Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА'

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деформация / деструкция / экстраинтроверсия / нейротизм / акцентуации характера / индекс доброжелательности / симптомы эмоционального выгорания / деперсонализация / редукция профессиональных обязанностей / deformation / destruction / extra-introversion / neuroticism / character accentuations / benevolence index / symptoms of emotional burnout / depersonalization / reduction of professional responsibilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В В. Кустова

В статье рассматриваются особенности психологического здоровья студентов-заочников инженерных специальностей транспортного вуза. Доказывается, что личные деформации (деструкции) ведут к разрушению психологического здоровья личности. Анализируются теоретические исследования синдрома эмоционального выгорания, ведущего к разрушению психологического здоровья личности. Результаты эмпирического исследования выявляют скрытые проблемы психологического здоровья работающих студентов в зависимости от разных специальностей и должностей. Предлагаются различные механизмы выявления личностных деформаций (деструкций), влияющих на психологическое здоровье студентов-заочников. Обнаруживается статистически значимая корреляция между индексом доброжелательности и индексом истощенности, которая может свидетельствовать о проблемах психологического здоровья личности. Как следствие, возникает необходимость в духовно-нравственной составляющей как в учебной, так и в воспитательной работе для поддержания психологического здоровья студентов на должном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS STUDYING IN THE CORRESPONDENCE DEPARTMENT OF A TRANSPORT UNIVERSITY

The article deals with features of psychological health of correspondence students of engineering specialties of transport university. It is proved that personal deformations (destructions) lead to destruction of psychological health of the person. Theoretical studies of emotional burnout syndrome leading to destruction of psychological health of a personality are analyzed. The results of empirical research reveal hidden problems of psychological health of working students, depending on different specialties and positions. Various mechanisms of revealing of personal deformations (destructions) influencing on psychological health of students in absentia are offered. There is a statistically significant correlation between the benevolence index and the exhaustion index, which testifies to the problems of psychological health of a personality. As a result, there is a need for a spiritual and moral component in both academic and educational work to maintain the psychological health of students at an appropriate level.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА»

Проведение экспериментов, направленных на изучение специфики влияния ИОС учебного заведения на динамику формирования профессиональных компетенций, позволяет нам сделать несколько выводов:

Во-первых, ИОС, созданная в учебном заведении, позволяет существенно повысить уровень профессионализма и ответственности студентов за работу, выполняемую в рамках обозначенных задач образовательного процесса. Поступательная динамика обеспечивается и благодаря вариативному использованию адаптированных к условиям ИОС методам взаимодействия со студентами, и обязательному процессу закрепления знаний, умений и навыков в рамках практической работы. Значительное влияние ИОС оказала на такие аспекты профессионализма, как способность последовательно выстраивать самостоятельную познавательную деятельность; развитие навыков профессиональной коммуникации; формирование первичного профессионального опыта и творческого подхода к работе; адаптация к различным типам профессиональной деятельности и многие другие.

Во-вторых, как мы видим из результатов освоения профессиональных навыков, связанных с коллективными практиками и различными моделями взаимодействия, активнее всего профессиональная компетентность данного типа реализуется на основе четкого разделения обязанностей в группе. Положительная динамика, ставшая результатом поступательного развития моделей коммуникации, показанная на примере обозначенных групп студентов, при этом позволяет существенно улучшить показатели работы студентов с низким и средним уров-

Библиографический список

нем успеваемости. Формирование профессиональных компетенций, связанных с коммуникацией и администрированием производственных процессов, осуществляется значительно быстрее в случае со студентами с низким и средним уровнем успеваемости. Это позволяет нам сделать вывод о важности ИОС как источника коммуникативных навыков;

В-третьих, расширение теоретической составляющей профессиональных компетенций возможно исключительно в том случае, если перед студентами будут открыты возможности коммуникации с педагогом и с другими участниками образовательного процесса. Именно в вопросах коммуникации ряд студентов смогли раскрыть свой творческий и профессиональный потенциал. Удобство использования ИОС позволило совместить те условия, которые предлагает открытая информационная база (благодаря огромному объему материала, сопровождающему образовательный процесс, и тем возможностям коммуникации, которые заложены создателями ИОС).

В-четвертых, полученный в процессе проведения эксперимента опыт позволяет нам говорить о том, что дальнейшее развитие всех инструментов ИОС учебного заведения должно соответствовать требованию обеспечения ее единства. Более того, мы можем смело утверждать, что интегрирование в ИОС тренажеров и практических заданий по программам, связанным с информационными технологиями, позволит значительным образом изменить процесс формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

1. Авдосенко Е.В. Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015; № 5 (100): 301 - 305.

2. Авдосенко Е.В., Куйдин А.А. Модель открытого информационно-образовательного пространства образовательной организации. Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. Иркутск, 2015; № 1: 22 - 25.

3. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы соЗдания открытых информационно-образовательных сред. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

4. Иванова С.В. О толковании актуальных понятий «Образовательное пространство» и «образовательная среда». Понятийный аппарат педагогики и образования. 2016; № 3: 65 - 70.

5. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015; № 6 (40): 23 - 28.

6. Сурхаев М.А. Использование средств ИКТ для создания единой информационной образовательной среды. Наука и школа. 200; № 2: 47 - 48.

7. Афонин А.Н. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов колледжа IT-специальностей колледжа. Среднее профессиональное образование. 2018; № 7: 21 - 22.

8. Афонин А.Н. Оценка сформированности информационного пространства студентов колледжа и учащихся в компьютерном классе. Информатизация образова-ния-2016: труды Международной научно-практической конференции, 2016: 161 - 168.

References

1. Avdosenko E.V. Desyat' argumentov za primenenie 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015; № 5 (100): 301 - 305.

2. Avdosenko E.V., Kujdin A.A. Model' otkrytogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva obrazovatel'noj organizacii. 'Elektronnoe obuchenie i distancionnye tehnologii v obrazovanii: opyt iperspektivy razvitiya. Irkutsk, 2015; № 1: 22 - 25.

3. Bashmakov A.I., Staryh V.A. Principy i tehnologicheskie osnovy sozdaniya otkrytyh informacionno-obrazovatel'nyh sred. Moskva: Binom. Laboratoriya znanij, 2010.

4. Ivanova S.V. O tolkovanii aktual'nyh ponyatij «Obrazovatel'noe prostranstvo» i «obrazovatel'naya sreda». Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya. 2016; № 3: 65 - 70.

5. Ivanova S.V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskah otlichij. Cennostiismysly. 2015; № 6 (40): 23 - 28.

6. Surhaev M.A. Ispol'zovanie sredstv IKT dlya sozdaniya edinoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Nauka ishkola. 200; № 2: 47 - 48.

7. Afonin A.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov kolledzha IT-special'nostej kolledzha. Srednee professional'noe obrazovanie. 2018; № 7: 21 - 22.

8. Afonin A.N. Ocenka sformirovannosti informacionnogo prostranstva studentov kolledzha i uchaschihsya v komp'yuternom klasse. Informatizaciya obrazovaniya-2016: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016: 161 - 168.

Статья поступила в редакцию 02.09.20

УДК 378.37.032

Kustova V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Irkutsk State University of Railway Transport (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS STUDYING IN THE CORRESPONDENCE DEPARTMENT OF A TRANSPORT UNIVERSITY. The

article deals with features of psychological health of correspondence students of engineering specialties of transport university. It is proved that personal deformations (destructions) lead to destruction of psychological health of the person. Theoretical studies of emotional burnout syndrome leading to destruction of psychological health of a personality are analyzed. The results of empirical research reveal hidden problems of psychological health of working students, depending on different specialties and positions. Various mechanisms of revealing of personal deformations (destructions) influencing on psychological health of students in absentia are offered. There is a statistically significant correlation between the benevolence index and the exhaustion index, which testifies to the problems of psychological health of a personality. As a result, there is a need for a spiritual and moral component in both academic and educational work to maintain the psychological health of students at an appropriate level.

Key words: deformation, destruction, extra-introversion, neuroticism, character accentuations, benevolence index, symptoms of emotional burnout, depersonalization, reduction of professional responsibilities.

В.В. Кустова, канд. психол. наук, доц., Иркутский государственный университет путей сообщения г. Иркутск, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

В статье рассматриваются особенности психологического здоровья студентов-заочников инженерных специальностей транспортного вуза. Доказывается, что личные деформации (деструкции) ведут к разрушению психологического здоровья личности. Анализируются теоретические исследования синдрома эмоционального выгорания, ведущего к разрушению психологического здоровья личности. Результаты эмпирического исследования выявляют скрытые

проблемы психологического здоровья работающих студентов в зависимости от разных специальностей и должностей. Предлагаются различные механизмы выявления личностных деформаций (деструкций), влияющих на психологическое здоровье студентов-заочников. Обнаруживается статистически значимая корреляция между индексом доброжелательности и индексом истощенности, которая может свидетельствовать о проблемах психологического здоровья личности. Как следствие, возникает необходимость в духовно-нравственной составляющей как в учебной, так и в воспитательной работе для поддержания психологического здоровья студентов на должном уровне.

Ключевые слова: деформация, деструкция, экстра- интроверсия, нейротизм, акцентуации характера, индекс доброжелательности, симптомы эмоционального выгорания, деперсонализация, редукция профессиональных обязанностей.

Психологическое здоровье - основа профессионального здоровья. Актуальность вопроса психологического здоровья работающих студентов-заочников очевидна. Анализу данной проблемы и посвящена настоящая работа.

Термин «психологическое здоровье» требует уточнения. Впервые он был введен И.В. Дубровиной, которая связала психологическое здоровье личности с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье, по ее мнению, характерно только для развитой личности [1]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила психологическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать собственные потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [2].

Из вышесказанного следует: если психологическое здоровье характерно для развитой личности, то незрелая личность может иметь проблемы в психологическом здоровье, обладает определенными деформациями, или, по Э.Ф. Зеер, деструкциями, которые представляют собой «деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности» и связаны с кризисом профессионального развития. Данные деструкции сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности [3]. Проявление профессиональной деформации личности лучше раскрывает синдром эмоционального выгорания.

Рассмотрим подробнее данный феномен. В 1974 этот термин - burn-out (эмоциональное выгорание) - ввел американский психиатр H.J. Frendenberger [4]. После него были многочисленные исследования, посвященные психологическому синдрому (C. Maslach, В.В. Бойко, А.В. Лейнгли, В.Е. Орел и т.д.).

Анализ исследований показал, что синдром эмоционального выгорания -это не только социальная, но и личностная проблема в профессиональной деятельности. Для развития синдрома не так важны объективные условия работы и сама работа, как субъективно-личностное восприятие незрелой личности. К. Маслач, С.Е. Джексон в содержание данного синдрома включили три группы факторов: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию (сокращение) профессиональных достижений [5]. А. Лэнгле выявил проблему в духовно-нравственном развитии личности. Он считал, что эмоциональное выгорание и стресс возникают у человека из-за жизни без «внутреннего согласия» в отношении содержания своей работы [6].

Наше исследование показало, что данный симптомокомплекс проявляется как стресс-реакция на длительные напряженные психоэмоциональные нагрузки и является многомерным динамическим конструктом. Синдром эмоционального выгорания проявляется двумя способами. Психоэмоциональное напряжение вызывает стресс-реакцию (реакции может и не быть, если личность психологически зрелая и развитая). При незрелой личности стресс-реакция начинает бурно развиваться и провоцирует проявление эмоционально-нравственной дезориентации. При первом варианте происходит деперсонализация личности (цинизм), В этом случае истощение наступает достаточно быстро. При втором варианте личность пытается сократить профессиональные обязанности. Происходит редукция. В этом случае истощение сразу не наступает. Но постепенно защитные механизмы перестают работать, и наступает эмоциональное истощение [7 с. 9].

Рассмотрим следующий способ выявления незрелой личности - это индекс доброжелательности (дружелюбия), высчитанный с помощью диагностики межличностных отношений (ДМО Т. Лири) по формуле: ИД = VII - III + 0,7 (VIII + VII - IV + II). В нашем исследовании было доказано, что если ИД (индекс доброжелательности) в высоких положительных значениях, то стресс-реакция не наступает, и эмоционального истощения не происходит. Если ИД в стойких отрицательных значениях, то эмоциональное истощение происходит по одному из вариантов, описанных выше. Мы получили статистически значимые результаты [7 с. 16].

Третий способ выявления эмоционального неблагополучия - это проведение методики на акцентуации характера по К. Леонгарду. Без акцентуаций личность гармоничная, любые акцентуации свидетельствуют о ее проблемах. Акцентуация характера как крайний вариант нормы свидетельствует об эмоционально-личностных проблемах индивида.

Таким образом, зрелая и гармоничная личность обладает психологическим здоровьем, деформации разрушают психологическое здоровье личности, которое является основой стрессоустойчивости, социальной адаптации и успешной ее самореализации.

Цель нашего исследования - изучение психологического здоровья студентов технических специальностей, обучающихся на заочном отделении железнодорожного транспорта.

Исследование проводилось на базе Иркутского университета путей сообщения в группах третьего курса по специальностям эксплуатации железных дорог и системы обеспечения движения поездов. В исследовании принял участие 51

студент третьего курса заочного отделения по специальностям: ЭЖД (эксплуатация железнодорожного транспорта) и СЖД (Строительство железных дорог) в возрасте от 21 до 44 лет).

Для выявления состояния психологического здоровья студентов мы определили комплекс методик: на определение экстра-интроверсии и инейротизма (Г. Айзенк), на акцентуации характера (К. Леонгард), на эмоциональное выгорание (опросник МВ1 К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой), диагностика межличностных отношений (ДМО Т. Лири), на определение истощения жизненных сил и срыва защитных механизмов (А. Аппелс).

Для проведения экспериментального исследования мы разделили испытуемых на три группы:

1 группа - начальники (11 чел.), средний возраст 31 год, стаж - 9 лет;

2 группа - машинисты (11 чел.), средний возраст 32,5 г, стаж - 9,7.

3 группа - специалисты (29 чел.), средний возраст 28,6 лет, стаж - 7,7.

Все три группы оказались с почти одинаковым средним возрастом и стажем

работы.

Анализ результатов всех методик выявил следующие результаты. Все работающие будущие инженеры, в основном, - эмоционально стабильные экстраверты (сангвинический тип темперамента), соответственно по группам: 73%, 64% и 76% (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение (в %) типов темперамента по группам

Группы С/экстраверты Сангвиники С/интроверты Флегматики Н/интроверты Меланхолики Н/экстра- верты Холерики

1 группа 73% 9% - 18%

2 группа 82% - - 18%

3 группа 76% 10,9% 14% -

Эмоционально стабильных интровертов немного: 9% в первой группе и 10,9% в третьей группе. Среди машинистов флегматиков нет. Специфика работы машинистов предполагает высокую переключаемость внимания и направленность психики на внешний мир. Интересен следующий факт: эмоционально нестабильные интроверты (меланхолики) отсутствуют среди работающих управленцев и машинистов. Меланхолики, видимо, могут быть в таких профессиях, как «человек-техника», «человек - цифровая система». Слабая нервная система не позволяет им руководить людьми и переживать стрессовые ситуации. Но нестабильные экстраверты (холерики) по 18% присутствуют среди управленцев и машинистов. Психологам необходимо в профориентационной работе и довузовской подготовке обращать внимание на тип темперамента абитуриентов, поступающих на технические специальности.

Результаты по акцентуациям характера оказались неоднозначными (рис. 1).

5о% Л I ш

40% ш I I 11

30% I 1 ^^И Возбудимость

20% I II I I демонстративность

I I " экзальтированность

10% ^^Н ™ I ™ I " Гтпертимность

^^^ ^^^ ^^^ б/акцент

1 2 3

группа группа группа

■ б/акцент I Гтпертимность I экзальтированность

■ демонстративность ■ Возбудимость

Рис. 1. Акцентуации характера по К. Леонгарду

Более благополучна 3 группа, где 52% не имеют акцентуаций. В первой и во второй группах результаты значительно ниже. Только 36% и 27% соответственно не имеют акцентуаций характера. В основном в данных группах наблюдаются акцентуации по гипертимности (по 45%).

Исследование И.А. Сергеевой по очному отделению выявило более чем у половины обследованных студентов в той или иной степени выраженность акцентуаций характера, где у трети испытуемых повышена личностная тревожность либо склонность к проявлению враждебных и агрессивных реакций, что может свидетельствовать о неблагополучии в личностной сфере [5]. Мы полагали, что на заочном отделении люди более зрелые, в связи с чем акцентуаций будет значительно меньше.

Но наше исследование показало, что в 1 группе, 45% управленцев с гипер-тимностью, 9,5% с экзальтированностью и 9,5% с демонстративностью.

Во второй группе также 45% с гипертимностью, 14% с экзальтированностью и 9,5% с демонстративностью

В третьей группе 28% с гипертимностью, 14% с экзальтированностью и 6% с возбудимостью.

В 1 группе у управленцев только 18% респондентов имеет хорошее психологическое здоровье при низких показателях истощённости (по А. Аппелсу), 18% имеют яркое проявление синдрома эмоционального выгорания: сформированы все составляющие. При этом у них отмечается гипертимность с высоким нейротиз-мом. У остальных 64% при отрицательных показателях истощенности полностью сформирован один из симптомов эмоционально-нравственной дезориентации. Из них 42% - редукция профессиональных обязанностей (попытаются облегчить, уменьшить, сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат), а у 22% проявляется цинизм в отношении с подчиненными.

Во 2 группе у 36% хорошее психологическое здоровье при низких показателях истощённости, у 28% - яркое проявление эмоционального выгорания. У данных респондентов индекс доброжелательности в отрицательном значении. Остальные студенты (36%) имеют по одному сформированному симптому.

Библиографический список

В 3 группе 28% - благополучны (высокий индекс доброжелательности, все симптомы на низком уровне). У 14% - яркое проявление эмоционального выгорания. Почти у половины респондентов (48%) деформация идет за счет попыток сократить профессиональные обязанности и только у 10% наблюдается цинизм.

Корреляция между индексом доброжелательности и индексом истощенности статистически значима ге = -0,784 при р < 0,01. Значит, индекс доброжелательности может стать интегральной характеристикой в оценке профессионального здоровья.

Таким образом, не всегда низкие показатели индекса истощённости являются показателями психологического здоровья. Необходимо увидеть симптомы эмоционально-нравственной дезориентации целого симптомокомплекса или выявить индекс доброжелательности, следить, чтобы акцентуации характера не перешли в патологию.

Наше исследование показало, что проблемы зависят от разных специальностей и должностей.

Управленцам (1 группа) необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения с подчиненными, тогда будет проявляться меньше цинизма, и следить за акцентуациями характера.

Машинисты и помощники машинистов (2 группа) более благополучны, но деформации идут за счет акцентуаций и низких показателях индекса доброжелательности.

Специалисты и рабочие чаще желают сократить профессиональные обязанности, но если они этого и не делают, то психологическое здоровье на должном уровне.

Таким образом, есть объективная необходимость серьезной работы со всеми работающими студентами по формированию у них духовно-нравственных качеств и позитивного отношения к работе и коллегам.

1. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития. Развитие личности. 2015; № 2: 67 - 95.

2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Available at: http://www.who.int/topics/ru

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 1997; № 6: 35 - 44.

4. Freudenberger H J. Staff burnout. Journal of Social Issues. 1974; Vol. 30: 159 - 165.

5. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior. 1981; № 2, 99 - 113.

6. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа. Вопросы психологии. 2008; № 2: 3 - 16.

7. Кустова В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов - социальных педагогов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Иркутск: ГОУ ВПО ИГПУ 2007.

8. Сергеева И.А. Индивидуально-личностные свойства как фактор психического здоровья студентов. Культура наука образование. Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2016; № 3 (40): 166 - 169.

References

1. Dubrovina I.V. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya. Razvitie lichnosti. 2015; № 2: 67 - 95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya (VOZ). Available at: http://www.who.int/topics/ru

3. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti. Psihologicheskijzhurnal. 1997; № 6: 35 - 44.

4. Freudenberger H J. Staff burnout. Journal of Social Issues. 1974; Vol. 30: 159 - 165.

5. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior. 1981; № 2, 99 - 113.

6. L'engle A. 'Emocional'noe vygoranie s pozicij 'ekzistencial'nogo analiza. Voprosy psihologii. 2008; № 2: 3 - 16.

7. Kustova V.V. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya iegoprofilaktika ustudentov -social'nyhpedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Irkutsk: GOU VPO IGPU, 2007.

8. Sergeeva I.A. Individual'no-lichnostnye svojstva kak faktor psihicheskogo zdorov'ya studentov. Kultura nauka obrazovanie. Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj universitet putej soobscheniya, 2016; № 3 (40): 166 - 169.

Статья поступила в редакцию 09.09.20

УДК 37.378.14.014.13

Laiina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory and Practice of Periodicals, Institute of International Law

and Economics n.a. A.S. Griboedov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Malyutina E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management and Economics, State Socio-Human Science University

(Kolomna, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION. The article is dedicated to solving the problem of informatization of higher education. The article emphasizes the need for the widespread introduction of information technology in the educational process when the university implements professional educational programs (in the context of the requirements of GEF 3 ++). The authors focus on determining the list of disciplines of master's curriculum, forming professional competencies necessary for a digital age journalist using a combination of modern methods and software and hardware. By revealing the content of individual academic disciplines, the authors demonstrate the possibility of training undergraduates using multimedia teaching aids: demonstration, modeling, game, controlling, diagnosing. The article notes that their systemic and complementary nature allows to optimize the process of formation of professional competencies of undergraduates in the course of training under the master's program "Digital Journalism".

Key words: informatization of education, digital journalism, professional competencies, GEF 3++, mass media.

Н.А. Ларина, д-р филол. наук доц., проф. кафедры теории и практики периодической печати Института международного права и экономики

имени А.С. Грибоедова, Москва, E-mail: [email protected]

Е.Л. Малютина, канд. пед. наук доц., государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, E-mail: [email protected]

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена решению проблемы информатизации высшего образования. В работе подчеркивается необходимость широкого внедрения информационных технологий в образовательный процесс при реализации вузом профессиональных образовательных программ (в контексте требований ФГОС 3++). Авторы акцентируют внимание на определении перечня дисциплин учебного плана магистратуры, формирующих необходимые журналисту цифровой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.