ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы криминалистики ^^
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ
О.Э. ЗГАДЗАЙ
кандидат физико-математических наук, начальник кафедры математики и информатики
Казанского юридического института МВД России
С.Я. КАЗАНЦЕВ
доктор педагогических наук, Заслуженный юрист России, начальник кафедры криминалистики,
профессор Казанского юридического института МВД России
И.Е. МАЗУРОВ
преподаватель кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России
Научная специальность: 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. Киберпреступность признана глобальной международной проблемой. Наибольшая трудность, стоящая перед правоохранительными органами, заключается в невозможности эффективно координировать свои действия через государственные границы, рамки различных юрисдикций и законодательных систем. Противодействие киберпреступности подразумевает целую систему мероприятий, включающую в себя анализ объективных условий, порождающих преступление, механизмов их совершения, способов выявления, пресечения, расследования; опыт судебного рассмотрения. Необходимо также создать эффективные механизмы внедрения результатов уголовно-правовых и криминологических изысканий в законодательную и нормотворческую практику, а также обучение сотрудников правоохранительных органов. В рамках комплексного подхода к борьбе с киберпреступностью и Интернет-мошенничеством должен быть решен ряд общих и частных научно-практических задач.
Ключевые слова: киберпреступность, Интернет-мошенничество, расследование, криминология, Интернет.
ACTUAL PROBLEMS OF STRUGGLE WITH CYBERCRIME
0.E. ZGADZAY
candidate ofphysical and mathematical sciences, chief of chair of mathematics and informatics of the Ministry
of Internal Affairs Kazan legal institute of Russia S.YA. KAZANTSEV
the doctor of the pedagogical sciences, the Deserved lawyer of Russia, the chief of chair of criminalistics, the professor of the Ministry of Internal Affairs Kazan legal institute ofRussia
1.E. MAZUROV
teacher of chair of criminalistics of the Ministry of Internal Affairs Kazan legal institute ofRussia
Annotation. Cybercrime is recognized as a global international problem. The greatest difficulty, facing to law-enforcement authorities, consists in impossibility to effectively coordinate the actions through frontiers, frameworks of various jurisdictions and legislative systems. Counteraction of cybercrime means the whole system of actions including the analysis of objective conditions, generating a crime, mechanisms of their fulfilment, ways of revealing, suppression, investigation, experience of judicial consideration. It is necessary also to create effective mechanisms of introduction of results of criminally-legal and criminological researches in legislative and legislation practice, and also training of employees of law enforcement authorities. Within the limits of the complex approach to struggle with cybercrime and the Internet-fraud should be solved a number of the general and private scientifical and practical problems.
Key words: сybercrime, Internet-fraud, investigation, criminological research, Internet.
Опережающее развитие за прошедшее десятилетие глобальной компьютерной сети Интернет привело к тому, что информационно-телекоммуникационные инфраструктуры экономически развитых стран, их национальные информационные ресурсы оказались уязвимыми объектами посягательств со
стороны преступных сообществ и групп, отдельных криминальных элементов. Киберпреступность признана глобальной международной проблемой. Согласно ежегодному докладу Центра по борьбе с преступлениями в сети Интернет (ICCC) совокупный ущерб от киберпреступлений в 2011 г. достиг
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
уровня 485,3 млн. долларов, а средний ущерб в расчете на одно преступление составил 4187 долларов. При этом основной вклад приходится на долю Интернет-мошенничества.
Статистика о поступивших жалобах от жертв компьютерных преступлений показывает, что за 15 лет количество обращений увеличилось почти в 23000 раз. Наибольшее количество потерпевших пострадало от мошенничества на Интернет-аукционах, непоставки и/или неоплаты товаров, мошенничества с кредитными (дебитными). Эти преступления, а также мошенничество с чеками, инвестиционное мошенничество, компьютерное мошенничество и мошенничество путем злоупотребления доверием сформировали семь основных категорий заявлений, рассмотренных правоохранительными органами [1].
Интернет-мошенничеству подвержены фактически все страны мира вне зависимости от уровня их развития. Однако открытость, прозрачность, глобальность Интернета создает не только криминальные проблемы, но и открывает огромные возможности для эффективной борьбы с преступностью. Новые информационные технологии, в том числе реализуемые посредством Интернет, могут и должны играть важную роль в борьбе с асоциальным поведением и преступностью. В практику правоохранительных органов необходимо активно внедрять возможности сети Интернет [2].
Наибольшая трудность, стоящая перед правоохранительными органами в организации борьбы с преступниками, использующими возможности сети Интернет, заключается в невозможности эффективно координировать свои действия через государственные границы, рамки различных юрисдик-ций и законодательных систем. В настоящее время больше 100 стран, в том числе 60 % стран — членов Интерпола, не имеют законов, предназначенных для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий.
На этом фоне усилия по борьбе с киберпресту-плениями предпринимаются как на межгосударственном, так и на национальном уровнях [3]. Об этом свидетельствует ряд международных документов: Руководство по предотвращению и контролю над преступлениями, связанными с использованием компьютерной сети для стран—членов ООН [4];
Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 23 июля 2000 года на Окинаве (Япония) на совещании руководителей Глав государств и правительств стран «Группы Восьми». Однако основные действия в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий предпринимаются на уровне отдельных государств. Рассмотрим несколько характерных примеров.
В Великобритании в 2001 году создан национальный отдел борьбы с высокотехнологичными преступлениями, который включает в себя следователей, судебно-медицинских экспертов и консультантов по компьютерам. Национальная уголовная разведывательная служба (КСК) исследует осуществимость и перспективы создания национального центра компьютерных преступлений внутри этой службы.
В США национальный центр защиты инфраструктуры (ЫТРС) обеспечивает оценку угроз, предупреждение о кибератаках и их расследование в соответствии с двумя программами. Первая программа направлена на укрепление отношений с партнерами и включает общественные и частные институты. Вторая программа, именуемая «1пй^аМ», включает в себя обмен данными об инцидентах на добровольной основе. Уголовный отдел министерства юстиции США через свою Секцию компьютерных преступлений и правонарушений в области интеллектуальной собственности создал в январе 2000 года сеть <ЛатепеЬ> из компьютерных экспертов федерального уровня, уровня штатов и местного уровня. Министерство обороны США создало общую базу данных для помощи сообществу оборонных и разведывательных органов в борьбе с киберпреступлениями. Объединенная база данных дает возможность органам безопасности и обороны быстро реагировать на компьютерные запросы, обмениваться важной информацией.
В Австралии создана группа координации безопасности электронной почты (ESCG). Основной задачей этой группы является создание безопасного и надежного электронного оперативного пространства как для общественного, так и для частного секторов. Группа ESCG ответственна за сообщение об инцидентах, за реагирование и координацию в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся киберпреступлений.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
Понимание масштабов преступности, связанных с новыми коммуникационными технологиями, приходит вместе с осознанием того, что справиться с новыми криминальными угрозами возможно только совместными усилиями всех государств мира. В настоящее же время наблюдается осознанная тенденция к унификации законодательства и координации правоохранительной деятельности в мировом масштабе.
Рабочая группа ООН по информатике издала доклад, подготовленный фирмой «McContll International», в котором делается вывод, что «слишком малое число стран имеет адекватные законы, касающиеся киберпреступлений, поэтому они являются удобным убежищем для компьютерных преступников». Особый акцент в докладе сделан на Конвенцию Совета Европы по киберпреступлениям как на пример адекватного ответа на назревшие потребности борьбы с преступностью.
Принятие Конвенции по борьбе с киберпреступ-ностью «позволило приблизить достижение следующих целей:
ф согласование государствами-участниками национальных уголовно-правовых норм, связанных с преступлениями в киберпространстве; ф разработку процессуального законодательства, необходимого для расследования таких преступлений и судебного преследования лиц, их совершивших, а также сбора доказательств, находящихся в электронной форме;
ф обеспечение быстрого и эффективного режима международного сотрудничества в данной области».
Как подчеркивает А.Л. Осипенко, «значение принятия Конвенции необычайно велико. Этот документ стал, по сути, первым международным договором международного уровня, регулирующим правовые и процедурные аспекты уголовного преследования за противоправную деятельность в глобальных сетях. Он четко определяет, в каких направлениях должны прилагаться основные усилия на национальном и международном уровнях» [5. C. 186].
Конвенция по кибернетическим преступлениям Совета Европы призывает к признанию криминальными компьютерного хакинга и методов, используемых для хакинга, нелегального перехвата данных,
внесения неполадок в деятельность компьютерных систем, обмана, подделки. Конвенция предлагает сфокусировать внимание на международном сотрудничестве по проведению в жизнь законов о компьютерах и призывает национальные власти осуществлять компьютерные расследования. Практическое регулирование общественных отношений в области использования инфраструктуры информационного общества осуществляется в развитых странах в направлении применения международных стандартов информационной безопасности, таких как ISO 17799, CobiT, BS 7799-2, ISO 9001 и др. [6. C. 85].
Противодействие преступности подразумевает целую систему мероприятий, включающую в себя анализ объективных условий, порождающих преступление, механизмов их совершения, способов выявления, пресечения, расследования, опыт судебного рассмотрения. Следовательно, необходимо рассмотреть указанные мероприятия поэтапно, вычленив проблемные, узловые аспекты, чтобы на этой основе выработать систему предложений и рекомендаций.
Во многих опубликованных научных работах их авторами рассматриваются, как правило, лишь отдельные стороны такого многоаспектного явления, как киберпреступность. Воздействие процесса глобальной компьютеризации на общество зачастую изучается исключительно с точки зрения позитивного воздействия на повседневную жизнь человека. Негативные, а часто и криминальные последствия этого процесса остаются в тени.
Небольшое число ученых анализируют в сравнительно-сопоставительном плане раскрытие, расследование и предупреждение различных типов киберпреступлений в контексте применения передовых информационных технологий, соответствующих уровню технической оснащенности и профессиональной подготовленности совершивших их преступников, способов совершения мошенничеств, обусловленных развитием компьютерных технологий. В условиях усложнения информационных потоков принципиальное значение приобретает переоценка путей развития научных изысканий в целях не столько фиксации криминальной ситуации и ее особенностей на текущий отрезок времени, сколько определение тенденций,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
перспектив развития с выходом на прогнозирование теоретических и практических направлений [7. ^ 215]. Необходимо также создать эффективные механизмы внедрения результатов уголовно-правовых и криминологических изысканий в законодательную и нормотворческую практику, а также обучение сотрудников правоохранительных органов.
В рамках комплексного подхода к борьбе с ки-берпреступностью и Интернет-мошенничеством должны решаться следующие общие и частные научно-практические задачи:
1. Выявление объективных закономерностей, причин и условий мошеннических деяний. Акцент должен быть сделан на фиксацию динамики и прогностическую составляющую познания, так как только такой подход способен реально формировать комплекс профилактических мероприятий и, в конце концов, привести к тому, что основным полем деятельности законодательной власти и правоохранительных органов станет не расследование совершенных мошенничеств, а их предотвращение.
2. Создание единого информационно-координационного центра, ведущего сбор, анализ и переработку информации. Данный центр должен работать в тесном контакте и взаимодействии с законодательными, исполнительными, судебными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.
3. Разработка и постоянное совершенствование методик выявления и расследования подобных преступлений. Взаимодействие с правоохранительными органами в данном контексте должно осуществляться как в форме непосредственного внедрения методик в аналитическую, оперативно-розыскную и следственную деятельность, так и через создание системы специализированных учебных заведений и курсов переподготовки, повышения квалификации действующих сотрудников.
Борьба с преступными проявлениями подразумевает различные подходы. Просматриваются два принципиальных направления:
1) максимально эффективное предупреждение, профилактика, предотвращение самой возможности правонарушений;
2) ориентация на выявление и пресечение совершенных преступных деяний.
На наш взгляд, Интернет-мошенничество, как и мошенничество в целом, является тем преступлением, которое можно и нужно пытаться предотвратить. Следовательно, основные усилия в борьбе с этим криминальным злом необходимо направить на создание максимально неблагоприятных условий для совершения мошеннических операций.
Если говорить о видах Интернет-мошенничества, то с точки зрения борьбы с ним следует выделить два уровня противодействия. Первый уровень связан с комплексом мероприятий, всячески сужающих пространство для мошенничества и затрудняющих (или делающих невозможным) его осуществление. Этот комплекс мер в большей своей части направлен против всех видов мошенничества. Второй уровень противодействия связан с учетом специфики конкретных видов мошенничества и подразумевает направленную детализацию законодательных, правоохранительных и информационно-общественных мер.
Первый уровень мер противодействия мошенничеству может включать в себя следующие крупные направления работы: научно-исследовательское, законодательное, инструктивно-нормативное, правоохранительное, корпоративное, общественно-информационное, индивидуальное.
1. Научно-исследовательское направление. Работа в данной сфере связана с целым рядом задач, включающих в себя сбор информации, ее аналитическую обработку и классификацию, определение на этой основе реальной картины состояния дел и перспективное прогнозирование развития ситуации. Эта работа имеет смысл лишь при четкой интеграции ее результатов в законодательную деятельность и правоохранительную практику. Законодательные предложения, анализ применения действующего законодательства, экспертиза законов и в целом весь круг правового обеспечения противодействия мошенничеству чрезвычайно важно организовать как единый, иерархически выстроенный, компетентный и, в случае необходимости, быстродействующий механизм. Важно обеспечить также максимально эффективную работу по взаимоувязыванию различных отраслей законо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
дательства и координацию законотворчества и правоприменения на европейском и мировом уровнях, в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений, договоров, конвенций и т.д.
Первыми шагами в этом направлении должны стать:
ф комплексная экспертиза с участием ученых и практических работников законодательства на предмет максимально возможного сокращения возможностей для мошеннических деяний; ф регулярное внесение поправок в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», связанных с развитием Интернета. В тексте самого Закона необходимо дать однозначные определения понятий, таких как: Интернет-сайт, сервер, провайдер, хостинг, спам и т.п., имея в виду перспективу создания специального закона об Интернете;
согласование законодательства России с международным (прежде всего, связанным с пресечением трансграничного мошенничества), в том числе проведение мероприятий по реализации в России положений Европейской Конвенции о киберпреступно-сти 2001 года, к которой Россия присоединилась в 2005 году. Необходимо продумать систему правовой ответственности субъектов сети Интернет (владельцев сайтов, доменов) вне зависимости от их гражданства и страны проживания.
Важным результатом научно-исследовательской работы является адаптированный перенос ее результатов в практику работы всей правоохранительной системы. Тесная координация здесь должна осуществляться уже на этапе сбора информации (в частности, регистрации преступлений). Отсюда же вытекает настоятельная потребность максимально широкого оповещения общества о результатах изучения феномена мошенничества через самые разные каналы: средства массовой информации, Интернет, образовательные учреждения, общественные организации и т.д.
2. Законодательное направление включает в себя создание и постоянное совершенствование законодательных норм по борьбе с мошенничеством. Здесь также выделяется несколько принципиальных аспектов: унификация и кодификация понятий,
определений и терминов, связанных с фиксацией мошенничества и борьбой с ним; создание норм права и правовых механизмов, в максимальной степени сужающих пространство для мошенничества. Гибкость законодательства должна обеспечивать дифференцированный подход к назначению наказания.
3. Инструктивно-нормативное направление представляется наиболее быстродействующим, точечно-направленным инструментом противодействия мошенничеству. Подзаконные акты и различного рода инструктивно-регламентирую-щие документы в силу своей специфики могут и должны оперативно менять ситуацию в случаях, когда законодатель проявляет медлительность, и в то же время на практическом уровне способствовать максимально эффективному применению законодательных норм. В силу разнородности нормативной базы (государственных учреждений, коммерческих структур, общественных организаций и т.д.) очень важна взаимосогласованность при создании регламентирующей документации. Барьер ведомственности в значительной степени играет на руку мошенникам. Именно несогласованность в этой сфере часто порождает возможности для преступных комбинаций. Устранение такого барьера заметно сужает поле для мошеннических посягательств.
4. Правоохранительное направление является ведущим элементом реализации мер по пресечению Интернет-мошенничества. В силу внутренней структуры правоохранительных органов возникает проблема координации, с одной стороны, внутриведомственных подразделений, с другой стороны — межведомственных. Значительное число мошеннических действий, как указывалось в предыдущих разделах, носит многоэпизодный и трансграничный характер. Действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст.ст. 150—155) предварительное следствие и дознание по статье 159 УК РФ подследственно следователям (дознавателям) органов внутренних дел, однако необходимо учитывать, что зачастую мошеннические деяния совершаются совместно с преступлениями, квалифицируемыми по другим статьям Уголовного кодекса. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что мошеннические действия выявляются в ходе работы разных
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
территориальных и функциональных оперативных служб.
Такая ситуация ставит вопрос о целесообразности определенного порядка сосредоточения уголовных дел по расследованию мошенничества у наиболее подготовленных, высококвалифицированных сотрудников. Это обстоятельство требуется учитывать при решении вопросов о переподготовке, направлении на повышение квалификации и т.д.
Значимым этапом в расследовании дел о данном виде мошенничества является их судебная перспектива. Результата можно добиться только в случае проведения полного, всестороннего следствия, основанного на адекватной доказательственной базе. Значительная часть дел о мошенничестве в сети Интернет чрезвычайно сложна с точки зрения сбора доказательств.
Судебная практика по рассматриваемой проблематике в последние годы достаточно обширна, но для усиления эффективности судебного воздействия требуется периодическое обобщение опыта, возможно в форме постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, в которых судам, в частности, предлагалось бы при назначении наказания учитывать размеры материального ущерба, причиненный экономический и моральный вред, количество потерпевших, рецидив, использование высоких технологий и другие обстоятельства, играющие важную роль в определении степени общественной опасности преступления.
Необходимо ускорить работу Министерства внутренних дел РФ по созданию ряда мер, призванных сформировать эффективный нормативно-правовой механизм реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности в целом и борьбы с преступностью в сфере высоких технологий, в частности.
5. Корпоративное направление объединяет в себе совокупность мероприятий учреждений, предприятий, организаций разных форм собственности, страдающих или могущих пострадать в результате финансового мошенничества. Важным элементом корпоративной культуры организации дела должно стать понимание всеми сотрудниками важности противодействия мошенничеству. Делопроизводство и документооборот, органи-
зация бухгалтерского учета, складское и транспортное движение товаров, прием и передача информации и другие сферы возможных мошеннических вмешательств должны обладать системами и механизмами защиты от хищений. Степень антимошеннических корпоративных мероприятий может быть различной: от максимальной, в случае кредитно-банковских организаций, страховых компаний и т.д., до небольшой в сферах, наименее подверженных риску мошенничества. Необходимо учитывать чрезвычайную изощренность мошеннических схем, их постоянное совершенствование, а поэтому ни одна корпоративная структура не должна считать себя гарантированной от корыстных посягательств [8].
6. Общественно-информационное направление. Одной из форм профилактики преступлений является взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации. Посредством печати, телевидения, радио, Интернета может осуществляться проведение правовой пропаганды, способствующей формированию правосознания; информирование населения о средствах и методах самозащиты от мошеннических преступных посягательств, о новых формах и схемах мошенничества. В силу специфики обманного характера мошенничества информационный эффект разоблачения чрезвычайно высок, важно только не превратить это в быстротекущую, ограниченную по времени и аудитории кампанию. Здесь, прежде всего, важна систематичность, наступательность, наглядность и своевременность. Велика роль в этом таких общественных организаций, как союзы потребителей, союзы обманутых вкладчиков, соинве-сторов и т.д. Общественно-корпоративные сообщества (Ассоциация российских банков, союзы предпринимателей и т.д.) также могут сыграть большую роль в противодействии финансовому мошенничеству [9].
В образовательной сфере необходимо развивать систему научных и учебных дисциплин, рассматривающих с разных аспектов реалии информационного общества: информационное право, и как его частный раздел Интернет-право. Отдельного рассмотрения в учебном процессе заслуживает финансовое мошенничество с использованием высоких технологий и методик борьбы с ним.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
7. Индивидуальное направление выходит на личность и представляет собой сложное сочетание воспитательных, образовательных, информационных воздействий на формирующуюся и развивающуюся человеческую индивидуальность. В этом воздействии принципиально значимую роль играют закладываемые в процессе воспитания и образования морально-нравственные и этические императивы, принципы законопослушания, гражданской ответственности. Определяющую роль в личностном противодействии мошенничеству играет уровень образования, информированность человека о различных мошеннических схемах, критическое отношение к различным способам быстрого заработка, обогащения, не пропорционального приложенным усилиям, предложениям по приобретению товаров и услуг по ценам, несоизмеримым со среднерыночными и т.д.
Мошеннические аферы могут иметь объектом как физическое, так и юридическое лицо, но в контакт с мошенниками всегда вступает конкретный человек. Посему личностная готовность противостоять корыстному обману важна самому человеку, организации или учреждению, в котором он трудится и государству в целом, следовательно, все они заинтересованы в постоянном поддержании антимошеннического настроя каждого конкретного лица.
Второй уровень противодействия Интернет-мошенничеству связан с учетом специфики конкретных мошеннических схем и подразумевает направленную детализацию законодательных, правоохранительных и информационно-общественных мер.
Процесс информатизации общества привел к тому, что компьютерная информация превратилась в основной товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс. Многие хозяйствующие субъекты уже не могут существовать и нормально функционировать без взаимного информационного обмена и использования в своей деятельности компьютерных сетей. Локальные сети все в больших масштабах подключаются к общемировым. Электронные документы все активнее вытесняют из оборота традиционные — бумажные. Реалии современного информационного мира привлекают внимание криминальных структур.
Важной задачей правоохранительной системы общества является информационно-просветительская деятельность по максимально возможному доведению до широких слоев населения сведений об угрозе со стороны мошенников, действующих в сети Интернет. Меры профилактического характера могут заметно сузить поле для преступных посягательств и позволят выявлять многие из них на ранней стадии [10].
Литература
1. http://www.ic3.gov/media/annualreport/2011_ IC3Report.pdf. Проверено 20.11.2012.
2. Батурин Ю.М. Телекоммуникации и право: попытка согласования. Доступно из URL: http://www. medialaw.ru/publications/books/wb-tele/bat.html. Проверено 30.06. 2009.
3. Волеводз А.Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. М., 2002. Приложение № 6.
4. Эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями/ Материалы Десятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: A/C0NF.187/10. Вена, 10—17 апреля 2000 года, п. 5.
5. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт: Монография. М., 2004. С.185.
6. Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. № 3 (125). М., 2005. С. 85—89.
7. Вехов В.Б. К вопросу о понятии криминалистического компьютероведения // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов: СЮИ МВД России. 2003. С. 215—226.
8. Кравченко А.В. Интернет и компьютерный терроризм. [Электронный ресурс. Доступно из URL: http://www. crime-research.ru/a2001.html. Проверено 30.06.2009.
9. Черкасов В.Н. Информационные технологии и организованная преступность. [Электронный ресурс] / Черкасов В.Н.. Электрон. текст. дан. Режим доступа: http://www. crime-research.ru/articles/Cherkas03
10. Веб-технологии на службе правоохранительных органов. [Электронный ресурс] / Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://oxpaha.ru/http://www.crime-research. ru/news/16.03.2005/1870/