Научная статья на тему 'Проблемы противодействия терроризму и обеспечения международной безопасности в постсоветской Центральной Азии'

Проблемы противодействия терроризму и обеспечения международной безопасности в постсоветской Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Любачев Александр Викторович

This article concerns the cooperation between Russia, post Soviet states of Central Asia and People's Republic of China in preventing international terrorism in the region. Special attention is focused on the creation and activity of Shanghai Cooperation Organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Preventing Terrorism and Guaranteeing International Security in Post Soviet Central Asia

This article concerns the cooperation between Russia, post Soviet states of Central Asia and People's Republic of China in preventing international terrorism in the region. Special attention is focused on the creation and activity of Shanghai Cooperation Organization.

Текст научной работы на тему «Проблемы противодействия терроризму и обеспечения международной безопасности в постсоветской Центральной Азии»

А. В. Любачев

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

При выработке внешнеполитического курса Российской Федерации в отношении государств Центральной Азии необходимо учитывать те опасности, с которыми уже сталкивались и будут сталкиваться эти государства и сама Россия в данном регионе и в непосредственной близости от него. Одной из этих опасностей является угроза терроризма. Такие центральноазиатские страны, как Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, уже столкнулись с ней непосредственно. Это обеспечивает для них и для России солидный потенциал взаимодействия. Международный терроризм в современных условиях тесно связан с исламским фундаментализмом и радикализмом, что для Центральной Азии, где традиционно распространен ислам, весьма важно (см.: Федоров, 2003).

В первые годы независимости, при проведении десоветизации власти централь-ноазиатских республик делали ставку на традиционные ценности, среди которых исламские занимали центральное место. Усиление исламского фактора в общественно-политической жизни центральноазиатских стран способствовало активизации исламского фундаментализма, повлекло за собой появление исламских экстремистских организаций и движений (см.: Ислам на постсоветском пространстве, 2001; Малышева, 2000).

Поскольку исламисты ставят под сомнение светский характер существующих в Центральной Азии политических режимов, местные власти, имеющие преимущественно партноменклатурное происхождение, начали вести с ними борьбу. Но полностью справиться с возникшей угрозой они, тем более в одиночку, не способны. Дело в том, что во многих центральноазиатских государствах продолжается экономический кризис, жизненный уровень населения катастрофически снизился и улучшения ситуации в ближайшем будущем не ожидается. В этих условиях растет недовольство народных масс, снижается уровень легитимности существующей власти, усиливаются радикальные и экстремистские настроения, возрастает активность террористических группировок.

Проблемы борьбы с терроризмом занимают важное место в сотрудничестве России и центральноазиатских государств по вопросам безопасности в рамках СНГ и его отдельных органов. Это касается прежде всего Договора о коллективной безопасности (ДКБ), в котором участвует как наша страна, так и большинство постсоветских республик Центральной Азии.

Особенно активизировалась деятельность Договора о коллективной безопасности осенью 2001 г., когда Россия и другие постсоветские государства активно включились в борьбу с международным терроризмом. Страны Содружества провели интенсивные

© А. В. Любачев, 2006

двусторонние и многосторонние консультации и договорились о дополнительных совместных шагах по активизации борьбы с терроризмом. Был обсужден вопрос об увеличении численного состава Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. На внеочередном заседании Комитета секретарей Советов безопасности государств — участников ДКБ 9 октября 2001 г. присутствовали также секретари Совета безопасности Грузии, Молдавии, Украины и Узбекистана, а также руководства Антитеррористического центра СНГ. Страны Содружества готовы к созданию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам. Они готовы к открытому международному антитеррористическому сотрудничеству при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций.

Договор о коллективной безопасности, при всех своих недостатках, доказал свою полезность и жизнеспособность в предшествующие годы. В мае 2002 г. было заявлено о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию, призванную обеспечивать военную безопасность входящих в нее государств. Важно отметить, что осенью 2005 г. Узбекистан вновь вернулся в состав участников Организации Договора коллективной безопасности, тем самым ее роль в Центрально-Азиатском регионе еще более возросла. Еще одной структурой, призванной бороться с угрозой терроризма в постсоветской Центральной Азии, стала Шанхайская организация сотрудничества. Созданию этой организации предшествовало сотрудничество России, бывших советских республик Средней Азии и КНР по вопросам обеспечения взаимной безопасности в приграничных районах. Постепенно это сотрудничество стало распространяться на другие сферы взаимодействий и потребовало более серьезных институциональных основ.

Следует обратить внимание на мотивы, по которым Китай участвовал в создании и в дальнейшей деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Центральная Азия — регион очень важный с точки зрения интересов безопасности КНР. Современный Китай успешно развивается и в целом демонстрирует политическую стабильность. Но это не означает, что здесь нет очагов потенциальных конфликтов и, следовательно, нет опасности экономической и политической дестабилизации. В населении КНР преобладает коренной этнос — ханьцы, но рядом с ним проживают десятки миллионов представителей национальных меньшинств. Северо-Западный регион Китая представлен Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР), непосредственно примыкающим к постсоветской Центральной Азии. Население последней в этническом отношении родственно коренному населению Синьцзяна. И там, и там проживают казахи, киргизы, узбеки, таджики. Правда, основную этническую группу СУАР, как явствует из его названия, составляют уйгуры. Но уйгуры также живут и в бывших среднеазиатских советских республиках, так же, как население этих республик, уйгуры исповедуют ислам, так же, как узбеки, казахи и киргизы, говорят на языке тюркской языковой группы.

С давних пор китайские власти опасались, и не без оснований, национал-сепаратистских устремлений коренного населения СУАР. Особенно эти опасения возросли после развала СССР, когда бывшие советские республики Средней Азии стали

независимыми государствами. В начале 1990-х годов на территории этих государств действовали уйгурские организации, характеризовавшиеся китайскими властями как сепаратистские. КНР в своих отношениях со странами постсоветской Центральной Азии стремилась устранить опасность, которую данные организации могли для нее представлять. Определенных успехов в этом направлении Китай достиг, но в целом проблема уйгурского сепаратизма сохранилась.

В 1990-е годы уйгурское движение, действующее подпольно как в КНР, так и за ее пределами, стало проявлять склонность к использованию террористических методов. При этом сам уйгурский сепаратизм имеет не только этническую, но и религиозную, исламскую окраску. Имеются данные о связях уйгурских националистов с исламскими радикалами других стран. Граждане КНР уйгурской национальности задерживались в ходе антитеррористических операций в Чеченской республике как участники бандформирований. На территории СУАР и в других районах КНР совершались террористические акты, ответственность за которые брали на себя уйгурские исламские группировки, имевшие связи со своими единомышленниками за рубежом. Поскольку двухсторонний формат международного сотрудничества в борьбе с терроризмом представлялся руководству Китая недостаточным, оно увидело в создании ШОС дополнительные возможности такого сотрудничества уже на многосторонней основе.

14-15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. На встрече было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — нового регионального объединения. В принятой Декларации нашли отражение принципиальные ориентиры построения ШОС как организации многопрофильного сотрудничества государств-членов в различных областях. В Декларации также была закреплена договоренность подготовить к следующему саммиту ШОС Хартию (устав) Организации (см.: Логвинов, 2002).

7 июня 2002 г. встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества состоялась в Санкт-Петербурге. Там же были подписаны Хартия ШОС — базовый уставный документ учрежденной организации, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) и Декларация глав государств-членов ШОС. С подписанием Хартии ШОС получила договорно-правовой фундамент.

Хартия определяет структуру органов ШОС. Высший орган — Совет глав государств (СГГ). Учрежден также Совет глав правительств (СГП), который будет курировать вопросы, относящиеся к конкретным, прежде всего, экономическим аспектам взаимодействия в рамках Организации. Текущими делами ШОС занимается Совет министров иностранных дел, одновременно отвечающий и за координацию внешнеполитической деятельности стран-членов. Ответственность за координацию повседневной работы возложена на Совет национальных координаторов (СНК), который уже продемонстрировал эффективность своей работы в период подготовки проекта Хартии ШОС. В ШОС формируются два постоянно действующих органа — Региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Бишкеке и Секретариат, располагающийся в Пекине.

Наиболее полным образом цели, задачи и принципы Шанхайской организации сотрудничества отражены в политической Декларации санкт-петербургского саммита ШОС. В ней констатируется, что Организация создана с целью укрепления между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, упрочения взаимодействия в деле поддержания мира, укрепления безопасности и стабильности в регионе, совместного противодействия новым вызовам и угрозам, поощрения эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, содействия экономическому росту, социальному и культурному развитию государств-членов Организации.

Декларация определяет, что ШОС базируется на принципах взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, равноправия всех государств-участников. Далее отмечается, что Организация не является блоком или замкнутым альянсом, не направлена против отдельных стран или групп государств, открыта для широкого сотрудничества с другими государствами и международными объединениями в соответствии с целями и принципами Устава ООН и нормами международного права.

Специальное Соглашение по Региональной антитеррористической структуре (РАТС), которое также было подписано в Санкт-Петербурге, стало конкретным вкладом в государств-членов ШОС в создание глобальной системы по обузданию сил терроризма. Антитеррористическое направление в деятельности ШОС стало одним из приоритетных, особенно после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Однако государства-члены ШОС задолго до этого столкнулись с угрозой со стороны террористических сил, нашедших прибежище в Афганистане. Они давно понимали масштабы нависшей над миром угрозы и призывали мировое сообщество адекватно их оценивать.

Эти страны всегда стремились принимать соответствующие контрмеры как на национальном уровне, так и на двустороннем, теперь же, в рамках ШОС, меры борьбы с терроризмом должны стать еще более эффективными. В последние годы в рамках ШОС стали предприниматься активные усилия по координации деятельности правоохранительных органов, а также вооруженных сил государств-участников в противодействии террористическим угрозам. В 2005 г. состоялись первые российско-китайские военные учения, на 2006 г. намечены масштабные учения на территории России с привлечением войск других государств-членов ШОС. Проблемы борьбы с терроризмом нашли отражение и в работе юбилейного саммита организации, проходившего в июне 2006 г. в Шанхае.

Литература

Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко, М. Б. Олкотт. М., 2001.

Логвинов Г. Шанхайская организация сотрудничества — качественный шаг вперед // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.

Малышева Д. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9.

Федоров Ю. Глобальная паутина террора // Международная жизнь. 2003. № 5.

336

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.