УДК 37
Цыкунова Е.С.
студент 5 курса Башкирский государственный университет (СФ) (г. Стерлитамак, Россия)
Абдуллина Л.Б.
кандидат педагогических наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (СФ) (г. Стерлитамак, Россия)
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ УЧЕНИКАМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье рассмотрены понятия «одаренность» и «одаренный ученик», определены условия выявления одаренности младших школьников, проанализирован УМК «Начальная школа ХХI века» с точки зрения реализации в нем работы с математически одаренными младшими школьниками: рассмотрены темы и понятия, представленные в данном учебно-методическом комплексе.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ученик, математика, младшие школьники.
Одаренность - это системное, развивающееся в процессе жизни свойство психики, определяющее способность человека достигать более высоких результатов в одном или нескольких направлениях [1].
В свою очередь одаренным учеником является обучающийся, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (либо имеющий предпосылки для подобных достижений) в какой-либо сфере деятельности.
Работа с одаренными школьниками в рамках начального образования имеет особое значение в связи с сензитивностью данного периода, обуславливающего наиболее благоприятные условия для развития имеющихся интеллектуальных предпосылок. Совершенствование математических способностей учеников, склонных к более высоким достижениям, чем сверстники, в рамках математики, также является важной задачей учителя начальных классов.
Существует несколько методов выявления одаренности учеников:
1) ряд способов наблюдения за обучающимися (на уроке, внеурочных занятиях и т.д.);
анкеты;
экспертное оценивание поведения учеников педагогами, родителями;
4) экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности учеников;
5) организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, творческих конкурсов, и т.п.;
6) проведение исследований с использованием различных методик диагностики одарённости школьников [2].
В рамках УМК «Начальная школа ХХ! века» представлен курс по работе с одаренными учениками по математике. УМК включает такие темы как, например, «Конструируем. Логические задания», «Час занимательной математики», «Сложение и вычитание. Устные приемы вычислений», «Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах. Задания геометрического характера», «Смысл действий умножения и деления. Задачи на развитие логики», «Перестановка чисел при сложении. Решение логических задач», «Вычитание числа. Решение задач», «Игра «Самый умный», «Математический КВН» и др.
[3].
В рамках рассматриваемого УМК присутствуют, в большей степени, задания логического типа, а также творческого. Совершенствование логического
мышления одаренных младших школьников обеспечит скорость и легкость в последующем изучении математики. Это связано с тем, что большинство математических задач построены на основах логики.
В то же время наличие такой темы как «Математический КВН» обуславливает возможность интеллектуального и творческого развития. Такой формат будет способствовать обучению в игровой форме, что обеспечит более легкое усвоение материала, поможет в организации исследовательской деятельности, обусловленную тем, что в процессе подготовки дети вынуждены более глубокого погрузиться в предмет, чтобы подготовить хороший материал.
Содержание данной программы включает изучение понятий «множество предметов», «число и счет», «арифметические действия с числами и их свойства», «величины», «текстовая задача», «геометрические фигуры», «осевая симметрия», «логико-математическая подготовка», «работа с информацией» [3]. В рамках каждого из этих относительно небольших разделов обучающиеся сталкиваются с дополнительными понятиями, необходимыми для полноценного изучения математики на уровне начальной школы.
Соответственно, мы видим, что в рамках УМК «Начальная школа XXI века» представлены материалы, помогающие реализовать грамотное и пошаговое обучение математически одаренных младших школьников.
Аналогичные программы необходимо реализовывать в рамках всех учебно-методических комплексов для начальной школы, поскольку это поможет обеспечить получение высоких результатов способных к этому обучающихся в рамках математики и других научных сфер в последующем. Это, в свою очередь, необходимо не только для самих школьников, учителей и школ, в рамках которых они проходят обучение, но и для государства в целом, поскольку это поможет обеспечить исключительно новый уровень образования, а, впоследствии, и новый уровень развития общества в целом.
Таким образом, реализация программ по работе с математически одаренными младшими школьниками необходима для совершенствования
общих образовательных систем и, как следствие, обеспечения высокого уровня образованности граждан страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агалакова М.Ю. Особенности детской одаренности // Вестник Вятского государственного университета: электронный научный журнал. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-det skoy-odarennosti (дата обращения: 17.10.2022).
2. Крылова А.С. Работа с одаренными детьми // Проблемы педагогики: электронный научный журнал. 2015. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/rabota-s-odarennymi-detmi-1 (дата обращения: 15.10.2022).
3. Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» [Сайт]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po- rabote-s-odarennymi-detmi-p.html (дата обращения: 16.10.2022).
Tsykunova E.S.
Bashkir State University (Sterlitamak, Russia)
Abdullina L.B.
Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia)
WORKING WITH GIFTED STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL WHEN STUDYING MATHEMATICS
Abstract: the article considers the concepts of "giftedness" and "giftedstudent", defines the conditions for identifying the giftedness of younger schoolchildren, analyzes the UMK "Elementary School of the XXI century" from the point of view of implementing work with mathematically gifted younger schoolchildren in it: the topics and concepts presented in this educational and methodological complex are considered.
Keywords: giftedness, gifted student, mathematics, junior schoolchildren.