ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37
Фирсова Е.С.
студент
Уфимский университет науки и технологий (СФ) (г. Стерлитамак, Россия)
Саттарова Л.С.
старший преподаватель Уфимский университет науки и технологий (СФ) (г. Стерлитамак, Россия)
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: данная статья раскрывает эффективность разнообразных форм работы с одаренными и способными детьми. В статье раскрывается понятие, что такое детская одаренность, раскрываются признаки одаренности, которые обеспечиваются психолого-педагогической поддержкой, учитывая их индивидуальные особенности, помогать им реализовывать себя, доводить их индивидуальные достижения до оптимального уровня.
Ключевые слова: одаренность, младший школьный возраст, причины трудностей одаренных детей, методы и формы работы с одаренными детьми, педагогические принципы.
Одаренность - наша с вами будущее. Современное образование содержит в себе серьезные вопросы по обучению, развитию и воспитанию одаренных детей. Сегодня проблема работы с одаренными детьми связана с быстро меняющимися условиями в мире, требованиями. Одаренные дети, как правило, часто входят «группу риска» наряду с другими младшими школьниками со сложными жизненными проблемами [1, с. 145]. Тем самым одаренным детям необходимы специальные индивидуальные программы, хорошо обученные и
26
методически подкрепленные учителя для того, чтобы узнать и учесть проблемы одаренного ребенка, развить согласно свои задаткам и способностям.
Что же такое одарённость? Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)».
Младший школьный возраст - это тот период его школьной жизни, когда он накапливает все новое, тем самым происходит период усвоения тех или иных знаний. Начало обучения в школе, некий период, даже переворот, в котором ребенку даже с одаренностью придется столкнуться с проблемами в обучении и во взаимопонимании со сверстниками.
Поэтому во многих руках опытных педагогов лежит ответственность решить глобальные проблемы одаренного ребенка в его обучении начальной школе. Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Но, помимо всего этого, такие дети нуждаются в колоссальной поддержке. Таким образом, методическая работа педагогов и психологов с одаренными детьми в начальной школе позволяет выделить некие причины трудностей одаренных младших школьников:
- опережающее познавательное развитие одаренных детей;
- отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками;
- своеобразная избалованность;
- социальная несамостоятельность.
Говоря, об опережающим познавательном развитии одаренных детей в начальной школе, уже с первого класса будет возникать скука, они будут выслушивать то, что им давно известно или же заниматься такой деятельностью, в которой они бывают не успешны. Зачастую одаренные дети стремятся поделится своими знаниями, своими идеями и задумкам со взрослыми или своими сверстниками. Одаренные дети также имеют склонность быть выше, доминировать по каким-то обсуждениям, вопросам, разработкам, в которых они
сильны, подвергавшиеся самостоятельному даже изучению. Такие своего рода проблемы в следствии могут перерасти в непонимание со сверстниками, так как те будут считать его «всезнайкой». Такой некий отрицательный выговор от сверстников, постоянные попытки высказаться учителю, в конечном итоге перейдут к потере интереса к обучению в начальной школе. Следует в данном окружении такого ребенка, давать понять сверстникам, что это совершенно не плохое качество, дать понять, что мы можем у такого ребенка чему-то научиться. Но, многие родители совершают ошибку и сразу забирают ребенка на перевод домашнего обучения. Если не будет обучения, познавательной активности, социального опыта, то это приведет к умственной лени и социальной дезадаптации, он не будет преодолевать всевозможные трудности, не будет какой-то цели, где мы прекрасно понимаем, что без этого человек не может существовать и реализовывать свой талант [4, с. 110]. А это для одаренного ребенка имеет огромное значение, если не будет создаваться условия и развитие для одаренного ребенка, то все это приведет к разрушительным с точки зрения дальнейшего развития одаренного ребенка. Поэтому и создаются специальные программы, работают методически подкрепленные педагоги, которые могут помочь одаренным детям в их нелегкий период [5, 73].
Другой метод поддержки обучения одаренных детей имеет форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, моделированию и т.д. В данных дополнительных учреждениях есть возможность подобрать индивидуальный подход к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Необходимо создавать достаточную мотивацию и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.
Помимо всего того, что говорилось выше, есть еще острая проблема -социальная несамостоятельность. Она также связаны с выше перечисленными проблемами. То есть, здесь зачастую бывает, что одаренные дети увлечены интеллектуальной деятельностью, но неспособны к самостоятельности, потому что родители чрезвычайно опекают ребенка [2, с. 73]. Буквально завязывают им
шнурки, водят за ручку до учебного заведения, лишают возможности, любые попытки к действию ребенка, фактически лишая его возможности научиться самостоятельности в повседневной жизни, социализироваться. Важно приучить трудиться и самостоятельно принимать решения.
Есть группа педагогических принципов по работе с одаренными детьми: индивидуализация, дифференциация обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; принцип развивающего обучения; использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Важно, чтобы работа с одаренными детьми поддерживала чувство самостоятельности ребенка, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения той или иной проблеме [3, с. 589-591].
Таким образом, работа с одаренными детьми, с их многочисленными возникающими проблемами должен вести профессиональный состав в виде педагогов, психологов, но также должна вестись и работа самих родителей. Нужно говорить, что требуется колоссальное внимание к социальной успешности таких детей, к развитию их эмоционального интеллекта, к организации возможностей для реализации социальной одаренности в реальной деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Психология одаренности: от теории к практике. Под редакцией Д.В.Ушакова. - М., Институт психологии РАН, 1999. - с. 145.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. - с.73.
3. Красильникова, С. Ю. Работа с одаренными детьми в начальной школе / С. Ю. Красильникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - №
20 (79). - С. 589-591. - URL: https://moluch.ru/archive/79/13897/ (дата обращения: 01.10.2022).
4. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991. -с. 110.
5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - №4. - с.73.
Firsova E.S.
student
Ufa University of Science and Technology (SF) (Sterlitamak, Russia)
Sattarova L.S.
senior lecturer Ufa University of Science and Technology (SF) (Sterlitamak, Russia)
PROBLEMS OF WORKING WITH THE GIFTED CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL
Abstract: this article reveals the effectiveness of various forms of work with gifted and capable children. The article reveals the concept of what children's giftedness is, reveals the signs of giftedness, which are provided with psychological andpedagogical support, taking into account their individual characteristics, to help them realize themselves, to bring their individual achievements to an optimal level.
Keywords: giftedness, primary school age, causes of difficulties of gifted children, methods and forms of work with gifted children, pedagogical principles.