А. В. Любачев
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
При выработке внешнеполитического курса Российской Федерации в отношении государств Центральной Азии необходимо учитывать те опасности, с которыми уже сталкивались и будут сталкиваться эти государства и сама Россия в данном регионе и в непосредственной близости от него. Одной из этих опасностей является угроза терроризма. Такие центральноазиатские страны, как Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, уже столкнулись с ней непосредственно. Это обеспечивает для них и для России солидный потенциал взаимодействия. Международный терроризм в современных условиях тесно связан с исламским фундаментализмом и радикализмом, что для Центральной Азии, где традиционно распространен ислам, весьма важно (см.: Федоров, 2003).
В первые годы независимости, при проведении десоветизации власти централь-ноазиатских республик делали ставку на традиционные ценности, среди которых исламские занимали центральное место. Усиление исламского фактора в общественно-политической жизни центральноазиатских стран способствовало активизации исламского фундаментализма, повлекло за собой появление исламских экстремистских организаций и движений (см.: Ислам на постсоветском пространстве, 2001; Малышева, 2000).
Поскольку исламисты ставят под сомнение светский характер существующих в Центральной Азии политических режимов, местные власти, имеющие преимущественно партноменклатурное происхождение, начали вести с ними борьбу. Но полностью справиться с возникшей угрозой они, тем более в одиночку, не способны. Дело в том, что во многих центральноазиатских государствах продолжается экономический кризис, жизненный уровень населения катастрофически снизился и улучшения ситуации в ближайшем будущем не ожидается. В этих условиях растет недовольство народных масс, снижается уровень легитимности существующей власти, усиливаются радикальные и экстремистские настроения, возрастает активность террористических группировок.
Проблемы борьбы с терроризмом занимают важное место в сотрудничестве России и центральноазиатских государств по вопросам безопасности в рамках СНГ и его отдельных органов. Это касается прежде всего Договора о коллективной безопасности (ДКБ), в котором участвует как наша страна, так и большинство постсоветских республик Центральной Азии.
Особенно активизировалась деятельность Договора о коллективной безопасности осенью 2001 г., когда Россия и другие постсоветские государства активно включились в борьбу с международным терроризмом. Страны Содружества провели интенсивные
© А. В. Любачев, 2006
двусторонние и многосторонние консультации и договорились о дополнительных совместных шагах по активизации борьбы с терроризмом. Был обсужден вопрос об увеличении численного состава Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. На внеочередном заседании Комитета секретарей Советов безопасности государств — участников ДКБ 9 октября 2001 г. присутствовали также секретари Совета безопасности Грузии, Молдавии, Украины и Узбекистана, а также руководства Антитеррористического центра СНГ. Страны Содружества готовы к созданию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам. Они готовы к открытому международному антитеррористическому сотрудничеству при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций.
Договор о коллективной безопасности, при всех своих недостатках, доказал свою полезность и жизнеспособность в предшествующие годы. В мае 2002 г. было заявлено о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию, призванную обеспечивать военную безопасность входящих в нее государств. Важно отметить, что осенью 2005 г. Узбекистан вновь вернулся в состав участников Организации Договора коллективной безопасности, тем самым ее роль в Центрально-Азиатском регионе еще более возросла. Еще одной структурой, призванной бороться с угрозой терроризма в постсоветской Центральной Азии, стала Шанхайская организация сотрудничества. Созданию этой организации предшествовало сотрудничество России, бывших советских республик Средней Азии и КНР по вопросам обеспечения взаимной безопасности в приграничных районах. Постепенно это сотрудничество стало распространяться на другие сферы взаимодействий и потребовало более серьезных институциональных основ.
Следует обратить внимание на мотивы, по которым Китай участвовал в создании и в дальнейшей деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Центральная Азия — регион очень важный с точки зрения интересов безопасности КНР. Современный Китай успешно развивается и в целом демонстрирует политическую стабильность. Но это не означает, что здесь нет очагов потенциальных конфликтов и, следовательно, нет опасности экономической и политической дестабилизации. В населении КНР преобладает коренной этнос — ханьцы, но рядом с ним проживают десятки миллионов представителей национальных меньшинств. Северо-Западный регион Китая представлен Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР), непосредственно примыкающим к постсоветской Центральной Азии. Население последней в этническом отношении родственно коренному населению Синьцзяна. И там, и там проживают казахи, киргизы, узбеки, таджики. Правда, основную этническую группу СУАР, как явствует из его названия, составляют уйгуры. Но уйгуры также живут и в бывших среднеазиатских советских республиках, так же, как население этих республик, уйгуры исповедуют ислам, так же, как узбеки, казахи и киргизы, говорят на языке тюркской языковой группы.
С давних пор китайские власти опасались, и не без оснований, национал-сепаратистских устремлений коренного населения СУАР. Особенно эти опасения возросли после развала СССР, когда бывшие советские республики Средней Азии стали
независимыми государствами. В начале 1990-х годов на территории этих государств действовали уйгурские организации, характеризовавшиеся китайскими властями как сепаратистские. КНР в своих отношениях со странами постсоветской Центральной Азии стремилась устранить опасность, которую данные организации могли для нее представлять. Определенных успехов в этом направлении Китай достиг, но в целом проблема уйгурского сепаратизма сохранилась.
В 1990-е годы уйгурское движение, действующее подпольно как в КНР, так и за ее пределами, стало проявлять склонность к использованию террористических методов. При этом сам уйгурский сепаратизм имеет не только этническую, но и религиозную, исламскую окраску. Имеются данные о связях уйгурских националистов с исламскими радикалами других стран. Граждане КНР уйгурской национальности задерживались в ходе антитеррористических операций в Чеченской республике как участники бандформирований. На территории СУАР и в других районах КНР совершались террористические акты, ответственность за которые брали на себя уйгурские исламские группировки, имевшие связи со своими единомышленниками за рубежом. Поскольку двухсторонний формат международного сотрудничества в борьбе с терроризмом представлялся руководству Китая недостаточным, оно увидело в создании ШОС дополнительные возможности такого сотрудничества уже на многосторонней основе.
14-15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. На встрече было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — нового регионального объединения. В принятой Декларации нашли отражение принципиальные ориентиры построения ШОС как организации многопрофильного сотрудничества государств-членов в различных областях. В Декларации также была закреплена договоренность подготовить к следующему саммиту ШОС Хартию (устав) Организации (см.: Логвинов, 2002).
7 июня 2002 г. встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества состоялась в Санкт-Петербурге. Там же были подписаны Хартия ШОС — базовый уставный документ учрежденной организации, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) и Декларация глав государств-членов ШОС. С подписанием Хартии ШОС получила договорно-правовой фундамент.
Хартия определяет структуру органов ШОС. Высший орган — Совет глав государств (СГГ). Учрежден также Совет глав правительств (СГП), который будет курировать вопросы, относящиеся к конкретным, прежде всего, экономическим аспектам взаимодействия в рамках Организации. Текущими делами ШОС занимается Совет министров иностранных дел, одновременно отвечающий и за координацию внешнеполитической деятельности стран-членов. Ответственность за координацию повседневной работы возложена на Совет национальных координаторов (СНК), который уже продемонстрировал эффективность своей работы в период подготовки проекта Хартии ШОС. В ШОС формируются два постоянно действующих органа — Региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Бишкеке и Секретариат, располагающийся в Пекине.
Наиболее полным образом цели, задачи и принципы Шанхайской организации сотрудничества отражены в политической Декларации санкт-петербургского саммита ШОС. В ней констатируется, что Организация создана с целью укрепления между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, упрочения взаимодействия в деле поддержания мира, укрепления безопасности и стабильности в регионе, совместного противодействия новым вызовам и угрозам, поощрения эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, содействия экономическому росту, социальному и культурному развитию государств-членов Организации.
Декларация определяет, что ШОС базируется на принципах взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, равноправия всех государств-участников. Далее отмечается, что Организация не является блоком или замкнутым альянсом, не направлена против отдельных стран или групп государств, открыта для широкого сотрудничества с другими государствами и международными объединениями в соответствии с целями и принципами Устава ООН и нормами международного права.
Специальное Соглашение по Региональной антитеррористической структуре (РАТС), которое также было подписано в Санкт-Петербурге, стало конкретным вкладом в государств-членов ШОС в создание глобальной системы по обузданию сил терроризма. Антитеррористическое направление в деятельности ШОС стало одним из приоритетных, особенно после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Однако государства-члены ШОС задолго до этого столкнулись с угрозой со стороны террористических сил, нашедших прибежище в Афганистане. Они давно понимали масштабы нависшей над миром угрозы и призывали мировое сообщество адекватно их оценивать.
Эти страны всегда стремились принимать соответствующие контрмеры как на национальном уровне, так и на двустороннем, теперь же, в рамках ШОС, меры борьбы с терроризмом должны стать еще более эффективными. В последние годы в рамках ШОС стали предприниматься активные усилия по координации деятельности правоохранительных органов, а также вооруженных сил государств-участников в противодействии террористическим угрозам. В 2005 г. состоялись первые российско-китайские военные учения, на 2006 г. намечены масштабные учения на территории России с привлечением войск других государств-членов ШОС. Проблемы борьбы с терроризмом нашли отражение и в работе юбилейного саммита организации, проходившего в июне 2006 г. в Шанхае.
Литература
Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко, М. Б. Олкотт. М., 2001.
Логвинов Г. Шанхайская организация сотрудничества — качественный шаг вперед // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.
Малышева Д. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9.
Федоров Ю. Глобальная паутина террора // Международная жизнь. 2003. № 5.
336