Исследование И.А. Сергеевой по очному отделению выявило более чем у половины обследованных студентов в той или иной степени выраженность акцентуаций характера, где у трети испытуемых повышена личностная тревожность либо склонность к проявлению враждебных и агрессивных реакций, что может свидетельствовать о неблагополучии в личностной сфере [5]. Мы полагали, что на заочном отделении люди более зрелые, в связи с чем акцентуаций будет значительно меньше.
Но наше исследование показало, что в 1 группе, 45% управленцев с гипер-тимностью, 9,5% с экзальтированностью и 9,5% с демонстративностью.
Во второй группе также 45% с гипертимностью, 14% с экзальтированностью и 9,5% с демонстративностью
В третьей группе 28% с гипертимностью, 14% с экзальтированностью и 6% с возбудимостью.
В 1 группе у управленцев только 18% респондентов имеет хорошее психологическое здоровье при низких показателях истощённости (по А. Аппелсу), 18% имеют яркое проявление синдрома эмоционального выгорания: сформированы все составляющие. При этом у них отмечается гипертимность с высоким нейротиз-мом. У остальных 64% при отрицательных показателях истощенности полностью сформирован один из симптомов эмоционально-нравственной дезориентации. Из них 42% - редукция профессиональных обязанностей (попытаются облегчить, уменьшить, сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат), а у 22% проявляется цинизм в отношении с подчиненными.
Во 2 группе у 36% хорошее психологическое здоровье при низких показателях истощённости, у 28% - яркое проявление эмоционального выгорания. У данных респондентов индекс доброжелательности в отрицательном значении. Остальные студенты (36%) имеют по одному сформированному симптому.
Библиографический список
В 3 группе 28% - благополучны (высокий индекс доброжелательности, все симптомы на низком уровне). У 14% - яркое проявление эмоционального выгорания. Почти у половины респондентов (48%) деформация идет за счет попыток сократить профессиональные обязанности и только у 10% наблюдается цинизм.
Корреляция между индексом доброжелательности и индексом истощенности статистически значима ге = -0,784 при р < 0,01. Значит, индекс доброжелательности может стать интегральной характеристикой в оценке профессионального здоровья.
Таким образом, не всегда низкие показатели индекса истощённости являются показателями психологического здоровья. Необходимо увидеть симптомы эмоционально-нравственной дезориентации целого симптомокомплекса или выявить индекс доброжелательности, следить, чтобы акцентуации характера не перешли в патологию.
Наше исследование показало, что проблемы зависят от разных специальностей и должностей.
Управленцам (1 группа) необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения с подчиненными, тогда будет проявляться меньше цинизма, и следить за акцентуациями характера.
Машинисты и помощники машинистов (2 группа) более благополучны, но деформации идут за счет акцентуаций и низких показателях индекса доброжелательности.
Специалисты и рабочие чаще желают сократить профессиональные обязанности, но если они этого и не делают, то психологическое здоровье на должном уровне.
Таким образом, есть объективная необходимость серьезной работы со всеми работающими студентами по формированию у них духовно-нравственных качеств и позитивного отношения к работе и коллегам.
1. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития. Развитие личности. 2015; № 2: 67 - 95.
2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Available at: http://www.who.int/topics/ru
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 1997; № 6: 35 - 44.
4. Freudenberger H J. Staff burnout. Journal of Social Issues. 1974; Vol. 30: 159 - 165.
5. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior. 1981; № 2, 99 - 113.
6. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа. Вопросы психологии. 2008; № 2: 3 - 16.
7. Кустова В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов - социальных педагогов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Иркутск: ГОУ ВПО ИГПУ 2007.
8. Сергеева И.А. Индивидуально-личностные свойства как фактор психического здоровья студентов. Культура наука образование. Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2016; № 3 (40): 166 - 169.
References
1. Dubrovina I.V. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya. Razvitie lichnosti. 2015; № 2: 67 - 95.
2. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya (VOZ). Available at: http://www.who.int/topics/ru
3. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti. Psihologicheskijzhurnal. 1997; № 6: 35 - 44.
4. Freudenberger H J. Staff burnout. Journal of Social Issues. 1974; Vol. 30: 159 - 165.
5. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior. 1981; № 2, 99 - 113.
6. L'engle A. 'Emocional'noe vygoranie s pozicij 'ekzistencial'nogo analiza. Voprosy psihologii. 2008; № 2: 3 - 16.
7. Kustova V.V. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya iegoprofilakiika ustudentov -social'nyhpedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Irkutsk: GOU VPO IGPU, 2007.
8. Sergeeva I.A. Individual'no-lichnostnye svojstva kak faktor psihicheskogo zdorov'ya studentov. Kul'tura nauka obrazovanie. Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj universitet putej soobscheniya, 2016; № 3 (40): 166 - 169.
Статья поступила в редакцию 09.09.20
УДК 37.378.14.014.13
Larina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory and Practice of Periodicals, Institute of International Law
and Economics n.a. A.S. Griboedov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Malyutina E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management and Economics, State Socio-Human Science University
(Kolomna, Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION. The article is dedicated to solving the problem of informatization of higher education. The article emphasizes the need for the widespread introduction of information technology in the educational process when the university implements professional educational programs (in the context of the requirements of GEF 3 ++). The authors focus on determining the list of disciplines of master's curriculum, forming professional competencies necessary for a digital age journalist using a combination of modern methods and software and hardware. By revealing the content of individual academic disciplines, the authors demonstrate the possibility of training undergraduates using multimedia teaching aids: demonstration, modeling, game, controlling, diagnosing. The article notes that their systemic and complementary nature allows to optimize the process of formation of professional competencies of undergraduates in the course of training under the master's program "Digital Journalism".
Key words: informatization of education, digital journalism, professional competencies, GEF 3++, mass media.
Н.А. Ларина, д-р филол. наук доц., проф. кафедры теории и практики периодической печати Института международного права и экономики
имени А.С. Грибоедова, Москва, E-mail: [email protected]
Е.Л. Малютина, канд. пед. наук доц., государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена решению проблемы информатизации высшего образования. В работе подчеркивается необходимость широкого внедрения информационных технологий в образовательный процесс при реализации вузом профессиональных образовательных программ (в контексте требований ФГОС 3++). Авторы акцентируют внимание на определении перечня дисциплин учебного плана магистратуры, формирующих необходимые журналисту цифровой
эпохи профессиональные компетенции с использованием совокупности современных методов, способов и, главное, программно-технических средств. Раскрывая содержание отдельных учебных дисциплин, авторы демонстрируют возможность обучения магистрантов с применением мультимедийных средств обучения: демонстрационных, моделирующих, игровых, контролирующих, диагностирующих. В статье отмечается, что их системный и взаимодополняющий характер позволяет оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций магистрантов в ходе обучения по образовательной программе магистратуры «Цифровая журналистика».
Ключевые слова: информатизация образования, цифровая журналистика, профессиональные компетенции, ФГОС 3++, СМИ.
Достижение одной из поставленных в национальном проекте РФ «Образование» (паспорт проекта утверждён 24 декабря 2018 года) цели «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [1] возможно, с нашей точки зрения, лишь при решении ключевой (хотя в паспорте проекта она стоит под номером четыре) задачи: «Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1]. Полагаем, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [2], действующий в рамках нацпро-екта «Образование», задал вполне определенные ориентиры всем учреждениям образования, но в первую очередь - высшим учебным заведениям страны, готовящим кадры высшей квалификации.
И.В. Карабельская совершенно справедливо отмечает, что «в современном обществе при постоянно изменяющихся социально-экономических условиях и использовании цифровых технологий изменились требования к высшей школе и выпускникам» [3, с. 128]. Образовательное частное учреждение высшего образования «Институт международного права и экономики» имени А.С. Грибоедова, сохраняя лучшие традиции российской науки, находится в постоянном поиске инновационных методов образовательной практики. Использование широчайших возможностей новых информационных технологий, цифровизация образовательного процесса позволяют институту оставаться в числе лучших негосударственных вузов страны.
В этой связи исключительно точной видится мысль Заславской О.Ю. о том, что «именно информатизация образования является основой реформирования и модернизации системы отечественного образования. Важно понимать, - продолжает автор, - что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества» [4, с. 14].
Так, в полном соответствии с идеями, заложенными в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», и требованиями сегодняшнего дня преподавателями кафедры «Теория и практики периодической печати» ИМПЭ имени А.С. Грибоедова была разработана программа академической магистратуры направления (профиля) «Цифровая журналистика». Основные типы задач профессиональной деятельности программы магистратуры - редакторский, организационно-управленческий, а также авторский, проектно-аналитический и производственно-технологический.
Разработчики программы ориентировались на образовательный стандарт № 529 от 08.06.2017 Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. N 529 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика» [5].
Отметим, что «Блок 1. Дисциплины (модули). Обязательная часть» включает дисциплину «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях». Дисциплина читается на 1 курсе, во 2 семестре. Объем дисциплины - 144 часа, 4 зачетных единиц. Процесс обучения включает 24 аудиторных часа и 84 часа самостоятельной работы магистрантов. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
Дисциплина «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» формирует следующие компетенции: «УК-1 - способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий и ОПК-6 - способность отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии» [5].
Цель дисциплины «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» состоит в освоении магистрантами теоретических и практических основ компьютерных технологий. Освоение возможностей, которые предоставляют журналисту новые компьютерные и информационные технологии, являются необходимым компонентом современного профессионального журналистского образования.
Основная задача дисциплины - заложить магистрантам фундамент знаний, сформировать необходимые умения в области информационных технологий, помочь им овладеть в работе современными компьютерными программами для выполнения профессиональных задач. Также задачами дисциплины являются: получение представления о видах электронных периодических изданий, обучение поиску и верификации информации в Интернете, изучение методов работы с большими объемами данных, обучение обработке текстов и изображений, освоение облачных технологий, освоение техник управления журналистскими и научными проектами.
Дисциплина «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» содержит следующие разделы:
- «Система и структура информационного пространства и современные информационные технологии в творческом процессе. Работа журналиста и вопросы компьютерной безопасности. Технологии поиска научной информации»;
- «Компьютерные технологии в научных исследованиях. Computer-AssistedReporting (CAR). Технологии сбора и анализа информации»;
- «Прикладные компьютерные технологии в практической деятельности журналиста».
Исследователи Л.Б. Белоглазова и О.В. Бондарева в своей известной статье отмечают: «Преимущество технических средств обучения состоит в том, что они представляют возможность использования различных типов информации: звуковой, текстовой, фотографической, также клиповой» [6, с. 37]. Эти преимущества технических средств обучения с исключительной очевидностью демонстрирует преподавание дисциплины «Цифровая культура» (также «Блок 1. Дисциплины (модули). Обязательная часть»).
Дисциплина также читается на 1 курсе, в 3 семестре. Объем дисциплины -108 часов, 3 зачетных единицы. Процесс обучения включает 36 аудиторных часа и 72 часа самостоятельной работы магистрантов. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.
Дисциплина «Цифровая культура» формирует следующие компетенции: «УК-5 -способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия и ОПК-3 - способность анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов и (или) коммуникационных продуктов» [5].
Цель: сформировать совокупность представлений об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; дать систематизированное представление о возможностях использования цифровых технологий в сфере культурного пространства.
Задачи дисциплины:
- дать комплексное представление о языке, символике и образности искусства, о высоких явлениях мировой художественной культуры;
- выработать системный подход к анализу знаковых явлений и процессов мировой художественной культуры;
- содействовать укреплению гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ;
- сформировать навыки осознанного использования цифровых технологий в процессе приобщения к культурным ценностям.
Изучение дисциплины «Цифровая культура» включает следующие темы:
- «Основные понятия художественной культуры. Современные технологии в освоении ценностей духовной и материальной культуры»;
- «История мировой художественной культуры: страны и эпохи»;
- «Культура и искусство России»;
- «Тенденции мирового художественного развития в ХХ веке»;
- «Внедрение цифровых технологий в пространство культуры».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, также содержит ряд дисциплин, готовящих магистрантов к жизни и профессиональной деятельности в эпоху информатизации. Так, дисциплина «Этика деловых отношений в информационном обществе» формирует следующие универсальные и профессиональные компетенции: «УК-6 - способность определять и реализовы-вать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и ПК-4, т.е. способность планировать и координировать деятельность подразделения» [5].
Дисциплина изучается на 1 курсе магистратуры, в 1 семестре. Объем дисциплины 108 часов, 3 зачетных единицы. Процесс обучения включает 32 аудиторных часа и 40 часов самостоятельной работы. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся знаний, умений и практических навыков в области профессиональной этики журналиста.
Основные задачи дисциплины:
- освоение истории становления и путей развития профессиональной журналистской этики;
- осмысление роли и значения профессиональной журналистской этики в системе профессиональной деятельности журналиста;
- приобретение практических навыков этического анализа профессионального поведения.
Освоение дисциплины предполагает изучение следующих тем:
- «Природа и сущность этики деловых отношений. Этика информационного общества»;
- «Этика деятельности организации»;
- «Этика деятельности руководителя»;
- «Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе»;
- «Этика разрешения конфликтных ситуаций: проблемы управления»;
- «Этические нормы дистанционного общения».
Также на 1 курсе, но уже во 2 семестре магистранты изучают дисциплину «Цифровая лингвистика: русский язык в медиаобщении». Объем дисциплины -108 часа, 3 зачетных единицы. Процесс освоения магистрантами дисциплины включает 16 аудиторных часов и 92 часа самостоятельной работы. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. В ходе овладения дисциплиной у магистрантов формируются универсальные и профессиональные компетенции: «УК-4, т.е. способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия и ПК-1 - способность осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа» [5].
Преподавание дисциплины «Цифровая лингвистика: русский язык в меди-аобщении» имеет целью дать системное представление об использовании грамотного и правильного построения предложений, о согласовании слов и выборе стилистических вариантов в деятельности журналиста в современных реалиях конвергентной редакции и цифрового медиапространства.
В ходе освоения курса происходит развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетентности магистрантов, обучающихся на факультете журналистики, а именно - овладение лингвистическими знаниями, развитие лингвистической догадки, расширение и углубление знаний в области русской грамматики, повышение общей культуры речи, обогащение словарного и фразеологического запаса и способности к научному анализу современной формы русского языка, используемой в цифровой реальности.
Задачами дисциплины являются:
- свободное владение нормами родного языка;
- овладение основами лингвистического анализа слова и текста в цифровом медиапространстве;
- приобретение навыков самостоятельного инициативного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности журналиста.
- умение применять полученные навыки в написании и редактировании текста;
- способность самостоятельно писать и редактировать тексты в двух вариантах: для традиционных СМИ и для цифровой реальности (сайт СМИ, блоги, социальные сети и пр.).
Изучение дисциплины включает освоение магистрантами следующих тем:
- «Стадии развития языка. Цифровая реальность как принципиально новый вид словесности»;
- «Новый потребитель - новая стилистика. Изменения в стиле современного русского языка»;
- «Устная, письменная и устно-письменная речь: реалии нового цифрового мира».
Библиографический список
Освоение иностранного языка традиционно сопряжено с определенными объективными трудностями. Современная цифровая эпоха предъявляет особые требования к уровню владения иностранным языком. Магистранты факультета журналистики изучают иностранный язык на первом и втором курсах. Объем дисциплины «Иностранный язык делового общения и коммуникаций в цифровой журналистике» - 504 часа, 14 зачетных единиц. Процесс освоения дисциплиной предполагает 132 аудиторных часа и 336 часов самостоятельной работы. Контроль знаний магистрантов осуществляется в 3 семестре в ходе зачета с оценкой и в 4 семестре в ходе сдачи магистрантами экзамена.
Освоение дисциплины позволяет сформировать соответствующие универсальные и профессиональные компетенции: УК-4; ПК-1, которые мы рассмотрели выше.
Целью освоения дисциплины «Иностранный язык делового общения и коммуникаций в цифровой журналистике» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение магистрантами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной и бытовой деятельности.
Задачи дисциплины:
- обучение практическому владению разговорно-бытовой речью для активного применения иностранного языка как в деловом, так и межличностном общении;
- приобретение навыков самостоятельной работы со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации.
Таким образом, институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, стремясь соответствовать требованиям сегодняшнего дня, активно применяет современные программные средства, развивая в своих магистрантах актуальные и востребованные компетенции.
Однако, говоря об успешном применении новых цифровых средств обучения, нельзя не упомянуть и о существующих проблемах. Так, в частности, В.И. Жукова в ходе изучения и анализа опыта различных образовательных учреждений приходит к неоднозначному выводу: «педагогические программные средства позволяют использовать новые подходы в обучении, однако они не всегда отвечают современным требованиям» [7]. Действительно, требования к выпускнику вуза, и, соответственно, к получаемому им в вузе образованию стремительно меняются. Это соображение продолжают и развивают А.С. Петрова, Ю.В. Афанасьева и Н.Н. Левкина: «Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, данный процесс сопряжен с целым рядом проблем, в решении которых необходимо активное участие государства и всех участников образовательного процесса» [8, с. 41]. Нельзя не согласиться с уважаемыми исследователями: сегодня учреждениям образования, как никогда, необходима консолидация и широкая поддержка государства.
1. Паспорт национального проекта «Образование». Available at: http:// https://edu.gov.ru/national-project/
2. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Available at: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf
3. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. Педагогические науки. 2017; № 1 (19): 127 - 131.
4. Заславская О.Ю. Развитие системы информатизации управления образовательным процессом. Инновационные проекты и программы в образовании. 2013; № 6: 6: 13 - 17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-informatizatsii-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г N 529». Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: /http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/420402_M_3_03072017.pdf
6. Белоглазова Л.Б., Бондарева О.В. Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2015; № 1: 35 - 41.
7. Жукова В.И. Педагогические программные средства: разработка и обоснование. Международный студенческий научный вестник. 2018; № 6. Available at: http://www. eduherald.ru/ru/article/view?id=19228
8. Петрова А.С., Афанасьева Ю.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы. Педагогика. 2017; № 11 (21): 39 - 41. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy-4/viewer
References
1. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/
2. Pasport federal'nogo proekta "Cifrovaya obrazovatel'naya sreda". Available at: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf
3. Karabel'skaya I.V. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'ekonomika. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 1 (19): 127 - 131.
4. Zaslavskaya O.Yu. Razvitie sistemy informatizacii upravleniya obrazovatel'nym processom. Innovacionnye proekiy i programmy v obrazovanii. 2013; № 6: 6: 13 - 17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-informatizatsii-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standaria vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 42.04.02 Zhurnalistika. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 8 iyunya 2017 g. N 529". Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: /http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/420402_M_3_03072017.pdf
6. Beloglazova L.B., Bondareva O.V. 'Elektronnye sredstva obucheniya kak osnova obrazovatel'nogo processa v sovremennoj vysshej shkole. VestnikRUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2015; № 1: 35 - 41.
7. Zhukova V.I. Pedagogicheskie programmnye sredstva: razrabotka i obosnovanie. Mezhdunarodnyjstudencheskijnauchnyjvestnik. 2018; № 6. Available at: http://www.eduherald. ru/ru/article/view?id=19228
8. Petrova A.S., Afanas'eva Yu.V., Levkina N.N. Informatizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Pedagogika. 2017; № 11 (21): 39 - 41. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy-4/viewer
Статья поступила в редакцию 09.09.20