УДК 343.00
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Темиралиев Тимур Сабитович
Начальник Центра организации и координации научных исследований, нормотворческой деятельности Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, к.ю.н., Республика Казахстан, Акмолинская область, Целиноградский район, пос. Косшы, e-mail: [email protected]
Омаров Ербол Агбаевич
Главный научный сотрудник Центра исследования проблем в сфере защиты общественных интересов Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, доктор PhD, Республика Казахстан, Акмолинская область,
Целиноградский район, пос. Косшы, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: противодействие киберпреступности; информационные системы; кибер; киберпреступность; кибербезопасность; Европейская конвенция по кибербезо-пасности.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные аспекты правового и организационного обеспечения борьбы с уголовными правонарушениями, совершенными в сфере информационных технологий. Изучение правовой статистики за последние три года позволило выявить проблемы в организации противодействия киберпреступности, которые подтверждены мнениями ученых-юристов. Отсутствие специальных познаний в области новых компьютерных технологий у сотрудников правоохранительных и судебных органов не позволяет надлежащим образом квалифицировать и расследовать преступления данной категории. В этой связи авторами предложено организовать самостоятельную службу в составе каждого органа досудебного расследования, в функции которой входило бы противодействие киберпреступлениям. В качестве требования к сотрудникам предусмотреть IT-образование и знание основ юриспруденции. Причиной низкой эффективности также названо отсутствие достаточного количества научно обоснованных и апробированных тактик и методик, рекомендаций и разъяснений по расследованию преступлений в сфере информационных технологий, обобщенной судебной практики по киберпреступности. Наряду с названными выше проблемами авторами выделены трудности при осуществлении международного сотрудничества компетентными органами, касающиеся получения сведений и доказательств на территории иностранных государств. Особую значимость представляют вопросы взаимодействия с официальными представителями социальных сетей: YouTube, Facebook, Instagram, Whatsapp, Twitter и т.д. для получения сведений о пользователях. В качестве положительного опыта отмечено принятие Европейской конвенции о компьютерных преступлениях, которая позволяет оперативно получать сведения от иностранных государств. Авторами предложена ее ратификация с оговоркой на статьи, противоречащие национальному законодательству. В статье описан положительный опыт отдельных зарубежных стран в организации противодействия киберпреступлениям. По результатам исследования авторами сформированы выводы организационно-правового характера по повышению эффективности правоохранительной деятельности.
АЦПАРАТТЬЩ ЖУЙЕЛЕРД1 ЦОЛДАНУ АРЦЫЛЫ ЖАСАЛГАН ЦЫЛМЫСТАРГА ЦАРСЫ 1С-ЦИМЫЛ ПРОБЛЕМАЛАРЫ ЖЭНЕ ОЛАРДЫ ШЕШУ ЖОЛДАРЫ
Тимур Сабит^лы Темiрэлиев
Казацстан Республикасы Бас прокуратурасыныц жанындагы
Цщыц цоргау органдары академиясы Ведомствоаралыц зылыми-зерттеу
институты гылыми 3epmmeynepdi уйытдастыру жэне Y^ecmipy, цуцыц шыгармашылыц цызмет орталыгыныц бастыгы.
Казацстан Республикасы Ацмола облысы, Целиноград ауданы, Цосшы ауылы, зац зылымдарыныц кандидаты, [email protected]
Ербол AFbi6afi^bi Омаров
Казацстан Республикасы Бас прокуратурасыныц жанындагы
Цуцыц цоргау органдары академиясы Ведомствоаралыц гылыми-зерттеу
институтыныц жemeкшi гылыми ^irnem^pi, PhD докторы,
Казацстан Республикасы Ацмола облысы,
Целиноград ауданы, Цосшы ауылы, [email protected]
TYuin свздер: цылмысца царсы ic-цимыл; ацпараттыц жуйелер; кибер; киберцыл-мыстылыц; киберцаутЫздт; КиберцаутЫздт бойынша Еуропалыц конвенция.
Аннотация. Мацалада ацпараттыц ЖYйeлepдi цолдану арцылы жасалган цылмы-старга царсы ie-цимылдыц взeкmi мэceлeлepi царалган. Соцгы Yш жылдагы цуцыцтыц статистикалыц мэлiмemmepгe талдау жасау нэтижестде жагымсыз Ypдicmep аныцталды, оларды зац гылымы галымдарыныц пiкipлepi дэлeлдeдi. Киберцылмы-стылыцца царсы ic-цимылды уйымдастыру мэселелерте статистикалыц кврсет-юштер айгац болып отыр. Жаца компьюmepлiк технологиялар саласында арнайы Шмнщ жоцтыгы мен цуцыц цоргау жэне сот органдары цызмemкepлepi бшктшшнщ жет^пе-yi аталган санаттагы цылмыстарды mиicmi mYpдe саралауга жэне тергеуге септшн mигiзeдi. Осыган байланысты авторлар Цазацстанныц цуцыц цоргау органдарындагы киберцылмыстарды тергеу бвлiмi цурамында орналасатын мамандандырылган бвлiм-шеш, сондай-ац тэулт бойы ацпараттыц CYйeмeлдeyдi, эшкepeлeyдi ЖYзeгe асырушы жедел-техникалыц бвлiмшeнi цуруды усынады. Ацпараттыц технологиялар саласын-дагы цылмыстарды тергеу бойынша гылыми негЬзделген жэне апробацияланган так-тикалар мен эдicmep, усынымдар мен mYciндipмeлepдiц, сондай-ац киберцылмыстар бойынша жинацталган сот mэжipибeciнiц жоцтыгы аталган санаттагы цылмыстарды тергеу тшмдшшнщ твмендшн квpcemeдi. Аталган мэселелермен цатар, шет мемлекеттер аумагында мэлiмemmep мен дэлелдемелер алуда цузырлы органдармен ха-лыцаралыц ынтымацтастыцтагы циындыцтарды авторлар epeкшeлeйдi. Цолданушы-лар жвмнде мэлiмem алу Yшiн YouTube, Facebook, Instagram, Whatsapp, Twitter жэне т.б. элеуметтт желтердщресми вкiлдepiмeн взара ic-цимыл мэceлeлepi вте мацызды болып отыр. Компьютерлк цылмыстар туралы Еуропалыц конвенцияны цабылдау пай-далы mэжipибeлepдiц бipi болады, шет мемлекеттерден мэлiмemmepдi жедел турде алуга мумкiндiк бepeдi. Авторлар улттыц зацнамага цайшы келетт баптарга mYcw-дipмe жасай отырып, оны ратификациялауды усынады. Мацалада киберцылмыстарга царсы ic-цимылды уйымдастырудагы жекелеген шет елдердщ пайдалы mэжipибeci ба-яндалады. Зерттеу нэmижeлepi бойынша авторлар цуцыц цоргау цызмemi тшмдшшн арттыру жвшнде уйымдастыру-цуцыцтыц сипаттагы тужырымдар жасайды.
PROBLEMS OF COUNTERACTION TO CRIMES COMMITTED WITH THE APPLICATION OF INFORMATION SYSTEMS AND THE WAYS TO SOLVE SUCH ISSUES
Temiraliyev Timur Sabitovich
Head of the Center for the Organization and Coordination of Scientific Research and Rule-Making of Interdepartmental research institute of Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor's of the Republic of Kazakhstan, Kosshy village, Akmola region, Republic of Kazakhstan, [email protected]
Omarov Yerbol Agbayevich
Lead researcher of Interdepartmental research institute of Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor's of the Republic of Kazakhstan, doctor PhD, Kosshy village, Akmola region, Republic of Kazakhstan, [email protected]
Keywords: cybercrime; information systems; cybercrime; cybersecurity; European Convention on Cybercrime.
Abstract. The article describes issues of countering crimes with the use of information systems. The
analysis of legal statistics of the last three years show negative trends, which are confirmed by scholar's views of jurisprudence. Moreover, statistics show the existence of the problems in the organization of countering cybercrime. The lack of special knowledge in the field of new computer technologies and law enforcement andjudicial authorities do not allow to properly qualify and investigate crimes ofthis category. In this regard, the authors proposed the creation of specialized units in the law enforcement agencies of Kazakhstan, which will include cybercrime investigation departments, as well as operational-technical departments that carry out detection and information support 24/7. The reason for the low efficiency is the lack of a sufficient number of scientifically grounded and tested tactics and methods, recommendations and explanations for investigating crimes in the field of information technology, and generalized judicial practice on cybercrime. Along with the problems mentioned above, the authors highlighted difficulties in the international cooperation of the competent authorities in obtaining information and evidence on the territory offoreign states. Importance issues are interaction with the official representatives of social networks: YouTube, Facebook, Instagram, Whatsapp, Twitter, etc. for information about users. As a positive experience, the adoption of the European Convention on Computer Crimes, which allows you to quickly receive information from foreign countries, is noted. The authors proposed its ratification with reservation on articles contrary to national law. The article describes the positive experience of individual foreign countries in the organization of countering cybercrime. According to the results of the study, the authors formulated conclusions of an organizational and legal nature to increase the effectiveness of law enforcement.
Развитие информационной отрасли становится одним из ключевых факторов, влияющих на общественное и государственное развитие в целом, что непосредственно отражается на эффективности функционирования государственных институтов, экономики и обороноспособности государств [1, с.95].
В то жевремя по стоянноесозданиеновейших информационных систем, коммуникационных технологий, компьютерной техники и их совершенствование являются благоприятной основой для возникновения новых глобальных угроз для информационных сетей и общества в целом.
Ежедневные новости казахстанских СМИ о новых кибератаках, преступлениях, совершенных с использованием информационных систем, уже никого не удивляют.
Кибертерроризм оценивается как один из наиболее опасных видов преступности, что вызывало необходимость глобального развития когнитивных и технологических навыков и компетенции правоохранительных органов в обеспечении информационной безопасности1.
По сведениям Комитета информационной безопасности Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК, если в 2016 году было зафиксировано 1 млрд. атак на государственные органы, то по итогам 2017 года их количество составило 20 млрд.
По указанной причине одной из наиболее актуальных проблем во всем мире, в том числе и в Республике Казахстан является противодействие киберпреступности.
Особое внимание, подтверждающее актуальность исследования данного вопроса, уделено Главой государства в своем послании народу Казахстана от 31 января 2017 года, где Комитету национальной безопасности и Правительству поручено создать систему «Киберщит Казахстана»2.
30 июня того же года постановлением Правительства Республики Казахстан № 407 утверждена Концепция кибербезопасности («Киберщит Казахстана»)3.
Правительством Республики Казахстан отмечено, что эффективная реализация мероприятий по цифровизации экономики будет обеспечена только при обеспечении единства, устойчивости и безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, сохранности данных и доверии граждан к процессам, в основе которых лежат решения, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий
Одним из этапов цифровизации, направленной на обеспечение надежной правовой среды и неукоснительной защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства является внедрение «электронного дела», состоящее из 5 связанных компонентов: электронные обращения граждан, единый реестр субъектов и объектов проверок, единый реестр административных производств, электронное уголовное дело, аналитический центр, а также судопроизводство в судебных стадиях4.
Однако, согласно статистическим сведени-
1 Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года. Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636.
2 Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700002017. (дата обращения: 19.02.2019)
3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407 «Обутверждении Концепции кибербезопасности («Киберщит Казахстана»)» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000407. (дата обращения: 19.02.2019)
4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (дата обращения: 19.02.2019)
ям противодействие преступлениям, совершенным с применением информационных технологий, в Республике Казахстан осуществляется на ненадлежащем уровне5.
В 2017 году зарегистрировано 107 уголовных правонарушений, совершенных в сфере информатизации и связи (глава 7, ст.205-213 УК РК), из которых 50% (53) составляют преступления по ст. 205 УК РК (неправомерный доступ к информации, в информационную систему или информационно-коммуникационную сеть), 20% - ст.206 (неправомерные уничтожение или модификация информации), 11 % - ст.210 (создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ и программных продуктов).
В целом за последние три года наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений с 176 в 2015 году до 107 в 2017 году.
По мнению М.В. Старичкова, латентность неправомерного доступа к компьютерной информации (ст.272 УК РФ) и создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст.273 УК РФ) составляет примерно 99,7-99,8 % [2, с.109-112].
Аналогичного мнения придерживаются и отечественные ученые, оценивая их регистрацию на уровне 10-15% от количества совершенных [3, с.19].
Основными причинами высокой латентно-сти являются отсутствие должной реакции со стороны жертв преступлений, а также скрытый характер с использованием компьютерных технологий [4, с.67].
Однакопомимовысокойлатентности,имеет-ся ряд практических проблем в противодействии данной категории уголовных правонарушений.
Снижается количество дел оконченных, в том числе направленных в суд, по зарегистрированным на территории Казахстана преступлениям, совершенным в сфере информатизации и связи: в 2017 году направлено в суд лишь 2,8% из зарегистрированных дел (в 2015 году -13% (24), в 2016 году - 22% (29)). То есть из зарегистрированных в 2017 году 107 преступлений только по 3 из них дела направлено в суд.
Вызывает тревогу высокое количество дел, прекращенных в связи с отсутствием состава преступления - т.е. дела, по которым органы досудебного расследования не усмотрели признаки преступления: в 2017 году - 151, в 2016 году - 214.
Одной из причин этого, по мнению ученых, является тот фактор, что лица, занимающиеся расследованием данного рода преступлений, и работники судебной системы в большинстве своем не обладают специальными познаниями в области новых компьютерных технологий, что влечет ошибки в квалификации и расследо-
вании преступлений [5, с.32], [6, с.15].
В Казахстане, как и в отдельных странах-участницах СНГ (Кыргызстане, Узбекистане), отсутствуют самостоятельные следственно-оперативные подразделения, специализирующиеся на противодействии киберпреступности. В Казахстане в отрыве от следственных подразделений действуют оперативные подразделения в специальных органах, а в оставшихся правоохранительных органах (прокуратура, Нацбюро, СЭР) они вообще отсутствуют. Выявление и расследование киберпреступлений осуществляют сотрудники, имеющие высшее юридическое образование (в соответствии с квалификационными требованиями), специализирующиеся на расследовании общеуголовных преступлений, в том числе в сфере коррупции и экономики. Отсутствие у следственных работников правоохранительных органов Казахстана спецпознаний в расследовании уголовных дел о киберпреступлениях; недостаточный уровень навыков у сотрудников оперативных подразделений не позволяет своевременно раскрывать преступления, устанавливать доказательства и привлекать к ответственности виновных лиц.
Уголовно-процессуальный кодекс РК (ст. ст. 79,80)позволяетпривлекатьлицсГГ-образовани-ем лишь в качестве экспертов или специалистов для дачи заключения или технического сопровождения отдельных процессуальных действий, которые не заинтересованы в исходе дела и не уполномочены осуществлять расследование.
Принимая во внимание, что преступления террористического, экстремистского, коррупционного, экономического характера и др. совершаются, в том числе, посредством информационно-коммуникационных технологий, и их расследование требует специальных познаний, возникает необходимость создания в правоохранительных органах Казахстана специализированных подразделений, осуществляющих выявление, пресечение и раскрытие, расследование киберпреступлений, а также выполняющих оперативно-техническое и информационное сопровождение. Аналогичного мнения придерживаются Е.М. Якимова, С.В. Нарутто [7, с.371].
Хотелось бы отметить, что значительное количество дел остается нераскрытым - в 2017 году по 23,4% дел не установлены лица, совершившие преступления, т.е. почти каждое 4. Причиной является отсутствие достаточного количества научно обоснованных и апробированных тактик и методик, рекомендаций и разъяснений по расследованию преступлений в сфере информационных технологий, обобщенной судебной практики по киберпреступности.
В текущем году Генеральной прокуратурой проанализировано состояние законности при-
5 Информационный сервис Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан http://qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat (дата обращения: 16.02.2019)
нятых органами уголовного расследования мер по уголовным делам по ст. ст. 174 УК РК (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) и 256 УК РК (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма). Как показал анализ, интернет-пространство (социальные сети) активно используется преступниками для распространения экстремистских и террористических материалов, пропаганды терроризма и вовлечения в террористическую деятельность.
При расследовании таких дел возникали трудности по доказыванию умысла, мотива и цели размещения неправомерных материалов в социальных сетях, связи между действиями лиц, разместивших и использовавших террористические материалы.
Опыт расследования дел данной категории сотрудниками ФБР США свидетельствует об активном использовании методов внедрения сотрудников и имитации преступной деятельности, в качестве «подписчиков» социальных страниц, содержащих экстремистские и террористические материалы для установления непосредственного контакта с преступниками.
Имеются факты прерывания сроков досудебного расследования в связи с выполнением международных поручений иностранным государством: в 2017 году 2 дела и в 2015 году - 1 дело.
Как показывает практика расследования преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, одной из проблем также является отсутствие должного взаимодействия с официальными представителями социальных сетей (YouTube, Facebook, Instagram, Whatsapp, Twitter и т.д.)6.
У правоохранительных органов Казахстана при расследовании преступлений в сфере информационной безопасности, а также по фактам распространения религиозного терроризма возникают проблемы при получении сведений об IP-адресах, пользователях социальных сетей. Учитывая, что названные корпорации расположены в большей части на территории США, получение доказательств представляется возможным только посредством направления международных поручений.
В результате продолжительного, неоперативного исполнения поручений виновные лица скрываются, местонахождение их установить не представляется возможным.
Процесс направления и исполнения международного поручения об оказании правовой помощи не позволяет оперативно получать информацию и раскрывать преступления, связанные с кибербезопасностью.
В то же время мировым сообществом выработаны и применяются эффективные механиз-
мы противодействия киберпреступности. Так, между странами-участницами Европейского Союза действует упрощенный механизм получения сведений на их территории - Европейская конвенция о компьютерных преступлениях (о киберпреступности), подписанная 23 ноября 2001 г. в Будапеште (далее - Конвенция). На территории стран Центральной Азии международные поручения подлежат выполнению посредством Минской и Кишиневской конвенций.
В Конвенции отмечена необходимость решения вышеперечисленных проблем противодействия киберпреступности и выделены следующие основные три рекомендации:
Первая. Вопросы уголовно-правовой характеристики преступлений в сфере компьютерной информации (криминализации).
Вторая. Уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступностью, направленные на собирание доказательств при расследовании компьютерных преступлений.
Третья. Вопросы международного сотрудничества: оказание правовой помощи, экстрадиция, наложение ареста и конфискация имущества и т.д.
Региональная Европейская Конвенция стала одной из наиболее масштабных международных актов, решающих многие проблемы международного сотрудничества. Помимо присоединившихся стран Европы, Конвенцию ратифицировали США, Япония, ЮАР, Грузия, Канада и др.
Однако Казахстан, как и Российская Федерация, не ратифицировал Конвенцию до настоящего времени. Основной темой для дискуссии и несогласия явилось требование ст. 32 Конвенции, которая предусматривает право любой из Сторон без согласия другой Стороны посредством компьютерной системы на своей территории получать доступ к компьютерным данным, расположенным на территории другой Стороны.
По мнению К.Н. Евдокимова, данная норма противоречит российскому законодательству и нарушает суверенитет государства, так как предусмотренные в ней действия могут совершаться без предварительного уведомления и согласия стороны, на территории которой эти действия совершаются. Кроме того, в УК РФ отсутствуют нормы, устанавливающие уголовную ответственность юридических лиц за преступления в сфере компьютерной информации [8, с.27].
Полагаем, что присоединение к Конвенции может быть осуществлено с оговоркой о неприменении некоторых положений и норм, которые противоречат национальному законодательству, что, в конечном результате, положительно отразится на порядке взаимодействия компетентных органов сотрудничающих государств.
Во исполнение требований Конвенции в Грузии, например, в Департаменте криминаль-
6 Материалы регионального симпозиума для Центральной Азии «Борьба с киберпреступностью и обеспечение целостности и безопасности информации», г.Тбилиси (Грузия), 15-17 октября 2018 г.
ной полиции в 2012 году образовано специальное подразделение по противодействию киберпреступности, в структуре которого имеются технический отдел и отдел расследования. Сотрудники технического отдела являются специалистами в информационно-технической области (образование) и занимаются выявлением и раскрытием преступлений, а также оказанием методологической помощи следователям отдела расследования. Отдел расследования уже дает правовую квалификацию деяниям, которые нанесли какой-либо ущерб или содержат признаки уголовного правонарушения.
Режим работы подразделения круглосуточный - 24/7 (Contact point - рекомендация Конвенции). Уголовный кодекс Грузии содержит 5 составов о киберпреступлениях, которые схожи с составами Уголовного кодекса Республики Казахстан:
1. Статья 255. Незаконные изготовление или сбыт порнографических произведений или иных предметов;
2. Статья 2551. Вовлечение несовершеннолетних в незаконное производство и продажу порнографических произведений или иных предметов порнографического характера (детская порнография);
3. Статья 284. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
4. Статья 285. Создание, использование или распространение вредоносных программ для ЭВМ;
5. Статья 286. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Наиболее распространенными способами совершения являются взлом электронных почт, кража денежных средств с использованием банковских карт и интернет платежей, а также фишинги7.
В Чешской Республике разработана Концепция развития потенциала правоохранительных органов в области расследования киберпре-ступлений (утверждена Советом Национальной Безопасности).
В 2016 году создано Агентство по борьбе с организованной преступностью, в состав которого вошла группа противодействия кибер-преступности. Функциями группы являются координация и круглосуточная техническая поддержка (24/7 Contact point), выявление и расследование преступлений, международное взаимодействие, осуществление научно-образовательной деятельности в данной сфере.
В целях оперативного раскрытия кибер-преступлений, учитывая тяжесть общественно опасных последствий взлома и нарушения работы особо важных государственных систем, прорабатывается вопрос о включении некоторых составов киберпреступлений, объектом которых выступают государственные системы,
в категорию террористических. В этой связи в 2018 году штат группы планируется увеличить до 250 полицейских (следователей) и IT-специ-алистов. Имеются 14 региональных управления, в состав которых входят отделы по борьбе с киберпреступностью.
Еще одной проблемой является низкий уровень компьютерной грамотности населения, юридических лиц. Хакеры обманным путем, используя отсутствие знаний по обеспечению элементарной информационной безопасности, получают доступ к личной, коммерческой информации физических и юридических лиц, что становится инструментом вымогательства денежных средств.
Государственными органами на недостаточном уровне проводится профилактическая работа по предупреждению преступлений в сфере информатизации и связи, не освещаются наиболее распространенные способы взлома средств безопасности компьютеров, смарт-телефонов и т.д., не пропагандируются элементарные способы обеспечения информационной безопасности.
В этой связи Главой государства в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года выдвинута инициатива 2.11, которая предусматривает повышение осведомленности граждан по вопросам информационной безопасности, а также внедрение обучения основам безопасного использования информационно-коммуникационных технологий в школах1.
Таким образом, мы пришли к выводу, что противодействие киберпреступности должно быть возведено в ранг первоочередных задач правоохранительных органов, эффективности которой будут способствовать следующие факторы:
1. Необходимо организовать подразделения по борьбе с киберпреступностью, включающие в себя следственные и оперативные группы, функционирующие круглосуточно - 24/7, согласно рекомендациям Европейской конвенции о киберпреступности от 23.11.2001 г. (обеспечивается специализация борьбы, непосредственность и непрерывность процесса раскрытия и расследования преступлений).
Введение в следственные подразделения органов уголовного преследования групп, специализирующихся на противодействии киберпре-ступлениям, обеспечит квалифицированное расследование преступлений данной категории (сегодня такая специализация как на центральном, так и на областных уровнях, отсутствует). На перспективу - объединение оперативных и следственных служб с определением четкой вертикальной подчиненности и специализации, в т.ч. по противодействию киберпреступности (существующая система сбора материалов подразделениями МВД РК, последующее процессуальное их закрепление следователями, находящимися в иной организационной структуре,
7 Материалы регионального симпозиума для Центральной Азии «Борьба с киберпреступностью и обеспечение целостности и безопасности информации», г.Тбилиси (Грузия), 15-17 октября 2018 г.
не обладающими специальными познаниями в сфере информационных технологий, не отвечает современным требованиям борьбы с данными видами преступлений).
2. Необходимо пересмотреть и ввести особую систему подбора кадров в правоохранительных и специальных органах, а также экспертных подразделениях МЮ РК (оперативные сотрудники с техническим образованием). Полагаем возможным использовать положительный опыт зарубежных стран, привлекающих на должности оперативных работников и специалистов лиц, имеющих, как правило, техническое образование, с прохождением курсов юридической подготовки. На первоначальном этапе такое требование воз-
можно установить к оперативным работникам.
3. Методическое обеспечение расследования. Активное использование методов имитации преступной деятельности и внедрения сотрудников правоохранительных органов, а также инициирование создания единой правовой платформы на территории стран постсоветского пространства, содержащей опыт расследования киберпреступлений, сведения о преступниках, блокированных сайтах и т.д.
4. Надлежащее международное правовое сотрудничество. Положительное разрешение вопроса о присоединении Республики Казахстан к Европейской конвенции о киберпреступ-ности позволит оперативно получать необходимые сведения и доказательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джансараева Р.Е., Аратулы К. Борьба с киберпреступлениями: сравнительный анализ законодательства стран СНГ // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - №3(21) - С.95-99.
2. Старичков М.В. Умышленные преступления в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая и криминологическая характеристики : дис. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2006. - 237 с.
3. Сеитов Т.Б. Правовые аспекты компьютерной преступности в зарубежных странах и в Казахстане. Учебное пособие. - Алматы: Издательство «Данекер», 2000. - 134с.
4. Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи: Учебное пособие. Бимолданов Е.М. и др. - Алматы: ООНИиРИР Алматинской академии МВД Республики Казахстан, 2015. - 194с.
5. Протасевич А.А., Зверянская Л.П. Борьба с киберпреступностью как актуальная задача современной науки //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2011. - №3(17) - C.28-33.
6. Суходолов А.П., Иванцов С.В., Борисов С.В., Спасенников Б.А. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - №1. Т.11. - С.13-21.
7. Якимова Е.М., Нарутто С.В. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2016. - №2. Т.10. - С.369-378.
8. Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации в Российской Федерации //Академический юридический журнал. - 2015. - №1(59). - С.21-31.
REFERENCES
1. Dzhansaraeva R.E., Aratulyi K. Borba s kiberprestupleniyami: sravnitelnyiy analiz zakonodatelstva stran SNG // Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. -2012. - №3(21) - S.95-99.
2. StarichkovM.V. Umyishlennyieprestupleniyav sferekompyuternoyinformatsii: ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya harakteristiki : dis. ... kand. yurid. nauk. - Irkutsk, 2006. - 237 s.
3. Seitov T.B. Pravovyie aspektyi kompyuternoy prestupnosti v zarubezhnyih stranah i v Kazahstane. Uchebnoe posobie. - Almatyi: Izdatelstvo «Daneker», 2000. - 134s.
4. Ugolovnyie pravonarusheniya v sfere informatizatsii i svyazi: Uchebnoe posobie. Bimoldanov E.M. i dr. - Almatyi: OoNIiRIR Almatinskoy akademii MVD Respubliki Kazahstan, 2015. - 194s.
5. Protasevich A.A., Zveryanskaya L.P. Borba s kiberprestupnostyu kak aktualnaya zadacha sovremennoy nauki // Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2011. -№3(17) - C.28-33.
6. Suhodolov A.P., Ivantsov S.V., Borisov S.V, Spasennikov B.A. Aktualnyie problemyi preduprezhdeniya prestupleniy v sfere ekonomiki, sovershaemyih s ispolzovaniem informatsionno-telekommunikatsionnyih setey // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. - 2017. - №1. T.11. - S.13-21.
7. Yakimova E.M., Narutto S.V Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v borbe s kiberprestupnostyu // Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2016. - №2. T. 10. - S.369-378.
9. EvdokimovK.N. Aktualnyie voprosyipreduprezhdeniyaprestupleniy v sfere kompyuternoy informatsii v Rossiyskoy Federatsii //Akademicheskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2015. - №1(59). - S.21-31.