Научная статья на тему 'Проблемы психологии взросления в системе наук о человеке и обществе'

Проблемы психологии взросления в системе наук о человеке и обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы психологии взросления в системе наук о человеке и обществе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

7—8 октября 2004 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась Международная научная конференция «Акмеология: личностное и профессиональное развитие», в работе которой приняли участие представители многих российских и зарубежных вузов. Инициаторами и организаторами конференции выступили Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Российская академия образования, Международная академия акмеологических наук, Международный акмеологический институт.

В рамках конференции проходило обсуждение актуальных проблем акмеологии как теоретической и прикладной науки. Это обсуждение проводилось в ходе работы следующих секций:

- «Методолого-прикладные основы акмеологических исследований»

- «Акмеологические основы управленческой деятельности»

- «Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности».

- «Развитие ценностной сферы профессионала»

- «Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста»

Тезисы всех участников конференции будут изданы отдельным сборником. На страницах нашего журнала мы предлагаем вашему вниманию сообщения, с которыми выступили на пленарном заседании конференции видные отечественные ученые.

Д.И. Фельдштейн

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И

ОБЩЕСТВЕ

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что в сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире, обществе наиболее значимыми выступают изменения самого человека.

Обусловленные новыми жизненными проблемами, новыми информационными технологиями, новыми системами отношений людей, новым объемом встающих задач, принципиально новой ситуацией функционирования и конкретного человека, и различных малых и больших групп людей, эти изменения имеют сложный характер, многоплановую структуру и содержание.

Они проявляются в разных сферах и на разных уровнях существования человека — физиологическом, психологическом, социальном, историческом, объективно фиксируясь в системе разных научных знаний — философии, психологии (в том числе возрастной, педагогической, социальной, дифференциальной), акмеологии, социологии, культурологии, биологии, возрастной физиологии, педагогике, педиатрии, геронтологии, истории, этнографии, демографии, литературоведении, экономике и других отраслях естественных и общественных наук.

И это вполне понятно, так как современный человек существует в исключительно сложной обстановке, выступая реально носителем как общечеловеческих, так и конкретно-исторических структур, программ, в том числе определяемых разными обществами, субкультурами, локальными группами.

Происходящие сегодня на Земле сложнейшие интеграционные процессы на разных уровнях (политико-экономическом, например. Большая Европа; религиозном, к примеру, мусульманский мир) сочетаются с явлением дисиппации, с дифференциацией, разделением людей по религиозным, этническим, социально-экономическим и другим признакам.

Поэтому объективно осуществляется социализация человека. Она понимается нами широко — не на уровне только присвоения конкретных общественных связей, а как освоение человеком всего мира действительности и вхождения в него. Эта социализация, осуществляясь в процессе функционирования и развития человека в современном обществе происходит одновременно во многих плоскостях и в разных сферах взаимоотношений с другими людьми. При этом человек, с одной стороны, выступает в более плотных, часто усложненных контактах с ближним окружением; с другой — сфера его общения становится значительно шире и представляется во все более разных формах, в частности за счет роста миграционных процессов, развития телекоммуникативных систем, Интернета и прочего.

И здесь особо актуализируется, во-первых, необходимость определения потенциальных возможностей современного человека в решении сложных вопросов построения и сохранения его жизнедеятельности в обстановке глобального кризиса (экологического, социального, экономического, энергетического, демографического).

Во-вторых, усиливается потребность выявления и расширения потенциальных возможностей саморазвития человека в его истинно человеческой сущности в нынешней конкретно-исторической ситуации.

Объем и характер такого рода задач предполагают комплексный подход ученых разных отраслей знания к исследованию всех факторов, определяющих реальные условия развития человека, и более активный, в разных направлениях выполняемый поиск решения проблем его взросления.

Что может человек? Как не только интенсифицировать его деятельность по преобразованию мира природы (в новом ее понимании и согласии с ней) и общественных отношений, но и усилить гуманистическую направленность, человеческую ответственность, углубить его самопознание и самоуправление? И как расширить возможности саморазвития человека?

При всей многомерности и многоаспектности данного комплекса вопросов стержневой выступает проблема определения места человека, его позиции в системе социальных связей, выявление, говоря словами А.Н. Леонтьева, «ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им».

А это обостряет задачу тщательного отбора всего наработанного в науках о человеке в целях поиска действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем, открывая возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии.

Известно, что проблема развития — одна из наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии и социологии, биологии и педагогике. В психологии же проблема развития объективно выступает как кардинальная. И практически все работы современных психологов направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов развития.

В то же время, уважаемые коллеги, необходимо признать, что у нас до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса развития как формы проявления генеральной линии прогресса в становлении человека как личности, в достижении им акме.

Актуальной представляется, в частности, организация в системе наук о человеке интенсивного поиска новых критериев «взросления» человека, определение степени, характера их действия. При этом вычленяется важность изучения нескольких образующих такого

взросления: во-первых, раскрытие органических предпосылок взросления; во-вторых, определение характера и особенностей воздействия социальной среды как условий развития; в-третьих, анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия; Философ Гвардини, автор книги «Возрасты жизни», выделяет уже не пять или шесть, а девять фаз взросления.

Первая — это рождение и детство.

Вторая — связана с кризисом созревания.

Третья — это юность.

Четвертая — состоит в переходе к экспансивному взрослению.

Пятая, которая соответствует тридцатым годам жизни, обозначается им как фаза совершенного человека.

Шестая — это сороковые годы, которые связаны с кризисом узнавания границы.

На седьмой — перед нами отрезвленный человек.

Восьмая — предстоит как кризис освобождения, а на девятой фазе выступает мудрый человек. Уотеринг, следуя древнегреческому делению, выделяет 10 фаз взросления, длящихся по 7 лет каждая:

До 7 лет — это время фантазий, С 7 до 14 лет — время воображения. С 14 до 21 года

- протекает юность. С 21 до 28 лет — идет завоевание жизненного базиса. С 28 до 35 лет — наступает подтверждение и сличение найденных основ жизни,

С 35 до 42-х лет — идет переориентация в профессиональных целях.

С 42 до 49 лет — проходит маниакально-депрессивный период.

С 49 до 56 лет — осуществляется борьба с собственным закатом.

С 56 до 63 лет — это время мудрости.

С 63 до 70 лет — протекает вторая молодость, когда человек может еще раз достичь кульминации своей жизни.

Весьма интересна и периодизация Рудольфа Штайнера, который также исходил из десяти периодов развития по 7 лет каждый:

- три раза по семь лет он отводил на физически-душевное взросление,

- три раза по 7 лет на собственно душевное взросление человека и

- три раза по семь лет на взросление духа.

При этом он полагал, что в 70 лет человек готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Всем вам известны, конечно, периодизации Бориса Герасимовича Ананьева и Д.Б. Брамлея, Джона Биррена и П.П. Блонского, Шарлоты Бюлер и Андри Валона, Льва Семеновича Выготского и А. Гезелла, Р. Заззо и Дж. Коулмена, Курта Левина и Жана Пиаже, Г. Саливена и Э. Шпрангера, Даниила Борисовича Эльконина, Эрика Эриксона, Карла Юнга и другие.

Так, Эриксон, вычленив восемь стадий взросления, исходил из понимания того, что каждая из этих стадий имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества: доверия, автономии, инициативы и других.

Л.И. Анциферова попыталась выделить ряд критериев психологического взросления: интеллектуальный, гражданский, эмоциональный, социальный, определяющие три уровня субъектно-личностного развития.

Первый, когда субъект недостаточно адекватно осознает свои побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию.

Второй, где субъект уже сознательно соотносит цели и мотивы действий, стремится предусмотреть их результаты, способен к адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами.

И, наконец, третий, когда личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей исторической эпохи.

Но при всем обилии разных подходов к этапам, фазам взросления, к сожалению, в науках о человеке до сих пор активно и продуктивно исследуются лишь периоды детства и юности.

Хочу заметить, что данное положение естественно и обусловливается не только наличием и характером социального заказа, но и тем, что именно эти периоды отличаются особым динамизмом, характеризуются ярко выраженными изменениями, психологическими новообразованиями, обеспечивающими взросление растущих людей, их личностное становление.

Взрослый же человек считается уже чем-то ставшим самоответственным, самоуправляющимся и как бы исключается из «движения» в целостном процессе онтогенеза. Он интересует ученых в основном не в процессе онтогенетического развития, а или в ситуации профессиональной деятельности, или в условиях определенных жизненных обстоятельств, например, в «условиях толпы».

В результате, созревая физически и социально, взрослый человек как бы исключается из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, личностных качеств и особенностей.

Между тем, разрыв, разрушение общей дистанции онтогенеза «закрывает» многие чрезвычайно важные проблемы взросления.

Поэтому поиск новых методологических подходов к построению единой линии «взросления», включающей и развитие взрослого, при четком определении поуровне-вых характеристик, представляется в этом плане исключительно важной задачей наук о человеке, поскольку только такой подход обеспечивает наиболее адекватное и четкое видение целостности этого процесса со всеми его особенностями.

Хочу напомнить, что еще в середине прошлого века, критикуя позицию человековед-ческих наук, стремившихся преимущественно прослеживать прошлое людей, Г. Оллпорт показал, что люди «заняты нацеливанием своей жизни на будущее». А поскольку «наличное в личности» составляет, по мысли А.Н. Леонтьева, как прошлое, так и будущее, важно рассматривать динамику возрастного развития человека во всей сложной ее опосредован-ности, не только регистрируя объективные факты и факторы. выявляя закономерности, но и проектировать (забегая вперед) вариативные возможности активного творческого взросления человека.

Для вас, разумеется, не является открытием то, что проблемы комплексного изучения человека, его развития была поставлена еще В.М. Бехтеревым. Мы хорошо помним, как много сделал для ее решения Б.Г. Ананьев, показавший, что и в филогенезе, и в онтогенезе специфическим образом проявляется единство законов природы и общества, организма и личности.

Весьма четко сформулировал суть проблемы взросления Б.Ф. Ломов, поставив главный вопрос: в силу каких законов родившийся беспомощный индивид становится сознательно действующим, общественно активным существом?

Установлено, что это существо проходит в онтогенетическом развитии не одну стадию в своих изменениях, включающих и период «акме». При этом существуют вполне устоявшиеся возрастные границы, разумеется, разные в разных обществах, в разные исторические эпохи.

Но если, повторяю, взросление в первые 23—25 лет человеческой жизни детально изучено, подразделено на фазы, этапы, периоды, где выделены характерные для них закономерности, проблемы и кризисы, то длительный отрезок всей зрелой жизни выступает недифференцированным, по сути, непознанным.

Более того, даже в плане изучения современного Детства, которое, во-первых, значительно растянулось во времени, увеличившись в развитых странах за последние сто — сто пятьдесят лет на одну треть — с 12-ти до 18-летнего рубежа; во-вторых, отличается все более динамичным развитием внутри каждой ступени-стадии, мы не имеем достаточно развернутых сравнительных характеристик — психологических, социологических, педагогических, физиологических, фиксирующих изменения возможностей, способностей, потребностей детей в разных возрастных периодах, определения специфики их взросления — освоения, присвоения, реализации взрослости, выступающей внутренне заложенной

целью Детства.

В значительной степени решение данной проблемы упирается в то, что в нашем взрослом мире реально не выработано отношение к Детству как субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует общественно-дифференцированный подход к характеру, условиям его социального созревания. Это, в частности, проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека не подчеркивается, не фиксируется, атрибутивно не обозначается. Положение с этим ухудшилось даже по сравнению с античностью и средневековьем, где были специальные ритуалы поэтапной фиксации взросления и, наконец, принятия во взрослое общество. Ныне же нет последовательного вхождения растущего человека в общество. Его членом он становится сразу, одномоментно (обычно по окончании средней школы), не пройдя весь необходимый путь поэтапного социального принятия, не подготовленный к освоению психологически важных отношений в обществе.

Как это ни парадоксально, но в психолого-педагогических, историко-социологических и культурологических работах мало внимания уделяется установлению связей, взаимозависимости взросления детей разных возрастов, определению темпа, ритма данного процесса, условий его успешного осуществления. В частности, на каждом этапе возрастного развития ребенок рассматривается, так сказать, «локально» — к младшему школьнику относятся именно как к младшему школьнику, к подростку лишь как к подростку — без понимания и учета в каждом случае перспектив его последующего развития (когда младший школьник

— это будущий подросток, подросток — будущий юноша).

Что же касается взросления взрослого человека, то в этом плане серьезные наработки имеются лишь в акмеологии, и только отчасти, в геронтологии, демографии, этнографии и экономике. Я имею в виду труды А.А. Бодалева, А.А. Деркача, а также ряда других ученых

— психологов, социологов, демографов, физиологов.

Так, в работах А.А. Бодалева вычленяются стадии ранней взрослости — с 18 до 30 лет, средней — с 30 до 45 лет, поздней взрослости — с 45 до 55 лет и предпенсионного периода

— до 60 лет.

Кстати, границу работоспособности, признанную многими странами, провел между 60—65 годами в свое время Отто Бисмарк. Но сегодня, по сравнению с концом XIX века, качественно изменились условия жизни и труда людей. В итоге ныне около 80% пенсионеров продолжают активно работать.

При этом характерно, что, анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взросления, так как по своей сути весь процесс взросления взрослого субъекта — это саморазвитие через осуществление выборов не только кем быть, каким быть, но и выбора собственного облика, способа и смысла жизни, саморегуляции и самосовершенствования сознания.

Причем, как показывают многочисленные данные, если в зрелом возрасте — в период от 30 до 60 лет — человек сумел развить в себе систему многоплановых интересов, то затем и на фазе старости он может «черпать», как справедливо замечал Бернард Ливехуд, все больше «сил для жизни из этого духовного источника». И тогда достаточно безболезненно будут преодолеваться и кризис утраты профессиональной деятельности, и кризис социально-психологической адекватности.

Что касается поздней жизни, то, в соответствии с классификацией Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, она длится с 61 до 74 лет, обозначаясь как пожилой возраст, с 75 до 90 лет протекает ныне старость, а люди старше 90 лет считаются долгожителями.

Но речь здесь идет скорее о биологическом, а не о психологическом возрасте, который представляет собой более сложное понятие, связанное с творческой продуктивностью, с кругом социальных ролей. Не случайно Джон Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к выводу, что биологи более часто определяют старение, чем психологи, а социологи вообще его не дают.

Между тем, старость — не просто итог, но логическое продолжение всей предше-

ствующей жизни, когда человеком эта жизнь проверяется — насколько она была удачной, достойной. Тем более, что по образному выражению К. Юнга, «в полдень нашей жизни мы не можем жить по утренней программе. То, что было истиной утром, вечером может стать ложью».

Уважаемые коллеги!

Исключительно значимым моментом в характеристике взросления взрослого человека выступает выделение этапа расцвета личности — акме. Однако расцвет бывает и в 40, и в 60, и в 80 лет. Более того, таких «взрывов-подъемов» случается порой и несколько. Как в них сочетается внутреннее и внешнее? Какие факторы — психологические, социальные, культурные — их обусловливают?

Ответы на эти вопросы особенно важны в связи с тем, что ныне мы столкнулись с качественно новой ситуацией взросления, когда достижения науки, техники, медицины, информатизации раздвигают рамки человеческой жизни, ломая, в частности, прежние представления о старости.

Здесь все больше дифференцируется два ее аспекта -физический и психологический. И если сложно решать задачи предотвращения физического старения (хотя они по мере возможностей все же решаются), то все очевиднее выступают возможности удлинения человеческой жизни за счет выработки психологической устойчивости против старения самого индивида, его внутреннего саморазвития, во-первых. И, во-вторых, путем гуманного отношения к старости — не снисхождения, а уважения и восхищения пожилыми людьми, сохраняющими энергию жизни, творчески реализующими ее. Причем, работа и чувство полезности выступают, согласно исследованию Сегерберга, главными факторами, которые обеспечивают значительную продолжительность активной жизни.

Кстати, как показал лонгитюд, проведенный в ФРГ X. Томе и У. Лер на людях от 72 до 78 лет, у большинства из них активность отнюдь не уменьшилась, другое дело, что ухудшилось настроение, изменилось отношение к миру и к себе.

Это связано с так называемым шоком отставки (выхода на пенсию), потерей не только социальной и моральной стимуляции, ухудшением материального положения, но и резким изменением психологического времени человека, где серьезно сокращается доля будущего, существенно сказываясь на его когнитивно-эмоциональной сфере.

Отсюда важно укреплять у людей на седьмом, восьмом и девятом десятках лет позитивную установку на будущее, заполнять их жизнь интересными делами, повышать их социальный статус.

Разумеется, у многих людей на заключительных этапах поздней жизни возникают дефекты в интеллектуальной сфере, прежде всего, дефекты памяти и повышенная утомляемость. Однако, как показал широко известный опыт Скиннера, который профессионально наблюдал за собой в очень, очень поздние годы, важно не мириться с возрастными изменениями, а вырабатывать стратегии их компенсации, расширяя круг интересов, поддерживая межличностные связи.

Тем более что, как утверждал еще Цицерон, «старый возраст почитается только при условии, что он защищает себя, поддерживает свои права, не подлизывается ни к кому и до последнего дыхания управляет своей областью».

Поэтому, ставя и решая проблемы взросления, мы, ученые-человековеды, должны сосредоточить внимание на раскрытии особенностей развития не только молодых, но и зрелых, и пожилых, и старых людей, выявляя характер перестройки их потребностей, переоценки ценностей, на их стереотипах, аттитюдах, ожиданиях, специфики их идентификации, социализации, ролевом поведении, проявлении и утверждении акме.

Вместе с тем, кардинальные изменения в процессе взросления современного человека диктуют необходимость не просто аккумуляции и мобилизации всех знаний о нем, но специального осмысления особенностей его функционирования, условий сохранения устойчивости в весьма неустойчивом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.