда в Душанбе женщины, уехав в Сирию, возвращались на родину, чтобы рассказать своим подругам о гендерных перспективах,

открывающихся в ИГИЛ. Данные по Киргизии приводят примеры активной вербовочной роли женщин, как пропагандистов идей о настоящем Халифате, где женщинам якобы предлагается более высокий социальный статус и солидное финансовое обеспечение, чем на родине. Известны случаи поддержки родителями участия в экстремистской деятельности в Сирии своих близких, в том числе и детей, за ожидание крупных финансов переводов. Так, в исследовании по Киргизии приводиться пример по Иссыкульскому региону, где по вербовке своей бабушки 9 членов одной семьи поехали вместе с ней в ИГИЛ, где ей пообещали за каждого человека по 3000 долларов. Впоследствии, вернуться домой удалось только одному подростку - ее внуку [4].

Приведенные примеры говорят о необходимости тщательной проработки гендерно-ориентированных причин, толкающих женщин на поддержку экстремистской деятельности и механизмов противостояния этому процессу. Для организации профилактической работы с женщинами, которые лишились своих родственников в результате боевых действий в Сирии и Ираке, необходима государственная программа, защищающая их от остракизма общества, который достаточно часто является убедительным мотивом первичной или вторичной радикализации сознания женщин. Достаточно интересен и опыт привлечения женщин к вооруженной контртеррористической практике, применяемой уже сейчас рядом государств в районах мировой экстремистско-террористической активности, заключающейся в том, что правоверный мусульманин, погибший на поле боя от руки женщины не попадет в рай [5]. Проблема гендерных особенностей экстремизма достаточно интересна именно сейчас еще и потому, что, потерпев серьезное военное поражение в Сирии и Ираке и потеряв свои территориальные завоевания, ИГИЛ ставит задачу своим последователям перенести проведение терактов на территории стран их происхождения, Необходимо также учитывать и близкое соседство региона с Афганистаном, куда переместились порядка 40 тысяч боевиков из Сирии.

Литература и источники

1. Матвеева А., Файзуллаев Б. Женщины и насильственный экстремизм в Таджикистане // http://eca.unwomen.org

2. Давыдова К.Н. Женский экстремизм: личностный аспект // http://izron.ru

3. Барановский С. Женщины против экстремизма // http://niac.gov.kz

4. Боромбаева М. Женщин на религиозный экстремизм толкают социальные причины // Эксперт. 2016. Апрель // https://knews.kg

5. Маутнер Г. Женщины и экстремизм // Новое восточное обозрение. 2018. Март // https://ru.journal-neo.org

References and Sources

1. Matveeva A., Fajzullaev B. Zhenshchiny i nasil'stvennyj ekstremizm v Tadzhikistane // http://eca.unwomen.org

2. Davydova K.N. Zhenskij ekstremizm: lichnostnyj aspekt // http://izron.ru

3. Baranovskij S. Zhenshchiny protiv ekstremizma // http://niac.gov.kz

4. Borombaeva M. Zhenshchin na religioznyj ekstremizm tolkayut social'nye prichiny // Ekspert. 2016. Aprel' // https://knews.kg

5. Mautner G. Zhenshchiny i ekstremizm // Novoe vostochnoe obozrenie. 2018. Mart // https://ru.journal-neo.org

ЛУНКАШУ ЮРИЙ ВИОРЕЛОВИЧ - начальник кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (lunkashu@mail.ru).

ЛЮДКЕВИЧ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (ludkevich@mail.ru).

ГРИ111АЙ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (e.gr@mail.ru). LUNCASU, YURY V. - Head of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (lunkashu@mail.ru).

LYUDKEVYCH, YURY N. — Ph.D. in Law, Deputy Head of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ludkevich@mail.ru).

GRISHAY, ELENA V. - Doctor of Philosophy, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 342.76

ВЕРЕТЕННИКОВ Н.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ

ЛОКАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Ключевые слова: судебная власть, военные конфликты, насилие, театр военных действий, судебная защита, правовые нормы, ограничения.

В статье анализируется правовое понятие «локальный военный конфликт», а также рассматриваются механизмы защиты прав человека в период военного противостояния. Показано, что правосудие, являясь наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защищает права каждого индивидуума, гарантирует право на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.