Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах Курткаева Ю. Р.
Курткаева Юлия Руслановна / Kurtkaeva Yulia Ruslanovna - студент магистратуры, кафедра административно-правовых дисциплин,
Государственное казенное образовательное учреждение Высшего образования Республики Крым Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Крымский юридический институт права (филиал), г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье анализируются сущность, цели, основные задачи и проблемы проведения прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.
Ключевые слова: налоги и сборы, прокурорский надзор, исполнение
законодательства, надзор прокуратуры, проверка прокурора.
Налоговое законодательство проходит процесс кодификации ускоренными темпами. Законодательно оформляются в федеральных законах базовые правовые принципы и институты по регулированию финансовой деятельности государства.
Налоговые нормативно-правовые акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами [3, с. 122].
Для обеспечения успешного развития государства используется целый комплекс специальных методов управления экономикой. Важную роль играет разумная и грамотная политика в сфере налогообложения. Необходимо создание благоприятных условий для финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов экономических отношений.
Ранее Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ» оперировал понятием «налоговая система», которая определялась как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке», т. е. фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды включались в налоговую систему. Придание всем указанным платежам налогового характера основывалось на отсутствии различий в понимании налога, сбора, пошлины, а также других платежей, которые одинаково рассматривались как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».
Систему федеральных органов налоговой полиции образуют Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции в пределах своей компетенции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции и иных преступлений, совершаемых должностными лицами налоговых органов.
Полномочия органов, осуществляющих налоговый контроль в отношении сборов, определяются настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами, определяющими статус соответствующих органов [6, с. 77].
Надзор прокуратуры за исполнением налогового законодательства входит в деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов и является, по
указанию Генерального прокурора РФ, одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры за исполнением законодательства.
Сущность надзора прокуратуры за исполнением налогового законодательства можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав и свобод и интересов граждан, общества и государства, а также проведение в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.
Основные задачи в данном направлении определены в Приказе Генерального прокурора от 11 февраля 2003 г. № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах»:
• обеспечение законности взыскания и перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней,
• обеспечение экономических интересов государства и прав налогоплательщиков,
• своевременное выявление и безотлагательное реагирование на все факты нарушений в сфере налогообложения,
• привлечение виновных к ответственности,
• неуклонное исполнение требований закона в ходе уголовного преследования.
Надзор за исполнением налогового законодательства должен способствовать
системному характеру деятельности прокуратуры в данном направлении, своевременному определению актуальных проблем и применению мер прокурорского реагирования, а также координации деятельности всех контролирующих органов в сфере исполнения налогового законодательства [1, с. 62].
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем, чтобы, с одной стороны, не оставлять без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественные интересы или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой - не подменять собой контролирующие органы.
В своей деятельности прокуроры руководствуются законом «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992, где определены их полномочия Налоговым Кодексом РФ и федеральными законами о различных налогах и сборах.
Прокурор имеет в соответствии с законом «О Прокуратуре Российской Федерации» ряд полномочий. Применение этих полномочий позволяет прокурору выявлять факты правонарушений, определять их характер, степень общественной опасности, характер и размер причиненного вреда или ущерба, устанавливать лиц, виновных в совершении правонарушений.
Чтобы проверка исполнения данного законодательства была достаточно полной, прокурор в ходе проверки устанавливает: во-первых - характер различных нарушений, во-вторых - какой правовой акт и содержащаяся в нём норма, когда нарушение закона было совершено, когда и кем выявлено, если нарушение было длящимся, то возникает вопрос очень простой: когда возникло, какова его продолжительность, каковы размеры причинённого материального ущерба, возмещен ли частично или полностью материальный ущерб, кто является нарушителем закона, кто попустительствовал нарушителю закона, каковы обстоятельства, способствовавшие нарушению закона [5, с. 55].
Необходимо, чтобы своевременные проверки прокуроров налоговых органов, юридических лиц, органов местного самоуправления способствовали увеличению и наполнению бюджетов всех уровней.
Литература
1. Актуальные проблемы судебной власти, прокурорского надзора,
правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного
судопроизводства: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов / под общ. и науч. ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. - 313 с.
2. Актуальные проблемы судебной власти, прокурорского надзора,
правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного
судопроизводства: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и студентов / [под. науч. ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова]. - Краснодар: [б. и.]. - Вып. 3. -2013. - 302 с.
3. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учеб. для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и экон. специальностям / И. М. Александров. - Изд. 8-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 317 с.
4. Григонис Э. П. Правоохранительные органы: учеб. для вузов / Э. П. Григонис; Гл. ред. Е. Строганова. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. - 512 с.
5. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по юрид. направлениям и специальностям / Н. П. Кириллова. - М.: Юрайт.
6. Пансков В. Г. Проблемы налогов и налогообложения на современном этапе / В. Г. Пансков // Финансы: теорет. и науч.-практ. журн. - 2014. - N 7. - С. 20-22.