УДК 343.232
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ
РROBLEMS OF COUNTERACTION TO THE LEGALIZATION OF ASSETS FROM ILLICIT DRUG TRAFFICKING
Гаврюшкин Юрий Борисович,
профессор кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н.Сергеева Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Москва), кандидат юридических наук
jurigavryushkin@yandex.ru
Дикарев Вячеслав Геннадьевич,
начальник кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н.Сергеева Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Москва)
sla-clava@rambler.ru
Ключевые слова: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полу-
незаконный оборот наркотиков, антинар- ченных незаконным путем, в современных условиях выдвигается котическое законодательство, наркопре- как одна из основных проблем борьбы с организованной преступность, легализация ступностью. Одним из основных каналов получения нелегальных доходов является незаконный оборот наркотиков.
Наркоиндустрия наносит огромный ущерб легальной экономике, подрывает ее устои, криминализирует общество. При-
Keywords:
drug trafficking, anti-drug legislation, drug crime, legalization..
чем все эти проблемы находятся под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, зачастую разнонаправленных, что требует комплексных и сбалансированных мер, которые обеспечат существенное снижение спроса, потребления наркотиков и последствий их потребления, а также позволят подорвать и разрушить производственные, организационные, информационные и финансовые основы наркобизнеса.
Counteraction to legalization (laundering) of criminal assets in modern conditions is put forward as one of the main problems of combating organized crime. One of the main channels for obtaining criminal assets is illegal drug trafficking. The drug industry inflicts enormous damage to the legal economy, undermines its foundations, criminalizes the society. Moreover, all these problems are influenced by numerous internal and external factors, often multidirectional, which require comprehensive and balanced measures that will significantly reduce the demand, consumption of drugs and the consequences of their consumption, and also will undermine and destroy the production, organizational, information and financial bases drug business.
_ _а заседании Совета Безопасности по вопросам Стратегии государствен-ГТной антинаркотической политики, проходившем 28.04.2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин особо отметил, что «...важнейшей задачей является подрыв экономических основ наркопреступности, которые, как известно, служат финансовой подпиткой и для террористических, экстремистских структур».
Сегодня борьба с незаконным оборотом наркотиков продолжает представлять особую актуальность для российского общества. Криминальная ситуация, складывающаяся в Российской Федерации, характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства, демографическому и социальному развитию России.
Незаконное распространение наркотиков уже давно считается мировым сообществом глобальной угрозой безопасности человечества. Именно поэтому Россия не может не ощущать все ее проявления и последствия. Ситуация усугубляется тем, что по соседству располагается афганская территория, являющаяся мировой монополией по производству опиатов и каннабиса. Наркобизнес
способствовал созданию и развитию системы отмывания денег, способствовал укоренению транснациональных преступных организаций, что обусловило ее связь с незаконной торговлей оружием и терроризмом.
Непосредственная связь существует между наркобизнесом и терроризмом на международном и национальном уровнях. Именно наркобизнес финансирует террористические организации и группировки по всему миру. Финансовую основу терроризма формируют растущие доходы от торговли наркотиками, которые в общем объеме нелегальных преступных группировок составляют 78%, в то время как незаконная торговля оружием - только 7%, остальные 15% приходятся на торговлю людьми, проституцию и незаконную миграцию [1, с. 118]. Наркобизнес, являясь частью теневой экономики, оказывается вовлечен в сложные отношения мировых экономических агентов. При этом происходит не только легализация доходов от незаконного оборота наркотиков посредством организаций мировой кредитно-финансовой системы, но и удовлетворение скрытого спроса кредитных учреждений на привлечение денежных средств из сферы наркобизнеса [2, с. 154].
Наркобизнес имеет в своей основе рыночные отношения и носит международный характер. Поэтому он быстрее, чем легальный бизнес, откликается на изменения, происходящие в мире, использует глобализацию для расширения своей сети и распространения по всем направлениям. К одним из преимуществ теневого сектора экономики следует отнести отсутствие контроля и пошлин, концентрацию огромных капиталов. Ежедневно в мире отмывается более миллиарда долларов, полученных от преступной деятельности. По данным аналитиков, общий годовой оборот преступных денег мира - около триллиона долларов.
Полученные многомиллионные доходы составляют экономическую основу наркобизнеса и позволяют участвовать в финансировании деятельности террористических и экстремистских организаций. Так, группировка ИГИЛ получает ежегодно от 200 до 500 миллионов долларов США от контрабанды афганского героина в Европу1.
Основные усилия органов внутренних дел Российской Федерации сосредоточены именно на борьбе с организованными формами наркопреступности, пресечении каналов контрабанды наркотиков, ликвидации сетевых схем наркосбыта, подрыве материальной базы наркобизнеса. В 2017 году правоохранительными органами Российской Федерации зарегистрированы 12 845 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных в организованных формах. Свыше 11,5 тыс. из них, а это более 89%, выявлены в результате деятельности органов внутренних дел. Силами подразделений МВД
1 Еженедельник «Аргументы и факты». 2015. № 1-2.
России раскрыты 2 891 преступление, совершенное в составе преступной группы, 709 преступлений - в преступном сообществе. Из незаконного оборота изъято свыше 17,5 тонн наркотических средств и пресечена 581 контрабандная поставка в Россию. Очевидно, что без ликвидации экономической базы организованной наркопреступности борьба с последней будет малоэффективна.
Индустрия наркобизнеса обусловила появление и становление системы отмывания денег, способствовала укреплению преступных транснациональных организаций, связала ее с незаконной торговлей оружием и терроризмом. Наркоиндустрия опасна тем, что она: во-первых, наносит огромный ущерб легальной экономике, подрывает ее устои; во-вторых, способствует регенерации наиболее опасных транснациональных преступных сообществ (наркокартелей и наркосиндикатов); в-третьих, обладая огромными средствами и логистическими возможностями, формирует международный наркорынок с целью получения прибылей и сверхприбылей от незаконных операций с наркотиками [5, с. 225].
К сожалению, методика определения и подсчета размеров отмывания денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, несовершенна и носит приблизительный характер. Действующей сегодня формой статистической отчетности МВД России предусмотрен показатель, характеризующий установленную сумму легализованных денежных средств.
Однако анализ различных источников позволяет прийти к выводу о том, что доля отмытых денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, в криминальном секторе экономики составляет около 30% [5, с. 229].
Считаем, что более действенным уголовно-правовым средством, обеспечивающим противодействие легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, является привлечение к уголовной ответственности за легализацию денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), и за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ). Так, число зарегистрированных преступлений по ст.174, 174.1 УК РФ в 2014 г. - 383, 2015 г. -395, 2016 г. - 273, 2017 г. - 162. Установленная сумма легализованных денежных средств в 2017 году составила 228 млн 368 тыс. рублей. Положительные тенденции в деятельности по установлению сумм легализованных денежных средств, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, отмечены в управлениях по Самарской области (48 млн 725 тыс. рублей), Челябинской области (46 млн 895 тыс. рублей), Республике Башкортостан (29 млн 826 тыс. рублей), Калининградской области (22 млн 850 тыс. рублей), Ростовской области (20 млн 465 тыс. рублей), Красноярскому краю (15 млн 546 тыс. рублей), г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (15 млн 201 тыс.
рублей). Наложен арест на имущество (в том числе на денежные средства) на общую сумму 25 млн 94 тыс. рублей: Красноярский край - 12 млн 675 тыс. рублей, Челябинская область - 7 млн 51 тыс. рублей, Кировская область - 4 млн 499 тыс. рублей, Оренбургская область - 786 тыс. рублей, Московская область - 65 тыс. рублей, Волгоградская область - 18 тыс. рублей), что составляет 11% от установленной суммы легализованных наркодоходов2. Вместе с тем в 2016 году размер суммы легализованных средств составил 1 млрд. 517 млн 245 тыс. 566 рублей, то есть минус 85%. Допущено существенное снижение - это если сравнивать с годовой выручкой наркобаронов или со стоимостью изъятых в 2017 году подразделениями наркоконтроля различных видов наркотиков, которая в перерасчете по ценам «черного рынка» составила более 12 млрд рублей. То есть применительно к этой цифре установленная сумма легализации составляет всего 2,2%. Таким образом, следует признать, что финансовый оборот наркорынка кратно превосходит суммы легализованных денежных средств, которые установлены и подлежат конфискации. Представляется, что недостаточные положительные результаты подтверждают тот факт, что реально применяемые меры и направления борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в нашей стране не в полной мере соответствуют существующей наркоугрозе.
Проводимые исследования показывают, что отсутствие целостной научно обоснованной системы борьбы с незаконным оборотом наркотиков не позволяет оказывать адекватное противодействие указанным негативным явлениям. Вместе с тем правовой инструментарий борьбы с финансовой составляющей наркобизнеса нуждается в срочном совершенствовании. Прежде всего, это ликвидация недопониманий применительно к квалификации и доказыванию преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, а также пробелов в действующем законодательстве, касающихся повышения ответственности за отмывание доходов от незаконного оборота наркотиков, совершенствование института конфискации имущества обвиняемых лиц, переложение на них бремени доказывания законности происхождения собственности.
Противодействие легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, - это междисциплинарный процесс. Действия и мероприятия, осуществляемые в рамках этого процесса, требуют наличия специальных знаний и навыков не только в области уголовного права, уголовного процесса или оперативно-розыскной деятельности, но и профессиональных познаний об экономических и финансовых отношениях, особенностях ведения хозяйственной деятельности. Кроме того, очень важно иметь аналитические навыки работы с большим объемом информации «на входе» [3, с. 39].
2 Информация приведена согласно сведениям ведомственной формы отчетности «1-НК».
Сегодня процесс обналичивания прочно вошел в сферу незаконного оборота наркотиков как самостоятельный сегмент инфраструктуры наркобизнеса. Специфика операций по отмыванию наркоденег выражается в организованном характере преступной деятельности в кредитно-финансовых отношениях и банковской деятельности, в сфере операций с наличными средствами и ценными бумагами, движимым и недвижимым имуществом и т.д.
Интернет используется наркодельцами также и для легализации денежных средств, полученных преступным путем. Пособничество в этом невольно оказывают различные электронные платежные системы и компании. Их использование, по мнению наркопреступников, является как безопасным способом получения денежных средств от реализации наркотиков, так и способом их отмывания путем многократного перевода со счета на счет или приобретения и последующей реализации виртуальных денег. Так, например, в последнее время прослеживается тенденция «отмывания» наркодоходов через компании, осуществляющие финансово-обменные операции в сети Интернет с использованием криптовалюты Биткоин. Это средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Со слов А.Ю. Лазутина, именно те положительные моменты, которые система электронных расчетов приносит в легальную торговлю, в равной степени являются привлекательными и для преступных элементов. Ведь если «отмыватели» денег будут в состоянии проводить операции с крупными суммами абсолютно анонимно и вне пределов банковской сферы, то это даст им возможность ускользнуть от всей системы профилактических мер, касающихся наличных денег и финансовых учреждений [4]. Расчеты с использованием криптовалюты Биткоин зафиксированы практически во всех федеральных округах, что требует немедленного проведения комплекса мер по совершенствованию государственного контроля за финансовыми операциями с криптовалютами либо решения вопроса о криминализации в законодательстве их использования.
В последнее время в связи с широким распространением синтетических наркотиков проявляется тенденция реструктуризации российского наркорынка, обусловленная частичным замещением так называемых традиционных наркотиков синтетическими, в том числе новыми сильнодействующими психоактивными веществами, от которых наркозависимость наступает после приема первых доз, что может привести к резкому росту смертности наркопотребителей. Следует отметить, что основными потребителями синтетических наркотических средств и психотропных веществ являются молодые люди, воз-
раст которых не превышает 25 лет. Это студенты, учащиеся техникумов и лицеев, молодые специалисты, работающие в государственных и муниципальных структурах, финансовых, коммерческих учреждениях и на производствах, то есть основной кадровый ресурс и производственный потенциал государства. Указанная возрастная категория граждан также является главной репродуктивной частью населения страны, а употребление этими гражданами психоактивных веществ в перспективе может крайне негативно сказаться на демографической ситуации в стране [6, с. 4].
Для ликвидации сетей сбыта синтетических наркотиков и их производных были приняты следующие законодательные акты: Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 26 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств, направленных на пресечение оборота новых психоактивных веществ». Кроме того, разработана правовая база системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регулирующая широкий круг вопросов - от стратегии государственной политики в сфере противодействия легализации преступных доходов до порядка организации внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. В 2001 г. был принят Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Ведущие индустриальные державы достаточно давно осознали угрозу национальным и международной финансовой системам, исходящую от легализации доходов, полученных преступным путем. И, как следствие, в 1989 г. была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ). С 2003 г. Россия, являясь страной-участницей ФАТФ, целенаправленно реализует ее рекомендации и активно сотрудничает с подразделениями финансовой разведки (далее - ПФР) других государств.
Национальное подразделение финансовой разведки было создано в 2001 г. как самостоятельное ведомство в структуре органов исполнительной власти. Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее -Росфинмониторинг) была сформирована в результате преобразования Комитета по финансовому мониторингу (далее - КФМ) и представляет собой подразделение финансовой разведки (далее - ПФР) административного типа. Росфинмониторинг осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе и от незаконного оборота наркотиков, финансирования терроризма.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ЕАГ) была образована 6.10.2004 года. Создание ЕАГ для стран Евразийского региона, не входивших в существующие региональные группы по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в деле снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечение государств региона в международную систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Двадцать третьего ноября 2017 г. на 27 пленарном заседании ЕАГ поддержана инициатива проведения типологического исследования ГУНК МВД России и Росфинмониторинга, целью которого является определение современной структуры финансового сегмента наркобизнеса и выработка руководств по противодействию современным угрозам для правоохранительного блока и подразделений финансовой разведки.
Хочется надеяться, что практическая реализация предложенных инициатив поможет унифицировать правоприменительную деятельность правоохранительных органов в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем от незаконного оборота наркотиков. В этом ключевом направлении деятельности России предстоит продвинуться вперед, но, несомненно, ориентир на повышение эффективности проводимой работы четко обозначен полиции в рамках подготовки России к оценке ФАТФ, запланированной на 2018-2019 годы.
На проходившем с 26 по 28 марта 2018 г. во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России Всероссийском совещании-семинаре руководителей подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне по теме «Проблемные вопросы в организации деятельности по подрыву экономических основ организованной наркопреступности в свете подготовки России к оценке ФАТФ в 2018-2019 годах» определен вектор повышения качества проводимых территориальными подразделениями организационно-правовых мер в сфере борьбы с экономической составляющей наркобизнеса, а также намечены перспективы дальнейшего совершенствования деятельности по рассматриваемой линии, учитывая специфику предстоящей оценки ФАТФ.
Оперативная обстановка объективно требует от правоохранительных органов России активизации по линии выявления и ликвидации транснациональных наркогруппировок, маршрутов движения потоков криминальной наличности и финансовых отмывочных центров, а также сосредоточения на вопросах установления и возвращения из-за рубежа в национальную экономику легализованных активов наркобизнеса. Именно поэтому проблема разработки нормативно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, сегодня является важнейшей
задачей противодействия индустрии наркобизнеса в глобальном смысле и борьбы с легализацией (отмыванием) преступных наркоденег как составной части этого противодействия. Необходимость подрыва и уничтожения финансовой базы преступности, связанной с незаконным производством и распространением наркотиков, пресечения возможности отмывания доходов наркобизнеса посредством легальных кредитных учреждений содействует оздоровлению всей мировой финансовой системы и снижает риски глобальных финансовых потрясений.
Библиографический список
1. Иванов, В.П. Афганский наркоузел / В.П. Иванов. - М.: CVG-art, 2010. - 206 с.
2. Кийко, М.Ю. Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России / М.Ю. Кийко. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 272 с.
3. Корчагин, О.Н. Типологии легализации (отмывания) доходов от незаконного оборота наркотиков / О.Н. Корчагин // Российский следователь. - 2016. - № 20.
4. Лазутин, А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции / А.Ю. Лазутин // Интерпол. - 1999. - № 2(28).
5. Михайлов, Б.П. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков / Б.П. Михайлов, Л.Л. Тузов // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 5.
6. Особенности противодействия распространению новых синтетических наркотических средств и психоактивных веществ : учеб.-практ. пособие / А.В. Морозов [и др.]. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016.