УДК 343.2/.7
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА
Асильдаров А.Ч., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, Khalima. [email protected]
Терроризм по своей бесчеловечности и жестокости превратился в глобальную проблему современности. Трансформация войны - фактор, способствующий формированию современного терроризма. Одним из факторов, способствующих формированию современного терроризма, являются серьезные межгосударственные различия в преследуемых идеологических, религиозных, политических и материальных целях.
Этнорелигиозный терроризм сейчас получил в мире наибольшее распространение. Вырастает он на почве экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости. Как показывает практика, людям достаточно навязать псевдорелигиозные взгляды, которые будут стимулировать их террористическую активность. Религиозный фундаментализм сегодня является питательным источником терроризма.
Ключевые слова: противодействие, экстремизм, закон, идеология, фундаментализм, терроризм, этнорелигиозный терроризм, право, политика, религия, Северный Кавказ, мировое сообщество.
UDC 343.2/.7
PROBLEMS OF COUNTERACTION TO THE IDEOLOGY OF ETHNO-RELIGIOUS TERRORISM Asil'darov A.Ch., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
Terrorism in its inhumanity and cruelty has become a global problem.-lennosti. The transformation of war is a factor contributing to the formation of modern terrorism. One of the factors contributing to the formation of modern-day terrorism, are serious inter-state differences in pursuit of ideological, religious, political and material purposes.
Ethno-religious terrorism now got the world's greatest distribution. It grows on the grounds of extremism, national and religious intolerance. As practice shows, people DOS sufficient to impose the religious views that will stimulate their terrorist asset-ness. Religious fundamentalism today is a nutrient source of terrorism.
Key words: opposition, extremism, law, ideology, fundamentalism, terrorism, ethno-terrorism, law, politics, religion, North Caucasus, World community.
Прошедший 2015 год и начавшийся 2016 год в очередной раз подтвердили необходимость активации противодействия терроризму и этнорелигиозному терроризму, в частности, усиления способности мирового сообщества эффектно и адресно бороться с терроризмом, который несет в себе угрозу территориальной целостности государств, дестабилизирует работу законно избранных парламентов и правительств, провоцирует межрелигиозные и межнациональные конфликты.
В современных условиях терроризм выступает инструментом борьбы, но уже не тактического, а стратегического характера. Международные террористы, действующие под флагом радикального ислама, фактически предлагают миру глобальный проект, альтернативный европейскому, российскому, светскому.
Учитывая рост радикальных настроений отдельной части населения на Северном Кавказе, Президент РФ В. В. Путин отметил, что именно на Северном Кавказе находится узел противоречий, который порождает экстремизм, радикализм и терроризм. В этой ситуации традиционный ислам иг-
рает существенную роль в противодействии идеологии терроризма, многие священнослужители являются примером служения Родине. Веками Ислам развивался в России как одна из традиционных конфессий, а вот вбросы экстремизма и радикальных течений появилось совсем недавно и они крайне опасны.
И действительно, религиозно-политическое движение салафитов представляет собой радикальное воинствующее направление ваххабизма, направленное с помощью методов устрашения без учета национально-исторических особенностей того или иного региона. Оно уже ведет настоящую войну против федерального правительства в республиках Северного Кавказа. Кроме того, их позиции заметно окрепли в Татарстане и Башкирии, где салафиты получили возможность вести свои проповеди в некоторых мечетях этих республик. В последнее время представители этого движения уже закрепились в Москве, развернув в ней свою агитационную деятельность. В случае дальнейшего развития данной идеологии на территории России, увеличения числа ее последователей страну ждет
весьма безрадостное будущее, так как сохраняется опасность выхода радикалов на уровень легального поля политических взаимоотношений. Это даст им возможность влиять на властные структуры регионов и открыто строить ту модель политической системы, к которой они призывают, - «исламское государство». Представляется, что говорить о территориальной целостности России в случае реализации данного сценария уже не придется. Финансовая и организационная поддержка салафитам из стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар и др.) тому убедительное подтверждение.
Всем хорошо известно, что в российском обществе уже поднимался вопрос о запрете идеологии ваххабизма, был принят Закон, но он не действует, так как некоторые политические круги опасались, что это может испортить отношения России с Саудовской Аравией. Однако этот вопрос надо кардинально решить. Причем его надо ставить именно в политическом ключе и с учетом той политики, которую проводит Саудовская Аравия по отношению к российским интересам на Ближнем Востоке и, в частности, Сирии. Иначе как враждебной ее трудно назвать. Поэтому здравомыслящие граждане не удивятся запрету салафизма-ваххабизма как религиозно-политического агрессивного течения, порождающего этнорелигиозный терроризм и противоречащего традиционным ценностям России.
Распространению салафизма и его экспорту в России необходимо противопоставить все имеющиеся ресурсы власти: утилитарные, политические, нормативно-правовые, идеологические, социально-экономические, общественные, силовые. И методы их применения должны носить самый разнообразный характер. Только в этом случае действующая власть сможет добиться успеха и сохранить себя в качестве реального политического лидера.
Итак, встает вопрос: в чем опасность терроризма и антирелигиозного терроризма, в частности?
Опасность терроризма чрезвычайно высока, ибо он не просто отражает культ насилия, но и способствует его развитию, формирует и усиливает в обществе чувство страха, обесценивает человеческую жизнь, приводит к свертыванию государственных гарантий свободы личности, так как вызывает со стороны государства ответные меры, которые не всегда сочетаются с нормами правового государства. Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены воздействовать на общество или на власть. Единственная задача террористов - создать тотальное пространство опасности там, где современное государство возводит тотальное пространство безопасности. Именно поэтому теракты должны происходить в самых непредсказуемых местах, при максимальном стечении народа.
Кроме того, современный терроризм формирует и общественное мнение, влияя на цепочку
современной политики: теракт - СМИ - общественное мнение - политическое решение. Как известно, теракт может привести к срыву переговоров, более того - к отставке правительства, к смене политического курса.
Вместе с тем, надо признать, что Российское государство и институты гражданского общества в последнее время предпринимают значительные шаги по противодействию терроризму в стране. Так в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» и в ряде дополняющих нормативных актов определены и в значительной мере реализованы на практике правовые и организационные меры и механизмы противодействия терроризму.
Закон учитывал и то, что для существования терроризма жизненно важными являлись два фактора. Во-первых, наличие пробелов в системе безопасности государства. Во-вторых, относительная доступность боевого потенциала, выбор людских ресурсов, вербовка наемников, возможность создания тренировочных лагерей.
Недостатком нового Закона многие специалисты считают то, что Центральная федеральная власть не учитывала предложения региональных властей о признании незаконной деятельности салафитов-ваххабитов на территории России. Законодательная база в сфере борьбы с терроризмом, государственный контроль за общественными и религиозными организациями, проповедующими идеи исламского экстремизма, по-прежнему слабы. В этой связи следует больше внимания уделять работе со СМИ, общественными в т. г. религиозными организациями, которые имеют возможность популяризировать традиционные религиозные воззрения. В этой связи оправданным выглядит недавнее предложение главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина о предоставлении мусульманам 15% эфирного времени (пропорционально численности мусульман в стране) на общественном телевидении. Несмотря на негативную реакцию творческой интеллигенции на данное предложение, многие в общественных кругах и органах власти на данное предложение отреагировали позитивно, и оно выглядит политически значимым и крайне необходимым в деле борьбы с радикальными идеями [8].
В то же время со стороны религиозных и политических деятелей все чаще начинают раздаваться призывы к интеграции салафизма и традиционного ислама, призывы в пользу контактов государственной власти с салафитами, но их осуществление чревато негативными последствиями для развития отношений с последователями традиционного ислама. Поэтому сейчас российской власти предстоит провести большую организационную работу в данном направлении. Причем вестись она должна комплексно, по трем направлениям - это образование, просвещение и социальная работа мечетей [16]. И главным направлением в этой триединой задаче, безусловно, является социальная
доктрина, так как социальный вопрос - это узловой вопрос в решении проблем противодействия этно-радикальному терроризму на всей территории России.
Являясь опасным социальным явлением, этнорелигиозный терроризм постоянно развивается, совершенствуется. Эксперты отмечают его креативность и инновационность. Он активно использует не только современные средства коммуникации, связь и компьютерные сети, но и все более изощренные способы общественного воздействия поведением людей, подавлением их психики. Использование террористов-смертников для проведения терактов дает огромное преимущество организаторам таких преступлений. Экспертная оценка и проведенный анализ показывают, что такие акции почти всегда приводят к многочисленным жертвам. Применение тактики самоубийств гарантирует, что теракт состоится в нужный момент по месту и времени с конкретным выбором цели для ее взрыва или уничтожении.
Констатируя свершившийся факт российский востоковед, доктор наук А. Игнатенко писал: «Известные события 1999 г. в Дагестане продемонстрировали реальную опасность ваххабизма для этой республики в составе Российской Федерации. И не просто для республики как таковой, а для мусульман этой республики. И не просто опасность, а угрозу прямого физического уничтожения в ходе джихада, направленного против мусульман Дагестана, которые не соглашаются принять ваххабитскую трактовку ислама. Именно поэтому против агрессии боевиков с территории самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия встали мусульмане Дагестана, с недоумением и даже подозрением оглядываясь на федеральный центр, который долгое время не желал замечать угрозу вах-хабизма-салафизма на Северном Кавказе (и не только там), а то и заигрывал с ним» [10].
В. Е. Петрищев, характеризуя антирелигиозный терроризм, приходит к выводу о том, что формирование движений экстремистского характера, распространение в массовом общественном сознании стереотипов допустимости противоправного поведения, применения насильственных методов при защите социальных, политических, государственных, общественных, групповых и личных интересов являются признаками непримирения с представителями как власти, так и общества. Трагические события на Северном Кавказе, взорвавшие ситуацию на Юге России в августе 1999 г., убедительно свидетельствуют об объектной заинтересованности в ослаблении Российской Федерации ряда стран дальнего и ближнего Зарубежья [14, с. 223-224].
Таким образом, анализ объективных и субъективных причин распространения экстремизма, как базовой идеологии терроризма антирелигиозного содержания, убедительно показывает, что салафизм-ваххабизм не укоренен в культурной
традиции народов Северного Кавказа, где серьезные традиции занимает ислам (практический суфизм). Однако это не значит, что идеологи ваххабизма уже ослабили свои усилия по насильственному распространению своих идей на Северном Кавказе и других регионах России. Конечной целью исламских радикалов, фундаменталистов и экстремистов является построение «исламского государства» от Черного до Каспийского моря.
Важно понимать, что на характер эволюции «чистого ислама» значительно влияет внешний фактор, который имеет несколько составляющих: активность зарубежной диаспоры; деятельность общественных и религиозных мусульманских организаций зарубежного Востока; успешный фундаменталистский зарубежный опыт; целенаправленная деятельность спецслужб государств, имеющих стратегически геополитические интересы на Кавказе (Катар, Турция, Саудовская Аравия и др.), по «фундаментализации» ислама для формирования проводников и каналов влияния с целью перевода мусульманских регионов в иные культурную и политическую системы. Вместе с тем, руководители российских мусульман, в том числе и Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД), во главе с муфтием Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаевым неоднократно и категорически осуждали террористические акты, совершенные на территории России, в том числе и Дагестана, унесшие жизнь имамов, алимов, представителей госслужб и правоохранительных органов.
Традиционно для религиозного менталитета российских мусульман было характерно отсутствие религиозного радикализма. Да и сейчас подавляющее большинство российских мусульман остаются вполне законопослушными гражданами. Ученые-алимы, теоретики и богословы ислама утверждают, что терроризм противоречит указаниям Аллаха (!) и самой природе ислама.
Показательна и убедительна пагубность, вредность идеологии этнорелигиозного терроризма. Идеологическая основа религиозных радикалов очень устойчива к ответному противодействию, так как ее разработчики заранее учитывают факторы человеческой слабости: любой намек на ошибочность их действий - «козни шайтана», малодушие и отступление от принципов «чистого ислама» - дорога к вечным мукам, инакомыслие - от слабого имана (веры). Поверхностно усвоенные молодыми людьми идеи салафизма из-за невысокой политической и религиозной грамотности, сведенные исключительно к внешним атрибутам и ритуалам, оказались особенно привлекательными, поскольку они являлись средством для оправдания практически любого антиобщественного поведения.
Идеологическая составляющая в процессе информационной деятельности идеологов радикализма в Дагестане и в целом России есть одна из важнейших причин, побуждающих местное население проявлять сочувствие по отношению к ради-
калам и пополнять ряды незаконных вооруженных формирований (НВФ). Радикалами ведется активнейшая идеологическая работа с населением, в которую входят такие составляющие, как пропаганда и запугивание широких общественных масс, вручением флэшек с угрозой расправы, подкупы, совершением и демонстрацией терактов, распространением литературы экстремистского содержания, поэтому борьба с идеологией терроризма не может вестись только путем принятия жестких законодательных и силовых мер. Назрела необходимость создания специализированного учебного заведения, укомплектованного учеными и практиками, не только исследующими проблему терроризма, но и осуществляющими подготовку специалистов как для правоохранительных органов и других силовых структур, так и для должностных лиц и руководителей администраций, организаций и учреждений.
Идеологическая позиция радикалов при вербовке молодежи в основном базируется на отвержении светского закона, обязательной необходимости строжайшего соблюдения норм шариата в салафийско-ваххабистском понимании смысла и содержания ислама и освещении работы правоохранительных органов и органов власти с антиобщественных и антиисламских позиций.
СМИ играют роль фактора, интенсивно используемого заинтересованными сторонами для формирования общественного мнения относительно происходящих событий, и, совершенно очевидно, что без идейного потенциала ислама в государственных средствах на сегодняшний день невозможна дерадикализации воинствующей молодежи. На этом настаивает и глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, который ратует за выделение эфирного времени на общественном телевидении России. Это очень важная позиция духовенства России, потому как в деятельности органов федеральной и региональной власти в настоящее время наблюдаются лишь слабые попытки противостоять радикалам и идеологам терроризма на идеологическом фронте, и единственно действенным способом борьбы с экстремизмом остается форма проведения контртеррористических операций по нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований (НВФ).
Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию отметил, что мы знаем, что такое агрессия международного терроризма. Россия столкнулась с ней в середине 90-х годов и наша страна, ее граждане испытали жестокие террористические акты. Мы помним захваты заложников в Буденовске, Беслане, Москве, безжалостные взрывы жилых домой, крушение поезда «Невский экспресс», теракты в столичном метро и в аэропорту Домодедово. Невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое пере-
селение народов, когда террористы получают постоянную финансовую подпитку [17].
Вопросы противодействия идеологии терроризма обсуждались и на заседании экспертного совета при Антитеррористической комиссии Республики Дагестан 1 марта 2016 года в целях реализации Комплексной программы по противодействию идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2016 г. Эксперты, выступившие на заседании сошлись во мнении необходимости создания системы комплексного противодействия идеологии терроризма, формировании в республике обстановки нетерпимости и негативного отношения к террористическим проявлениям. Экспертами было предложено совершенствовать систему информационного противодействия экстремизму и терроризму, усилить факторы формирования общероссийской, общедагестанской идентичности, укрепление государственности, межнациональных отношений, снижение уровня религиозного противостояния и вовлечения молодежи в мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма.
Особое внимание экспертов привлекло предложение о структуре экспертного совета АТК в РД. В свою очередь, НИЦ юридического института ДГУ предлагает свой вариант.
Структура экспертного совета при Антитеррористической комиссии Республики Дагестан
Направления деятельности
С учетом признаков терроризма, прогрессирующих в 21-м веке, экспертный совет, как представляется, должен быть ориентирован на формирование рабочих групп, дополнительно по направлениям (противодействия терроризму):
- элитарному (посягательство на должностных лиц органов государственной власти, владельцев (руководителей) банков, компаний);
- функциональному (покушение на сотрудников правоохранительных органов, ведущих специалистов фирм и др.);
- промышленному (нападение на социально-значимые объекты, а также предприятия, вырабатывающие (хранящие), отравляющие и иные химические вещества);
- транспортному (авиационные, железнодорожные, автомобильные, водные, транспортные средства, уничтожение нефтегазопроводов).
Научно-исследовательским центром юридического института ДГУ в качестве мероприятий общего противодействия идеологии терроризма и предложений в план работы экспертного совета АТК РД на 2016г. предлагается:
1) организация мониторинга и прогнозирования террористических угроз на федеральном и региональном уровнях;
2) определение основных задач государства и уполномоченных субъектов в сфере противодействия терроризму и распределения компетенций между ними;
3) разработка региональных, межведомственных концепций, программ, планов и мероприятий противодействия идеологам терроризма;
4) разработка предложений по совершенствованию законодательной базы по борьбе с терроризмом;
5) урегулирование межконфессиональных, межэтнических, межнациональных и территориальных противоречий и конфликтов;
6) улучшение социально-экономической обстановки в городах, районах и селах с высоким уровнем социальной напряженности и преступности;
7) формирование стойкого неприятия обществом идеологии и практики терроризма;
8) информирование общественности об осуществляемых мерах противодействия терроризму;
9) информирование и обучение населения правилам поведения при возникновении критических ситуаций, связанные с проявлениями террористической деятельности. Обеспечить руководителей администраций учебно-методической литературой. Образовать сборы и курсы обучения противодействия терроризму;
10) создание механизма выплаты вознаграждения за предоставление информации, содействующей предотвращению террористической акции, розыску террористов или решению иных задач борьбы с терроризмом;
11) провести обучение руководителей важных социальных и производственных объектов к их защите от возможного террористического посягательства;
12) контроль операций с денежными средствами и иным имуществом в целях предупреждения финансирования террористической деятельности;
13) введение особых правовых режимов, применяемых в соответствии законом для защиты от террористических угроз;
14) применение к террористам административно-правовых, режимных контрольных, регистрационных, надзорных, охранных и специальных мер с целью защиты населения;
15) всеми силами и средствами добиваться минимизации последствий террористической деятельности.
План работы Научно-исследовательского центра по изучения правовых проблем противодействия идеологии терроризма и коррупции прилагается.
В заключении необходимо отметить, что все люди рождаются равными в достоинстве и правах, и все они составляют часть человечества.
Любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на принципах и признаках превосходства, в том числе этнического, национального происхождения или религиозной нетерпимости, исходящей из экстремистских, террористических воззрений, которое нарушает или ставит под угрозу суверенное равенство населения страны и права граждан, несовместимо с требованиями справедливого государственного порядка, гарантирующего права человека.
Литература
1. Абдулаев Ахмад-Хаджи. Шейх. Муфтий Дагестана. Сущность человеческого нафса (эга) // Благонравие праведников. Махачкала, 2015.
2. Абельцев С.Н. Терроризм в системе преступного насилия // Антитеррор. 2002. №1.
3. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.
4. Асильдаров А.Ч. Противодействие терроризму в Северо-Кавказском регионе (теоретико-правовое исследование). Махачкала: Изд-во «Лотос», 2013.
5. Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2007.
6. БолтуновМ. Е. Терроризм на пороге вашего дома. М.: Аст, 1998.
7. Грачев А. С. Политический экстремизм: корни проблемы. М.: Знание, 1982.
8. Евстратов А. Салафизм в России и СНГ. URL: http://www.iran.ru/news/analytics/86794/Salafizm_v_Rossii_i_SNG (дата обращения: 23.01.2016).
9. Замковой В.И., Ильчиков К.М. Терроризм - глобальная проблема современности. М., 1996.
10. Игнатенко А. Мусульманская самозащита от ваххабизма // Независимая газета. НГ-Религии 1999. 24 ноября.
11. Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
12. Макаров Д. В. Официальный и неофициальный Ислам в Дагестане. М., 2000.
13. Материалы заседания экспертного совета при Антитеррористической комиссии РД. Махачкала, 2016.
14. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал, КРСС, 2001.
15. Петрищев В.Е. Терроризм как общественная проблема // Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996.
16. Примаков Е. Неотложная к решению проблема // Рос. газ. 2012. 4 апр.
17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Устинов В. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Законность. М., 2002.
References
1. Abdulaev Akhmad-Khadzhi. Sheikh. Muftii Dagestana. Sushchnost' chelovecheskogo nafsa (ega) // Blagonravie pravednikov. Makhachkala, 2015.
2. Abel'tsev S. N. Terrorizm v sisteme prestupnogo nasiliya // Antiterror. 2002. №1.
3. Avdeev Yu. I. Terrorizm kak sotsial'no-politicheskoe yavlenie // Sovremennyi terrorizm: sostoyanie i perspektivy. M., 2000.
4. Asil'darov A.Ch. Protivodeistvie terrorizmu v Severo-Kavkazskom regione (teoretiko-pravovoe issle-dovanie). Makhachkala: Izd-vo «Lotos», 2013.
5. Aktual'nye problemy protivodeistviya religiozno-politicheskomu ekstremizmu: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Makhachkala, 2007.
6. BoltunovM. E. Terrorizm na poroge vashego doma. M.: Ast, 1998.
7. Grachev A. S. Politicheskii ekstremizm: korni problemy. M.: Znanie, 1982.
8. Evstratov A. Salafizm v Rossii i SNG. URL: http://www.iran.ru/news/analytics/86794/Salafizm_v_Rossii_i_SNG (data obrashcheniya: 23.01.2016).
9. Zamkovoi V. I., Il'chikov K. M. Terrorizm - global'naya problema sovremennosti. M., 1996.
10. Ignatenko A. Musul'manskaya samozashchita ot vakhkhabizma // Nezavisimaya gazeta. NG-Religii. 1999. 24 noyabrya.
11. Lyakhov E. G. Terrorizm i mezhgosudarstvennye otnosheniya. M., 1991.
12. Makarov D. V. Ofitsial'nyi i neofitsial'nyi Islam v Dagestane. M., 2000.
13. Materialy zasedaniya ekspertnogo soveta pri Antiterroristicheskoi komissii RD. Makhachkala, 2016.
14. Petrishchev V.E. Zametki o terrorizme. M.: Editorial, KRSS, 2001.
15. Petrishchev V.E. Terrorizm kak obshchestvennaya problema // Dukhovnost'. Pravoporyadok. Prestup-nost'. M., 1996.
16. Primakov E. Neotlozhnaya k resheniyu problema // Ros. gaz. 2012. 4 apr.
17. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 03.12.2015 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
18. Ustinov V. Organizatsionno-pravovye aspekty bor'by s terrorizmom // Zakonnost'. M., 2002.
Поступила в редакцию 3 февраля 2016 г.
Received 3 February, 2016