Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / одаренные дети / дошкольный и школьный возраст / развитие / обучение / психолого-педагогическая поддержка / giftedness / gifted children / preschool and school age / development / education / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щебланова Елена Игоревна

Актуальность. Статья посвящена 110-летию со дня основания Психологического института в Москве. Рассматриваются основные темы дискуссий по проблемам одаренности в начале ХХ в. в контексте современной психологии. Цель статьи — показать сохраняющуюся актуальность концептуальных идей об одаренности начального периода ее научного изучения и их развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях сотрудников Психологического института в конце ХХ — начале XXI вв. Результаты. Анализ дебатов по проблемам одаренности на первых психологических съездах и публикаций Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.М. Экземплярского демонстрирует, что высказанные ими положения о сложности и своеобразии проявлений одаренности и ее развития продолжают оставаться в центре внимания психологов и педагогов. Развитие этих идей прослеживается в дифференциальной психологии Б.М. Теплова, в концепциях одаренности Н.С. Лейтеса и А.М. Матюшкина. Исследования лаборатории психологии одаренности ПИ РАО, выполненные в последние пять лет, также развивают представления об одаренности, разработанные ее первыми исследователями: о целостности и сложности феномена умственной одаренности, о выявлении и развитии одаренных детей, о технологиях развивающего обучения для детей с разными видами одаренности и методах их психолого-педагогической поддержки, о целенаправленной теоретической и практической подготовке педагогов для одаренных детей. Выводы. Подход к проблеме способностей и одаренности, предложенный в работах Г.И. Челпанова и первых сотрудников Психологического института, сохранился и получил дальнейшее развитие, несмотря на преследование ученых и запреты их произведений. Перспективность многих из этих идей была доказана в более поздних исследованиях способностей, одаренности, мышления и творчества, в том числе и в работах, проведенных уже в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTEDNESS PROBLEM RESEARCH IN PSYCHOLOGICAL INSTITUTE: CONCEPTUAL BACKGROUND AND MODERNITY

Background. The article is devoted to the 110th anniversary of the founding of the Psychological Institute in Moscow. The main topics of discussions on the problems of giftedness at the beginning of the 20th century are considered in the context of modern psychology. Objective. The article has its purpose to show the persisting relevance of the conceptual ideas about giftedness formed in the initial period of its scientific study and their development in theoretical and experimental research in the Psychological Institute over the late 20th and early 21st centuries. Results. Analysis of the debates on the problems of giftedness at the first Russian psychological congresses and publications by G.I. Chelpanov, P.P. Blonsky, L.S. Vygotsky, V.M. Ekzemplyarsky demonstrates that their statements about the complexity and originality of the manifestations and development of giftedness continue to be the attention focus of psychologists and educators. The development of these ideas can be traced in the differential psychology of B.M. Teplov, in the giftedness concepts of N.S. Leites and A.M. Matyushkin. The research results of the laboratory of psychology of giftedness at PI RAO over the last five years keep expanding the ideas about giftedness proposed by its first researchers: on the integrity and complexity of the mental giftedness phenomenon, on identification and development of gifted children, on developmental education technologies for children with different types of giftedness and methods of their psychological and pedagogical support, on the telic theoretical and practical training of teachers for gifted children. Conclusion. The approach to the problem of giftedness, proposed in the works of G.I. Chelpanov and the first researchers of the Psychological Institute, preserved and received its further development, despite persecution of the scientists, obstacles, and prohibitions on their works. The perspectiveness of most of these ideas has been proven in more recent research on ability, giftedness, thinking, and creativity, including work carried out in the 21st century.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • ТОМ 15 • № 3

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 159.922, 159.928.2 ао1: 10.24412/2073-0861-2022-3-83-99

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Е.И. Щебланова

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, elenacheblanova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-5070-2877

Актуальность. Статья посвящена 110-летию со дня основания Психологического института в Москве. Рассматриваются основные темы дискуссий по проблемам одаренности в начале ХХ в. в контексте современной психологии.

Цель статьи — показать сохраняющуюся актуальность концептуальных идей об одаренности начального периода ее научного изучения и их развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях сотрудников Психологического института в конце ХХ — начале XXI вв.

Результаты. Анализ дебатов по проблемам одаренности на первых психологических съездах и публикаций Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.М. Экземплярского демонстрирует, что высказанные ими положения о сложности и своеобразии проявлений одаренности и ее развития продолжают оставаться в центре внимания психологов и педагогов. Развитие этих идей прослеживается в дифференциальной психологии Б.М. Теплова, в концепциях одаренности Н.С. Лейтеса и А.М. Матюшкина. Исследования лаборатории психологии одаренности ПИ РАО, выполненные в последние пять лет, также развивают представления об одаренности, разработанные ее первыми исследователями: о целостности и сложности феномена умственной одаренности, о выявлении и развитии одаренных детей, о технологиях развивающего обучения для детей с разными видами одаренности и методах их психолого-педагогической поддержки, о целенаправленной теоретической и практической подготовке педагогов для одаренных детей.

Выводы. Подход к проблеме способностей и одаренности, предложенный в работах Г.И. Челпанова и первых сотрудников Психологического института, сохранился и получил дальнейшее развитие, несмотря на преследование ученых и запреты их произведений. Перспективность многих из этих идей была доказана в более поздних исследованиях способностей, одаренности, мышления и творчества, в том числе и в работах, проведенных уже в XXI в.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, дошкольный и школьный возраст, развитие, обучение, психолого-педагогическая поддержка.

Для цитирования: Щебланова Е.И. Исследования проблемы одаренности в Психологическом институте: концептуальные истоки и современность // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 83-99. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-83-99

© Щебланова Е.И., 2022

GENERAL PSYCHOLOGY

Scientific Article doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-83-99

GIFTEDNESS PROBLEM RESEARCH IN PSYCHOLOGICAL INSTITUTE: CONCEPTUAL BACKGROUND AND MODERNITY

Elena I. Shcheblanova

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, elenacheblanova@mail.ru,

http://orcid.org/0000-0001-5070-2877

Background. The article is devoted to the 110th anniversary of the founding of the Psychological Institute in Moscow. The main topics of discussions on the problems of giftedness at the beginning of the 20th century are considered in the context of modern psychology.

Objective. The article has its purpose to show the persisting relevance of the conceptual ideas about giftedness formed in the initial period of its scientific study and their development in theoretical and experimental research in the Psychological Institute over the late 20th and early 21st centuries.

Results. Analysis of the debates on the problems of giftedness at the first Russian psychological congresses and publications by G.I. Chelpanov, P.P. Blonsky, L.S. Vygotsky, V.M. Ekzemplyarsky demonstrates that their statements about the complexity and originality of the manifestations and development of giftedness continue to be the attention focus of psychologists and educators. The development of these ideas can be traced in the differential psychology of B.M. Teplov, in the giftedness concepts of N.S. Leites and A.M. Matyushkin. The research results of the laboratory of psychology of giftedness at PI RAO over the last five years keep expanding the ideas about giftedness proposed by its first researchers: on the integrity and complexity of the mental giftedness phenomenon, on identification and development of gifted children, on developmental education technologies for children with different types of giftedness and methods of their psychological and pedagogical support, on the telic theoretical and practical training of teachers for gifted children.

Conclusion. The approach to the problem of giftedness, proposed in the works of G.I. Chelpanov and the first researchers of the Psychological Institute, preserved and received its further development, despite persecution of the scientists, obstacles, and prohibitions on their works. The perspectiveness of most of these ideas has been proven in more recent research on ability, giftedness, thinking, and creativity, including work carried out in the 21st century.

Key words: giftedness, gifted children, preschool and school age, development, education, psychological and pedagogical support.

For citation: Shcheblanova, E.I. (2022). Giftedness problem research in Psychological Institute: conceptual background and modernity. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsyk-hologiya (Theoretical and experimental psychology), 3 (15), 83-99. doi: 10.24412/20730861-2022-3-83-99

© Shcheblanova E.I. , 2022

Введение

Исследования проблемы одаренности в России имеют сложную историю. Периоды повышенного интереса ученых к проявлениям высокой одаренности и ее развитию сменялись периодами отрицания такой проблемы и обвинений ученых в антинаучности подхода к ее решению. В 1906-1916 гг. обсуждение этой темы заняло центральное место на первых всероссийских психологических съездах, привлекших широкое общественное внимание и ознаменовавших «важную веху в развитии науки» (Соколов, 1956а). Съезды были посвящены вопросам теории и методов психологии, соотношения психологии и педагогики, роли эксперимента в этих науках.

Активное участие в дебатах на всех съездах принимали Г.И. Челпанов, основатель и директор первого в России Психологического института (сейчас Психологический институт Российской академии образования — ПИ РАО), а также его ученики и последователи: П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, Н.А. Рыбников, В.М. Экземплярский и другие. Споры происходили на уровне науки начала XX в., но некоторые дискуссионные, особенно теоретические и методологические вопросы до сих пор сохраняют свою актуальность, а высказанные идеи, хотя и были незаслуженно забыты на долгое время, находят отражение в концепциях одаренности в XXI в.

Данная статья представляет собой попытку проследить развитие в современных теориях, научных и практико-ориентированных исследованиях некоторых концептуальных идей об одаренности начального периода ее научного изучения. В первую очередь это относится к идеям о целостности и сложности феномена умственной одаренности, включающего когнитивную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы личности; о подходах к диагностике и развитию одаренности детей в системе образования; о задачах и методах психолого-педагогической поддержки детей с разными видами одаренности; о целенаправленной теоретической и практической подготовке специалистов, работающих с одаренными детьми.

Ранние исследования одаренности в России

В своих трудах, выступлениях на съездах и в речи при открытии Психологического института Г.И. Челпанов называл изучение одаренности, в том числе определение и измерение ее признаков и их соотношений, одной из главных задач психологии, без решения которой невозможно разрешить важнейшую для образования проблему индивидуализации воспитания и обучения детей (Челпанов, 1914; 2012). На трех последних предреволюционных съездах «по экспериментальной педагогике», проходивших при активном участии зарубежных ученых, состоялись острые дебаты о применении созданных в то время умственных тестов, которые многими специалистами признавались универсальными и объективными методами измерения одаренности детей не только в научных исследованиях, но и непосредственно в школьной практике (Соколов, 1956б).

Г.И. Челпанов и его последователи выступили против повсеместного внедрения тестовых методов (Соколов, 1956б). Они настаивали на первостепенной важности серьезного теоретического и экспериментального обоснования тестов, аргументируя это тем, что умственная одаренность как высшая сложная и своеобразная индивидуальная способность не может быть определена с помощью однократного измерения успешности в решении довольно случайного набора

заданий. К тому же, по их мнению, частные способности, составляющие одаренность, в «целой душевной жизни» могут проявляться иначе, чем при их измерении по отдельности с использованием такого упрощенного подхода. Экспериментальные доказательства этих положений были получены только во второй половине XX в., когда были разработаны и верифицированы современные сложные теории интеллекта, креативности и одаренности.

Сотрудник Г.И. Челпанова В.М. Экземплярский в своих монографиях 1923 и 1927 гг. детально и последовательно проанализировал теоретические взгляды на проблему выявления умственной одаренности и практический опыт школ для одаренных детей, уже имевшийся в Германии и США (Экземплярский, 2006). На основе этого анализа он предложил классификацию методов определения одаренности в зависимости от целей, средств и возможностей ее диагностики: поиск единичного симптома; набор нескольких изолированных тестов; практически-педагогические системы; дифференциально-психологические системы. Программа создания дифференциально-психологической диагностики, разработанная В.М. Экземплярским, базировалась на расширенном понимании одаренности и включала не только разносторонние показатели умственного развития (внимание, восприятие, память, мышление), но и эмоциональные, волевые и другие личностные характеристики, важные для развития одаренности детей. Эта программа не уступала той, что была использована тогда же в знаменитом лонгитюдном исследовании Л. Термана, но осуществить ее В.М. Экземплярскому не удалось. Исследования роли мотивационных, эмоциональных, волевых, внутри- и межличностных факторов в развитии интеллектуальной, творческой, специальной одаренности в разных видах деятельности входят в число главных направлений современной психологии одаренности во всем мире.

В работах П.П. Блонского одну из главных составляла тема биогенетических факторов развития личности и важности их учета в сфере образования (Блон-ский, 2016). Эта тема и все связанные с ней исследования были вскоре запрещены по идеологическим соображениям на несколько десятилетий. Согласно учению П.П. Блонского, на развитие одаренности влияют не только и не столько генетические предпосылки, сколько среда, в которой живет ребенок, уровень образования и культуры семьи и общества, социальное и материальное положение. Именно влиянием среды он объяснял необходимость открытия школ и классов для умственно одаренных детей, а также учреждений для внешкольных занятий по интересам. Современные исследования с применением новых многомерных методов диагностики и статистики, проводимые на стыке гуманитарных и естественных наук, убедительно демонстрируют системное взаимодействие внутренних и внешних факторов развития способностей и одаренности детей на разных образовательно-возрастных этапах.

Как Г.И. Челпанов и В.М. Экземплярский, П.П. Блонский подробно анализировал вопросы измерения умственного развития детей. Указывая на ограниченность существовавших в то время тестов российских (например, Г.И. Россолимо) и зарубежных (например, А. Бине) авторов, он указывал на их полезность для ориентировочной оценки умственного развития школьников в начале их обучения. Он также обращал внимание не только на количественные, но и на качественные характеристики одаренного (по его определению, «очень развитого ребенка»): легкость и быстрота усвоения нового; способности к обобщению, быстрому по-

ниманию сути, предвосхищению результата; оригинальность идей и творчество, разносторонность интересов и/или сильная увлеченность определенной деятельностью. Сейчас измерительный количественный подход к диагностике одаренности, доминировавший долгое время, многими специалистами признается ограниченным в контексте индивидуальной вариативности ее проявлений. Исследователи все чаще стремятся дополнить его качественным всесторонним анализом индивидуальных случаев, но с обязательными доказательствами валидности результатов. Такой подход позволяет обнаружить не только особенности одаренных детей, сравнительно с возрастной нормой, но и индивидуальное своеобразие проявлений, траекторий развития, ресурсов и рисков детей с высокой одаренностью.

П.П. Блонский одним из первых обратил внимание на вероятность возникновения внутри- и межличностных проблем у интеллектуально одаренных школьников в ситуации, когда они обучаются в условиях, не соответствующих уровню их способностей, в классе с менее способными детьми. В таких случаях, по его мнению, вероятно не только замедление их умственного развития, но и появление нарушений в поведении, общении с учителями и одноклассниками, поэтому следует обеспечивать таким детям условия для развития в свойственном им темпе. В этом контексте П.П. Блонский также выделяет возможные негативные черты некоторых одаренных детей: высокомерное отношение к окружающим, стремление командовать другими, неподчинение общим правилам в школе. Такого рода проблемы социально-психологической адаптации одаренных детей привлекли особое внимание психологов значительно позже и до сих пор остаются противоречивыми и дискуссионными.

Основы системного понимания личности, одаренности, интеллекта были сформулированы в культурно-исторической психологии Л.С. Выготским (1982б), его учениками и последователями. Идеи Л.С. Выготского о «социальной ситуации развития», «зоне ближайшего развития» и процессах социального взаимодействия и обучения получили широкое признание в современной мировой психологии. Л.С. Выготский определял одаренность как единое целое, объединяющее различные функции и факторы. Он отмечал, что в процессе психического развития «существенным различием при переходе от одной ступени к другой является часто не внутрифункциональное изменение, а межфункциональные изменения, изменения межфункциональных связей, межфункциональной структуры. Возникновение таких новых подвижных отношений, в которые ставятся функции друг к другу, мы будем называть психологической системой» (Выготский, 1982а, с. 110, курсив автора). В современной психологии, в том числе зарубежной, при обсуждении источников и условий развития одаренности часто используются понятия и положения теории Л.С. Выготского, однако зачастую их включение в новые авторские концепции не имеет достаточного научного обоснования.

В начальный период изучения одаренности в России и затем в СССР над проблемой ее выявления и развития работали многие психологи, педагоги и научные коллективы (Лейтес и др., 2004). Сотрудники Психологического института играли ведущую роль в этой области психологии. Однако в 1936 г. исследования, посвященные целостному изучению развивающегося ребенка, в том числе разработке методов выявления, воспитания и обучения одаренных и талантливых детей, были запрещены постановлением ЦК ВКП(б) о педологии. Опередившие свое время труды остались в значительной своей части неизвестными на многие годы. Тем не

менее они сыграли значительную роль в последующей разносторонней и систематической разработке проблемы способностей в Психологическом институте.

Проблемы одаренности в психологии способностей, мышления, творчества

Выдающийся психолог и психофизиолог Б.М. Теплов, внесший огромный вклад в изучение индивидуальности, личности и способностей, основал новое научное направление — дифференциальную психофизиологию (Теплов, 1985). На разработанной им теоретической основе, синтезирующей гуманитарное и естественно-научное знание, под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына и Э.А. Голубевой, были проведены масштабные исследования индивидуальных различий по способностям, которые были продолжены их учениками. В русле психологии способностей возникли направления, посвященные изучению специальных (математических, литературных, технических, художественных, музыкальных и других) способностей. Результаты этих исследований, касающиеся в той или иной степени проблемы высоких уровней способностей и одаренности, широко представлены в классических и современных научных публикациях (напр.: Московская психологическая школа..., 2004). Особое место среди них занимают исследования Н.С. Лейтеса и разработанный им возрастной подход к детской одаренности, понимаемой «как особо благоприятные внутренние предпосылки умственного развития, выступающие у ребенка в необычно высокой восприимчивости к учению и в более выраженных творческих проявлениях» (Лейтес, 2004, с. 78).

Целенаправленное изучение проблемы выявления и развития одаренности детей, в том числе в контексте образования, было начато в 1988 г. в лаборатории психологии одаренности ПИ РАО под руководством А.М. Матюшкина. Признанию актуальности этой проблемы послужило решение коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию о необходимости разработки специальной программы выявления, поддержки и обучения одаренных детей, принятое по докладу А.М. Матюшкина о концепции творческой одаренности (Матюшкин, 1989). Эта концепция была разработана на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по психологии способностей и одаренности, а также собственных теоретических и экспериментальных исследований мышления и творчества (Матюшкин, 2003). В своей концепции творческой одаренности А.М. Матюшкин сформулировал основные представления об одаренности, ее структуре и главных компонентах; о роли исследовательской активности в проявлениях и развитии творческой одаренности детей в разном возрасте; о подходах к выявлению и развитию одаренности детей в школьном обучении. Концепция базируется на ин-тегративном подходе к изучению одаренности, согласно которому одаренность и талант понимаются как общие предпосылки развития творческого человека, как творческий потенциал этого развития (Матюшкин, 2003; Щебланова, 2018б).

Концепция А.М. Матюшкина послужила теоретической основой работы лаборатории психологии одаренности ПИ РАО, в которой под его руководством были выполнены широкомасштабные исследования, в том числе в сотрудничестве с ведущими зарубежными специалистами (Белова, 2004; Шумакова, 2004; Щебланова, 2004; 2011; Шумакова, Щебланова, 2012). В исследованиях последних лет продолжаются работы, посвященные теоретико-методологическому анализу новых теорий и моделей одаренности, эмпирических и экспериментальных исследований развития и обучения одаренных детей в России (Петрова, 2019; Пе-

трова, Щебланова, 2019; Шумакова, 2020б; 2021; Щебланова, 2018а) и за рубежом (Шумакова, 2020а; 2021; Щебланова, 2017а; Щебланова, Петрова, 2021). Результаты анализа позволяют заключить, что в представлениях об одаренности первых сотрудников Психологического института можно видеть предпосылки появившихся на рубеже XX и XXI вв. отечественных и зарубежных концепций одаренности как единой и целостной системы личностных качеств, определяющей возможность достижения человеком выдающихся результатов в какой-либо деятельности.

Представление о системности и динамичности одаренности сформулировано коллективом ученых нашей страны в «Рабочей концепции одаренности» (Рабочая концепция..., 2003). В большинстве отечественных исследований одаренность рассматривается как сложная, многоаспектная, многоуровневая и динамичная система, становящаяся и развивающаяся в течение всей жизни человека в тесном взаимодействии с окружением, в том числе в процессе обучения. В зарубежной научной литературе по психологии также доминируют системные и динамические теории одаренности, несмотря на неодинаковое понимание разными авторами ее компонентов, их структуры, взаимосвязей и взаимодействий, влияний окружения (напр.: Dai, 2020; Pfeiffer, 2021; Sternberg, Kaufman, 2018; Subotnik et al., 2021).

Развитие психологии одаренности в современных исследованиях

Расширенное понимание одаренности служит основой новых подходов к выявлению, развитию и обучению одаренных детей, согласно которым главные цели этой работы не могут ограничиваться выявлением и обучением только тех детей, которые уже демонстрируют выдающиеся достижения. Осознана необходимость поиска и создания условий, способствующих раскрытию потенциальных возможностей детей с высоким уровнем способностей и стремлением к творческому поиску. Исследования лаборатории психологии одаренности ПИ РАО направлены на изучение когнитивных и некогнитивных личностных факторов индивидуальной вариативности проявлений и развития общей (умственной) и художественной одаренности в дошкольном и школьном детстве. Эти исследования направлены на понимание природы одаренности и высоких достижений одаренных детей, что весьма актуально для реализации государственной политики в области поддержки одаренной молодежи. В них применяются комплексные методы как количественного, так и развернутого качественного анализа особенностей и проблем развития одаренных детей. В частности, результаты проведенных в лаборатории исследований свидетельствуют о том, что различия между интеллектуально одаренными детьми выражены сильнее, чем в среднем в выборке их сверстников, причем это относится как к сфере способностей, так и к личностной и социальной сферам. Значимость подхода, учитывающего не только общие характеристики, свойственные интеллектуально одаренным учащимся, но и вариативность этих характеристик и траекторий их развития, определяется расширением возможностей дифференциации обучения и сопровождения таких учащихся, их психолого-педагогической поддержки на разных возрастных этапах.

В исследованиях дошкольников 5-6 лет описана сложность взаимосвязей когнитивных компонентов в структуре детской одаренности, а также выявлены различия между кластерами показателей творческого и интеллектуального развития у интеллектуально одаренных детей по сравнению с их менее способными сверстниками (Белова, 2019а). Показано, что вариативность проявлений одарен-

ности обнаруживается уже на этапе дошкольного детства, выделены группы с разными траекториями развития одаренности. При этом более часто наблюдались траектории, характеризующиеся творческими проявлениями в познавательной и/или художественной сфере, степень выраженности которых заметно различалась у разных детей. В цикле исследований проанализировано влияние семейной микросреды и детско-родительских отношений в современной семье на развитие общей одаренности детей дошкольного возраста (Белова, 2018б; 2019б), а также влияние образовательной микросреды на развитие старших дошкольников на этапе подготовки к школе (Шумакова, Белова, 2021). Исследование специфики интеллектуального и личностного развития и проблем, связанных с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками, которые возникают у одаренных детей в младших классах школы, показало, что истоки этих проблем находятся в дошкольном детстве и во многом определяются условиями семейного воспитания и обучения (Шумакова, 2018). На основе полученных результатов сформулированы рекомендации для психологов-консультантов и родителей по социальным и эмоционально-личностным проблемам дошкольников с высокой общей одаренностью (Белова, 2018а).

Одним из наиболее известных признаков одаренности, особенно в когнитивной сфере, считается скорость выполнения интеллектуальных заданий. Взаимосвязи скоростных (скорость переработки информации) и других базовых характеристик когнитивного функционирования («чувство числа», рабочая память, невербальный интеллект) с проявлениями одаренности были обнаружены в младшем школьном возрасте, причем указанные когнитивные характеристики служили предикторами уровня вербальной и образной креативности и объясняли соответственно 22% и 11,6% вариативности этих показателей в 3-х классах (8Ьишакоуа, 2020). В сравнительных исследованиях младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью существенных различий по базовым показателям когнитивного развития и общего интеллекта не было обнаружено, но была выявлена специфика проявлений креативности. Интеллектуально одаренные подростки превосходили художественно одаренных сверстников по показателям дивергентной вербальной креативности, тогда как последние имели значимо более высокие показатели образной креативности и демонстрировали творческий подход к реализации замысла в качественном своеобразии и эмоциональной выразительности рисунков (Доний, Шумакова, 2020).

В исследованиях с участием старшеклассников получены данные о высокой стабильности межиндивидуальных различий по показателям скорости обработки информации при их росте в период с 9-го по 11-й класс в целом по выборке и отдельно по группам с высоким и средним уровнем показателей тестов интеллекта (Щебланова, 2019). В течение всего этого периода интеллектуально одаренные учащиеся сохраняли достоверное превосходство над сверстниками по скоростным показателям. Сохранялась также положительная взаимосвязь скорости переработки информации с показателями интеллектуальных способностей и академических достижений, но была обнаружена отрицательная связь с показателями тестовой тревожности в обеих группах, что говорит о возможности влияния роста тревожности на снижение скорости обработки информации. Это в свою очередь может негативно сказываться на успешности выполнения заданий с ограничениями времени даже при высоком интеллекте.

Изучению особенностей эмоционально-личностного и социального развития одаренных детей также уделяется значительное внимание в работе сотрудников лаборатории. В отечественной и зарубежной научной литературе по этим вопросам представлены мнения как о большей, так и о меньшей уязвимости интеллектуально одаренных детей и подростков по сравнению с другими сверстниками (Белова, 2019а; Шумакова, 2018; 2019; Щебланова, 2017б; Щебланова, Петрова, 2021). Данные проведенных исследований в целом не поддерживают мнение о том, что интеллектуальная одаренность школьников в большей степени связана с проблемами социально-психологической дезадаптации. Однако среди одаренных детей и особенно подростков могут встречаться случаи столкновения с особыми, уникальными проблемами, затрудняющими реализацию их высокого потенциала и/ или вызывающими переживания, не свойственные их обычным сверстникам. Так, например, по самооценкам интеллектуально одаренных учащихся 8-9-х классов была выявлена максимальная выраженность проблем, связанных с многосторонностью их способностей, перфекционизмом и высокими родительскими ожиданиями (Щебланова, 2017б). Причем самооценки этих проблем школьниками значимо коррелировали с их показателями общего интеллекта, успеваемости и успешности социально-психологической адаптации, что подчеркивает необходимость в отказе от стереотипных представлений об одаренных подростках в целом и переходе к широкому применению индивидуального подхода к выявлению личностных и межличностных проблем в каждом случае.

Научные данные о вариативности проявлений одаренности и их связей с особенностями развития одаренных детей указывают на необходимость целенаправленной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми, для внедрения программ их обучения, о чем говорил еще Г.И. Челпанов более ста лет тому назад. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для этой работы обсуждается в качестве одной из актуальных задач государственной политики в области образования во всем мире. Исследования показывают, что на эффективность выявления и поддержки одаренных детей могут негативно влиять непродуктивные имплицитные теории педагогов об одаренности и соответственно неправильная оценка ими одаренных учеников (Шумакова, 2020а). Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований позволил определить дефицитарные компетенции педагогов: понимание феномена одаренности, ее природы, разнообразия проявлений и видов, а также способность к выявлению (идентификации) одаренных детей и их творческого потенциала. В имплицитных теориях учителей об одаренных детях обнаруживается своеобразный симбиоз житейских стереотипов и научных знаний, что объясняет устойчивость этих представлений к изменениям. Разработан и апробирован тренинг развития продуктивных представлений о творческих проявлениях младших школьников и подростков и способности учителя к выявлению творческого потенциала учащихся, показана его эффективность.

Особого внимания требует изучение и разработка программ развития, обучения и психолого-педагогической поддержки, ориентированных на познавательные потребности и способности, эмоционально-личностные и другие особенности интеллектуально одаренных детей и подростков. Центральное место в этих исследованиях занимает программа творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», разработанная Н.Б. Шумаковой и реализуемая под ее руко-

водством (Шумакова, 2004; 2017; 2019; 2020б; Шумакова, Щебланова, 2012). В основе программы лежат принципы развития творческой одаренности детей в обучении, среди которых главными являются принципы системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности.

В ходе реализации программы «Одаренный ребенок» было выполнено большое количество сравнительных исследований, которые продемонстрировали ее соответствие указанным принципам и эффективность в обучении интеллектуально одаренных школьников (Шумакова, 2017; 2019; 2020б). Так, в исследовании познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями показано, что в условиях образовательной среды с высокими уровнями когнитивной сложности, диалогичности и ценности творческой активности ребенка такие дети обнаруживают достоверно более высокие показатели вербальной креативности, а также уровня, глубины и широты познавательной активности, чем их интеллектуально одаренные сверстники, обучающиеся в типовой (традиционной) образовательной среде (Шумакова, 2019). Современные исследования процесса обучения одаренных и талантливых школьников с применением стратегий акселерации (ускорения) и/или обогащения (расширения и усложнения содержания) демонстрируют положительное влияние программ, использующих такие стратегии, на развитие одаренности этих учащихся (Шумакова, 2020б). Эмпирические данные о результатах реализации стратегии обогащения для одаренных детей на начальной ступени школьного образования свидетельствуют в пользу эффективности программы «Одаренный ребенок» (Шумакова, 2017, 2020б; Шумакова, Щебланова, 2012).

Выводы

Представленный в статье анализ дебатов по проблемам одаренности и ее развития в сфере образования на первых всероссийских психологических съездах, состоявшихся более 100 лет тому назад с участием основателя Психологического института Г.И. Челпанова и его сотрудников, демонстрирует актуальность многих высказанных ими аргументов в наше время. Многочисленные данные российских и зарубежных исследований одаренности, полученные с помощью новых методов, доказали справедливость утверждения Г.И. Челпанова о том, что умственная одаренность как сложная и своеобразная высшая способность не может быть непосредственно измерена с помощью тестов. Особое значение для него имело изучение соотношения (взаимосвязей и взаимодействий) между отдельными психическими признаками для определения индивидуальных особенностей, характеризующих одаренных людей. Действительно, дальнейший прогресс в изучении одаренности оказался в значительной степени связан с определением взаимосвязей между характеристиками разных сфер одаренной личности в ходе возрастного развития.

Подход к проблеме способностей и одаренности, предложенный в работах Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.М. Экземплярского и других сотрудников Психологического института, сохранился и получил дальнейшее развитие, несмотря на преследования ученых, препятствия и запреты их произведений по идеологическим причинам. Преемственность этих идей от первых подходов к проблеме способностей и одаренности к периоду начала ее систематической разработки можно видеть в исследованиях Б.М. Теплова и в последующем развитии

основанного им нового широкого научного направления — дифференциальной психологии. Эти идеи оказались востребованными в психологии мышления и творчества, в психологии развития. Однако эта тема слишком обширна для статьи, поэтому мы ограничились лишь некоторыми ее аспектами, связанными с недавними исследованиями сотрудников лаборатории психологии одаренности ПИ РАО.

Наши исследования продолжают развитие концепций творческой одаренности А.М. Матюшкина и возрастной одаренности Н.С. Лейтеса в понимании целостности, системной организации и возрастной динамики детской одаренности. Общая одаренность детей рассматривается как высокий творческий потенциал — единая и целостная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. Основные задачи исследований включают разработку научных оснований, принципов и методов выявления и развития одаренных и талантливых детей на этапах дошкольного и школьного детства, а также создание и внедрение новых технологий развивающего обучения для детей с разными видами и уровнями одаренности, их психолого-педагогической поддержки. В настоящее время исследования выполняются в русле одной из главных тенденций современной психологии в решении проблем развития одаренных детей — стремления построить сбалансированную систему образования, в которой благоприятные условия будут созданы для всех контингентов детей, в том числе и одаренных, в соответствии с их специфическими познавательными потребностями и возможностями. Идеи о необходимости построения именно такой системы образования, способствующей развитию одаренности детей, остаются актуальными в современном, все более быстро меняющемся мире.

Литература

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. М.: МПСИ; Флинта, 2004.

Белова Е.С. Диалогический подход Т.А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности // Вестник ПСТГУ Серия IV: Педагогика. Психология. 2018а. T. 50. С. 87-101. doi: 10.15382/sturIV201850.87-101.

Белова Е.С. Семейная микросреда в восприятии одаренных детей дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018б. Т. 11, № 4. С. 62-74.

Белова Е.С. Вариативность проявлений одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». 2019а. Т. 21, № 12. С. 17-22. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41834135_91426217.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

Белова Е.С. Детско-родительские отношения в семье с одаренным дошкольником // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019б. Т. 12, № 4. С. 79-91.

Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. О психологических системах. М.: Педагогика, 1982а.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1982б.

Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью //

Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 110-123. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/117204/psyedu_2020_n3_Donii_Shumakova.pdf (дата обращения: 02.03.2022).

Лейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности: Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ 2004.

Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Щебланова Е.И. Исследование способностей и одаренности в начале XX века. Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2003.

Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ 2004.

Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 78-87.

Петрова С.О., Щебланова Е.И. Диагностические возможности и ограничения теста «необычное использование» (по данным исследований способностей, одаренности и творческого мышления) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 92-105.

Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. 2-е изд. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1 (дата обращения: 03.05.2022).

Соколов М.В. Вопросы психологической теории на русских съездах педагогической психологии // Вопросы психологии. 1956а. № 2. С. 8-22.

Соколов М.В. Критика метода тестов на русских съездах по экспериментальной педагогике (1910-1916) // Вопросы психологии. 1956б. № 6. С. 16-28.

Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Способности и одаренность. М.: Педагогика, 1985.

Челпанов Г.И. О задачах Московского Психологического Института: Речи и приветствия на торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1914.

Челпанов Г.И. Задачи современной психологии. Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Шумакова Н.Б. Технология творческого междисциплинарного обучения детей и подростков с разными видами и уровнями одаренности. Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017.

Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 1. С. 1-7. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/92730/psyedu_2018_n1_Shumakova.pdf (дата обращения: 03.05.2022).

Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 1. С. 57-69. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/98548/psyedu_2019_n1_Shumakova.pdf (дата обращения: 03.05.2022).

Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2020а. Т. 17, № S2. С. 97-105. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/116140/bppe_2020_n2_ Shumakova.pdf (дата обращения: 03.09.2021).

Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020б. Т. 1, № 1. С. 34-46. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/116905/ssc_2020_n1_Shumakova.pdf (дата обращения: 03.09.2021).

Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. C. 8-16. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/126449/jmfp_2021_n4_Shumakova_2.pdf (дата обращения: 03.03.2022).

Шумакова Н.Б., Белова Е.С. Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23, № 1. С. 4-11. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_44706926_30410897.pdf (дата обращения: 03.03.2022).

Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Выявление и развитие общей одаренности детей в школьном обучении. Век психологии — к 100-летию Психологического института Российской академии образования / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический институт, 2012.

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2011.

Щебланова Е.И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI веке. Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щебланова Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. 2017б. № 3. С. 16-27.

Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018а. Т. 11, № 4. С. 37-53.

Щебланова Е.И. Концепция А.М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018б. Т. 7, № 1 (25). С. 26-29. [Электронный ресурс] // URL: https://akmepsy.sgu.ru/system/files_force/text-pdf/2021/12/1-2018_akmeologiya_a.3.pdf?download=1 (дата обращения: 03.03.2020).

Щебланова Е.И. Связь скорости обработки информации и психологических характеристик школьников разного уровня одаренности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 46-57.

Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 97-106. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/126512/ jmfp_2021_n4_Shcheblanova_Petrova.pdf (дата обращения: 05.03.2022). doi: https://doi. org/10.17759/jmfp.2021100409

Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. Проблема одаренности. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

Dai, D.Y. (2020). Assessing and accessing high human potential: a brief history of giftedness and what it means to school psychologists. Psychology in the Schools, 57 (10), 1514-1527. doi: 10.1002/pits.22346

Pfeiffer, S.I. (2021). Gifted and talent development in Children and Youth. In P. Ward et al. (Eds.), The Oxford Handbook of Expertise (pp. 103-127). Oxford: Oxford University Press. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198795872.013.5

Shumakova, N.B. (2020). Cognitive characteristics, creativity and academic achievements in intellectually gifted primary schoolchildren. In: European proceedings of social and behavioural sciences EPSBS. Psychology of personality: real and virtual context (PSYRGGU 2020), (pp. 736-745). (Retrieved from https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2020.11.02.90) (review date: 01.03.2021).

Sternberg, R.J., Kaufman, S.B. (2018). Theories and conceptions of giftedness. In S.I. Pfeiffer (Eds.), Handbook of Giftedness in Children (pp. 29-47). Cham: Springer. doi: 10.1007/978-3-319-77004-8_3

Subotnik, R. et al. (2021). The talent development Megamodel: a domain-specific conceptual framework based on the psychology of high performance. In R.J. Sternberg, D. Ambroso (Eds.), Conceptions of Giftedness and Talent (pp. 425-442). London: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-030-56869-6_24

References

Belova, E.S. (2004). Giftedness of the kid: to reveal, understand, support: a guide for educators and parents. M.: MPSI: Flinta. (In Russ.).

Belova, E.S. (2018a). The dialogical approach of T.A. Florenskaya and the practice of counseling on children's giftedness. Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya (St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology), 50, 87-101. doi: 10.15382/sturIV201850.87-101 (In Russ.).

Belova, E.S. (2018b). Family microenvironment in the perception of gifted preschool children. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 11 (4), 62-74. (In Russ.).

Belova, E.S. (2019a). Variability of manifestations of giftedness in senior preschool age. Obrazovatel'nyi vestnik "Soznanie" (Bulletin "Consciousness"), 21 (12), 17-22. (Retrieved from http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-12-17-22) (review date: 01.02.2022). (In Russ.).

Belova, E.S. (2019b). Child-parent relationships in a family with a gifted preschooler. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 12 (4), 79-91. (In Russ.).

Blonskii, P.P. (2016). Psychology and pedagogy. Selected works. M.: "Yurait". (In Russ.).

Chelpanov, G.I. (1914). On the tasks of the Moscow Psychological Institute: Speeches and greetings at the grand opening of the Psychological Institute named after L.G. Shchukina at the Imperial Moscow University. M.: Pechatnya A.I. Snegirevoi. (In Russ.).

Chelpanov, G.I. (2012). Tasks of modern psychology. In V.V. Rubtsov (Eds.), Century of psychology. To the 100th anniversary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, 1912-2012: conference proceedings (Moscow, 24.10.2012), (pp. 11-14). (In Russ.).

Dai, D.Y. (2020). Assessing and accessing high human potential: a brief history of giftedness and what it means to school psychologists. Psychology in the Schools, 57 (10), 1514-1527. doi: 10.1002/pits.22346

Donii, E.I., Shumakova, N.B. (2020). Comparative analysis of cognitive characteristics and creativity of younger adolescents with intellectual and artistic giftedness. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya (Psychological-Educational Studies), 12 (3), 110-123. (Retrieved from https://doi. org/10.17759/psyedu.2020120307) (review date: 02.03.2022). (In Russ.).

Ekzemplyarskii, V.M. (2006). The problem of schools for the gifted. The problem of giftedness. In A.M. Matyushkin, A.A. Matyushkina (Eds.), What is giftedness: identification and development of gifted children. Classical texts (pp. 233-317). M.: CheRo; MPSI. (In Russ.).

Leites, N.S. (2004). Age approach to the problem of children's giftedness (1st ed.). In V.V. Rubtsov (Eds.), Moscow School of Psychology: Past and Present (pp. 78-84). M.: PI RAO; MGPPU. (In Russ.).

Leites, N.S., Matyushkin, A.M., Shcheblanova, E.I. (2004). The study of abilities and giftedness at the beginning of the 20th century. In V.V. Rubtsov (Eds.), Moscow School of Psychology: Past and Present (pp. 59-69). M.: PI RAO; MGPPU. (In Russ.).

Matyushkin, A.M. (1989). The concept of creative giftedness. Voprosypsikhologii (Questions of psychology), 6, 29-33. (In Russ.).

Matyushkin, A.M. (2003). Thinking, learning, creativity. M.: MPSI; Voronezh: MODEK. (In Russ.).

Moscow School of Psychology: Past and Present (1st ed.). (2004). In V.V. Rubtsov (Eds.). M.: PI RAO; MGPPU. (In Russ.).

Petrova, S.O. (2019). Methodology and methods for studying giftedness in modern Russian psychological research. Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 4, 78-88. (In Russ.).

Petrova, S.O., Shcheblanova, E.I. (2019). Diagnostic possibilities and limitations of the unusual use test (According to research on ability, giftedness and creative thinking). Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 12 (4), 92-105. (In Russ.).

Pfeiffer, S.I. (2021). Gifted and talent development in Children and Youth. In Ward P. et al. (Eds.), The Oxford Handbook of Expertise (pp. 103-127). Oxford: Oxford University Press. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198795872.013.5

Shcheblanova, E.I. (2004). Psychological diagnostics of schoolchildren's giftedness: problems, methods, results of research and practice. M.: MPSI; Voronezh: MODEK. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I. (2011). Unsuccessful gifted students. M.: BINOM; Laboratoriya znaniy. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I. (2017a). Debatable aspects of the concepts of giftedness in the XXI century. In L.I. Larionova, A.I. Savenkov (Eds.), Psychology of giftedness and creativity (pp. 138-149). M.; SPb.: Nestor-Istoriya. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I. (2017b). Psychological features of school adaptation of intellectually gifted adolescents. Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 3, 16-27. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I. (2018a). Research Methodologies and Methods for Studying Creativity in Russian Psychology. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 11 (4), 37-53. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I. (2018b). The concept of A.M. Matyushkin about creative talent as a prerequisite for the development of a creative personality. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya (Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology), 7 (1), 26-29. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I. (2019). Relationship between the speed of information processing and the psychological characteristics of schoolchildren of different levels of giftedness. Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 6, 46-57. (In Russ.).

Shcheblanova, E.I., Petrova, S.O. (2021). Modern foreign studies of anxiety in intellectually gifted schoolchildren. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya (Journal of modern foreign psychology), 10 (4), 97-106. (Retrieved from https://psyjournals.ru/files/126512/jmfp_2021_n4_Shche-blanova_Petrova.pdf) (review date: 03.03.2022). (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2004). Education and development of gifted children. M.: MPSI; Voronezh: MODEK. (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2017). Technology of creative interdisciplinary education of children and adolescents with different types and levels of giftedness. In L.I. Larionova, A.I. Savenkov (Eds.), Psychology of giftedness and creativity (pp. 253-269). M.; SPb.: Nestor-Istoriya. (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2018). Specificity and problems of development of gifted children at primary school age. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya (Psychological-Educational Studies), 10 (1), 1-7. doi: 10.17759/ psyedu.2018100101 (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2019). Cognitive activity and creativity of junior schoolchildren with high intellectual abilities in different educational environments. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya (Psychological-Educational Studies), 11 (1), 57-69. (Retrieved from https://psyjournals.ru/ files/98548/psyedu_2019_n1_Shumakova.pdf) (review date: 03.05.2022). (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2020). Cognitive characteristics, creativity and academic achievements in intellectually gifted primary schoolchildren. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. EpSBS, Psychology of personality: real and virtual context (PSYRGGU 2020), (pp. 736-745). (Retrieved from https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/ epsbs.2020.11.02.90) (review date: 01.03.2021).

Shumakova, N.B. (2020a). On the issue of professional training of teachers to work with gifted children. Vestnikprakticheskoipsikhologii obrazovaniya (Bulletin of Practical Psychology of Education), 17 (S2), 97-105. (Retrieved from https://psyjournals.ru/files/116140/bppe_2020_n2_Shu-makova.pdf) (review date: 03.05.2022). (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2020b). Education of gifted and talented children in the context of evidence-based practice. Sotsial'nye nauki i detstvo (Social sciences and childhood), 1 (1), 34-46. (Retrieved from https://psyjournals.ru/files/116905/ssc_2020_n1_Shumakova.pdf) (review date: 03.05.2022). (In Russ.).

Shumakova, N.B. (2021). Creativity potential and its measurement in modern foreign studies. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya (Journal of modern foreign psychology), 10 (4), 8-16. (Retrieved from https://psyjournals.ru/files/126449/jmfp_2021_n4_Shumakova_2.pdf) (review date: 03.03.2022). (In Russ.).

Shumakova, N.B., Belova, E.S. (2021). Educational microenvironment as a condition for the development of giftedness in senior preschool age. Obrazovatel'nyi vestnik "Soznanie" (Bulletin "Consciousness"), 23 (1), 4-11. (Retrieved from https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_44706926_30410897.pdf) (review date: 03.03.2022). (In Russ.).

Shumakova, N.B., Shcheblanova, E.I. (2012). Identification and development of the general giftedness of children in school education. In V.V. Rubtsov (Eds.), Century of psychology. To the 100th anniversary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education. 1912-2012: conference proceedings (Moscow, 24.10.2012), (pp. 819-835). (In Russ.).

Sokolov, M.V. (1956а). Issues of psychological theory at Russian congresses of pedagogical psychology. Voprosypsikhologii (Questions of psychology), 2, 8-22. (In Russ.).

Sokolov, M.V. (19566). Criticism of the test method at Russian congresses on experimental pedagogy (1910-1916). Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 6, 16-28. (In Russ.).

Sternberg, R.J., Kaufman, S.B. (2018). Theories and conceptions of giftedness. In Pfeiffer S.I. (Eds.), Handbook of Giftedness in Children (pp. 29-47). Cham: Springer. doi: 10.1007/978-3-319-77004-8_3

Subotnik, R. et al. (2021). The talent development Megamodel: a domain-specific conceptual framework based on the psychology of high performance. In Sternberg R.J., Ambroso D. (Eds.), Conceptions of Giftedness and Talent (pp. 425-442). London: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-030-56869-6_24

Teplov, B.M. (1985). Selected works: Abilities and talents. M.: Pedagogika, 1985. (In Russ.).

Vygotskii, L.S. (1982a). Collected works: On psychological systems (1st ed.). M.: Pedagogika. (In Russ.).

Vygotskii, L.S. (1982b). Collected works: Child psychology (4th ed.). M.: Pedagogika. (In Russ.).

Working Concept of Giftedness (2003). In D.B. Bogoyavlenskaja et al. (Eds.). M.: Ministry of Education of the Russian Federation. (Retrieved from http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-. htm#$p1) (review date: 18.03.2022). (In Russ.).

Статья получена 08.07.2022; принята 12.07.2022; отредактирована 27.07.22

Received 08.07.2022; accepted 12.07.2022; revised 27.07.22

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Щебланова Елена Игоревна — доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии одаренности Психологического института Российской академии образования, elenacheblanova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-5070-2877

ABOUT AUTHOR

Elena I. Shcheblanova — Doctor of Psychology, Head of Laboratory of Psychology of Giftedness, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, elenacheblanova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-5070-2877

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.